Бундина Ю.М.
Оренбургский государственный университет
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ КАК АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Статья является результатом теоретического анализа источников по проблемам профессиональной компетентности в дизайн-образовании. Для определения аксиологических предпосылок и основ развития личности в педагогике уточнены концептуальные положения об объекте педагогической науки - человеке. В статье обосновывается актуальность аксиологического подхода к формированию профессиональной компетентности студентов-дизайнеров в системе вузовского образования.
Современный этап модернизации российского образования выдвигает повышенные требования к качеству профессиональной подготовки. Одним из главных показателей качества образования сегодня является качество личности выпускников учебных заведений, подразумевая под этим термином их личную компетентность, социальную и профессиональную адаптивность. Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией. Это требует новых, более эффективных путей организации учебновоспитательного процесса в университете.
Основным смыслом современного образования становится создание условий для саморазвития личности как высшей ценности. В связи с этим в последние годы в педагогической науке активно развивается аксиологический подход (Т.К. Ахаян, В.П. Безду-хов, Б.С. Гершунский, А.В. Кирьякова, Г.А. Мелекесов, З.И. Равкин, В. А. Сластенин, Г.И. Чижакова), который акцентирует внимание на субъектной ценностной позиции личности в образовательном процессе.
В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова аксиология определяется как философское исследование природы ценностей. Понятие аксиология возникло позднее, чем проблема ценностей и учение о ценностях. Оно было введено французским философом П. Лапи в 1902 году.
Как относительно самостоятельная отрасль философии, аксиология имеет длительную предысторию и как самостоятельная наука появилась лишь в конце прошлого
века. Тем не менее, суждения о различных видах ценности - благе, добре, красоте, святости и т. п. - встречаются и у классиков античной философии, и у теологов Средневековья, и у мыслителей Ренессанса, и у философов Нового времени. Учение о ценностях появилось во второй половине XIX в., а сами ценности рассматривались как объекты вне-научного познания. Различные подходы к рассмотрению ценностей привели к появлению аксиологических концепций, рассматривающих ценности знания, познавательную деятельность, воспитание, образование [7].
Аксиологический подход позволяет рассматривать взаимосвязь объективного и субъективного начал в обучении профессиональным технологиям студентов-дизайнеров. Признавая изучение проектно-художественных дисциплин в качестве личностно значимой ценности, следует считать формирование профессиональной компетентности студен-тов-дизайнеров закономерным процессом преобразования личности обучаемого.
Для определения аксиологических предпосылок и основ развития личности в педагогике возникает необходимость уточнить концептуальные положения об объекте педагогической науки - человеке.
Психология изучает человека как личность в качестве устойчивой целостности психических процессов и явлений. Рассматривая этапы формирования личности, она выявляет механизмы и условия качественных изменений в психике человека, что, несомненно, является важным средством для реализации педагогической деятельности процесса развития. Рассмотрение различных положений и взглядов психологии осуществляется с целью определения основных элемен-
тов и связей для разработки целостной модели человека. С этой точки зрения представляет интерес синтез теории и взглядов на основе системно-целевого подхода, не имеющих однозначной оценки и трактовки (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.П. Дубинин, Э. Фромм и др.), и традиционных.
З. Фрейд трактовал личность как ансамбль иррациональных, бессознательных явлений. Несомненно, бессознательное является обязательным компонентом психики человека и влияет на его поведение, что должно быть учтено при моделировании человека, но ограничиться только этим компонентом как основным при определении личности, конечно, нельзя. Рациональным считаем у З. Фрейда выделение структурных компонентов личности или души, реальной психической энергии как деятельностной силы и стадий развития личности.
Г. Олпорт рассматривал личность как развивающуюся и открытую психофизиологическую систему, ее ядро - человеческое Я. Особенность этой системы в реализации своего жизненного потенциала, в самоактуализации.
У. Джеймс отмечал, что личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим. Раскрывая сущность сознания, он выделил познающий и познаваемый элементы, выдвинул положение о целостности и динамике потока познания, разделил эмпирическую жизнь личности на материальную, социальную и духовную. Разработанная органическая теория эмоций, по нашему мнению, отражает одну из функциональных сторон внутренней деятельности человека и в определенной степени позволяет связать физиологию с психическими процессами.
К. Роджерс предложил выделить такой компонент структуры личности, как «Я -концепция», который формируется в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой и является интегральным механизмом саморегуляции поведения. Он обосновывает необходимость позитивного отношения к человеку и самой личности к себе.
