УДК 378.015.31:159.923-052 Мороз Виктория Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Оренбургского государственного университета
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Moroz Victoria Viktorovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Foreign Languages Department, Orenburg State University
UNIVERSITY STUDENTS' CREATIVITY POTENTIAL DEVELOPMENT: AXIOLOGICAL APPROACH
Аннотация:
Основная задача образования - обеспечение общества высококвалифицированными специалистами, способными решать возникающие проблемы. По мнению авторов, накопление и развитие креативного потенциала наиболее интенсивно происходит в университетском сообществе. Образование становится фактором развития креативного потенциала в том случае, когда студенты обладают устойчивыми ценностными ориентациями, которые перерастают в цели познания. Накопление аксиологического потенциала в период обучения в вузе и на протяжении жизни является основой конкурентоспособности человека, развития его компетентности, креативности.
Ключевые слова:
креативный потенциал, ценностное отношение, конкурентоспособность, креативность, аксиологический потенциал, студенты университета.
Summary:
The task of education is to provide a society with highly-qualified specialists able to solve emerging problems. At present development and accumulation of creative potential is the most intensive in the university community, for students' social stratum is the most sensitive to knowledge economy. Education becomes the factor of creative potential development in case when students possess lasting value orientations that turn into knowledge goals. Axiological potential accumulation during the course of training and life span is the basis of a person's competitiveness, competence and creativity development.
Keywords:
creative potential, value attitude, competitiveness, creativity, axiological potential, university students.
Динамические изменения экономических условий в современном мире обусловливают приоритетность развития креативного потенциала как основного фактора экономики знаний. В результате стремительно изменяющегося спроса организации и предприятия находятся в постоянном поиске способов модернизации, внедрения инноваций и новых технологий, повышения креативности сотрудников.
Перемены, происходящие в социально-экономической жизни общества, неизбежно приводят к реформам системы образования, которая является ключевой составляющей конкурентоспособности страны. Задачей образования является обеспечение общества высококвалифицированными специалистами, способными эффективно решать лавинообразно возникающие проблемы. Мы считаем, что накопление и развитие креативного потенциала наиболее интенсивно происходит в университетском сообществе, так как социальная страта студентов наиболее чувствительна к экономике знаний.
В рамках исследования развития креативности студентов мы считаем, что креативность является одной из значимых составляющих в структуре человеческого капитала, которую следует развивать в процессе обучения студентов в университете. Проведенные опросы 82 преподавателей и 293 студентов Оренбургского государственного университета позволили установить, что большинство преподавателей и студентов (77 % и 76 % соответственно) расценивают креативность как качество, которое можно развивать. Креативность, по мнению 97 % преподавателей и 91,2 % студентов, имеет большое значение в жизни современного общества в условиях глобализации и информатизации. Кроме того, 85 % преподавателей убеждены в том, что обучение креативности в настоящее время будет способствовать развитию экономики в будущем, а 69 % студентов относят креативность к одной из трех важных черт наряду с интеллектуальными способностями и настойчивостью, необходимыми для успешной карьеры.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что респонденты считают креативность способностью, присущей каждому в той или иной степени, а следовательно, ее можно и нужно развивать в системе образования, что во многом согласуется с позицией других ученых [1]. Таким образом, возникает острая необходимость наряду с программами, направленными на формирование фундаментальных знаний, внедрять программы на развитие креативности личности.
Креативность близка к понятию «творчество», глубоко раскрытому отечественными учеными (В.И. Андреев, В.Г. Рындак, А.П. Тряпицына), но не является его синонимом. Креативность,
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 2)
являясь интеллектуально-эвристическим качеством личности, позволяет самостоятельно ставить задачи и выявлять проблемы, генерировать необычные идеи, использовать ассоциативное и критическое мышление, предлагать нестандартные решения и осуществлять компетентно-ценностный выбор в условиях нестабильной социально-экономической среды. Развитие креативного потенциала как внутреннего ресурса, заложенного в каждом человеке, предполагает также развитие критического мышления, ментальной креативности и знаний в определенной области. И, безусловно, у человека должна быть сформирована ценностная ориентация на творчество, познание, улучшение, обновление и развитие того, что его окружает [2].
Создание благоприятных условий для развития креативного потенциала студентов и преподавателей в системе образования способствует наращиванию человеческого капитала креативных специалистов и развитию экономики страны (В.Г. Рындак). В нашей работе прослежена прямая зависимость развития креативности студентов от аксио-креативного потенциала преподавателя. Аксиологический потенциал, склонность к инновациям рассматриваются в педагогических исследованиях (М.С. Каган, А.В. Кирьякова, В.А. Сластенин), которые подтверждают идею о том, что только преподаватели, ценностно-ориентированные на развитие креативности студентов, постоянно находятся в поиске разнообразных способов улучшения качества учебного процесса. Использованию в образовательном пространстве информационных технологий и ресурсов сети Интернет, которые играют немаловажную роль в повышении качества обучения, посвящены исследования отечественных ученых (А.А. Ахаян, В.А. Красильникова, Н.В. Михайлова, В.А. Садова, Е.С. Полат).
Ценностное отношение преподавателей к интернету и информационным технологиям способствует развитию креативности как студентов, так и самих преподавателей. Так, профессиональные социальные сети объединяют креативных преподавателей по всему миру, имеющих определенный опыт работы, креативные идеи и желание ими поделиться. Преподаватель имеет возможность повышать свой профессиональный уровень, осваивать новые информационные и педагогические технологии, поскольку он не живет в изоляции, а включен в сеть социальных взаимоотношений, и поэтому возрастает популярность социальных профессиональных сетей, где существует разнообразие информации и точек зрения, представленных другими людьми. Работа в таких сетях сходна с работой на конференциях, семинарах и мастер-классах, где профессионалы обмениваются своими находками, идеями и дидактическим материалом. Только в отличие от реальных мастер-классов виртуальные семинары доступны всем специалистам по всему миру в удобное для них время. Таким образом, происходит сотрудничество и общение между специалистами как у себя в стране, так и за рубежом.
