Научная статья на тему 'Деонтологическая компетентность студента-медика как фактор успешности профессиональной деятельности врача'

Деонтологическая компетентность студента-медика как фактор успешности профессиональной деятельности врача Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1076
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДОЛГ / ФАКТОР УСПЕШНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ВРАЧА / QUALITIES OF DOCTOR’S PERSONALITY / DEONTOLOGY COMPETENCE / DUTY / FACTOR OF SUCCESS / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костомарова Елена Владимировна

Анализируется деонтологическая компетентность студента-медика как фактор успешности его будущей профессиональной деятельности. Выделены компоненты, критерии и показатели сформированности данного качества у студентов. Подчеркивается важность формирования деонтологической компетентности на этапе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костомарова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is analyzed the deontology competence of a medical student as the factor of success of the future professional work. There are marked out the components, criteria and signs of development of students’ quality. There is emphasized the importance of deontology competence formation at the stage of higher school.

Текст научной работы на тему «Деонтологическая компетентность студента-медика как фактор успешности профессиональной деятельности врача»

6. Komrakov E.S., Chemyavskaya A.G. Pro-ektirovanie uchebnyih zanyatiy v sisteme biznes-obrazovaniya // Vestn. Mezhdunar. in-ta menedzhmenta LINK. 2013. № 2. S. 52-61.

7. Kursakova A.V., Teslinov A.G. Horoshie uchebniki dlya vzroslyih: Kak pomoch razvitiyu kompetentsiy. Zhukovskiy: MIM LINK, 2014.

8. Leontev M.G. Sovremennyie informatsionnyie i kommunikatsionnyie tehnologii i protsess obucheniya v vuze // Vestn. grazhdanskih inzhenerov. 2013. № 6 (41). S. 327-332.

9. Magera T.N. Psihologicheskie tehnologii v vyisshem stroitelnom obrazovanii : monogr. M. : MGSU, 2011.

10. Pat. 2153286 Rossiyskaya Federatsiya. Sposob diagnostiki tipa temperamenta. № 97114439/14; zayavl. 07.08.1997; opubl. 27.07.2000, Byul. № 21.

11. Pat. 2203619 Rossiyskaya Federatsiya. Sposob diagnostiki tipa lichnosti. № 2001119646/14; zayavl. 18.07.01; opubl. 10.05.03, Byul. № 13.

12. Pat. 2303467 Rossiyskaya Federatsiya. Sposob diagnostiki bazovyih smyislovyih ustanovok cheloveka. № 2006100722/14; zayavl. 10.01.06; opubl. 27.07.07, Byul. № 21.

13. Savina E.A. Psihologo-pedagogicheskaya podgotovka nachinayuschih prepodavateley tehni-cheskogo universiteta // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2013. № 10 (85). S. 32-36.

14. Savina E.A., Ishkov A.D. Aktivnyie i interaktivnyie metodyi i tehnologii obucheniya v podgotovke spetsialistov investitsionno-stroitelnoy sferyi v sisteme dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya. M. : MGSU, 2011.

15. Sorokopud Yu.V. Professionalnaya kompeten-tnost prepodavatelya vyisshey shkolyi // Pedago-gicheskoe obrazovanie i nauka. 2010. № 11.

S. 42-49.

Role of psychological competence of a higher technical school teacher in establishment of professional competence

There are considered the levels of a higher technical school teacher: professional and methodological (substantial), pedagogic (technological) and psychological (value and sense). There regarded the issues of teacher’s conscience transformation, its transition from the paradigm "subject - object" adopted in the traditional pedagogy to the paradigm "subject - subject" implemented in the competence approach.

Key words: paradigms of education, professional competence, higher school teacher.

(Статья поступила в редакцию 17.03.2014)

е.в. костомарова

(Оренбург)

деонтологическая компетентность студента-медика как фактор успешности профессиональной деятельности врача

Анализируется деонтологическая компетентность студента-медика как фактор успешности его будущей профессиональной деятельности. Выделены компоненты, критерии и показатели сфор-мированности данного качества у студентов. Подчеркивается важность формирования деонтологи-ческой компетентности на этапе обучения в вузе.

