Журналистика
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 4 (2), с. 224-228
УДК 316.77
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЖУРНАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ СМИ:
К ПРОБЛЕМЕ УТРАТЫ ЗНАЧИМОСТИ ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА
© 2013 г. Д.Р. Михайлова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 23.03.2013
Рассматривается проблема формирования слагаемых профессиональной культуры журналиста в контексте развития современных СМИ. Анализируются предпосылки, влияющие на трансформацию составляющих профессиональной культуры, и рассматривается вопрос утраты значимости творческого компонента профессиональной культуры
Ключевые слова: социальный институт, профессиональная культура, авторская позиция журналиста, трансформация профессиональных ценностей.
Причастность к какой-либо профессиональной сфере влияет на личность любого человека, определяя для него ряд требований, которым он должен соответствовать. Журналистика как сфера деятельности не является исключением.
Профессиональная культура журналиста должна представлять собой совокупность конкретных знаний, навыков и морально-этических норм, на основе которых формируются критерии профессиональной успешности журналиста и условия благополучной адаптации специалиста в профессиональном сообществе. Более того, именно слагаемые профессиональной культуры журналиста в идеале должны определять причастность профессии к социально-значимой сфере деятельности, задавать вектор развития современной журналистики как одного из важнейших общественных институтов.
Слагаемые профессиональной культуры журналиста не являются четко фиксированным набором требований и норм. Они зависят от многих внешних факторов, среди которых политический режим, уровень экономического развития общества, перечень приоритетных государственных задач и, как совокупность вышеуказанных факторов, этап развития, на котором находится институт журналистики.
Один только пример. В советском прошлом главным слагаемым профессиональной культуры журналиста являлась приверженность представителя профессии официальной политической линии и интересам правящей партии. От того, насколько ответственно журналист доносил до аудитории сообщения, носящие прямой проправительственный характер, зависел успех автора и занимаемая им должность.
В целом в истории осмысления роли профессиональной культуры журналиста в развитии журналистики как общественного института следует выделить следующие этапы:
1. Оформление системы составляющих профессиональной культуры журналиста, необходимое для комфортного функционирования зарождающегося института советской власти.
2. Переосмысление роли профессиональной культуры журналиста с учетом появления основных важнейших функций журналистики как социального института, в основе функционирования которого лежит диалог с аудиторией.
3. Переосмысление роли профессиональной культуры журналиста с учетом завершения формирования журналистики в качестве самостоятельного и гипотетически независимого социального института.
Логичным является вывод о том, что вышеперечисленные этапы развития института журналистики и критерии формирования составляющих профессиональной культуры журналиста зависят от внешних факторов. Проследим, как заявленные тезисы об этапах становления и развития профессиональной культуры журналиста раскрываются в исследованиях теоретиков журналистики.
Целью гуманитарных исследований теоретиков советского периода стало определение места института журналистики в условиях новых реалий и поиск путей и способов удовлетворения политических и экономических потребностей развивающегося советского общества. Работы таких ученых, как Л.Г. Свитич и А.А. Ширяева [1], [2] посвящены изучению специфики журналистского мастерства и при-
роды журналистского творчества. Вопросы, косвенно касающиеся формирования основ профессиональной культуры, в работах вышеназванных теоретиков тесно перекликаются с детальным анализом таких прикладных задач, как изучение условий труда журналистов, вопросы вознаграждения, оплаты журналистского труда и обучения будущих специалистов. Для исследователей проблема классификации слагаемых профессиональной журналистской культуры имеет прикладной характер, что обусловлено потребностью института журналистики адаптироваться к новой политической системе. В работах таких исследователей, как Е.П. Прохоров [3] и А.И. Алексеев [4], затрагивается проблема эффективности донесения журналистского сообщения до аудитории. Таким образом, необходимость создания системы составляющих актуальной профессиональной журналистской культуры определялась потребностями журналистики в становлении и развитии в качестве самостоятельного значимого социального института.
Исследования, посвященные правовым и этическим аспектам журналистской практики, появились в постсоветский период. Причиной стало освобождение от цензуры и диктата государства и курс на гипотетическую независимость. Потребность в создании негласного свода правил, в которых нуждался развивающийся социальный институт журналистики, привел к появлению официальных юридических документов - гарантов законности журналистской деятельности. Начиная с девяностых годов, регулирование медиасистемы осуществляется на основе правовых механизмов и этических норм, которые прописаны не только в кодексах федерального и регионального уровней, но и определены внутрикорпоративными правилами редакций, а также индивидуальными особенностями каждого представителями профессии.
В современных работах теоретика журналистики Владимира Олешко [5] профессиональная культура журналистики характеризуется как готовность позволить представителям аудитории СМИ быть ответственными за происходящее в стране, что подразумевает возможность для граждан РФ влиять на развитие современного общества. Несложно заметить, что данная трактовка существенно отличается от установок советского периода. Именно в постсоветский период в работах исследователей журналистики, посвященных вопросам профессиональной этики, начинают зарождаться споры, связанные с творческим компонентом профессиональной
культуры. Рассуждения о творческой составляющей профессии основываются на изучении индивидуально-личностных особенностей журналиста как субъекта деятельности. Так, в теоретической работе Галины Мельник «Основы творческой деятельности журналиста» [6] дается определение и классификация таких индивидуально-личностных факторов журналистского мастерства, как интерес, способности, направленность, склонность, идеал, убеждение.
