Научная статья на тему 'Этический компонент в системе подготовки специалистов в области СМИ и паблик рилейшнз'

Этический компонент в системе подготовки специалистов в области СМИ и паблик рилейшнз Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1188
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС / ИМИДЖ ТЕЛЕКАНАЛА / ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ / ЖУРНАЛИСТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Макарова Людмила Сергеевна, Новикова Татьяна Евгеньевна

В статье выявляются и анализируются отдельные аспекты нарушений этических норм в процессе конструирования имиджа российских телеканалов на современом этапе. Авторы отмечают, что указанные ими примеры противоречат правилам, установленным действующими кодексами профессиональной этики журналиста и специалиста в области паблик рилейшнз, и вызывают озабоченность представителей академического и профессионального сообщества. В статье в качестве одного из путей преодоления негативных тенденций, наряду с деятельностью институтов саморегулирования в области журналистики и паблик рилейшнз, развитием медиакритики и медиаобразования, отмечается необходимость совершенствования системы подготовки журналистов и PR-специалистов в соответствии с требованиями профессиональных и образовательных стандартов. Также в статье представлен анализ положений профессиональных и образовательных стандартов в области журналистики и паблик рилейшнз в контексте требований к знаниям и умениям в области профессиональной этики. Авторы указывают на необходимость наличия дисциплины «Профессиональная этика» в учебном плане по направлениям подготовки «Реклама и связи с общественностью» и «Журналистика». При этом рекомендуется уточнить содержание тех компетенций, которые связаны с формированием знаний, умений и навыков, имеющих отношение к профессионально-этическим аспектам подготовки будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Макарова Людмила Сергеевна, Новикова Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этический компонент в системе подготовки специалистов в области СМИ и паблик рилейшнз»

УДК 070

Л. С. Макарова, Т. Е. Новикова

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет

им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород

ЭТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СМИ И ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ

В статье выявляются и анализируются отдельные аспекты нарушений этических норм в процессе конструирования имиджа российских телеканалов на современом этапе. Авторы отмечают, что указанные ими примеры противоречат правилам, установленным действующими кодексами профессиональной этики журналиста и специалиста в области паблик рилейшнз, и вызывают озабоченность представителей академического и профессионального сообщества. В статье в качестве одного из путей преодоления негативных тенденций, наряду с деятельностью институтов саморегулирования в области журналистики и паблик рилейшнз, развитием медиакритики и медиаобразования, отмечается необходимость совершенствования системы подготовки журналистов и PR-специалистов в соответствии с требованиями профессиональных и образовательных стандартов. Также в статье представлен анализ положений профессиональных и образовательных стандартов в области журналистики и паблик рилейшнз в контексте требований к знаниям и умениям в области профессиональной этики. Авторы указывают на необходимость наличия дисциплины «Профессиональная этика» в учебном плане по направлениям подготовки «Реклама и связи с общественностью» и «Журналистика». При этом рекомендуется уточнить содержание тех компетенций, которые связаны с формированием знаний, умений и навыков, имеющих отношение к профессионально-этическим аспектам подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: профессиональная этика, этический кодекс, имидж телеканала, паблик рилейшнз, журналистика, образование, компетенции, профессиональные стандарты, образовательные стандарты.

Введение

Технология формирования общественного мнения - паблик рилейшнз - сформировалась в 30-х годах ХХ столетия в США. В России появилась на несколько десятилетий позднее, а окончательно закрепилась в отечественной практике в конце 1990 - начале 2000-х гг.

Как любой вид профессиональной деятельности, паблик рилейшнз опирается на систему морально-нравственных предписаний, сформулированных в ряде этических кодексов. На международном уровне действующими стандартами признаны: Кодекс профессионального поведения Международной ассоциации по связям с общественностью (1РЯА); Международный этический Кодекс Паблик Рилейшнз (Афинский кодекс); Профессиональная Хартия международного комитета ассоциаций РЯ-консультантов (Римская Хартия); Кодекс профессионального поведения в области РЯ (Лиссабонский кодекс).

