УДК 378.091
Кирьякова А.В., Бероева Е.А.
Оренбургский государственный университет Е-mail: [email protected] ; [email protected]
ценностные аспекты развития
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕцИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Система дополнительного профессионального образования рассматривается с точки зрения особенностей процесса и результата аксиологического развития профессиональной компетентности специалиста. Важнейшим направлением развития профессиональной компетентности является определение перспективных ценностных ориентаций.
Сущность профессиональной компетентности специалиста определяется готовностью решать актуальные профессиональные проблемы и задачи. Изучение ценностного сознания специалиста, позволяет глубже раскрыть глубинные механизмы его трудовой деятельности и ценностные ориентации, лежащие в основе его профессиональной компетентности.
Развитие профессиональной компетентности с точки зрения реализации аксиологического подхода представлено на примере работы Межотраслевого регионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Оренбургского государственного университета. Исходя из опыта реализации дополнительных профессиональных программ, определены педагогические условия развития профессионально значимых ценностей специалиста. В системе дополнительного профессионального образования осуществляется развитие профессиональной компетентности, образуя аксиологическую основу интеллектуального развития и нравственно-духовного становления специалиста.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, аксиология, непрерывное образование, профессиональна квалификация, ценность, ценностные ориентации специалиста.
Для эффективного функционирования в современном мире специалисту важно не просто адаптироваться к профессиональной среде, ему необходимо постоянно развивать свою профессиональную компетентность, осваивая при этом необходимые специальные компетенции. В сложившихся условиях особая роль в развитии профессиональной компетентности специалиста принадлежит дополнительному профессиональному образованию, поскольку изменения в разных сферах общества требуют профессиональной переподготовки специалистов. Важнейшим направлением развития профессиональной компетентности в этих условиях является определение перспективных ценностных ориентаций.
Дополнительное профессиональное образование является, наряду с высшим профессиональным образованием, базовым компонентом непрерывного образования, и имеет приоритет в силу большей гибкости и приближенности к профессиональной деятельности. В связи с этим становятся весьма актуальным определение условий, обеспечивающих положительное влияние системы дополнительного профессионального образования на развитие профессиональных ценностей специалиста, поиск нового
содержания дополнительного профессионального образования, его организационных форм, направленных на развитие профессиональной компетентности специалиста.
Образование представляет собой «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1].
Задача системы дополнительного профессионального образования, «актуализировать профессиональные знания, совершенствовать деловые качества специалистов, подготовить к выполнению трудовых функций в новых условиях инновационного развития России. Эта система уделяет внимание новым технологиям в образовании, что позволит специалисту: повысить профессиональную квалификацию и расширить спектр профессиональных навыков; сохранить рабочее место во время кризиса;
стать более востребованным специалистом, защищенным от последствий кризиса» [2].
В процессе развития профессиональной компетентности специалиста важное место отводится исследованию его духовного мира, фундаментальных жизненных ценностей и потребностей, оказывающих непосредственное влияние на его отношение к профессии. Изучение ценностного сознания специалиста, позволяет глубже раскрыть глубинные механизмы его трудовой деятельности и ценностные ориентации, лежащие в основе его профессиональной компетентности.
Для понимания места и роли системы дополнительного профессионального образования в развитии ценностных ориентаций специалиста и нахождения возможных путей решения проблем их профессионального развития большое значение имеет изучение имеющегося научного опыта.
Возможности системы дополнительного профессионального образования исследовались в работах А.В. Даринского, С.И. Змеева, В.А. Бордовского, Т.Г. Браже, С.Г. Вершловско-го, В.В. Краевского, Е.П. Тонконогой, В.В. Шап-кина, В.Г. Воронцовой, В.Ю. Кричевского, Э.М. Никитина, Б.С. Гершунского, Ю.Н. Ку-люткина, В.Г. Онушкина и др.
Так, по мнению С.Г. Вершловского, «анализ ценностного отношения к образованию может быть прослежен в рамках разных систем образования взрослых: вузовского, последипломного и т. д. Особый интерес представляет дополнительное образование. Его цели и содержание не заданы обязательной программой учебного заведения и служат прежде всего для удовлетворения потребностей личности в необходимых знаниях на любом этапе жизни и в любом объеме» [3].
Аксиологические аспекты профессионального образования, разработанные в трудах К.А. Абульхановой-Славской, И.Ю. Алексаши-ной, А.Г. Асмолова, В.П. Бездухова, Е.В. Бонда-ревской, В.Д. Повзун, Т.А. Ольховой, Г.А. Ме-лекесова, А.А. Поляковой, A.A. Бодалева, Б.Т. Лихачева, дали возможность определить ценностные ориентиры профессиональной переподготовки специалистов.
