Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО / ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК / ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОД / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдонина Н. С.

Одной из особенностей современного общества является автоматизация рутинного труда, что ведет к изменению и исчезновению ряда профессий, в том числе и журналистики. Новостная журналистика переходит к алгоритмам, тогда как аналитическая и публицистическая журналистики машинам недоступны. В этом контексте актуальность приобретает вопрос о профессиональной идентичности. В статье ставится цель разработать и реализовать комплекс заданий для самостоятельной работы студентов, направленных на формирование профессиональной идентичности будущих журналистов, обучающихся по программе бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авдонина Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY OF FUTURE JOURNALISTS BY THE MEANS OF INDEPENDET WORK

One of the features of modern society is the automation of routine work, which leads to the change and disappearance of a number of professions, including journalism. News journalism moves to algorithms, while analytical and journalistic journalism is not available to machines. In this context, the issue of professional identity becomes relevant. The article aims to develop and implement a set of tasks for independent work of students aimed at

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОАЕ

GENERAL QUESTIONS OF TEACHING METHODS IN HIGHER EDUCATION

DOI 10.26105/SSPU.2020.43.41.001 YAK 378:070.11:004 ББК 74.480.25

H.C. АВДОНИНА

N.S. AVDONINA

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY OF FUTURE JOURNALISTS BY THE MEANS OF INDEPENDET WORK

Одной из особенностей современного общества является автоматизация рутинного труда, что ведет к изменению и исчезновению ряда профессий, в том числе и журналистики. Новостная журналистика переходит к алгоритмам, тогда как аналитическая и публицистическая журналистики машинам недоступны. В этом контексте актуальность приобретает вопрос о профессиональной идентичности. В статье ставится цель разработать и реализовать комплекс заданий для самостоятельной работы студентов, направленных на формирование профессиональной идентичности будущих журналистов, обучающихся по программе бакалавриата.

One of the features of modern society is the automation of routine work, which leads to the change and disappearance of a number of professions, including journalism. News journalism moves to algorithms, while analytical and journalistic journalism is not available to machines. In this context, the issue of professional identity becomes relevant. The article aims to develop and implement a set of tasks for independent work of students aimed at forming the professional identity of future journalists studying under the bachelor's program.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, самостоятельная работа студентов, журналистское образование, технология портфолио, читательский дневник, задачный подход, контекстное обучение, личностно-деятельностный подход.

Key words: professional identity, independent work of students, journalism education, portfolio technology, reader diary, task approach, contextual training, personal-activity approach.

Введение. Одной из особенностей современного общества является автоматизация рутинного труда. Задача выполнения простых действий передается машине, человеку остается заниматься работой более высокого порядка - обеспечение функциональности роботизированных технологий и самореализация в творческой деятельности. Автоматизация рутинных про-

цессов изменяет и даже упраздняет некоторые профессии. Одной из таких профессий стала журналистика. Роботизации и алгоритмизации подвергается, в первую очередь, новостная журналистика, в которой медиапродукты создаются по строгому шаблону - «перевернутой пирамиде». Простая аналитика и визуализация также становится доступна алгоритмам. Все больше исследователей задается вопросом: «Если журналистов могут заменить роботы, для каких целей и задач обучать этой профессии, на которую спрос в последние годы только растет?»

Вопросы «Кто я?» и «Кем быть?» образуют пространство исследований профессиональной идентичности. Л.Б. Шнейдер определяет профессиональную идентичность как «результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества» [16, с. 54]. В современных исследованиях высокий уровень профессиональной идентичности рассматривается как синоним самоактуализации и самореализации в профессиональной сфере.

Цель данного исследования - разработать и реализовать комплекс заданий для самостоятельной работы, направленных на формирование профессиональной идентичности будущих журналистов.

