Научная статья на тему 'Вуз и общество: Актуальные проблемы подготовки специалистов в сфере массовой коммуникации'

Вуз и общество: Актуальные проблемы подготовки специалистов в сфере массовой коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
167
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / HIGHER EDUCATION IN JOURNALISM / NEW EDUCATIONAL PARADIGMS / INNOVATIONAL METHODS IN PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS IN MASS COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Савинова Ольга Николаевна

В статье рассматриваются вопросы трансформации журналистского образования и журналистской профессии в современном меняющемся обществе. Анализируется опыт работы кафедры журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского с работодателями в контексте современных тенденций на рынке СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher Educational Institution and Society: Urgent Problems of Specialists’ Training in Mass Communications

The article deals with the questions of transformation of education in journalism and in the occupation of a journalist in a changing society. The experience of the Chair of Journalism of The N.I. Lobachevsky Nizhny Novgorod University in their cooperation with employers has been analysed in the context of modern tendencies in the mass media market.

Текст научной работы на тему «Вуз и общество: Актуальные проблемы подготовки специалистов в сфере массовой коммуникации»

УДК 378:070

О. Н. Савинова ННГУ им. Н. И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

Вуз и общество: актуальные проблемы подготовки специалистов

в сфере массовой коммуникации

В статье рассматриваются вопросы трансформации журналистского образования и журналистской профессии в современном меняющемся обществе. Анализируется опыт работы кафедры журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского с работодателями в контексте современных тенденций на рынке СМИ.

Ключевые слова: высшее журналистское образование, новые образовательные парадигмы, инновационные методы в профессиональной подготовке специалистов в сфере массовой коммуникации.

Ведущие российские исследователи теории и практики журналистики Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова, М. В. Шкондин, С. Г. Корконо-сенко, В. М. Горохов и др. подчеркивают, что формирование содержания современных СМИ происходит в условиях трансформации социальной сферы, переустройства современного общества [2-5; 10]. Особенности трансформации, с одной стороны, оказывают влияние на изменение роли и функции журналистики, с другой стороны, актуальным является вопрос о том, какова в этих условиях миссия прессы, как влияет журналистика на социокультурное пространство? В частности, в их исследованиях фиксируются такие негативные тенденции, как утрата в погоне за рейтингом социальных функций, гипертрофирован-ность развития развлекательности, коммерциализация СМИ, тиражирование низких стандартов культуры.

Исследователи СМИ в последнее время все чаще говорят о трансформации не только функций журналистики, но и самой журналистской профессии. Так, по данным результатов опроса 500 российских журналистов, проведенного в 2012 году в рамках исследовательского проекта «Журналистика в изменении: профессиональные журналистские культуры в России, Польше и Швеции», инициированного МГУ и шведским университетом г. Седерторн, половина опрошенных (49 %) заявила, что уровень свободы СМИ в России за последние 5-10 лет снизился. То же, по мнению респондентов, произошло и с качественным уровнем отечественной журналистики.

Примечательно, что подавляющее число участников исследования гордятся своей профессией. Однако свое личное и профессиональное будущее респонденты оценивают не столь едино-

душно. В ближайшие 5 лет 28 % опрошенных планируют продолжать работать в прежней редакции, 27 % планируют перейти на работу в другую редакцию, столько же заявили о намерении уйти работать в сферу, отличную от журналистики [1]. Результаты проведенного опроса требуют дальнейшего детального анализа и глубокого осмысления. Созданная недавно на факультете журналистики МГУ национальная ассоциация исследователей масс-медиа (НАММИ) определила в качестве приоритетных направлений своей деятельности повышение интереса академического и профессионального журналистского сообщества к исследованиям российских СМИ и журналистики на федеральном и региональном уровнях, проведение теоретических и практико-ориентированных исследований в области журналистики и массовой коммуникации, укрепление и совершенствование контактов между российскими и зарубежными медиаисследователями [7].

Сегодня и в российском, и в зарубежном научном сообществе идет активная дискуссия о том, что университетское образование больше не отвечает требованиям современного мира. Наличие диплома о высшем образовании не гарантирует постоянную работу, а методика преподавания не учитывает новейших достижений.

Главная идея, на наш взгляд, состоит в том, что в ответ на стремительное развитие современного информационно-коммуникационного мира профессиональное журналистское образование должно строиться на упреждающей модели, идти впереди, а не во след изменениям. Речь идет о подготовке журналистов — коммуникаторов, мультимедийных специалистов, универсалов, готовых к работе с различными формами коммуникации.

