Научная статья на тему 'Профессиональная идентификация современных журналистов: теоретические основы и реальные практики'

Профессиональная идентификация современных журналистов: теоретические основы и реальные практики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
482
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОВРЕМЕННЫЙ ЖУРНАЛИСТ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРАКТИКИ / SOCIAL AND PROFESSIONAL IDENTITY / MODERN JOURNALIST / MULTIMEDIA PRACTICES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каманина Валентина Евгеньевна

Посвящается социологическому осмыслению вопроса противоречивости профессиональной идентификации журналистов; новые реалии требуют от них активной позиции, освоения смежных профессий, необычных форм работы и профессиональных навыков. В центре внимания проблема состояния социально-профессиональной идентичности мультимедийных журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL IDENTIFICATION OF MODERN JOURNALISTS: THEORETICAL BASES AND REAL PRACTICES

The article is devoted to a sociological understanding of the issue of the contradictory professional identification of journalists; new realities require them to take an active stance, to develop related professions, unusual forms of work and professional skills. The focus is on the state of social and professional identity of multimedia journalists.

Текст научной работы на тему «Профессиональная идентификация современных журналистов: теоретические основы и реальные практики»

УДК 316.343

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖУРНАЛИСТОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РЕАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

В.Е. Каманина

Посвящается социологическому осмыслению вопроса противоречивости профессиональной идентификации журналистов; новые реалии требуют от них активной позиции, освоения смежных профессий, необычных форм работы и профессиональных навыков. В центре внимания - проблема состояния социально-профессиональной идентичности мультимедийных журналистов.

Ключевые слова: социально-профессиональная идентичность, современный журналист, мультимедийные практики.

Современное общество вступило в эпоху «цифровизации» всех сфер жизни; информационно-цифровые технологии формируют и медийную среду, задают в ней новые правила игры. Что и как читает, смотрит и слушает человек, в большей степени теперь определяется функциональностью и удобством мобильных устройств. Возникновение Интернета само собой изменило профессию журналиста; он больше не ограничивается ретрансляцией информации, а влияет на ценностное отношение к событиям. В виртуальном пространстве любой человек может делать качественный контент и собирать аудитории, в десятки и сотни раз превышающие тиражи печатных изданий. Данное обстоятельство диктует новые требования к журналистам: необходимо быть впереди во временном, когнитивном, аксиологическом измерениях.

Границы профессии журналиста размываются; уже недостаточно профильного образования, конкретных знаний и навыков по созданию контента для определенного СМИ. Работодателям нужны специалисты, способные производить информационный продукт для самых разных платформ, а также умеющие его успешно продвигать. В сложившихся условиях обостряется противоречие: с одной стороны, появилась необходимость в совершенно новом типе журналиста - мультимедийном; с другой стороны, новые реалии требуют от специалистов точных и глубоких оценок, профессиональных навыков для освещения конкретных событий.

Цель нашей статьи состоит в анализе методологических основ социологического изучения профессиональной идентичности журналистов, определении их эффективности в анализе трудовых практик современных представителей данной профессии.

Мультимедийные СМИ обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными: дешевизна, оперативность, доступность и удобство. Широкие возможности дают социальные сети и мессенджеры: эти сервисы не столько средства общения, сколько эффективный инструмент для продвижения и распространения медиаконтента. Умение работать в виртуальном пространстве яв-

ляется необходимым условием для журналистов. Площадки социальных сетей и мессенджеров являются архиважными для современных коммуникаций.

Нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети «Интернет», а также традиционных и электронных СМИ создает глобальное информационное пространство, обеспечивающего возможность всесторонней реализации информационной активности населения. В быстро меняющемся мире информации важно определить: какие источники популярны у разных групп населения; с какими препятствиями сталкиваются в получении информации; в каких сведениях испытывают недостаток.

