Теория и методика профессионального образования
Н.С. Авдонина
Инновационные образовательные подходы как эффективный фактор развития профессиональной идентичности студентов
В статье анализируются отдельные аспекты профессиональной идентичности студентов. Раскрывается потенциал личностно-ориентированного, дея-тельностного, компетентностного, амбивалетного, событийного, социализирующего и аксиологического образовательных подходов к формированию профессиональной идентичности. Анализируются содержательный, организационный и профессионально-прикладной аспекты реализации данных подходов на дисциплине «Интернет-СМИ».
Ключевые слова: медиаобразование, молодежная политика, профессиональная идентичность студентов, образовательные подходы, компетенции молодых специалистов, погружение в профессиональную деятельность.
В современном российской высшем образовании теория преобладает над практикой, занятия в основном проводятся в аудиториях, непосредственно в производственные процессы студенты включаются на практиках, технологии развиваются с такой быстротой, что не все преподаватели успевают следить за обновлениями. При этом существует явный запрос со стороны государства, общества и работодателей в компетентных выпускниках, не просто знающих, но умеющих применить теорию на практике.
В 2014 г. были приняты «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г.». В стратегию государственной молодежной политики входит создание условий для формирования личности,
го о сс
ы
о л
^ л го
О CD
к о
(D го го
л го
О .
Ы vQ
сс и о
и
а. си
о
О
1— . с
которая будет совершенствоваться, обладать широким кругозором, будет конкурентоспособна, неравнодушна, высоконравственна, способна адаптироваться к новым условиям и воспринимать оригинальные идеи. Государство ждет от молодежи независимости мышления, профессиональных знаний, культуры межнационального общения и ответственности [4]. В 2016 г. российская рекрутинговая компания «Head Hunter" проводила опрос среди работодателей на тему основных требований к молодым специалистам. Среди ожидаемых компетенций были названы: инициативность (63%), высокая ответственность (50%) и умение работать в команде (44%), умение работать самостоятельно (44%) и наличие хорошей теоретической базы (20%), представление о будущей работе (25%) и наличие практических навыков (19%) [3]. Разрабатывая рабочие программы и учебные планы, преподавателям следует учитывать не только требования ФГОСов, где перечислены основные компетенции, но также пожелания работодателей.
Мы полагаем целесообразным создавать в университете такой образовательный контекст, который поможет студентам в их профессиональной идентификации. Процесс идентификации способствует формированию в человеке таких свойств, которые помогут ему противостоять «разрушительным воздействиям среды» [1, с. 18] и прогнозировать опасности. Идентификация - «психологический процесс отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, коллективом, помогающий ему успешно овладевать различными видами социальной деятельности, усваивать и преобразовывать социальные нормы и ценности, принимать социальные роли» [6, с. 324]. Чтобы идентифицировать себя с выбранной профессией, человеку необходимо знать и оценить, ради чего он занимается этим видом деятельности. Цель в данном случае образует смысл профессиональной жизни.
Н.С. Пряжников исходит из того, что профессиональная идентичность студентов формируется на 4-5 курсах под влиянием производственной практики, при этом на втором году работы обучающийся может осознать собственную непригодность к профессии. Полагаем возможным подробнее обсудить это положение. С переходом на Болонскую систему процесс обучения, с одной стороны, сократился, а с другой - удлинился. Одним студентам достаточно диплома бакалавра, другие захотят продолжить обучение в магистратуре по той же специальности или даже сменить специализацию. Мы полагаем, что у поступивших в университет студентов сформирована первичная профессиональная идентичность, которая находится на низшем уровне, и во многом от педагогов зависит, будет ли эта идентичность развиваться дальше или нет. Некоторые студенты еще в момент учебы в вузе начинают работать
51
ее
по специальности, что только усиливает их чувство профессиональной Е идентичности. С нашей точки зрения, формирование профессиональной § ® идентичности в университете возможно сделать более эффективным 5 ° при условии погружения в профессиональную деятельность в аудитор- 1 1 ное и внеурочное время. | <§
Формулируя определение профессиональной идентичности, мы опи- о § рались на позиции Е.П. Ермолаевой [2] и Л.Б. Шнейдер [7]. Професси- чю ональная идентичность - это состояние соответствия личности выбран- с ной профессии, которое представлено синтезом личностных и важных профессиональных качеств, способствующих профессиональному развитию и самосовершенствованию. В определении подчеркивается значимость трех вопросов профессиональной идентификации личности:
1) «Кто я в мире профессий?»;
2) «Какой я профессионал?», «Что делает меня профессионалом?»;
3) «Для чего я это делаю?»
