Научная статья на тему 'Психология и деонтология в работе врача-стаматолога с детьми'

Психология и деонтология в работе врача-стаматолога с детьми Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1184
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / СТОМАТОЛОГИЯ / ДЕОНТОЛОГИЯ / РЕБЕНОК / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВРАЧА С ПАЦИЕНТОМ / PSYCHOLOGY / DENTISTRY / DEONTOLOGY / CHILD / RELATIONSHIP BETWEEN DOCTOR AND PATIENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Берлов А.В., Чупров Л.Ф., Костригин А.А.

Обсуждаются вопросы психологии и деонтологии работы детского врача-стоматолога; формирования доверительного отношения между ребенком, родителями и врачом-стоматологом при лечении зубов; факторы, осложняющие и способствующие процессу лечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY AND DEONTOLOGY IN DENTIST’S WORK WITH CHILDREN

The article discusses the issues of psychology and deontology of work of children's dentist; the formation of a trust relationship between the child, parents and dentist during dental treatment; factors that complicate and contribute to the healing process.

Текст научной работы на тему «Психология и деонтология в работе врача-стаматолога с детьми»

Медицинские науки

УДК 616.31

ПСИХОЛОГИЯ И ДЕОНТОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА-СТАМАТОЛОГА С ДЕТЬМИ1

А.В. Берлов, Институт медико-социальных технологий (Москва, Россия).

Л.Ф. Чупров, Научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия) А.А. Костригин, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Ярославль, Россия)

Аннотация: Обсуждаются вопросы психологии и деонтологии работы детского врача-стоматолога; формирования доверительного отношения между ребенком, родителями и врачом-стоматологом при лечении зубов; факторы, осложняющие и способствующие процессу лечения.

Ключевые слова: психология, стоматология, деонтология, ребенок, взаимоотношения врача с пациентом.

PSYCHOLOGY AND DEONTOLOGY IN DENTIST'S WORK WITH CHILDREN

BerlovA.V., Moscow Institute of improvement of doctors (Moscow, Russia) Chuprov L.F., Scientific journal "Bulletin on pedagogigs and psychology of

Southern Siberia" (Chernogorsk, Russia) Kostrigin A.A., Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D.

Ushinsky (Yaroslavl, Russia)

1 Статью рекомендовал А.С. Щукин, выпускающий соредактор номера (Санкт-Петербург, Россия). Рецензент: кандидат психологических наук О.Ю. Гребешкова (Абакан, Россия).

Abstract: The article discusses the issues of psychology and deontology of work of children's dentist; the formation of a trust relationship between the child, parents and dentist during dental treatment; factors that complicate and contribute to the healing process.

Keywords: psychology, dentistry, deontology, child, relationship between doctor and patient.

В практической деятельности врачей стоматологов психология и деонтология занимают значительное место. В то же время многие считают, что стоматология - это только зубная боль, поэтому названному большому разделу медицины до последнего времени, не всегда уделялось должное внимание. Стоматологические вмешательства в большей степени, чем другие ассоциируются с болью и неприятными ощущениями. Особенно актуальна эта проблема у детей. Доктор, начинающий работу с детьми сразу, сталкивается с затруднениями. Как сделать, чтобы дети всегда послушно открывали рот? Решить эту стоматологическую проблему без знаний, которыми располагает современная психология и деонтология невозможно. Психологическая и деонтологическая проблема формирования доверительных отношений между врачом и пациентом на стоматологическом приёме является очень серьёзной, её решение необходимо для улучшения качества проводимого лечения и индивидуальной профилактики [1]. Существует несколько препятствий посещения врача стоматолога, как взрослыми, так и детьми. Первым препятствием посещения является объективная боль, связанная с лечением зубов и другими манипуляциями в полости рта. Вторым препятствием является самовнушение, согласно которому лечение зубов - это нетерпимые ощущения, связанные с бормашиной.

Завоевать расположение пациента (ребенка) к врачу - это большое искусство. Иногда в детских поликлиниках можно увидеть много игрушек настенных картин, но врачи редко используют их в своей практике, в результате чего ребёнок, отрицательно настроенный отказывается открывать рот. Поэтому, начинать психологическую подготовку надо заранее. Доверие должно начаться с первого контакта ребёнка врача. Если в начале встречи доверия не получилось, то в дальнейшем успех лечения вряд ли можно прогнозировать. Доверие маленького пациента к врачу завоёвывается целым комплексом поведения врача, начиная с его общего

вида и кончая ведением опроса и методами исследования. Ребёнок не может выступать в качестве объекта, с которым мы что-то делаем. Но позиция отношения к ребёнку как к объекту, когда ребёнок тем лучше, чем он более удобен взрослому, сильна и сохраняется до сих пор. Эмоциональное и физическое насилие над детьми, постоянно возникающее при таком подходе приводит к серьёзным психологическим проблемам в будущем, не говоря уже об отношении выросшего ребёнка к стоматологии.

Особое значение имеет слово как для здорового, так и, особенно, для больного человека. Слово - один из могучих факторов воздействия на психику человека. Поэтому очень важно начать настраивать ребёнка на лечение уже дома. Попытаться избежать любых рекомендаций и предостережений, направленных на предстоящее лечение. Исключить негативные впечатления из собственного опыта лечения зубов. Важная роль в этом отводится санитарно-гигиеническому просвещению родителей [2].