Исследование, проведенное социологами в населенных пунктах Ульяновской области [15], выявило, что удовлетворение информационных потребностей населения преимущественно происходит с помощью сети «Интернет», на него указали 77 % респондентов (таблица). Наибольшую активность проявляют молодые люди в возрасте до 35 лет, а также жители городов. Молодежь предпочитает использовать Интернет для образовательных и развлекательных целей с помощью мобильных электронных гаджетов и устройств.

Предпочтения жителей в источниках получения информации

(в % от числа опрошенных; п = 1250)

Все го Возраст Место проживания Образование Экономический статус

18-35 36-55 56 и старше Крупный город Средний, мал. город Поселок Начальное про-фесс. Среднее професс. Высшее Бедные Малообеспеченные Средние Состоятельные

Уд. вес в выборке 100 38 33 29 53 27 20 34 35 31 13 37 29 22

Какими источниками информации Вы пользуетесь?

Книж. магазин 18 19 19 17 24 13 9 20 8 28 1 16 21 28

Гос. телеканалы 46 37 55 45 49 48 31 51 57 36 41 53 41 42

Част телеканалы 12 18 9 6 15 7 9 8 9 19 12 2 7 36

Публичная библиотека 37 31 31 50 35 38 40 42 29 40 25 36 43 37

Дом. библиотека 34 25 33 44 37 24 35 42 27 30 40 31 45 18

Журналы, газеты 44 37 46 49 46 38 41 41 36 49 45 52 38 44

Радио 21 17 24 20 23 19 14 14 21 26 11 20 20 28

Интернет 77 85 75 63 85 81 68 76 77 73 54 79 83 71

Сравнение этого исследования с результатами опросов, проведенных ранее, показало: значение Интернета как источника получения информации выросло. Еще 3-4 года назад социологи отмечали, что журналистские ТВ-

репортажи являются лидером практически всех видов информации. Новой тенденции способствовало активное развитие интернет-технологий, в том числе мобильного Интернета; к середине 2-го десятилетия доля пользователей мобильного Интернета достигла 61 %.

Помимо сети «Интернет» популярным источником информации для россиян остаются государственные телеканалы (46 %). Однако, чем выше уровень образования, тем реже респонденты выбирают в качестве источника информации официальные ТВ-каналы: 36 % среди респондентов с высшим образованием против 51-57 % среди респондентов с начальным и средним профессиональным образованием.

Не теряют своей популярности журналы и газеты, их в качестве источника информации используют более 40 % жителей региона; преимущественно население старшей возрастной группы (49 %), с высшим профессиональным образованием (48 %) и малообеспеченные семьи (52 %). Особые предпочтения выявлены среди предпринимателей: они больше других ориентированы на книжные магазины (40 %), смотрят официальное и частное телевидение (62 %), используют разнообразные возможности Интернета (98 %). Выбор регулярных источников информации в конкретных группах населения зависит от уровня профессионализма журналистов, которые готовят свои информационные продукты.

Показателем профессионального развития и состоятельности журналистов является социально-профессиональная идентичность. В данном понятии заключается представление специалиста о своем месте в профессиональной структуре и обществе. В это представление включаются ценностно-мотивационные ориентиры и усвоенные поведенческие нормы профессиональной деятельности. Идентичность облегчает процесс взаимодействия индивида и группы, что необходимо для самоутверждения, самореализации, успешности функционирования в рамках социально-профессиональной группы. Она определяет тип профессионального поведения журналиста, но сама идентичность зависит от большого числа внешних и внутренних условий: технологий развития профессиональной сферы, социокультурных свойств и качеств специалистов, их компетенций и отношения к профессии.

В социологических теориях, применяемых к исследованию проблем социальной идентичности, широко представлен структурно-функциональный подход. Основы структурного функционализма наиболее полно раскрыты в теориях Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона, Э. Гидденса. Идентичность рассматривается ими как результат процесса, протекающего на протяжении всей жизни человека, находится чаще в динамике, чем в статике. Данный процесс, по мнению представителей структурно-функциональной парадагмы, зависит от макроусловий (экономических, политических, социокультурных) и от микросреды - функциональности группы, с которой журналист себя идентифицирует, признания этой группы обществом.

