Научная статья на тему 'Система подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации'

Система подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BUSINESS COMMUNICATION / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / SYSTEM / FUNCTION / PRINCIPLE / ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СИСТЕМА / ФУНКЦИЯ / ПРИНЦИП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тараненко Инна Александровна

Статья посвящена решению проблемы подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации. Цель: описать систему подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации, раскрыть ее компоненты, функции, принципы и спе-цифические свойства. Метод и методология проведения работы: анализ, синтез, сравнение, обобщение; системно-деятельностный, аксиологический, компетентностный подходы. Результаты: Ценностно-ориентированная деловая коммуникация экономистов представляет собой деловое взаимодействие, осуществляемое в целях организации и оптимизации экономической деятельности с учетом гуманистических, профессиональных и патриотических ценностей. На основе данных ценностей выбираются способы поведения, принимаются решения; от них зависит, каким будет результат деловой коммуникации и, в конечном итоге, результат профессиональной деятельности. Разработанная нами система включает содержательно-нормативную, организационно-процессную, ценностно-ориентационную и контрольно-диагностическую подсистемы. Принципами являются принцип аксиологизации содержания, принцип возвышения потребностей личности, принцип актуализации личностного опыта. Специфические свойства системы: интегративность, диалогичность, динамичность. Область применения результатов: система высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тараненко Инна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF PREPARING PROSPECTIVE ECONOMISTS FOR VALUE-ORIENTED BUSINESS COMMUNICATION

The article deals with the issue of preparing prospective economists for value-oriented business communication. Purpose: The purpose of the article is to describe the system of preparing prospective economists for value-oriented business communication, as well as reveal its components, functions, principles and specific features. Methodology: analysis, synthesis, comparison, generalization, system-activity approach, axiology approach and competency approach. Results: Value-oriented business communication of economists can be defined as business cooperation for the sake of organizing and optimizing economic activities with respect to humanistic, professional and patriotic values. On the basis of these values, economists choose their manner of behavior and make their decisions. The result of business communication and the ultimate result of professional activities depend on these values. The system includes the contents system, the technological system, the value-orientating system, the diagnostic system. The principles of the system are axiologization of the contents, ascention of the personality needs, actualization of personal experience. The system is characterized by its integrative, dynamic and dialogic character. Practical implications: higher education.

Текст научной работы на тему «Система подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-10-22 УДК 378.14

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ К ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Тараненко И.А.

Статья посвящена решению проблемы подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации.

Цель: описать систему подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации, раскрыть ее компоненты, функции, принципы и специфические свойства.

Метод и методология проведения работы: анализ, синтез, сравнение, обобщение; системно-деятельностный, аксиологический, компетентностный подходы.

Результаты: Ценностно-ориентированная деловая коммуникация экономистов представляет собой деловое взаимодействие, осуществляемое в целях организации и оптимизации экономической деятельности с учетом гуманистических, профессиональных и патриотических ценностей.

На основе данных ценностей выбираются способы поведения, принимаются решения; от них зависит, каким будет результат деловой коммуникации и, в конечном итоге, результат профессиональной деятельности. Разработанная нами система включает содержательно-нормативную, организационно-процессную, ценностно-ориента-ционную и контрольно-диагностическую подсистемы. Принципами являются принцип аксиологизации содержания, принцип возвышения потребностей личности, принцип актуализации личностного опыта. Специфические свойства системы: интегратив-ность, диалогичность, динамичность.

Область применения результатов: система высшего образования.

Ключевые слова: деловая коммуникация; ценности; ценностные ориентации; система; функция; принцип.

SYSTEM OF PREPARING PROSPECTIVE ECONOMISTS FOR VALUE-ORIENTED BUSINESS COMMUNICATION

Taranenko I.A.

The article deals with the issue of preparing prospective economists for value-oriented business communication.

Purpose: The purpose of the article is to describe the system of preparing prospective economists for value-oriented business communication, as well as reveal its components, functions, principles and specific features.

Methodology: analysis, synthesis, comparison, generalization, system-activity approach, axiology approach and competency approach.

Results: Value-oriented business communication of economists can be defined as business cooperation for the sake of organizing and optimizing economic activities with respect to humanistic, professional and patriotic values.

