МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 070 (075.8)
Н. О. Автаева
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород
В. А. Бейненсон
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород
К. А. Болдина
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ В СФЕРЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Практико-ориентированный подход при подготовке бакалавров-журналистов, бакалавров рекламы и связей с общественностью подталкивает нас на поиск оптимальных вариантов организации производственной практики студентов. Продуктивная практика является важной составляющей обучения студентов, которые специализируются в сфере массовой коммуникации, так как способствует внедрению проблемно-компетентностного подхода в образовательный процесс, а также студенты получают возможность адаптации комплекса теоретических знаний к конкретной практической ситуации. Данная статья анализирует опыт кафедры журналистики Института филологии и журналистики Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.
Ключевые слова: проблемно-компетентностный подход, образовательный процесс, профессионально ориентированное образование, медиаобразование, производственная практика.
Основными принципами организации производственной практики студентов кафедры журналистики Института филологии и журналистики Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (ННГУ им. Н. И. Лобачевского) являются синтез теоретической и профессионально-практической деятельности обучающихся, формирование профессиональных компетенций будущих выпускников сферы массовых коммуникаций, а также возможность применить полученные знания в научно-исследовательской работе.
В рамках проблемно-компетентностного подхода к современному медиаобразованию особо важно подчеркнуть, что производственная практика в соответствии с ее целями и содержанием обеспечивает приобретение студентами комплекса общих и профессиональных компетенций, которые не могут быть в полном объеме сформированы только базовыми теоретическими курсами.
В ходе развития журналистского образования исторически первой формой является ученичество на рабочем месте, ориентированное исключительно на приобретение практического профессионального опыта, когда будущий журналист наблюдал за работой наставника и выполнял задания под его руководством. Такая форма была распространена вплоть до конца XIX века. Однако даже с развитием формального, институционализированного журналистского образования в рамках вузов элементы ученичества, то есть долгосрочного «погружения» в практику профессии без чередования с теоретическим обучением использовались в программах советских вузов еще даже в середине XX века [10]. Студенты-журналисты проходили теоретический курс в стенах учебного заведения в течение четырех лет, не выходя на практику, а весь пятый год обучения стажировались в СМИ и только после этого проходили итоговую аттестацию и сдавали государственные экзамены. Такая форма не позволяла устанавливать прочные связи между теоретической подготовкой и практикой, не давала возможности для профессионального самоопределения, вуз фактически не участвовал в формировании базового профессионального опыта студента.
Современный практико-ориентированный подход к высшему образованию в области журналистики и связей с общественностью ориентирует нас на поиск решений в области организации практики, при котором переход в профессию осуществляется логично и постепенно после определенных этапов теоретического обучения. Студент имеет возможность и время осознать свои способности и приоритеты в профессии, попробовать свои силы в различных профессиональных ролях и в разных организациях.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» (уровень бакалавриата) [11] и по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» (уровень бакалавриата) [12], обучающиеся проходят практику двух видов - учебную и производственную. В ННГУ им. Н. И. Лобачевского по данным направлениям практика проводится на каждом курсе, начиная с учебной на первом.
В формулировках ФГОСов по направлениям «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью» в отношении учебной практики речь идет о получении «первичных профессиональных умений и навыков» [11; 12]. При этом воззрения различных вузов на тактику проведения учебной практики могут различаться. Ряд авторов публикаций высказывается за проведение учебной практики в отделах по связям с общественностью внутри вуза, а также в специальных учебных СМИ. Например, в МГУ культуры и искусств существует положительный опыт обязательной учебной практики в общеуниверситетской газете [4]. Нужно также отметить ряд публикаций о позитивном опыте учебных вузовских телестудий в Московском [14], Воронежском [9], Дальневосточном университетах [1; 4]. Поскольку телевидение имеет не только особую специфику подготовки журналистских материалов, но и подразумевает приобретение некоторых технических знаний и навыков, на которые в реальном производственном процессе может не хватать времени и которые удобнее получить в условиях учебной студии.
В ЮУрГУ, например, в 2016-2017 учебном году почти половина (47 %, 112 человек из 268) всех студентов, направленных на учебную и производственную практику по направлениям «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью», проходили ее внутри университета (во вну-тривузовских СМИ и Управлении маркетинга и стратегических коммуникаций) [13].