Теоретическая работа О.Р. Самарцева «Основы творческой деятельности журналиста» [7] построена на доказательстве практической значимости изучения индивидуально-личностных особенностей в журналистике. Теоретик В. Олешко предлагает рассматривать авторскую позицию журналиста в качестве значимого и актуального компонента профессиональной культуры. Причем наличие авторской позиции в журналистских материалах должно прослеживаться, прежде всего, в отношении автора к ожиданиям общества. Несколько с другой стороны рассматривает значимость наличия в журналистских текстах авторской позиции исследователь Светлана Виноградова [9]. Исследователь вводит понятие «субъективная сторона журналистики» и утверждает, что журналистика пронизана творчеством, понимая под творчеством возможность автора самостоятельно, без чьей-либо инструкции принимать решения. В то же время современные исследователи журналистики говорят о трансформации профессии из значимой общественной деятельности в занятие, целью которого является только получение прибыли.
Превалирование коммерческих интересов над общественно значимыми в журналистике 2005-2010 гг. привело к трансформации понятия «профессиональная культура» и автоматически стала причиной исключения из перечня слагаемых профессиональной культуры наличие журналистской позиции, выраженной в текстах.
В связи с вышеобозначенными фактами проблематика, связанная с различными аспектами формирования и выражения в журналистских материалах авторской позиции как первостепенного элемента профессиональной культуры, уходит на второй план в работах современных исследователей, уступая место анализу таких составляющих деятельности СМИ, как экономика массмедиа, трансформация традиционной системы СМИ, технологии создания журналистских материалов.
В то же время отечественная журналистика всегда отличалась от западной одинаково при-
стальным вниманием как к фактам, так и к мнениям и повышенным интересом к человеческой личности. Владимир Олешко в теоретической работе «Психология журналистики», обращаясь к традициям российской журналистики, подчеркивает специфику актуальных тенденций ее развития. Следовательно, современному российскому обществу нужна журналистика, дающая глубинный анализ событий и явлений, который в материалах не может быть отделен от личности журналиста. Таким образом, недооце-ненность современными исследователями степени значимости такого слагаемого профессиональной журналистской культуры, как авторская позиция, является существенным пробелом современной теории журналистики. Подобное невнимание может быть связано с изменениями, происходящими в современной медиасистеме, позволяющими теоретикам и практикам журналистики говорить о «высвобождении авторства» - понятии, созвучном общекультурной парадигме, ознаменованной наступлением эпохи постмодернизма. Авторство перестает существовать как категория, его идея девальвируется в условиях трансформации медиасистемы. Утрата творческого компонента журналистики способна привести к деградации профессии как одного из самых значимых и влиятельных социальных институтов.
Сегодня налицо кризис ценностных основ как конкретных представителей журналистской профессии, так отдельных средств массовой информации и журналистики как социального института. Обозначенный кризис выражается в превалировании коммерческих интересов над общественными. Тем самым анализ состояния современной профессиональной культуры и каждого из ее слагаемых представляется первостепенной актуальной задачей для приращения и актуализации теории журналистики. Данный анализ позволит переосмыслить профессиональную культуру журналиста в качестве меры реализации субъектами деятельности своих индивидуальных возможностей во благо развития современного российского общества, а не отдельных общественных групп, под которыми подразумеваются представители бизнес-сообщества. При этом, по нашему мнению, для выявления значимых актуальных тенденций становления и развития особенностей современной профессиональной журналистской культуры следует обратить внимание на сообщество региональных журналистов и проанализировать их отношение к понятию профессиональной культуры в целом и авторской позиции
как ее значимого компонента в частности. Это объясняется тем, что на сегодняшний день региональные СМИ менее зависимы от инвестиций коммерческих структур и поэтому не являются прямым инструментов бизнеса на пути к достижению определенных целей, в отличие от федеральных изданий.
Исследователь Владимир Тулупов в своей статье «В содружестве юристов и журналистов. О профессиональных и этических стандартах в журналистике» [10] говорит об актуальности создания негласного свода правил, описывающего современные стандарты профессиональной деятельности журналиста, и обозначает критерии профессиональной деятельности, которые можно свести к следующим категориям:
• социальная ориентация деятельности с акцентом на морально-нравственной составляющей журналисткой профессии;
• внимание к соблюдению грамотного баланса в подаче информации;
• внимание к источникам информации;
• соблюдение правовых основ журналистики.
Другой авторитетный исследователь, Светлана Виноградова, делает акцент на том, что труд журналиста зависит от знаний, уровня подготовки и практических навыков журналиста. Обобщив вышеуказанные характеристики, автор данной статьи обозначил следующие компоненты профессиональной культуры журналиста:
• наличие специальных теоретических знаний;
• соблюдение правовых и этических норм;
• наличие природных склонностей к работе в журналистике;
• соблюдение корпоративных норм, принятых в редакции;
• владение профессиональными навыками, умениями и технологиями творчества.