On the basis of these values, economists choose their manner of behavior and make their decisions. The result of business communication and the ultimate result of professional activities depend on these values. The system includes the contents system, the technological system, the value-orientating system, the diagnostic system. The principles of the system are axiologization of the contents, ascention of the personality needs, actualization of personal experience. The system is characterized by its integrative, dynamic and dialogic character.

Practical implications: higher education.

Keywords: business communication; values; value orientations; system; function; principle.

Деловая коммуникация экономистов представляет собой деловое взаимодействие, осуществляемое в целях организации и оптимизации экономической деятельности. Регуляторами делового взаимодействия выступают ценностные ориентации, определяемые в педагогической аксиологии как «система устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества» [7, с. 128].

Анализ исследований, посвященных изучению ценностей и ценностных ориентаций, а также ценностей деловой культуры [1, 2, 4, 5, 7, 8], позволяет сделать вывод о том, что ценности

народа обусловлены культурой его страны, а также историческим этапом развития этой страны. Как отмечает И.М. Невлева, «современная Россия стоит на перепутье и находится под «перекрестным огнем» разнородных влияний» [5]. С одной стороны, это влияние экономических и идейных ориентиров Запада, прежде всего американской модели. Среди таких ориентиров можно перечислить постоянное стяжание прибыли, агрессивную инновационность, высокий уровень индивидуальной свободы и экономических притязаний, рационализацию и унификацию планетного масштаба. С другой стороны, Россия не вышла из традиционных стереотипов и ценностных установок, связанных с деятельностью, которые бытовали еще при социализме. Это ориентация на коллективные ценности и общественное благо, не слишком высокий уровень притязаний, готовность поступаться экономическими благами из идейных и моральных побуждений, что не очень способствует целеустремленному и кропотливому труду.

Поскольку формальное приятие ценностей запада не органично вплетается в поведение русских людей, при осваивании передового опыта других стран для России также важен и выбор собственного пути и собственных ценностей.

Так как проблема подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации на данном этапе недостаточно разработана в педагогике высшей школы, и потенциал организаций высшего образования в этом отношении не используется в должной мере, нами была разработана система подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации (ЦОДК), в которой мы выделили четыре подсистемы: содержательно-нормативную, организационно-процессную, ценностно-ориентационную и контрольно-диагностическую.

Содержательно-нормативная подсистема выполняет следующие функции:

- целеполагающую (направляет взаимодействие субъектов процесса);

- информационную (определяет предметное содержание);

- регулирующую (упорядочивает работу системы).

Содержательно-нормативная подсистема показывает связь с нормативно-правовым обеспечением профессиональной подготовки экономистов, а также определяет то содержание, которое должно быть ими усвоено для овладения компетенцией ценностно-ориентированной деловой коммуникации.

На основе компонентов, выделенных в составе компетенции ЦОДК (когнитивного, дея-тельностно-поведенческого и личностно-ценностного), мы разработали Программу подготовки будущих экономистов к ЦОДК, которая не противоречит ФГОС ВО по направлению подго-

товки 38.03.01 «Экономика» и Образовательным Стандартам Дальневосточного федерального университета г. Владивостока. Программа состоит из модулей, посвященных формам делового общения: «Деловая переписка», «Общение по телефону», «Деловые совещания», «Презентации», «Переговоры» и учебных материалов, обогащенных ценностными категориями, которые разбираются в ходе изучения тем дисциплины «Иностранный язык»: «Знакомства», «Компании», «Продукты», «Деньги», «Проекты», «Карьера», «Культура», «Этикет», «Маркетинг», «Сервис», «Мошенничество». В теме «Знакомства» рассматриваются образы известных иностранных и российских бизнесменов, на которые можно ориентироваться в будущей профессиональной деятельности и деловой коммуникации; в теме «Компании» разбирается ценностно-целевая основа компании - ее миссия; в теме «Продукты» поднимаются вопросы российского производства, качества продукции, разработки экологически чистых продуктов; в теме «Деньги» рассматривается проблема благотворительности и помощи экономике страны

Освоение отдельных элементов данной программы возможно в ходе изучения студентами-экономистами обязательных и вариативных дисциплин, таких, например, как «Менеджмент», «Маркетинг», «Деловое общение», «Деловые коммуникации», «Управление человеческими ресурсами» и т.д., при условии включения отдельных модулей и тем программы в соответствующие РПУД и УМКД. Осуществить это можно и через организацию самостоятельной работы студентов по данным дисциплинам. В нашем случае освоение программы происходит в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык».