В Нижегородском университете существует несколько иная стратегия. Студенты 1 и 2 курса имеют возможность пройти учебную и производственную практику как в локальных изданиях, так и в структурах университета - Медиацентре ННГУ, студенческой газете «ЖурФакт», интернет-издании Центра карьеры ННГУ «Лестница», Типографии ННГУ, пресс-службе ННГУ.
Газета «ЖурФакт» - это издание, которое выпускается самими студентами, все этапы подготовки издания - от сбора материалов до верстки - находятся в руках обучающихся. Газета выходит с 2009 года, за этот период издание и авторы, публикующиеся в нем, неоднократно становились лауреатами творческих конкурсов «Первая полоса», «Я-мегаполис», «Вызов-ХХ1 век», «Завтра начинается сегодня» и других.
Медиацентр ННГУ - это современный мультимедийный комплекс, в состав которого входят съемочный павильон, оборудованный камерами с разрешением FullHD и удаленным управлением, световыми приборами, телесуфлером, виртуальная студия, телевизионная аппаратная, в которой студенты получают навыки работы в режиме прямого эфира. Также в распоряжении обучающихся находятся радиостудия, оснащенная профессиональной цифровой системой записи, монтажа и радиовещания, медиакласс, подключенный к единой компьютерной системе «Фабрика новостей», для обучения и работы по подготовке новостного эфира.
«Лестница» - это профориентационный Интернет-журнал Центра карьеры ННГУ, который выпускает студенческая редакция (при поддержке Центра карьеры). Издание предлагает информацию о специальностях, актуальных на рынке труда, способах построить карьеру в науке и искусстве, интервью с ведущими работодателями Нижегородской области, а также полезно-развлекательный контент.
Таким образом, внутри ННГУ существует целый ряд возможностей, которые позволяют студентам младших курсов пройти практику в комфортной психологической атмосфере среди своих сокурсников и знакомых наставников, обрести уверенность в себе, получить первичные опыт и навыки, протестировать свои способности, определить приоритетные направления профессионального роста. Все это позволяет впоследствии идти на практику в городские СМИ и органи-
зации, уже имея за плечами базовый практический опыт. Однако доля таких студентов относительно невелика, что отражено в таблице 1. Если на первом курсе в рамках учебной практики в стенах ННГУ в 2016-2017 учебном году оставались 14 человек из 95 (15 %), то на 2 и 3 курсах в учебных СМИ - лишь по паре человек из потока, а общее количество студентов, проходивших «внутреннюю практику» составило 7 % (в общей сложности 18 человек из 242).
Таблица 1
Выбор студентами в качестве мест прохождения практики подразделений ННГУ и внешних
профильных организаций в 2016-2017учебном году (дневная и заочная форма обучения)
Подразделения ННГУ, учебные СМИ Внешние профильные организации Всего человек
Журналисты, 1курс, д/о 11 29 40
РСО, 1 курс, д/о 2 13 15
Журналисты, 2 курс, д/о 1 37 38
РСО, 2 курс, д/о 0 15 15
Журналисты, 3 курс, д/о 1 14 15
РСО, 3 курс, д/о 1 7 8
Журналисты, 1 курс, з/о 1 21 22
РСО, 1 курс, з/о 0 18 18
Журналисты, 2 курс, з/о 1 10 11
РСО, 2 курс, з/о 0 10 10
Журналисты, 3 курс, з/о 0 8 8
РСО, 3 курс, з/о 0 7 7
Журналисты, 4 курс, з/о 0 6 6
РСО, 4 курс, з/о 0 5 5
Итого 18 224 242
В рамках практико-ориентированного подхода студентам предоставляется возможность уже на первом курсе проходить учебную практику в редакции городских СМИ и отделах по связям с общественностью различных организаций города, чтобы дать им возможность приобрести реальный опыт и сделать первые публикации вне стен альма матер. В этом случае учебная практика от дальнейшей производственной отличается лишь количеством необходимых работ в итоговом портфолио, при этом первокурсники так же неизбежно погружаются в производственный процесс и выполняют самостоятельные задания, как и студенты в рамках производственной практики на более старших курсах. В любом случае студенты имеют возможность выбрать, остаться ли в учебных СМИ вуза или попробовать свои силы в реальном производственном процессе, который часто связан с различными стрессовыми ситуациями.
