Научная статья на тему 'Инновационные образовательные подходы как эффективный фактор развития профессиональной идентичности студентов'

Инновационные образовательные подходы как эффективный фактор развития профессиональной идентичности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ / КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MEDIA-EDUCATION / YOUTH POLICY / STUDENTS' PROFESSIONAL IDENTITY / EDUCATIONAL APPROACHES / YOUNG SPECIALISTS' COMPETENCES / INVOLVEMENT IN PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдонина Н.С.

В статье анализируются отдельные аспекты профессиональной идентичности студентов. Раскрывается потенциал личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного, амбивалетного, событийного, социализирующего и аксиологического образовательных подходов к формированию профессиональной идентичности. Анализируются содержательный, организационный и профессионально-прикладной аспекты реализации данных подходов на дисциплине «Интернет-СМИ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative educational approaches as an effective factor of developing students' professional identity

The article analyzes specific aspects of students' professional identity. The potential of personality-oriented, practice-based, competency-based, ambivalent, eventful, socializing, and axiological educational approaches to developing professional identity are discussed. The author analyses content, organizational, and professional aspects of the realization of the discipline «Online Mass Media».

Текст научной работы на тему «Инновационные образовательные подходы как эффективный фактор развития профессиональной идентичности студентов»

Теория и методика профессионального образования

Н.С. Авдонина

Инновационные образовательные подходы как эффективный фактор развития профессиональной идентичности студентов

В статье анализируются отдельные аспекты профессиональной идентичности студентов. Раскрывается потенциал личностно-ориентированного, дея-тельностного, компетентностного, амбивалетного, событийного, социализирующего и аксиологического образовательных подходов к формированию профессиональной идентичности. Анализируются содержательный, организационный и профессионально-прикладной аспекты реализации данных подходов на дисциплине «Интернет-СМИ».

Ключевые слова: медиаобразование, молодежная политика, профессиональная идентичность студентов, образовательные подходы, компетенции молодых специалистов, погружение в профессиональную деятельность.

В современном российской высшем образовании теория преобладает над практикой, занятия в основном проводятся в аудиториях, непосредственно в производственные процессы студенты включаются на практиках, технологии развиваются с такой быстротой, что не все преподаватели успевают следить за обновлениями. При этом существует явный запрос со стороны государства, общества и работодателей в компетентных выпускниках, не просто знающих, но умеющих применить теорию на практике.

В 2014 г. были приняты «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г.». В стратегию государственной молодежной политики входит создание условий для формирования личности,

го о сс

ы

о л

^ л го

О CD

к о

(D го го

л го

О .

Ы vQ

сс и о

и

а. си

о

О

1— . с

которая будет совершенствоваться, обладать широким кругозором, будет конкурентоспособна, неравнодушна, высоконравственна, способна адаптироваться к новым условиям и воспринимать оригинальные идеи. Государство ждет от молодежи независимости мышления, профессиональных знаний, культуры межнационального общения и ответственности [4]. В 2016 г. российская рекрутинговая компания «Head Hunter" проводила опрос среди работодателей на тему основных требований к молодым специалистам. Среди ожидаемых компетенций были названы: инициативность (63%), высокая ответственность (50%) и умение работать в команде (44%), умение работать самостоятельно (44%) и наличие хорошей теоретической базы (20%), представление о будущей работе (25%) и наличие практических навыков (19%) [3]. Разрабатывая рабочие программы и учебные планы, преподавателям следует учитывать не только требования ФГОСов, где перечислены основные компетенции, но также пожелания работодателей.

Мы полагаем целесообразным создавать в университете такой образовательный контекст, который поможет студентам в их профессиональной идентификации. Процесс идентификации способствует формированию в человеке таких свойств, которые помогут ему противостоять «разрушительным воздействиям среды» [1, с. 18] и прогнозировать опасности. Идентификация - «психологический процесс отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, коллективом, помогающий ему успешно овладевать различными видами социальной деятельности, усваивать и преобразовывать социальные нормы и ценности, принимать социальные роли» [6, с. 324]. Чтобы идентифицировать себя с выбранной профессией, человеку необходимо знать и оценить, ради чего он занимается этим видом деятельности. Цель в данном случае образует смысл профессиональной жизни.