Организационно-процессная подсистема предусмотрена для формирования когнитивного и деятельностно-поведенческого компонентов компетенции ЦОДК и выполняет две функции:

- организационную (организует учебный процесс);

- технологическую (определяет средства достижения цели системы).

Каждая тема модуля делового общения изучается в соответствии с этапами формирования когнитивного и деятельностно-поведенческого компонентов компетенции.

На ознакомительно-теоретическом этапе у студентов актуализируются уже имеющиеся или формируются первоначальные представления о деловой коммуникации. Это происходит благодаря знакомству с теоретическим печатным, аудио или видео материалом с наглядными примерами речевого и неречевого поведения в разных ситуациях делового взаимодействия. После освоения теоретического материала студенты выполняют тест, отвечая на вопросы по

пройденному материалу. В качестве методов на данном этапе используются чтение, объяснение, тренинг и тестирование; формами могут быть лекция, в том числе и аудио и видео и самостоятельная работа; используемые средства - учебные и методические пособия, аутентичный материал, взятый из ресурсов сети Интернет, а также технические средства обучения (ТСО).

На втором (репродуктивно-имитационном этапе) студенты выполняют упражнения на отработку приемов, использующихся в той или иной форме деловой коммуникации (например, риторические вопросы и повтор в презентациях, язык дипломатии в деловой переписке и переговорах и т.д.).

Метод, используемый на втором этапе - упражнения разного типа, например, упражнения на подстановку, ранжирование, выбор «верно-неверно», поиск соответствия, заполнение пропущенного текста и т.д. Формы - практические занятия и самостоятельная работа. Средства -учебные и методические пособия.

На продуктивно-творческом этапе в ходе изучения модулей по таким формам делового общения, как «Переговоры» и «Общение по телефону» студенты составляют диалоги по ролевым карточкам. При прохождении модулей «Деловые совещания» и «Переговоры» они участвуют в групповом обсуждении. В случае выполнения модуля «Деловая переписка» они обмениваются письмами, а при освоении модуля «Презентации» они шаг за шагом готовят свои презентации. Методы, используемые на третьем этапе - ролевая игра, дискуссия, мозговой штурм, презентация, составление деловых документов, метод кейсов. Форма обучения - практические занятия. Средства - учебные и методические пособия, ресурсы сети Интернет, ТСО.

В ходе подготовки будущих экономистов к ЦОДК мы считаем необходимым опираться на три способа педагогического взаимодействия: управление, соуправление и самоуправление и два типа деятельности студентов: учебную, координируемую самим преподавателем и сводящуюся к передаче студентам программного материала, и квазипрофессиональную, допускающую элементы соуправления и сводящуюся к имитации профессиональной деятельности экономиста.

Ценностно-ориентационная подсистема выполняет следующие функции:

- ориентировочную (направляет студентов в процессе ценностной ориентации на социаль-

но значимые ценности);

- воспитательную (оказывает воздействие на личность студента).

Деятельность преподавателя разворачивается вокруг ведущих идей, представляющих три группы ценностей. Ведущими идеями, подлежащими присвоению будущими экономистами

в процессе подготовки к ценностно-ориентированной деловой коммуникации, являются следующие:

■ идея о том, что «человек есть мера всех вещей», идея о том, что «нет ничего дороже человеческой жизни», идея самоактуализации, идея нравственного бизнеса, идея поликультурности и сосуществования разных экономических систем (гуманистические ценности);

■ идея свободы предпринимательства и экономического успеха, идея ведущей роли человека в экономических процессах, идея личности предпринимателя, идея о том, что «ты можешь изменить мир» (профессиональные ценности);

■ идея развития России, идея исторической преемственности, идея выбора страной собственного пути (патриотические ценности).

