Научная статья на тему 'Проблемы формирования деонтической компетентности у будущих стоматологов'

Проблемы формирования деонтической компетентности у будущих стоматологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОНТОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДЕОНТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЕ СТОМАТОЛОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЯТРОГЕНИЯ / ЭРРОЛОГИЯ / DEONTOLOGY / DEONTOLOGICAL COMPETENCE / FUTURE DENTISTS / PROFESSIONAL TRAINING / COMPETENTIV APPROACH / HIGHER DENTAL EDUCATION / JATROGENIYA / ERROLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кульбашна Я. А.

В статье рассматриваются проблемы формирования деонтической компетентности как одной из составляющих профессиональной компетентности будущих стоматологов Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of dentological competence forming in future dentists

Problems of deontological training in Ukrainian and foreign higher educational system is considered. Scientific approaches for deontological competence forming as a part of professional competence in future dentists is analysed.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования деонтической компетентности у будущих стоматологов»

УДК:616.31-057.875:614.2531

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕОНТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ

СТОМАТОЛОГОВ

Я. А. Кульбашна

В статье рассматриваются проблемы формирования деонтической компетентности как одной из составляющих профессиональной компетентности будущих стоматологов Украины.

Ключевые слова: деонтология, компетентностный подход, деонтическая компетентность, будущие стоматологи, профессиональная подготовка, ятрогения, эррология.

Высшее образование и его неотъемлимая часть - медицинское, должны соответствовать требованиям современного глобализированного общества. Поэтому необходима их модернизация, целью которой является формирование профессиональной компетентности, которая рассматривается педагогами как результат, показатель качества образования и конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда. Исследованиями европейских ученых определены общие компетентности, необходимые выпускнику высшей школы независимо от страны обучения [21]. Однако, существуют отраслевые особенности в структуре профессиональной компетентности: специальные компетентности, присущие каждой профессии. Необходимость изучения таких компонентов профессиональной компетентности будущих врачей -стоматологов, обуславливает актуальность данного исследования.

Содержание медицинского образования сфокусировано, преимущественно, на изучении предметов конкретной профессиональной значимости (естественные, базовые медицинские, клинические и т.п.). При этом важность формирования основ правильного поведения и усиления мотивации к изучению социальных дисциплин, изучающих такие проблемы, считается второстепенным и не учитывается в достаточной степени. Такую тенденцию отмечают как отечественные, так и зарубежные авторы [10,14].

Высшие медицинские учебные заведения готовят специалистов для ответственной работы врача, которая подразумевает особый стиль профессионального поведения. Достижению его необходимого уровня способствует изучение науки про надлежащее в профессиональной деятельности - деонтологии («деон» -надлежащий, «логос» - наука), одной из составляющих которой является медицинская деонтология. Несоблюдение ее принципов может спровоцировать у пациентов развитие тяжелых заболеваний, называемых ятрогенными [4,11,17].

Изучению деонтологических аспектов профессиональной деятельности посвятили свои работы многие отечественные и зарубежные ученые О.С.Белорусов, Н.П.Бочков, ИВ.Гусакова, В.И.Луговой, В.К.Майборода, В.П.Пишак, Е.Уваркина, И.Харди, [3,6,7,8,9,10,12], однако лишь некоторые из них касаются исследований в стоматологическом образовании - М.Алкота, В.Брандс, К.Кристи, Л.Холифилд, ХШарп [14,15,16, 17,18], хотя известно, что работа врача - стоматолога, как никакая иная, базируется на сложных отношениях психологического типа «человек-человек». Это свидетельствует о недостаточном внимании к проблеме деонтологического поведения специалиста в будущей профессиональной деятельности.

В педагогической научной литературе обсуждается понятие «деонтическая компетентность», отражающее характеристику специалиста, следующего правилам деонтологической науки [8]. Это касается таких важных отраслей как юриспруденция, педагогика, медицина и т.д. Подготовка будущего врача с позиций деонтологического подхода способствует формированию осознаного внедрения деонтологических знаний и принципов в профессиональную деятельность, поэтому необходимо исследовать и конкретизировать его важность для будущих врачей - стоматологов. При изучении данной проблемы выявлен ряд противоречий: между требованием общества к готовности будущих стоматологов решать деонтологические задачи в профессиональной деятельности и отсутствием теоретической и методологической основы приобретения таких знаний и умений; позитивным, созданным исторически и в литературе образом медицинских работников и их реальными качествами в современном мире.

Исходя из выше изложенного целью статьи является научно - педагогический анализ процесса формирования деонтической компетентности будущих врачей - стоматологов.