Ключевыми являются положения Э. Дюркгейма, хоть он в своих работах и не употреблял термины «идентичность» и «идентификация». Ученый говорил о «социальной сущности»: чем больше в человеке она развита, тем сильнее и

крепче будет его связь с группой. Дюркгейм, выделяя механическую и органическую формы социальной солидарности, отмечал, что роль последней будет усиливаться. Именно органическую солидарность обеспечивают профессиональные сообщества [5]. Разработанная социологическая система по-прежнему актуальна. А. Гофман справедливо подчеркивает, что идеи французского социолога могут оказаться весьма полезными и сегодня, особенно в обществах, находящихся в переходном состоянии, переживающих бурные социальные изменения и радикальное обновление социальных институтов [4]. Данный вывод имеет важное методологическое значение для анализа профессиональной идентичности современных журналистов, поскольку социальная идентичность реализуется, прежде всего, в профессиональных сообществах.

Р. Мертон в своей концепции идентичности выделил помимо собственно номинации себя как представителя определенной профессии - взаимодействие со «значимыми другими». Ценности этих «значимых других» представляют собой «зеркало», в котором профессионал находит представление о себе самом и внешнюю самооценку [9]. В условиях, когда институт СМИ переживает трансформацию, данное заключение имеет особое методологическое значение для понимания социально-профессиональной идентичности журналистов. Важным является проведение исследования роли журналистов и их социально-профессиональной позиции в развитии гражданского общества.

Журналист XXI века, глядя в «социальное зеркало», отвечает на актуальные вопросы: что представляет собой реальная действительность в России, в его регионе, городе или районе? что необходимо уметь, чтобы интересно ее представить? в каком случае он интересен читателям? И, наконец, самый принципиальный вопрос: то, что он пишет, снимает или записывает, можно назвать журналистикой?

В статье 2 Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. дается следующее определение профессии журналист: лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов в интересах зарегистрированных средств массовой информации, как связанное, так и не связанное с ними трудовыми или иными договорными отношениями [6]. В таком случае правомерно ли известные видеоблогеры называют себя журналистами? Формулировка, предложенная законодателями, далека от современных реалий, а в спорах по поводу определения профессии журналиста до сих пор не поставлена точка.

Объективные характеристики, фиксирующие принадлежность человека к профессии по формальным признакам, таким, как наличие профильного образования и членство в профессиональных ассоциациях, уступают место менее формальным характеристикам - прохождению «журналистской стажировки» в СМИ и включенности в профессиональное со-общество. Низкая значимость формальных характеристик объясняется особенностями журналистики, связанной с фундаментальными правами на свободу мысли, слова и на информацию, а также - невысоким уровнем развития профессиональных и творческих союзов в современной России; в отличие от советского периода, вступление в эти организации в настоящее время является добровольным [12].

Свои идеи в механизм формирования профессиональных ценностей и стандартов внес Т. Парсонс. По его мнению, процесс профессионального становления состоит из освоения системы кодов и образцов поведения, включающих устойчивые комплексы правил, норм, установок, с помощью которых индивидуальные значения (посредством языка, ценностей) символизируют, определяют и структурируют профессиональные действия субъекта, формируют его систему личности, регулируют и преобразуют жизнедеятельность профессионала в систему ролей и статусов. Профессиональные ценности ученый рассматривает как эталоны, предписания и правила. В систему личности они проникают двумя путями: через процесс социализации и через включение ценностей в систему санкций, которые ассоциируются с ролями в социальной структуре [11]. Выделение двух путей формирования социально-профессиональной идентичности является принципиальным для анализа трудовых практик журналистов. Эта профессия требует постоянного самосовершенствования, поэтому необходимо изучить ценностно-нормативные установки и профессиональные практики специалистов, как начинающих, так и имеющих опыт журналистской работы.

