Научная статья на тему 'Актуальность аксиологизации профессиональной подготовки современных специалистов в условиях трансформации ценностей'

Актуальность аксиологизации профессиональной подготовки современных специалистов в условиях трансформации ценностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
721
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА / VOCATIONAL TRAINING OF THE MODERN SPECIALIST / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / AXIOLOGICAL APPROACH / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / TRANSFORMATION OF VALUES / РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / DEVELOPMENT OF SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING / ТРАДИЦИОННЫЕ И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / TRADITIONAL AND SPIRITUAL VALUES / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / СМЫСЛЫ И НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ / ESSENCE AND STANDARDS OF BEHAVIOR / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / VALUABLE AND SEMANTIC EXPERIENCE OF PROFESSIONAL ACTIVITY / VALUABLE GUIDELINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжова Наталья Ивановна, Башмакова Наталья Ивановна, Громова Ольга Николаевна

В статье обоснована необходимость аксиологизации профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях трансформации ценностей и вызовов времени, определяющих развитие социума и, как следствие, условия модернизации всей системы российского образования. При этом показано, что именно аксиологический подход в настоящее время может стать актуальной основой для развития существующей системы профессионального высшего образования. Кроме того, в статье также раскрыта сущностная характеристика основных понятий и принципов, на которых базируется использование аксиологического подхода в образовательной практике, конечным результатом которой становится формирование основ ценностно-смыслового опыта профессиональной деятельности будущего специалиста на базе традиционных ценностей и духовности российской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыжова Наталья Ивановна, Башмакова Наталья Ивановна, Громова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relevance of axiologization of vocational training of modern specialists in the conditions of transformation of values

The article deals with the need for the axiologization of the vocational training of the future specialists in the conditions of transformation of the values and challenges of time which define the development of society and, accordingly, the conditions of modernization of the whole Russian educational system. Thus, it has been shown that nowadays it is the axiological approach that can become an important basis for the development of the existing system of the professional higher education. The article also reveals the essential characteristics of the basic concepts and principles on which the axiological approach is based on in the educational practice, the final result of which is the formation of the foundations of valuable and semantic experience of the professional activity of the future specialist on the basis of traditional values and spirituality of the Russian culture.

Текст научной работы на тему «Актуальность аксиологизации профессиональной подготовки современных специалистов в условиях трансформации ценностей»

1УДК 378.147 ББК 74.6

АКТУАЛЬНОСТЬ АКСИОЛОГИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ

Н. И. Рыжова, Н. И. Башмакова, О. Н. Громова

Аннотация. В статье обоснована необходимость аксиологизации профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях трансформации ценностей и вызовов времени, определяющих развитие социума и, как следствие, условия модернизации всей системы российского образования. При этом показано, что именно аксиологический подход в настоящее время может стать актуальной основой для развития существующей системы профессионального высшего образования. Кроме того, в статье также раскрыта сущностная характеристика основных понятий и принципов, на которых базируется использование аксиологического подхода в образовательной практике, конечным результатом которой становится формирование основ ценностно-смыслового опыта профессиональной деятельности будущего специалиста на базе традиционных ценностей и духовности российской культуры.

Ключевые слова: профессиональная подготовка современного специалиста, аксиологический подход, трансформация ценностей, развитие системы профессиональной подготовки, традиционные и духовные ценности, ценностные ориентиры, смыслы и нормы поведения, ценностно-смысловой опыт профессиональной деятельности.

RELEVANCE OF AXIOLOGIZATION OF VOCATIONAL TRAINING OF MODERN SPECIALISTS IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF VALUES

N. I. Ryzhova, N. I. Bashmakova, O. N. Gromova

Abstract. The article deals with the need for the axiologization of the vocational training of the future specialists in the conditions of transformation of the values and challenges of time which define the development of society and, accordingly, the conditions of modernization of the whole Russian educational system. Thus, it has been shown that nowadays it is the axiological approach that can become an important basis for the development of the existing system of the professional higher education. The article also reveals the essential characteristics of the basic concepts and principles on which the axi-ological approach is based on in the educational practice, the final result of which is the formation of the foundations of valuable and semantic experience of the professional activity of the future specialist on the basis of traditional values and spirituality of the Russian culture.

Keywords: vocational training of the modern specialist, axiological approach, transformation of values, development of system of vocational training, traditional and spiritual values, valuable guidelines, essence and standards of behavior, valuable and semantic experience of professional activity.

Россия, как и все человечество, сегодня находится в поисках новых форм своего бытия, наиболее адекватных современному динамическому состоянию мировой эволюции и особенностям современной цивилизации, при этом стараясь сохранять базовые основы традиционной русской культуры и духовности. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема аксиологизации профессиональной подготовки современного спе-

циалиста (особенно специалиста гуманитарного профиля), состоящая в систематическом учете в процессе профессиональной подготовки всевозможных ценностных систем и ориентиров, в рамках которых устанавливаются образцы, нормы и ограничения поведения будущего специалиста в профессиональной сфере [1].