Ключевые слова: деонтологическая компетентность, долг, фактор успешности, профессиональная компетентность, качества личности врача.

К началу XXI в. в медицине инновационные технологии (компьютерные, генноинженерные, криогенные, клонирование человека, трансплантология, использование стволовых клеток) создали для врачей новые возможности в диагностике и лечении многих заболеваний. Однако не все современные достижения медицины используются во благо человека, некоторые могут нанести вред не только конкретному человеку, но и всему человечеству в целом. В этих условиях все более важным становится подтверждение фундаментальных и всеобщих принципов и ценностей врачебной профессии, которые остаются идеалами, обязательными для всех врачей.

В последние годы тема медицинской этики и деонтологии широко обсуждается в медицинском сообществе, примером чего служат обсуждение общественностью «Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации» (октябрь 2012 г.) и Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы медицинской этики и деонтологии» (май 2013 г.). В материалах конференции неоднократно отмечалось, что вопросы медицинской этики в здравоохранении приобретают на современном этапе особое значение, соблюдение основ медицинской этики и деонтологии становится неотъемлемой частью деятельности врача. Воспитать нравственные принципы и ценности врачебной профессии призвано медицинское образование, которое развивается, подчиняясь государственной по-

© Костомарова Е.В., 2014

литике, с одной стороны, в области образования, с другой - в области здравоохранения.

На современном этапе медицинское образование недостаточно удовлетворяет как изменяющимся условиям работы системы здравоохранения, так и потребностям и ожиданиям общества. Ряд исследователей (Д. Бок, К.В. Зорин, Н.В. Кудрявая, А.С. Молчанов, Е.М. Уколова) констатируют, что меркантилизм и прагматизм в образовании почти полностью вытеснили медико-деонтологическую проблематику, деэтизация и дегуманизация профессионального сознания и деятельности формируют у врача негативные социальные установки по отношению к пациенту, деформированная культура профессиональных межличностных контактов искажает смысл врачевания [4]. Одна из причин появления перечисленных отрицательных факторов - это низкий уровень сформированности деонтологической компетентности будущих врачей.

Вузовский этап является периодом, сензи-тивным для формирования необходимых профессионально значимых качеств врача, подготовки студента-медика к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и нормами, принятыми в медицинском сообществе, осознанию своего профессионального долга, который должен стать внутренним мотивом поведения будущего специалиста. деонтологиче-ская компетентность студента-медика - это неотъемлемый компонент его общей и профессиональной культуры, выступающий важнейшим фактором успешности его профессиональной деятельности [2]. По мнению И.В. Силуяновой, «нравственная культура врача - это не просто заслуживающее уважение свойство его личности, но и качество, определяющее его профессионализм» (цит. по: [4]).

Требования, которые предъявляются к выпускнику медицинского вуза, отражены в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по медицинским специальностям и акцентируют внимание на необходимости формирования общекультурных (Ок) и профессиональных (Пк) компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности врача.

Анализ ФГОС ВПО по специальности 060101.65 «Лечебное дело» показал, что формирование деонтологически значимых качеств личности студента-медика отражено в таких компетенциях, как способность и готовность к толерантному отношению (ОК-5); осущест-

влению своей деятельности с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдению правил врачебной этики, законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией; сохранению врачебной тайны (ОК-8); реализации этических и деонто-логических аспектов врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1) [6].

деонтологическая компетентность студен-та-медика является составной частью более широкого понятия «профессиональная компетентность», рассмотренного в работах В.П. Беспалько, С.Я. Батышева, А.А. Деркач, А.А. Дорофеева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, А.В. Карпова, Н.В. Кузьминой и др. Формирование профессиональной компетентности происходит на этапе профессионального обучения в вузе и зависит от многих факторов: уровня освоения предметных знаний и умений, особенностей профессиональной мотивации, профессиональной направленности личности, сформированности необходимых личностных качеств. Мы разделяем точку зрения Г.В. Без-юлевой и рассматриваем профессиональную компетентность, с одной стороны, как интегральный критерий качества профессионального обучения и профессиональной деятельности, с другой - как свойство личности, для которой характерны высокое качество выполнения профессиональных функций, культура профессионального общения, умение инициативно и творчески решать профессиональные проблемы [1].

