УДК 378 ББК 74.5
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОЦЕССУ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 050100 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (иностранные языки)
I А.И. Тюнякин
Аннотация. В статье представлена всесторонняя характеристика сущности и содержания понятия «аксиологический подход» применительно к иноязычному профессиональному образованию. Особое место в статье отводится рассмотрению особенностей внедрения аксиологического подхода в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов при подготовке кадров для сферы иноязычного профессионального образования. В исследование включено описание важнейших компетенций, развитие которых обеспечивается на основе применения аксиологического подхода, Автор статьи детально останавливается на специфике внедрения аксиологического подхода в процесс обучения будущих магистров по направлению подготовки педагогическое образование (профиль: иностранные языки) и дает многоаспектную характеристику образовательных возможностей данного подхода, В исследовании раскрываются особенност и реализации подхода на основе овладения системой ценностей наиболее значимых для будущих магистров педагогического образования,
Ключевые слова: аксиология, ценности, ценностные ориентации, аксиологический подход, ценностное отношение.
THE ESSENCE AND CONTENT OF THE TERM AXIOLOGICAL APPROACH IN APPLICATION TO THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF MASTERS IN PEDAGOGY (specialization: foreign languages)
I A.I. Tyuniakin
Abstract. The article presents a comprehensive characteristics of the essence and the content of the concept «axiological approach» in relation to foreign languages professional training. The article contains the detailed description of the notion "axiological approach" and depicts the main characteristics of this approach, The author represen ts the possible ways of using this approach in the conditions of new federal educational stan dards implementing to the foreign language education. The author considers that pedagogical values should be the basis of the professional training and the process of foreign language education can benefit a lot if we use the educational potential of the axiological approach, The most importan t values are represen ted in the article, which determine the main directions of foreign language teaching to future masters. The article con tains the main competences which can be developed on the basis of the axiological approach,
Keywords: axiology, values, value-based orientations, axiological approach, value-based attitude.
В условиях происходящей в настоящее время глобализации постепенно формируется многонациональная н поликультурная среда. Необходимо со школьной скамьи подготавливать подрастающее поколение к жизни в подобном обществе, в котором важнейшую роль играет знание иностранного языка. В связи с этим стремительно растет потребность в учителях, которые способны обучать не столько ннострэнному языку, как иноязычному общению и культуре страны изучаемого языка. При подготовке будущих учителей иностранного языка требуется уделять больше времени межкультурному аспекту образования, в большей степени, предполагающему развитие индивида
(студента) в процессе овладения ценностными ориентацнями не только родной, но также других культур в условиях реализации поли культурного взаимодействия.
Современное иноязычное образование ориентируется на «диалог культур», который подразумевает изучение систем взглядов, опыта и ценностных орнентаций поли культу! и 10-го сообщества. Отсутствие компетентных знаний о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка может привести к недопониманию и стать причиной «культурного шока». Современная парадигма подготовки педагогических кадров призвана предотвратить конфронтацию культур через формирование меж-
культурной компетентности, ценностных орнентацнй и морально-духовно-го облика будущих специалистов. В целом же, одной из важнейших задач современной методики обучения иностранным языкам является выявление гуманистического потенциала иноязычного образования и разработка концептуальных основ духовно-нравственного воспитания. Приоритетными направлениями в реформации образования в РФ являются гуманизация и демократизация, которые предполагают реально функционирующую систему, «обеспечивающую единство непрерывного общекультурного, социально-нравственно-го и профессионального развития личности с учетом общественных потребностей н личных запросов» [1]. Духовное развитие личности будущего педагога должно происходить на основе аксиологического подхода, различными аспектами реализации которого занимались и занимаются такие ученые как Б.С. Гершунский, В.А. Сластенин, А. Маслоу, К. Роджерс и др. Основная проблема в современной методике обучения иностранным языкам, заключается в том, что широкая реформа образования в России не в полной мере позволяет осуществлять процессы подготовки высококвалифицированных методистов для сферы иноязычного образования и одновременно осуществлять их духовно-нравственное развитие. Процесс преподавания иностранного языка будущим учителям направлен в большей мере на развитие их методического потенциала. Реализация духовно-нравственной составляющей подготовки учителей иностранного языка не всегда находит должное воплощение.