Сказанное обуславливает необходимость акцентирования внимания педагогов в условиях профессиональной подготовки будущих

специалистов в вузе не только на их профессиональном становлении как специалистов выбранной профессиональной сферы, но и на их духовности и самостности, а соответственно и на самосозидании, самоформировании личности [2] и профессионала.

В связи с этим налицо и необходимость использования в профессиональной подготовке современного специалиста аксиологических ориентиров, несущих в своей основе общечеловеческие ценности. Эта идея не является новой и она уже неоднократно обосновывалась рядом ученых как в прошлых веках (Клементс, Леопольд, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), так и в настоящее время (М. С. Каган, К. А. Абульханова, Р. Л. Кричевский, В. П. Бездухов, Ч. А. Шакеева, П. Н. Федосеев, В. П. Зинчен-ко, Е. М. Дубовской, Н. В. Малашихина, Л. В. Безрукова и др.).

Таким образом, особую актуальность приобретает аксиологизация профессиональной подготовки современного специалиста в условиях полипарадигмальности и глобализации современного социума, когда российскому обществу навязываются западные ценности и когда воспитательный аспект и духовность фактически исчезли из содержания действующих ФГОС ВО. Так, например, сегодня в рамках профессиональной подготовки будущего специалиста в вузе базовым становится развитие в его сознании необходимости усвоения для успешности дальнейшей его карьеры такой бизнес-идеи, как «получение максимальной прибыли с минимальными затратами», при этом сам человек с его христианскими и общечеловеческими ценностями фактически выпадает из процесса. Что касается образовательной сферы, то сегодня традиционные профессионально-педагогические задачи образовательного учреждения -обучение и воспитание личности - ушли на задний план или вовсе трансформировались в «безликую» бизнес-задачу - «предоставление учреждением субъекту образовательной услуги». И здесь, как видно, также личность исчезает из процесса и остается только субъект, которому предоставляется услуга за определенную плату и с максимальной выгодой и т. д. и т. п.

В этой связи, на наш взгляд, актуальной основой развития содержания профессиональной

подготовки современных специалистов должны стать такие вопросы: что сегодня представляют собой ценности, поменялась ли сегодня их структура, каковы духовно-нравственные ориентиры современного человека и общества, какое отражение ценности и ориентиры находят в профессиональной деятельности современного специалиста и в его подготовке в вузе [1; 3]. Кроме того, в условиях трансформации современного социума следует помнить, что только деятельность (созидающая и профессиональная) способна сохранить и возродить культуру - те духовные ценности, эффективные технологии и материальные блага, которые так необходимы людям. Здесь же заметим, что наиболее общее понимание «ценности», которого следует придерживаться, было дано Г. В. Суходольским [4] и определено было как «значимость чего-либо в некотором отношении или по ряду отношений к чему-либо другому». Также, по нашему мнению, в рамках профессиональной подготовки в вузе необходимо учитывать, что любая профессиональная деятельность, выполняемая специалистом, должна опираться на его личностный ценностный духовный ряд, отражающий традиционные духовно-нравственные ориентиры, и только тогда она будет иметь ценность для общества.

Остановимся на характеристике термина «ценностный аспект», понимание которого до сих пор является спорным, неоднозначным и на теоретическом уровне имеет множество трактовок. Обратимся к аксиологическому (или ценностному) подходу, основными категориями которого являются: «ценности», «ценностные ориентиры», «ценности деятельности», «ценностный ряд» и т. п.

Несмотря на их схожесть, многие ученые стараются разграничивать одну категорию от другой. Например, А. Н. Четвертков [5], обосновывая актуальность таких категорий, как «ценности» и «ценностные ориентации», все же настаивает на их отличии на понятийном уровне. Так, ценности автор рассматривает как исторически сформировавшееся явление, взгляды и идеи, предпочтительные всем остальным вещам, явлениям и идеям. Тогда как ценностные ориентации исследователь воспринимает как перспективное отражение в психике и сознании человека социальных потребностей общества на данном этапе его развития. «Ценностные

ориентации представлены в сознании человека, в идеалах, интересах, потребностях, убеждениях и воплощаются в поступках. В свою очередь ценностные ориентации порождают ценностно-ориентированную деятельность» [5, с. 13-14].

Что же касается ценностей деятельности, то, по мнению Б. Ф. Ломова [6, с. 96], ценностями деятельности являются ее результаты - объективные и субъективные предвидимые, взятые в отношении социальных и личных потребностей. При этом социальные потребности, считает автор, имеют доминирующее значение: всякая деятельность человека есть выражение общественных отношений в рамках конкретной общественно-исторической формации и, следовательно, даже в личном плане определяется общественными потребностями, преобразованными в личные потребности субъектов деятельности. В этой связи становится очевидным, что потребности, ценности и опосредующие их оценки - вот основные реалии, отражающие аксиологическую сторону деятельности как профессиональной, так и повседневной жизни человека.

