Научная статья на тему 'Миссия журналистикии журналистская профессия в современном трансформирующемся мире'

Миссия журналистикии журналистская профессия в современном трансформирующемся мире Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
667
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / HIGHER JOURNALIST EDUCATION / NEW EDUCATIONAL PARADIGMS / INNOVATIVE METHODS OF TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF MASS COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Савинова О. Н.

В статье рассматриваются вопросы трансформации журналистского образования и журналистской профессии в современном меняющемся обществе. Анализируется опыт работы кафедры журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского с работодателями в контексте современных тенденций нарынке СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MISSION OF JOURNALISM AND JOURNALISTIC PROFESSION IN THE MODERN WORLD UNDERGOING CHANGES

In the article the questions of transformation of journalist education and journalist profession in modern dynamic world are speculated on. The work experience of the board of Journalism of Lobachevskiy State University of Nizhniy Novgorod and employers is analyzed from the point of view of modern tendencies on Mass Media market.

Текст научной работы на тему «Миссия журналистикии журналистская профессия в современном трансформирующемся мире»

Журналистика

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 478-480

УДК 37

МИССИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРОФЕССИЯ В СОВРЕМЕННОМ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ

© 2014 г. О.Н. Савинова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

508@bk.ru

Поступила в редакцию 19.05.2014

В статье рассматриваются вопросы трансформации журналистского образования и журналистской профессии в современном меняющемся обществе. Анализируется опыт работы кафедры журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского с работодателями в контексте современных тенденций на рынке СМИ.

Ключевые слова: высшее журналистское образование, новые образовательные парадигмы, инновационные методы в профессиональной подготовке специалистов в сфере массовой коммуникации.

Ведущие российские исследователи теории и практики журналистики Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Шкондин М.В., Корконосенко С.Г., Горохов В.М. и др. подчеркивают, что формирование содержания современных СМИ происходит в условиях трансформации социальной сферы, переустройства современного общества [1]. Особенности трансформации, с одной стороны, оказывают влияние на изменение роли и функций журналистики, с другой стороны, актуальным является вопрос о том, какова в этих условиях миссия прессы, как влияет журналистика на социокультурное пространство? В частности, в их исследованиях фиксируются такие негативные тенденции, как утрата в погоне за рейтингом социальных функций, гипер-трофированность развития развлекательности, коммерциализация СМИ, тиражирование низких стандартов культуры.

Исследователи СМИ в последнее время все чаще говорят о трансформации не только функций журналистики, но и самой журналистской профессии. Так, по данным результатов опроса 500 российских журналистов, проведенного в 2012 году в рамках исследовательского проекта «Журналистика в изменении: профессиональные журналистские культуры в России, Польше и Швеции», инициированного МГУ и шведским университетом г. Седерторн, половина опрошенных (49%) заявила, что уровень свободы СМИ в России за последние 5-10 лет снизился. То же, по мнению респондентов, произошло и с качественным уровнем отечественной журналистики.

Примечательно, что подавляющее число участников исследования гордятся своей профессией. Однако свое личное и профессиональ-

ное будущее респонденты оценивают не столь единодушно. В ближайшие 5 лет 28 % опрошенных планируют продолжать работать в прежней редакции, 27 % планируют перейти на работу в другую редакцию, столько же заявили о намерении уйти работать в сферу, отличную от журналистики [2]. Результаты проведенного опроса требуют дальнейшего детального анализа и глубокого осмысления. Созданная недавно на факультете журналистики МГУ национальная ассоциация исследователей масс-медиа (НАММИ) определила в качестве приоритетных направлений своей деятельности повышение интереса академического и профессионального журналистского сообщества к исследованиям российских СМИ и журналистики на федеральном и региональном уровнях, проведение теоретических и практико-ориентированных исследований в области журналистики и массовой коммуникации, укрепление и совершенствование контактов между российскими и зарубежными медиаисследователями.

Сегодня и в российском, и в зарубежном научном сообществе идет активная дискуссия о том, что университетское образование больше не отвечает требованиям современного мира. Наличие диплома о высшем образовании не гарантирует постоянную работу, а методика преподавания не учитывает новейших достижений.

Главная идея, на наш взгляд, состоит в том, что в ответ на стремительное развитие современного информационно-коммуникационного мира профессиональное журналистское образование должно строиться на упреждающей модели, идти впереди, а не во след изменениям. Речь идет о подготовке журналистов-ком-

Миссия журналистики и журналистская профессия в современном трансформирующемся мире

479

муникаторов, мультимедийных специалистов, универсалов, готовых к работе с различными формами коммуникации.

