ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Я.А. КУЛЬБАШНА*, С.А. КАБАНОВА**, А.А. КАБАНОВА**
Национальный медицинский университет им. А.А. Богомольца, г. Киев, Украина
**УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г. Витебск,
Республика Беларусь
Вестник ВГМУ. - 2015. - Том 14, №6. - С. 127-131.
CONCEPTUAL PRINCIPLES OF MODERN HIGHER MEDICAL EDUCATION
Y.A. KULBASHNA*, S.A. KABANOVA**, A.A. KABANOVA**
^National Medical University named after A.A. Bogomolets, Kiev, Ukraine
**Educational Establishment «Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University», Vitebsk, Republic of Belarus
Vestnik VGMU. 2015;14(6):127-131.
Резюме.
Цель - определить концептуальные принципы модернизации современного высшего медицинского образования.
Материал и методы. Для выполнения исследования проведены дефинитивный анализ, сравнительный анализ, синтез информации, обобщение материалов научных источников и собственные исследования. Результаты. В условиях современного информационного общества изменяются формы преподавания, трансформируясь из пассивных - в активные, из массовых - в индивидуальные, из аудиторных - в самостоятельные, из монологических - в полилогические, из эксклюзивных - в инклюзивные, из очных - в дистанционные, из низкоэффективных - в высокоэффективные, из малоинфомационнонасыщенных - в информационнонасыщенные. Основной акцент в педагогике высшей школы перенесен на разработку и внедрение новых форм самостоятельной работы, способствующей активации познавательной деятельности студенчества. В значительной степени эффективную реализацию принципа инновационности обеспечивает принцип «обучение через исследование», который способствует внедрению прогрессивных нововведений в образовательной отрасли, является наиболее эффективным среди методов обучения, поскольку способен формировать наибольшее количество общих компетентностей и является приоритетным в формировании такой актуальной компетентности, как способность к анализу и синтезу информации и её составляющих: оценке, понимании, разработке, обобщении информации. Достичь своевременной коррекции базы знаний специалиста, расширить ее в международном профессиональном поле позволяет имплементация академической мобильности и постоянное самообучение на непрерывной основе, позволяющие сформировать личную профессиональную концепцию специалиста.
Заключение. Необходимым условием эффективной модернизации системы высшего медицинского образования и ее интеграции в единое международное образовательное пространство является определение и следование принципам, на основе которых будет продолжаться её дальнейшее построение и внедрение компетентностной модели.
Ключевые слова: высшее медицинское образование, модернизация, принципы развития высшего образования, профессиональная подготовка стоматологов.
Abstract.
Objectives. To define the conceptual principles of modem higher medical education.
Material and methods. Definitive analysis, comparative analysis, synthesis of information, generalization of scientific sources and materials of the authors’ own studies were performed in the research.
Results. In the modern information society the forms of teaching are changed, being transformed from passive
127
МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
into active ones, from mass into individual ones, from the monologue into the polylogue, exclusive into inclusive, fulltime into remote, low-efficient into highly efficient, low-informative into information-intensive ones. The main emphasis in pedagogics of the higher school is transferred to the development and implementation of new forms of independent work, contributing to the activation of cognitive activity of students.
Largely the effective implementation of the innovation principle is ensured by the principle of «learning through research», which promotes the introduction of progressive innovations in the education sector being one of the most effective teaching methods, since it enables the formation of the greatest number of general competencies and is a priority in the formation of such an important competence as the ability to analyze and synthesize information and its components: assessment, understanding, development, synthesis of information. The implementation of academic mobility and constant self-education on a continuous basis contributing to the formation of a personal professional concept of a specialist allow to achieve the timely correction of the knowledge base of a specialist, to expand it in the international professional field.
Conclusions. A necessary condition for the effective modernization of the system of higher medical education and its integration into the international educational space is the definition and adherence to the principles, on the basis of which its further development and implementation of competence models will continue.
Key words: higher medical education, modernization, principles of higher education development, professional training of dentists.