Профессиональная идентичность - это тождественность себя себе-профессионалу, это позитивно окрашенный образ «Я-профес-сионала», когда человек и профессия образуют единое целое. Для достижения единства индивиду необходимо сделать правильный выбор между «Идеальным Я-профессионалом» и «Реальным Я-про-фессионалом». «Идеальное Я» включает личные и общепринятые, навязанные массовой культурой представления о профессии, «Реальное Я» - это результат самостроительства профессионала, включающий приобретения, кризисы, потери, разочарования и отречение от первоначально сделанного на этапе профессионального самоопределения выбора. «Реальное Я» более всего подвержено изменениям, например, в начале первого университетского курса это одно «Я», в момент получения диплома - совсем другое «Я». Преобладание одного «Я» над другими ведет к изменению личности. Стремления, надежды и мечты («Идеальное Я») должны подкрепляться реальными действиями и поступками. Например, если человек хочет, мечтает работать журналистом, ему необходимо определить, во-первых, свою предрасположенность или негодность к профессии; во-вторых, развивать задатки и способности; в-третьих, выбрать и поступить в соответствующее образовательное учреждение. В университете может возникнуть дилемма: с одной стороны, человек получает образование, профессиональные знания и навыки в университетских стенах; с другой - понимает, что этого недостаточно, и, будучи студентом, начинает работать по профессии либо продолжает учиться, переживая первый кризис профессиональной идентичности. Несовпадение «Идеального Я» и «Реального Я» может привести к серьезным
4 X го О s oß
к ^ о
Ф го m
5 л го ^ О О.
го о к
cd =| психологическим травмам, разочарованиям в учебе и профессии, в результате поиски себя придется начинать заново.
В настоящей статье мы хотим обратить внимание на некоторые обра-^сэ зовательные подходы, которые мы считаем эффективными для формирования и развития профессиональной идентичности у студентов. _ ^ Личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, Л.И. Новикова, В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин) позволяет ориентировать (направить) образовательную деятельность на личность студента, позволяет организовать необходимые педагогические условия для развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания, совершенствования и самосовершенствования личности. При личностной ориентации образовательная деятельность направлена на мотивационно-смысловую сферу [2, с. 48]. Личностно-ориентированный подход позволяет увидеть в человеке личность, индивидуальность, самостоятельную, независимую, оригинальную. Специфика личностно-ориентированного подхода в поле формирования профессиональной идентичности определяется отношением педагога к учащимся и построением всей системы взаимных отношений. Студенты воспринимаются как младшие коллеги, начинающие специалисты и профессионалы, не только как субъекты образовательного процесса, но как субъекты совместной профессиональной деятельности. В таком случае педагог видит свою задачу не в обучении, а в передаче и обмене профессионально важных знаний, умений, навыков и компетенций. Если понимать под главной целью личностно-ориентированного подхода развитие личности обучающегося, то в профессиональном образовании эта главная цель будет развитие личности профессионала. Мы разделяем положение Л.И. Новикова [5, с. 130] о субъективной активности, когда обучающийся сам творит свою траекторию обучения и самого себя, студенту необходимо предоставить свободу в очерченных рамках, чтобы он самостоятельно строил себя как профессионала, приобретал свой профессиональный опыт и участвовал в профессиональном общении. Приобретение (или отрицание) возможно только в случае свободного выбора, этот выбор должен быть осознанным и самостоятельным. Обучающийся идет от собственной интенции «я хочу / мне это нужно», а не от внешнего воздействия «тебе нужно / ты должен».