Термин «деонтология» предложен в начале 19 века английским философом И.Бентамом для определения науки о надлежащем поведении личности. Деонтологические нормы поведения присущи многим профессиям [2,8], однако, сложно найти среди них более прочно связанную с принципами

деонтологии, чем медицина. Медицинская деонтология рассматривается как наука о моральном, этическом и интеллектуальном образе врача и взаимоотношениях в широком кругу «врач - пациент» [12]. Существует тесная взаимосвязь между деонтологией и этикой - учением о морали, которая, по определению, является наукой об отношениях между людьми и обязательствах, которые следуют из этих отношений, то есть изучает воспитательные аспекты формирования и существования личности [3]. Эти две науки взаимодополняют подходы в подготовке компетентного врача. Нормы надлежащего общения между врачом и пациентом регламентируются законами морали: клятвой Гиппократа, скрепляющей обязательство выпускников высших медицинских школ честно и преданно служить человечеству; международным кодексом медицинской этики, принятым 3 - ей Генеральной Ассамблеей Всемирной врачебной ассоциации в Лондоне (1949) и дополненном 22 (Сидней, 1968) и 35 Всемирной Медицинской Ассамблеей (Венеция, 1983); документами Всемирной Медицинской Ассамблеи о принципах оказания медицинской помощи в любой системе здравоохранения - приняты 17 (Нью-Йорк, 1963 г) и дополнены 35 (Венеция, 1983 г.); а в Украине - еще и «Этическим кодексом врача Украины» [4].

В программе подготовки будущих стоматологов курс по основам деонтологии отдельно не выделен, проводятся лишь отдельные тематические обзорные занятия, а электив по деонтологической тематике студентам-стоматологам не предлагается. Аналогичная ситуация, обсуждается и зарубежными исследователями [13,14,16,19]. Они не выделяют, среди других компетентностей, деонтологическую, однако указывают на важность формирования достаточно близких в ценностном аспекте компетентностей (например, этической). Так, Ассоциация Европейского стоматологического образования (ЛОББ) определила перечень необходимых компетентностей для будущих стоматологов Европы. Главными среди них провозглашены социальные, коммуникативные и этические [13,14]. Однако, педагоги отмечают отсутствие в учебных планах специальных дисциплин для их формирования [14,16,19]. Речь идет лишь о минимальных возможностях (несколько учебных часов) для ознакомительных курсов данных аспектов подготовки, хотя такая необходимость признается авторами единогласно. Именно после декларации об особой важности обретения компетентностей этического поведения и социальной ответственности, Европейская ассоциация стоматологического образования настояла на распространении интегрального подхода к данным разделам стоматологического образования во всей Европе [14]. Изучение этой проблемы продемонстрировало необходимость пересмотра учебных программ и педагогических подходов с учетом развития этической, коммуникативной и ответственности за результат работы компетентностей [15,16,20]. Таким образом, возникает общая проблема дефицита знаний, имеющих деонтологическую природу и их практического внедрения в системе как европейского, так и украинского стоматологического образования.

Исходя из выше изложенного, базовым понятием исследования является «деонтическая компетентность будущего врача-стоматолога». Для определения ее важности, источника формирования и уровня обретения в высшем медицинском учебном заведении проведено диагностическое анкетирование студенческой аудитории стоматологических факультетов Национального медицинского университета им.А.А.Богомольца (НМУ, всего - 408 л.), Украинской медицинской стоматологической академии г.Полтава (УМСА, всего - 324 л.), Харьковского государственного медицинского университета (ХДМУ, всего -351 л.). Полученные данные представлены в таблицах 1,2,3.

Таблица 1

Характеристика значимости формирования деонтической компетентности будущими _стоматологами высших медицинских учебных заведений Украины._

Значимость формирования деонтической компетентности НМУ (в %) УМСА (в %) ХГМУ (в %)

4 курс 5 курс 4 курс 5 курс 4 курс 5 курс

Считают обязательной 76,6 81,2 85,1 91,7 74,8 67,5

Из данных таблицы 1 следует, что 67,5 - 91,7% опрошенных считают деонтическую компетентность важным компонентом профессиональной компетентности.

Отсутствие планомерной программы подготовки по деонтологии требует ответа на вопросы об источниках обретения деонтологических знаний будущими врачами. Результаты опроса представлены в таблице 2.