Мощный цивилизационный процесс -глобализация, возникший в обществе в конце ХХ - начале ХХІ века в результате стремительного развития научно-технического прогресса на фоне истощения запасов жизненно важных природных ресурсов в мире способствовал стиранию границ между державами, активной миграции широких слоев населения, преимущественно молодого работоспособного возраста. Его влияние на все стороны жизнедеятельности человечества обусловили ориентацию общественного прогресса на исследовательско-инновационный тип развития. Следствием этих воздействий стала необходимость профессиональной подготовки специалистов нового инновационного поколения, что привело к пониманию необходимости изменений и в образовании - наиболее массовом социальном институте, который в значительной степени влияет на формирование общества, поскольку охватывает значительные массы прогрессивной интеллектуально развитой молодёжи [2]. Изменения в высшей школе коснулись, в первую очередь, её интернационализации, конвергенции национальных систем и создания единого транснационального образовательного пространства, способного обеспечивать компетентными специалистами любую из стран, входящих в общую зону профессиональной подготовки специалистов [1]. В основу модернизации высшей школы положена парадигма непрерывного саморазвития и самообразования специалиста любой отрасли, а также принятие общих критериев оценивания образовательного результата. Поскольку в современном мире образователь-
ные реформы стали процессом перманентным, а их результаты не всегда удовлетворяют общество, это стимулирует поиск новых стратегий проведения реформ. Не является исключением и медицинское образование. Его основная задача в современных условиях - формирование компетентного специалиста, способного применить свои знания, умения и навыки в нестандартной профессиональной ситуации. Поэтому стала очевидной целесообразность имплементации как базовых принципов развития высшего образования в быстро изменяющихся условиях развития общества, так и определение дополнительных, специальных для медицинской отрасли [3].
Цель исследования - определить концептуальные принципы модернизации современного высшего медицинского образования.
Материал и методы
Для выполнения исследования проведены дефинитивный анализ, сравнительный анализ, синтез информации, обобщение материалов научных источников и собственные исследования.
Результаты
Имплементация европейских принципов развития высшего образования в рамках национальных систем требует правильной интерпретации терминологии, которая широко распространена специалистами в сфере высшей школы. В частности, понятие «прин-
128
ВЕСТНИК ВГМУ, 2015, ТОМ 14, №б
ципы» истолковывется в научно-педагогической литературе как основоположные идеи, система главных требований к деятельности, поведению; руководящие положения, которые теоретически и психологически обоснованы и проверены практикой [3].
Эффективность модернизации высшей школы является интегративным результатом и зависит от успешности внедрения каждого из выше упомянутых принципов, таких как инновационность; обучение через исследование; непрерывность; академическая мобильность. Так, основной задачей реализации принципа инновационности является формирование специалиста инновационного типа [4]. Его характеризует инновационный тип мышления, который отличается критичностью, креативностью, ди-вергентностью, практичностью, конструктивностью, конкретностью, парадоксальностью, единством логических и интуитивных норм. Инновационными ориентирами для таких специалистов становятся самооценка, самоусовершенствование, самоконтроль, самореализация [3]. Анализ тенденций развития высшего образования в глобальном масштабе выявляет ряд закономерностей, обусловленных утверждением исследовательско-инновационного типа общественного процесса [5]. Поскольку высшая школа играет одну из важнейших ролей в организации современного общества, это позволяет рассматривать образование ключевым агентом цивилизационных прогрессивных изменений. Поэтому структура и содержание высшего образования должны иметь исследовательско-инновационные составляющие.
В значительной степени эффективную реализацию принципа инновационности обеспечивает принцип «обучение через исследование», который способствует внедрению прогрессивных нововведений в образовательной отрасли, является наиболее эффективным среди методов обучения, поскольку способен формировать наибольшее количество общих компетентностей и является приоритетным в формировании такой актуальной компетентности, как способность к анализу и синтезу информации и её составляющих: оценке, понимании, разработке, обобщении информации. Кроме того, как указывает В.Луговой [5], он предусматривает специфические методы оценивания образовательного результата, а именно: подготовку, экспертизу, публичную защиту исследо-
вательских материалов; оглашение результатов научной работы; реферирование и рецензирование работы; презентацию достижений на научно - коммуникационных мероприятиях, в частности и международных; для докторских степеней - сдача квалификационных экзаменов по овладению междисциплинарными и специализированными знаниями, передовыми теориями и методами исследований. Необходимо отметить, что уровень развития высшего образования через исследование коррелирует с ранговыми позициями первых тридцати высших учебных заведений согласно рейтингу «Таймс».