В своей статье мы фокусируемся на профессиональной идентичности журналиста, которая включает несколько компонентов: мотивационно-ценностный, когнитивный и прикладной. К показателям мотивационно-ценностного компонента мы относим: сформированное позитивное отношение к миру, профессии, направленное на созидание и совершенствование в профессии при адекватной самооценке себя как профессионала; сформированное понимание своих насущных профессиональных потребностей и умение выбирать оптимальные средства к их удовлетворению; готовность к преодолению эмоционального напряжения, связанного с выполнением профессиональных задач; наличие мотивации на профессиональное совершенствование; умение ставить цели в профессиональной деятельности; сформированное убеждение в необходимости следовать профессиональным ценностям с целью качественно и эффективно выполнять свою работу. Мы выделяем следующие показатели когнитивного компонента: наличие знаний о профессии, наличие потребности в приобретении и углублении новых и приобретенных профессиональных знаний; позитивная и адекватная самооценка себя как профессионала, что способствует приобретению новых профессиональных знаний. Прикладной компонент включает готовность выполнять профессиональную деятельность с учетом профессиональных норм и правил поведения, которые становятся собственными убеждениями индивида; умение выполнять профессиональные задачи качественно и эффективно, стремление к совершенствованию в профессии и преображению ее с учетом имеющихся профессиональных умений и навыков; готовность к корректировке своего профессионального поведения на основе приобретенных и приобретаемых профессиональных знаний, умений и навыков.

Полагаем, что означенные выше компоненты структуры профессиональной идентичности можно соотнести со следующими этапами формирования профидентичности: когнитивный, рефлексивный и проективный.

Первый этап - когнитивный- подразумевает узнавание и получение первичной информации о и примитивного опыта профессиональной деятельности. Цель на этом этапе - насытить обучающегося информацией.

На втором этапе - рефлексивном - важно обратить обучающегося к вопросу о смысле выбранной профессии и смысле себя в профессии. На этом этапе информация о профессиональной деятельности обретает статус знаний, принципы и нормы профессионального сообщества становятся собственными убеждениями студента.

На проективном этапе обучающиеся включены в контекст профессиональной деятельности как будущие профессионалы. Именно на этом этапе

студенты совершают поступки при решении проблемных ситуаций, которые возникают в процессе выполнения профессионально-ориентированных заданий.

Выражением профессиональной идентичности являются образы Я-профессионала и профессии. Проведенный нами констатирующий эксперимент показал, что у студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Журналистика», наличествует искаженный образ профессии. Студенты видят в журналистике прежде всего творческую профессию, где они могут высказывать собственное мнение и делать мир лучше [1]. Анализируя образ профессии среди студентов-журналистов САФУ им. М.В. Ломоносова, мы пришли к выводу, что к третьему курсу мотивация студентов снижается, они испытывают разочарование в обучении и профессии. Одна из возможных причин - отсутствие связи обучения с профессиональным контекстом.

В своей работе мы пересмотрели структуру и содержание образовательного процесса в части самостоятельной работы студентов. Нами была поставлена цель разработать и реализовать комплекс заданий самостоятельной работы студентов, направленных на формирование профессиональной идентичности будущих журналистов, обучающихся по программе бакалавриата.

В начале исследования нами было отмечено, что самостоятельная работа студентов приобретает сегодня особое место в учебных планах - треть часов обычно отводится именно под СРС. Л. Петрова, Е. Берестнева, А. Бри-гадин отмечают, что «роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения студентом общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности, а роль студента заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, формулировать проблему и находить оптимальный путь ее решения» [14, с. 508].

Комплекс заданий для СРС должен соответствовать общей цели (формирование конкретных компетенций) и задачам курса. Основными принципами СРС можно назвать: самостоятельность, индивидуальность, вариативность, творческий подход и практико-ориентированность.

Особое значение в организации СРС приобретает выбор системы оценивания. Наиболее эффективной формой оценивания, по мнению автора, является балльно-рейтинговая система. Можно предусмотреть шкалу оценки заданий в зависимости от степени сложности их выполнения. Таким образом, можно воплотить принципы вариативности и индивидуальности. С одной стороны, студентам предлагается набор заданий на различное количество баллов, с другой - каждый студент выбирает те задания, которые он или она в состоянии выполнить.

Материалы и методы. Во время исследования автор обращался к источникам по теме профессиональной идентичности в целом [11, 16] и журналистов в частности [2, 8, 10], а также к источникам по теме организации СРС [3, 13, 14]. Методологической основой был выбран личностно-деятельностный и контекстно-компетентностный подходы.

Основной метод исследования - моделирование самостоятельной работы студентов, изучающих журналистику. Разработанный нами комплекс заданий СРС является частью целостной структурно-функциональной модели формирования профессиональной идентичности будущих журналистов. Данная модель, как и комплекс, представляет собой совокупность целевого, теоретико-методологического, содержательного, методического и оценочно-диагностического компонентов.