Современный последователь функционализма Э. Гидденс пишет о кризисе самоидентичностей, который происходит в результате плюрализации сообществ, ценностей и знания в посттрадиционном обществе. Общество становится глобальным, но остается фрагментированным и рассеянным, поэтому поиск самоидентичности - ключевая детерминанта происходящих в обществе процессов. Изучение концепции «Я» индивида является существенным для понимания современного общества. С развитием средств связи, коммуникационных и транспортных технологий индивиды стали открыты по отношению к различным реальностям. Им не надо покидать свою «традиционную общину» для того, чтобы встретиться с другими культурами; они открыты им, когда они просто находятся у себя дома. Влияние далеких событий на ближайшие и разнообразие возможностей идентификации своего «Я» становится все более распространенным явлением. Индивиду постоянно поставляется новая информация, и окружающая реальность непрерывно находится в состоянии конструирования, ее создание никогда не заканчивается, а, следовательно, так или иначе индивид начинает ставить под сомнение действительность и самого себя. «Я» индивида - это не незыблемая «данность», значит, это то, что индивид конструирует как самоидентичность. Индивид реализует свою свободную волю, чтобы сформировать образ того, кто он, кем он хочет быть, как хочет, чтобы его воспринимали, хотя такая «свобода воли» ориентирована на ценности, которые также являются социальным продуктом [3].

Для определения эффективности теоретических идей, высказанных социологами, мы провели глубинное интервью со студентами направления журналистики и выявили их мнения относительно сути профессии. Описанный социологом кризис - в нашем случае кризис несоответствия идеального и реального образов профессии - ощущается в самом начале пути в рассуждениях студентов.

«Помню, когда загорелась желанием пойти учиться на журналиста, уже предвкушала, как буду сидеть в кресле главного редактора и отдавать указания. Но все оказалось не так просто... Годы шли, а мир менялся. Я и оглянуться не успела, а журналисты больше не пишут в блокнотах, не бегают всюду с диктофонами. Да и само ремесло претерпело изменения. Иногда я задаюсь вопросом: вот поступила я на эту специальность, но что дальше? Я шла сюда с мыслями о прекрасном будущем, где я сижу за столом главного редактора, но смогу ли я ужиться с изменениями мира?» Софья П., студентка направления «Журналистика», Ульяновский государственный университет.

Перечисленные аспекты позволяют выделить характеристики, по которым можно определить принадлежность журналистов к профессии через восприятие меняющихся норм и установок в труде на двух уровнях: профессиональной социализации и зрелых трудовых практик. Для наглядности сравним мнения студентов и эксперта.

«Журналист будущего - это тот, кто будет предоставлять больше информации на разных носителях с меньшими затратами». Анастасия К., студентка направления «Журналистика».

«Журналист, идущий на задание, знает, что ему нужно сделать фото, материал для сайта, иногда сделать и видеосъемку. У журналиста появилось несколько каналов, по которым он может рассказать о том, что он видел. И получить обратную связь. С одной банки молока мы, таким образом, снимаем три слоя сметаны. Это к тому же оптимизация затрат, что очень важно для любой газеты, которая живет исключительно за свой счет. Это и оптимизация работы журналиста, потому что он не делает три разные работы. Это и уважение нашего читателя, который может знакомиться с нашей работой в разных формах, какая ему доступнее». Ирина А., главный редактор издательского дома.

Значимым представляется изучение основных положений, касающихся самоидентификации в социальном пространстве, понимающей социологии М. Вебера. Концепции вышеуказанных исследователей можно считать ключевыми для построения модели социальной и профессиональной идентификации журналистов. Социолог разработал концепцию типов социального поведения. Це-лерациональный поступок соответствует просчитанному, продуманному действию, направленному на достижение конкретных целей в профессии. В рамках ценностно-рационального типа поведения индивид совершает действие во имя индивидуальной или коллективной ценности, зачастую вопреки общественному мнению и доминирующим социальным стереотипам. Субъект в этом случае воспринимает объективную реальность и поступает вопреки устоявшимся нормам, подчиняясь новым требованиям социума и профессии [2].

