Научная статья на тему 'Педагогические условия развития профессиональной культуры будущих журналистов в современном университетском образовании'

Педагогические условия развития профессиональной культуры будущих журналистов в современном университетском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА / ЦЕННОСТЬ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА / УНИВЕРСИТЕТ / ТЕХНОЛОГИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ / AXIOLOGICAL POTENTIAL OF THE STUDENT''S PERSONALITY / PROFESSIONAL CULTURE OF JOURNALIST / VALUE / AXIOLOGICAL APPROACH / SUBJECT POSITION / UNIVERSITY / TECHNOLOGY OF CONTEXTUAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саблина Татьяна Александровна

В статье с позиций аксиологического подхода рассматривается специфика профессиональной культуры журналиста. Даётся обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития профессиональной культуры студентов-журналистов в современном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CULTURE OF THE FUTURE JOURNALISTS IN MODERN UNIVERSITY EDUCATION

The article discusses the specifics of the professional culture of journalists from the position of axiological approach. The substantiation of the pedagogical conditions providing efficiency of development of professional culture of students-journalists at modern university is given.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития профессиональной культуры будущих журналистов в современном университетском образовании»

УДК 378 ББК 74.58

Саблина Т.А.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Sablina T.A.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CULTURE OF THE FUTURE JOURNALISTS IN MODERN UNIVERSITY EDUCATION

Ключевые слова: профессиональная культура журналиста, ценность,

аксиологический подход, субъектная позиция, аксиологический потенциал личности студента, университет, технологии контекстного обучения.

Keywords: professional culture of journalist, value, axiological approach, subject position, axiological potential of the student's personality, university, technology of contextual training.

Аннотация

В статье с позиций аксиологического подхода рассматривается специфика профессиональной культуры журналиста. Даётся обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития профессиональной культуры студентов-журналистов в современном университете.

Abstract

The article discusses the specifics of the professional culture of journalists from the position of axiological approach. The substantiation of the pedagogical conditions providing efficiency of development of professional culture of students-journalists at modern university is given.

В условиях модернизации современного российского общества возрастают требования к университетской подготовке будущих журналистов. Сегодня в сфере масс-медиа востребованы конкурентоспособные специалисты, отличающиеся мобильностью и самостоятельностью в принятии ответственных решений, умеющие отходить от сложившихся стереотипов и предлагать новые идеи, технологии решения профессиональных задач, способные в ситуациях социальных перемен адаптироваться к требованиям быстро меняющегося мира, противостоять девальвации нравственных ценностей общества. Современное журналистское образование должно способствовать формированию духовного, интеллектуального, культурного пространства личности студента, так как эффективность журналистской деятельности напря-мую зависит от уровня профессиональной зрелости, профессиональной культуры, социальной и профессиональной ответственности журналистов.

Проблемы журналистской деятельности, профессиональной культуры журналиста исследованы в работах Д.С. Авраамова, И.М. Дзялошинского, Я.Н.Засурского, С.Г. Корконосенко, Г.В. Лазутиной, В.Ф. Олешко, Е.П. Прохорова, Л.Г. Свитич, В.В. Тулупова, А.А. Ширяевой.

Вопросам журналистского образования посвящены исследования Ю.В. Андреевой, Е.Л. Вартановой, Е.С.Дорощук, И.В Жилавской, Ю.М.Карасевича, С.С. Распоповой, М.В. Симкачевой, И.А.Фатеевой, Л. П. Шестёркиной.

Аксиологические основы университетского образования отражены в работах В.П. Бездухова, А.В. Кирьяковой, Г.А. Мелекесова, Т.А. Ольховой, В.Д. Повзун, А.А. Поляковой, Н.С. Розова.

Современные исследователи, интерпретируя понятие профессиональной культуры журналиста, выделяют различные содержательные компоненты этого феномена, акцентируя внимание на различных смысловых и структурных элементах.

Профессиональная культура журналиста характеризуется на уровне отдельной личности, на уровне коллективов редакций, на уровне всего медиасообщества и трактуется как совокупность профессиональных норм, стандартов, этических основ, как творческое своеобразие журналиста, как стиль профессионального мышления, как освоение знаний, умений, навыков, позволяющих эффективно осуществлять журналистскую деятельность.

В нашем исследовании сущность и содержание понятия «профессиональная культура журналиста» рассматривается с позиций аксиологического подхода, согласно которому одним из основных механизмов взаимодействия личности и культуры, личности и профессиональной среды, является ценность. По М.С. Кагану, ценность - «это внутренний, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности, и поэтому

воспринимается им как его собственная интенция, а не имперсональный, надличностный,

~ 1 отчужденный от него регулятор поведения» .