Результаты и обсуждение результатов. Мы разрабатывали комплекс заданий самостоятельной работы студентов, опираясь на требования к современным журналистам, что выражено во ФГОС 3 + +, профессиональном стандарте «Корреспондент средств массовой информации» и на основе тех-

нологических тенденций профессии. Цель разрабатываемого нами комплекса заданий СРС по предметам «Профессиональное ориентирование» (1 курс), «История зарубежной журналистики» (1-2 курсы) и «Новостная интернет-журналистика» (2 курс) заключается в формировании профессиональной идентичности у студентов.

В теоретико-методологический блок были отобраны соответствующие цели исследования методологические подходы. Основными методологическими подходами были выбраны личностно-деятельностный и контекстно-компетентностный. Личностно-деятельностный подход можно рассматривать как ведущий в контексте тенденций гуманизации и демократизации, когда цель образовательного процесса в целом - предоставление возможности самореализация обучающемуся через деятельное участие в образовательном процессе. Благодаря этому подходу возможно создать условия в процессе профессиональной подготовки для самоактуализации и развития личности, что выражается в участии в деятельности, формирующей опыт, субъект-субъектных отношениях с преподавателем и однокурсниками, единстве внутренних и внешних мотивов, проблемно-ориентированном обучении, решении практико-ориентированных задач. Одновременно с этим формирование профессиональной идентичности возможно при смене видов деятельности. Вначале студенты участвуют в учебно-познавательной деятельности, которая направлена на развитие их познавательных мотивов, знакомство с будущей трудовой деятельностью на теоретическом уровне. Далее следует усложнять деятельность, предлагая квазипрофессиональные и реальные задания и занятия. Одним из видов подобного образовательного маршрута может быть выпускная квалификационная работа (ВКР), которая является результатом теоретических курсовых работ или проектов на первых курсах, с усложнением практической части на последующих курсах, что предполагает демонстрацию не только умений теоретического порядка, но и опыта. Таким образом, ВКР может представлять собой практико-ориентированный проект.

Опыт и общение закладывают фундамент формирования профессиональной идентичности. Контекстное обучение предполагает не пассивное наблюдение и повторение, но наблюдение, повторение и далее - выполнение деятельности по собственному плану. Учебная деятельность в контекстном обучении богаче, чем учеба и трудовая деятельность сами по себе. В профессиональной деятельности специалист сосредоточен только на работе и производстве, в учебной - просто на заучивании и получении информации и ее ретрансляции. В контекстном обучении студенты ставят цели своего образования, приобретают личностный смысл образовательной деятельности. В таком обучении важна деятельность не только учебно-научно-исследовательская, но практическая и прикладная. Компетентностный подход предполагает деятельный характер образовательного процесса, что реализуется в контекстном обучении. Как отмечают Э.Ф. Зеер и Н.Н. Горде-ева, компетентностный подход ориентирован на самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие личности [12]. В компетентностной парадигме образовательный процесс мыслится как обоюдный и взаимный процесс, в который вовлечены как студенты, так и преподаватели.

Содержательный блок включает разработку комплекса заданий самостоятельной работы студентов. С данным блоком взаимосвязан методический блок, который предполагает использование комплекса методов и технологий, ориентированных на достижение цели - формирование профессиональной идентичности будущих журналистов.

Оценочно-диагностический компонент включает инструментарий, позволяющий оценить достижения студентов в ходе выполнения самостоятельной работы по отдельным дисциплинам, так и позволяющий получить промежуточные результаты по сформированности профессиональной идентичности.

Представим некоторые рекомендации по реализации комплекса заданий самостоятельной работы студентов по таким профильным дисциплинам, как «Профессиональное ориентирование», «История зарубежной журналистики» и «Новостная интернет-журналистика».

По дисциплинам «Профессиональное ориентирование» и «Новостная интернет-журналистика» студентам предлагалось создать портфолио, но для каждого предмета содержание портфолио отличалось. «Профессиональное ориентирование» - вводная дисциплина первого семестра. Студенты поступили с искаженным, идеализированным образом профессии, подчас их выбор был случайным - все это необходимо учитывать при организации как аудиторной, так и внеаудиторной работы. Портфолио по «Профессиональному ориентированию» выполняло ознакомительную задачу, важно было дать студентам почувствовать профессию в теоретическом и квазипрофессиональном аспектах. Портфолио содержит следующие рубрики: «Почему я в журналистике», «Встреча», «Мнение профессионала», «Проба пера», «Библиотечка», «Тезаурус», «Профессиональный задачник» и рефлексивный опросник «Где я и кто я». Портфолио открывается рефлексивным эссе-рассуждением на тему выбора профессии журналиста и завершается блиц-опросом о самочувствии во время аудиторных занятий и заполнения портфолио.