ФГОСы по направлениям «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью» включают такой тип производственной практики, как «практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности» [11; 12]. Целью такого типа производственной практики является получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, опыта работы по направлению подготовки, закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения. Здесь мы как раз можем говорить о полноценном приобретении профессионального опыта. Поскольку на весь блок практик ФГОС по направлению «Журналистика» отводит для академического бакалавриата не менее 24 зачетных единиц, а по направлению «Реклама и связи с общественностью» - не менее 36, то в учебных планах на каждом курсе есть возможность отвести на практику по получению профессионального опыта в организациях от 4 до 8 недель. Такие сроки дают возможность не только получить первоначальный «инструментальный» опыт или обогатить имеющийся, познакомиться со структурой организации, но и развить коммуникативные способности, отметить собственную психологическую подготовку к будущей профессии, оценить умение вливаться в коллектив, работать в команде, просить, принимать и оказывать помощь, воспринимать критику. Все это играет важную роль при дальнейшем выборе места работы.
Подбор площадок для прохождения производственной практики осуществляется силами как профессорско-преподавательского состава университета, так и самих студентов. В ходе обучения студенты начинают внештатно сотрудничать с различными изданиями и организациями, стремясь по окончании вуза получить желаемое штатное место, иметь опыт работы в конкретной организации и определенную репутацию как сотрудника. ННГУ старается идти навстречу стремлениям студентов и заключать договоры на прохождение практики в выбранных организациях, если их деятельность соответствует профилю обучения. Примечательно, что можно выбрать от локального до федерального издания, в зависимости от предпочтений и амбиций студентов. Таблица 2 иллюстрирует распределение студентов по типам предприятий на производственную практику.
Таблица 2
Распределение студентов по типам предприятий на производственную практику
в 2016-2017 учебном году (дневная и заочная форма обучения)
Локальные/местные Региональные Федеральные
предприятия предприятия предприятия
Журналисты, 1курс, д/о 28% 68% 4%
РСО, 1 курс, д/о 13% 63% 24%
Журналисты, 2 курс, д/о 3% 89% 8%
РСО, 2 курс, д/о 0% 87% 13%
Журналисты, 3 курс, д/о 2% 77% 8%
РСО, 3 курс, д/о 12% 88% 0%
Журналисты, 1курс, з/о 5% 90% 5%
РСО, 1 курс, з/о 0% 78% 22%
Журналисты, 2 курс, з/о 0% 91% 9%
РСО, 2 курс, з/о 10% 90% 0%
Журналисты, 3 курс, з/о 0% 100% 0%
РСО, 3 курс, з/о 14% 86% 0%
Журналисты, 4 курс, з/о 0% 100% 0%
РСО, 4 курс, з/о 0% 100% 0%
Наряду с локальными изданиями производственную практику можно пройти в многочисленных региональных предприятиях и редакциях: пресс-службах, рекламных агентствах, газетах, журналах, радиостанциях, телевидении.
В последние годы некоторые студенты отдают предпочтение трудоустройству на практику в интернет-издания, среди подобных баз практики, с которыми у университета заключен договор, следует назвать: городской интернет-журнал Nevvod.ru (http://nevvod.ru), молодежный интернет-журнал ИЛИ (http://www.ili-nnov.ru), информационный портал о новостях Day2Day (https://www.day.today) и другие. Среди преимуществ данных мест практики можно считать более высокую возможность публикации материалов студентов, так как ресурсы не ограничены в объеме и хронометраже, реализацию творческой активности в написании текстов, подборе или подготовке фотоиллюстративного материала, работу с аудио-и видеоформатами.
Среди региональных радиостанций, которые регулярно принимают студентов на практику, следует назвать, прежде всего, радио «Образ» и радио «Рандеву».
Радио «Образ» - информационно-музыкальная радиостанция. Основу эфира составляет классическая музыка, популярные оркестровки, отечественные эстрадные песни 1950-80-х годов, появилось в нижегородском эфире 15 января 2008 года. По словам создателей радиостанции, «это светское радио духовной направленности с активной жизненной позицией и созидательным отношением к окружающему миру» [7]. Вещает для широкой аудитории, предлагает аналитические, информационные, развлекательные, просветительские программы для взрослых и детей. Здесь студенты, выбравшие программу подготовки «радиовещание», могут получить колоссальный опыт и развить необходимые профессиональные компетенции.
Радио «Рандеву» является первой радиостанцией в Нижнем Новгороде, которая начала вещание в FM-диапазоне, ведет свою историю с 1992 года. Радиостанция позиционирует себя как музыкально-информационная, в эфире значатся тематические программы и выпуски новостей. Интересна эта площадка для практики тем, что приглашает не только студентов-журналистов, сотрудники готовы поделиться опытом и с теми, кто представляет профиль «реклама и связи с общественностью».