Преподавателям важно понимать, что уже с первого курса они готовят профессионалов, а не учат студентов, и что именно с первого курса начинается процесс формирования профессиональной идентичности. Не объяснение, не повторение, не имитация являются системообразующими элементами личностно-ориентированной технологии, а понимание и взаимопонимание, действие и взаимодействие, сотрудничество.
Отсюда - наиболее удачным и эффективным средством обучения Е и воспитания будет совместная с педагогом проектная деятельность. § ® Адаптируя принципы педагогики поддержки Ш. Амонашвили, - g ° «любить ребенка», «очеловечить среду, в которой он или она живет», | i «прожить в ребенке свое детство» [6] - можно сказать, что в процес- | g се формирования профессиональной идентичности студентов важно о § создать для них профессиональную среду еще в стенах университета S ю и прожить со студентами свою профессиональную карьеру еще раз с (принцип «любить» разумно оставить неизменным). Чтобы формировать и развивать профессиональную идентичность в студентах, педагог должен сам обладать развитой профессиональной идентичностью, должен сохранять в себе профессионала, развивать профессионально важные качества, совершенствоваться в соответствии с современным миром профессий.
Деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) предполагает формирование личности в процессе некоей деятельности. В процессе деятельности затрагивается сфера мотивов, актуализируются профессиональные потребности, апробируются профессиональные знания, пробреются профессиональные умения и навыки. Деятельностный подход дополняет личностно-ориентированный подход, поскольку педагогу следует учитывать возможности, способности и потребности каждого студента, участвующего в практической деятельности.
Компетентностный подход (Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской) необходим для построения системы педагогических условий формирования профессиональной идентичности. Как говорит А.М. Новиков, данный подход «основан на концепции компетенций как основе формирования у обучающихся способностей решать важные практические задачи и воспитания личности в целом» [5, с. 128]. Тот же автор ставит знак равенства между компетенциями и умениями. Говоря о формировании профессиональной идентичности, необходимо учитывать вес тех или иных компетенций.
Социализирующий подход (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, М.В. Шакурова, Р. Ясницкая) позволяет учесть влияние на личность различных социальных институтов. С целью формирования профессиональной идентичности необходимо учитывать влияние прежнего профессионального или квазипрофессионального опыта студентов, их семейного и ближайшего окружения, особенно если оно связано с выбранной профессией. Проектная деятельность является тем действенным средством, которое будет способствовать социализации студентов.
*
го о к
=ё Аксиологический подход (Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова) позволит В ^ о выявить необходимые профессиональные ценности и ценностные ори-
Ф го го
| о о. ентации, выстроить с их учетом педагогические условия формирования § профессиональной идентичности, в частности поведенческого ком-
о-е- понента, и закрепить их в практической деятельности студентов. При
ш о
_ ^ аксиологическом подходе обучение и воспитание понимается как процесс освоения ценностей, в контексте данной статьи - профессиональных ценностей. Аксиологический подход связан с личностно-ориенти-рованным, поскольку высшей ценностью общества является человек, личность как субъект и профессионал.
Амбивалентный подход (Л.И. Новикова) позволит выстроить педагогические условия формирования профессиональной идентичности через «дуальную оппозицию» «свобода - ответственность», «субъект - объект», «коллектив - индивидуальность». Педагогу необходимо очертить рамки, педагогические условия образовательного пространства, в которых студенты смогут действовать и развивать необходимые профессиональные качества, и в результате студенты получат право свободного выбора.
Событийный подход (А.С. Макаренко) позволит выбрать и создать значимые для формирования профессиональной идентичности у студентов события, которые будут вызывать у учащихся положительные эмоции. В проектной деятельности это может быть совместный поиск идеи проекта или успешная его защита.
Далее мы представим в обобщенном виде реализацию перечисленных выше подходов на примере организации проектной деятельности со студентами-журналистами 4 курса на дисциплине «Интернет-СМИ».
