Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности будущих стоматологов'

Формирование профессиональной компетентности будущих стоматологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
802
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / БУДУЩИЕ СТОМАТОЛОГИ / MEDICAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / MODEL OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION / FUTURE DENTISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кульбашна Я. А.

Цель. Конкретизировать понятие «профессиональная компетентность» в стоматологическом образовании и представить процесс формирования профессиональной компетентности будущих стоматологов как единую систему подготовки современного специалиста, отобразив его в структурно-компонентной модели. Методы. Проведен анализ литературы по проблеме исследования и диагностическое анкетирование среди студентов стоматологического факультета Национального медицинского университета им. А.А.Богомольца (всего 450 будущих специалистов). Разработана структурно компонентная модель процесса формирования будущих стоматологов. Результаты. Анализ результатов исследования демонстрирует недостаточный уровень понимания будущими стоматологами как самого термина «профессиональная компетентность», так и сущности процесса, который он обозначает. Исследование вопросов важности общих компетентностей, предложенных европейскими специалистами для выпускников высшей школы, показало, что все они признаны опрошенными актуальными для профессиональной деятельности. Тем не менее, значимые для формирования деонтологической компетентности, а также являющиеся основой международной профессиональной компетентности (восприятие интеркультурности, приверженность этическим ценностям, способность работать в межнациональном пространстве и т.д.) оказались в нижней части рейтинга. Специалисты с такими характеристиками на рынке труда могут оказаться неконкурентоспособными, что значительно снижает их шансы на трудоустройство в современном глобализированном мире. Для коррекции ситуации необходимо использовать инновационные педагогические подходы и технологии. В связи с этим предложена структурно-компонентная модель, в которой представлены основные компоненты образовательного процесса, обеспечивающие формирование необходимых компетентностей. Выводы. Проведенные исследования позволяют конкретизировать понятие «профессиональная компетентность» в стоматологическом образовании и представить процесс формирования профессиональной компетентности как единую динамичную систему подготовки будущих стоматологов, что позволяет своевременно вносить коррективы в учебный процесс и что указывает на ее теоретическое и практическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Objectives. To concretize «professional competence» notion in the stomatological education and to show the process of future dentists professional competence formation as an unified system of preparing modern specialists, depicting it in the structural-component model. Material and methods. The analysis of literature concerning the problem of research has been made. Dental students of National Medical University named after A.A.Bogomolets (altogether 450 future specialists) have been questionnaired. The structural-component model of future dentists formation process has been worked out. Results. The analysis of the investigation results shows an insufficient level of the understanding by future dentists of both the term «professional competence» itself and the essence of the process which it indicates. The study of issues concerning the importance of general competences, suggested by European specialists for higher school graduates has shown that all of them were thought to be significant for the professional activity. Nevertheless, characteristics important for the formation of deontological competence (perception of interculture standard, devotion to ethical values, the ability to work in inter-national space, etc.) turned out to be in the lower rating part. To correct the situation it is necessary to use innovation pedagogic approaches and techniques. In this connection we have suggested the model which includes the main components of the educational process ensuring the formation of necessary competences. Conclusions. The researches carried out allowed us to specify «professional competence» notion in the stomatological education and to show professional competence formation process as an unified dynamic system of training future dentists. This will enable making timely corrections in the educational process. Effective implementation of it is of great theoretical and practical importance.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности будущих стоматологов»

© КУЛЬБАШНА Я.А., 2014

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СТОМАТОЛОГОВ

КУЛЬБАШНА Я.А.

Национальный медицинский университет им. А.А. Богомольца, Украина

Резюме.

Цель. Конкретизировать понятие «профессиональная компетентность» в стоматологическом образовании и представить процесс формирования профессиональной компетентности будущих стоматологов как единую систему подготовки современного специалиста, отобразив его в структурно-компонентной модели. Методы. Проведен анализ литературы по проблеме исследования и диагностическое анкетирование среди студентов стоматологического факультета Национального медицинского университета им.А.А.Богомольца (всего 450 будущих специалистов). Разработана структурно - компонентная модель процесса формирования будущих стоматологов.