Стоматолог, подходя к пациенту всеми своими действиями должен показать ему свою уверенность, умело подготовить пациента к необходимым манипуляциям, произвести на него нравственное впечатление и устранить его сомнения. В преддверии лечения пациента нужно учитывать его состояние в каком он пришел к врачу и какую обстановку он встретил в лечебном учреждении. Накопилось много факторов свидетельствующих о том, что пациенты, приходя в различные лечебные учреждения (особенно в стоматологические), сталкиваются с рядом «раздражителей», неблагоприятно сказывающихся на их общем состоянии. Одним из таких «раздражителей» является фактор ожидания у двери кабинета. При этом может развиться фактор «невроза ожидания». Невроз ожидания - это срыв компенсаторной реакции. Придя на приём к врачу в результате долгого ожидания приёма, у родителей развивалось реактивное состояние, которое передавалось ребёнку, и, заходя в кабинет, маленький пациент уже был отрицательно настроен на предстоящее лечение. Он излишне возбудим и повышено агрессивен по отношению к персоналу кабинета. Если это ещё сопровождалось конфликтом между родителями и врачом, то приём можно считать сорванным и никакие переговоры не приведут к положительному результату.

Врач, ни при каких обстоятельствах, не имеет права проявлять свои эмоции во время приёма пациентов. Необходимо сохранять самообладание,

выдержку, достоинство и помнить, что перед тобой больной, и больше того -ребёнок.

Хотелось бы немного затронуть вопрос о проведении адекватной премедикации и обезболивании на детском приёме. Обезболивание в стоматологии снимает многие вопросы. В настоящее время имеется большое количества анестетиков, которое можно успешно применять в стоматологии, только нужно дифференцированно подбирать их к каждому больному. В анестезиологии имеет значение подготовка больных к обезболиванию путём применения до начала анестезии транквилизаторов. У детей с неблагоприятным отношением к лечению обязательны -психоэмоциональная подготовка и адекватная премедикация. Это снимает нежелательные реакции со стороны центральной и вегетативной нервной системы ребёнка и у врача имеется возможность качественно провести лечение.

Так же хотелось бы рассмотреть проблему благоустроенности детских стоматологических клиник. Как известно, болезнь лечит не только врач, но и та обстановка в которой находится пациент. Внешне благоустроенное помещение должно успокаивать пациента. Выявлены психологическое и физиологическое воздействия на человека, взаимосвязь между эмоциональной сферой, типом темперамента и предпочитаемым личностью цветом. Стены лечебного учреждения должны быть выкрашены в голубой цвет. Этот цвет уменьшает тревожность, расслабляет и обладает некоторым болеутоляющим действием. Кабинет не должен быть перегружен мебелью, рабочий столик так же не должен быть перегружен медикаментами и инструментами, плевательница у кресла всегда должна быть чистой. Пациент, входя в первый раз кабинет должен ощущать комфорт и успокоение. Существенное значение имеет факт, когда в кабинете работает вспомогательный персонал, который помогает врачу не отвлекаться от своих обязанностей, благодаря чему врач выполняет только то, что необходимо для лечения зубов. Внимание врача должно быть сосредоточено только на пациенте и его проблемах.

Литература:

1. Берлов А.В. Стратегия ведения амбулаторного приема детского врача-стоматолога и факторы, влияющие на поведение ребенка в стоматологическом кабинете // Фундаментальные исследования. 2012. № 12-1. С. 27-30.

2. Чупров Л.Ф., Бухаркина О.Г. Дидактические аспекты санитарно-гигиенического и психологического просвещения // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2012. № 1-1. С. 92-97.

3. Berlov A.V., Chuprov L.F., Kostrigin A.A. Psychology and deontology in dentist's work with children. International Journal Of Applied And Fundamental Research. - 2016. - № 2 - URL: www.science-sd.com/464-25137

References:

1. Berlov A.V. Strategija vedenija ambulatornogo priema detskogo vracha-stomatologa i faktory, vlijajushhie na povedenie rebenka v stomatologicheskom kabinete // Fundamental'nye issledovanija. 2012. № 12-1. S. 27-30.

2. Chuprov L.F., Buharkina O.G. Didakticheskie aspekty sanitarno-gigienicheskogo i psihologicheskogo prosveshhenija // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2012. № 1-1. S. 92-97.

3. Berlov A.V., Chuprov L.F., Kostrigin A.A. Psychology and deontology in dentist's work with children. International Journal Of Applied And Fundamental

Research. - 2016. - № 2 - URL: www.science-sd.com/464-25137

— • —

Сведения об авторах

^ Антон Владимирович Берлов, доктор медицинских наук, доктор психологических наук, профессор кафедры стоматологии, Институт медико-социальных технологий; советник Mission Diplomatique Union Europeenne; академик РАЕ; член-корреспондент МАПН; заслуженный деятель науки и образования РАЕ (Москва, Россия).

Леонид Федорович Чупров, кандидат психологических наук, главный редактор научного журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной

Сибири», профессор Российской академии естествознания (Черногорск, Россия).

Артём Андреевич Костригин, преподаватель кафедры психологии, Московский государственный университет дизайна и технологий, аспирант кафедры общей и социальной психологии, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Москва, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.