6. Komrakov E.S., Chemyavskaya A.G. Pro-ektirovanie uchebnyih zanyatiy v sisteme biznes-obrazovaniya // Vestn. Mezhdunar. in-ta menedzhmenta LINK. 2013. № 2. S. 52-61.
7. Kursakova A.V., Teslinov A.G. Horoshie uchebniki dlya vzroslyih: Kak pomoch razvitiyu kompetentsiy. Zhukovskiy: MIM LINK, 2014.
8. Leontev M.G. Sovremennyie informatsionnyie i kommunikatsionnyie tehnologii i protsess obucheniya v vuze // Vestn. grazhdanskih inzhenerov. 2013. № 6 (41). S. 327-332.
9. Magera T.N. Psihologicheskie tehnologii v vyisshem stroitelnom obrazovanii : monogr. M. : MGSU, 2011.
10. Pat. 2153286 Rossiyskaya Federatsiya. Sposob diagnostiki tipa temperamenta. № 97114439/14; zayavl. 07.08.1997; opubl. 27.07.2000, Byul. № 21.
11. Pat. 2203619 Rossiyskaya Federatsiya. Sposob diagnostiki tipa lichnosti. № 2001119646/14; zayavl. 18.07.01; opubl. 10.05.03, Byul. № 13.
12. Pat. 2303467 Rossiyskaya Federatsiya. Sposob diagnostiki bazovyih smyislovyih ustanovok cheloveka. № 2006100722/14; zayavl. 10.01.06; opubl. 27.07.07, Byul. № 21.
13. Savina E.A. Psihologo-pedagogicheskaya podgotovka nachinayuschih prepodavateley tehni-cheskogo universiteta // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2013. № 10 (85). S. 32-36.
14. Savina E.A., Ishkov A.D. Aktivnyie i interaktivnyie metodyi i tehnologii obucheniya v podgotovke spetsialistov investitsionno-stroitelnoy sferyi v sisteme dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya. M. : MGSU, 2011.
15. Sorokopud Yu.V. Professionalnaya kompeten-tnost prepodavatelya vyisshey shkolyi // Pedago-gicheskoe obrazovanie i nauka. 2010. № 11.
S. 42-49.
Role of psychological competence of a higher technical school teacher in establishment of professional competence
There are considered the levels of a higher technical school teacher: professional and methodological (substantial), pedagogic (technological) and psychological (value and sense). There regarded the issues of teacher’s conscience transformation, its transition from the paradigm "subject - object" adopted in the traditional pedagogy to the paradigm "subject - subject" implemented in the competence approach.
Key words: paradigms of education, professional competence, higher school teacher.
(Статья поступила в редакцию 17.03.2014)
е.в. костомарова
(Оренбург)
деонтологическая компетентность студента-медика как фактор успешности профессиональной деятельности врача
Анализируется деонтологическая компетентность студента-медика как фактор успешности его будущей профессиональной деятельности. Выделены компоненты, критерии и показатели сфор-мированности данного качества у студентов. Подчеркивается важность формирования деонтологи-ческой компетентности на этапе обучения в вузе.
Ключевые слова: деонтологическая компетентность, долг, фактор успешности, профессиональная компетентность, качества личности врача.
К началу XXI в. в медицине инновационные технологии (компьютерные, генноинженерные, криогенные, клонирование человека, трансплантология, использование стволовых клеток) создали для врачей новые возможности в диагностике и лечении многих заболеваний. Однако не все современные достижения медицины используются во благо человека, некоторые могут нанести вред не только конкретному человеку, но и всему человечеству в целом. В этих условиях все более важным становится подтверждение фундаментальных и всеобщих принципов и ценностей врачебной профессии, которые остаются идеалами, обязательными для всех врачей.
В последние годы тема медицинской этики и деонтологии широко обсуждается в медицинском сообществе, примером чего служат обсуждение общественностью «Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации» (октябрь 2012 г.) и Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы медицинской этики и деонтологии» (май 2013 г.). В материалах конференции неоднократно отмечалось, что вопросы медицинской этики в здравоохранении приобретают на современном этапе особое значение, соблюдение основ медицинской этики и деонтологии становится неотъемлемой частью деятельности врача. Воспитать нравственные принципы и ценности врачебной профессии призвано медицинское образование, которое развивается, подчиняясь государственной по-
© Костомарова Е.В., 2014
литике, с одной стороны, в области образования, с другой - в области здравоохранения.