Результаты. Анализ результатов исследования демонстрирует недостаточный уровень понимания будущими стоматологами как самого термина «профессиональная компетентность», так и сущности процесса, который он обозначает. Исследование вопросов важности общих компетентностей, предложенных европейскими специалистами для выпускников высшей школы, показало, что все они признаны опрошенными актуальными для профессиональной деятельности. Тем не менее, значимые для формирования деонтологи-ческой компетентности, а также являющиеся основой международной профессиональной компетентности (восприятие интеркультурности, приверженность этическим ценностям, способность работать в межнациональном пространстве и т.д.) оказались в нижней части рейтинга. Специалисты с такими характеристиками на рынке труда могут оказаться неконкурентоспособными, что значительно снижает их шансы на трудоустройство в современном глобализированном мире. Для коррекции ситуации необходимо использовать инновационные педагогические подходы и технологии.

В связи с этим предложена структурно-компонентная модель, в которой представлены основные компоненты образовательного процесса, обеспечивающие формирование необходимых компетентностей. Выводы. Проведенные исследования позволяют конкретизировать понятие «профессиональная компетентность» в стоматологическом образовании и представить процесс формирования профессиональной компетентности как единую динамичную систему подготовки будущих стоматологов, что позволяет своевременно вносить коррективы в учебный процесс и что указывает на ее теоретическое и практическое значение.

Ключевые слова: медицинское образование, профессиональная компетентность, модель формирования профессиональной компетентности, будущие стоматологи.

Abstract.

Objectives. To concretize «professional competence» notion in the stomatological education and to show the process of future dentists professional competence formation as an unified system of preparing modern specialists, depicting it in the structural-component model.

Material and methods. The analysis of literature concerning the problem of research has been made. Dental students of National Medical University named after A.A.Bogomolets (altogether 450 future specialists) have been questionnaired. The structural-component model of future dentists formation process has been worked out. Results. The analysis of the investigation results shows an insufficient level of the understanding by future dentists of both the term «professional competence» itself and the essence of the process which it indicates. The study of issues concerning the importance of general competences, suggested by European specialists for higher school graduates has shown that all of them were thought to be significant for the professional activity. Nevertheless, characteristics important for the formation of deontological competence (perception of interculture standard, devotion to ethical values, the ability to work in inter-national space, etc.) turned out to be in the lower rating part. To correct the situation it is necessary to use innovation pedagogic approaches and techniques. In this connection

we have suggested the model which includes the main components of the educational process ensuring the formation of necessary competences.

Conclusions. The researches carried out allowed us to specify «professional competence» notion in the stomatological education and to show professional competence formation process as an unified dynamic system of training future dentists. This will enable making timely corrections in the educational process. Effective implementation of it is of great theoretical and practical importance.

Key words: medical education, professional competence, model of professional competence formation, future dentists.

Мировые процессы глобализации сопровождаются устойчивым ростом внимания к качеству и конкурентоспособности выпускников высшей школы [1, 2, 3]. Влияние образовательной среды на развитие нации связано с продолжительным периодом пребывания молодежи в стенах высших учебных заведений, что дает возможность воздействовать на процессы формирования как профессиональных, так и жизненных ценностей [4]. Для повышения качества образования в современных условиях изменена его парадигма со «знаниевой» на «результатную» и предложены новые подходы к учебному процессу. Для реализации реформ активно разрабатывается и внедряется в систему высшего образования компетентностный подход, в основе которого лежит задача формирования профессиональной компетентности будущего специалиста. Данный процесс имеет ряд отраслевых и национальных особенностей, поэтому актуализируется глубокое изучение компетентностной модели выпускника ВУЗа [5]. Таким образом, определяется цель современного медицинского образования, которая заключается в формирования профессиональной компетентности будущих стоматологов, разработке и внедрении ее модели. В связи с этим необходимо определить актуальный набор компетентностей в данной отрасли, что достигается путем опроса заинтересованных сторон образовательного процесса: студентов, выпускников, преподавателей, работодателей. Таким способом европейскими специалистами были выделены общие компетентности для всех выпускников высшей школы, независимо от страны обучения [6].

Анализ научно-педагогической литературы свидетельствует об отсутствии исследований в медицинском образовании с целью определения основных показателей профессиональной компетентности будущих стоматологов и разработке ее модели. Поскольку в высшем образовании продолжается поиск единства во

взглядах и обсуждение компетентностного подхода [1, 2, 5, 7], возникает проблема реформирования и приведения в соответствие новым организационным требованиям научного и методического обеспечения в профессиональной подготовке стоматологов, идентификации как общих, так и специальных компетентностей как ключевых составляющих модели.