Таким образом, профессиональную культуру журналиста мы определяем как интегральное качество, характеризующееся совокупностью мировоззренческих и специальных знаний, умений и навыков; системой норм и принципов, принятых в журналистском сообществе; индивидуальным творческим стилем и ценностно-смысловой профессиональной позицией.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволили определить три уровня развития профессиональной культуры журналиста: репродуктивный, продуктивный, креативно-ценностный.

Репродуктивный (низкий уровень) - характеризуется фрагментарностью профессиональных знаний, умений и навыков; пренебрежением нормами и требованиями профессиональной деятельности, в том числе нормами профессиональной этики, отсутствием самостоятельного поиска, настойчивости в преодолении трудностей.

Продуктивный (средний уровень) - предполагает широкий профессиональный кругозор, эффективное применение специальных знаний, умений, навыков при решении профессиональных задач, высокую степень самоотдачи в работе. Однако наблюдается отсутствие стремления к поиску оригинальных идей, путей решения профессиональных проблем.

Креативно-ценностный (высокий уровень) - характеризуется единством понимания миссии журналистики и убежденности в социокультурной значимости журнализма, работоспособностью и инициативностью журналиста, стремлением эффективно решать творческие задачи. Отмечается четко выраженная ценностно-смысловая профессиональная позиция журналиста, а также его заинтересованность в расширении профессионального опыта.

В своей работе мы акцентируем внимание на становлении личности журналиста как субъекта профессиональной культуры. Это становление происходит не только в процессе овладения общественно-историческими формами культуры, не только в соблюдении предписанных норм и правил, но и в инициативном поиске новых продуктивных аспектов проявления профессиональной культуры.

Деятельность журналиста как субъекта профессиональной культуры - это его активная творческая деятельность, способствующая внесению новых эффективных составляющих в содержание профессиональной культуры, что осуществляется в процессе овладения основами журналистской профессии. Ценность такой деятельности для личности связана, прежде всего, с возможностью творческого самовыражения, с применением своих способностей.

1 Каган, М.С. Философская теория ценностей. - СПб., 1997. - С. 164.

Исследуя проблему развития профессиональной культуры будущих журналистов, мы столкнулись с тем, что сегодня все более остро встает вопрос концептуального, методического и технологического отставания сложившейся системы журналистского образования от возрастающих требований, предъявляемых специалистам современных масс-медиа. Результаты диагностического исследования позволяют нам утверждать, что спонтанного развития профессиональной культуры студентов-журналистов не происходит. Поэтому необходимо создание и реализация комплекса педагогических условий, благодаря которым студент стремится к повышению уровня профессиональной культуры, к самоорганизации поведения, к преобразованию себя и окружающей действительности. Развитие аксиологического потенциала личности студента, актуализация его субъектной позиции, а также применение в учебном процессе технологий контекстного обучения рассматриваются нами как педагогические условия, способствующие развитию профессиональной культуры будущих журналистов.

Аксиологический потенциал личности - это «синтез (совокупность) ценностных ориентаций как реализованных возможностей, так и неудовлетворенных пока потребностей личности в самоуважении, саморазвитии, самореализации» . Мы разделяем точку зрения А.В. Кирьяковой, которая утверждает, что развитие аксиологического потенциала личности студента предполагает качественные изменения в ценностном отношении к учебной деятельности (формирование целостного и ценностного Образа мира), к самому себе (становление Образа «Я»), к будущей профессиональной деятельности (проектирование Образа будущей деятельности). Это становится реальностью, если осваиваемые студентами ценности придают познанию, сотрудничеству, творчеству и самореализации ценностную ориентацию3. Таким образом, развитию аксиологического потенциала способствует ценностное самоопределение студентов, которое выражается в осознании и присвоении общекультурных ценностей и предполагает на их основе самоопределение личности в социальной, профессиональной и других сферах.

Значимым педагогическим условием формирования профессиональной культуры является актуализация субъектной позиции студента. Быть субъектом, по мнению А.В. Брушлинского, значит быть «творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности -творческой, нравственной, свободной»4. Субъектность как важная характеристика активности и инициативности студента демонстрирует достигнутый уровень продуктивности его жизнедеятельности. Мы, опираясь на положения исследования Т.А. Ольховой, определяем следующие условия развития субъектной позиции студента-журналиста: проблемность, проективность, эвристичность и рефлексивность5.

