Зфатота
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
RU
Ценностный аспект образования в контексте формирования профессиональной идентичности будущих журналистов
Авдонина Н. С.1, к. полит. н., доц. • Койбина Д. С.2
1 2 Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск
Аннотация. В статье рассмотрены особенности профессиональной идентичности специалиста, в частности, журналиста. Основное внимание в работе уделено анализу мотивационно-ценностного аспекта профессиональной идентичности журналиста. Определены компоненты профессиональной идентичности, которые универсальны для любой профессии. Проанализирован педагогический опыт формирования профессиональной идентичности в аксиологическом аспекте на примере конкретной дисциплины для обучающихся журналистике на содержательном, организующем и профессионально-прикладном уровнях. Результаты эмпирического исследования оценены в программе математической статистики. Ключевые слова и фразы: профессиональная идентичность; журналистское образование; аксиология образования; деятель-ностный подход; контекстное образование.
EN
Value Aspect of Education in the Context of Forming Future Journalists' Professional Identity
Avdonina N. S.1, PhD • Koibina D. S.2
1 2 Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk
Abstract. The article considers specificity of the specialist's (the journalist's) professional identity. Special attention is paid to analysing the value and motivational aspect of the journalist's professional identity. Professional identity components common to all the professions are identified. Pedagogical experience of professional identity formation is examined in the axiological aspect by the example of a concrete academic discipline at the meaningful, organizational-professional and applied levels. The results of the empirical research are analysed using mathematical and statistical software.
Key words and phrases: professional identity; journalistic education; axiology of education; activity-based approach; contextual education.
Введение
Обращение к проблеме профессиональной идентичности журналистов обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, происходят изменения в самой профессии, прежде всего на технологическом уровне. Функции журналистов выполняют специально созданные для сбора и обработки информации алгоритмы, нейросети. Самая рутинная из журналистских видов деятельности - новостная журналистика - становится все более роботизированной. Во-вторых, в связи с технологическими изменениями пересматривается роль журналистов - им более отводятся роли аналитиков, интерпретаторов и авторов, творчески осмысливающих события, явления, ситуации. В-третьих, в Российской Федерации приняты профессиональные стандарты в сфере СМИ, где прописаны конкретные трудовые задачи и функции, что можно считать определенным идеализированным представлением об образе современного журналиста. В-четвертых, образовательные практики различных университетов отличаются профилями и соответственно содержанием программ, что создает разнообразие, но в то же время отсутствует единое представление об образе современного журналиста и, следовательно, его профессиональной идентичности. Означенные выше положения позволяют обнаружить следующее противоречие - конкретные требования к специалисту, предъявляемые современной журналистской практикой, сталкиваются с реальными образовательными практиками, построенными в логике отдельных педагогов или научных школ.
Е-mail: 1 [email protected], 2 [email protected]
Научная статья (original article). Дата поступления рукописи (received): 27.02.2020; опубликовано онлайн (published online): 21.04.2020 УДК 378 | https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.2.15
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2020. Том 5. Выпуск 2. С. 212-217 / 2020. Volume 5. Issue 2. P. 212-217
Материалы журнала доступны на сайте / Articles and issues available at: pedagogy-journal.ru
© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Статья открытого доступа. Распространяется в соответствии с лицензией CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Цель настоящего исследования - определить особенности формирования профессиональной идентичности будущих журналистов в аксиологическом аспекте. В начале исследования авторами были поставлены следующие задачи: 1) раскрыть содержание понятия «профессиональная идентичность»; 2) рассмотреть ценностный аспект журналистского образования; 3) представить практический опыт преподавания дисциплины «Новостная интернет-журналистика» в контексте аксиологического подхода.
Научная новизна исследования состоит в том, что авторами дано определение понятия «профессиональная идентичность», определены компоненты профессиональной идентичности журналиста, описана педагогическая практика по формированию мотивационно-ценностного компонента в рамках конкретной дисциплины.