Разграничивает понятия «ценности» и «ценностные ориентации» и В. О. Морозов [7, с. 68], предлагая осуществлять в образовательном процессе диагностику системы ценностных ориентаций для последующего обучения профессиональной деятельности. В свою очередь, А. А. Ивин [8, с. 8] в различных определениях этих терминов указывает на наличие общего смысла, говоря, что «...существуют десятки определений понятия ценности. Они различаются деталями, но суть их одна: ценностью объявляется предмет некоторого интереса, желания, стремления и т. п., или, короче говоря, объект значимый для человека или группы лиц».

При исследовании ценностной составляющей профессиональной подготовки современного специалиста особый интерес представляет ценностное содержание современного студента. Отправными являются общие, или, как их называет Н. И. Лапин [9, с. 51-52], базовые ценности, которые уже сложились у молодого человека и представляют собой стабильный, прочный внутренний мир.

Кроме этих трактовок, например, Г. П. Выжле-цов [10, с. 75-78] рассматривает «ценности» с других позиций и предлагает структуру ценностей, где природа представляет собой и исходные усло-

вия, и источник ценностей и, естественно, среду жизни человека и объект его деятельности. Единством желаемого и должного (идеалом) считаются такие духовные ценности, как религия, нравственность и искусство, являющиеся формами духовной культуры. Должным в обществе всегда является норма, которую Г. П. Выжлецов трактует как социальные ценности, предполагающие политическую, правовую и моральную формы культуры. Следующим структурным элементом ценности, по его мнению, является положительная или отрицательная значимость (например, экономическая ценность, экономическая культура). И наконец, в качестве объекта-носителя ценности рассматриваются явления, факты, события природной и социальной действительности, по поводу которых складываются значимые межсубъектные отношения. При этом Г. П. Выжлецов [10, с. 78] считает, что «ценностно-ориентационная деятельность - это и есть конкретный механизм осуществления ценностей, который зависит. от активности не просто социального субъекта, а субъекта ценности, и. от самой ценности, т. е. ее уровня, структуры и содержания».

Анализ проблемного поля использования в образовательной практике аксиологического подхода позволяет предположить наличие неких уровней. Аргументом для такого предположения может служить, на наш взгляд, тезис о том, что аксиологический подход выступает своего рода «мостом» между теорией и практикой, выполняя роль механизма связи между прикладным и теоретическим уровнями познания и отношения к окружающему миру и, в частности, к обществу, самому себе. Поэтому с целью системного рассмотрения аксиологического аспекта как составляющей базиса системного описания деятельности, данная категория должна анализироваться с учетом уровня рассмотрения данного феномена, ибо именно в этом случае будут выявляться те специфические особенности, которые служат маркерами деятельности, сохраняя при этом целевую направленность. На основании изложенного целесообразно обозначить теоретико-методологический и прикладной уровни использования аксиологического подхода в профессиональной подготовке специалистов гуманитарного профиля.

Раскрывая сущностные характеристики аксиологического подхода для профессиональ-

ной подготовки специалистов гуманитарного профиля применительно к теоретико-методологическому уровню, отметим, что данный уровень предполагает раскрытие сущности аксиологического подхода как методологической категории для профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля; обоснование его структуры и принципов, необходимых для проектирования такой системы профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля, при которой приоритетной образовательной целью будет служить формирование ценностно-смысловой сферы личности будущего специалиста - открытой, духовно и культурно насыщенной, диалогичной, обеспечивающей становление подлинной гражданственности и патриотизма.

Реализовать высказанные идеи аксиологического подхода в условиях профессиональной подготовки в вузе возможно, опираясь на следующие дидактические принципы организации образовательного процесса (по В. И. За-гвязинскому и Ю. К. Бабанскому):

• общепедагогические принципы профессиональной подготовки будущих специалистов (принципы субъектности, партисипативности и междисциплинарности);

• принципы, отражающие идеи теории педагогической аксиологии (принцип межкультурности, принцип интериоризации ценностных ориентаций);

• принципы осуществления аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов гуманитарного профиля (принцип гуманистической направленности профессиональной подготовки, принцип кон-текстности, принцип ценностного отношения к профессиональной деятельности).

Выстраивая образовательный процесс в вузе согласно указанным принципам, понимая, что ценностями может быть все, что значимо для жизнедеятельности субъекта и общества, что соотносится с движущими мотивами, интересами, потребностями, включая это в предметное содержание профессиональной подготовки специалиста и учитывая это при решении профессиональных задач, можно добиться развития у будущего специалиста ценностно-ориентированной составляющей профессиональной деятельности через формирование ценностно-смысловой ос-

новы конкретной профессиональной деятельности (профессионально-педагогической, медиа-ционно-коммуникативной, правовой и др.), например, принимая во внимание интерес субъекта к объекту реального или виртуального мира, стремление к идеалу и пр.