С целью выявить отношение представителей регионального журналистского сообщества к каждому из компонентов профессиональной культуры нами был проведен экспертный опрос, участниками которого стали 35 авторитетных нижегородских журналистов.
В процессе проведения экспертного опроса мы предложили его участникам оценить по шестибалльной шкале (где 0 - абсолютно не значимо, а 5 - абсолютно значимо) степень значимости для них каждого из вышеперечисленных компонентов профессиональной культуры журналиста.
Более всего высших положительных оценок получил критерий «владение профессиональными навыками, умениями и технологиями творчества». 68% от общего числа экспертов оценили этот критерий оценкой «5». Наличие природных склонностей к работе в журналистике, среди которых были обозначены гуманитарные и коммуникативные способности, 60% опрошенных оценили высшей оценкой. Данные показатели наглядно демонстрируют важность для представителей журналистского сообщества именно творческих компонентов профессиональной культуры. Также для журналистов значимым оказался и такой критерий, как соблюдение правовых и этических норм: 58% от общего числа экспертов оценили его как абсолютно значимый. Соблюдение корпоративных норм, принятых в редакции, оценкой «5» отметили только 41% от общего числа экспертов, а наличие теоретических навыков, по мнению авторитетных представителей журналистского сообщества, является наименее значимым компонентом профессиональной культуры: 26% от общего числа экспертов оценили данный критерий как абсолютно значимый.
Аналогичная тенденция была выявлена нами и при анализе результатов другого вопроса, заданного экспертам. По шестибалльной шкале мы попросили оценить значимость следующих профессиональных критериев: возможность открыто выражать собственные взгляды в материале, высокая степень взаимопонимания в решении профессиональных задач с руководителями СМИ, наличие коллег-наставников, которые могут дать профессиональный совет, уверенность в полной правовой защищенности, относительная степень финансовой независимости СМИ. 57% от общего числа опрошенных журналистов оценили возможность открыто выражать собственные взгляды в материале оценкой «5». При этом уверенность в полной правовой защищенности как абсолютно значимый критерий обозначили 51% опрошенных, высокая степень взаимопонимания с руководителями СМИ оказалась значимым критерием только для 48% опрошенных. Наличие коллег-наставников и относительную финансовую независимость СМИ считают значимыми профессиональными критериями только 29% опрошенных.
Таким образом, несмотря на изменения, происходящие в современном постиндустри-
альном обществе, связанные с переменой восприятия категории автора и ее отражением в текстовой реальности, для представителей регионального журналистского сообщества крайне значимым компонентом профессиональной культуры является владение именно творческими технологиями, в отличие от теоретических знаний и соблюдения корпоративных норм, принятых в редакции.
В связи с этим среди всех компонентов профессиональной культуры творческие компоненты, среди которых выражение авторской позиции занимает особое место, требуют особенно тщательного изучения и анализа.
Очевидно, что современное российское общество нуждается в журналистике, причастной к духовно-практической и социально ответственной деятельности, для которой моральноэтические и профессионально-культурные ценности превалируют над сиюминутными экономическими интересами.
В связи с этим детальное изучение компонентов профессиональной журналисткой культуры должно стать определяющим вектором на пути осмысления роли журналистики в условиях коренной трансформации современного коммуникационного пространства.
Список литературы
1. Свитич Л.Г. Ширяева А.А. Журналист и его работа М: МГУ, 1979.
2. Свитич Л.Г. Введение в специальность М: МГУ, 1985.
3. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики М: Наука, 1998.
4. Алексеев А.И. Социология стучится в двери. Г азета, автор, читатель М: Политиздат, 1971.
5. Олешко В.Ф. Психология журналистики СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006.
6. Мельник Г.С. Основы творческой деятельности журналиста СПб.: Питер, 2004.
7. Самарцева О.Р. Основы творческой деятельности журналиста: очерки теории и практики М: Академический проспект, 2007.
8. Виноградова С.М. Возникновение и пути развития социологии журналистики // Социология журналистики: очерки методологии и практики / ред.
С.Г. Корконосенко. М.: Гендальф, 1998.
9. Тулупов В.В. [Электронный ресурс] // Научно-культурологический журнал иКЬ: ЬИр://^^^ relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main? textid=3144&^е! 1 =main&level2=articles
SOME PECULIARITIES OF JOURNALISTIC PROFESSIONAL CULTURE IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF MODERN MASS MEDIA:
ON THE PROBLEM OF THE LOSS OF IMPORTANCE OF THE CREATIVE COMPONENT
D.R. Mikhailova
The article deals with the forming of journalistic professional culture components in the context of modem media. An analysis is presented of the conditions that influence the transformation of a professional culture. The loss of importance of the creative component of professional culture is also considered.
Keywords: social institution, professional culture, author's position, transformation of professional values.