Научная статья на тему 'Аксиологизация содержания профессиональной подготовки будущих педагогов'

Аксиологизация содержания профессиональной подготовки будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / AN AXIOLOGICAL APPROACH / АКСИОЛОГИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ / AXIOLOGIZATION OF THE CONTENT / КОГНИТИВНАЯ / COGNITIVE / ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ / ЛИЧНОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ АКСИОЛОГИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ / PERSONAL COMPONENTS OF AXIOLOGIZATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / PEDAGOGICAL VALUES / ЦЕННОСТНАЯ УСТАНОВКА / VALUE ORIENTATION / ОТРАЖЕННАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / REFLECTED SUBJECTIVITY / ACTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиманчик Мария Святославовна

В статье обосновывается актуальность ценностных подходов к профессиональному образованию, уточняется понятие «аксиологизация содержания на уровне образовательного процесса» в контексте профессиональной подготовки будущих педагогов. Раскрываются составляющие аксиологизации содержания образовательного процесса когнитивная, деятельностная, личностная, реализация которых в единстве и взаимодействии обеспечивает развитие аксиологического потенциала личности будущего педагога. Когнитивная составляющая процесса аксиологизации предполагает включение в содержательный компонент педагогических дисциплин знания о педагогических ценностях, их структуре, значимости для личностного и профессионального развития, о профессиограмме как ценностно-целевой установке профессиональной подготовки, самообразования и саморазвития. Проектирование и осуществление образовательного процесса в соответствии с гуманистической парадигмой, основными положениями контекстного обучения, рефлексивно-деятельностного подхода, обеспечивающего студентам проживание и присвоение педагогических ценностей, формирование у них профессиональносубъектной позиции, предполагает деятельностная составляющая. Личностная составляющая предусматривает реализацию потенциала личности педагога с целью формирования у студентов профессионально значимых ценностных установок на основе механизмов отраженной субъектности. Особое внимание в статье уделяется способам реализации деятельностной и личностной составляющих аксиологизации содержания педагогических дисциплин на уровне образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шиманчик Мария Святославовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiologization of the Content of Future Teachers’ Professional Training

The article explains the relevance of valuable approaches to professional education, clarifies the concept «axiologization of the content at the level of educational process» in the context of future teachers’ professional training. The components of axiologization of the content of the educational process cognitive, activity, personal are disclosed. Their realization in unique interaction provides the development of the axiological potential of the personality of the future teachers. The cognitive component of the axiological process supposes inclusion in the substantial component of pedagogical disciplines knowledge about values, their structure and importance for personal and professional development, about a professiogramm as a valuable purpose of vocational training, selfeducation and self-development. The activity component involves the design and implementation of the educational process according to the humanistic paradigm, basic points of contextual training, the reflexive and activity approach that provides accommodation and assignment of pedagogical values to students, forms their professional and subject position. The personal component means realization of future teachers’ potential with the aim to form students’ professionally significant set of values based on the ways of the reflected subjectivity. Also, attention is paid to methods of activity realization and personal components of axiologization of the content of pedagogical disciplines at the level of the educational process.

Текст научной работы на тему «Аксиологизация содержания профессиональной подготовки будущих педагогов»

УДК 37.013.73:378

М. С. Шиманчик

Аксиологизация содержания профессиональной подготовки будущих педагогов

В статье обосновывается актуальность ценностных подходов к профессиональному образованию, уточняется понятие «аксиологизация содержания на уровне образовательного процесса» в контексте профессиональной подготовки будущих педагогов. Раскрываются составляющие аксиологизации содержания образовательного процесса - когнитивная, деятельностная, личностная, реализация которых в единстве и взаимодействии обеспечивает развитие аксиологического потенциала личности будущего педагога. Когнитивная составляющая процесса аксиологизации предполагает включение в содержательный компонент педагогических дисциплин знания о педагогических ценностях, их структуре, значимости для личностного и профессионального развития, о профессиограмме как ценностно-целевой установке профессиональной подготовки, самообразования и саморазвития. Проектирование и осуществление образовательного процесса в соответствии с гуманистической парадигмой, основными положениями контекстного обучения, рефлексивно-деятельностного подхода, обеспечивающего студентам проживание и присвоение педагогических ценностей, формирование у них профессионально-субъектной позиции, предполагает деятельностная составляющая. Личностная составляющая предусматривает реализацию потенциала личности педагога с целью формирования у студентов профессионально значимых ценностных установок на основе механизмов отраженной субъектности.