И здесь важно понимать, что конкретные знания из предметной области или профессиональной сферы приобретут для будущего специалиста ценность только в том случае, если он осознает, где и когда приобретенные им знания смогут быть им применимы и насколько будут они ему полезны в достижении результатов его профессиональной деятельности, а именно при решении каких конкретных профессиональных задач, значимых как для него самого, так и для общества. Кроме того, с ростом образовательного уровня специалиста в ходе становления его личности ценности в рамках профессиональной подготовки в вузе становятся личностными ценностями.

Ценности, как отмечает М. С. Каган [11], следует рассматривать как «личные смыслы, системы ценности индивида (знания, эмоции, воля), которые нельзя сформировать ни передачей сообщений, ни прямым материальным воздействием». Ценности вырабатываются на основе личного опыта, переживаний и не могут быть приняты в готовом виде. Таким образом, по мере развития субъекта обучения (например, будущий конфликтолог, юрист, менеджер, преподаватель, переводчик, государственный служащий и др.) личные ценности расширяются, и как отмечают Г. Н. Фадеев и Е. В. Быстрицкая [12], «включают в свой круг все больше социальных ценностей», постепенно превращая обучающегося «в социально активного индивида».

На наш взгляд, в современных условиях это крайне важно для будущего специалиста, так как он должен быть не только знающим свою профессиональную сферу, но и обязательно социально активным индивидом, поскольку именно личные смыслы служат связующим звеном между внутренним миром человека и общественным бытием, формируя тем самым личностную ценностно-ориентированную составляющую профессиональной деятельности.

Кроме того, определение и формирование мотивационно-ценностного компонента профессиональной подготовки специалиста гума-

нитарного профиля (сущность и содержание профессиональных ценностей, ценностных ориентации, мотивов, установок) составляет содержание теоретико-методологического уровня содержания профессиональной подготовки на основе аксиологического подхода.

Опираясь на данный тезис, на наш взгляд, можно утверждать, что аксиологический подход в профессиональной подготовке специалистов гуманитарного профиля следует рассматривать как социальный феномен, обеспечивающий процесс формирования и развития мотивационно-ценностного компонента гуманитарного образования с позиции формирования у специалистов гуманитарного профиля специфической системы ценностей профессии, субъективное восприятие и присвоение которых личностно значимо для будущего специалиста и на основе которых могут и должны базироваться принципы организации процесса обучения профессии, механизмы преобразования действительности, аксиологические модели развития будущего специалиста, технологии и механизмы их реализации.

На основании изложенного усматривается и тот факт, что мотивация будущих специалистов к изучению дисциплин, например, гуманитарного цикла увеличивается в силу осознания будущим специалистом необходимости приобретения и фундаментальных гуманитарных знаний в процессе познания законов той или иной профессиональной деятельности и их применения в процессе решения конкретных профессиональных задач и реализации различных видов его практической деятельности в той или иной профессиональной сфере, а также возможности смены рода занятий на протяжении всего периода его будущей трудовой деятельности.

Раскрывая сущностные характеристики аксиологического подхода для профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля применительно к прикладному уровню, можно утверждать, что данный уровень характеризуется идеями, определяющими способ отбора содержания гуманитарного образования и построения образовательного процесса. На прикладном уровне осуществляется процессуальная функция аксиологического подхода, суть которой сводится к выявлению принципов, средств, способов организации процесса профессиональной подготовки специали-

стов гуманитарного профиля, применению соответствующих содержанию технологий осуществления деятельности.

Обобщая сказанное, считаем, что на данном уровне аксиологический подход может выступать:

• во-первых, в качестве базовой основы, обеспечивающей формирование в условиях вуза особой образовательной среды, характер которой определяется целями гуманитарного образования, формируемыми в соответствии с внешними требованиями к высшим учебным заведениям;

• во-вторых, в качестве методологии, посредством которой транслируются ценности культуры и формирование ценностного «Я» как системы профессионально-ценностных ориен-таций будущего специалиста.

Последнего можно достичь за счет реализации принципа интериоризации ценностных ориентиров в ходе профессиональной подготовки будущих специалистов, который позволяет содержательно наполнить духовными, интеллектуальными, социальными и профессиональными ценностями образовательную сферу и создать ценностный базис для формирования личности будущего специалиста. В данном контексте отметим, что, согласно Л. С. Выготскому [13], интерио-ризация есть не простой переход к действию, а формирование внутреннего плана сознания.