Таблица 2

Источник обретения деонтологических знаний по данным оценки будущих стоматологов _высших медицинских учебных заведений Украины._

№ Источник обретения НМУ (в %) УМСА (в %) ХГМУ (в %)

п/п деонтологических знаний 4 курс 5 курс 4 курс 5 курс 4 курс 5 курс

1. Преподаватели клинических кафедр ВМУЗа 37,4 59,1 30,2 38,4 13,9 21,2

2. Из литературных источников 16,0 21,3 20,0 16,5 18,6 5

3. На кафедрах социальных дисциплин 8,4 6,5 9,5 10,4 20,4 21,2

4. На производственной практике 21,4 33,9 28,5 25,3 20,9 30

5. Иные варианты 11, 4 18,2 4,3 4.0 17,6 17,5

6. Не ответили 6,0 7,4 8,0 5,4 15,8 5

Анализ результатов таблицы 2 дает основания утверждать о ведущей роли преподавателей клинических дисциплин (за исключением студентов 4 курса ХГМУ) и производственной практики в получении дентологических знаний и умений. Поэтому возрастают требования к соответствующему уровню научно-педагогических работников, которые обязаны неукоснительно следовать деонтологическим нормам в ежедневной практической работе. Наблюдая за работой педагога, который ведет врачебный прием, студенты воспринимают его поведение и общение в кругу «врач -пациент - родственники пациента - коллеги - медицинский персонал» как пример, достойный наследования, хотя у некоторых учащихся это может спровоцировать некоторую психологическую зависимость и даже приобретать парадоксальные формы [5]. При этом актуальна сформированность у студентов компетентность анализа и синтеза информации, позволяющая определять адекватность, позитивное и негативное в действиях медперсонала. В процессе общения с больным, учащиеся пытаются прочувствовать эмоциональное состояние пациента в конкретной ситуации, что характеризует индивидуальную способность к эмпатии, которая является также важным аспектом развития будущих врачей [5].

Сформированность деонтической компетентности зависит от возможности обретения деонтологических знаний, умений, готовности внедрять их в будущую профессиональную деятельность будущего врача. Самооценка студентами уровня сформированности деонтической компетентности представлена в таблице 3.

Таблица 3

Самооценка уровня сформированности деонтической компетентности будущими _стоматологами высших медицинских учебных заведений Украины._

№ п/п Уровень обретения деонтическрй компетентности НМУ (в %) УМСА (в %) ХГМУ (в %)

4 курс 5 курс 4 курс 5 курс 4 курс 5 курс

1. Достаточный 49,2 50,9 64,5 65,4 36,7 57,5

2. Начальный 42,3 41,3 22,5 25,0 33,0 12,5

3. Нулевой 3,4 5,7 4,0 3,1 25,5 30,0

4. Не ответили 5,1 2,1 9,0 6,5 4,8 -

Как свидетельствуют полученные данные, около половины (36,7 - 65,4%) будущих стоматологов считают свой уровень деонтической компетентности достаточным, примерно третья часть - начальным. Удивляют результаты студентов ХГМУ, 25,5-30% (!) которых указали на полную несформированность у них деонтической компетентности. Необходим анализ такой ситуации с изучением всех факторов, имеющих на нее влияние.

Анализ научно-педагогической литературы и проведенные исследования позволяют конкретизировать понятие «деонтическая компетентость будущего стоматолога» как качественную характеристику поведенческой модели врача, которая развивается в медицинской и социокультурной среде в условиях исполнения профессиональной деятельности и способствует эффективному выполнению профессиональных заданий.

Успешная реализация деонтической компетентности во многом зависит от решения ряда важных задач. Среди них: анализ ситуаций, касающихся нарушения правил деонтологии, что может послужить причиной развития тяжелых ятрогенных расстройств у пациента и их профилактикой. Это касается не только вербальных аспектов, но также сохранения тайны и использования информации о пациенте. О.М.Лесняк (2003), создана классификация ятрогений, возникших непосредственно в результате профессиональной деятельности стоматолога [3], представляющая весьма полезную информацию для решения данной проблемы. Кроме того, актуально рассмотрение проблем, касающихся возникновения врачебных ошибок (их изучает наука эррология), которые также необходимо тщательно разбирать с будущими специалистами [3,11]. Это длинный, но верный путь к развитию

высокоморального современного врачебного общества, особенно в вопросе признания профессиональных ошибок. В медицинской среде такое поведение воспринимается как признак профессиональной честности в сложных и изменчивых условиях развития современной медицинской науки и способствует их устранению. Непризнание ошибки расценивается как ситуация неодонтологическая, дискредитирует в глазах пациента как виновника, так и все медицинское сообщество. Опытные врачи выносят свой опыт и раздумья на эту животрепещущую тему настраницы литературных произведений для открытой профессиональной дискуссии [1].