Особое внимание в статье уделяется способам реализации деятельностной и личностной составляющих аксиологизации содержания педагогических дисциплин на уровне образовательного процесса.

Ключевые слова: аксиологический подход, аксиологизация содержания, когнитивная, деятельностная, личностная составляющие аксиологизации содержания, педагогические ценности, ценностная установка, отраженная субъектность.

M. S. Shimanchik

Axiologization of the Content of Future Teachers' Professional Training

The article explains the relevance of valuable approaches to professional education, clarifies the concept «axiologization of the content at the level of educational process» in the context of future teachers' professional training. The components of axiologization of the content of the educational process - cognitive, activity, personal are disclosed. Their realization in unique interaction provides the development of the axiological potential of the personality of the future teachers. The cognitive component of the axiological process supposes inclusion in the substantial component of pedagogical disciplines knowledge about values, their structure and importance for personal and professional development, about a professiogramm as a valuable purpose of vocational training, self-education and self-development. The activity component involves the design and implementation of the educational process according to the humanistic paradigm, basic points of contextual training, the reflexive and activity approach that provides accommodation and assignment of pedagogical values to students, forms their professional and subject position. The personal component means realization of future teachers' potential with the aim to form students' professionally significant set of values based on the ways of the reflected subjectivity.

Also, attention is paid to methods of activity realization and personal components of axiologization of the content of pedagogical disciplines at the level of the educational process.

Keywords: an axiological approach, axiologization of the content, cognitive, active, personal components of axiologization, pedagogical values, value orientation, reflected subjectivity.

Актуализация ценностных подходов к профессиональному образованию определяется наличием ряда противоречий, среди которых необходимо назвать следующие: между потребностью образовательной практики в более продуктивных средствах, реализации гуманистической образовательной парадигмы и неготовностью педагогов к их использованию, между потребностью в педагогах со сформированными установками на ценностное отношение к себе, своей профессиональной деятельности, образованию, саморазвитию, к окружающим людям, и отсутствием эффективной системы педагогических средств для решения на-

© Шиманчик М. С., 2015

званной задачи в процессе профессиональной подготовки будущих учителей; между особым значением аксиологической компоненты содержания профессионального образования и незначительной составляющей ее на уровне образовательного процесса.

Современный педагог оказался перед необходимостью решать множество новых и сложных задач, которые требуют и новых качеств (мобильность, динамизм, конструктивность, способность взаимодействовать в условиях поликультурного образовательного пространства, принимать ответственные и продуктивные решения в

ситуации неопределенности, реализовывать гуманистическое взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса, создавать насыщенную коммуникативную среду, потребность в поиске продуктивных современных педагогических средств обучения, воспитания и развития личности, обучения учащихся с различными образовательными потребностями, способность уже сегодня создавать будущее и т. д.). Профессиональная подготовка в высшем учебном заведении призвана стимулировать будущих специалистов к личностному и профессиональному росту, самоактуализации, создавать условия для освоения не только необходимых знаний, умений, но и ценностей, которые необходимы для их успешной профессиональной деятельности.

Как справедливо отмечают разработчики педагогической аксиологии В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова, образовательный импульс поддерживается не только потребностями человека, но и его ценностными ориентациями. Потребности ориентируют человека на конкретную деятельность, а ценности управляют всей его жизнью. Данное утверждение позволяет сделать вывод о том, что ценности управляют образовательной деятельностью в процессе профессиональной подготовки, определяют ее смысл, результат, а также являются фактором быстрой и успешной профессиональной адаптации, становления, формирования индивидуального стиля педагогической деятельности [6]. Отсюда одной из основных проблем современной профессиональной подготовки является пересмотр содержания образования, а точнее его аксиологизация, в том числе и на уровне образовательного процесса. Аксиологизацию содержания образовательного процесса в контексте профессиональной подготовки педагога, исходя из вышесказанного, можно рассматривать как «выращивание» будущего специалиста, способного и готового управлять своей жизнью, профессиональной деятельностью, ориентированной на достижение главной цели - создание условий для разностороннего гармоничного развития личности обучающегося.

Основы педагогической аксиологии, ее сущность, основные понятия, возможные пути развития аксиосферы личности разрабатывались в трудах таких философов, как Н. Ф. Бучило, А. Г. Здравомыслов, М. С. Кагани и др. Гносеологические и социологические аспекты аксиологии рассматриваются в работах И. Г. Афанасьевой, А. М. Коршуновой, В. А. Блюмкина и др. В исследованиях К. К. Платонова, К. Роджерса,

В. А. Ядова ценностные ориентации рассматриваются как структурные компоненты личности; В. И. Байденко, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской рассматривают ценности как одну из составляющих основных компетенций будущих специалистов.