Обратим внимание и на то, что специфическая система ценностей профессии так или иначе базируется на ценностях, уже сложившихся у молодого человека, являя собой стабильный, прочный внутренний мир [14, с. 51-52]. К таким ценностям, являющимися основой, базой для любой профессиональной деятельности, относятся работа, воспринимаемая как смысл жизни, обеспечение благосостояния; свобода, позволяющая реализовать социально позитивные потребности и способности человека; нравственность как качество поведения человека в соответствии с общечеловеческими морально-этическими нормами; коммуникативность, то есть общение с коллективом; инициативность - предприимчивость, способность к самовыражению; авторитетность - конкурентоспособность, успех; законность, выраженная в установленном государством порядке и обеспечивающая безопасность индивида.

Однако такой порядок - это совокупность почти идеальных качеств специалиста-профессионала. В жизни личностный выбор не всегда проявляется лишь в положительных качественных характеристиках, отражающих деятельность индивида. Как правило, суверенитет личности выражен амбивалентностью ее структуры и заключает в себе два полюса - конструктивный (положительный, созидательный) и деструктивный (отрицательный). Соответственно, предложенные базовые ценности предполагают такие ценностные ориентиры, как любовь к своей профессии, забота об общем деле, стремление к идеалу, «здоровая» конкуренция, законопослушание. Но, помня об амбивалентности структуры личности, должна учитываться ее отрицательная сторона, характеризующаяся агрессией, экспансией, лживостью, способностью свободу выбора поведения превратить во вседозволенность, ставя свои мотивы и интересы над потребностями общества, игнорируя при этом такие общечеловеческие качества, как чувство справедливости, заботу о других членах общества.

Благополучие и процветание профессиональной сферы напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности. Очевидно, что человек не рождается с набором нравственных ценностей. Нравственность воспитывается в течение всей жизни под влиянием исторически сложившихся обычаев, традиций, ценностных ориента-ций общества. Регулируя поведение человека, нравственность представляет собой систему норм и ценностных ориентаций вне правового регулирования. Поскольку нравственное состояние человека зависит от состояния нравственности современного российского общества, то надо принять во внимание следующие обстоятельства:

• во-первых, особенность пореформенного российского общества связанна с тем, что для него характерны нравы переходного, кризисного в социально-экономических, социально-политических, социально-культурных сферах;

• во-вторых, нравственность, сколь бы подвижна, изменчива она не была, никогда не возникает на пустом месте. Очень многое в психологии, ментальности и поведении людей зависит от прошлого.

Поэтому для реализации принципов инте-риоризации в профессиональной подготовке целесообразно, на наш взгляд, применять ме-

тоды нравственного воспитания, то есть такие способы воспитательного воздействия на личность, которые применяются преподавателем и коллективом с целью развития нравственных убеждений, чувств и поведения студентов [15]. Средствами нравственного воспитания в данном случае служат такие виды деятельности будущего специалиста гуманитарного профиля как учебная и внеучебная. В учебной деятельности основной формой работы являются лекционные и семинарские занятия по дисциплинам общегуманитарного и социально-экономического блока, где будущему специалисту сообщаются теоретические знания о морали, нравственности, этике и этикете с целью формирования у него нравственного сознания.

Для будущих специалистов гуманитарного профиля (например, конфликтологов, юристов, экономистов, учителей и преподавателей) сознание представляет собой комплекс этических знаний, требований, норм и правил взаимодействия с людьми в процессе реализации профессиональной деятельности (например, медиационно-коммуникативной, правовой, профессионально-педагогической и др.). Стоит здесь заметить, что в учебных планах, например, по специальности «Конфликтология» или «Юриспруденция» практически отсутствуют специальные курсы, посвященные этическим аспектам профессии. Этические знания включаются обычно в разделы курса «Этика», соответственно, овладение студентами нравственно-гуманистических основ профессии происходит фрагментарно, на основе личной инициативы преподавателя, который читает в вузе курс, отнесенный к дисциплине по выбору.

Отсутствие систематичности и последовательности в изложении знаний не способствует овладению студентами нравственной культурой даже на уровне теоретических знаний. Существенную помощь в решении данной проблемы могут оказать «курсы по выбору». Во многих вузах еще сохранился и читается курс «Введение в специальность», где даются общие сведения о профессии, сферах профессиональной деятельности специалиста и большое внимание уделяется его личностным характеристикам, духовно-нравственным ценностям, этическому кодексу специалиста. Вместе с тем отметим, что изучение указанных дисциплин еще не является га-

рантом накопления у студентов ценностно-смыслового опыта профессиональной деятельности, так как знания должны быть не столько усвоены, сколько освоены, то есть включены в опыт эмоционально-ценностного отношения специалиста гуманитарного профиля.