С каждым днем становится все более очевидным, как технологии меняют саму природу обучения. Интернет стал объективной реальностью и неотъемлемой частью повседневной жизни и учебной деятельности. Студенты фотографируют телефоном домашние задания и выкладывают их в социальных сетях, отправляют сделанные задания преподавателю на электронную почту, выполняют домашние упражнения на сайтах. Важно развить у студентов ценностное отношение к современным технологиям и интернету как средству получения и структурирования необходимой информации, обмену знаниями и опытом, возможности самореализации и развития креативности.
Мы разделяем точку зрения А.И. Пригожина в том, что цели и ценности тесно взаимосвязаны, и ценности определяют цели. Ценности - это ориентиры в поисках блага, а цели - это планируемые результаты на пути движения к нему [3]. В проведенном исследовании мы находим подтверждение тому предположению, что студенты, осознающие ценность своего образования, приобретенных в университете знаний, умений и их значение для получения хорошей работы, стараются за годы студенчества успеть накопить дополнительный образовательный ресурс, когда, помимо обязательных программ обучения в университете, выбирают курсы иностранных языков, информационных технологий, экономики и юриспруденции [4].
Исследование показало, что наиболее ярко ценностные ориентации выражены у студентов, которые целенаправленно выбрали свою специальность, а не поддались уговорам друзей, настоянию родителей или просто воле случая. Такие студенты четко ставят высокие цели перед собой и неуклонно стремятся к их достижению. В частности, понимая всю важность и необходимость изучения иностранных языков в настоящее время, студенты выбирают специальности, на которых, помимо ключевых предметов по специальности, большое количество часов отводится изучению иностранных языков. Несмотря на то, что с переходом на двухуровневую систему обучения в учебных планах резко сократилось количество часов иностранного языка, студенты стремятся к изучению его на повышенном уровне. Следовательно, университету приходится брать на себя обязательства, чтобы соответствовать запросам студентов, а преподавателям искать все новые адекватные этим запросам методики обучения.
Следует отметить, что развитие креативности студентов не ограничивается только курсами иностранных языков, также студенты выбирают курсы, связанные с веб-дизайном и компьютерными технологиями, поскольку знание языков и компьютерная грамотность способствуют расширению горизонта познавательной самостоятельности студентов и обеспечивают конкурентные преимущества на рынке труда. Стремление выйти из зоны комфорта, получить разнообразные знания и опыт, включая стажировки и обучение за границей, характеризует креативных студентов.
Студенты, ценностно-ориентированные на развитие своего креативного потенциала, как правило, активны, позитивно настроены, стремятся участвовать в различных мероприятиях, как аудиторных, так и внеаудиторных. Они стараются получить как можно более разнообразные междисциплинарные знания, умения и навыки, отдавая себе отчет в том, что в будущем это составит их конкурентное преимущество. Студенты принимают участие в семинарах, проводимых лекторами из других вузов и стран, в социально-ориентированных проектах, направленных на оказание помощи пожилым людям, ветеранам, больным и обездоленным детям. Некоторые студенты успевают помимо учебы работать, осознавая необходимость получения конкурентных преимуществ.
К сожалению, мы вынуждены констатировать, что далеко не у всех студентов присутствует устойчивая ценностная ориентация, придающая вектор развития их познавательной образовательной деятельности. Существует определенная категория студентов (26 %) без конкретных целей, не имеющих четкого образа Я и образа будущего. Как правило, они пассивны, безынициативны, не проявляют интереса к познанию, обладают довольно скромными оценками и знаниями и не стремятся как-то изменить ситуацию. Как показали наблюдения, их работы не только не отличаются креативностью, изобретательностью, но они не принимают и не развивают идеи других людей, не стремятся к сопереживанию успеха окружающих.
Таким образом, развитие креативного потенциала личности студента предполагает качественные изменения в ценностном отношении к учебной деятельности, к познанию, к творчеству, к самому себе и к будущей профессиональной деятельности (Т.К. Ахаян, А.В. Кирьякова, Г.А. Ме-лекесов, А.А. Полякова) [5]. Мы считаем, что развитие креативного потенциала студентов тесно взаимосвязано с развитием их ценностных ориентаций на познание и творчество, а также с ак-сио-креативным потенциалом преподавателя, создающим условия и способствующим реализации творческих способностей студентов.
Ссылки:
1. Azzam A.M. Why Creativity Now? A Conversation with Sir Ken Robinson [Электронный ресурс] // Teaching for the 21st Century. 2009. September. Vol. 67. № 1. Р. 22-26. URL: http://www.ascd.org/publications/educational-leader-ship/sept09/vol67/num01/Why-Creativity-Now%C2%A2-A-Conversation-with-Sir-Ken-Robinson.aspx (дата обращения: 26.01.2015).
2. Кирьякова А.В., Мороз В.В. Аксиология креативности : монография. М., 2014. 225 с.
3. Пригожин А.И. Цели и ценности: методы работы с будущим. М., 2010. 432 с.
4. Мороз В.В. Креативность - междисциплинарный феномен человекознания // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2 (138). С. 155-160.
5. Кирьякова А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей : монография. М., 2009. 318 с.