На современном этапе медицинское образование недостаточно удовлетворяет как изменяющимся условиям работы системы здравоохранения, так и потребностям и ожиданиям общества. Ряд исследователей (Д. Бок, К.В. Зорин, Н.В. Кудрявая, А.С. Молчанов, Е.М. Уколова) констатируют, что меркантилизм и прагматизм в образовании почти полностью вытеснили медико-деонтологическую проблематику, деэтизация и дегуманизация профессионального сознания и деятельности формируют у врача негативные социальные установки по отношению к пациенту, деформированная культура профессиональных межличностных контактов искажает смысл врачевания [4]. Одна из причин появления перечисленных отрицательных факторов - это низкий уровень сформированности деонтологической компетентности будущих врачей.
Вузовский этап является периодом, сензи-тивным для формирования необходимых профессионально значимых качеств врача, подготовки студента-медика к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и нормами, принятыми в медицинском сообществе, осознанию своего профессионального долга, который должен стать внутренним мотивом поведения будущего специалиста. деонтологиче-ская компетентность студента-медика - это неотъемлемый компонент его общей и профессиональной культуры, выступающий важнейшим фактором успешности его профессиональной деятельности [2]. По мнению И.В. Силуяновой, «нравственная культура врача - это не просто заслуживающее уважение свойство его личности, но и качество, определяющее его профессионализм» (цит. по: [4]).
Требования, которые предъявляются к выпускнику медицинского вуза, отражены в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по медицинским специальностям и акцентируют внимание на необходимости формирования общекультурных (Ок) и профессиональных (Пк) компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности врача.
Анализ ФГОС ВПО по специальности 060101.65 «Лечебное дело» показал, что формирование деонтологически значимых качеств личности студента-медика отражено в таких компетенциях, как способность и готовность к толерантному отношению (ОК-5); осущест-
влению своей деятельности с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдению правил врачебной этики, законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией; сохранению врачебной тайны (ОК-8); реализации этических и деонто-логических аспектов врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1) [6].
деонтологическая компетентность студен-та-медика является составной частью более широкого понятия «профессиональная компетентность», рассмотренного в работах В.П. Беспалько, С.Я. Батышева, А.А. Деркач, А.А. Дорофеева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, А.В. Карпова, Н.В. Кузьминой и др. Формирование профессиональной компетентности происходит на этапе профессионального обучения в вузе и зависит от многих факторов: уровня освоения предметных знаний и умений, особенностей профессиональной мотивации, профессиональной направленности личности, сформированности необходимых личностных качеств. Мы разделяем точку зрения Г.В. Без-юлевой и рассматриваем профессиональную компетентность, с одной стороны, как интегральный критерий качества профессионального обучения и профессиональной деятельности, с другой - как свойство личности, для которой характерны высокое качество выполнения профессиональных функций, культура профессионального общения, умение инициативно и творчески решать профессиональные проблемы [1].
Научный анализ теоретических источников по теме исследования позволил нам охарактеризовать деонтологическую компетентность студента-медика как интегративное качество личности, основанное на знаниях, умениях, системе мировоззренческих и нравственных идеалов, норм профессионального поведения, обеспечивающее готовность субъекта к выполнению профессионального долга при оптимальном сочетании ценностногуманистической и технологической составляющих врачебной деятельности. Как система она включает в себя профессиональную направленность, ориентацию на гуманистические ценности, мотивацию к выполнению врачебного долга, развитие личностных деонтологически значимых качеств, знание моральных, этико-деонтологических принципов медицинской деятельности и, как следствие, осознанное выполнение профессионального дол-
га в соответствии с квалификационными требованиями и профессиональным кодексом. Проблеме изучения деонтологической компетентности студента-медика посвящены исследования М.Л. Кропачевой, И.П. Слюсаревой, И.А. Филатовой.
Целью деонтологии являются формирование морального сознания врачей, приобщение к нравственным традициям отечественной медицины, осознание ими своего профессионального долга. Долг - центральная категория медицинской этики, определяющая как должностную, так и нравственную сторону профессиональной деятельности, отношение медицинского работника к исполнению своих служебных обязанностей. Выделяют моральный долг - оказание медицинской помощи вне зависимости от социального положения, вероисповедания, национальной принадлежности пациента и профессиональный долг - никогда, ни при каких обстоятельствах не совершать действий, вредных для физического и психического здоровья людей. Принцип соблюдения долга - основной для деонтологической модели. Высшими судьями при осознанном
исполнении долга выступают совесть, самосознание, убежденность, внутреннее отношение врача к моральным требованиям общества [5].
Анализ понятия деонтологической компетентности как интегративного качества личности позволяет нам выделить основные ее функции: аксиологическую, когнитивную, практико-операционную (технологическую), нормативную, коммуникативную, эмотивную и рефлексивную.