Достичь своевременной коррекции базы знаний специалиста, расширить ее в международном профессиональном поле дает возможность имплементация академической мобильности и постоянное самообучение на непрерывной основе (НПР), позволяющие сформировать личную профессиональную концепцию специалиста. Тем не менее, собственные исследования демонстрируют, что две трети опрошенных будущих стоматологов высших учебных медицинских заведений Украины и Беларуси не придают большого значения необходимости непрерывного профессионального саморазвития. Аналогичная ситуация, как свидетельствует анализ научных источникоов, достаточно типичная - снижение мотивации наблюдается и у будущих специалистов других отраслей. Причины этого явления исследователи усматривают в неудовлетворительных перспективах будущей профессиональной деятельности и недостатках организации учебного процесса [3]. Беспрерывное профессиональное развитие специалиста является основой его дальнейшего саморазвития, самооценки и самореализации, что в современных цивилизационных условиях предполагает его конкурентоспособность. Поэтому разъяснения важности следования данному принципу и ориентация студентов на постоянное самосовершенствование являются задачей педагогогов в процессе обучения.
Проблема реализации принципа академической мобильности в высшей медицинской школе лежит в плоскости несоответствия учебных программ в различных странах. Так, согласно требованиям европейских специалистов количество изучаемых предметов в семестре не должно превышать 5-7. Именно такая нагрузка, по их мнению, соответствует оптимальному ус-
129
МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
воению знаний по каждой дисциплине. Анализ учебных планов профессиональной подготовки будущих стоматологов в Украине и Беларуси свидетельствует о значительном расхождении по данному показателю. Так, в Украине студенты изучают в семестр более восьми дисциплин, перечень которых может отличаться в отдельных высших медицинских учебных заведениях страны, что затрудняет даже внутреннюю мобильность. Организационные мероприятия, позволяющие привести к максимальному соответствию учебных планов, позволит расширить возможности молодежи заимствовать профессиональный опыт и, в то же время, демонстрировать лучшие национальные достижения.
Обсуждение
Обновление базовых принципов развития высшего медицинского образования определяет необходимость кардинального изменения роли преподавателя высшей школы. Его задачей уже не является прямая трансляция знаний, которые студенты пассивно воспринимают. Как известно из научных источников, при таком обучении усваивается до 20% информации, а при самостоятельном - до 80% [3]. В современной высшей школе на передний план выступает консультативная и тьютор-ская функции педагога. Однако при этом от него требуется постоянное усовершенствование и обновление базы используемых педагогических технологий, в том числе и в высшей медицинской школе, включая дистанционные, метод кейсов, синергические и пр. Их внедрение тормозится консерватизмом в подходах к методам обучения, все еще доминирующим в высшем медицинском образовании. Тем не менее, утверждения некоторых представителей высших учебных медицинских заведений о несоответствии дистанционных методик требованиям медицинского образования опровергли американские педагоги, которые доказали, что теоретические аспекты медицинской науки можно успешно изучать и совершенствовать с помощью такой технологии [3].
В условиях современного информационного общества изменяются формы преподавания, трансформируясь из пассивных - в активные, из массовых - в индивидуальные, из аудиторных - в самостоятельные, из монологических - в полилогические, из эксклюзивных
- в инклюзивные, из очных - в дистанционные, из низкоэффективных - в высокоэффективные, из малоинфомационнонасыщенных - в информационнонасыщенные [5]. Основной акцент в педагогике высшей школы перенесен на разработку и внедрение новых форм самостоятельной работы, способствующей активации познавательной деятельности студенчества.
Привлекательность Болонских соглашений состоит не только в определении общепринятых принципов и подходов в высшем образовании, но и в открытости всей системы общеевропейской профессиональной образовательной среды, позволяющей выбирать лучшее и дополнять ее своими национальными потребностями. Так, в результате совместной работы педагогов высших учебных медицинских заведений Украины и Беларуси для формирования компетентных специалистов - стоматологов были определены как дополнение к базовым такие принципы:
• доказательность - внедрение в практику высших учебных медицинских заведений только научно обоснованных и подтвержденных на практике инноваций. Это в полной мере касается неукоснительного следования положенний как доказательной медицины («evidence based medicine»), так и доказательной педагогики («evidence based education»). Авторы международных образовательных проектов все больше настаивают на проверке вновь предложенных инновационных подходов в условиях новой среды («in the setting priorities»);
• партнерство - педагогика сотрудничества преподавателей и студентов.
Доминирующей тенденцией в такой кооперации является:
• ориентация молодежи на самостоятельное освоение теоретических аспектов специальности, поиск возможностей самосовершенствоваться в практической подготовке;
• прогностичность - умение моделировать и прогнозировать достижение желаемого результата;
• последовательность - единство традиций и новаций, когда внедренные новации становятся традицией и основой разработок дальнейших нововведений;
• системность - создание целостного процесса формировании компетентного спе-циалиста-стоматолога;
130
ВЕСТНИК ВГМУ, 2015, ТОМ 14, №вб
• антропоцентризм - умение выделить индивидуальные свойства студента и содействовать их перспективному развитию;
• эвристичность - творческий подход к обоазовательному процессу: стимуляция неординарных способностей, креативности, инновационного мышления; опережения в практике и теории наук - формирование профессионально значимых качеств у студентов, которые обеспечат инновационные подходы в будущей профессиональной деяльности.