Дадим краткую характеристику каждой из рубрик.

«Встреча» представляет собой отзыв на любой просмотренный обучающимися фильм о журналистике.

«Мнение профессионала» состоит из двух частей: в первой предлагается прочитать статью Дмитрия Соколова-Митрича и выписать запомнившиеся цитаты; во второй взять комментарий у журналиста или блогера на тему «Профессия журналиста сегодня не нужна».

«Проба пера», как следует из названия, предполагает написание собственного журналистского произведения, новости на тему «Студенчество» - базового жанра СМИ.

«Библиотечка» и «Тезаурус» представляют теоретические и поисковые задания: в первом случае необходимо составить список из 15 источников, которые студенты рекомендуют к прочтению или просмотру, во втором - найти определение незнакомым понятиям и терминам из мира медиа.

Наиболее сложной и весомой по баллам частью портфолио является «Профессиональный задачник». В нем студентам предлагается ряд профессионально-ориентированных задач, решая которые они узнают такие темы, как работа интервьюера, правовые и этические стандарты журналистики, редактура текстов, психологические особенности работы журналистом, творческий аспект профессии. Приведем пример профессиональной задачи на тему интервью:

Из дневника юного журналиста Антона, 22 года:

«Это мое первое настоящее редакционное задание, я не должен был его провалить. Я встречался с известным актером, который уже привык к публичности и любит раздавать интервью направо и налево, я для него просто очередной блокнот с вопросами. Но это - мое первое серьезное редакционное задание! Я прочитал все интервью, какие только мог найти в Интернете, с моим актером. Я договорился о встрече в кафе. В театре актер встречаться не хотел, потому что это было время обеда, он хотел подкрепиться перед репетицией. И я предложил сходить в кафе неподалеку, тихое, уютное, там еще книжки на стеллажах вдоль стен стоят. Я пришел в назначенный час, актера нет, все столики заняты, что делать? Опаздывает - не беда, но где мы будем сидеть? В таком шуме я ничего не услышу! Ладно, нашел один столик около входа, понятно, почему его никто не занимает - двери постоянно открываются-закрываются туда-сюда. Сижу, жду. Достал ручку, блокнот, смартфон со скачанным диктофоном. Жду.

- Извините, опоздал, дела в театре были, - похлопывает меня по спине мой опоздавший герой.

- Ничего страшного, я недавно пришел, не против, если мы тут посидим? Все столики заняты, правда, прохладно...

- Ничего, старик, посидим, - манера общения у актера, как в кино.

Беседа началась, вопросы задаю, он мне отвечает, интересно, с шутками, историями, афоризмами, сыплет цитатами.

- Ну, что, - смотрит на часы, - пора заканчивать, хорошо поговорили. Надеюсь, помог тебе, ответил на все вопросы. Бывай! - накидывая пальто, попрощался со мной актер. Я был рад такой живой беседе, моему первому редакционному заданию, представлял уже, как меня будет хвалить редактор, поставит интервью на разворот. Я представлял себе, как все расшифрую и напишу крутое интервью. «СТОП! Расшифровка?! Я же не включил диктофон! Срочно-срочно записывать разговор по памяти...»

Задания:

1. Назовите трудности, с которыми сталкиваются журналисты во время интервью. Назовите трудности, с которыми сталкиваются начинающие журналисты во время интервью. Обозначьте совпадения и отличия как показано в таблице 1.

Для выполнения задания вам могут понадобиться учебные пособия:

Ильченко С. Н. Интервью в журналистике: как это делается: учеб. пособие / С. Н. Ильченко. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2016. С. 75-113.

Лукина М. М. Технология интервью. М.: Аспект Пресс, 2003.

Таблица 1

Совпадения и отличия в работе журналистов во время интервью

Журналисты Начинающие журналисты

Трудный собеседник: либо разговорчивый, либо замкнутый...

Собеседник уходит от ответов... Стеснительность, обеспокоенность впечатлением, которое производит на собеседника...

2. Объясните причины взволнованного состояния Антона в предложенной ситуации.

3. Поставьте себя на место Антона. Как бы вы справились с волнением?

4. Поставьте себя на место главного редактора: журналист принесет не очень хорошее интервью, но это его первое настоящее задание, с другой стороны, это серьезное редакционное задание. Какую стратегию поведения вы бы избрали?

Напишите десять советов-рекомендаций для начинающих журналистов, которые получили первое серьезное редакционное задание в виде интервью с известным человеком.