Для российской ментальности высшее образование всегда играло важную роль, и позволю себе высказать предположение, что российский рынок отвергнет бакалаврский уровень подготовки как понижение уровня образования. Задачи, стоящие перед вузом и кафедрой журналистики, в частности, - это приращение фундаментальных знаний, недопущение перерастания журналистского образования в ремесленничество. Перед преподавателями выпускающей кафедры журналистики в условиях перехода к новым образовательным парадигмам (стандартам третьего поколения, новым программам и модулям) ставится задача активного внедрения проблемно-ситуационных методов и методик преподавания, проведение творческих семинаров, разработка студентами тем, которые нельзя «скачать из Интернета».

Эти исследовательские и методические задачи решаются через проблематику кандидатских диссертаций, которые готовятся на кафедре, научные конференции и семинары, а также партнерство с ведущими российскими академическими и исследовательскими центрами -МГУ, СПбГУ, Институт этнологии и антропологии РАН.

По опросу, проведенному нашей кафедрой, более 70% выпускников успешно работают по специальностям «журналистика», «реклама и связи с общественностью». Многие наши выпускники трудятся в крупных структурах, численность работающих в которых превышает сто человек: это Сергей Тарасов, заместитель Министра внутренней политики Администрации Нижегородской области, Павел Дедиченко, начальник отдела администрации Приокского района, Ольга Горшкова, помощник руководителя Управления Россельхознад-зора Нижегородской области и РМЭ, Марина Гришина, начальник отдела концертных программ Нижегородской филармонии, Мария Плехова, начальник отдела по связям с общественностью Нижегородской филармонии, Анна Хорошко и Валентина Кулакова, главные специалисты группы по связям с общественностью Нижегородского регионального фонда социального страхования, Елена Шляпкина, консультант Министерства информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области, Ксения Болдина, пресс-секретарь ВЗАО «Нижегородская Ярмарка», Анна Коданина, заместитель главного редактора газеты «Волго-Невский проспект».

Большое внимание уделяется на кафедре взаимодействию с работодателями, профессиональной переподготовке специалистов в сфере массовой коммуникации, поиску инновационных методик преподавания.

В последнее время как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях актуализировалась такая научная и практическая проблематика, как роль корпоративного журналистского цеха в освещении межнациональных отношений в современном обществе [3].

Взвешенная, сбалансированная позиция специалистов, работающих в сфере массовой коммуникации, при освещении вопросов межнационального и межкультурного взаимодействия является важным фактором в установлении межнационального и межконфессионального согласия. Коллектив кафедры журналистики оперативно откликается на запросы работодателей по профессиональной переподготовке журналистов и специалистов по связям с общественностью, работающих в органах власти и управления.

В 2012-2013 гг. кафедрой журналистики были реализованы три грантовые программы профессиональной переподготовки:

- курсы по переподготовке кадров РЯ-специалистов для государственных муниципальных служащих;

- курсы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих Нижегородской области «Связи с общественностью в этноконфессиональной сфере. Стратегия развития многонациональной России»;

- курсы повышения квалификации журналистов Нижегородской области по программе «Формирование традиционных ценностей в средствах массовой информации».

Последняя программа курсов для журналистов была взята за основу для проведения цикла обучающих семинаров в пяти регионах Российской Федерации [4].

Целенаправленно развивается международное сотрудничество в сфере подготовки журналистов и специалистов по связям с общественностью. Распоряжением ректора ННГУ в 2011 году на кафедре создан Центр международного сотрудничества. В настоящее время заключены Соглашения о сотрудничестве с Таллинским университетом, (Республика Эстония), Таврическим государственным университетом (Украина), Русским центром им. Н.И. Бородиной в Мерано (Италия), факультетом журналистики университета Волды (Норвегия). С марта 2014 г. кафедра журналистики - участник грантового проекта

480

О.Н. Савинова

по теме «Становление журналиста в мульти-культурном обществе».

Институт образования вместе с другими социальными институтами общества, влияющими на процесс социализации личности, переживает в начале XXI века существенные изменения. Это касается не только внешних, но и глубинных внутренних изменений. Совершенно очевидно, что образование в целом, и высшая школа, в частности - это не просто отрасль народного хозяйства, но стратегия развития общества.