Н.С. Пряжников исходит из того, что профессиональная идентичность студентов формируется на 4-5 курсах под влиянием производственной практики, при этом на втором году работы обучающийся может осознать собственную непригодность к профессии. Полагаем возможным подробнее обсудить это положение. С переходом на Болонскую систему процесс обучения, с одной стороны, сократился, а с другой - удлинился. Одним студентам достаточно диплома бакалавра, другие захотят продолжить обучение в магистратуре по той же специальности или даже сменить специализацию. Мы полагаем, что у поступивших в университет студентов сформирована первичная профессиональная идентичность, которая находится на низшем уровне, и во многом от педагогов зависит, будет ли эта идентичность развиваться дальше или нет. Некоторые студенты еще в момент учебы в вузе начинают работать

51

ее

по специальности, что только усиливает их чувство профессиональной Е идентичности. С нашей точки зрения, формирование профессиональной § ® идентичности в университете возможно сделать более эффективным 5 ° при условии погружения в профессиональную деятельность в аудитор- 1 1 ное и внеурочное время. | <§

Формулируя определение профессиональной идентичности, мы опи- о § рались на позиции Е.П. Ермолаевой [2] и Л.Б. Шнейдер [7]. Професси- чю ональная идентичность - это состояние соответствия личности выбран- с ной профессии, которое представлено синтезом личностных и важных профессиональных качеств, способствующих профессиональному развитию и самосовершенствованию. В определении подчеркивается значимость трех вопросов профессиональной идентификации личности:

1) «Кто я в мире профессий?»;

2) «Какой я профессионал?», «Что делает меня профессионалом?»;

3) «Для чего я это делаю?»

Профессиональная идентичность - это тождественность себя себе-профессионалу, это позитивно окрашенный образ «Я-профес-сионала», когда человек и профессия образуют единое целое. Для достижения единства индивиду необходимо сделать правильный выбор между «Идеальным Я-профессионалом» и «Реальным Я-про-фессионалом». «Идеальное Я» включает личные и общепринятые, навязанные массовой культурой представления о профессии, «Реальное Я» - это результат самостроительства профессионала, включающий приобретения, кризисы, потери, разочарования и отречение от первоначально сделанного на этапе профессионального самоопределения выбора. «Реальное Я» более всего подвержено изменениям, например, в начале первого университетского курса это одно «Я», в момент получения диплома - совсем другое «Я». Преобладание одного «Я» над другими ведет к изменению личности. Стремления, надежды и мечты («Идеальное Я») должны подкрепляться реальными действиями и поступками. Например, если человек хочет, мечтает работать журналистом, ему необходимо определить, во-первых, свою предрасположенность или негодность к профессии; во-вторых, развивать задатки и способности; в-третьих, выбрать и поступить в соответствующее образовательное учреждение. В университете может возникнуть дилемма: с одной стороны, человек получает образование, профессиональные знания и навыки в университетских стенах; с другой - понимает, что этого недостаточно, и, будучи студентом, начинает работать по профессии либо продолжает учиться, переживая первый кризис профессиональной идентичности. Несовпадение «Идеального Я» и «Реального Я» может привести к серьезным

4 X го О s oß

к ^ о

Ф го m

5 л го ^ О О.

го о к

cd =| психологическим травмам, разочарованиям в учебе и профессии, в результате поиски себя придется начинать заново.

В настоящей статье мы хотим обратить внимание на некоторые обра-^сэ зовательные подходы, которые мы считаем эффективными для формирования и развития профессиональной идентичности у студентов. _ ^ Личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, Л.И. Новикова, В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин) позволяет ориентировать (направить) образовательную деятельность на личность студента, позволяет организовать необходимые педагогические условия для развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания, совершенствования и самосовершенствования личности. При личностной ориентации образовательная деятельность направлена на мотивационно-смысловую сферу [2, с. 48]. Личностно-ориентированный подход позволяет увидеть в человеке личность, индивидуальность, самостоятельную, независимую, оригинальную. Специфика личностно-ориентированного подхода в поле формирования профессиональной идентичности определяется отношением педагога к учащимся и построением всей системы взаимных отношений. Студенты воспринимаются как младшие коллеги, начинающие специалисты и профессионалы, не только как субъекты образовательного процесса, но как субъекты совместной профессиональной деятельности. В таком случае педагог видит свою задачу не в обучении, а в передаче и обмене профессионально важных знаний, умений, навыков и компетенций. Если понимать под главной целью личностно-ориентированного подхода развитие личности обучающегося, то в профессиональном образовании эта главная цель будет развитие личности профессионала. Мы разделяем положение Л.И. Новикова [5, с. 130] о субъективной активности, когда обучающийся сам творит свою траекторию обучения и самого себя, студенту необходимо предоставить свободу в очерченных рамках, чтобы он самостоятельно строил себя как профессионала, приобретал свой профессиональный опыт и участвовал в профессиональном общении. Приобретение (или отрицание) возможно только в случае свободного выбора, этот выбор должен быть осознанным и самостоятельным. Обучающийся идет от собственной интенции «я хочу / мне это нужно», а не от внешнего воздействия «тебе нужно / ты должен».