Для того чтобы предотвратить подобные издержки обучения, педагогическая подготовка будущих учителей иностранного языка должна быть направлена на формирование ценностных орнентацнй у студентов на гуманистической основе, которое находит свое выражение в ценностном отношении к личности будущих учеников. Но не менее важным аспектом аксиологического подхода в образовании является формирование ценностного отношения к будущей профессии учителя через приобщение к педагогическим, профессиональным ценностям, ценностям иноязычного образования, общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.
Чтобы рассмотреть необходимость реализации аксиологического подхода в иноязычном образовании, необходимо обратится к таким понятиям, как «аксиология», «ценностные ориентации» и «аксиологический подход».
Аксиология (от греческого axia — ценность, logos — слово, учение) — «философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия» [2]. Дисциплина в полной мере изучает саму природу ценностей, их место в реальности и структуру ценностного мира, то есть связь различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Ситуация в современной аксиологии такова, что, если отвлечься от частностей, можно выделить три основных понятия теории ценности — «ценность», «ценностное отношение», «оценка». Необходимо более подробно остановится на этих понятиях.
В философии ценности определяются как «специфически социальные определения объектов окружающего мнра, выявляющие их положительное нлн отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни н природы)» [3]. Все, что очень важно для человека и без чего он не может обойтись, является ценностью, но исследователи утверждают, что не сам объект считается ценностью, а присущие ему качества, которые и делают его необходимым дня индивида. Ценность как отношение к чему-либо возникает не только на основе знания и информации, но также и собственного жизненного опыта человека. Наличие ценностей характеризует индивида, а именно его внутренний мир и общественное сознание.
Классификации ценностей основываются на различных принципах и подходах к систематизации. Наиболее обобщенной является разделение ценностей на три основные категории: абсолютные ценности, релятивные ценности и антиценности. Абсолютные нлн вечные ценности всегда были, есть и будут особенно значимыми для человека (жизнь, истина, добро, нравственность, красота, гуманность). В свою очередь, релятивные или относительные ценности, являются непостоянными. То, что когда-то было ценным для человека, может обесцениться н наоборот (отношение к политике, идеологии, религии). Наряду с абсолютными и релятивными существуют совершенно противоположные антиценности, которые противоречат традиционными ценностям н нормам общественной морали, принятым в социуме (насилие, жадность, война,
ложь, деградация человека). Меньше всего подвержены изменениям абсолютные ценности. Но в последнее время в жизни любого социума началась переоценка ценностей и перестройка сознания. Ценности упорядочивают действительность, вносят в нее осмысление, оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности. Они соотносятся не с истиной, а с представлениями об идеале, желаемом, нормативном. Каковы ценности, таковы и общество, личность.
В.П. Тугаринов, в одном из своих трудов, считает, что ценности могут быть исключительно положительными «...не может быть "отрицательных ценностей» [4]. Отрицательной может быть оценка, но не ценность. Ценности связаны с оценкой напрямую. Ценности не могут существовать без оценки, более того, они разворачиваются в процессе оценки. Оценка связана с человеком и обществом н выводит человека к определенным решениям по его выбору. Оценка одного и того же может отличаться у разных людей.
Осознавая ценностные свойства предметов, проявляя заинтересованность в них, человек вступает в так называемые ценностные отношения с действительностью. Исследователи рассматривают его как однонаправленное субъект-объектное отношение. Причем объект ценностного отношения включает в себя две составляющих: социальную и личностную. К социальной составляющей относятся идеалы целого общества, культуры в которой находится индивид, а в личностной находит отражение активная внутренняя позиция человека, основанная на его переживаниях, приня-
тип или же отрицании общественных идеалов и ценностей. Таким образом, ценностное отношение «... формируется под влиянием реальной жизненной практики при наличии внутренней активности человека, тогда как сущность самого процесса формирования ценностного отношения отражает переход всеобще значимой ценности в личности о значимую» [5]. Данные положения представляются особенно значимыми для процесса иноязычного образования будущих учителей (магистров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»).