Аксиологическая функция предполагает изучение и формирование ценностных ориентаций будущих врачей как устойчивых норм морального сознания и поведения при выполнении профессионального долга; когнитивная направлена на приобретение знаний о нормах и принципах профессиональной деятельности; практико-операционная (технологическая) заключается в преломлении полученных знаний в практической деятельности, в интериориза-ции умений и навыков; нормативная функция ориентирована на применение норм нравственности в области регулирования отношений, возникающих в процессе профессиональной деятельности; коммуникативная функция
компоненты, критерии и показатели сформированности деонтологической компетентности студента-медика
Компонент Критерии Показатели
Мотивационно- ценностный Учебно-профессиональная мотивация и лич-ностно и профессионально значимые ценности - Профессиональная направленность личности - Ориентация на гуманистические ценности - Мотивация к выполнению профессионального долга - Развитие и проявление личностных деонтологически значимых качеств
когнитивный Наличие системы медицинских знаний и знаний по основам медицинской деонтологии - Наличие системы медицинских знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности - Знание моральных, этико-деонтологических принципов медицинской деятельности - Знание нормативно-законодательных актов, регулирующих медицинскую деятельность
д еятельностный Умение применять теоретические знания в практической деятельности Умения: - осознанно выполнять профессиональный долг в соответствии с квалификационными требованиями и профессиональным кодексом; - выявлять деонтологические трудности и находить эффективные способы их преодоления; - выстраивать отношения с больными, их родственниками и коллегами в соответствии с нормами профессионального общения
Рефлексивно- оценочный Рефлексия собственной деятельности и поведения - Рефлексия передового профессионального опыта представителей врачебного сообщества - Деонтологическая оценка образа Я - Рефлексия конкретной профессиональной ситуации с фиксацией проблемы и способов ее решения
предполагает готовность будущего врача к позитивному взаимодействию с коллегами, пациентами и их родственниками; эмотивная функция выражает чувства и волю субъектов взаимодействия, характеризует эмоциональную сферу личности; рефлексивная функция проявляется через оценку себя как будущего врача [3].
Представим деонтологическую компетентность студента-медика как структурнофункциональную систему, состоящую из мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного, рефлексивно-оценочного компонентов. Разработанные нами критерии и показатели сформированности деонтологической компетентности представлены в таблице на с. 13б:
Чтобы быть деонтологически компетентным, будущий врач должен обладать определенными профессиональными деонтологически значимыми качествами (милосердием, состраданием, совестью, альтруизмом, самоотверженностью, решительностью, скромностью), соблюдать принципы и нормы врачебной профессии, добросовестно исполнять свой служебный долг.
Эффективное формирование деонтоло-гической компетентности студентов возможно на основе системно-целостного подхода, интегрирующего в себе потенциал компе-тентностного, аксиологического и личностнодеятельностного подходов.
В Оренбургской государственной медицинской академии формированию деонтоло-гической компетентности будущего врача уделяется большое внимание. Ярким примером являются такие формы работы со студентами, как конференции в рамках СТО, которые освещают деонтологические проблемы современности: «Драматическая медицина», «Нравственные принципы медицины из глубины веков», «Per aspera ad astra». В апреле 2013 г. был проведен круглый стол со студентами 2-го курса OрГMA на тему «Какими профессионально значимыми качествами должен обладать врач?».
В 2013 г. в рамках волонтерского движения были проведены акции «Осенняя неделя здоровья в OрГMA», «Дарю сердце детям»; акции, посвященные Всемирному дню борьбы со CПИДом, Всемирному дню отказа от курения, Дню донора, Всемирному дню волонтера.
На встречах с выдающимися врачами г. Оренбурга KM. Ивановым, ВА. Черновым, И.В. Зориным, AÆ. Aксёновым, A.A. Тетери-ной, доктором медицинских наук, профессором Э.Р. Mулдашевым были подняты актуальные проблемы медицинской деонтологии.
С 2011 г. в ОрГМА работает студенческий научный кружок «Медицинская деонтология и современность». На заседаниях кружка регулярно обсуждаются актуальные проблемы медицинской деонтологии: «Нравственные принципы медицины из глубины веков», «Деонтологические взгляды Гиппократа», «От клятвы Гиппократа к клятве российского врача», «Нравственные проблемы в медицине», «Нравственное наследие Салернской школы», «Мудрость древних о медицине и здоровье», «Деонтологические принципы фармации», «деонтология в стоматологии», «Медицинские деонтологические заповеди» и др.
Все перечисленные мероприятия направлены на формирование деонтологической компетентности будущих врачей и способствовали осознанию студентами профессионального долга, норм и принципов врачебной деятельности. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что деонтологическая компетентность является неотъемлемой частью профессиональной деятельности врача и влияет на ее успешность.
