Журналистика. Диалог новых медиа и традиционных СМИ
УДК 37.048.45
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ
В САФУ им. М.В. ЛОМОНОСОВА
CAREER GUIDANCE ON JOURNALISM IN NORTHERN (ARCTIC) FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER M.V. LOMONOSOV
© 2018
Н.С. Авдонина N.S. Avdonina
В статье анализируется опыт организации весенней и летней профориентационных школ журналистики в Северном (Арктическом) федеральном университете им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск). Учитывая систему профессиональных качеств и условий труда журналиста и опираясь на теорию профессиональной идентичности, автор выделяет три компонента профидентичности: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Данная структура профидентичности позволяет отобрать образовательные подходы для организации профориентационной школы: личностно-ориентированный, деятельностный, амбивалентный, событийный и социализирующий. Автор представляет анализ работы профориентационной школы в трех аспектах: содержательном, организующем и профессионально-прикладном.
Ключевые слова: профессиональная идентичность; профориентация; журналистика; содержательный компонент; эмоциональный компонент; поведенческий компонент.
The author shares the experience of spring and summer courses on career guidance on journalism in Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk). Three elements, that come from professional characteristics and work conditions of a journalist and the theory of professional identity, are the following: cognitive, emotional, and behavioral. The structure of professional identity enables to elaborate five educational approaches: personality-friendly, activity-based approach, ambivalent, event-based, and the one providing socialization. The author presents the analysis of the career guidance course in three aspects: content, administration and vocational application.
Keywords: professional identity; career guidance; journalism; content-based component; emotional component, behavioral component.
Профессия формирует облик человека, развивая его качества и личностные особенности, благодаря которым человек выбрал ту или иную профессию и остался в ней, совершенствовался и достиг статуса профессионала и мастера.
Л.Г. Свитич выделяет следующие профессиональные качества журналиста: талант, литературные и творческие способности, любовь к профессии и работоспособность, образованность и эрудиция, компетентность в узкой сфере, которой занимается журналист, любознательность и способность постоянно учиться, мобильность и подвижность, адаптивность, находчивость, быстрая реакция и мужество, смелость, инициативность, выносливость и стрессо-
устойчивость, коммуникабельность, эмпа-тия, наблюдательность, умение удивляться, объективность, интуиция, «репортерский нюх» [1].
У журналиста ненормированный график работы, неравномерный трудовой ритм. Его деятельность характеризуется высокой оперативностью и интенсивностью, напряженностью, обусловленной непредсказуемостью и новизной обстановки, сложностью работы с источниками информации [1].
Особенности журналистики как профессии определяются функционально-ролевым характером профессиональной деятельности. Журналист одновременно выступает и как информатор, и как потре-
Н.С. Авдонина
битель информации, обладающий индивидуально-личностными особенностями.
В 2017 г. в Северном (Арктическом) федеральном университете им. М.В. Ломоносова были организованы две (весенняя и летняя) профориентационные школы журналистики (направление подготовки 42.03.02 Журналистика). Основной аудиторией выступили учащиеся 6-10 классов в возрасте от 12 до 17 лет; в каждой группе было по десять человек. В данной статье будут рассмотрены особые педагогические условия, которые способствуют формированию профессиональной идентичности слушателей школы и помогают им определиться с выбором профессии.
Профессиональная идентичность -это отождествление себя настоящего и себя как профессионала, это позитивно окрашенный образ «Я-профессионала», когда человек и профессия воспринимаются как нечто единое. За 36 часов занятий в проф-ориентационной школе невозможно сформировать образ «Я-профессионала», который бы представлял собой баланс «Реального Я» и «Идеального Я», но за эти часы возможно задать вектор профессионального становления.
В структуру профессиональной идентичности входят три компонента, соответствующие общей структуре личности: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. В содержание эмоционального компонента включены отношение к миру, профессии и себе, мотивы, актуальные профессиональные потребности и стремление к их удовлетворению. Второй компонент в структуре профессиональной идентичности - когнитивный - отражает оценку и самооценку познавательных способностей человека как будущего профессионала, включает внутреннюю мотивацию к овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками, профессиональными компетенциями, профессиональное самосознание, мышление и знание о профессии в целом. Поведенческий компонент включает профессиональные правила и нормы, которые в процессе практической деятельности становятся собственными убеждениями индивида, си-
стему профессиональных ценностей и ценностных ориентаций, регулирующих профессиональное поведение индивида.