Методологические подходы к формированию системы ценностных ориентаций, аксиологической парадигмы в образовании представлены такими исследователями, как Е. В. Бондаревская, Б. Т. Лихачев, Н. Д. Никаноров, З. И. Равкин, М. В. Богуславский и др. Определению аксиологических оснований развития образования, рассмотрению классификации ценностей, их структуры, постановке цели и задач ценностного прогнозирования образования посвящены работы И. Ф. Исаева, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова, З. И. Равкина и др. Обоснование аксиологического подхода к подготовке будущего педагога отмечено в работах С. Г. Вершловского, Б. С. Гершун-ского, С. Г. Кулагиной и др. Аксиологические индикаторы качества образования рассматриваются в работах А. В. Кирьяковой, Л. В. Мосиен-ко, Т. А. Ольховой.

Анализ теоретических источников позволяет сделать вывод о том, что в педагогической науке нет точного определения сущности аксиологиза-ции содержания образования на уровне образовательного процесса, поскольку содержание образования на общетеоретическом уровне и содержание образования на уровне образовательного процесса не являются тождественными. Под ак-сиологизацией содержания образовательного процесса мы понимаем реализацию комплекса педагогических средств, включающего такие составляющие, как когнитивная, деятельностная и личностная, и обеспечивающего качественные изменения в ценностном отношении студентов к образованию, к самим себе, к будущей профессиональной деятельности, формирование профессионально значимых ценностных установок и ценностных ориентаций.

Когнитивная составляющая процесса аксио-логизации предполагает включение в содержательный компонент педагогических дисциплин знания о педагогических ценностях, их структуре, значимости для личностного и профессионального развития, о профессиограмме как ценностно-целевой установке профессиональной подготовки, самообразования и саморазвития.

Проектирование и осуществление образовательного процесса в соответствии с гуманистической парадигмой, основными положениями

контекстного обучения, рефлексивно-

деятельностного подхода, обеспечивающего студентам проживание и присвоение педагогических ценностей, формирование у них профессионально-субъектной позиции, предполагает деятельностная составляющая. Личностная составляющая предусматривает реализацию потенциала личности педагога с целью формирования у студентов профессионально значимых ценно -стных установок на основе механизмов отраженной субъектности.

Как показывает анализ литературных источников, наиболее полно разработана проблема определения педагогических ценностей, их структуры, классификации, их значимости для будущей профессиональной деятельности. Однако современный социокультурный контекст, динамизм общественных процессов требует постоянной актуализации ценностных оснований образования, их иерархической структуры и, как следствие, пересмотра ценностных приоритетов профессиональной подготовки будущих педагогов. Как уже отмечалось выше, новые задачи, стоящие перед образованием, требуют от педагога выполнения новых ролей, развития новых качеств и способностей, что обуславливает постоянное обновление содержания педагогических дисциплин, включение в систему формируемых знаний о новых составляющих профессиограм-мы современного педагога.

Деятельностную составляющую аксиологиза-ции содержания образовательного процесса необходимо рассматривать, исходя из единства его содержательного и деятельностного компонентов.

Результаты нашего исследования подтверждают, что эффективным средством формирования ценностных ориентаций студентов, развития их профессиональных компетенций является погружение их в среду, где реализуются те же подходы, идеи, принципы, методы, технологии, на основе которых они должны строить свою будущую профессиональную деятельность. Это означает необходимость и целесообразность совершенствования образовательного процесса в вузе, выстраивание его на основе системы ценностей и ориентиров, педагогических средств, которые актуальны для будущей профессиональной деятельности студентов. Наполнение содержания педагогическими задачами, ситуациями, организация образовательного процесса, основанного на гуманистических ценностях, вариативность, индивидуализация и дифференциация, свобода выбора, рефлексивность, контекстность деятельности - это,

как подтверждает образовательная практика, характеристики, которыми должен обладать педагогический процесс в аспекте формирования ценностных ориентаций будущих педагогов.

Значительным шагом в развитии современных представлений о направлениях реформирования профессионального образования явилась концепция знаково-контекстного обучения, предложенная А. А. Вербицким [2].

