Н. Х. Савельева. Аксиологизация процесса профессиональной подготовки будущих специалистов,,
УДК 378.147
АКСИ0Л0ГИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Савельева Нелли Хисматуллаевна -
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и перевода, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург E-mail: [email protected]
В статье рассматривается профессионально-аксиологическая парадигма педагогики как стратегический ориентир развития высшего образования экономического профиля. Аксиология образования - перспективное научное направление, позволяющее выявить как внешние обстоятельства и параметры построения образовательного процесса, так и внутренние, личностные резервы обеспечения высокой результативности процесса обучения в высшей школе, определить состав и иерархию ценностей, которые придают направленность будущей профессиональной деятельности студента-экономиста, определяют его взаимодействие с миром и с людьми.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, ценностные ориентации, аксиологизация образования, будущие экономисты.
DOI: 10.18500/1819-7671-2015-15-4-119-121
Одна из главных целей современного университета состоит в подготовке специалистов, способных отвечать вызовам современности, что предполагает не только трансляцию готовых знаний, но и создание нового знания. К настоящему времени в педагогической науке разработан ряд подходов, концепций, реализующих задачи подготовки специалиста в условиях университетского образования. Вместе с тем следует отметить, что основное внимание уделяется внешним обстоятельствам и параметрам построения образовательного процесса, а внутренние, личностные резервы обеспечения высокой результативности процесса обучения в высшей школе и аксиологические ресурсы повышения качества образования раскрыты не в полной мере.
Образование является основным каналом приобщения будущего специалиста к ценностям культуры, образования и профессии. На каждом этапе развития общества система образования претерпевает определенные изменения в соответствии с его потребностями, идеологией, ценностями. Кардинальные изменения в мировом сообществе обусловили возникновение новых приоритетов в сфере университетского образования [1], поэтому особое значение имеют ценностные ориентации, так как университетское образование представляет собой фундаментальную научно-практическую основу формирования
у молодого поколения реальных представлений о подлинных и мнимых ценностях жизни и деятельности, выражающих социальные, правовые и нравственные нормы общества.
Аксиологизация - компонент гуманизации образования, поскольку в теории и на практике она определяет состав и иерархию гуманистических ценностей образования, системообразующим элементом которых выступает человек как главная цель. Очевидно, что аксиологизация - это процесс, соединяющий в себе обозначенные аспекты развития образовательной деятельности учебного заведения и личности студента: учебное заведение реализует резерв качества образования, для личности результатом акси-ологизации становится развитие ценностного отношения студента к познанию, к профессии, к себе и другим, превращающееся в устойчивые профессионально значимые и жизненные ценностные ориентации.
Университет - уникальное общественное место, где формируется два типа знаний: знание как наука и знание как культура, т. е., с одной стороны, он способствует социокультурному развитию общества, с другой - выступает проводником инновационных технологий. Современный университет становится гарантом, механизмом реализации такой коренной социальной потребности, как стабильное, устойчивое развитие общества [2].
На наш взгляд, решение проблемы повышения качества подготовки будущих специалистов экономического профиля невозможно без обращения к ценностно-мотивационным компонентам предстоящей профессиональной деятельности.
Содержание понятия «ценность» большинство ученых характеризует, выделяя характеристики, свойственные формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Утверждается, что возникновение ценности связано, с одной стороны, с предметами, явлениями, их свойствами, способами удовлетворить определенные потребности общества, человека;
© Савеиьева Н. Х, 2015
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 4
с другой - ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления человеком, обществом. Подчеркивается, что ценность - это форма проявления определенного рода отношения между субъектом и объектом. Только рассматривая общественное бытие человека в аспекте объект-субъектного отношения, мы можем зафиксировать явление ценности.
Педагогический аспект проблемы ориентации личности в окружающем мире в общем виде состоит в том, чтобы широкий спектр объективных ценностей культуры сделать предметом осознания, переживания как особых потребностей личности, сделать так, чтобы объективные ценности стали субъективно значимыми, устойчивыми жизненными ориентирами личности, ее ценностными ориентациями.
Значение исследования ценностных ориентаций индивида определяется тем, что они представляют собой основной «канал усвоения духовной культуры общества», превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения. Формирование ценностных ориентаций во многом способствует процессу развития личности в целом.
Таким образом, ценность человека, духовный мир личности определяются степенью сформированности его ценностной ориентации, мерой его причастности к обществу, его истории, настоящему, диапазоном его общественных интересов, богатством и разнообразием связей и взаимоотношений с обществом [3].