Данная концепция Вебера представляет новые возможности в построении теоретико-методологических основ изучения социальной идентификации -сквозь призму поведенческих аспектов. Дж. Мид, рассматривая профессиональную идентичность, указал на способность профессионала смотреть на себя со стороны, с позиции другого человека. Это способность человека воспринимать свое поведение как связное, единое целое, что гарантирует успешную

адаптацию человека. Следуя мысли Мида, можно сказать, что различные стороны рефлексивного «Я» должны последовательно синтезироваться в единый образ собственной личности. Когда такой синтез протекает успешно, то возникает самость (self), которую некоторые авторы называют идентичностью. Идентичность есть результат постоянного диалога между внутрипсихическим и социальным «Я», однако при этом идентичность может формироваться только при помощи других людей, отражая интерсубъективный космос социального мира. Мид впервые показал непрерывность внутреннего состояния индивида, обусловленного органичной связью с социальным миром. Отсюда начинается социологическое рассмотрение идентичности [10].

Х. Абельс, продолжая концепцию Дж. Г. Мида, подчеркивает, что понятие self можно перевести термином идентичность. Идентичность возникает, если импульсивное и рефлексивное «Я» находятся в постоянном устойчивом взаимодействии. Профессиональная идентичность есть постоянный диалог, в котором индивид общается с самим собой и с реализацией себя в профессии, т. е. с обеими «половинками» своей личности. Если обе стороны «Я» находятся в гармоничном равновесии друг с другом, можно говорить о состоявшейся личности» [1].

Профессиональная идентичность журналиста в контексте понимающей социологии и социокультурной парадигмы рассматривается современным исследователем А. Сосновской. Она отмечает, что важность того или иного аспекта идентичности варьировалась во времени. Идентичность советского журналиста строилась на основе когнитивного компонента, когда знание правил игры, норм и интерпретационной схемы способствовало карьерному продвижению. Радикальный социальные реформы привели к тому, что мы - общность журналистов сформировалась заново — почти полностью поменялся состав корпорации. Постперестроечное время предъявило более жесткие требования к профессионализму, и практический компонент идентичности стал доминирующим: чем квалифицированнее и успешнее журналист справляется с профессиональной деятельностью, тем сильнее его идентичность [13].

Такой профессионал постоянно развивается, знает о новых запросах общества к профессии и совершенствует свои навыки. Студенты-журналисты в интервью детально описывают, какими навыками должен обладать современный журналист, постоянно совершенствуя свой личностный и профессиональный потенциал. «Данная сфера деятельности наиболее коммуникативная и саморазвивающаяся. Журналистике просто необходимо прогрессировать, чтобы успевать идти в ногу со временем. Информация поступает с бешеной скоростью и, чтобы всю ее обработать, требуется намного меньше времени нежели в прошлом, иначе новость становится просто-напросто неактуальной и никому не интересной. Поэтому журналист всегда стремится быть первым в освещении тех или иных событий, а для того, чтобы это у него получалось, он должен каждый день самосовершенствоваться, расширять свой кругозор, осваивать новые инновации». Анатолий С., студент направления «Журналистика».

«Журналист должен бежать впереди цифровых технологий, он должен будет запоминать и пересказывать, то есть хорошо ориентироваться в потоках разнообразной информации и выстраивать из них цельную картину. Более того, он должен рассчитывать информацию в зависимости от аудитории и пересказывать большие объемы фактов в тех случаях, когда она не готова погрузиться в длинное чтение» Алсу Б., студентка направления «Журналистика».