Анализ научно-методической литературы позволил определить профессиональную ком-
петентность специалиста как интегративную профессионально-личностную характеристику, отражающую готовность выполнять профессиональные задачи и добиваться высоких результатов в профессиональной деятельности. На основе мнения ряда исследователей по исследуемой теме нам представляется целесообразным выделить структуру профессиональной компетентности на основе следующих компонентов: гносеологический, праксеологический и аксиологический. Гносеологический компонент профессиональной компетентности определяет систему знаний и умений, которые лежат в основе решения профессионально-ориентированных задач с использование инновационных технологий. Праксеологический компонент профессиональной компетентности определяет развитие таких умений как: коммуникативные; информационные; организационные; технологические; проективные; поисковые; аналитические. Аксиологический компонент профессиональной компетентности проявляется в ценностном отношении слушателей к профессиональной деятельности, к учебе; личностное отношение к себе, коллегам, профессиональным событиям; отношение к корпоративной культуре; стремление к высокому уровню освоения знаний при наличии познавательного интереса, мотиваций достижения.
Поскольку в основе компетентностного подхода «лежит культура созидания личности» (Е.Р. Ядровская), определяющая роль в развитии профессиональной компетентности специалиста принадлежит таким значимым качествам, как ответственность, толерантность, отзывчивость, способность адекватно оценивать последствия своих действий (В.В. Краевский, И.А. Зимняя, Дж. Равен, А.В. Хуторский).
Одной из основных задач стоящей перед обучением в системе дополнительного профессионального образования в аксиологическом аспекте является становление толерантной личности, обладающей развитой нравственной культурой и склонной к саморазвитию. Ценностные ориентации являются существенной составляющей профессионального сознания специалиста, является регулятором профессионального поведения специалиста. Они выполняют важную мотивационную функцию, определяют то, как видит специалист значимость
своего труда, какие требования предъявляет к себе, к своей профессиональной деятельности. Согласно А. Эйнштейну, «важнейшее из человеческих усилий - стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение -главная задача образования» [4].
Аксиологический подход акцентирует внимание на субъективной ценностной позиции слушателей в процессе обучения по дополнительным профессиональным программам. В современном образовании аксиологический подход рассматривается как «необходимый элемент социального развития» [5], как проблема взаимодействия познания и ценностного сознания [6], как ценностная система личности [7]. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. Ценности служат важным фактором поведения специалиста и взаимоотношений всех участников профессиональной деятельности. Развитие профессиональной компетентности с точки зрения реализации аксиологического подхода в значительной степени повышает эффективность освоения профессиональной деятельности, обеспечивая специалисту «развитие ценностного отношения к познанию, к профессиональной деятельности, активизируя личностную позицию и внутреннюю мотивацию к постоянному самосовершенствованию в профессиональной деятельности» [8].
Развитие профессиональной компетентности специалиста, выражается в потребности постоянного саморазвития, самообразования специалиста, развитии профессионального самосознания. «Гибкость и мобильность, развет-вленность и меньшая скованность программами сделали альтернативные формы образования более подвижными и радикальными» [3].
Аксиологическая составляющая профессиональной компетентности выступает своеобразной «ориентировочной основой» компе-тентностного формирования поведенческой активности человека как «самостоятельной способности к действию» [9]. Ценностные аспекты развития профессиональной компетентности
специалиста в системе дополнительного профессионального образования прослеживаются в таких личностных характеристиках как способность решать профессиональные задачи различного характера, мобильность и толерантность, высокое владение коммуникацией, формирования индивидуальных ценностей «на пути обретения самого себя», «своего образа», неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала» [10]. По утверждению М.С. Кагана и Л.И. Столовича «ценности есть важнейший элемент человеческого сознания, в концентрированном виде которого выражается смысл культуры самого общества» [6].
Успешность обучения по дополнительным профессиональным программам во многом зависит от наличия у слушателей способностей и склонностей к данному виду профессиональной деятельности, от его профессиональной направленности. «Профессиональная направленность понимается как избирательное положительное отношение к профессии и представляет собой интегральное динамическое свойство личности, которое выражает доминирующие осознаваемые и неосознаваемые отношения к любой профессии, предопределяющие и подготовку к предстоящей деятельности, и успешность ее осуществления» [8].