Таким образом, цель настоящей работы -конкретизировать понятие «профессиональная компетентность» в стоматологическом образовании и представить процесс формирования профессиональной компетентности будущих стоматологов как единую систему подготовки специалиста, отобразив его в структурно-компонентной модели.

Выполнение поставленной задачи требует, в первую очередь, конкретизировать понятие «профессиональная компетентность» для будущих специалистов стоматологической отрасли, поскольку, после проведенного нами исследования его восприятия студентами 5 курса (230 лиц) и 4 курса (220 лиц) стоматологического факультета Национального медицинского университета им. А.А.Богомольца [8], определен недостаточный уровень понимания как самого термина, так и сути процесса, который он обозначает. Это активизировало работу по подготовке и внедрению доступных для восприятия материалов, характеризующих исследуемые объекты, а именно: с научной точки зрения представить суть понятия «профессиональная компетентность будущего стоматолога» и создать модель формирования профессиональной компетентности (дальше

- модель), в которой, по нашему мнению, отображены основные структурные компоненты образовательного процесса, обеспечивающие формирование необходимых компетентностей, знаний, умений, педагогические условия и основные принципы достижения поставленной цели в их взаимосвязи. Основой исследования явились мнения компетентных ученых [6, 8-12],

которые рассматривают вопросы профессиональной компетентности и моделирования педагогических процессов как один из эффективных методов познания путей трансформации традиционной образовательной парадигмы в компетентностную, что позволяет представлять образовательный процесс как целостную систему, отражающую все аспекты подготовки специалиста в их эффективном взаимодействии. С научной точки зрения понятие «модель» является для педагогики достаточно сложным, поскольку заимствовано из других отраслей науки (психологии, математики и т.д.). Определяющим принципом моделирования является сохранение структурно-функционального соответствия между моделью и моделированным объектом.

Анализ научной литературы и собственный педагогический опыт позволяют рассматривать профессиональную компетентность будущих стоматологов как интегральную характеристику будущего специалиста, отражающую уровень его теоретической и практической подготовки, сформированности компетентностей, личностных и профессионально важных качеств для эффективного выполнения профессиональных обязанностей.

Для восприятия процесса формирования профессиональной компетентности будущих стоматологов как единой системы, доступной для анализа и коррекции, разработана модель, схематически отображающая этот процесс (рис. 1). Она представляет структуру из нескольких взаимосвязанных блоков: целевого, базового, учебно-процессуального, оценочно - рефлексивного и результатного. При ее создании авторы основывались на данных научных источников [8, 10, 11, 13] об основных методологических принципах педагогического моделирования: целеустремленности; иерархической взаимообусловленности и согласованности, реальности исполнения; конкретности; предсказуемости, обратной связи относительно состояния достигнутого результата; функционально

- логической структуризации; системности; наглядности; объективности, концептуального единства, информационной достаточности. Исходя из вышеизложенного, моделирование процесса формирования профессиональной компетентности будущих стоматологов рассматривается нами как исследование алгоритма связей между отдельными аспектами

учебно-воспитательного процесса, субъектами образовательного процесса и отраслевыми профессиональными особенностями.

Первый блок, целевой, отображает цели и задачи; базовый концептуально раскрывает и теоретически обосновывает исследуемый процесс, очерчивает стратегические пути достижения цели, представляет научные подходы и принципы, на которых базируется исследование. Основными подходами определены: системный (для выявления особенностей процесса); личностно-ориентированный (направленный на креативное развитие личности будущего специалиста и гармоничное взаимодействие между участниками педагогического процесса); деятельностный (способствует восприятию знаний как средства достижения профессионального способа деятельности); компетентностный (заключается в использовании модернизированных содержания, методов, средств, форм, технологий, направленных на формирование необходимых компетентностей); аксиологический (позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии гармонично развитой личности); синергетический (содействует развитию сотрудничества между сторонами учебного процесса, новых представлений о механизмах функционирования и развития самоорганизующихся и саморазвиваю-щихся систем).