Основная часть
Процесс идентификации - это сложный комплексный процесс познания и распознавания (открытия) себя, своей роли в современном мире. Авторы придерживаются мысли, что процесс профессиональной идентификации начинается с момента (само)реализации в профессиональной деятельности. Профессиональная идентификация - это процесс объективного и субъективного единения с профессиональной группой, делом, отдельным человеком, которое обусловливает преемственность профессиональных характеристик личности (норм, ролей и статусов). Оптимальный период для работы и понимания идентичности - вхождение в профессию, когда идентичность только формируется и происходит реальное знакомство с профессией. Вхождение в профессию начинается с момента получения профессионального образования, поскольку именно в этот период индивид приобретает базовые профессиональные знания, умения и опыт.
Одним из центральных вопросов процесса обретения идентичности является вопрос о принятии ценностей и ценностных ориентаций. В ценностных ориентациях обнаруживается «значимость социальных, культурных, нравственных ценностей, отражая ценностное отношение человека к действительности. Ценности регулируют направленность, степень усилий субъекта, определяют мотивы и цели деятельности, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению отдельных целей соотносится с ценностями, включенными в структуру личности» [6, с. 151].
Как полагает Дж. Уиик, профессиональная идентичность объединяет представителей профессии на основе общих разделяемых знаний, ценностей и профессиональной идеологии [10]. В таком понимании профессиональная идентичность относится не к конкретной профессиональной организации, а к целому профессиональному сообществу. В данном контексте важно наличие общих разделяемых понятий, правил и принципов: «...профессиональная идентичность становится своего рода "психологическим домом", где мы чувствуем себя комфортно, безопасно и знаем свой путь» [Ibidem, р. 60].
Авторы понимают концепт профессиональной идентичности так - это соответствие и отождествление личности выбранной профессии, что способствует профессиональному (само)развитию и (само)совершен-ствованию. Соответствие и отождествление профессии происходит на когнитивном, мотивационно-ценностном и деятельностном (поведенческом) уровнях. Выражением профессиональной идентичности являются образы Я-профессионала и профессии. Профессиональная идентичность - это тождественность себя себе-профессио-налу, это позитивно окрашенный образ «Я-профессионала», когда человек и профессия образуют единое целое.
Каждый из компонентов профессиональной идентичности имеет ряд показателей:
- мотивационно-ценностный: 1) сформированное позитивное отношение к миру, профессии, направленное на созидание и совершенствование в профессии при адекватной самооценке себя как профессионала; 2) сформированное понимание своих насущных профессиональных потребностей и умение выбирать оптимальные средства к их удовлетворению; 3) готовность к преодолению эмоционального напряжения, связанного с выполнением профессиональных задач; 4) наличие мотивации на профессиональное совершенствование; 5) умение ставить цели в профессиональной деятельности; 6) сформированное убеждение в необходимости следовать профессиональным ценностям с целью качественно и эффективно выполнять свою работу;
- когнитивный: 1) наличие знаний о профессии, наличие потребности в приобретении и углублении новых и приобретенных профессиональных знаний; 2) позитивная и адекватная самооценка себя как профессионала, что способствует приобретению новых профессиональных знаний;
- поведенческий: 1) готовность выполнять профессиональную деятельность с учетом профессиональных норм и правил поведения, которые становятся собственными убеждениями индивида; 2) умение выполнять профессиональные задачи качественно и эффективно, стремление к совершенствованию в профессии и преображению ее с учетом имеющихся профессиональных умений и навыков; 3) готовность к корректировке своего профессионального поведения на основе приобретенных и приобретаемых профессиональных знаний, умений и навыков.
Профессиональная идентичность журналиста может быть проанализирована в контексте «социальное/ личностное», «внутреннее/внешнее», «реальная/идеальная» и «осознаваемая/неосознаваемая».