«Журналист - это коммуникабельный и талантливый человек. Информационные заметки станут обыденной функцией роботов. Посудите сами, не так уж и трудно научить искусственный интеллект создавать сухие факты. Журналист будет славиться гениальностью аналитических статей, несравненной лаконичностью и красотой художественной публицистикой. Носитель этой профессии должен, прежде всего, увлечь аудиторию и дать ей понять, что без его статьи сегодняшний день будет неполноценным». Ксения В., студент направления «Журналистика».

В коммуникативной социологии интерес в контексте выделенной проблемы представляют труды Ю. Хабермаса, автора теории коммуникативного действия. Хабермас определяет личностную и профессиональную идентичность. Они представляются как два неразрывных измерения, в которых реализуется балансирующая «Я-идентичность». Личностная идентичность (вертикальное измерение) обеспечивает жизненный путь человека, профессиональная (горизонтальное измерение) - возможность выполнять требования всех ролевых систем, к которым принадлежит человек. Именно во взаимодействии человек проясняет свою идентичность, стремясь соответствовать нормативным ожиданиям и ожиданиям партнера. На пересечении этих измерений возможен баланс «Я-идентичности» [14]. Отметим: идентификация в профессии очень тесно сплетена с индустрией. То место, где трудится журналист, непосредственно влияет на принципы его деятельности. Изучение и применение данной модели в исследовании поможет выявить характеристики трансформации общества и СМИ и их влияния на социально-профессиональную идентичность журналистов.

Детализировать указанные положения целесообразно, в том числе, с помощью терминологии, которую предложил в своей концепции М. Маклюэн. Он разделил все средства коммуникации на «прохладные» и «горячие». К первым относятся СМИ, представляющие анонимные корпорации без четко выраженной точки зрения; ко вторым - выражающие собственную точку зрения, независимые [8]. Подобная типология может быть применима к исследованию, поскольку позволяет охватить одновременно представителей СМИ, принадлежащих госструктурам и холдингам, и неангажированных блоггеров, ведущих собственные аккаунты в социальных сетях.

Д. Маккуэйл уточняет: «в своей самой широкой практике журналистика стремится к безоценочному взгляду при освещении событий» [7]. И все же она неизбежно испытывает влияние различных систем ценностей и особых цен-

ностных предпочтений. Обычно эти ценности не выражены явно, и их влияние непреднамеренно и не распознается самими журналистами. Можно различить несколько разных уровней, на которых действуют (различные) системы ценностей: уровень общества, уровень медиасистемы, уровень рода занятий, или профессии, и личный уровень. На первом, самом общем уровне (общества) существует много систем ценностей, часто конкурирующих между собой и отражающих политические, религиозные, идеологические, культурные и гуманитарные убеждения. Все они с разной степенью мотивированности стремятся прийти посредством журналистики к публичному выражению с разной степенью успешности. Кроме этого, существует более постоянный, консенсусный набор ценностей, относящийся к патриотизму, национальному интересу, безопасности и социальному порядку, и все это формирует отбор новостей. На уровне медиасистемы на работу журналистов могут повлиять два основных набора ценностных факторов. В первый входят принципы организации, контроль и подотчетность; во второй - относительная приоритетность, приписываемая главным социальным функциям медиа (информирующая, сплачивающая, критическая, функция сотрудничества и т. д.). Как происходит выбор главной функции медиасистемы - вопрос более туманный, но корпус представлении о функциях в целом является для журналистов источником потенциальной оценки их собственной роли и ответственности. Последние представляют собой третий уровень, и журналисты - индивидуально или коллективно - часто имеют определенное ощущение возможностей в отношении общества и аудитории, которые перед ними открыты. Выбор часто делается на основании ценностных предпочтений. Наконец, на индивидуальном уровне мы выходим в другую (и, возможно, главную) область, в которой ценности общества окрашивают журналистский продукт, даже если профессионализм четко требует исключения личного отношения из новостей. Такие личные ценности трудно исключить или полностью скрыть [7].