В учебно-процессуальном блоке рассматриваются педагогические условия успешного формирования профессиональной компетентности, без создания которых невозможно достичь поставленной цели. Оценочно-рефлексивный блок представляет процессы овладения и фиксации промежуточных достижений, а в результативном - констатируется конечный итог обретения профессиональной компетентности после учета влияния всех ранее рассмотренных аспектов образовательного процесса подготовки будущих стоматологов.

Как следует из анализа модели, одно из важнейших мест в ней занимает идентификация необходимых компетентностей. Как указано выше, они определяются эмпирическим путем для каждой образовательной отрасли [1, 5, 6]. Для исследования приемлемости и иерархичности этих компетентностей среди будущих стоматологов нами проведено соответствующее исследование среди выпускников

Рисунок 1 - Модель формирования профессиональной компетентности будущих стоматологов.

2013-2014 гг. стоматологического факультета Национального медицинского университета им. А.А.Богомольца (всего 240 лиц). Полученные результаты представлены в таблице 1.

Как следует из анализа приведенных дан-

ных, все исследованные базовые компетентности признаны студентами весьма актуальными для будущей профессиональной деятельности. Тем не менее, в нижней части рейтинга оказались такие важные, как: восприятие интер-

Таблица 1 - Характеристика оценки значимости общих компетентностей будущими стоматологами.

№ в ретинге Компетентно сть Выбор в %

1. Способность к применению знаний на практике 87,0

2. Работа в команде 77,8

3. Стремление к успеху, профессиональная компетентность 76,1

4. Принятие решений 75,2

5. Способность сотрудничать со специалистами других отраслей 75,2

6. Способность к обучению 73,5

7. Забота о качестве 71,3

8. Основательные базовые профессиональные знания 70,4

9. Способность работать самостоятельно 70,0

10. Способность к анализу и синтезу 67,4

11. Способность адаптироваться к новым ситуациям 67,0

12. Решение проблем 63,9

13. Базовые общие знания 61,3

14. Способность к организации и планированию 61,3

15. Знание иностранного языка (кроме русского) 56,1

16. Креативность 55,2

17. Способность к критике и самокритике 54,8

18. Лидерство 44,3

19. Умение управлять информацией 43,5

20. Базовые компьютерные умения 41,3

21. Способность работать в межнациональном пространстве 40,4

22. Устная и письменная коммуникация на родном языке 40,0

23. Способность работать в междисциплинарной команде 38,2

24. Инициативность и предпринимательский дух 34,3

25. Межличностные умения 27,4

26. Исследовательские умения 26,5

27. Воспринятие культур обычаев других стран 26,1

28. Приверженность этическим ценностям 24,3

29. Разработка и управление проектами 20,4

30. Воспринятие разнообразия и многокультурности 17,8

культурности, приверженность этическим ценностям, способность работать в межнациональном пространстве и т.д., которые значимы для формирования такой важной компетентности для врача-стоматолога как деонтоло-гическая [14] и составляют основу, по данным немецких ученых [3, 12] формирования международной профессиональной компетентности. Специалисты с такими характеристиками на рынке труда окажутся неконкурентоспособными и востребованы не будут, что значительно снижает их шансы на достойное трудоустройство в современном глобализированном мире. Для изменения ситуации требуется воздействие всех возможных педагогических подходов и технологий, изучению которых будут посвящены последующие научные исследования.

Для эффективного функционирования модели процесса формирования профессиональной компетентности будущих стоматологов нами определены следующие принципы: а) адекватность итогового результата поставленной цели; б) динамичность, способствующая процессам развития и саморазвития согласно внутренним изменениям и внешним влияниям; в) технологичность, обеспечивающая внедрение через использование современных образовательных технологий; г) студентоцентричность, позволяющая адаптацию к индивидуальному развитию личности будущего специалиста. Эффективность реализации модели зависит, во многом, от осознания необходимости прогрессивных изменений и согласованности действий всех сторон педагогического процесса.

Заключение

Таким образом, проведенные исследования позволяют конкретизировать понятие «профессиональная компетентность» в стоматологическом образовании и моделировать процесс формирования профессиональной компетентности как единую динамичную систему подготовки будущих стоматологов, что позволяет своевременно корректировать и оптимизировать учебный процесс.