Студенты профиля «Телевидение» традиционно выбирают местом производственной практики региональные телекомпании, как частные (телекомпания «Волга», «Первый городской» в Нижнем Новгороде, холдинг «Оптимедиа»), так и государственные (ГТРК «Нижний Новгород», областная телекомпания ННТВ). В основном руководство телекомпаний готово видеть практикантов в информационных программах, а также в проектах, рассчитанных на детскую и молодежную аудиторию. Так, с участием студентов ННГУ создается молодежная телепрограмма ГТРК «Нижний Новгород», которая называется «Зачет».
Весьма многообразен выбор для прохождения практики для тех, кому интересны печатные СМИ. Здесь следует отметить, что можно выбрать и те издания, которые являются вкладками в федеральную периодику, например, «МК в Нижнем Новгороде», «Российская газета-Приволжье», и собственно региональные проекты: «Нижегородские новости», «Земля Нижегородская», «Нижегородская правда», «Автозаводец», «Биржа» и многие другие. Как показывает таблица 3, печатная периодика остается достаточно популярной при выборе мест производственной практики.
Таблица 3
Выбор студентами профилей предприятий для прохождения производственной практики
в 2017 году (дневное и заочное отделение)
Пресс- Информа- Радио, теле- Печатные Интернет- Другое
службы, ционные видение СМИ СМИ
PR-отделы агентства
Журналисты, д/о 3% 3% 41% 35% 14% 4%
РСО, д/о 78% 0% 3% 3% 0% 16%
Журналисты, з/о 2% 4% 22% 23% 34% 15%
РСО, з/о 70% 0% 5% 8% 8% 9%
Нужно отметить, что в рамках направления «Журналистика» в ННГУ существуют специализации «Периодическая печать», «Радиовещание» и «Телевидение». Специализацию студенты выбирают на втором курсе, и дальнейшее их теоретическое обучение продолжается в соответствии с избранной специализацией. Распределение на практику также обычно соответствует заявленной специализации, однако студенты имеют возможность по желанию пройти практику в другом типе СМИ, чтобы получить более широкое представление о потенциальных возможностях в будущей профессии и процессе конвергенции в региональных изданиях.
Для направления «Реклама и связи с общественностью» интересным для организации студенческой практики предприятием является выставочная компания «Узорочье», она организует фестивали, ярмарки, конгрессы, выставочные мероприятия, занимается издательско-просвети-тельской деятельностью (известен проект - справочно-информационная газета «Возглас», освещавшая православные традиции, праздники и другие значимые религиозные события). Студенты не только совершенствуют здесь свои профессиональные навыки, но и для многих эта организация стала местом постоянной работы после окончания университета.
Обучающиеся старших курсов кафедры журналистики ИФиЖ ННГУ очень часто выбирают местом прохождения производственной практики Отдел по связям с общественностью и СМИ выставочного комплекса «Нижегородская ярмарка». Нижегородская ярмарка является одним из старейших и крупнейших выставочных комплексов в России, на территории которого ежегодно собираются известные промышленники, политики, деятели науки и культуры из стран Европы, Америки, Азии. Здесь заключаются масштабные сделки, проводятся около 40 выставок и конгрессов для более полумиллиона посетителей. Участниками выставочных мероприятий становятся представители более 28 стран мира [6].
Нижегородская ярмарка является интересной базой для практики, потому что предоставляет студентам возможность сразу окунуться в журналистскую работу по множеству направлений.
В ходе крупнейших событий выставочного комплекса Отдел по связям с общественностью и СМИ выпускает пресс-бюллетень информационного характера. Среди текстовых материалов пресс-бюллетеней выставочного комплекса традиционно встречаются: новостные заметки о церемонии открытия форумов, о пресс-конференции их участников, о научно-практических конференциях и иных тематических заседаниях; приветственные адреса первых лиц регионального и федерального правительства; рекламные материалы партнеров и спонсоров форумов; опросы участников и посетителей форумов; комментарии руководства выставочного комплекса; информация о сопутствующих форумам специализированных выставках.
Здесь становятся важны не только знания каждого студента, но и личные качества - стрес-соустойчивость, способность грамотно распределять отведенное для выполнения задачи время, системное видение порученного задания. Во время практики на Нижегородской ярмарке студенты имеют возможность приобретать опыт в различных видах профессиональной деятельности.