Отметим, что профессиональные задачи следует составлять максимально приближенными к реальной практике. Источником для заданий могут быть профессиональный опыт преподавателя, документальные сюжеты из практики журналистов, художественной литературы, опыта студентов. Решение профессиональной задачи строится по следующему алгоритму:

1) анализ социального окружения участников конкретной задачи;

2) анализ уже совершенных, совершаемых или прогнозируемых действий участников задачи;

3) определение проблемы задачи;

4) поиск информации, необходимой для решения задачи;

5) поиск решения задачи, прогнозирование развития ситуации, описанной в задаче, в зависимости от выбора того или иного решения;

6) оценка эффективности найденного решения.

Эффективность применения задачного подхода заключается в возможности закрыть одной задачей сразу несколько компетенций. Чтобы достичь данного результата, необходимо грамотно составить задачу. Любая задача открывается предысторией, которая погружает обучающегося в конкретную профессиональную ситуацию. Это может быть ситуация из опыта преподавателя, профессиональной литературы, СМИ либо выдуманным сюжетом. Следующий блок представляют собственно задания, которых может быть неограниченное количество, но они должны быть нацелены на получение конечного результата - развитие конкретной компетенции. Например, задачи на тему интервью позволяют «закрыть» такие компетенции, как продукт профессиональной деятельности, общество и государство, аудитория, эффекты.

Нами также разработан алгоритм оценивания решения профессиональной задачи, который включает три крупных блока: 1) умение анализировать контекст задачи, 2) умение объяснять и аргументировано доказывать, 3) умение профессионально выполнять поставленные задачи. В каждом блоке предусмотрены от 3 до 7 критериев сформированности умений, которые оцениваются по пятибалльной шкале.

По дисциплине «Новостная интернет-журналистика» студентам было предложено практико-ориентированное портфолио достижений. Технология портфолио, как пишет Т. Дворникова, выполняет функцию информационного поиска, систематизации информации, подготовки материалов к печати и т.д. [6]. Портфолио - «коллекция работ за определенный период времени» [15, с. 168]. Портфолио позволяет не только оценить знания и умения студента со стороны, т.е. преподавателем, но и оценить самих себя, другими словами, развивает самооценку студентов. Технология портфолио нужна не столько преподавателю как форма отчетности, сколько студенту как процесс и результат рефлексии. Для практико-ориентированных дисциплин портфо-лио может стать базой для выполнения самостоятельной работы, где теория уступает место практике, правильно разработанная структура портфолио поможет студентам овладеть профессиональными навыками.

Работа над портфолио планируется в течение всего курса. Из 144 часов, предусмотренных по дисциплине «Новостная интернет-журналистика», на СРС отводится 57 часов. Итоговая форма отчетности по годовому курсу -экзамен. По дисциплине разработана балльно-рейтинговая система. В портфолио включены обязательные рубрики: «Новость», «Интервью», «Репортаж», «Книга стиля» и «Рефлексивное резюме». Каждое портфолио открывается введением или предисловием с кратким сообщением о собственных целях и задачах студента в освоении дисциплины. Самостоятельная работа студентов предполагает индивидуальную и командную работу. Индивидуально обучающиеся работают над интервью и репортажем, коллективно -по типу малых редакций над написанием новостей. Новости пишутся к дате занятия по реальным прошедшим событиям, публикуются либо на сторонних информационных ресурсах, либо на сайте университета (если новость соответствует тематике), либо на сайте Архангельского отделения Союза журналистов РФ. В каждой малой редакции выбирается один выпускающий редактор, который может быть постоянным или сменяющимся. Главный редактор в конце каждого семестра выставляет участникам своей группы баллы, которые идут в общий зачет по курсу. Следовательно, в раздел «Новость» обучающиеся собирают тексты, написанные на занятии, и созданные в малых редакциях.

Разделы «Интервью» и «Репортаж» включают авторские тексты, написанные в данных жанрах в течение второго полугодия, три лучших, по мнению студентов, текста, свои наблюдения и советы.

«Книга стиля» представляет собой свод профессиональных правил работы студентов по курсу. Обычно «Книга стиля» состоит из таких пунктов, как «Объективность и непредвзятость», «Работа с источниками», «Работа

над новостями» и др. С каждой новой группой студентов эта книга заполняется иначе. Составление «Книги стиля» происходит на занятии, иногда занимает целую пару. За это время студенты вместе с преподавателем рефлексируют над волнующими и актуальными вопросами работы журналиста, например: роль главного редактора, командная работа, высказывание собственного мнения в тексте, непредвзятый подбор источников и др.