Итак, анализ теоретических положений классической и современной социологии позволил прийти к следующим выводам. Социально-профессиональная идентичность журналистов выражает высший уровень усвоения норм, правил, ценностей профессионального сообщества и обеспечивает связь с ней. Такая идентичность является фактором успешных трудовых практик журналистов. Опытный журналист отождествляет себя со «значимыми другими», к которым относятся представители медиасистемы, в которой он работает, и общество, в интересах которого работает.

Структурно-функциональный, коммуникативный и аксиологический подходы исследования профессиональной идентичности журналистов позволяют осуществить комплексный анализ позиций профессионалов в этой сфере на индивидуально-групповом уровне. Перечисленные подходы позволят изучить разные стороны трудовых практик журналистов, систематизировать показатели, определяющие динамику социально-профессиональной идентичности

журналистов на нескольких «отражающихся» уровнях. Они представлены в схеме объекта исследования (рисунок ).

Профессиональная идентичность журналистов

-профессиональное сообщество

мооценка:

-государство -общество

Внешняя са-

Г) т

ь

г> т

н а я

н и

ч н о

о

Профессиональная идентичность журнали

Схема объекта исследования: динамика профессиональной идентификации

журналистов

В структуре профессиональной идентификации журналистов мы выделили формирование следующих аспектов: когнитивный компонент (сфера профессиональных знаний, в том числе образование, квалификация); ценностный компонент (нормы, ценности, правила, удовлетворенность своим положением); профессионально-практический компонент (членство в профессиональных сообществах, понимание влияния профессии на современное общество); личностный компонент (гражданская позиция, любознательность, интеллектуальное лидерство).

Анализ эмпирических положений, выделенных из интервью студентов профильного направления, позволил уточнить ключевые параметры социально-профессиональной идентичности, которые необходимо формировать уже на этапе подготовки современных журналистов: понимание роли журналиста в условиях модернизации общества; сочетание классических приемов журналистики с методами, эффективными в новых социальных медиа; постоянное развитие профессиональных компетенций, отвечающих требованиям информационной объективности и гражданского неравнодушия.

1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. СПб., 2000. 272 с.

2. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

Список литературы

3. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. М., 2005. 528 с.

4.Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М., 2003. 752 с.

5.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1996. 494 с.

6. Закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 (ред. От 06.06.2019) «О средствах массовой информации» (http: //www. consultant.ru ).

7. Маккуэйл Д. Журналистика и общество. М., 2013. 368 с.

8. Маклюэн Г. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003. 464 с.

9.Мертон Р. Референтная группа и социальная структура. М., 1991. 258 с.

10. Мид, Дж. Г. Избранное. М., 2009. 290 с.

11. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. 270 с.

12. Представления журналистов о профессии и профессиональном сообществе (общий аналитический отчет по результатам научно-исследовательских работ). (2017). М.: Комитет гражданских инициатив URL: http//www.zircon.ru/upload/iblock/dd6/zhurnalisty otchet.pdf (дата обращения: 18.06.2019)

13. Сосновская А.М. Профессиональная идентификация журналиста (анализ случаев) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. №3(27). С. 116-138.

14. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995. 244 с.

15. Шиняева О.В. Информационно-цифровое неравенство населения: факторы риска и анти-риска// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Социология. Политология». 2019. №1.

Каманина Валентина Евгеньевна, аспирант, kamanina_valentina@mail.ru, Россия, Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет.

PROFESSIONAL IDENTIFICATION OF MODERN JOURNALISTS: THEORETICAL BASES AND

REAL PRACTICES

V.E. Kamanina

The article is devoted to a sociological understanding of the issue of the contradictory professional identification of journalists; new realities require them to take an active stance, to develop related professions, unusual forms of work and professional skills. The focus is on the state of social and professional identity of multimedia journalists.

Key words: social and professional identity, modern journalist, multimedia practices.

Kamanina Valentina Evgenievna, postgraduate, kamanina_valentina@mail.ru, Russia, Ulyanovsk, Ulyanovsk State Technical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.