1) Поиск информации
В ходе практики студенты получают полную свободу действий в плане поиска необходимой им информации. Они имеют возможность общаться со штатными специалистами по рекламе и маркетингу в целях получения статистических сведений, опрашивать руководителей подразделений и участников выставочно-конгрессных мероприятий, проводить телефонные интервью с представителями органов власти и управления. Студентам всегда предоставляется доступ в сеть Интернет. Руководитель практики проводит обучение по работе с ключевыми словами для повышения эффективности поисковых запросов, по таргетированному поиску в системах Яндекс. Новости и новости Google.
2) Интервью
Большое внимание в ходе практики уделяется вопросам подготовки к интервью. Студентам объясняются этапы планирования встречи с интервьюируемым, они изучают биографию будущего собеседника и материалы СМИ, посвященные ему, готовят список актуальных вопросов и прогнозируют ход развития беседы. Обычно интервьюируемыми становятся участники выставочных проектов, цитаты которых потом размещаются в новостных и обзорных материалах Нижегородской ярмарки.
3) Подготовка фотоматериалов
Одним из обязательных заданий становится проведение репортажной сьемки событий программы выставочного-комплекса. По итогам съемки студент учится отбирать удачные кадры, соответствующие критериям, заявленным руководителем практики.
4) Написание и редактирование текстов в разных жанрах (заметка, статья, комментарий, интервью, обзор, пресс-релиз, приветственный адрес, поздравительный адрес)
Отдел по связям с общественностью и СМИ в месяц производит около 70 различных текстовых материалов, необходимых как для распространения и опубликования, так и для внутренних нужд. Один выставочно-конгрессный проект требует минимум три анонсовых материала, два пресс-релиза, три-пять приветственных речей руководства комплекса и представителей органов власти и управления, три сопроводительных текста для рассылки по базе СМИ, а также новостные материалы для сайта и отчеты по итогам реализации проекта.
В рамках данной работы студенты получают навык оперативного написания и редактирования материала. Руководитель практики разбирает типичные ошибки (повторы, несогласованность времен глаголов, нарушение логики, отсутствие таких элементов, как введение в тему и вывод-заключение). Студенты имеют возможность познакомиться с готовыми материалами, подготовленными специалистами отдела по связям с общественностью и СМИ, на их основе создать собственный текст и впоследствии получить ценные рекомендации по его доработке.
5) Ведение новостной ленты сайта (администрирование сайта)
Студентам демонстрируется интерфейс окна администратора сайта Нижегородской ярмарки. Объясняются основные кнопки и инструменты окна, рассказывается об особенностях выкладывания на сайт текстовых и фотоиллюстративных материалов. Таким образом, студенты получают реальные представления о веб-администрировании корпоративного источника информации.
6) Работа с журналистами (организация пресс-конференций и участие в них, координация работы журналистов на территории выставочного комплекса).
Отдел по связям с общественностью и СМИ регулярно организовывает пресс-события с активным вовлечением в эти процессы студентов-практикантов, которые получают представление
о пригласительной кампании, подготовке пресс-китов, подготовке места события и обеспечении комфортной работы журналистов. В этом направлении реализуется привитие навыков организаторской работы, которая является неотъемлемой частью как специалистов пресс-службы, так и журналистов редакций.
7) Подготовка корпоративной газеты (планирование номера, верстка, сбор информации и написание текстов)
Таким образом, в ходе производственной практики студенты приобретают следующие навыки: оперативный сбор и обработка информации, эффективная коммуникация с самыми разными людьми, работа в условиях ограниченного времени, подготовка информационных материалов, планирование и верстка печатного издания, определение текущих приоритетов в журналистской работе.
По итогам практики студенты готовят стандартный пакет отчетной документации, который можно условно разделить на организационную и творческую часть. В число обязательных организационных документов, предусмотренных Положением о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы высшего образования в ННГУ, входит предписание (в нем руководитель от профильной организации пишет характеристику студента и предварительную оценку), индивидуальное задание и совместный план-график.