Литература

1. Луговий, В.І. Європейська концепція компетептпістпого підходу у вищій школі та проблеми її реалізації в Україні / В. І. Луговий // Педагогіка і психологія. Вісник академії педагогічних паук України. - 2009. - № 2. - С. 13-23.

2. Шубин, Р. В. Формирование моделей междисциплинарных связей в условиях реализации компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании / Р. В. Шубин // Социальное партнерство в сфере образования как путь к формированию компетентного специалиста : материалы межрегиоп. науч.-практ. конф., посвящ. 140-летию со дня основания Угличского индустр.-педагог. колледжа. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - С. 35-3б.

3. Hubers, B. Internationale Berufskompetenz Mogliche Standards einer Zusatzqualifikation in der Ausbildung [Electron resource] / B. Hubers.

URL: http ://www.bibb.de/dokumente/pdf/

AK_2.1_Huebers.pdf.

4. Сисоєва, С. Освітні реформи: освітологічний контекст [Электронный ресурс] / С. Сисоєва. -Режим доступа : http://library.kpi.kharkov.ua/ JUR/TPUSS%202013_3_2.pdf.

5. Ягупов, В.В. Компетентніший підхід до професійної підготовки майбутніх фахівців у системі професійно-технічної освіти / В.В. Ягупов // Креативная педагогика. - 2011. - № 4. - С. 28-34.

6. Кузьминский, А. И. Педагогика высшей шко-

лы: учеб. пособие / А. И. Кузьминский. - К.: Знание, 200S. - 48б c.

7. Вербицкий, А. А. Основная образовательная программа в коптекстпо-компетептпостпом формате / А. А. Вербицкий, А. С. Курылев, М. Д. Ильязова // Высшее образование в России. -2011. - № б. - С. бб-71.

8. Боярчук, Н.К. Професійна компетентність майбутніх економістів як проблема теорії та практики вищої школи / Н. К. Боярчук // Гуманітарні пауки. - 2012. - №1. - С. 12S-133.

9. Загринчук, Г. Я. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях в современных условиях на основе компетентностного подхода / Г. Я. Загринчук, В. П. Марцепюк, І. Р. Мисула // Медична освіта. - 2013. - № 1. - С. 8-11.

10. Титаренко, Н. В. Рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений в компьютерных системах / Н. В. Титаренко // Образование и социально-экономические проблемы современного общества : сб. науч. тр. - Омск, 2002. - С. 30-33.

11. Фомин, Н. В. Компетептпостпая модель коп-курентоспособного специалиста как ориентир высшего профессионального образования / Н. В. Фомин // Вестник Брянского госуниверсите-та. - 2009. - № 1. - С. 8S-90.

12. Drews, S. Auslandsaufenthalte als ein Instrument zukunftsfahiger Qualifizierung [Electron resource] / S. Drews // Bildung fur europa : Journal der Nationalen Agentur beim Bundesinstitut fur Berufsbildung. - 2008. - N 9. - P. 10-11. - URL: http://www.nabibb.de/uploads/tx_ttproducts/ datasheet/journal_2008_01.pdf.

13. Коваль, В. О. Теоретичні і методичні засади формування професійної компетентності майбутніх вчителів-філологів у вищих педагогічних навчальних закладах : автореф. дис. ... д-ра пед. паук : 13.00.04 / В. О. Коваль ; Нац. акад. пед. паук України, Іп-т вищ. Освіти. - Київ, 2013. - 40 с.

14. Маланчук, В.О. О профессиональной подготовке студентов стоматологического факультета на кафедре хирургической стоматологии национального медицинского университета им. А. А. Богомольца / В. О. Маланчук, И. Ю. Гарляу-скайте, Я. А. Кульбашная // Соврем. стоматология. - 2004. - №1. - С. 132-138.

Поступила 27.12.2013 г. Принята в печать 05.03.2014 г.

Сведения об авторах:

Кульбашна Я.А. - к.м.н., доцент кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Национального медицинского университета им. А.А. Богомольца.

Адрес для корреспонденции: Украина, г.Киев, ул.Зоологическая, 1, Национальный медицинский университет им. А.А. Богомольца, кафедра хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Тел.: 380044-483-18-79, е-шай: [email protected] - Кульбашна Ярослава Аркадьевна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.