Преподавателям важно понимать, что уже с первого курса они готовят профессионалов, а не учат студентов, и что именно с первого курса начинается процесс формирования профессиональной идентичности. Не объяснение, не повторение, не имитация являются системообразующими элементами личностно-ориентированной технологии, а понимание и взаимопонимание, действие и взаимодействие, сотрудничество.

Отсюда - наиболее удачным и эффективным средством обучения Е и воспитания будет совместная с педагогом проектная деятельность. § ® Адаптируя принципы педагогики поддержки Ш. Амонашвили, - g ° «любить ребенка», «очеловечить среду, в которой он или она живет», | i «прожить в ребенке свое детство» [6] - можно сказать, что в процес- | g се формирования профессиональной идентичности студентов важно о § создать для них профессиональную среду еще в стенах университета S ю и прожить со студентами свою профессиональную карьеру еще раз с (принцип «любить» разумно оставить неизменным). Чтобы формировать и развивать профессиональную идентичность в студентах, педагог должен сам обладать развитой профессиональной идентичностью, должен сохранять в себе профессионала, развивать профессионально важные качества, совершенствоваться в соответствии с современным миром профессий.

Деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) предполагает формирование личности в процессе некоей деятельности. В процессе деятельности затрагивается сфера мотивов, актуализируются профессиональные потребности, апробируются профессиональные знания, пробреются профессиональные умения и навыки. Деятельностный подход дополняет личностно-ориентированный подход, поскольку педагогу следует учитывать возможности, способности и потребности каждого студента, участвующего в практической деятельности.

Компетентностный подход (Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской) необходим для построения системы педагогических условий формирования профессиональной идентичности. Как говорит А.М. Новиков, данный подход «основан на концепции компетенций как основе формирования у обучающихся способностей решать важные практические задачи и воспитания личности в целом» [5, с. 128]. Тот же автор ставит знак равенства между компетенциями и умениями. Говоря о формировании профессиональной идентичности, необходимо учитывать вес тех или иных компетенций.

Социализирующий подход (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, М.В. Шакурова, Р. Ясницкая) позволяет учесть влияние на личность различных социальных институтов. С целью формирования профессиональной идентичности необходимо учитывать влияние прежнего профессионального или квазипрофессионального опыта студентов, их семейного и ближайшего окружения, особенно если оно связано с выбранной профессией. Проектная деятельность является тем действенным средством, которое будет способствовать социализации студентов.

*

го о к

=ё Аксиологический подход (Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова) позволит В ^ о выявить необходимые профессиональные ценности и ценностные ори-

Ф го го

| о о. ентации, выстроить с их учетом педагогические условия формирования § профессиональной идентичности, в частности поведенческого ком-

о-е- понента, и закрепить их в практической деятельности студентов. При

ш о

_ ^ аксиологическом подходе обучение и воспитание понимается как процесс освоения ценностей, в контексте данной статьи - профессиональных ценностей. Аксиологический подход связан с личностно-ориенти-рованным, поскольку высшей ценностью общества является человек, личность как субъект и профессионал.

Амбивалентный подход (Л.И. Новикова) позволит выстроить педагогические условия формирования профессиональной идентичности через «дуальную оппозицию» «свобода - ответственность», «субъект - объект», «коллектив - индивидуальность». Педагогу необходимо очертить рамки, педагогические условия образовательного пространства, в которых студенты смогут действовать и развивать необходимые профессиональные качества, и в результате студенты получат право свободного выбора.