Кроме того, студент самостоятельно составляет «творческую» часть документации. Во-первых, к ней относится индивидуальный отчет, выполненный в формате эссе, где студент детально описывает ежедневный процесс прохождения практики, выполнение индивидуальных заданий, работу над каждым из выполненных материалов. В индивидуальном отчете обучающийся должен провести анализ работы организации, дать краткую ее характеристику, обозначить основные цели и задачи деятельности организации, функции подразделения, где проводилась практика; проанализировать процесс прохождения практики, выполнение индивидуальных заданий, работу над каждым из выполненных материалов, отметить сложности; проанализировать ход и логику редакторских правок, объяснить изменения и их причины; отметить приобретенные умения и навыки по поиску и верификации актуальной релевантной информации; оценить приобретенные умения и навыки технического характера; отметить психологические аспекты работы. Требование к объему отчета - не менее 5000 знаков.
Задача студента в рамках отчета компактно, но емко провести анализ различных аспектов собственной работы, оценить успехи и проблемы. Формат эссе является разновидностью творческого задания и позволяет отразить саморефлексию. Оценочный характер отчета-эссе дает возможность руководителю практики от ННГУ не только проанализировать практику самого студента, но и понять характер работы руководителя в организации, обстановку в ней, перспективность дальнейшего сотрудничества.
Другим обязательным «творческим» элементом отчетной документации является портфолио. Его составляют студенты обоих направлений («Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью»). Портфолио представляет собой подборку работ студента, выполненных в ходе практики и раскрывающих его индивидуальные достижения.
В портфолио входят опубликованные печатные материалы (газеты, журналы, буклеты и др.); скриншоты опубликованных на электронных ресурсах работ; тексты материалов, вышедших в эфир и записи данных материалов (на диске, флеш-накопителе); работы, выполненные по заданию организации, но неопубликованные (указывается причина, по которой материал не был опубликован). Все материалы портфолио заверяются руководителем от профильной организации. Минимальное количество материалов в портфолио зависит от курса. При оценке портфолио особое внимание уделяется его жанровому разнообразию, а также учитывается характер организации, тип СМИ, его периодичность. По итогам анализа отчетной документации руководитель практики от ННГУ выставляет в предписании собственную предварительную оценку. Окончательная оценка за практику формируется в результате собеседования.
Формирование профессиональных компетенций бакалавра в сфере массовых коммуникаций является необходимым результатом вузовских образовательных программ. Производственная практика в системе подготовки журналистов и специалистов по рекламе и связям с общественностью - это необходимый элемент, без которого усвоение ряда компетенций является невозможным, что подчеркивает важность практики в современных учебных планах.
Список литературы
1. Амирханова, Г. Роль учебных телестудий в обучении журналистов. Опыт ДВФУ. Интервью с Антоном Бубновским [Электронный ресурс] / Г. Амирханова // Best App. - URL: http://bestapp. menu/rol-uchebnyx-telestudij-v-obuchenii-zhurnalistov/.
2. Глебов, Г. И. Рекламная практика в подготовке бакалавров специальности «Реклама и связи с общественностью» / Г. И. Глебов // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. - 2014 - № 12. - С. 124-128.
3. Добкина, М. Ю. Студент-журналист: из опыта практики на региональном телевидении [Текст] / М. Ю. Добкина // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 3 (25). -С. 24-28.
4. Коханая, О. Е. Место производственной практики в профессиональной подготовке журналистов [Электронный ресурс] / О. Е. Коханая // Руконт. - URL: https://rucont.ru/efd/232025.
5. Леонтьева, А. Учебная телестудия ДВФУ — первый шаг от теории к практике [Электронный ресурс] / А. Леонтьева // Сайт Дальневосточного государственного университета. - URL: https://www.dvfu.ru/news/fefu-news/ucebnaa-telestudia-dvfu-pervyj-sag-ot-teorii-k-praktike/.
6. О Ярмарке [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Нижегородской ярмарки». - URL: http://www.yarmarka.ru/content/fair.html.
7. Радио «Образ». О нас [Электронный ресурс] // Сайт радио «Образ». - URL: http://radioobraz. ru/about/.
8. Самчинский, Б. И. Производственная практика журналистов-бакалавров в системе вузовского образования (на примере редакции газеты «Наша газета» НВГУ) [Текст] / Б. И. Самчин-ский // XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей (г. Нижневартовск, 4-5 апреля 2017 года) / отв. ред. А. В. Коричко. Ч. 5. История. Документоведение. Филология. Лингвистика. Журналистика. Реклама. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017. - С. 367-370.
9. Тулупов, В. В. О специфике функционирования вузовского телевидения (на примере ТВ факультета журналистики ВГУ) [Текст] / В. В. Тулупов, А. М. Шестерина // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2013. - № 2. - С. 218-222.