В качестве доминирующих методов ценностно-ориентационной подсистемы используются дискуссия, метод кейсов, метод проектов, ролевая игра и метод интеллект-карт. Выбранные методы обеспечивают активизацию механизмов ценностной ориентации, а именно поиск, оценку, выбор и проекцию, выделенных автором теории ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьяковой [4]. Для активизации механизма поиска предусмотрено использование метода проектов. Метод проектов предоставляет не только свободу поиска, но и свободу выбора. Дискуссия нужна для «запуска» механизма оценки. Задания на обсуждение позволяют студентам отрефлексировать отдельные аспекты деловой коммуникации и свои личные качества, имеющие к ним отношение. Кейс-метод необходим для активизации механизмов поиска, оценки, выбора. Для обеспечения работы механизма проекции используются ролевая игра и метод интеллект-карт. В игре осуществляется «имитация социального пространства личностной самореализации» [6], а интеллект-карта позволяет изобразить образ идеального будущего в графическом виде.

Контрольно-диагностическая подсистема выполняет следующие функции:

- контролирующую (сопоставляет промежуточные результаты с требованиями, диктуемыми целью);

- диагностическую (определяет начальный, промежуточный и итоговый уровень владения компетенцией ЦОДК).

Во время прохождения студентами модулей программы осуществляется текущий контроль в виде тестов, заданий на составление диалогов, деловых писем и документов, выступлений

с презентациями, заданий на самооценку и оценку партнером. Задания на самооценку и оценку партнером по критериям, предложенным преподавателем, позволяют перевести деятельность студентов из управляемой стадии в самоуправляемую. В конце программы проводится итоговая диагностика владения компетенцией ЦОДК. Для диагностики используются методы тестирования, педагогического наблюдения, контент-анализа.

В процессе прохождения программы с помощью метода «анкетирование» проводится диагностика личностных качеств студентов, необходимых для осуществления успешной ценностно-ориентированной деловой коммуникации: ответственности, гуманности, патриотизма, трудолюбия. Кроме того, преподаватель целенаправленно наблюдает за тем, как проявляются данные качества у студентов в процессе учебной и квазипрофессиональной деятельности и учебного взаимодействия. Результаты анкетирования/наблюдения сообщаются студентам для осмысления и принятия. Как утверждает Э.Ф. Зеер, «Внешняя информация о достоинствах и недостатках субъекта профессионального развития интериоризируется и перерастает в саморегуляцию. В результате возникает самомониторинг» [3, с. 139].

Итак, мы описали подсистемы, составляющие систему подготовки будущих экономистов к ЦОДК. Наглядно разработанная система представлена на рисунке 1.

У каждой системы есть свои принципы реализации и специфические свойства. Принципами реализации авторской системы подготовки будущих экономистов к ЦОДК, кроме общепедагогических (научности, наглядности, системности и др.), мы считаем следующие:

■ принцип аксиологизации содержания (насыщение содержания программы смысловыми, ценностными категориями);

■ принцип возвышения потребностей личности (саморазвитие студента через обеспечение свободы поиска, оценки, выбора);

■ принцип актуализации личностного опыта (обращение к личностному опыту обучающихся в процессе формирования компетенции ценностно-ориентированной деловой коммуникации).

Специфическим свойствами системы являются:

■ интегративность (междисциплинарность содержания);

■ диалогичность (организация взаимодействия на основе рефлексии и обратной связи);

■ динамичность (возможность внесения преобразований, ее развития).

Цель: сформировать компетенцию ценностно-ориентированной деловой коммуникации

И.

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНАЯ ПОДСИСТЕМА

Функция: целеполагающая, информационная, регулирующая

ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика»

Образовательные стандарты вуза

Дисциплины «Деловое общение», «Деловые коммуникации», «Менеджмент», «Иностранный

Программа подготовки к ЦОДК

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОЦЕССНАЯ _ПОДСИСТЕМА_

Функции: организационная, технологическая

« 2

= в

Я §

U °

<3 х а

ознакомительно-теоретический этап

методы: объяснение, тренинг, упражнение, ролевая игра, презентация

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ _ПОДСИСТЕМА_

Функции: ориентировочная, воспитательная

методы: кейс,

проект,

интеллект-

карта,

дискуссия

ТЧ

механизм поиска

репродуктивно-имитационный

формы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа

средства: учебные пособия, методические разработки, ресурсы Интернет, ТСО

механизм оценки

продуктивно-творческий этап

педагогическое взаимодеиствие:

управление, соуправление, самоуправление

деятельность студентов: учебная, квазипрофессиональная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