В ходе образовательного процесса необходимо учитывать содержание описанных выше компонентов и выстраивать весь процесс в пространстве решения личностных и профессиональных задач, способствующих развитию личности профессионала.
Профориентационное обучение в школе журналистики в САФУ им. М.В. Ломоносова было организовано с учетом пяти подходов: личностно-ориентированного, деятельностного, амбивалентного, событийного и социализирующего.
При личностной ориентации образовательная деятельность направлена на мо-тивационно-смысловую сферу обучения [2, с. 48]. Специфика личностно-ориенти-рованного подхода в условиях профориен-тационной школы определяется особым отношением педагога: пришедшие учиться школьники воспринимаются как младшие коллеги, они не только изучают теорию, но пишут тексты, которые должны публиковаться. На первом занятии целесообразно написать с учащимися новостную заметку о начале обучения в школе, на последнем -об ее окончании. На протяжении двух недель (именно за это время реализуются 36 часов школы журналистов) необходимо не только познакомить с основами журналистской профессии, но и предоставить ребятам возможность взять интервью, написать репортаж, создать фоторепортаж. Таким образом, учащиеся приобретают свой собственный профессиональный опыт.
С личностно-ориентированным подходом связан деятельностный, согласно которому школьники не просто сидят за партами и записывают лекции, они примеряют на себя роль журналистов, действуют: предлагают темы, героев интервью, придумывают вопросы, пишут тексты, фотографируют, снимают видео.
С деятельностным связан событийный подход, что подразумевает участие юных журналистов в таких событиях, которые вызывают у них положительные эмоции. Это может быть совместная экскурсия, затем совместное написание текста и его
Опыт организации профориентационной работы по журналистике в САФУ им. М.В. Ломоносова
публикация. В этом случае обучающиеся видят результат своего труда, который может пригодиться при поступлении в вузы.
Социализирующий подход дополняет все перечисленные подходы. В профориен-тационной школе социализация выполняет несколько функций: с одной стороны, незнакомые школьники становятся на время двух недель одной командой, некоторые даже начинают переписываться, общаться за стенами университета; с другой стороны, учащиеся вступают в квазипрофессиональное поле, узнают о нормах, правилах, ценностях и трудностях профессии.
Мы выделили еще один подход, редко используемый педагогами, - амбивалентный. Он позволяет выстраивать образовательный процесс через координаты «свобода - ответственность», «субъект - объект», «коллектив (команда) - индивидуальность».
Далее мы кратко опишем реализацию перечисленных выше подходов на примере организации профориентационной школы «Журналистика: от идеи до публикации».
Содержательный аспект. В процессе обучения школьники могли: прослушать лекции по темам «Формат и жанры современной журналистики», «История журналистики» и др., что позволяет сформировать когнитивный компонент профессиональной идентичности (темы); расширить знания о функционировании современной журналистики (тема «Аудитория интернет-журналистики», «Традиционные и новые медиа»); познакомиться с лучшими образцами российской и зарубежной журналистики.
Организующий аспект. Перечисленные выше подходы позволили использовать инновационные методы, формы и средства обучения, такие как: интерактивные методы: мозговой штурм, диалоги, беседы; эмпирические методы: встречи с потенциальными работодателями, работа в группах над практическим заданием с целью приобретения позитивного опыта командной работы, решения конфликтных ситуаций; создание творческого пространства; использование социальных медиа и интернет-ресурса Google для совместной работы.
Профессионально-прикладной аспект. Организация свободного пространства реальной практики. Учащиеся вместе с педагогом писали новостные заметки, интервью, зарисовки, репортажи. За 36 часов школьники смогли получить основы таких профессиональных умений, как интервьюирование, наблюдение, фотосъемка, написание информационных текстов. Каждый день в профориентационной школе целесообразно сделать тематическим, посвященным определенному предмету изучения - например, новости, интервью или репортажу. Педагог выполнял роль тренера и консультанта. Обучающиеся выступили не с позиций сторонних наблюдателей, а были внутри образовательного процесса.
Опыт работы профориентационной школы журналистики в САФУ им. М.В. Ломоносова дает основание утверждать, что погружение в квазипрофессиональную деятельность является эффективным способом развития профессиональных компетенций.
* * *
1. Свитич Л.Г. Введение в специальность: Профессия: журналист : учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М. : Аспект-Пресс, 2008. 255 с.
2. Профилактика и преодоление профессиональной деформации специалистов социальной работы : учебно-методическое пособие / под ред. М.В. Воронцовой. Таганрог : Издатель А.Н. Сту-пин, 2013. 272 с.