Как утверждают Н. С. Макарова и С. В. Никитина [16] согласно результатам своих исследований, освоение знаний включает в себя ряд действий: осознание знания, отклик, реагирование на ценности, которые в нем содержатся, их принятие, формирование ценностных ориентаций, становление убежденности в их значимости и как результат - полная интериоризация, распространение ценностей на деятельность. Иными словами, для того, чтобы этические знания специалиста гуманитарного профиля прошли через осознание и осмысление, необходимо применять активные методы обучения (тренинги, деловые игры и др.), в которых студенты поставлены в позицию нравственного выбора, нравственной оценки поступков и выполнения нравственных действий. К сказанному необходимо добавить и значимость роли преподавателя, так как личный пример преподавателя - один из основных методов нравственного воспитания. И если преподаватель хочет развить чувство любви к страдающему человеку, он должен стать источником пробуждения сердца своего воспитанника. Преподаватель может учить студента гуманистическому отношению к другому человеку через состояние собственной души, которая должна быть не лишена таких качеств, как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливость, великодушие, доброта, взаимопомощь, взаимопонимание. Не менее важным методом нравственного воспитания, согласно методикам нравственного воспитания личности, служит убеждение, и здесь преподавателю предстоит мотивировать будущего специалиста в том, что нравственный компонент - та часть профессии, без которой работать в сфере социономических профессий сферы «человек-человек», «человек-общество» не представляется возможным.

Опираясь на многолетний опыт педагогической деятельности, считаем необходимым в качестве метода нравственного воспитания в контексте осуществления профессиональной подготовки в вузе на основе аксиологического подхода использовать метод интериоризации нравственно-

го опыта будущими специалистами через практику и внеучебную деятельность, в содержание которой целенаправленно необходимо включать нравственные, ценностные аспекты будущей профессии специалиста. Например, в контексте профориентации учителей или в условиях педагогической практики необходимо будущим учителям, проводя их профессиональную ориентацию, говорить, что несмотря на то, что сегодня у нас система образования занимается предоставлением образовательных услуг, нельзя забывать о воспитании духовности у подрастающего поколения и относиться к труду не как к средству получения максимальной прибыли любыми способами. Таким образом, в программу практики на каждом курсе целесообразно включать задания, позволяющие будущему специалисту развивать профессионально значимые личностные качества (альтруизм, гражданскую ответственность и др.), формировать устойчивый нравственно-гуманистический взгляд на будущую профессию сферы «человек-человек», «человек-общество».

Что касается форм внеучебной деятельности студентов, когда профессиональная подготовка в вузе осуществляется на основе аксиологического подхода, то ими могут стать: а) так называемые сборы, проводимые, как правило, в течение первой недели учебы и вне стен вуза, где создаются такие условия, чтобы у студента появились стимулы, мотивы что-то изменить в себе (спартанские условия, напряженный ритм работы, включение студентов в различные виды деятельности заставляют даже самых пассивных студентов преодолевать свои комплексы, активно сотрудничать с другими, черпать силы во взаимопомощи и поддержке); б) студенческое самоуправление на уровне общего собрания группы, курса, университета; работа студенческого совета в общежитии; деятельность старостата, когда представители студенческих групп решают совместно проблемы; организация дискуссионных клубов, где систематически обсуждаются насущные проблемы, в том числе вопросы о ценностях человеческого существования и деятельности; и т. д.

Однако, учитывая наш опыт, считаем, что одним из наиболее действенных способов реализации аксиологического подхода в ходе профессиональной подготовки специалистов является в контексте обучения дисциплинам

включение гуманистически ориентированных учебных задач - таких, которые содержат кроме предметных знаний дополнительную информацию, отражающую различные аспекты жизнедеятельности человека [18], и придают теоретическим знаниям «из профессии» аксиологическую направленность. Гуманистически ориентированные задачи общеобразовательного содержания, включающие информацию из истории, искусства, науки и др. обеспечивают расширение кругозора и повышение общей культуры будущего специалиста. Кроме того, в современных условиях функции гуманистически ориентированных задач существенным образом расширяются, что обусловлено повышением роли гуманизации и гуманитаризации в обществе и подразумевают применение таких гуманистически ориентированных задач в практике вуза, которые способствуют:

• формированию у будущих специалистов ценностных ориентаций;

• повышению уровня общей культуры будущих специалистов;

• формированию познавательного интереса и развитию потребности в познании;

• приобретению в процессе обучения фундаментальных знаний, формирующих единую научную картину мира;

• обеспечению междисциплинарных связей получаемых знаний между собой (с другими науками, жизнью);

• самовыражению личности индивида через расширение кругозора и умения.

При осуществлении профессиональной подготовки на базе аксиологического подхода, на наш взгляд, особое внимание следует уделять и задачам прикладного содержания, которые включают сведения, полезные в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности. Мо-тивационная функция таких задач определяется тем, что: 1) приобретаются знания, делающие, казалось бы, известный факт личностно значимым; 2) возникает преемственность между изучаемыми в довузовском образовательном учреждении и в вузе общеобразовательными дисциплинами и жизненной практикой, что способствует осознанию ценности знаний по предмету на любой ступени получения образования.