Совершенно очевидно, что контекст подготовки педагога в высшей школе должен включать содержание ситуаций реальной профессиональной деятельности, позволяющее воспроизвести различные компоненты профессиональной среды и связанные с ними требования к личности педагога. Благодаря контексту обеспечивается смещение акцентов с усвоения студентом знаний, зачастую оторванных от ситуации практической деятельности, на овладение деятельностным и ценностным содержанием профессионального труда. Вербицкий А. А. указывает, что «основной характеристикой образовательного процесса контекстного типа является моделирование на языке знаковых средств предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности» [2, с. 60]. Таким образом, с самого начала студенту задаются контуры его профессионального труда.

Основной единицей контекстного обучения выступает задача-ситуация, анализ и разрешение которой на основе освоенных знаний и умений обеспечивает развитие студента как специалиста, обладающего компетенциями, необходимыми для успешного осуществления профессиональной деятельности. В рамках задачи-ситуации происходит синтез не только когнитивных и поведенческих компонентов опыта, но и личностного, которые, таким образом, предстают не как отдельные, слабо связанные между собой линии обучения студента, а как интегрированные в единый содержательный комплекс подготовки специалиста. В контексте рассматриваемой проблемы следует отметить, что поведенческий опыт необходимо рассматривать не только как формируемый поведенческий репертуар, включающий педагогические умения, но и опыт проживания педагогических ценностей, осознания их значения, в том числе и осваиваемых знаний и умений для будущей профессиональной деятельности. В связи с этим особое значение приобретает проектирование содержания образовательного процесса в виде системы задач-ситуаций, наполнение их аксиологическим контекстом, осуществление их

анализа, позволяющего осознать значимость психолого-педагогического знания, а также других учебных дисциплин.

Следует заметить, что конструирование задач-ситуаций и их анализ необходимо осуществлять таким образом, чтобы помочь будущим специалистам осознать роль значимых личностно-профессиональных качеств, педагогических ценностей-целей, ценностей-средств, ценностей личностного роста и благополучия, ценностей гражданского общества и др. Анализ задач-ситуаций должен предполагать в обязательном порядке определение, оценку ценностных установок, ценностных ориентаций действующих субъектов, выявление вариантов решения ситуации в соответствии с различным ценностным отношением к педагогическим явлениям, фактам.

В условиях аксиологизации содержания образовательного процесса особое значение приобретает использование в образовательном процессе технологий, методов, приемов, средств, механизмов, позволяющих студентам овладеть ценностями и опытом личностно-ориентированного обучения, способностью переносить осваиваемые способы деятельности в свою будущую деятельность. Используемые методы, технологии должны создавать условия для того, чтобы студенты становились не только субъектами присвоения опыта, но и субъектами своего личностного и профессионального развития [4]. Данное положение предполагает активное включение студентов в процессы целеполагания, планирования деятельности на занятиях, выбора средств, достижения цели, осуществления рефлексивно-оценочной деятельности, самодиагностики лич-ностно-профессиональных качеств и способностей, проектирование программ личностного и профессионального развития.

Нельзя не согласиться с А. В. Кирьяковой, которая утверждает, что развитие аксиологического потенциала личности студента становится реальностью, если осваиваемые студентами ценности придают познанию, сотрудничеству, творчеству и самореализации, субъектной позиции ценностную ориентацию [1]. Важнейшим механизмом развития личности, как считают ученые, является рефлексия, которая понимается как способ саморазвития субъекта деятельности. Благодаря рефлексивному анализу деятельности становится возможным совершенствование не только тех или иных способов действий, но и ценностного сознания личности. Рефлексия выполняет диагностическую, коррекционную, смыслотворческую и мо-

тивационную функции [7]. Рефлексия (осознание того, что хотят субъекты взаимодействия, каковы их потребности, интересы, ожидания, как были реализованы их права) позволяет формировать ценностные ориентиры студентов и, прежде всего, в области гуманистического взаимодействия. В рефлексии совмещаются функции познания, анализа и оценки. При этом объектами рефлексии являются знания о ролевой структуре и позиционной организации взаимодействия, представления о внутреннем мире другого человека, причинах тех или иных его поступков, знания о субъекте и способы взаимодействия с ним. Среди важнейших продуктов рефлексии необходимо назвать ценностное самоопределение, а также сотрудничество, солидарность, эмпатию, потребность в уважении и принятии Другого, признание ценности Другого, знание и соблюдение нравственных норм по отношению к Другому, что и свидетельствует о развивающем механизме рефлексии, и прежде всего в контексте развития аксиологического потенциала будущего педагога.