10. Фатеева, И.А. Журналистское образование в России: теория, история, современная практика: дисс. ... докт. филол. наук: 10.01.10 [Текст] / И. А. Фатеева. - Екатеринбург, 2008. - 320 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» (уровень бакалавриата) от 07.08.2014 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/420302_Gurnal.pdf.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» (уровень бакалавриата) от 11.08.2016 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/420301.pdf.
13. Хакимова, Е. М. Студенческая практика как ключевой фактор профессионализации студентов факультета журналистики [Электронный ресурс] / Е. М. Хакимова, И. М. Баштанар, Е. С. Золотова // Гуманитарная парадигма. - 2017. - № 3. - С. 83-88.
14. Цымбалова, Н. Профессиональная телестудия для будущих профессионалов телевидения [Электронный ресурс] / Н. Цымбалова // Сайт Высшей школы телевидения МГУ имени М. В. Ломоносова. - URL: http://www.ftv.msu.ru/units/telestudiya/.
15. Шахаева, Е. В. Профессиональное самоопределение студентов-журналистов в процессе прохождения учебной практики [Текст] / Е. В. Шахаева, О. А. Вольф // Инновационный потенциал молодежи: формирование нового типа культуры. Сборник материалов Всероссийской молодежной научно-исследовательской конференции / отв. за выпуск Д. Ю. Нархов. - Екатеринбург, 2014.- С. 331-333.
THE PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF INTERNSHIP DURING THE PREPARATION OF BACHELORS IN THE FIELD OF MASS COMMUNICATION
N. O. Avtaeva, Lobachevsky State University Nizhny Novgorod, [email protected] V. A. Beynenson, Lobachevsky State University Nizhny Novgorod, [email protected] K. A. Boldina, Lobachevsky State University Nizhny Novgorod, [email protected]
Practice-oriented approach in the preparation of bachelors in Journalism, Advertising and Public Relations focuses us on finding the best options to organize the internship for students. Productive practical training is an important component of studies for students who specialize in the sphere of mass communication as it facilitates the implementation of the problem-competence approach to the educational process, moreover, students get an opportunity to adapt the complex of theoretical knowledge to the particular practical situation. Development of professional competences of undergraduate Mass Media and Communications students is a necessary outcome of university degree programs. Internship (on-the-job training) is a crucial element in the system of training ofjournalists and PR professionals, the lack of which makes impossible the acquisition of a number of competencies, which stresses the importance of internships in modern curricula. This article analyzes the experience of the Department of Journalism of the Institute of Philology and Journalism of the Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod.
Keywords: problem-competence approach, educational process, professionally oriented education, media education, internship.
References
1. Amirkhanova, G. Rol' uchebnykh telestudiy v obuchenii zhurnalistov. Opyt DVFU [=The role of educational television studios in the training of journalists. Experience of FEFU], in: Interv'yu s Antonom Bubnovskim, Best App [=Interview with Anton Bubnovsky, Best App], available at: http:// bestapp.menu/rol-uchebnyx-telestudij-v-obuchenii-zhurnalistov/, accessed 09.02.2018. (In Russ.).
2. Glebov, G. I. (2014) Reklamnaya praktika v podgotovke bakalavrov spetsial'nosti «Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu» [=Advertising practice in the preparation of bachelors of the specialty «Advertising and Public Relations»], in: PR i reklama v izmenyayushchemsya mire: regional'nyy aspect [=PR and advertising in a changing world: a regional aspect], no. 12, pp. 124-128. (In Russ.).
3. Dobkina, M. Yu. (2017) Student-zhurnalist: iz opyta praktiki na regional'nom televidenii [=Student-journalist: from the experience of practice on regional television], in: Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya [=Sign: the problem field of media education], no. 3 (25), pp. 24-28. (In Russ.).
4. Kokhanaya, O. E. Mesto proizvodstvennoy praktiki v professional'noy podgotovke zhurnalistov [=Place of industrial practice in the professional training of journalists], Rukont, available at: https:// rucont.ru/efd/232025, accessed 08.02.2018. (In Russ.).
5. Leont'eva, A. Uchebnaya telestudiya DVFU - pervyy shag ot teorii k praktike [=Training TV studio FEFU - the first step from theory to practice], in: Sayt Dal'nevostochnogo gosudarstvennogo universiteta [=The site of the Far Eastern State University], available at: https://www.dvfu.ru/news/fefu-news/ucebnaa-telestudia-dvfu-pervyj-sag-ot-teorii-k-praktike/, accessed 09.02.2018. (In Russ.).
