Монография. - М.: ПЭР СЭ, 2006. - 688 с.
2. Соловьева О.В., Халилова Л.А. Креативность в структуре педагогического мышления будущих преподавателей высшей школы. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 2.05.2012).
3. Шарипов, Ф. В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза / Ф. В. Шарипов // Высш. образование сегодня. - 2010. - № 1. - С. 11 - 12.
УДК 378.4
Калиниченко Н.В., Калиниченко В.С., Калиниченко Т.П. Деонтологические аспекты формирования духовности у студентов на кафедрах стоматологического профиля
Deontological aspects of the formation of spirituality among students in the departments
of dental profile
Калиниченко Наталия Викторовна, Калиниченко Виктор Сергеевич,
Калиниченко Татьяна Павловна
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко
Kalinichenko Nataliya Viktorovna, Kalinichenko Viktor Sergeevich,
Kalinichenko Tatyana Pavlovna
Voronezh State Medical University named after N. Burdenko
Аннотация: Данная статья позволяет говорить об особенностях деонтологического воспитания в каждой врачебной специальности, а именно в стоматологии. Деонтология- учение о долге нравственного воспитания, воспитания чувства долга, милосердия и добросердечия
Abstract: This article allows you to talk about the features of deontological education in every medical specialty, namely in dentistry. Deontology- doctrine of the duty of moral education, education of a sense of duty, mercy, and kindness
Ключевые слова: Деонтология, стоматология, врач стоматолог, студент, воспитание Keywords: Deontology, dentistry, dentist, student, education
Формирование духовности будущих врачей в стенах вуза неразрывно связано с деонтологией — учением о должном, долге, являющимся отражением этических концепций, но носящим более конкретный, прикладной характер. И именно это позволяет говорить об особенностях деонтологического воспитания в каждой врачебной специальности [1].
В стоматологии, пожалуй, как ни в одной из медицинских отраслей, мы сталкиваемся с органическим единством нравственного, должного, эстетического. Когда то Ф.М. Достоевский сказал, что «потребность красоты и творчества, воплощающего ее — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете». Это высказывание великого писателя с полным правом можно отнести как к врачу, так и его пациенту. Но как добиться соединения этих двух начал в практической деятельности врача-стоматолога в условиях резкого социального расслоения, коммерциализации всех сторон жизни россиян. На 2001 год в России из 144 млн. человек почти 30 млн. являются пенсионерами, 50 млн. — живут ниже черты прожиточного минимума, за этими цифрами стоит важнейшая и острейшая проблема доступности и качества медицинской помощи
[3].
Именно в таких условиях и вырастает роль деонтологического, нравственного воспитания, воспитания чувства долга, милосердия добросердечия. Недаром Женевская декларация (1948 г.), в основу которой положена «клятва Гиппократа», провозглашает нравственно деонтологический принцип — «Я не позволю, чтобы религия, национализм, расизм, политика или социальное положение оказывали влияние на выполнение моего долга...».
Преподаватели кафедр уже с младших курсов знакомят студентов с трудностями врачей-стоматологов, это могут быть неудачи в работе и огорчения, которые необходимо научиться преодолевать, находить правильный выход из сложных, порой и конфликтных ситуаций [2]. С определенными трудностями студенты сталкиваются на приеме пациентов, где от стиля, манеры взаимоотношений врача и пациента, от правильности постановки диагноза, использование материалов, выбора конструкции протезов и дальнейшей работы на различных этапах изготовления протезов зависит исход лечения. Именно на приеме больных студенты реально познают нормы поведения врача. Распространенное представление о том, что для лечения людей достаточно
обладать необходимыми знаниями и мануальными навыками ошибочно и недостаточно, так как врачу-стоматологу необходимо ярко выраженный элемент творчества, фундаментом которого является культура во всем ее многообразии [4].
С культурой приема больных студенты особенно сталкиваются в период прохождения производственной практики, где они практически используют свои знания в области деонтологии, проверяют себя, владеют ли они этими знаниями в достаточной степени, чувствуют ли они красоту в итогах своей работы [5].
По окончании вуза выпускники произносят клятву врача России , которую не дают представители других мирных специальностей. Как ни в одной профессии, во врачебной смыкаются общечеловеческие, гражданские и профессиональные нравственные начала.
От личности врача, от того, каков он — и от его ума, сердца, энергии, во многом зависит здоровье нации.
Библиографический список
1.Езова, С.А. Профессиональное общение: новые нюансы и аспекты : научно-практическое пособие / С.А. Езова. - М. : Либерея- Бибинформ, 2012. - 96 с.
2.Орлова, Е.В. Культура профессионального общения врача: коммуникативно-компетентный подход / Е.В. Орлова. - М. : Форум, 2012. - 288 с.
З.Силуянова, И.В. Этика врачевания. Современная медицина и Православие / И.В. Силуянова. - М. : Московское Подворье Свято- Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. - 320 с.
4.Этические проблемы современной медицины : сборник документов / сост. Л.П. Козыревская ; под ред. А.С. Арапова, А.В. Грехова. - Н. Новгород : НГМА, 2005. - 170 с.
5. Духовно-нравственное воспитание студентов в медицинском университете /Лаврова Н.Н., Плотникова И.Е., Филозоп А.А.// Казанская наука.-2016. № 5. С. 98-100.