механизм выбора

механизм проекции

о -

=

г =:

к

КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА

Функции: контролирующая, диагностическая

методы: опрос, тестирование, наблюдение, самооценка и оценка партнером, контент-анализ

критерии:

знания, умения и навыки

методы: анкетирование, наблюдение

уровни:

низкий средний высокий

критерии:

личностные качества

Результат: сформированная компетенция ценностно-ориентированной деловой коммуникации

Рис. 1. Система подготовки будущих экономистов к ЦОДК

Таким образом, мы считаем, что для будущего экономиста компетенция ЦОДК является одной из наиболее важных компетенций, а для ее формирования предлагаем использовать разработанную нами систему подготовки к ЦОДК, состоящую из содержательно-нормативной, организационно-процессной, ценностно-ориентационной и контрольной диагностической подсистем, характеризующуюся интегративностью, диалогичностю и динамичностью и реализующуюся с учетом принципов аксиологизации содержания, возвышения потребностей личности и актуализации личностного опыта.

Список литературы

1. Гадзаова Л.П. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей у студентов вуза средствами иностранного языка: дисс. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2002.

2. Григорьева Н.В. Формирование у будущих экономистов профессионально-ценностных ориентаций в поликоммуникативной образовательной среде вуза: дисс. ... канд. пед. наук.

- Чебоксары, 2011.

3. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: учебное пособие. - М.: Академия, 2010. 176 с.

4. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1996. 190 с.

5. Невлева И.М. Деловая культура, универсальность и специфика: дисс. ... докт. филос. наук.

- Ростов-на-Дону, 2002.

6. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем: монография. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.

7. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. 192 с.

8. Фрейнкина И.А. Формирование профессиональных ценностей у будущих специалистов ту-риндустрии в условиях инновационной практической подготовки: дис. ... канд. пед. наук.

- Челябинск, 2008.

References

1. Gadzaova L.P. Formirovanie obshchechelovecheskih nravsvennyh tsennostey u studentov vuza sredstvami inostrannogo yazyka: [Building humanistic moral values of students of institutions of higher education by means of the foreign language]. - Vladikavkaz, 2002.

2. Grigorieva N.F. Formirovanie u budushchih ekonomistovprofessionalno-tsennostnyh orientatsiy v polikommunikativnoy obrazovatelnoy srede vuza: [Building professional value orientations of prospective economists in the multi-communicative educational environment of the educational institution]. - Cheboksary, 2011.

3. Zeer E.F. Lichnostno-razvivayushchie tehnologii nachalnogo professionalnogo obrazovaniya: [Personality developing technologies of the primary professional education]. - Moscow, 2010. 176 p.

4. Kiryakova A.V. Teoriya orientatsii lichnosti v mire tsennostey: [Theory of the personality orientation in the world of values]. - Orenburg, 1996. 190 p.

5. Nevleva I.M. Delovaya kultura, universalnost i spetsifika: [Business culture: universality and specificity]. - Rostov-na-Donu, 2002.

6. Serikov V.V. Obrazovaniye i lichnost. Teoriya i praktika proektirovaniya pedagogicheskih system: [Education and practice of designing pedagogical systems]. - Moscow, 1999.

7. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedeniye vpedagogicheskuyu aksiologiyu: [Introduction to the pedagogical axiology]. - Moscow, 2003. 192 p.

8. Freinkina I.A. Formirovanie professionalnyh tsennostey u budushchih spetsialistov turindustrii v usloviyah innovatsionnoyprakticheskoypodgotovki: [Building professional values of prospective tour industry specialists in conditions of innovative practical training]. - Chelyabinsk, 2008.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Тараненко Инна Александровна, магистр педагогики, ст. преподаватель кафедры английского языка для экономических направлений Восточного института - Школы региональных и международных исследований

Дальневосточный федеральный университет,

ул. Суханова, д. 8, г. Владивосток, Приморский край, 690950, Россия e-mail: videsupra@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Taranenko Inna Alexandrovna, Master of Pedagogy, Assistant Professor of the Department of English for Economic Specialities, Eastern Institute - School of Regional and International Studies

Far Eastern Federal University,

8, Sukhanova, Vladivostok, Primorsky Krai, 690950, Russia e-mail: videsupra@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.