В контексте «социальное» профессиональная идентичность журналиста означает необходимость определить собственную позицию в социальной (профессиональной) группе, проанализировать, осознать и принять ценности данной группы. В поле «личностное» профессиональная идентичность журналиста (и любого другого специалиста) предполагает взаимовлияние профессии и личности. В процессе профессионализации человек «срастается» с профессией, не мыслит себя в другой ипостаси и делает все для саморазвития. Поэтому задачами формирования профессиональной идентичности журналиста являются:
1) формирование способности понимать социальное окружение и направление собственного профессионального развития;
2) формирование способности анализировать систему профессиональных ценностей;
3) развитие способности оценивать собственный и чужой профессиональный опыт;
4) развитие профессионально важных качеств;
5) воспитание чувства профессиональной ответственности за себя и результаты своей профессиональной деятельности перед аудиторией и коллегами.
На «внутреннем» полюсе человек приобретает необходимые профессиональные знания, умения, навыки и качества, которые формируют собственный профессиональный багаж. На «внешнем» полюсе посредством профессионального образования и общения индивид вырабатывает методы, формы и средства конкретной профессиональной деятельности.
Если «Идеальное Я» включает как собственные представления индивида о профессии, так и почерпнутые из массовой культуры понятия, то «Реальное Я» - это результат само-строительства в процессе приобретения, переживания кризисов и потерь, разочарования и поиска себя с самого начала. Если имеет место тождественность или близкое соответствие «Реального» и «Идеального», можно говорить об определенном уровне сфор-мированности профессиональной идентичности.
Отличия «осознаваемой/неосознаваемой» идентичностей можно проиллюстрировать фразами: «Я работаю журналистом» и «Я - журналист». В первом случае человек обладает склонностями и способностями, личностными чертами и возможностями, профессиональными и общими знаниями, умениями и опытом, разделяет ответственность за свою работу, но все эти черты можно отнести к представителю любой профессии. Во втором случае человек не только обладает всеми необходимыми атрибутами профессии, но и соотносит, идентифицирует себя, свою жизнь здесь и сейчас с конкретной профессией. Сегодня, когда журналистам составляют конкуренцию гражданские журналисты, блогеры и роботы, особенно актуален вопрос о формировании профессиональной идентичности.
В ориентированной на профессиональное развитие и идентификацию образовательной деятельности взаимодействие студента и преподавателя возможно в контексте профессиональной ситуации, либо смоделированной, либо реальной. Смоделировать ситуацию возможно на занятиях в форме деловых и учебных игр. Реальная ситуация возможна только при условии совместного выполнения действительного профессионального задания, например, практико-ориентированного проекта. Для организации подобного обучения необходимо:
1) учитывать профессиональные тенденции в сфере высшего образования;
2) сочетать разнообразные активные формы и методы обучения в соответствии с профессиональными задачами;
3) использовать интегративный учебный план: все дисциплины подчинять профессиональному развитию.
Профессиональное образование можно рассматривать на трех уровнях: социально-культурном, ценностно-
смысловом и деятельностном. Социально-культурный - идентификация с социально-культурным и профессиональным окружением, в первую очередь принятие его норм. Общество и культура продолжаются в отдельной личности.
Ценностно-смысловой уровень выражается в самоопределении, самореализации, самоактуализации себя как личности и как профессионала. Ценностно-смысловой уровень предполагает нахождение своего места, самореализацию в профессии через принятие профессиональных норм и ценностей. На этом уровне также важен момент рефлексии - осознание, обсуждение, (само)развитие. Рефлексия в университете возможна, когда преподаватель создает условия и среду, когда обучающийся может попробовать и увидеть себя в профессии, получить опыт, который не будет восприниматься как травмирующий, поскольку это не работа в прямом смысле.