Ценностное отношение личности к себе и миру находит отражение в эмоциях, воле, решимости, целепо-лагании. Чтобы осознать значимость чего-либо, необходимо это понять, прочувствовать, поэтому основополагающую роль при формировании ценностного отношения играет опыт, как личностный, так и социальный. Индивид получает опыт в процессе своей деятельности. Чем активнее индивид в процессе решения типичных профессиональных задач в сфере иноязычного образования, тем более выражается его ценностное отношение, которое само динамично, изменчиво, воспнтуемо (что особенно важно для профессиональной подготовки будущих учителей). Это делает ценностное отношение одним из важнейших понятий в аксиологии.
Аксиологический подход представляет собой философско-педагогиче-скую стратегию, позволяющую «реализовать профессиональные аксиологические ориентации в системе образования; формировать знания о личностных, общечеловеческих, педагогических и профессиональных ценностях, а
также дает возможность учителю для личностного и профессионального развития» [6]. В связи с тем, что аксиологический подход направлен на формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов, он считается одной из методологических основ в гуманистически ориентированном образовании, в котором воспитанник выступает как высшая ценность общества. В настоящее время он становится неотъемлемым компонентом образовательного процесса, благодаря которому повышается возможность воспитания у студентов духовных, гуманистических н ценностных качеств.
Применительно к подготовке учителей иностранного языка аксиологический подход представляет собой «педагогическую и методическую стратегию, направленную на формирование н развитие ценностных орнентацнй будущих педагогов, их нравственный и духовный рост» [7].
Сформированность ценностных ориентаций будущих учителей иностранного языка должна служить наглядным примером для его будущих воспитанников, которые будут выбирать, следовать такому примеру или нет. Интеграция аксиологического подхода в методики преподавания иностранных языков позволит подготовить такого учителя, который сможет интенсивно, систематически и целенаправленно формировать у обучающегося ценностные ориентации, мотивы, отношения; социа.льно-зна-чимые качества личности; патриотизм; толерантность в межкультур -ной коммуникации; желание к самореализации в жизни и профессиональной деятельности; стремление к познанию и самопознанию; развитие желания работать с иноязычными
(как адаптированными, так и аутентичными) материалами. Такой подход в преподавании дисциплины «Иностранный язык» позволит сформировать не только навыки иноязычного общения, но и развитую в аксиологическом плане личность.
Главная задача учителя трансформировать информацию, получаемую на урок-о иностранного языка, в ценности или развивать ценностное отношение к ней, так как в обратном случае ученик не видит в этих знаниях смысла и они легко забываются.
Особая значимость формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей подчеркнута в следующих нормативных документах РФ: законах «Об образовании», и «О высшем профессиональном образовании» и, что актуально для данной статьи, — в образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "магистр")». Непосредственно с социокультурными ценностями связаны следующие профессиональные компетенции:
1) способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);
2) готовность разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);
3) способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);
4) готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ
для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);
5) способность формировать художественно-культурную среду (ПК-21) [8].
Содержание высшего профессионального образования должно быть в равной мере направлено на передачу необходимого объема знаний и создание условий становления ценностных отношений в сознании студентов. Будущие педагоги должны четко определять для себя те нравственно-ценностные ориентиры, по которым они будут жить и работать, ведь от этого зависит их отношение к своей профессиональной деятельности и своим воспитанникам.