Учитывая то, что при решении гуманистически ориентированных учебных задач будущие

специалисты более досконально изучают предмет как в научном, так и прикладном аспекте, такое гуманистически ориентированное изучение способствует горизонтальной и вертикальной мобильности выпускников, решая проблему профессиональной востребованности. Кроме того, умение находить решение в нестандартных ситуациях, заложенных в условиях подобных задач, способствует выработке ответственности и самостоятельности в принятии решений, что необходимо для становления высококвалифицированного специалиста гуманитарного профиля. Применение задач гуманистически ориентированного содержания позволяет не только решать проблемы гуманизации обучения, но и формировать личностное отношение у будущих специалистов, необходимость которого в профессиональной подготовке неоднократно подчеркивалась. Такой подход раскрывает перед будущими специалистами роль предмета знаний в создании общечеловеческих ценностей.

При этом многолетняя практика организации образовательного процесса для гуманитарных специальностей подтверждает, что применение аксиологического подхода способствует формированию у студентов гуманитарных специальностей в вузе ключевых компетенций, как предметных, так и надпрофессиональных, когнитивной основой которых являются: научные знания; мотива-ционно-ценностные ориентиры; понимание целей изучения предмета, важности и ценности приобретенных знаний для дальнейшего профессионального роста; умения самостоятельно приобретать новые знания; способности к саморазвитию и самообразованию; умения практически использовать приобретенные теоретические знания; умения решать проблемы, то есть овладевать приемами действий в нестандартных ситуациях.

Таким образом, сформированность указанных качеств в условиях профессиональной подготовки на основе аксиологического подхода, на наш взгляд, будет способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки студентов - будущих специалистов в условиях трансформации ценностей современного социума, способствуя развитию его духовности и самостности. А сам аксиологический подход в современных условиях становится актуальной основой для развития не только содержания, но и всей системы профессиональной подготовки будущих специалистов в

вузе, выполняя функцию интегратора в решении этих проблем. При этом аксиологизация профессиональной подготовки современного специалиста (или другими словами осуществление профессиональной подготовки на основе аксиологического подхода) сегодня становится актуальной образовательной теоретически и практически значимой задачей, в контексте которой могут достигаться не только традиционные цели профессиональной подготовки в вузе, но и цели социально-педагогической политики российского образования, в том числе и в области интериоризации ценностей в общественное сознание и сохранение базовой христианской (или общечеловеческой) системы ценностей, а не ее трансформация по велению Запада.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Громова, О. Н. Ценностные ориентиры как основа духовной составляющей профессиональной деятельности специалиста в условиях трансформации современного социума [Текст] / О. Н. Громова, Н. И. Рыжова, В. Н. Чайка // Преподаватель XXI век. - 2014. - № 4, ч. 1. - С. 20-31.

2. Башмакова, Н. И. Мировые тенденции развития высшего образования в XXI веке: видение Юнеско и практика реформ [Текст] / Н. И. Башмакова // Высшее образование сегодня. - М., 2007. - № 1. - С. 28-30.

3. Разин, А. А. Духовность: сущность, место в обществе, пути достижения [Текст] / А. А. Разин // Вестн. удмуртского ун-та. Социология и философия. - 2007. - № 3. - С. 171.

4. Суходольский, Г. В. Введение в математико-психологическую теорию деятельности [Текст] / Г. В. Суходольский. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. - С. 53.

5. Четвертков, А. Н. Развитие системы социально-культурной деятельности в России в XX веке: аксиологический подход [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Четвертков. - Тамбов, 2007. - 26 с.

6. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. - М., 1984.

7. Морозов, В. О. Аксиологический подход к формированию двигательной культуры студентов в системе высшего образования [Текст] / В. О. Морозов. - Орск, 2012. - 115 с.

8. Ивин, А. А. Аксиология [Текст] / А. А. Ивин. - М.: Высш. шк., 2006. - 390 с.

9. Лапин, Н. И. Динамика ценностей населения реформируемой России [Текст] / Н. И. Лапин. - М., 1996. - 221 с.

10. Выжлецов, Г. П. Аксиология культуры [Текст] / Г. П. Выжлецов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. - 152 с.

11. Каган, М. С. Философские теории ценности [Текст] / М. С. Каган. - СПб., 1997. - 204 с.

12. Задачи и тесты для самоподготовки по химии [Текст] / Г. Н. Фадеев, Е. В. Быстрицкая, М. Б. Степанов, С. А. Матакова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 310 с.

13. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 498 с.

14. Динамика ценностей населения реформируемой России [Текст]. - М., 1996. - 221 с.

15. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Сласте-нин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002.

16. Макарова, Н. С. Ценностно-смысловой опыт в профессиональном становлении будущих учителей [Электронный ресурс] / Н. С. Макарова, С. В. Никитина // Вестник Омского гос. пед. унта: электрон. науч. журн. - Вып. 2006. - Режим доступа: http://www.omsk.edu/artide/vestnik-omgpu-72.pdf (дата обращения: 02.12.2015).

17. Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: приказ МО РФ от 18 июля 2002 г. № 2783 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901837067 (дата обращения: 02.02.2016).

18. Безрукова, Л. В. Аксиологический подход к проблемам современного дошкольного образования [Текст] / Л. В. Безрукова // Вестник ОГУ. - 2000. - № 3. - С. 55.

REFERENCES

1. Gromova O. N., Ryzhova N. I., Chayka V. N. Tsennostnye orientiry kak osnova dukhovnoy sostavlyayushchey professionalnoy deyatelnosti spetsialista v usloviyakh transformatsii sovre-mennogo sotsiuma. Prepodavatel XXI vek. 2014, No. 4, vol. 1, pp. 20-31.

2. Bashmakova N. I. Mirovye tendentsii razvitiya vysshego obrazovaniya v XXI veke: videnie

Yunesko i praktika reform. Vysshee obrazovanie segodnya. M., 2007, No. 1, pp. 28-30.

3. Razin A. A. Dukhovnost: sushchnost, mesto v obshchestve, puti dostizheniya. Vestn. ud-murtskogo un-ta. Sotsiologiya i filosofiya. 2007, No. 3, p. 171.

4. Sukhodolskiy G. V. Vvedenie v matematiko-psikhologicheskuyu teoriyu deyatelnosti. St. Petersburg: Izd-vo SPbGU, 1998. P. 53.

5. Chetvertkov A. N. Razvitie sistemy sotsialno-kul-turnoy deyatelnosti v Rossii v XX veke: aksio-logicheskiy podkhod. Extended abstract of PhD Dissertation (Education). Tambov, 2007. 26 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Lomov B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemypsikhologii. Moscow, 1984.

7. Morozov V. O. Aksiologicheskiy podkhod k formirovaniyu dvigatelnoy kultury studentov v sisteme vysshego obrazovaniya. Orsk, 2012. 115 p.

8. Ivin A. A. Aksiologiya. Moscow: Vyssh. shk., 2006. 390 p.

9. Lapin N. I. Dinamika tsennostey naseleniya re-formiruemoy Rossii. Moscow, 1996. 221 p.

10. Vyzhletsov G. P. Aksiologiya kultury. St. Petersburg: Izd-vo SPbGU, 1996. 152 p.

11. Kagan M. S. Filosofskie teorii tsennosti. St. Petersburg, 1997. 204 p.

12. Fadeev G. N., Bystritskaya E. V., Stepanov M. B., Matakova S. A. Zadachi i testy dlya samopodgotovki po khimii. Moscow: BINOM. Laboratoriya znaniy, 2008. 310 p.

13. Vygotskiy L. S. Razvitie vysshikhpsikhicheskikh funktsiy. Moscow: Izd-vo APN RSFSR, 1960. 498 p.

14. Dinamika tsennostey naseleniya reformiruemoy Rossii. Moscow, 1996. 221 p.

15. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Ped-agogika: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. Moscow: Akademiya, 2002.

16. Makarova N. S., Nikitina S. V. Tsennostno-smyslovoy opyt v professionalnom stanovlenii budushchikh uchiteley. Vestnik Omskogo gos. ped. un-ta: elektron. nauch. zhurn. Iss. 2006. Available at: http://www.omsk.edu/article/vest-nik-omgpu-72.pdf (accessed: 02.12.2015).

17. Ob utverzhdenii kontseptsii profilnogo obu-cheniya na starshey stupeni obshchego obra-zovaniya: prikaz MO RF, 18 July 2002. No. 2783. Available at: http://docs.cntd.ru/docu-ment/901837067 (accessed: 02.02.2016).

18. Bezrukova L. V. Aksiologicheskiy podkhod k problemam sovremennogo doshkolnogo obra-zovaniya. Vestnik OGU. 2000, No. 3, pp. 55.

Рыжова Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра теории и методики обучения математике и информатике ФГНУ «Институт стратегии развития образования» РАО, г. Москва e-mail: nata-rizhova@mail.ru

Ryzhova Natalia I., ScD in Education, Professor, Chief Researcher, Center of Theory and Methods of teaching Mathematics and Informatics , Institute of Education Development Strategy, Russian Academy of Education, Moscow e-mail: nata-rizhova@mail.ru

Башмакова Наталья Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов» e-mail: nataly1603@mail.ru

Bashmakova Natalia I., PhD in Education, Associate Professor, Non-state educational institution of higher professional education, St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions e-mail: nataly1603@mail.ru

Громова Ольга Николаевна, кандидат юридических наук, доцент НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов» e-mail: oritus@yandex.ru

Gromova Olga N., PhD in Law , Associate Professor, Non-state educational institution of higher professional education, St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions e-mail: oritus@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.