Деятельностный уровень предполагает поведение и деятельность в соответствии с собственными ценностями, профессиональными нормами и принципами, которые разделяются индивидом и становятся собственными. Деятельностный уровень подразумевает невозможность овладения нормами и ценностями профессии без погружения в среду - необходимо самостоятельное выполнение профессиональной деятельности вместе с наставником и обмен опытом с коллегами. Благодаря деятельностному подходу профессиональное образование предстает процессом интеграции индивида в профессиональный мир и профессиональное сообщество.
Выделенные уровни раскрывают профессиональное образование как социокультурно обусловленный процесс становления личности и индивидуальности профессионала. Профессиональное образование рассматривается нами как один из этапов интеграции в мир профессии. Также следует отметить общее место на всех уровнях - наличие понятия нормы и ценности. Профессиональные ценности и нормы являются ядром профессии, образуют профессиональные принципы как руководящие ориентиры к действию.
Рассмотрим ценностный аспект профессионального журналистского образования. Российские исследователи довольно долго ведут дискуссии о проблемах аксиологической составляющей образования. Научные работы зачастую начинаются с исторического (или историко-философского, психологического) разбора понятия ценностей, а далее приводится собственное понимание или классификация автора. Данной проблеме посвящена монография Т. А. Кондратюк, где предпринята попытка анализа теоретических предпосылок «формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся по программам начального профессионального образования» и реализации «педагогических условий формирования данных ценностей у обучающихся» [4, с. 146].
Г. С. Федотов находит неизменной задачей профессионального образования - воспитание социально-ответственной личности, «цели и задачи которой могут быть осмысленно встроены в механизм функционирования современного общества» [9, с. 52]. И. Ф. Исаев разделил ценности образования на следующие группы:
социально-педагогические (отражают характер и содержание функционирующих в обществе ценностей), профессионально-групповые (идеи, концепции, нормы, регулирующие и направляющие педагогическую деятельность) и личностно-педагогические ценности (так называемое «аксиологическое "Я" учителя», отражающее мировоззренческие характеристики личности, «составляющие в своей совокупности её систему профессионально-ценностных ориентации») [3, с. 63]. А. М. Булынин выделяет три компонента ценностно-смысловой сферы профессионального образования: когнитивный, аффективный и поведенческий [1, с. 14]. Аффективный представляется наиболее направленным на развитие ценностной-смысловой сферы будущего профессионала, поскольку ориентирован на эмоции и чувства, на осознание смысла и ценности выполняемой деятельности.
B. Н. Кукьян и Н. А. Швецова считают нужным разделить две взаимосвязанные проблемы: «образование как ценность и ценности в образовании». Образование как ценность, по их мнению, среди ряда необходимых социальных функций выполняет главную - «социализацию личности в развивающемся обществе, которая связана с формированием социальной структуры общества (с социальной мобильностью, престижем и др.)» [5, с. 33]. Ценностные аспекты образования, на взгляд авторов, связаны с культурно-мировоззренческой функцией.
Исследователь К. А. Зорин, ссылаясь на работы иностранных исследователей, утверждает, что представители журналистики, несмотря на возникший в ней кризис, «демонстрируют приверженность тем же ценностям, что и ранее: стремление точно анализировать факты, беспристрастность при освещении событий» [2, с. 119]. Тот же исследователь со ссылкой на иностранных коллег отмечает, что «только в рамках профессионального обучения можно формировать представления о профессиональных нормах и ценностях» [Там же].
C. С. Распопова полагает, что журналист должен иметь представление о системе ценностей человечества. Автор также указывает на сложности при освоении системы ценностей в учебной деятельности. Конечно, личность журналиста и его ценности имеют влияние на общественное сознание. Но «ценностное самоопределение личности - это всегда сугубо индивидуальный поиск ответов на жизненно важные, сущностные вопросы» [8, с. 28]. Поэтому не последнюю роль здесь играет преподаватель как носитель профессиональной деятельности - будущие журналисты «через ценностные отношения профессионалов к теории, а, значит, к моделям ситуаций из реальной жизни, получают ценностные ориентиры (свобода, правда, смысл жизни)». То есть развивают, таким образом, свою культурную компетентность [Там же, с. 30].