Содержательный аспект. В процессе освоения дисциплины «Интернет-СМИ» студенты могли:
- прослушать лекции на актуальные темы по интернет-журналистике, что дает возможность сформировать когнитивный компонент профессиональной идентичности (темы «Форматы и жанры интернет-журналистики», «Мультимедийные форматы»);
- расширить знания о функционировании современной журналистики в целом и соотнести с имеющимися знаниями и практикой (тема «Навыки и инструментарий интернет-журналиста»);
- познакомиться с лучшими образцами российской и зарубежной интернет-журналистики (тема «Мультимедийный проект как основа интернет-журналистики»);
- развить способности к мультимедийному мышлению, сформировать необходимые для активной работы в интернет-редакции умения. Организующий аспект. Перечисленные выше подходы позволили
использовать инновационные методы, формы и средства обучения:
00
- интерактивные методы: мозговой штурм, диалоги, беседы;
- эмпирические методы: моделирование, встречи с работодателями, работа в группах над практическим заданием с целью приобретения пози- g ° тивного опыта командной работы, решения конфликтных ситуаций;
- применение средств визуальной наглядности; 2 g
Е о
- создание творческого пространства, предполагающего практическое о pg освоение дисциплины; S vg
- использование социальных медиа и интернет-ресурса Google для с совместной работы.
Профессионально-прикладной аспект. Дисциплина «Интернет-СМИ» является одной из важнейших в освоении профессии журналиста. Педагогом было создано пространство для реальной практической работы. В ходе практических занятий студенты совместно с педагогом работали над мультимедийным проектом для одного из государственных образовательных учреждений системы среднего специального образования. В процессе студенты могли отработать полученные за четыре года знания, умения и навыки, такие как: метод интервьюирования, наблюдения, творческого мышления, фото- и видеосъемки, написания публицистических текстов. Студенты на практике осваивали новые знания по дизайну и верстке интернет-страниц, обработке и написанию текстов для интернет-СМИ. Педагог в данном проекте находился в роли тренера или старшего коллеги, координировавшего совместную работу. Студентам была предоставлена свобода в строго очерченных рамках. В результате готовый проект был сдан в срок и представлен руководству колледжа.
Таким образом, процесс формирования профессиональной идентичности обеспечивается внедрением и адаптацией различных образовательных подходов: личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного, амбивалетного, событийного, социализирующего и аксиологического. В процессе учебы студентов необходимо погружать в профессиональную деятельность не только на практиках, но и на занятиях, это может быть как квазипрофессиональная деятельность, например, выпуск учебной газеты, так и реальное выполнение социального проекта.
Библиографический список
1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград, 2001.
2. Ермолаева Е.П. Оценка реализации профессионала в системе «человек -профессия - общество». М., 2011.
3. Какие требования предъявляют работодатели к молодым специалистам. URL: https://career.ru/article/18255 (дата обращения: 24.12.2016).
Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г. URL: http://government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения: 25.12.2016).
Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Под ред. С.Я. Баты-шева, А.М. Новикова. Изд. 3-е, перераб. М., 2009. Рогов Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала. М., 2003. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М., 2001.
Авдонина Наталья Сергеевна - кандидат политических наук; доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. E-mail: natalia. [email protected]
N.S. Avdonina
Innovative educational approaches as an effective factor of developing students' professional identity
The article analyzes specific aspects of students' professional identity. The potential of personality-oriented, practice-based, competency-based, ambivalent, eventful, socializing, and axiological educational approaches to developing professional identity are discussed. The author analyses content, organizational, and professional aspects of the realization of the discipline «Online Mass Media».
Key words: media-education, youth policy, students' professional identity, educational approaches, young specialists' competences, involvement in professional activity.
Avdonina Natalia S. - PhD in Political Science; Associate Professor of the Department of Journalism, Advertisement and PR, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov
ro о сс
ы
о л
л го
О CD
к о
(D го го
л го
о .
Ы VO
cc и о
и
а. си
о-а
О
i— . с
5