«Сегодня от сотрудников требуются не только тщательное выполнение должностных инструкций, но и заинтересованное участие работников в новшествах на каждом рабочем месте, способность делать то, что не предусмотрено должностной инструкцией. Особое значение имеет наличие у работника разносторонних профессиональных навыков и способностей их развивать, а также приобретать новые» [11].
Рассматривая исторический опыт и весь спектр сложностей дополнительного профессионального образования в современной системе образования, мы сопоставили его с опытом Оренбургского государственного университета, собравшим и реализовавшим множество инновационных и преобразовательных идей в сфере образования. Анализ данного опыта и связанной с ним информации представлен по работе Межотраслевого регионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Оренбургского государственного университета. Основопола-
гающей задачей центра является обеспечение функционирования системы дополнительного профессионального образования, в которой учитываются приоритеты и новейшие образовательные технологии; систематизация и научно-методическое обеспечение государственной стратегии кадровой политики; эффективное воплощение концепций непрерывного, опережающего и профильного профессионального образования. Большое внимание при организации программ повышения квалификации уделяется обеспечению условий для повышения профессиональной компетентности специалистов, выбору индивидуальных траекторий при повышении квалификации, распространению собственного профессионального опыта, профессионального взаимодействия и обмена опытом.
В качестве критериев развития профессиональной компетентности специалиста в аксиологическом аспекте приоритетное внимание следует направить на развитие следующих качественных показателей:
- способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности профессиональных сообществ и объединений;
- соответствие системы личностных ценностей социально значимым нравственным ориентирам;
- взаимопомощь, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, дружелюбие, приветливость, искренность;
Программы обучения предполагают развитие профессиональной компетентности с помощью разнообразных ценностных ориентиров. Образовательные программы повышения квалификации должны быть направлены на развитие у слушателей мотивов повышения профессиональной компетентности, профессиональных мастерства и культуры, обновления теоретических и практических знаний в соответствии с современными требованиями к уровню квалификации.
Обучение по дополнительным профессиональным программам строится на основе модульного подхода, что позволяет индивидуализировать образовательный процесс, широко использовать самостоятельную работу слушателя, обеспечивать степень гибкости, как содержа-
ния обучения, так и организационных форм работы. Совершенствовать образовательный процесс и качество программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, реализуемых в центре, позволяет анализ результатов анкетирования и тестирования слушателей.
Для определения педагогических условий развития профессионально значимых ценностей специалиста условий нами были рассмотрены результаты анкетирования и тестирования слушателей программ повышения квалификации государственных гражданских служащих «Эт-ноконфессиональные отношения и устойчивое развитие региона», «Актуальные проблемы государственной гражданской службы», «Основы государственной гражданской службы (для лиц впервые принятых на государственную гражданскую службу)». Учебно-тематические планы программ повышения квалификации содержат следующие модули и темы занятий, ориентированные на ценностный аспект качественной работы специалиста:
- «Профессиональная культура и этика государственных служащих»;
- «Морально-этические аспекты поведения государственных гражданских служащих», «Механизмы проверки соблюдений поведения государственных гражданских служащих и урегулирование конфликта интересов»;
- «Речевой этикет, этикетные формулы служебного поведения, невербальные средства общения и служебного поведения»;
- «Эффективная коммуникация в профессиональной деятельности. Установление контакта в профессиональном общении»;
- «Управление конфликтами»;
- «Культура делового общения», «Элементы административного речевого этикета»;
- «Профессионально значимые ценности».
Обозначенные темы занятий повышают общекультурную и образовательную значимость ценностной составляющей профессиональной компетентности специалиста.
В ходе анализа входного и выходного анкетирования можно проследить динамику развития ценностных приоритетов специалистов. Система дополнительного профессионального образования выполняет прежде всего личностный заказ, предлагает специалисту только те знания и умения, потребность в которых он испытывает на
определенном этапе профессионального развития. Поэтому для формирования профессионально значимых ценностей специалиста в условиях дополнительного образования важным является создание предпосылок, позволяющих обеспечить увеличение продолжительности активной творческой жизни специалиста, максимальное и эффективное использование индивидуального практического опыта, интеллектуальных ресурсов и личностного потенциала человека.
Планирование тематики занятий опиралось на мнение слушателей. Учебно-тематические планы составляются с соответствии с целевыми запросами заказчика. Наиболее востребованными оказались темы «Профессиональная этика», «Культура делового общения», «Эффективная коммуникация в профессиональной деятельности. Установление контакта в профессиональном общении».