Событийный подход (А.С. Макаренко) позволит выбрать и создать значимые для формирования профессиональной идентичности у студентов события, которые будут вызывать у учащихся положительные эмоции. В проектной деятельности это может быть совместный поиск идеи проекта или успешная его защита.

Далее мы представим в обобщенном виде реализацию перечисленных выше подходов на примере организации проектной деятельности со студентами-журналистами 4 курса на дисциплине «Интернет-СМИ».

Содержательный аспект. В процессе освоения дисциплины «Интернет-СМИ» студенты могли:

- прослушать лекции на актуальные темы по интернет-журналистике, что дает возможность сформировать когнитивный компонент профессиональной идентичности (темы «Форматы и жанры интернет-журналистики», «Мультимедийные форматы»);

- расширить знания о функционировании современной журналистики в целом и соотнести с имеющимися знаниями и практикой (тема «Навыки и инструментарий интернет-журналиста»);

- познакомиться с лучшими образцами российской и зарубежной интернет-журналистики (тема «Мультимедийный проект как основа интернет-журналистики»);

- развить способности к мультимедийному мышлению, сформировать необходимые для активной работы в интернет-редакции умения. Организующий аспект. Перечисленные выше подходы позволили

использовать инновационные методы, формы и средства обучения:

00

- интерактивные методы: мозговой штурм, диалоги, беседы;

- эмпирические методы: моделирование, встречи с работодателями, работа в группах над практическим заданием с целью приобретения пози- g ° тивного опыта командной работы, решения конфликтных ситуаций;

- применение средств визуальной наглядности; 2 g

Е о

- создание творческого пространства, предполагающего практическое о pg освоение дисциплины; S vg

- использование социальных медиа и интернет-ресурса Google для с совместной работы.

Профессионально-прикладной аспект. Дисциплина «Интернет-СМИ» является одной из важнейших в освоении профессии журналиста. Педагогом было создано пространство для реальной практической работы. В ходе практических занятий студенты совместно с педагогом работали над мультимедийным проектом для одного из государственных образовательных учреждений системы среднего специального образования. В процессе студенты могли отработать полученные за четыре года знания, умения и навыки, такие как: метод интервьюирования, наблюдения, творческого мышления, фото- и видеосъемки, написания публицистических текстов. Студенты на практике осваивали новые знания по дизайну и верстке интернет-страниц, обработке и написанию текстов для интернет-СМИ. Педагог в данном проекте находился в роли тренера или старшего коллеги, координировавшего совместную работу. Студентам была предоставлена свобода в строго очерченных рамках. В результате готовый проект был сдан в срок и представлен руководству колледжа.

Таким образом, процесс формирования профессиональной идентичности обеспечивается внедрением и адаптацией различных образовательных подходов: личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного, амбивалетного, событийного, социализирующего и аксиологического. В процессе учебы студентов необходимо погружать в профессиональную деятельность не только на практиках, но и на занятиях, это может быть как квазипрофессиональная деятельность, например, выпуск учебной газеты, так и реальное выполнение социального проекта.

Библиографический список

1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград, 2001.

2. Ермолаева Е.П. Оценка реализации профессионала в системе «человек -профессия - общество». М., 2011.

3. Какие требования предъявляют работодатели к молодым специалистам. URL: https://career.ru/article/18255 (дата обращения: 24.12.2016).

Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г. URL: http://government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения: 25.12.2016).

Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Под ред. С.Я. Баты-шева, А.М. Новикова. Изд. 3-е, перераб. М., 2009. Рогов Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала. М., 2003. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М., 2001.

Авдонина Наталья Сергеевна - кандидат политических наук; доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. E-mail: natalia. avdonina1987@gmail.com

N.S. Avdonina

Innovative educational approaches as an effective factor of developing students' professional identity

The article analyzes specific aspects of students' professional identity. The potential of personality-oriented, practice-based, competency-based, ambivalent, eventful, socializing, and axiological educational approaches to developing professional identity are discussed. The author analyses content, organizational, and professional aspects of the realization of the discipline «Online Mass Media».

Key words: media-education, youth policy, students' professional identity, educational approaches, young specialists' competences, involvement in professional activity.

Avdonina Natalia S. - PhD in Political Science; Associate Professor of the Department of Journalism, Advertisement and PR, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov

ro о сс

ы

о л

л го

О CD

к о

(D го го

л го

о .

Ы VO

cc и о

и

а. си

о-а

О

i— . с

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.