Заключение
Необходимым условием эффективной модернизации системы высшего медицинского образования и ее интеграции в единое международное образовательное пространство является определение и следование принципам, на основе которых будет продолжаться её дальнейшее построение и внедрение компе-тентностной модели.
Литература
1. Вороненко, Ю. В. Пути преодоления негативных последствий трансформации знаний в системе последипломного медицинского образования - создание профессиональной спирали знаний / Ю. В. Вороненко, О. П. Мынцер // Медична освіта. - 2014. - №
2. - С. 79-81.
2. Вища освіта Укра'ши: реаліі' сучасного розвитку / С.
0. Сисоева, Н. Г. Батечко ; Міністерство освіта і науки, молоді та спорту Укра'ши, Кшвський ушверситет імені Бориса Грінченка, Нацюнальний ушверситет біоресурсів і природокористування Укра'ши. - К. : ВД ЕКМО, 2011. - 344 с.
3. Кульбашна, Я. А. Формування професійноі компетентності майбутніх фахівців із стоматологогіі: теорешчні й методичш основи / Я. А. Кульбашна. -К. : Компас, 2014. - 416 с.
4. Делия, В. П. Инновационное мышление в XXI веке / В. П. Делия. - М. : ДЕ-ПО, 2011. - 232 с.
5. Луговий, В. І. Вища освіта через дослідження: концептуальні засади здійснення й оцінювання / В.
1. Луговий, Ж. В. Таланова // Вища освіта Укршни: тематичний випуск «Педагогіка вищо' школи: методологія, теорія, технологіі». У 3 т. Т. 1. - 2012. -№ 3, додаток 1. - С. 16-28.
Поступила 10.11.2015 г.
Принята в печать 11.12.2015 г.
References
1. Voronenko YuV, Myntser OP. Puti preodoleniia negativnykh posledstvii transformatsii znanii v sisteme poslediplomnogo meditsinskogo obrazovaniia
- sozdanie professional’noi spirali znanii [Ways of overcoming of negative consequences of transformation of knowledge in system of postdegree medical education
- creation of a professional spiral of knowledge]. Medichna osvita. 2014; (2):79-81.
2. Sysoeva SO, Batechko NG; Ministerstvo osviti і nauki, molodi ta sportu Ukraini, Kiivs'kii universitet imeni Borisa Grinchenka, Natsional'nii universitet bioresursiv i prirodokoristuvannia Ukraini. Vishcha osvita Ukraini: realii suchasnogo rozvitku [Higher education in Ukraine: realities of modern development]. Kiev, Ukraine: VD EKMO; 2011.344 р.
3. Kulbashnaya YaA. Formuvannia profesiinoi
kompetentnosti maibutnikh fakhivtsiv iz stomatologogii: teoretichni i metodichni osnovi [Formation of
professional competence of future specialists in
dentistry: theoretical and methodological foundations]. Kiev, Ukraine: Kompas; 2014. 416 р.
4. Deliya VP. Innovatsionnoe myshlenie v KhKhI veke [Innovative thinking in the XXI century]. Moscow, RF: DE-PO; 2011.232 р.
5. Lugoviy VI, Talanova ZhV. Vishcha osvita cherez
doslidzhennia: kontseptual'ni zasadi zdiisnennia i
otsiniuvannia [Higher education through research: a conceptual framework for the implementation and evaluation]. U: Vishcha osvita Ukraini: tematichnii vipusk «Pedagogika vishchoi shkoli: metodologiia, teoriia, tekhnologii». U 3 t. T 1.2012;(3(dodatok 1): 16-28.
Received 10.11.2015 Accept 11.12.2015
Сведения об авторах:
Кульбашная Я.А. - к.м.н., д.пед.н., профессор кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Национального медицинского университета им. А.А. Богомольца, Украина;
Кабанова С.А. - к.м.н., доцент кафедры стоматологии детского возраста и челюстно-лицевой хирургии, декан стоматологического факультета УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;
Кабанова А.А. - к.м.н., доцент кафедры стоматологии детского возраста и челюстно-лицевой хирургии УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет».
Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210023, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра стоматологии детского возраста и челюстно-лицевой хирургии. E-mail: [email protected] - Кабанова Арина Александровна.
131