По каждому пункту портфолио разработаны критерии оценивания. Приведем в пример критерии оценки интервью (по каждому пункту ставится

1 балл за соответствие и 0 - за отсутствие):

1) Подходящий ли герой для интервью? Обоснованность обращения именно к этому человеку.

2) Есть ли в интервью фокус/интересный угол подачи, тема, которая держит внимание?

3) Заголовок отражает тему интервью?

4) Лид раскрывает тему интервью?

5) Интервью хорошо организованно? У интервью есть логическая структура?

6) Текст хорошо написан? Нет грамматических и иных ошибок?

7) В тексте нет пробелов, недосказанностей?

8) Обоснованность выбора именно этой формы подачи текста?

9) Соотношение текста и мультимедийных элементов?

10) Соблюдение дедлайнов?

Таким образом, портфолио по «Новостной интернет-журналистике» отличается ориентированностью на обретение профессиональных умений, смысла в профессии, узнавание себя и своей профессии на практике, что способствует формированию профессиональной идентичности.

По дисциплине «История зарубежной журналистики» в качестве задания для самостоятельной работы предлагался преподавателем читательский дневник. В данном случае мы применяли методики из либерального образования: работу с текстами, вдумчивое, глубинное чтение и написание аналитических и творческих работ. Именно читательский дневник, как отмечает С.В. Кузнецова, способствует развитию аналитического, изучающего, поискового, ознакомительного и просмотрового чтения [13, с. 45].

«История зарубежной журналистики» - курс, который идет в течение трех семестров: «Введение в мировую журналистику» (1 семестр), «История зарубежной журналистики» (2 семестр) и «История зарубежной журналистики: XX век» (3 семестр). Задания для читательского дневника варьируются, учитывая разный объем знаний студентов в зависимости от года обучения. В первом семестре задания больше представлены эссе и на сравнение. Во втором семестре больше заданий творческих и эвристических. В третьем семестре читательский дневник из разного рода заданий с преобладанием творческих заданий. Есть одно общее для всех разработанных автором читательских дневников - система заданий на различное количество баллов: 2, 5, 10 и 15 баллов. Таким образом, возможно сделать дневник вариативным и ориентированным на отдельного студента. В качестве примера приведем ряд заданий из читательского дневника третьего семестра. К заданиям на

2 балла относятся такие, где нужно показать умение быстро анализировать, не погружаясь глубоко в материал, к примеру: «Какими личностными качествами, по вашему мнению, должен обладать международный журналист? Назовите не менее 7 качеств и объясните, почему именно эти. Объем работы не менее 300 слов». Или: «Какими тремя словами вы бы описали работу международного журналиста в период холодной войны и почему?» Задания на 2 балла во многом направлены на закрепление изложенного в лекциях и рекомендованной литературе материала.

Задания на 5 баллов отличаются большей степенью аналитики и трудоемкости, например: «Посмотрите фильм «Вся президентская рать» и ответьте на вопросы:

1) Какие методы применяют журналисты в ходе расследования?

2) Какова роль технологий в работе журналистов?

3) Как вы можете описать отношения Бернстайна и Вудворда с коллегами?

4) Как журналисты понимают свою миссию в фильме?

5) Почему Бернстайна и Вудворда можно назвать классическими журналистами?

6) В каких моментах журналистам было сложно сработаться друг с другом?»

Или: «Выберите любого зарубежного журналиста, работавшего в период с 1946 по 2000 годы, и составьте список из 15 вопросов к нему. Объясните, почему именно этот журналист и почему именно эта тема интервью вас интересует».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задания на 10 баллов - творческие, необходимо написание собственных текстов: «Посмотрите фильм «Доброй ночи и удачи» и напишите эссе объемом не менее 500 слов на тему «Каким бы преподавателем был Эдвард Мэрроу?» Или: «Прочитайте очерк «Прикид» в книге «Новая журналистика» и попробуйте написать очерк в таком же стиле на ту же тему».

Задания на 15 баллов направлены на развитие углубленного чтения сложных и объемных текстов. Приведем в качестве примера одно задание: «Прочитайте «Репортажи» Майкла Герра и ответьте в ЧД на вопросы:

1) Какие темы автор поднимает в тексте?

2) Какими вы видите взаимоотношения военных и репортеров, с точки зрения Майкла Герра?