Таким образом, более широкое внедрение аксиологического подхода в процесс профессиональной подготовки педагогических кадров позволит воспитать будущего учителя иностранного языка как нравственную личность, которая главной целью обучения впднт не только передачу необходимых знаний, умений и навыков иноязычного общения, но и ориентацию обучающегося в ценностном плане, что проявляется в следующем:
1) формировании патриотической направленности личности;
2) готовности к толерантному восприятию социальных и культурных различий;
3) готовности к осознанию социальной значимости своей будущей профессии;
4) формировании ответственности за результаты своей профессиональной деятельности;
5) развитии способности решать задачи воспитанна и духовно-нравственного развития личности обучающихся.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сластенин, В.А. Переход от авторитарной к гуманистической парадигме как фактор становления и развития педагогической аксиологии [Текст] / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова // Хрестоматия по педагогической аксиологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. - С. 437-447.
2. Социология: Энциклопедия [Текст] / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евель-кин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, - 2003. - 1312 с.
3. Философский словарь [Текст] / под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 445с.
4. Тугаринов, В.П. Избранные философские труды [Текст] / В.П. Тугаринов. - Л.: Изд-Ленинградского университета, 1988. - 344 с.
5. Сластенин, В.А. Педагогическая аксиология [Текст] / В.А. Сластенин. - Красноярск: СибГТУ, 2008. - 293 с.
6. Деминская, Л.А. Аксиологический подход в процессе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей физического воспитания [Текст] / Л.А. Деминская // Физическое воспита-
148 ние студентов. - Харьков: ХООНОКУ-Х-ГАДИ, 2011. - № 6. - 134 с.
7. Коновалова, О.В. Методика реализации аксиологического подхода в процессе преподавания дисциплин «Иностранный язык» и «Зарубежная литература и культура» (на примере подготовки учителя иностранного языка): дис. ... канд. пед. наук [Текст] / О.В. Коновалова. - М., 2010. - 260 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению
подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»): утв. Приказом М-ва образования и науки Российской Федерации от 14 января 2012г. №35 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_10/ prm35-1.pdf (дата обращения: 11.09.2014).
REFERENCES
1. Slastenin V.A., Chizhakova G.I., Perekhod ot avtoritarnoi k gumanisticheskoi paradigme kak faktor stanovleniya i razvitiya peda-gogicheskoi aksiologii, Khrestomatiya po pedagogicheskoi aksiologii: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. Zavedenii, Moscow, Voronezh, 2005, 437-447.
2. Sociology: Entsiklopediya, Minsk, 2003, 1312 p.
3. Filosofskii slovar', pod red. I.T. Frolova, Moscow, 1981, 445 p.
4. Tugarinov V.P., Izbrannye filosofskie trudy Leningrad, 1988, 344 p.
5. Slastenin V.A., Pedagogicheskaya aksiologi-ya, Krasnoyarsk, 2008, 293 p.
6. Deminskaya L.A., "Aksiologicheskii podk-hod v protsesse professional'no-peda-gogicheskoi podgotovki budushchikh uchitelei fizicheskogo vospitaniya", in:, Fizicheskoe vospitanie studentov, Khar'kov, 2011, No 6, 134 p.
7. Konovalova O.V., Metodika realizatsii aksi-ologicheskogo podkhoda v protsesse prepo-davaniya distsiplin "Inostrannyi yazyk" i "Zarubezhnaya literatura i kul'tura" (na pri-mere podgotovki uchitelya inostrannogo ya-zyka), PhD dissertation (Pedagogy), Moscow, 2010, 260 p.
8. Federal'nyigosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo obra-zovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (kval-ifikatsiya (stepen') "magistr"), available at: http://www. edu.ru/db-minobr/mo/ Data/d_10/prm35-1.pdf.
Тюнякин Артем Иванович, аспирант, кафедра методики преподавания иностранных языков, факультет иностранных языков, Курский государственный университет, [email protected] Tyuniakin A.I., Post-graduate Student, Methods of Teaching Foreign Languages Department, Foreign Language Faculty, Kursk State University, [email protected]