В условиях аксиологизации содержания образовательного процесса значительно меняется позиция педагога, возрастает его роль. Психологи утверждают, что сильное влияние на развитие личности обучающегося может оказать значимый для него человек. В. А. Петровский использует понятие «отраженная субъектность» [5]. Исходя из сущности понятия, можно сделать вывод о том, что, отражаясь в обучающихся, педагог выступает как активное, деятельное начало, изменяющее его взгляды на вещи, формирующее новые побуждения, ставящее новые цели.

Основной позицией педагога в контексте ак-сиологизации содержания образовательного процесса становится личностное или гуманистическое взаимодействие, основанное на адекватном стиле педагогического руководства и общения, диалогизации, персонификации, индивидуализации [4]. Студенты должны видеть со стороны преподавателей образцы поведения, педагогического опыта, профессиональной деятельности, чтобы на себе ощутить, пережить такие ценности, как субъектная позиция, владение различными стилями педагогического руководства, способами успешной реализации индивидуального подхода к обучающимся, творческий подход к решению стандартных задач и т. п.

В условиях реализации педагогом гуманистического взаимодействия студенты получают опыт осознания ценности педагога как авторитетного лица, как фактора развития личности в целом и

как основного фактора создания благоприятной морально-психологической атмосферы образовательной среды в частности. Если педагог создает атмосферу психолого-педагогической поддержки, строит свою работу на принципах принятия обучающегося, эмпатии и конгруэнтности, он в действительности, отражаясь в студентах-субъектах, способствует развитию их аксиологического потенциала, личностно-профессиональному росту, следовательно, становится активным, деятельным началом [4]. Убедительным доказательством механизма отраженной субъектности является тот факт, что студенты, осознавая и переживая ценность демонстрируемых преподавателем продуктивных способов взаимодействия, используют их в своей педагогической практике, то есть студенты действуют так, как это делал или сделал бы их авторитетный педагог, проявляют такие качества, которые он одобрил бы. Из вышесказанного следует важный вывод: чтобы выполнить свою особую роль в становлении будущего специалиста преподавателю необходимо постоянно работать над развитием своей профессиональной компетентности, педагогической культуры, совершенствовать личностные качества (по мнению А. Б. Орлова, это системообразующее качество как гуманистическая центрация, то есть центра-ция на интересах, проявлениях своей сущности и сущности других людей - обучающихся, коллег, социальных партнеров, администрации) [3].

Библиографический список

1. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике [Текст] : монография / под науч. ред. А. В. Кирьяковой. - М.: Дом педагогики, 2008. - 578 с.

2. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе [Текст] / А. А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

3. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики [Текст] :

учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов / А. Б. Орлов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -272 с.

4. Педагогическая психология [Текст] : учебное пособие / под ред. И. Ю. Кулагиной. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 480 с.

5. Петровский, А. В. Личности в психологии: парадигма субъектности [Текст] : монография / А. В. Петровский. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 512 с.

6. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - М.: Академия, 2003. - 192 с.

7. Степанов, С. Ю. Психология рефлексии: проблемы исследования [Текст] / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Вопросы психологии. - 1997. - № 3. -С. 31-40.

Bibliograficheskij spisok

1. Aksiologija obrazovanija. Fundamental'nye issledovanija v pedagogike [Tekst] : monografija / pod nauch. red. A. V. Kir'jakovoj. - M.: Dom pedagogiki, 2008. - 578 s.

2. Verbickij, A. A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole [Tekst] / A. A. Verbickij. - M.: Vysshaja shkola, 1991. - 207 c.

3. Orlov, A. B. Psihologija lichnosti i sushhnosti cheloveka: Paradigmy, proekcii, praktiki [Tekst] : ucheb. posobie dlja stud. psihol. fak. vuzov / A. B. Orlov. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2002. - 272 s.

4. Pedagogicheskaja psihologija [Tekst] : uchebnoe posobie / pod red. I. Ju. Kulaginoj. - M.: TC Sfera, 2008. - 480 s.

5. Petrovskij, A. V. Lichnosti v psihologii: paradigma sub#ektnosti [Tekst] : monografija / A. V. Petrovskij. -Rostov n/D.: Feniks, 1996. - 512 s.

6. Slastenin, V. A. Vvedenie v pedagogicheskuju aksi-ologiju [Tekst] : ucheb. posobie dlja vyssh. ped. ucheb. zavedenij / V. A. Slastenin, G. I. Chizhakova. - M.: Akademija, 2003. - 192 s.

7. Stepanov, S. Ju. Psihologija refleksii: problemy issledovanija [Tekst] / S. Ju. Stepanov, I. N. Semenov // Voprosy psihologii. - 1997. - № 3. - S. 31-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.