3) «Я туда приехал наблюдать», - пишет Майкл Герр. В каких эпизодах отчетливо проявляется метод наблюдения?

4) Как вы понимаете фразу автора «...я отправился освещать войну, а война просветила меня»?

5) Тремя словами опишите стиль Майкла Герра;

6) Какими публицистическими, художественно-изобразительными средствами/приемами автор создает образы американских солдат? (приведите конкретные примеры).

Каждое выполненное задание оценивается максимально, если у преподавателя есть замечания, студентам дается время на исправление. За читательский дневник студентам в сумме необходимо набрать 80 баллов, при этом по одному заданию должно быть выполнено из каждой группы. За пропуск двух суббот начисляется штраф в минус два балла. Таким образом, студенты привыкают к понятию «дедлайн», одному из основных в журналистике.

Выводы. Благодаря организации самостоятельной работы студентов, предполагающей вариативные и профессионально-ориентированные задания с применением различных методик и технологий, возможно добиться нескольких задач: повышение мотивации студентов, углубление их знаний, закрепление имеющихся и приобретение новых умений, в совокупности все это способствует формированию профессиональной идентичности, что выражается обретении адекватного реальности образа профессии журналиста и понимании себя, своей роли в этой профессии.

Литература

1. Авдонина Н.С. Изучение образа профессии журналиста в восприятии студентов с целью корректировки образовательного процесса // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 1. С. 98-106.

2. Аникина М.Е. Трансформирующиеся журналистские культуры в России: исследовательский подход // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2012. № 4. С. 7-21.

3. Бугай А.Ю. Самостоятельная работа студентов вуза: современное состояние и проблемы // Педагогическое образование в России. 2014. № 12. С. 67-71.

4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.

5. Владимирова Т.Н. Дидактическая концепция профессиональной подготовки журналистов в высшей школе России: дис. ... на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук. [Место защиты: «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации]. Москва: 2015. 481 с.

6. Выровцева Е.В. Профессия журналиста в мультимедийном пространстве: между миссией и технологией // Журналистика XXI века: профессиональная идеология для ускользающей профессии: матер. междунар. научно-практической конференции, 11-12 ноября 2016 г. / ред.-сост. А.Н. Гриша-нина, С.Г. Корконосенко; отв. ред. С.Г. Корконосенко. Санкт-Петербург: С.-Петерб. гос. ун-т; Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций, 2017. С. 39-47.

7. Дворникова Т.А. Портфолио - технология накопления и систематизации информации / Современные образовательные технологии: учебное пособие; коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. Москва: КНОРУС, 2016. С. 155-168.

8. Дистерло Г.В. Соответствие современного журналистского образования запросам потенциальных работодателей // Актуальные вопрос современной филологии и журналистики. 2017. № 4 (27). С. 82-88.

9. Дорощук Е.С. Проблемы профессиональной идентификации будущих журналистов в контексте образовательных траекторий / Мультимедийная журналистика Евразии - 2015: медиатизация социально-культурного пространства и медиакратия в условиях новой медиареальности Востока и Запада. Евразия молодая - 2015: сборник материалов и научных статей IX Международной научно-практической конференции. Казань, 10-11 декабря 2015 года / науч. ред. проф. Е.С. Дорощук. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. С. 88-95.

10. Дрок Н. Смена профессиональных компетенций в журналистском образовании // Медиаскоп. 2011. № 3. URL: http://www.mediascope.ru/node/859 (дата обращения: 28.01.2020).

11. Егорова А.Ю. Профессиональная идентичность журналиста в условиях инновационного общества // Инновационная деятельность. 2015. № 4. С. 8086.

12. Заковоротная М.В. Профессиональная идентичность как ключевой аспект современной социальной идентичности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2014. № 3. С. 13-23.

13. Зеер Э.Ф., Гордеева Н.Н. Психология профессионального образования: Схемы, таблицы, комментарии, упражнения: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 215 с.

14. Кузнецова С.В. Ведение читательского дневник (reading journal) как способ совершенствования письменной и устной иноязычной речи студентов // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 297. С. 45-46.

15. Петрова Л.А., Берестнева Е.В., Бригадин А.А. Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации ФГОС ВО // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 507-514.

16. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. Москва: КНОРУС, 2016. 432 с.

17. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: учебное пособие. Москва: Ось-89, 2003. 272 с.

References

1. Avdonina N.S. Studying the image of the profession of a journalist in the perception of students in order to adjust the educational process. Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Mari State University], 2017, No. 1, pp. 98-106 (in Russian).