Научный анализ теоретических источников по теме исследования позволил нам охарактеризовать деонтологическую компетентность студента-медика как интегративное качество личности, основанное на знаниях, умениях, системе мировоззренческих и нравственных идеалов, норм профессионального поведения, обеспечивающее готовность субъекта к выполнению профессионального долга при оптимальном сочетании ценностногуманистической и технологической составляющих врачебной деятельности. Как система она включает в себя профессиональную направленность, ориентацию на гуманистические ценности, мотивацию к выполнению врачебного долга, развитие личностных деонтологически значимых качеств, знание моральных, этико-деонтологических принципов медицинской деятельности и, как следствие, осознанное выполнение профессионального дол-

га в соответствии с квалификационными требованиями и профессиональным кодексом. Проблеме изучения деонтологической компетентности студента-медика посвящены исследования М.Л. Кропачевой, И.П. Слюсаревой, И.А. Филатовой.

Целью деонтологии являются формирование морального сознания врачей, приобщение к нравственным традициям отечественной медицины, осознание ими своего профессионального долга. Долг - центральная категория медицинской этики, определяющая как должностную, так и нравственную сторону профессиональной деятельности, отношение медицинского работника к исполнению своих служебных обязанностей. Выделяют моральный долг - оказание медицинской помощи вне зависимости от социального положения, вероисповедания, национальной принадлежности пациента и профессиональный долг - никогда, ни при каких обстоятельствах не совершать действий, вредных для физического и психического здоровья людей. Принцип соблюдения долга - основной для деонтологической модели. Высшими судьями при осознанном

исполнении долга выступают совесть, самосознание, убежденность, внутреннее отношение врача к моральным требованиям общества [5].

Анализ понятия деонтологической компетентности как интегративного качества личности позволяет нам выделить основные ее функции: аксиологическую, когнитивную, практико-операционную (технологическую), нормативную, коммуникативную, эмотивную и рефлексивную.

Аксиологическая функция предполагает изучение и формирование ценностных ориентаций будущих врачей как устойчивых норм морального сознания и поведения при выполнении профессионального долга; когнитивная направлена на приобретение знаний о нормах и принципах профессиональной деятельности; практико-операционная (технологическая) заключается в преломлении полученных знаний в практической деятельности, в интериориза-ции умений и навыков; нормативная функция ориентирована на применение норм нравственности в области регулирования отношений, возникающих в процессе профессиональной деятельности; коммуникативная функция

компоненты, критерии и показатели сформированности деонтологической компетентности студента-медика

Компонент Критерии Показатели

Мотивационно- ценностный Учебно-профессиональная мотивация и лич-ностно и профессионально значимые ценности - Профессиональная направленность личности - Ориентация на гуманистические ценности - Мотивация к выполнению профессионального долга - Развитие и проявление личностных деонтологически значимых качеств

когнитивный Наличие системы медицинских знаний и знаний по основам медицинской деонтологии - Наличие системы медицинских знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности - Знание моральных, этико-деонтологических принципов медицинской деятельности - Знание нормативно-законодательных актов, регулирующих медицинскую деятельность

д еятельностный Умение применять теоретические знания в практической деятельности Умения: - осознанно выполнять профессиональный долг в соответствии с квалификационными требованиями и профессиональным кодексом; - выявлять деонтологические трудности и находить эффективные способы их преодоления; - выстраивать отношения с больными, их родственниками и коллегами в соответствии с нормами профессионального общения

Рефлексивно- оценочный Рефлексия собственной деятельности и поведения - Рефлексия передового профессионального опыта представителей врачебного сообщества - Деонтологическая оценка образа Я - Рефлексия конкретной профессиональной ситуации с фиксацией проблемы и способов ее решения

предполагает готовность будущего врача к позитивному взаимодействию с коллегами, пациентами и их родственниками; эмотивная функция выражает чувства и волю субъектов взаимодействия, характеризует эмоциональную сферу личности; рефлексивная функция проявляется через оценку себя как будущего врача [3].