Преподаватели отмечают высокий уровень готовности слушателей к совершенствованию профессиональной подготовки, особенно такие характеристики, как стремление слушателей приобрести новые знания и умения, их готовность к решению нестандартных задач, интерес к профессиональным инновациям.
Слушатели так оценили свою потребность в дополнительном профессиональном образовании:
- 31% - острая потребность,
- 63% - есть потребность,
- 6% - нет потребности.
Таким образом, большая часть специалистов (94%) ощущают сегодня необходимость повышения уровня своей квалификации. Ответы слушателей позволяют утверждать, что выбор специалистов при обращении на курсы повышения квалификации является осознанным, и основная цель обучения - повышение уровня профессиональной компетентности.
Кроме того, анализ анкетирования показал, что уровень сформированности различных качеств, составляющих основу профессиональной компетентности специалиста, у слушателей в настоящее время недостаточен. Речь идет о таких качествах как высокий уровень культуры, способность к творческой деятельности и саморазвитию, способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права. Более 50% слушателей считают, что им не хватает целеустрем-
ленности и настойчивости в повышении своей профессиональной компетентности.
Исходя из опыта реализации дополнительных профессиональных программ, нами определены следующие педагогические условия развития профессионально значимых ценностей специалиста:
- обеспечение функциональной взаимосвязи структурных компонентов профессиональной компетентности в аксиологическом развитии личности;
- обеспечение нравственно-духовного становления личности: свободный выбор и ответственность, самодисциплина, мотивация, толерантность, творческая активность;
- организация образовательного процесса в соответствии с системой жизненных ценностей на основе индивидуального маршрута специалиста в системе дополнительного профессионального образования;
- постоянное приобщение слушателей к общекультурным человеческим ценностям;
- наличие комплекса дидактических средств, реализуемых в процессе обучения по дополнительным профессиональным программам с опорой на самостоятельную работу.
Определение аксиологических основ профессиональной компетентности специалиста должно проходить с учетом региональной специфики, которая, определяет содержание индивидуального образовательного маршрута специалиста в профессиональной сфере.
Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости усиления аксиологической составляющей образовательного процесса системы дополнительного профессионального образования, что обуславливается максимальным использованием эмоционально - мотивационных педагогических инструментов.
Образовательный процесс в системе дополнительного профессионального образования необходимо организовывать таким образом, чтобы слушатели могли научиться управлять собой и обстоятельствами, научиться действовать логически, находить способы самореализации, уметь самообучаться. Все это в комплексе формирует и развивает личность специалиста таким образом, чтобы она обладала способами саморазвития, самосовершенствования, самообразования.
18.02.2016
Список литературы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165887/
2. Чхутиашвили, Л. В. Роль инновационного юридического образования на современном этапе развития России / Л. В. Чхути-ашвили // Юридическое образование и наука. - 2011. - №1. - С. 21-24.
3. Вершловский, С.Г. Система образования взрослых как объект прогнозирования //Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры- [электронный ресурс]: режим доступа: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2010-1_p016-021.pdf
4. Вересаев, Н., Мельников, А. Образование и культура: нереальные цели и реальные ценности / Н. Вересаев, А. Мельников. Университет Оулу, Финляндия. - [электронный ресурс]: режим доступа: http://nveresov.narod.ru/OIK.pdf
5. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры: Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета,1996, - 148 с.
6. Каган, М.С. Человек как проблема современной философии [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://anthropology.ru/ ru/person/kagan-ms
7. Бобнева, М.И. Социальная психология личности. М.: Наука,1979.- 344 с.
8. Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике: монография / А.В. Кирьякова [и др.]. - М.: Дом педагогики. ИПК ГОУ ОГУ 2008. - 578 с. - ISBN 978-5-7410-0706-8.
9. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад наотделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
10. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика.- 1997.- №4. - С. 25-28
11. Ильина, Л. А. Формирование профессиональной компетентности как компонента подготовки менеджеров /Л. А. Ильина/ и др. Устойчивое развитие вуза на основе стратегии повышения качества образовательного процесса: Монография./ Г.П. Гага-ринская, Л.Н. Ильина и др./ Самара: СамГТУ; Минск: БГУИР, 2007.- 295 с
Сведения об авторе:
Кирьякова Аида Васильевна, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор
Бероева Елена Александровна, ведущий специалист по учебно-методической работе факультета повышения квалификации и переподготовки государственных и муниципальных служащих
Оренбургского государственного университета
460018, г. Оренбург, пр-т Победы 13, тел. (3532) 912111, е-таП: а[email protected] ; [email protected]