2. Anikina M.E. Transforming journalistic cultures in Russia: a research approach. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika [Moscow University Herald. Series 10. Journalism]. 2012, No. 4, pp. 7-21 (in Russian).

3. Bugai AYu. Independent work of university students: current status and problems. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia]. 2014, No. 12, pp. 67-71 (in Russian).

4. Verbitsky A.A. Competence approach and the theory of contextual learning. Materials for the fourth meeting of the methodological seminar on November 16, 2004. Moscow: Research Center for the Problems of Quality of Training of Specialists, 2004. 84 p. (in Russian).

5. Vladimirova T.N. Didakticheskaya kontseptsiya professionalnoy podgotovki zhurnalistov v vysshey shkole Rossii [The didactic concept of professional training of journalists at a higher school of Russia]: Doctor's (Pedagogy Science) Thesis. Moscow: 2015. 481 p.

6. Vyrovtseva E.V. The profession of a journalist in multimedia space: between mission and technology. Zhurnalistika XXI veka: professionalnaya ideologiya dlya uskolzayushchey professii: mater. mezhdunar. nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii, 11-12 noyabrya 2016 [Journalism of the XXI century: professional ideology for an elusive profession. Mater. Int. scientific and practical conference, November 11-12, 2016] / ed. A.N. Grishanina, S.G. Korkonosenko; open ed. S.G. Korkonosenko. St. Petersburg: St. Petersburg. state un-t; Higher school journal and mass communications. 2017, pp. 39-47.

7. Dvornikova T.A. Portfolio - the technology of accumulation and systematiza-tion of information / Modern educational tenologies: a training manual; team of authors; under the editorship of N.V. Bordovskoy. Moscow: KNORUS, 2016, pp. 155-168.

8. Disterlo G. Correspondence of modern journalistic education to the needs of potential employers. Aktualnye vopros sovremennoy filologii i zhurnalistiki [Actual issue of modern philology and journalism]. 2017, No. 4 (27), pp. 82-88 (in Russian).

9. Doroshchuk E.S. Problems of professional identification of future journalists in the context of educational trajectories. Multimediynaya zhurnalistika Yevrazii -2015: mediatizatsiya sotsialno-kulturnogo prostranstva i mediakratiya v uslovi-yakh novoy mediarealnosti Vostoka i Zapada. Yevraziya molodaya - 2015: sborn-ik materialov i nauchnykh statey IX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Kazan, 10-11 dekabrya 2015 [Multimedia journalism of Eurasia -2015: mediation of the socio-cultural space and media democracy in the new media reality of the East and West. Young Eurasia - 2015: a collection of materials and scientific articles of the IX International Scientific and Practical Conference. Kazan, December 10-11, 2015] / scientific. prof. E.S. Doroshchuk. Kazan: Kazan publishing house. University, 2016, pp. 88-95 (in Russian).

10. Drok N. Change of professional competencies in journalistic education. Media-Scope. 2011, No. 3. [Electronic resource] Available at: http://www.mediascope. ru/node/859 (date accessed: 28.01.2020).

11. Egorova A.Yu. Professional identity of a journalist in an innovative society. Inno-vatsionnaya deyatelnost [Innovative activity]. 2015. No. 4, pp. 80-86 (in Russian).

12. Zakovorotnaya M.V. Professional identity as a key aspect of modern social identity. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regiono-vedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kultur-ologiya [Bulletin of the Adygea State University. Series 1: Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Law, Political Science, Cultural Studies]. 2014, No. 3, pp. 13-23 (in Russian).

13. Zeer E.F., Gordeeva N.N. Psychology of vocational education: Schemes, tables, comments, management: Textbook. allowance. Yekaterinburg: Publishing House of Ros. gos. prof. ped. univ., 2005, 215 p.

14. Kuznetsova S.V. Keeping a reading journal (reading journal) as a way to improve the written and oral foreign language of students. Vestnik Tomskogo gosudarst-vennogo universiteta [Tomsk State University Bulletin]. 2007, No. 297, pp. 4546 (in Russian).

15. Petrova L.A., Berestneva E.V., Brigadin A.A. Organization of students' independent work in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of Higher Education. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2015, No. 2, pp. 507-514 (in Russian).

16. Modern educational technologies: textbook / team of authors; under the editorship of N.V. Bordovskoy. Moscow: KNORUS, 2016, 432 p.

17. Schneider L.B. Manual for psychological counseling: Training manual. Moscow: Axis-89, 2003, 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.