Представим деонтологическую компетентность студента-медика как структурнофункциональную систему, состоящую из мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного, рефлексивно-оценочного компонентов. Разработанные нами критерии и показатели сформированности деонтологической компетентности представлены в таблице на с. 13б:

Чтобы быть деонтологически компетентным, будущий врач должен обладать определенными профессиональными деонтологически значимыми качествами (милосердием, состраданием, совестью, альтруизмом, самоотверженностью, решительностью, скромностью), соблюдать принципы и нормы врачебной профессии, добросовестно исполнять свой служебный долг.

Эффективное формирование деонтоло-гической компетентности студентов возможно на основе системно-целостного подхода, интегрирующего в себе потенциал компе-тентностного, аксиологического и личностнодеятельностного подходов.

В Оренбургской государственной медицинской академии формированию деонтоло-гической компетентности будущего врача уделяется большое внимание. Ярким примером являются такие формы работы со студентами, как конференции в рамках СТО, которые освещают деонтологические проблемы современности: «Драматическая медицина», «Нравственные принципы медицины из глубины веков», «Per aspera ad astra». В апреле 2013 г. был проведен круглый стол со студентами 2-го курса OрГMA на тему «Какими профессионально значимыми качествами должен обладать врач?».

В 2013 г. в рамках волонтерского движения были проведены акции «Осенняя неделя здоровья в OрГMA», «Дарю сердце детям»; акции, посвященные Всемирному дню борьбы со CПИДом, Всемирному дню отказа от курения, Дню донора, Всемирному дню волонтера.

На встречах с выдающимися врачами г. Оренбурга KM. Ивановым, ВА. Черновым, И.В. Зориным, AÆ. Aксёновым, A.A. Тетери-ной, доктором медицинских наук, профессором Э.Р. Mулдашевым были подняты актуальные проблемы медицинской деонтологии.

С 2011 г. в ОрГМА работает студенческий научный кружок «Медицинская деонтология и современность». На заседаниях кружка регулярно обсуждаются актуальные проблемы медицинской деонтологии: «Нравственные принципы медицины из глубины веков», «Деонтологические взгляды Гиппократа», «От клятвы Гиппократа к клятве российского врача», «Нравственные проблемы в медицине», «Нравственное наследие Салернской школы», «Мудрость древних о медицине и здоровье», «Деонтологические принципы фармации», «деонтология в стоматологии», «Медицинские деонтологические заповеди» и др.

Все перечисленные мероприятия направлены на формирование деонтологической компетентности будущих врачей и способствовали осознанию студентами профессионального долга, норм и принципов врачебной деятельности. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что деонтологическая компетентность является неотъемлемой частью профессиональной деятельности врача и влияет на ее успешность.

Деонтологические проблемы, с которыми сталкиваются врачи в каждодневной практике, можно свести к минимуму, если уделить должное внимание формированию деонтологически значимых качеств студента-медика в образовательном процессе вуза [2]. Эта проблема одинаково значима для всех кафедр медицинского вуза. Деонтология играет первостепенную роль в осмыслении сути врачевания и нравственном развитии студента-медика, т.к. напрямую влияет на формирование профессионально-моральных ценностей и менталитета врача XXI в.

Литература

1. Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность специалиста: взгляд психолога // Профессиональное образование. 2005. № 12. С. 25.

2. Ежова Т.В., Саморуков А.А. Дискурсивная компетентность как фактор успешности профессиональной деятельности специалиста // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2011. № 2 (121). С. 156-160.

3. Костомарова Е.В. Сущность и содержание деонтологической компетентности студента-медика: сб. по результатам XVIII заоч. науч. конф. “Research Journal of International Studies”. Екатеринбург : МНИЖ, 2013. С. 111-113.

4. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С. [и др.]. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / под ред. академика РАМН, проф.

Н.Д. Ющука. М. : ГОУ ВУНМЦ, 2005.

5. Остапенко А.Л. Этика и деонтология среднего медицинского работника. Л. : Медицина, 1985.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060101.65 «Лечебное дело»: приказ М-ва образования и науки РФ № 1118 от 08.07.2010. URL : http://window.edu.ru/ resource/344/74344/files/prm1118-1.pdf.

* * *

1. Bezyuleva G.V. Professionalnaya kompetentnost spetsialista: vzglyad psihologa // Professionalnoe obrazovanie. 2005. № 12. S. 25.

2. Ezhova T.V., Samorukov A.A. Diskursivnaya kompetentnost kak faktor uspeshnosti professionalnoy deyatelnosti spetsialista // Vestn. Orenburg. gos. un-ta. 2011. № 2 (121). S. 156-160.

3. Kostomarova E.V. Suschnost i soderzhanie deontologicheskoy kompetentnosti studenta-medika: sb. po rezultatam XVIII zaoch. nauch. konf. “Research Journal of International Studies”. Ekaterinburg : MNIZh, 2013. S. 111-113.

4. Kudryavaya N.V., Ukolova E.M., Molchanov A.S. [i dr.]. Vrach-pedagog v izmenyayuschemsya mire: traditsii i novatsii / pod red. akademika RAMN, prof. N.D. Yuschuka. M. : GOU VUNMT s, 2005.

5. Ostapenko A.L. Etika i deontologiya srednego meditsinskogo rabotnika. L. : Meditsina, 1985.

6. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart vyisshego professionalnogo obrazovaniya po spetsialnosti 060101.65 «Lechebnoe delo»: prikaz M-va obrazovaniya i nauki RF № 1118 ot 08.07.2010. URL : http://window.edu.ru/resource/344/74344/files/ prm1118-1.pdf.

Deontology competence of a medical student as the factor of success of doctor’s professional work

There is analyzed the deontology competence of a medical student as the factor of success of the future professional work. There are marked out the components, criteria and signs of development of students ’ quality. There is emphasized the importance of deontology competence formation at the stage of higher school.

Key words: deontology competence, duty, factor of success, professional competence, qualities of doctor’s personality.

(Статья поступила в редакцию 24.02.2014)

Е.Р. ЗИНКЕВИЧ (Санкт-Петербург)

поддерживающее обучение в технологии процесса повышения квалификации врачей-преподавателей высшей медицинской школы

Описывается опытно-экспериментальная работа, проведенная на факультете повышения квалификации СПбГПМУ. Основная идея эксперимента - использование технологии повышения квалификации врачей-преподавателей клинических кафедр на основе поддерживающего или инновационного (дистанционного) обучения. В рамках статьи описываются результаты поддерживающего обучения врачей-препода-вателей.

Ключевые слова: технология обучения, повышение квалификации врачей-преподавателей высшей медицинской школы, поддерживающее обучение.

Конец XX в. стал периодом повышенного интереса к проблеме педагогических технологий. Этот интерес можно объяснить рядом объективных причин, среди которых на первом месте стоит изменение представлений о качестве профессиональной подготовки будущих специалистов: выполнение определенных технологических шагов может реализовать подобный социальный заказ, смещая акцент с репродуктивного преподавания на активное обучение и учение [2].

Современная педагогическая наука часто использует понятие «технология», которое, как правило, связывают с развитием новых информационных средств связи. Исследования технологий в российском образовании широко представлены в работах таких авторов, как В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Б.Т. Лихачев, Г.К. Селев-ко и др.

Мы придерживаемся многоаспектного подхода к определению понятия «педагогическая технология». Это позволяет нам рассматривать различные прикладные значения технологии одновременно, в связи с чем для технологии процесса повышения квалификации врачей-преподавателей высшей медицинской

© Зинкевич Е.Р., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.