Т. А. Парамонова отмечает, что медиапроект может стать основой формирования социальных, профессиональных, эстетических, духовных и других ценностей [7, с. 34].
Далее представим в обобщенном виде реализацию ценностного аспекта журналистского образования при формировании профессиональной идентичности будущих журналистов 2 курса на дисциплине «Новостная интернет-журналистика» на содержательном, организующем и профессионально-прикладном уровнях.
Содержательный аспект. В процессе освоения дисциплины «Новостной интернет-журналистики» студенты могли:
- прослушать лекции на актуальные темы по новостной интернет-журналистике, что дает возможность сформировать когнитивный компонент профессиональной идентичности (темы «Новость как основной жанр новостной интернет-журналистики», «Мультимедийный лонгрид», «Интервью», «Репортаж»);
- расширить знания о работе журналистов в сфере новостных онлайн-СМИ;
- узнать о лучших образцах российской и зарубежной интернет-журналистики;
- развить способности к мультимедийному, визуальному мышлению, сформировать необходимые для активной работы в интернет-редакции умения (самостоятельная работа студентов предполагает работу в мини-редакциях с обязательным написанием новостей, созданием фото и инфографики).
Организующий аспект. Во время преподавания дисциплины использовались инновационные методы, формы и средства обучения:
- интерактивные методы: мозговой штурм, диалоги, этические беседы, рефлексия;
- эмпирические методы: моделирование, командная работа над выполнением текущих профессиональных заданий;
- применение средств визуальной наглядности;
- практико-ориентированная образовательная среда, контекстное обучение;
- использование социальных медиа и интернет-ресурса "Google" для совместной работы.
Профессионально-прикладной аспект. Дисциплина «Новостная интернет-журналистика» является одной
из основных при освоении профессии журналиста. Преподаватель создавал профессионально-ориентированное пространство, где студенты могли получить знания о профессии и профессионально-важные умения, но также одним из ключевых аспектов организации образовательного процесса было применение рефлексивных техник. Особенно этому способствовало заполнение «Книги стиля». Это своеобразный свод этических и профессиональных правил, который студенты составляют совместно с преподавателем. Правила отражают реальные базовые профессиональные ценности и нормы, как то: ответственность, беспристрастность, независимость, точность и подобные. Приведем примерную структуру «Книги стиля»:
0. Приоритеты работы
0.1. Объективность: в новостях нет мнения автора (слова, которые выражают мнение человека)
0.2. Любая информация должна быть подтверждена
0.3. В новости должно быть два противоположных мнения
0.4. Предоставлять достоверные проверенные факты
0.5. Мы не берем взяток
1. Работа с источниками
1.1. Ссылаться на источники так, чтобы читатель знал, откуда мы взяли факты
1.2. Всегда ссылаться на первоисточник
1.3. Работа с анонимными источниками
• Проверять информацию в 2-х источниках
• Не упоминать имя, фамилию, должность, а только компанию
• Журналист обязан сказать имя источника редактору
• Перепроверять подозрительные источники
1.4. Журналист не может обещать, что информация будет опубликована.
Каждый пункт обсуждается со студентами, они же предлагают структуру и содержание «Книги стиля». Во время обсуждения так или иначе затрагиваются вопросы этики, профессиональных ценностей и норм. «Книга стиля» является руководством к деятельности во время дисциплины «Новостная интернет-журналистика».
Для определения уровня профессиональной идентичности в настоящем исследовании применяются различные методы. Специально были разработаны анкеты, результаты которых обрабатываются в программе математической статистики "SPSS". В данной статье будут представлены выводы по сформированное™ мо-тивационно-ценностного компонента профессиональной идентичности. Эксперимент проводился со студентами 2 курса в 2017-2018 учебном году.