Проблемность характеризуется как необходимый прием актуализации субъектной позиции студента. В основе данного условия - такая организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемно-сформулированных заданий, создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их решению, в результате чего происходит активизация познавательной деятельности, развитие мыслительных способностей будущих журналистов.

Проективность актуализирует процессы, среди которых ведущими выступают самоопределение, самореализация, самоуправление, так как основным принципом при этом является предоставление возможности студентам самостоятельно проектировать собственный образовательный маршрут. Проектирование студентами индивидуальных

2 Кирьякова, А.В., Мосиенко Л.В., Ольховая Т.А. Университеты в современном мире: аксиологический ресурс развития. - Оренбург, 2010. - С.193.

3 Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. - Оренбург, 2000.

4 Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М., Воронеж, 1996. - С. 5-6.

5 Ольховая, Т.А. Становление субъектности студента университета. - Оренбург, 2006.

образовательных траекторий важно для процесса перехода от усвоения знаний и опыта к преобразованию существующего опыта, к прогнозированию предстоящей профессиональной деятельности, и моделированию образа «Я - будущий журналист».

Эвристичность в контексте исследования понимается как характеристика поисковой деятельности, в основе которой - конструирование студентом содержания образования, поиск решения как учебных, так и профессиональных задач. Это деятельность, в процессе которой студенты поставлены в различные ситуации, когда им приходится делать осознанный выбор и определять свою индивидуальную социокультурную, творческую позицию.

Рефлексивность рассматривается как свойство интеллекта, как принцип мышления, как личностное образование, характеризующееся умением делать умозаключения, обобщать, сопоставлять, классифицировать, систематизировать, оценивать различные факты, события, явления или суждения, а также способностью переживать, обращаться к личным смыслам и значениям при интерпретации разного рода информации.

Актуализация субъектной позиции студента-журналиста способствует расширению границ его ценностного и ответственного отношения к себе, к образованию, к выбранной профессиональной деятельности, её целям, смыслам и результатам; активизации процессов самореализации, самосовершенствования на основе принятых и транслируемых ценностей.

Процесс развития профессиональной культуры студентов наиболее эффективен благодаря использованию в журналистском образовании технологий контекстного обучения. По мнению А.А. Вербицкого, автора концепции контекстного обучения, «для достижения целей формирования личности специалиста в вузе необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивает переход, трансформацию одного типа деятельности (познавательный) в другой (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств, предметов и результатов»6. Таким образом, в контекстном обучении моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов.

Мы акцентируем внимание на следующих важнейших характеристиках содержания технологий контекстного обучения:

- с самого начала обучения студент пребывает в деятельностной позиции, предмет которой постепенно превращается из учебного в профессионально-ориентированный;

- в рамках образовательного процесса моделируются условия реальной профессиональной деятельности, что способствует развитию познавательной и профессиональной мотивации студента;

- в системе технологий возможно сочетание как традиционных форм и методов обучения, так и новых, создаваемых преподавателем на основе принципов, целей контекстного обучения.

Вербицкий в контекстном обучении выделяет три базовые формы деятельности студентов: учебную деятельность академического типа (собственно учебную

деятельность), квазипрофессиональную, учебно-профессиональную. Овладение профессией, по мнению исследователя, происходит в результате динамичного перехода от одной формы деятельности к другой благодаря трем взаимосвязанным обучающим моделям: семиотической, имитационной и социальной7.

В журналистском образовании в рамках учебной деятельности академического типа, которой соответствует семиотическая модель обучения, целесообразно применение интерактивных форм и методов проведения занятий, таких как лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, проблемный семинар, учебная дискуссия, индивидуальная и

6 Вербицкий, А.А.Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991. - С. 51.

7 Вербицкий,А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России, 2006. -№ 11. - С. 39-46.

коллективная работа с журналистскими текстами, что способствует эффективному освоению предметных знаний, социокультурных и коммуникативных компетенций.

Наиболее эффективными образовательными технологиями в

квазипрофессиональной деятельности, которой соответствует имитационная модель обучения, являются дебаты, профессионально-ориентированный тренинг, анализ конкретных профессиональных ситуаций, деловые и ролевые игры.

Профессионально-ориентированный тренинг как один из методов активного обучения содействует формированию у студентов-журналистов навыков конструктивного поведения, освоению участниками нового опыта творческой деятельности, межличностной коммуникации и эмоционально-ценностных отношений.