Выводы. Таким образом, результаты проведенных исследований подтверждают высокую значимость развития деонтической компетентности как одной из приоритетных в профессиональном образовании будущего врача - стоматолога и позволяют рассматривать ее как специальную в составе профессиональной компетентности будущих стоматологов. Достижение высокого уровня ее сформированное™ требует создания педагогических условий. Среди них - компетентность преподавателя как субъекта наследования, коррекция учебной программы с учетом теоретического и методологического обеспечения процесса деонтологической подготовки, что является предметом дальнейших исследований.

Problems of deontological training in Ukrainian and foreign higher educational system is considered. Scientific approaches for deontological competence forming as a part of professional competence in future dentists is analysed.

The key words: deontology, competentiv approach, deontological competence, future dentists, professional training, higher dental education, jatrogeniya, errology.

Список литературы.

1.Амосов Н.М. Книга о счастье и несчастьях. Книга вторая. Москва, Молодая гвардия, 1990. 238

с.

2.Андрущенко В.П. Основные тенденции развития высшего образования Украины на рубеже столетий /В.П.Андрущенко// Вища освгта Украши. 2011. №1. С.11-17.

3.Деонтология в медицине: В 2т. Т.1 Общая деонтология /Белорусов О.С., Бочков Н.П., Бунятян А.А.: Под ред. Б.В.Петровского; АМН СССР. М.: Медицина, 1988. 352 с.

4. Деонтология в стоматологии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ua-referat-

com.

5. Этический кодекс врача Украины // Здоровье Украины. 2009. № 19 (224). С. 30-31.

6.Гусакова 1.В. Эмпатия в сфере медицинского образования - диагностические инструменты /1.В.Гусакова // Медична освгта. 2013. №1.С.51-54.

7.Луговий В.1.Формирование ценностной компетентности научно - педагогических работников-важное условие их успешной деяльности в современной высшей школе /В.1.Луговий //Проблеми освгти. вип.63. Ч.1. С.3 -9.

8.Майборода В.К. Проблемы деонтологической подготовки в системе высшего профессионального образования /В.К.Майборода, В.Ю.Артемов// Проблеми освгти. 2012. №73. С.11-15.

9.Пишак В.П. Роль педагогического общения в системе медицинского образования согласно контекста Болонского процесса /В.П.Пишак, Н.1.Зорий, В.П.Польовий, С.П.Польова //Медична освпа. 2009. №2. С.58-60.

10.Уваркина Е. Проблемы формирования основ психолого-педагогического общения у будущих врачей /Е.Уваркина// Вища освгта Украши. 2002. №4. С.95-97.

11.Чорновил И.С. Особенности ошибок общения в профессиональной деятельности медицинских работников. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// archive.nbuv.gov.ua/ portal/soc_gum/pfto/2012_24/files/P2412_44.pdf

12.Харди И. Врач, сестра, больной. Akademia Kiado, Budapest, 1981. 286 c.

13.ADA. Principles of ethics and code of professional conduct. URL: http://www.ada.org/194.aspx (accessed 10 October 2009).

14.Alcota M. Development of ethical practices and social responsibility in dental education at the University of Chile: student and faculty perceptions / M. Alcota, P.R.de Gauna, F.E. Gonzales //European Journal of Dental Education. February, 2013. Vol.17. Issue 1. P.70-76.

15.Brands WG. Professional ethics and cynicism amongst Dutch dental students / WG Brands, EM. Bronkhorst, J.V. Welie // European Journal of Dental Education. 2011. № 15. Р.205-209.

16.Christie C. Effectiveness of faculty training to enhance clinical evaluation of student competence in ethical reasoning and professionalism / C. Christie, D. Bowen, C.Paarmann // Journal of

Dental Education. 2007. Vol. 71. P.1048-1057.

17.Holyfield L.J. A Tool for Assessing Cultural Competence Training in Dental Education / Lavern J., Holyfield and Barbara H. Miller // Journal of Dental Education. 2013. Vol. 77. P.990-997.

18.McGaghie W. Professional competence evaluation / W. McGaghie // Educational Researcher. 1991. Vol. 20. P.3-9.

19.Sharp H. Ethics education in dental school: continuing the conversation / H Sharp, S.J. Stefanie // Journal of Dental Education. 2004. Vol. 68. P.801-802.

20.Skelton J . Clinical communication as a creative art: an alternative way forward / J. Skelton //Medical Education. 2011. Vol. 45. P.212-213.

21.Tuning Educational Structure in Europe [Electronic resorse]. URL: http//tuning.unideusto.org.

Об авторе

Кульбашна Я. А. - кандидат мединских наук, доцент Национального медицинского университета имени А.А.Богомольца, j .kulbashna@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.