Приведем данные об уровне профессиональной идентичности в Таблице 1, где Э1 - данные констатирующего этапа эксперимента, Э2 - результаты, полученные на итоговом этапе экспериментальной работы.
Таблица 1. Ранги показателей мотивационно-ценностного компонента профессиональной идентичности
Уровни сформированности Низкий Средний Высокий
1 2 3 4 5 6 7
Группы Э1 Э2 Э1 Э2 Э1 Э2
Количество обучающихся, % 30 0 70 80 0 20
Как показывают данные таблицы, можно зафиксировать статистически достоверный результат положительного влияния предложенной автором системы организационно-педагогических условий на процесс формирования профессиональной идентичности у будущих журналистов.
Заключение
Обобщая вышеперечисленное, можно прийти к следующему выводу. Российское научное сообщество давно ведет дискуссии на тему аксиологической составляющей образования (в частности, гуманитарного). По мнению многих исследователей, как отечественное образование, так и журналистика переживают период трансформации и формирования новых ценностей, поэтому дискуссии на данные темы являются актуальными и незавершенными.
В рамках данной статьи были раскрыто содержание понятия «профессиональная идентичность», рассмотрен ценностный аспект журналистского образования и проанализирован практический опыт преподавания дисциплины «Новостная интернет-журналистика» в контексте аксиологического подхода. На основании анализа научной психолого-педагогической литературы было сформулировано определение профессиональной идентичности, представлена структура профессиональной идентичности, состоящая из трех компонентов (мотивационно-ценностный, когнитивный и поведенческий). Специфика профессиональной идентичности журналиста была проанализирована в аспектах «социальное/личностное», «внутреннее/внешнее», «реальная/ идеальная» и «осознаваемая/неосознаваемая».
Эмпирическая часть исследования представлена анализом педагогического опыта и подкреплена результатами математической обработки собранных данных.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс формирования профессиональной идентичности обеспечивается внедрением различных педагогических практик, технологий и методик. В процессе учебы студентов необходимо погружать в профессиональное пространство не только на практиках, но и на занятиях, сопровождая их работу рефлексивными беседами. Мотивационно-ценностный аспект является одним из важнейших при формировании профессиональной идентичности, поскольку мотивации и ценности образуют фундамент личностного и профессионального развития.
Список источников
1. Булынин А. М. Ценности и смыслы профессионального образования как научная проблема // Наука сегодня: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (г. Вологда, 23 сентября 2015 г.): в 4-х ч. Вологда: Маркер, 2015. Ч. 3. С. 14-15.
2. Зорин К. А. Образование в условиях кризиса журналистики: поиск стратегии // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «История, филология». 2013. Т. 12. Вып. 6. Журналистика. С. 116-123.
3. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателей высшей школы. Белгород: МГПУ, 1993. 219 с.
4. Кондратюк Т. А. Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся в профессиональном образовании: монография. Красноярск, 2013. 228 с.
5. Кукьян В. Н., Швецова Н. А. Новые ценности образования в информационном обществе, противоречия их формирования // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 18 (233). Философия. Социология. Культурология. Вып. 21. С. 31-37.
6. Мазур Е. Ю. К анализу психологических подходов в исследовании идентичности // Наука о человеке. Гуманитарные исследования. 2010. № 5. С. 146-151.
7. Парамонова Т. А. Аксиологический аспект реализации медиаобразовательных проектов в системе профессионального журналистского образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. Т. 19. № 5. С. 33-38.
8. Распопова С. С. Подходы к развитию аксиологического потенциала личности будущего журналиста // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2011. Т. 2. № 8. С. 27-36.
9. Федотов Г. С. Социокультурные ценности профессионального образования, его роль в историко-культурном становлении общества, задачи профессионального образования на современном этапе // Научный поиск. 2014. № 2.6. С. 50-52.
10. Wiik J. Journalism in transition. Professional identity of Swedish journalists. Gothenburg: University of Gothenburg, 2010. 248 p.