Список литературы

1. Журналистика и политика / Под ред. Я.Н. За-сурского. М., 1987; Вартанова Е.Л. СМИ в системе творческих индустрий // Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Журналистика-2008». М., 2009. С. 96-97; Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002; Корконосенко С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение. Учебное пособие. М., 2010; Горохов В.М. Современный тезаурус теории журналистики (поиск терминологической ниши).

Вестник МГУ. Серия 10.01.10. Журналистика. №1. 2012. С. 39-40.

2. Аникина М.Е. Из прошлого в будущее: российские журналисты о профессии и о себе // Журналистика в 2012 году: социальная миссия и профессия. М.: МГУ, 2013. С. 3-4.

3. Lazarsfeld P. F. Some Remarks on the Role of Mass Media in So-called Tolerance Propaganda, Journal of Social Issues, 3 (3), P. 17-25; White C. D. Julie and P. Newcomber, 2012, The impact of media reliance on the role of perceived threat in predicting tolerance of Muslim cultural practice. Journal of Applied Social Psychology. 42. P. 3051-3082; Bjomsen Gunn Investigators or integrators Broadcast journalists coverin multicultural Norway. Eide, E. 2011; Малькова В.К. Мобилизация этнических сообществ в современной России по материалам этнических СМИ, М., 2011; Савинова О.Н. Культурная традиция и роль СМИ в межкультурном диалоге: опыт Приволжского федерального округа, Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 1-2. С. 340-343; Савинова О.Н. Роль СМИ в сохранении самобытных культур, исторического наследия и традиций народов России // Журналист. 2013. № 1. С. 28-33.

4. Материалы третьего Форума Всероссийской программы «Святость материнства». Семейные ценности в современном информационном пространстве. М., 19-20 ноября 2013. C. 7.

THE MISSION OF JOURNALISM AND JOURNALISTIC PROFESSION IN THE MODERN WORLD UNDERGOING CHANGES

O.N. Savinova

In the article the questions of transformation of journalist education and journalist profession in modern dynamic world are speculated on. The work experience of the board of Journalism of Lobachevskiy State University of Nizhniy Novgorod and employers is analyzed from the point of view of modern tendencies on Mass Media market.

Keywords: higher journalist education, new educational paradigms, innovative methods of training specialists in the field of mass communication.

References

1. Zhurnalistika i politika / Pod red. Ja.N. Zasur-skogo. M., 1987; Vartanova E.L. SMI v sisteme tvorcheskih industrij // Obshhestvennaja povestka dnja i kommunikativnye praktiki SMI. Mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. «Zhurnalistika-2008». M., 2009. S. 96-97; Shkondin M.V. Sistema sredstv massovoj informacii kak faktor obshhestvennogo dialoga. M., 2002; Korkonosen-ko S.G. Teorija zhurnalistiki: modelirovanie i prime-nenie. Uchebnoe posobie. M., 2010; Gorohov V.M. Sov-remennyj tezaurus teorii zhurnalistiki (poisk terminolog-icheskoj nishi). Vestnik MGU. Serija 10.01.10. Zhurnalistika. №1. 2012. S. 39-40.

2. Anikina M.E. Iz proshlogo v budushhee: rossijskie zhurnalisty o professii i o sebe // Zhurnalistika v 2012 godu: social'naja missija i professija. M.: MGU, 2013. S. 3-4.

3. Lazarsfeld P. F. Some Remarks on the Role of Mass Media in So-called Tolerance Propaganda, Journal of Social Issues, 3 (3), P. 17-25; White C. D. Julie and

P. Newcomber, 2012, The impact of media reliance on the role of perceived threat in predicting tolerance of Muslim cultural practice. Journal of Applied Social Psychology. 42. P. 3051-3082; Bjomsen Gunn Investigators or integrators Broadcast journalists coverin multicultural Norway. Eide, E. 2011; Mal'kova V.K. Mobilizacija jetnicheskih soobshhestv v sovremennoj Rossii po mate-rialam jetnicheskih SMI, M., 2011; Savinova O.N. Kul'turnaja tradicija i rol' SMI v mezhkul'turnom dialoge: opyt Privolzhskogo federal'nogo okruga, Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2012. № 1-2. S. 340-343; Savinova O.N. Rol' SMI v sohranenii samobytnyh kul'tur, istoricheskogo nasledija i tradicij narodov Rossii // Zhurnalist. 2013. № 1. S. 28-33.

4. Materialy tret'ego Foruma Vserossijskoj pro-grammy «Svjatost' materinstva». Semejnye cennosti v sovremennom informacionnom prostranstve. M., 19-20 nojabrja 2013. C. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.