Проведение занятий в форме дебатов позволяет студентам освоить навыки представления информации в различных формах, приобрести умение отстаивать свою позицию в отношении актуальных политических, экономических и социокультурных вопросов, а также проблем, касающихся функционирования медиасферы. Такой вид организации занятий целесообразно использовать как форму контроля самостоятельной работы студентов по определенному тематическому блоку, а также проводить дебаты на практических занятиях: после изучения тем, вызвавших наибольший интерес у студентов, для закрепления и акцентирования внимания на сущностной характеристике изученного материала.

Анализ на занятиях конкретных профессиональных ситуаций, в том числе ситуаций морального выбора, возникающих в работе специалистов средств массовой коммуникации, побуждает будущего журналиста к активному поиску эффективных способов решения профессиональных задач, к определению рациональных и негативных сторон анализируемых эпизодов, к конструктивному разрешению проблем, которые существуют в журналистской практике.

Деловые и ролевые игры применяются в обучении для моделирования ситуаций, отражающих специфику работы журналиста, для проектирования способов действий в условиях обозначенных моделей, для демонстрации методов и приемов применения теоретических знаний к решению определенной практической задачи. Чем больше игровая деятельность приближена к реальной журналистской, тем выше ее познавательный и практический эффект.

Учебно-профессиональной деятельности соответствует социальная обучающая модель. Основой данной модели является создание проблемных ситуаций или фрагментов профессиональной деятельности, которые студенты-журналисты изучают, анализируют, в рамках которых взаимодействуют. Здесь важны эффективные действия самих студентов, взаимодействие преподавателя и студентов при решении учебных, исследовательских, а также профессиональных задач и проблем. Среди форм организации учебного процесса, при реализации социальной обучающей модели, мы выделяем научно-исследовательскую работу студентов, производственную практику, работу над созданием и реализацией индивидуальных и групповых медиапроектов, курсовое и дипломное проектирование.

Применение технологий контекстного обучения позволяет актуализировать интеграцию учебной и профессиональной деятельности в условиях университетского образования; способствует развитию профессиональной культуры будущих журналистов, проявлению творческой активности в освоении сути журналистской профессии, переходу от выполнения стандартных механизмов разрешения профессиональных задач к инициативным поисковым действиям; а также способствует формированию профессиональной и социальной компетентности будущих специалистов масс-медиа.

Данный аспект исследования проблемы развития профессиональной культуры будущих журналистов в условиях университета предполагает увеличение объема культурологического и аксиологического содержания, моделирование социального и профессионального контекстов журналистской деятельности, использование в учебном

процессе практико-ориентированных технологий обучения, что способствует повышению качества журналистского образования.

Библиографический список

1. Андреева Ю.В. Развитие конкурентоспособности студентов-журналистов // Педагогика, 2006. - № 5. - С. 67-70.

2. Бездухов, А.В., Воронцов В.П. Теория и практика приобщения учащихся к ценностям. - Самара, 2002.

3. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М., Воронеж,

1996.

4. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе контекстный подход. - М.,

1991.

5. Вербицкий, А.А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. - 2006. - № 11. - С. 39-46.

6. Дзялошинский, И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. - М.,

1996.

7. Каган, М.С. Философская теория ценностей. - СПб, 1997.

8. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. - Оренбург, 2000.

9. Кирьякова, А.В., Мосиенко Л.В., Ольховая Т.А. Университеты в современном мире: аксиологический ресурс развития. - Оренбург, 2010.

10. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. - М, 1990.

11. Мелекесов, Г.А. Аксиологический потенциал личности будущего педагога: становление и развитие. - М., 2002.

12. Олешко, В.Ф. Журналистское образование и профессиональная культура журналиста: парадигмы взаимовлияния / Современное журналистское образование: синтез теории и практики / под ред. Г.В. Лазутиной. - М., 2010.

13. Ольховая, Т.А. Становление субъектности студента университета. - Оренбург,

2006.

14. Полякова, А.А. Образование и культура (аксиологический аспект) // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2000. - № 1 - С. 16-21.

15. Правовые и этические нормы в журналистике / сост. Е. П. Прохоров. - М., 2009.

16. Розов, Н.С. Культура, ценности и развитие образования. - М., 1992.

17. Свитич, Л.Г. Нравственные ценности как регулятор профессионального поведения журналиста //Этика речевого поведения российского журналиста / ред. - сост. Л.Р. Дускаева. - СПб., 2009.

18. Современная журналистика: дискурс профессиональной культуры / под ред. В.Ф. Олешко. - Екатеринбург, 2005.

19. Современное журналистское образование: компетентностный подход / под ред. Г.В. Лазутиной. - М., 2011.

20. Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. -Челябинск, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.