132

Гуманитарные науки

Для российской ментальности высшее образование всегда играло важную роль, и позволю себе высказать предположение, что российский рынок отвергнет бакалаврский уровень подготовки как понижение уровня образования. Задачи, стоящие перед вузом и кафедрой журналистики, в частности, — это приращение фундаментальных знаний, недопущение перерастания журналистского образования в ремесленничество. Перед преподавателями выпускающей кафедры журналистики в условиях перехода к новым образовательным парадигмам (стандартам третьего поколения, новым программам и модулям) ставится задача активного внедрения проблемно-ситуационных методов и методик преподавания, проведение творческих семинаров, разработка студентами тем, которые нельзя «скачать из Интернета».

Эти исследовательские и методические задачи решаются через проблематику кандидатских диссертаций, которые готовятся на кафедре, научные конференции и семинары, а также партнерство с ведущими российскими академическими и исследовательскими центрами — МГУ, СПбГУ, Институт этнологии и антропологии РАН.

По опросу, проведенному нашей кафедрой, более 70 % выпускников успешно работают по спе-циальности-журналистика, реклама и связи с общественностью. Многие наши выпускники работают в крупных структурах, численность работающих в которых превышает сто человек: в ведущихпечатных изданиях и информационных агентствах, в Министерстве внутренней политики Администрации Нижегородской области, в районных администрациях г. Нижнего Новгорода, в Управлении Россельхознадзора по Нижегородской области и РМЭ, в учреждениях культуры, в Нижегородском региональном фонде социального страхования, в Министерстве информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области, на «Нижегородской Ярмарке» и др.

Большое внимание уделяется на кафедре взаимодействию с работодателями, профессиональной переподготовке специалистов в сфере массовой коммуникации, поиску инновационных методик преподавания.

В последнее время как в зарубежных, так и отечественных исследованиях актуализировалась такая научная и практическая проблематика, как роль корпоративного журналистского цеха в освещении такой чувствительной темы, как межна-

циональные отношения в современном обществе [6; 8; 11-13].

Взвешенная, сбалансированная позиция специалистов, работающих в сфере массовой ком -муникации, при освещении вопросов межнационального и межкультурного взаимодействия яв -ляется важным фактором в установлении межнационального и межконфессионального согласия. Коллектив кафедры журналистики оперативно откликается на запросы работодателей по профессиональной переподготовке журналистов и специалистов по связям с общественностью, работающих в органах власти и управления.

В 2012-2013 гг. кафедрой журналистики были реализованы три грантовые программы профессиональной переподготовки:

- курсы по переподготовке кадров РЯ-специ-алистов для государственных муниципальных служащих;

- курсы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих Нижегородской области «Связи с общественностью в этно-конфессиональной сфере. Стратегия развития многонациональной России»;

- курсы повышения квалификации журналистов Нижегородской области по программе «Формирование традиционных ценностей в средствах массовой информации».

Последняя программа курсов для журналистов была взята за основу для проведения цикла обучающих семинаров в пяти регионах Российской Федерации [9].

Целенаправленно развивается международное сотрудничество в сфере подготовки журналистов и специалистов по связям с общественностью. Распоряжением ректора ННГУ в 2011 году на кафедре создан Центр международного сотрудни-чества. В настоящее время заключены Соглашения о сотрудничестве с Таллинским университетом, (Республика Эстония), Таврическим государственным университетом (Украина), Русским центром им. Н. И. Бородиной в Мерано (Италия), факультетом журналистики университета Волды (Норвегия). С марта 2014 г. кафедра журналистики — участник грантового проекта по теме «Становление журналиста в мультикультурном обществе».

Институт образования вместе с другими социальными институтами общества, влияющими на процесс социализации личности, переживает в начале XXI века существенные изменения.

Это касается не только внешних, но и глубинных внутренних изменений. Совершенно очевидно, что образование в целом, и высшая школа, в частности — это не просто отрасль народного хозяйства, но стратегия развития общества.

—Ш—-

1. Журналистика и политика / под ред. Я. Н. Засурско-го. М., 1987.

2. Вартанова Е. Л. СМИ в системе творческих индуст-рий // Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ: матер. всерос. науч.-практ. конф. «Журналистика - 2008». М., 2009. С. 96-97.

3. Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002

4. Корконосенко С. Г. Теория журналистики: моделирование и применение: учебное пособие. М., 2010.

5. Горохов В. М. Современный тезаурус теории журналистики (поиск терминологической ниши) // Вестник МГУ. Серия 10.01.10. Журналистика. № 1. 2012. С. 39-40.

6. Аникина М. Е. Из прошлого в будущее: российские журналисты о профессии и о себе // Журналистика в 2012 году: социальная миссия и профессия. М.: МГУ, 2013. С. 3-4.

7. http://nammi.ru/

8. Lazarsfeld P. F. Some Remarks on the Role of Mass Media in So-called Tolerance Propaganda, Journal of Social Issues, 3 (3), pp: 17-25.

9. White C. D., Julie and P. Newcomber, 2012, The impact of media reliance on the role of perceived threat in predicting tolerance of Muslim cultural practice, Journal of Applied Social Psychology, 42. pp: 3051-3082.

10. Bjomsen, Gunn Investigators or integrators Broadcast journalists coverin multicultural Norway. Eide, E. 2011.

11. Малькова В. К Мобилизация этнических сообществ в современной России по материалам этнических СМИ. М., 2011.

12. Савинова О. Н. Культурная традиция и роль СМИ в межкультурном диалоге: опыт Приволжского федерального

округа // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 1-2. С. 340-343.

13. «Святость материнства» — Семейные ценности в современном информационном пространстве: материалы третьего Форума Всероссийской программы. М., 2013. С. 7.

1. Zhumalistika i politika / pod red. Ya. N. Zasurskogo. M., 1987.

2. Vartanova E. L. SMI v sisteme tvorcheskikh industriy // Obshchestvennaya povestka dnya i kommunikativnye praktiki SMI: mater. vseros. nauch.-prakt. konf. «Zhurnalistika - 2008». M., 2009. S. 96-97.

3. Shkondin M. V. Sistema sredstv massovoy informatsii kak faktor obshchestvennogo dialoga. M., 2002

4. Korkonosenko S. G. Teoriya zhurnalistiki: modelirovanie i primenenie: uchebnoe posobie. M., 2010.

5. Gorokhov V. M. Sovremennyy tezaurus teorii zhurnalistiki (poisk terminologicheskoy nishi) // Vestnik MGU. Seriya 10.01.10. Zhurnalistika. № 1. 2012. S. 39-40.

6. Anikina M. E. Iz proshlogo v budushchee: rossiyskie zhurnalisty o professii i o sebe // Zhurnalistika v 2012 godu: sot-sialnaya missiya i professiya. M.: MGU, 2013. S. 3-4.

7. http://nammi.ru/

8. Lazarsfeld P. F. Some Remarks on the Role of Mass Media in So-called Tolerance Propaganda, Journal of Social Issues, 3 (3), pp: 17-25.

9. White Ts. D., Yulie and P. Newtsomber, 2012, The impact of media reliance on the role of perceived threat in predicting tolerance of Muslim cultural practice, Journal of Applied Social Psychology, 42. pp: 3051-3082.

10. Byomsen, Gunn. Investigators or integrators. Broadcast journalists covering multicultural Norway. Eide, E. 2011.

11. Malkova V. K. Mobilizatsiya etnicheskikh soobshchestv v sovremennoy Rossii po materialam etnicheskikh SMI. M., 2011.

12. Savinova O. N. Kulturnaya traditsiya i rol SMI v mezhkulturnom dialoge: opyt Privolzhskogo federalnogo okruga // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lo-bachevskogo. 2012. № 1-2. S. 340-343.

13. «Svyatost materinstva» — Semeynye tsennosti v sovre-mennom informatsionnom prostranstve: materialy tretego Fo-ruma Vserossiyskoy programmy. M., 2013. S. 7.

Olga N. Savinova The N.I. Lobachevsky Nizhny Novgorod University, Nizhny Novgorod

Higher Educational Institution and Society: Urgent Problems of Specialists' Training in Mass Communications

The article deals with the questions of transformation of education in journalism and in the occupation of a journalist in a changing society. The experience of the Chair of Journalism of The N.I. Lobachevsky Nizhny Novgorod University in their cooperation with employers has been analysed in the context of modern tendencies in the mass media market.

Key words: higher education in journalism, new educational paradigms, innovational methods in professional training of specialists in mass communications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.