В концепции культурно-исторического развития личности Л.С. Выготского ведущая роль отводится деятельности. На основе этой
идеи А.Н. Леонтьевым создано самостоятельное направление - теория деятельности и теория поэтапного формирования психических процессов П.Я. Гальперина. Мысль о том, что подлинное обучение должно вести за собой развитие, позволила понять процесс обучения как особую по структуре и содержанию деятельность, специально организованную и управляемую. Развивая теорию деятельности, Д.И. Фельдштейн подчеркивает роль общественно-полезной деятельности, ее значение для развития потребности реализовать себя для общества. Существенным при ее организации является направленность на благо другим людям.
К явлению направленности личности впервые обратился С.Л. Рубинштейн, рассматривая ее как совокупность «динамических тенденций, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности» и выражающих социальные потребности, систему мотивов и задач, которые ставит себе человек [6].
Принципиальных разногласий в трактовке термина «направленность» в литературе по педагогике и психологии практически нет. И во всех научных подходах направленность рассматривается как один из структурных компонентов личности. В психологическом плане она представляет собой сложное образование, которое наиболее полно отражает способ ее общественного поведения и деятельности.
С явлением общей направленности личности теснейшим образом связано понятие профессиональной направленности личности. Она понимается как избирательное положительное отношение к профессии (А.В. Кирьякова, В.А. Сластенин, Г.А. Мелекесов, С.И. Жернов) и представляет собой интегральное динамическое свойство личности, которое выражает доминирующие осознаваемые и неосознаваемые отношения к любой профессии (в том числе и дизайнерской), предопределяющие и подготовку к предстоящей деятельности, и успешность ее осуществления [4]. Профессиональная направленность личности органически связана с проблемой деятельности и придает ей статус решающего фактора становления будущего специалиста, в частности дизайнера.
Направленность личности в профессиональной подготовке будущих дизайнеров связана с познавательной деятельностью, проявляется в интересах, установке, мотивации, потребностях, ценностных ориентациях.
Ценностные ориентации - это сложные образования, вобравшие в себя разные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности, определенные формы взаимодействия внутреннего и внешнего для личности, специфические формы осознания личностью окружающего мира, мира, своего прошлого, настоящего и будущего, а также сущности своего собственного. Ценностные ориентации личности в ее общей структуре выполняют роль «стратегической» линии поведения, функции «интегратора» различных форм деятельности человека» [4].
Содержание понятия «ценность» большинство ученых (В.П. Тугаринов, С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.Н. Сагатовс-кий, З.Н. Чавчавадзе, В.А. Ядов) характеризуют через выделение целого ряда признаков, свойственных так или иначе всем формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность.
Осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и его оценка формируют особый вид отношения к нему
- ценностное отношение.
Ценностное отношение к профессии дизайнера мы рассматриваем как результат осмысления полученных знаний, умений (впечатлений), познания деятельности ведущих дизайнеров мира. Заинтересованное отношение к изучению дисциплин, освоению ремесла, профессии положительно сказывается на психологическом состоянии студента и способствует развитию мотивации учения.
Ориентация личности в мире ценностей представляет собой процесс восхождения личности к ценностям на основе закона возвышения потребностей. Закон возвышения потребностей, работая на личностном уровне, позволяет обеспечить многие закономерности развития аксиологического потенциала личности [4]. Потребности, будучи самыми глубинными источниками отношения к
действительности, являются одновременно пусковым механизмом жизнедеятельности человека, его активности. Они составляют многообразную палитру стремлений, побуждений человека (Б.Г. Ананьев). Потребность - это прежде всего основа формирования цели деятельности и движущая сила в достижении поставленной цобраза будущей дизайнерской деятельности как продукт самосози-дания, выстраивания жизненной перспективы также осуществляется на основе поиска, оценки, выбора и проекции. Экстраполяция себя в будущее.
Ценностное самоопределение студента как результат ориентации как особой стадии аксиологизации может быть названо центральной стадией, обеспечивающей ориентацию студента в мире ценностей профессии, в прошлом - настоящем - будущем [4].
Ценностное самоопределение личности студентов-дизайнеров проходит несколько этапов, для каждого из которых характерны свои особенности. В этом смысле для нашего исследования являются важными ряд основных положений концепции ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьяковой, которая утверждает, что процесс ориентации имеет следующие стадии:
- познание мира ценностей общества;
- осознание себя в этом мире (самосознание), осуществляемое на основе присвоенных личностью ценностей;
- построение жизненной перспективы в освоенной системе.
Применительно к нашему исследованию, продуктом первой фазы процесса ориентации - присвоения личностью ценностей -является мир ценностей профессии дизайнера. Продуктом данной фазы можно считать «Образ мира Дизайна».
Во второй фазе ориентации осуществляется формирование образа «Я». В контексте нашего исследования мы имеем в виду образ Я -дизайнер, становление и развитие, преобразование личности на основе принятия ценностей профессии. Во время второй фазы происходит идентификация и самоидентификация личности как субъекта дизайн-деятельности.
В третьей фазе процесса ориентации личности в мире ценностей в качестве образа
будущего в нашем исследовании выступают цели дальнейшей деятельности, нормы поведения, иными словами, перспектива жизненного выбора. Мы полагаем, что четко обозначенная перспектива может послужить критерием эффективности процесса ориентации. Это важная фаза ценностного самоопределения личности студентов.
Особую роль в становлении «Я - будущий дизайнер» выполняют участие в конкурсах молодых дизайнеров, фестивалях моды, выставках, смотрах, взаимодействие с профессиональной средой, а также преддипломная практика, которые вызывают у студентов определенные ожидания и трудности, для преодоления которых необходимо раскрытие резервных возможностей образа «Я» (личностная концепция) и «образа Я - будущий дизайнер» (профессиональная концепция).
Дизайн-деятельность представляет возможности для активного вовлечения студентов в учебную деятельность, способствует мобилизации их творческих сил, условия для самостоятельных исследовательских навыков. Поэтому учебный процесс организован таким образом, чтобы студенты могли самостоятельно овладеть комплексом знаний и умений, научиться действовать творчески, находить способы самореализации, уметь самоопределяться в окружающем мире, ощущать свое собственное «Я», научиться управлять собой и обстоятельствами, уметь само-обучаться и самосовершенствоваться.
Дизайнер, основным содержанием деятельности которого является создание культурных образцов, которые могут стать (а в ряде случаев и должны стать) модными, должен иметь целостное представление о природе такого феномена, как мода. Мода является одной из форм массового поведения в современном обществе. Мода может быть на вещи, свойства вещей, идеи, действия, слова, т. е. на все то, что является модными образцами [5]. В связи с этим становление «Я - будущий дизайнер» включает в себя становление «Образ Моды», который формируется под воздействием знаний об основных закономерностях моды, понимания моды как социального явления.
Имидж дизайнера является одной из форм рекламы моды, особенно в конце XX
в., когда дизайнер стал популярной личностью, сравнимой со звездами шоу-бизнеса.
«Образ я - дизайнер» - это личностное новообразование, синтезирующее в себе совокупность профессионально значимых ориентаций личности, раскрывающее отношение к профессиональным знаниям, к будущей практической деятельности, к себе как будущему дизайнеру. Личностная значимость собственных достижений является одной из характеристик субъектной позиции студента по отношению к себе в реальности. Именно субъектная позиция студента составляет основу развития у него целостного, дифференцированного «образа Я» и выделения в этом глобальном личностном новообразовании компонента «Я - будущий дизайнер».
В каждую историческую эпоху образование играет особую роль и является непреходящей ценностью для любого человеческого сообщества и каждой отдельно взятой личности. С этих позиций существенное значение имеют труды, раскрывающие аксиологические основы образования (Е.В. Бонда-ревская, В.П. Зинченко, А.В. Кирьякова, Л.В. Сластенин, И.Ф. Исаева и др.).
Сегодня центральным понятием в теории высшего профессионального образования становится понятие «профессиональная компетентность». «Дизайн-образование мы рассматриваем одним из видов профессионального образования. Дизайн является особой творческой деятельностью, объединившей в процессе проектирования достижения различных областей человеческой деятельности - техники, инженерного конструирования, искусства, технологии, экономики, социологии - и направленной на создание эстетически совершенных и высококачественных серийных изделий для удовлетворения потребностей человека и общества» [5].
Компетентность - мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.
Исключительная сложность данной проблемы и ее важность для практики вызвали к жизни множество работ, посвященных этой теме (В.С. Безрукова, Ю.В. Варданян, С.А.
Дружилов, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др). В рассмотренных работах даны различные определения компетентности, но все они объединены специфическими признаками этого феномена. Во-первых, профессиональная компетентность и профессионализм рассматриваются в контексте таких понятий, как знания, умения, навыки; во-вторых, в качестве основных критериев этих понятий выступают индивидуально-личностные характеристики, система ценностей.
В результате образования у человека должно быть сформировано некоторое целостное социально-профессиональное качество, позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми. Это качество может быть определено как целостная социальнопрофессиональная компетентность человека. Социально-профессиональная компетентность проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека [3].
Наряду с социальной частью единой социально-профессиональной компетентности в ней представлена и деятельностная, т. е. собственно профессиональная как основанная на системных междисциплинарных, структурированных знаниях; множестве разноуровневых умений, саморегулируемых по их применению на практике, например, умений проектировать, диагностировать, исследовать, рассчитывать, конструировать и т. д. Профессиональный - обеспечивающий адекватность выполнения профессиональной деятельности. В соответствии с этим блоком выпускник должен уметь решать профессиональные задачи по специальности, предназначению [3].
Компетентность всегда проявляется в деятельности. Природа компетентности такова, что она может проявляться в органическом единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личной заинтересованности в виде деятельности. Важной особенностью профессиональной компетентности является то, что компетентность реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее.
Формированию профессиональной компетентности будущего дизайнера способству-
ет участие в деятельности творческой лаборатории моды и студенческого театра моды «Кристалл», будущие специалисты выполняют роли организатора, стилиста, дизайнера, конструктора, технолога, портного, визажиста, демонстратора одежды, которые формируют профессиональную компетентность. Особое значение на этом этапе приобретают педагогическая поддержка будущего дизайнера, анализ профессиональных и жизненных ситуаций, адекватная оценка своих возможностей, личной позиции и мотивации к самосовершенствованию в профессиональной деятельности.
В полной мере профессиональная компетентность может проявляться лишь у работающего специалиста. Но ее предпосылки и отдельные стороны формируются уже в период обучения в вузе. На основе проведенного анализа [2, 3, 4, 5] нам представляется целесообразным выделить компоненты профессиональной компетентности дизайнера: гносеологический, праксеологический и аксиологический. Причем деление это весьма условно, так как вычленение компонентов проведено в исследовательских целях. В реальности же обозначенные грани размыты. Аксиологический компонент присутствует в виде ценностных ориентаций, но зависит от уровня профессиональных знаний и умений и наоборот.
Гносеологический компонент профессиональной компетентности дизайнера предполагает адекватное восприятие, осмысление природных и социальных процессов действительного мира и определяет систему знаний будущего специалиста дизайнера. Содержание знаний, которыми должны овладеть специалисты дизайна, концентрируется в следующих направлениях: общетеоретический базис; общехудожественный базис; специальные технологические и инженерно-технические знания; знания организационно-технического характера.
В нашем исследовании праксеологический компонент включает в себя совокупность профессиональных умений, которые лежат в основе решения профессиональных задач. Нами выделено шесть групп умений: информационно-аналитические, конструктивно-
графические, проективные, художественноэстетические, инструментальные, организационные.
Аксиологический компонент профессиональной компетентности проявляется в ценностном отношении к профессии дизайнера и реализуется в способности человека менять в себе то, что должно измениться в ответ на вызов ситуации с сохранением некоторого ядра, которое включает целостное мировоззрение и систему ценностных ориентаций. Вместе с тем необходимо констатировать, что в процессе присвоения ценностей профессии и культуры дизайна происходит увели-
чение плотности профессионального ценностно-смыслового ядра личности, что ведет к укрупнению его структуры и усилению структурных связей.
По нашему мнению, профессорско-преподавательский состав кафедры (и вуза в целом) играет важную роль в процессе формирования профессиональной компетентности студентов, поскольку преподаватель является источником тех установок, позиций, которые он стремится сформировать у будущих специалистов, причем влияет на этот процесс своим гражданским, идейным и нравственным обликом.
Список использованной литературы:
1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Изд-во Современник, 1998. - 608 с.
2. Г осударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и дизайна. Специальность 052400 - Дизайн. - М., 2003. - 27 с.
3. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность // Высшее образование сегодня. 2005 -№11, с.11-20.
4. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. - Оренбург, 1996. - 187 с.
5. Михайлов С.М., Михайлова А.С. История дизайна. Краткий курс: Учеб. для вузов. - Москва: Союз дизайнеров России. 2004. - 289 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989.
7. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.