6. O Yarmarke [=About the Fair], in: Ofitsial'nyy sayt «Nizhegorodskoy yarmarki» [=The official site of the «Nizhny Novgorod Fair»], available at: http://www.yarmarka.ru/content/fair.html, accessed 27.12.2017. (In Russ.).
7. Radio obraz. O nas [=Radio image. About us], in: Sayt radio «Obraz» [=The website of radio «Obraz»], available at: http://radioobraz.ru/about/, accessed 09.02.2018. (In Russ.).
8. Samchinskiy, B. I. (2017) Proizvodstvennaya praktika zhurnalistov-bakalavrov v sisteme vuzovskogo obrazovaniya (na primere redaktsii gazety «Nasha gazeta» NVGU) [=The industrial practice of bachelor journalists in the system of higher education (on the example of the editorial board
of the newspaper «Our Newspaper»)], in: XIX Vserossiyskaya studencheskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta: sbornik statey [=XIX All-Russian Student Scientific and Practical Conference of Nizhnevartovsk State University: collection of articles], pp. 367-370. (In Russ.).
9. Tulupov, V. V. (2013) O spetsifike funktsionirovaniya vuzovskogo televideniya (na primere TV fakul'teta zhurnalistiki VGU) [=On the specifics of the functioning of high school television (on the example of the TV Faculty of Journalism VSU)], in: Vestnik VGU. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika [=Bulletin of the VSU. Series: Philology. Journalism], no. 2, pp. 218-222. (In Russ.).
10. Fateeva, I. A. (2008) Zhurnalistskoe obrazovanie v Rossii: teoriya, istoriya, sovremennaya praktika [=Journalistic education in Russia: theory, history, modern practice], Ekaterinburg, 320 p. (In Russ).
11. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 42.03.02 «Zhurnalistika» (uroven' bakalavriata) ot 07.08.2014 [=Federal state educational standard of higher education in the field of training 42.03.02 «Journalism» (Baccalaureate level) from 07/08/2014], in: Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya [=Portal of Federal state educational standards of higher education], available at: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/420302_Gurnal.pdf, accessed 09.02.2018. (In Russ.).
12. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 42.03.01 «Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu» (uroven' bakalavriata) ot 11.08.2016 [=Federal state educational standard of higher education in the field of training 42.03.01 «Advertising and public relations» (baccalaureate level) from 11/08/2016], in: Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya [=Portal of Federal state educational standards of higher education], available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/420301.pdf, accessed 09.02.2018. (In Russ.).
13. Khakimova, E. M. (2017) Studencheskaya praktika kak klyuchevoy faktor professionalizatsii studentov fakul'teta zhurnalistiki [=Student practice as a key factor in the professionalization of students of the Faculty of Journalism], in: Gumanitarnayaparadigma [=Humanitarian paradigm], no. 3, pp. 83-88. (In Russ.).
14. Tsymbalova, N. Professional'naya telestudiya dlya budushchikh professionalov televideniya [=Professional TV studio for future television professionals], in: Sayt Vysshey shkoly televideniyaMGU imeni M. V. Lomonosova [=The site of the Higher School of Television of Moscow State University named after M. V. Lomonosov], available at: http://www.ftv.msu.ru/units/telestudiya/, accessed 08.02.2018. (In Russ.).
15. Shakhaeva, E. V. (2014) Professional'noe samoopredelenie studentov-zhurnalistov v protsesse prokhozhdeniya uchebnoy praktiki [=Professional self-determination of students-journalists in the process of passing the training practice], in: Innovatsionnyypotentsial molodezhi: formirovanie novogo tipa kul'tury. Sbornik materialov Vserossiyskoy molodezhnoy nauchno-issledovatel'skoy konferentsii [=Innovative potential of youth: the formation of a new type of culture. Collection of materials of the All-Russian Youth Scientific-Research Conference], Ekaterinburg, pp. 331-333. (In Russ.).
Автаева Наталия Олеговна - кандидат политических наук, доцент кафедры журналистики Института филологии и журналистики, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород.
Бейненсон Василиса Александровна - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики Института филологии и журналистики, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород.
Болдина Ксения Александровна - кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры журналистики Института филологии и журналистики, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород.