подозрительность и вербальная агрессия) справляются с этой работой лучше, чем фемининные женщины с недостаточным развитием этих качеств. Что касается людей андрогинного типа, то независимо от пола, более успешны здесь будут те, кто сможет умело сочетать в поведении качества обоих полов (высокие мотивация достижения успеха и стремление к людям, низкая вербальная агрессия) и не будет испытывать по этому поводу тревогу и чувство вины. А вот людям маскулинного типа, независимо от пола, с этой работой справиться сложно, т.к. проявление маскулинных качеств не способствует установлению доброжелательных отношений с покупателями, поэтому практически все они являются недостаточно успешными.
Таким образом, при отборе на работу менеджерам по персоналу следует уделять внимание и на определение типа гендера, отдавая предпочтение андрогинному типу (независимо от пола), либо фемининным женщинам с ярко выраженными гендерными коммуникативными особенностями.
Библиографический список
1. Скавинская Е.Н. Психология успеха: учебное пособие. Томск: Эль Контент, 2014 - 107 с.
2. Тодышева ТЮ. К вопросу об успешности профессиональной деятельности менеджеров // Вестник Красноярского государственного пед.университета им. В.П. Астафьева. Серия «Общественные и гуманитарные науки». 2008. №2. С.221-227.
3. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001. - 368 с.
4. Хилл Н. Закон успеха. Изд-во Попурри, 2009. - 1076 с.
УДК 378.4
Калиниченко Н.В., Калиниченко В.С., Калиниченко Т.П. Деонтология в детской стоматологии
Deontology in pediatric dentistry
Калиниченко Наталия Викторовна,
Калиниченко Виктор Сергеевич,
Калиниченко Татьяна Павловна Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко
Kalinichenko Nataliya Viktorovna, Kalinichenko Viktor Sergeevich,
Kalinichenko Tatyana Pavlovna
Voronezh State Medical University named after N. Burdenko
Аннотация: Данная статья посвящена деонтологическим аспектам в детской стоматологии. Данная наука учит врача относиться к больному не как к объекту своих наблюдений и лечебных действий, но как к личности со своим духовным миром, своими желаниями, надеждами, опасениями, страхами, т.к. каждый человек индивидуален, особенно ребенок. Взрослые в большинстве случаев, мобилизуют свою волю на активное подавление страха и отрицательных эмоций, связанные с предстоящим лечением зубов, а ребенок не может сознательно оценивать опасность, и убедиться в необходимости лечения.
Abstract: This article is devoted to the deontological aspects of pediatric dentistry. This science teaches the physician to treat the patient, not as the object of his observations and therapeutic actions, but as a person with his spiritual world, his desires, hopes, fears, fears, because each person is an individual, especially a child. Adults, in most cases, to mobilize their will to actively suppress the fear and negative emotions associated with the upcoming dental treatment, and the child may not consciously evaluate the risk and make the need for treatment.
Ключевые слова: Деонтология, детская стоматология, врач стоматолог, пациент, страх
Keywords: Deontology, children's dentistry, dentist, patient, fear
Вопросы медицинской деонтологии в стоматологической практике, особенно в детской стоматологии в настоящее время представляет собой большую актуальность. Врач, выполняющий свой профессиональный долг в отношении больного или здорового человека, обязан максимально обеспечить ему необходимую медицинскую помощь и вместе с тем всемерно избежать нанесения своими действиями какого-либо вреда его физическому состоянию и психике. Нарушение этих действий осуждается обществом как нарушение этических норм.
Медицинская деонтология — учение о профессиональном долге медицинского работника перед человеком, находящимся в сфере его деятельности, и перед всем обществом. Данная наука учит врача относиться к больному не как к объекту своих наблюдений и лечебных действий, но как к личности со своим духовным миром, своими желаниями, надеждами, опасениями, страхами, т.к.
каждый человек индивидуален [2].
Познать индивидуальность стоматологического больного, особенно, ребенка можно лишь при общении с ним, внимательном наблюдении за его поведением. А знание психологии, и конечно, в особенности психологии «маленького пациента» очень важны, совершенно необходимы для врача-стоматолога. Стоматологическое лечение накладывает свой отпечаток на психику и характер ребенка, а возникшая мнительность, боязливость, повышенная реактивность, всегда может быть связана с ранее перенесенными страданиями, со страхом ожидания лечебных процедур, операций и т.д. [1]
Отношение к лечению зубов, как ребенка, так и взрослого, зависит от индивидуальных особенностей личности — характера, темперамента, индивидуального опыта. При этом большую роль играет предшествовавшее воспитание, тяжесть переживаемого болезненного состояния, окружающая обстановка.
Взрослые в большинстве случаев, осознавая предстоящий «поход к стоматологу», угрожающую им опасность и необходимость лечения, мобилизуют свою волю на активное подавление страха и отрицательных эмоций, связанные с предстоящим лечением. А ребенок не может сознательно оценивать опасность, и убедиться в необходимости лечения. Основное место в его отношении к болезни занимает эмоциональная сторона — страх боли, страх перед неизвестным и перед предстоящим лечением, переживания.
Взрослого человека врачу приходится убеждать в необходимости лечения (например, кариес зуба), а у ребенка необходимо, прежде всего, преодолеть его отрицательные эмоции. Дети нуждаются в любви, ласке, внимании и сочувствии. Например, девочке предстоит вылечить кариес — эту манипуляцию она переносит не первый раз. В процессе подготовки врач и ассистент ведут посторонние разговоры, раздается смех. У ребенка, ожидаемого эту манипуляцию возникает страх, неприязнь и раздражение в отношении этих равнодушных и, как ей кажется, жестоких людей [3].
Опытный врач знает, что доверие ребенка можно легко утратить, если его обмануть, например, успокоив его обещанием, что с ним ничего не будут делать, произвести какую-то болезненную лечебную манипуляцию. Здесь нужна психологическая подготовка, а не обман. Улыбка, ласковая шутка, катание на
кресле, располагают ребенка. Но шутить с ним надо умеючи, с тактом. У ребенка ещё не развито чувство юмора и добрую, но не понятую для него шутку он может воспринять как обиду, насмешку.
Одним из условий успешного лечения необходимо хорошее взаимоотношение, доверие родителей врачу, ассистенту, а также к лечебному учреждению, где лечится ребенок.
Об этом можно узнать, только поговорив с врачом, проникнув к нему доверием, пообщаться с пациентами, а также руководствуясь, внешними атрибутами — научным званиями и атрибутами врача. Большую роль при этом играет неоднократное общение, личность врача, его искренняя доброжелательность, гуманность, независимо от его профессионального стажа и звания [3,4].
При осмотре ребенка, врачом, мать внимательно следит за поведение врача, его отношением, неуверенностью или, наоборот, самоуверенностью, равнодушием, грубой бесцеремонностью в обращение с ребенком, проявлении брезгливости или страха заражения от больного — все это отрицательно действует на мать и может направить ее против врача. Поэтому необходимо, чтобы врач проявлял внимание, чуткость и терпеливость к матери [4].
Самое важное, чтобы врач, ассистент и любой медик прониклись сознанием своего высокого долга перед находящимся на их попечении больным или здоровым человеком, чтобы он воспринимался ими не как объект их наблюдений, лечебных действий и забот, а как личность со всеми своими индивидуальными, неповторимыми особенностями. Необходимо, чтобы врач руководствовался основными принципами медицинской деонтологии и сам находил наилучший путь решения тех или иных вопросов этического характера и стремился максимально помочь ребенку, не нанеся ему какого-либо вреда.
С годами медицинской работы накапливаются знания и опыт, нарастает и крепнет сознание ответственности за больного. Закрепляются профессиональные моральные принципы, формируется нравственный облик врача. Но вместе с тем постепенно происходит своеобразная профессиональная адаптация к той атмосфере, в которой ему приходится работать. Однако неправильно думать, что врачи душевно черствеют, конечно, у них притупляется острота эмоциональных переживаний, но при каждом крике со слезами на глазах, у них по-прежнему
сжимается сердце.
Если пропадает чувство сострадания, развивается равнодушие к больным, черствость, нравственная глухота, т.е. происходит деформация личности, теряется драгоценное свойство врача — его истинная гуманность. Даже если это опытный квалифицированный специалист, он не может считаться хорошим врачом [1].
Библиографический список
1. Бойко В.В. Распознавание и преодоление страха на стоматологическом приеме / В.В.Бойко // Институт стоматологии. - 2002.- №1. - С. 145.
2. Езова, С.А. Профессиональное общение: новые нюансы и аспекты : научно-практическое пособие / С.А. Езова. - М. : Либерея-Бибинформ, 2012. - 96 с.
3. Особенности гигиенического обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях/ А.Ж. Гарифулина [ и др.] // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2011. - Т. 10, № 1(36).-С. 5358.
4. Особенности подходов к индивидуальной практике стоматологических заболеваний у детей. / Н.В. Морозова [и др.]// Стоматология детского возраста и профилактика. -2002. -№3. -С. 82-84.
УДК 378.4
Левченко Ю.А., Берлева С.Ю., Преображенская Н.С. Изучение индивидуально-психологических особенностей обучающегося высшей школы
The study of individual psychological characteristics of high school student
Левченко Юлия Анатольевна,
Берлева Светлана Юрьевна,
Преображенская Наталия Сергеевна
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко
Levchenko Juliya Anatolievna, Berlevа Svetlana Yuryevna,
Preobrazhenskaya Nataliya Sergeevna
Voronezh State Medical University named after N. Burdenko
Аннотация: В данной статье представлен краткий обзор изучения индивидуально-