Современные образовательные стандарты (080100 «Экономика» для специалистов и бакалавров), определяемые на основе государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» и построенные исходя из методологии компетент-ностного подхода, содержат в себе инвариантные ценностные установки, которые должны быть сформированы у будущих профессионалов в процессе обучения в вузе. Как показывает проведенный нами анализ, можно выделить следующие аксиологические компетенции, тем или иным образом представленные в государственных нормативных документах высшего профессионального образования для специальностей экономического профиля:
- аксиологические компетенции: владение культурой мышления, способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления; осознание социальной значимости своей будущей профес-
сии; высокая мотивация выполнения профессиональной деятельности;
- когнитивные компетенции: способность к познавательной деятельности; осознание необходимости, потребности и способности к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; осознание социальной значимости своей будущей профессии; наличие высокой мотивации выполнения профессиональной деятельности; владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного;
- социальные компетенции: готовность к сотрудничеству; коммуникативность, толерантность; готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе; способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность;
- организационно-управленческие компетенции: способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности.
Профессиональная компетентность является комплексной характеристикой личности и рассматривается нами как умение актуализировать накопленные знания и умения и использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций. Она проявляется и приобретается в деятельности и является интегральной характеристикой профессионала как субъекта деятельности, формируется в процессе профессиональной подготовки и представляет собой системное проявление знаний, умений, опыта, позволяющих успешно решать профессиональные задачи, составляющих сущность профессиональной деятельности.
В широком смысле профессионально-аксиологическая компетентность представляет собой набор присущих всем членам профессионального сообщества поведенческих норм, ценностей, представлений и понятий, определяемых спецификой профессиональной деятельности [4].
Мы считаем, что сформированная профессионально-аксиологическая компетентность позволяет удовлетворять интересы будущего специалиста в самореализации и саморазвитии в профессиональной деятельности благодаря не только увеличению знаний, умений, навыков, полномочий, но и формированию ценностей и норм поведения в той профессиональной сфере, в которой он будет работать по окончании вуза.
От того, насколько сформирована профессионально-аксиологическая компетентность у
120
Научный отдел
Н. Х. Савельева. Аксиологизация процесса профессиональной подготовки будущих специалистов,„
будущих специалистов экономического профиля, в значительной мере зависят их профессиональная жизнь и качество профессиональной деятельности. Развитие профессионально-аксиологической компетентности личности сту-дента-экономиста предполагает качественные изменения в ценностном отношении к учебной деятельности, к самому себе (становление образа Я), к будущей профессиональной деятельности (проектирование образа будущей деятельности). Это становится реальностью, если осваиваемые студентами ценности придают познанию, сотрудничеству, творчеству и самореализации ценностную ориентацию.
Состав и иерархия профессиональных ценностей не только придают направленность будущей профессиональной деятельности сту-дента-экономиста, но определяет его взаимодействие с миром и с людьми. Благодаря своей ценностно-ориентирующей функции образовательный процесс выводит студентов в сферу мировоззренческого осмысления социальной и образовательной реальности.
Список литературы
1. Ридингс Б. Университет в руинах. М., 2010. 304 с.
2. Кирьякова А. В. Взаимосвязь аксиологии и инноватики в университетском образовании // Высшее образование в России. 2007. № 12. С. 59-64.
3. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. 2-е изд. Оренбург, 2000. 188 с.
4. КарпушинаЛ. В. Аксиологическая направленность и смысложизненные ориентации современной молодежи // Вестн. Самар. гум. акад. Сер. Психология. 2006. № 2. С. 66-75.
Axiologisation of Process of Professional Education of Future Specialists In Economics
N. Kh. Savelyeva
Ural Federal University,
19, Mira str., Ekaterinburg, 620000, Russia E-mail: [email protected]
The article considers the professional- paradigm of pedagogics as an orienting point of development of higher economical education. Axiologisation of higher school is a perspective scientific school that allows to elicit external circumstances and characteristics of higher education as well as internal reserves of providing of good effectiveness of higher education, specify the definition of values structure that determine the student's future professional orientation and his interaction with people and world.
Key words: professional competence, values orientations, higher school axiologisation, future economists.
References
1. Ridings B. Universitet v ruinakh (University in ruins). Moscow, 2010. 304 p.
2. Kiryakova A. V Vzaimosvyaz aksiologii i innovatiki v universitetskom obrazovanii (The correlation between axiology and innovation in university education). Vysshee obrazovanie v Rossii (Higher Education in Russia), 2007, no. 12, pp. 59-64.
3. Kiryakova A. V Teoriya orientatsii lichnosti v mire tsen-nostey (The theory of orientation of personality in the world of values). Orenburg, 2000. 188 p.
4. Karpushina L. V Aksiologicheskaya napravlennost i smyslozhiznennye orientatsii sovremennoy molodezhi (Axiological trend and life-value orientations of modern youngsters). Vest. Samar, gum. akad. Ser. Psikhologiya (The Bulletin of the Samara Academy. Ser. Psychology), 2006, no. 2, pp. 66-75.
Педагогика
121