Деонтологические проблемы, с которыми сталкиваются врачи в каждодневной практике, можно свести к минимуму, если уделить должное внимание формированию деонтологически значимых качеств студента-медика в образовательном процессе вуза [2]. Эта проблема одинаково значима для всех кафедр медицинского вуза. Деонтология играет первостепенную роль в осмыслении сути врачевания и нравственном развитии студента-медика, т.к. напрямую влияет на формирование профессионально-моральных ценностей и менталитета врача XXI в.
Литература
1. Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность специалиста: взгляд психолога // Профессиональное образование. 2005. № 12. С. 25.
2. Ежова Т.В., Саморуков А.А. Дискурсивная компетентность как фактор успешности профессиональной деятельности специалиста // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2011. № 2 (121). С. 156-160.
3. Костомарова Е.В. Сущность и содержание деонтологической компетентности студента-медика: сб. по результатам XVIII заоч. науч. конф. “Research Journal of International Studies”. Екатеринбург : МНИЖ, 2013. С. 111-113.
4. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С. [и др.]. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / под ред. академика РАМН, проф.
Н.Д. Ющука. М. : ГОУ ВУНМЦ, 2005.
5. Остапенко А.Л. Этика и деонтология среднего медицинского работника. Л. : Медицина, 1985.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060101.65 «Лечебное дело»: приказ М-ва образования и науки РФ № 1118 от 08.07.2010. URL : http://window.edu.ru/ resource/344/74344/files/prm1118-1.pdf.
* * *
1. Bezyuleva G.V. Professionalnaya kompetentnost spetsialista: vzglyad psihologa // Professionalnoe obrazovanie. 2005. № 12. S. 25.
2. Ezhova T.V., Samorukov A.A. Diskursivnaya kompetentnost kak faktor uspeshnosti professionalnoy deyatelnosti spetsialista // Vestn. Orenburg. gos. un-ta. 2011. № 2 (121). S. 156-160.
3. Kostomarova E.V. Suschnost i soderzhanie deontologicheskoy kompetentnosti studenta-medika: sb. po rezultatam XVIII zaoch. nauch. konf. “Research Journal of International Studies”. Ekaterinburg : MNIZh, 2013. S. 111-113.
4. Kudryavaya N.V., Ukolova E.M., Molchanov A.S. [i dr.]. Vrach-pedagog v izmenyayuschemsya mire: traditsii i novatsii / pod red. akademika RAMN, prof. N.D. Yuschuka. M. : GOU VUNMT s, 2005.
5. Ostapenko A.L. Etika i deontologiya srednego meditsinskogo rabotnika. L. : Meditsina, 1985.
6. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart vyisshego professionalnogo obrazovaniya po spetsialnosti 060101.65 «Lechebnoe delo»: prikaz M-va obrazovaniya i nauki RF № 1118 ot 08.07.2010. URL : http://window.edu.ru/resource/344/74344/files/ prm1118-1.pdf.
Deontology competence of a medical student as the factor of success of doctor’s professional work
There is analyzed the deontology competence of a medical student as the factor of success of the future professional work. There are marked out the components, criteria and signs of development of students ’ quality. There is emphasized the importance of deontology competence formation at the stage of higher school.
Key words: deontology competence, duty, factor of success, professional competence, qualities of doctor’s personality.
(Статья поступила в редакцию 24.02.2014)
Е.Р. ЗИНКЕВИЧ (Санкт-Петербург)
поддерживающее обучение в технологии процесса повышения квалификации врачей-преподавателей высшей медицинской школы
Описывается опытно-экспериментальная работа, проведенная на факультете повышения квалификации СПбГПМУ. Основная идея эксперимента - использование технологии повышения квалификации врачей-преподавателей клинических кафедр на основе поддерживающего или инновационного (дистанционного) обучения. В рамках статьи описываются результаты поддерживающего обучения врачей-препода-вателей.
Ключевые слова: технология обучения, повышение квалификации врачей-преподавателей высшей медицинской школы, поддерживающее обучение.
Конец XX в. стал периодом повышенного интереса к проблеме педагогических технологий. Этот интерес можно объяснить рядом объективных причин, среди которых на первом месте стоит изменение представлений о качестве профессиональной подготовки будущих специалистов: выполнение определенных технологических шагов может реализовать подобный социальный заказ, смещая акцент с репродуктивного преподавания на активное обучение и учение [2].
Современная педагогическая наука часто использует понятие «технология», которое, как правило, связывают с развитием новых информационных средств связи. Исследования технологий в российском образовании широко представлены в работах таких авторов, как В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Б.Т. Лихачев, Г.К. Селев-ко и др.
Мы придерживаемся многоаспектного подхода к определению понятия «педагогическая технология». Это позволяет нам рассматривать различные прикладные значения технологии одновременно, в связи с чем для технологии процесса повышения квалификации врачей-преподавателей высшей медицинской
© Зинкевич Е.Р., 2014