В российском медиапространстве были разработаны и приняты следующие этические требования к РЯ-специалисту: Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью, далее - РАСО (2001); Хартия Одиннадцати; Хартия принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке услуг по связям с общественностью (1997); Кодекс профессиональной сертификации в области связей с общественностью (2000); Хартия «Политические консультанты за честные выборы» (1999).

Обзор работ по теме

Численность этических теорий и направлений исследований в области профессиональной этики в мире, как подмечает Г. В. Лазутина, сегодня составляет почти три десятка [2, С. 19]. Один из исследователей, структурировавших теорию и практику паблик рилейшнз, - Сэм Блэк -в своих трудах придавал центральное значение необходимости соблюдения высоких этических

стандартов в подобного рода деятельности. Этическая концепция С. Блэка была подхвачена Филиппом А. Буари, Фрэнком Джефкинсом, Дж. Грюнигом и другими исследователями. Проблематика морально-нравственного аспекта журналистской и PR-деятельности находится в зоне пристального внимания и отечественных теоретиков, и здесь следует назвать А. Н. Чумикова, М. П. Бочарова, Г. Г. Почепцова, Ф. И. Шаркова, А. С. Каптова, Д. С. Авраамова, В. И. Бакшта-новского, В. В. Ворошилова. На наш взгляд, обширным теоретическим исследованиям не хватает эмпирического материала, демонстрирующего конкретные нарушения этических норм в различных коммуникационных аспектах.

Цель, задачи, материал исследования

Цель и задачи исследования направлены на выявление подходов к проблемам профессиональной деятельности и подготовку будущих PR-специалистов и журналистов со стороны профессионального и академического сообществ.

Взаимодействие профессиональных этических предписаний с индивидуальной моралью PR-специалистов и журналистов отмечается научным сообществом единогласно. Однако нельзя отрицать тот факт, что этическая заданность деятельности отдельно взятых сотрудников формируется коммуникационной, имиджевой направленностью издания или телеканала. Отметим, что имидж является реальным средством воздействия на массовое сознание, и это определяет значимость этической корректности в процессе его конструирования. Авторы данной статьи обращают внимание на целенаправленное формирование деструктивного имиджа ведущих в общем тренде таблоидизации федеральных государственных телеканалов.

Весьма показательным с этой точки зрения является имидж ведущих программы «Время покажет» на Первом канале - Артема Шейнина и Анатолия Кузичева. Экранный образ Артема Шейнина крайне эмоционален, циничен, агрессивен. Так, основным методом коммуникации с гостем в выпуске от 11.12.2017 «Ксения Собчак. Время покажет» [1] является провокация. Оба ведущих, не стесняясь, открыто издеваются над Ксенией Собчак, баллотировававшейся в кандидаты в президенты России: «Ксения, а сейчас должна быть слеза! Народная!...», «Ксения, а Вы что? Что? И что?...», «Я вам обещал, что будет шоу? Пожалуйста!». В кульминационный момент дебатов Артем Шейнин начинает последовательно доставать цирковую атрибутику из заготовленного пакета (свисток, клоунский нос) со словами: «Ксения, здесь не балаган!», «Ксения, внимание, вопрос!..», «У нас же тут нормальный шоу-бизнес. Я подготовился! У меня еще много вещей из московского цирка». Шейнин и Кузичев перебивают собеседника, используют сниженную лексику, демонстрируют собственную значимость. Расположение мужчин по обе стороны от приглашенной Собчак подчеркивает агрессивный, атакующий характер общения в студии. Ведущие одеты в деловые костюмы, но легкая небритость и расстегнутый ворот рубашек намекают на неформальность и нонконформизм их обладателей.

Несомненно, участие Ксении Собчак в борьбе за пост главы государства имеет дискуссионный характер. Это подтвердили и минимальный политический капитал (по итогам голосования Собчак получила 1,66 % голосов), и неоднозначная реакция общественности на появление актрисы и ведущей в качестве политической фигуры. Однако, какими бы спорными ни были политические воззрения Собчак, поведение ведущих не только несопоставимо с уважением к Ксении как к женщине, но демонстрирует полное пренебрежение мнением аудитории Первого канала. Сви-детельстовм тому стало негодование зрителей, выплеснувшееся в рекордном количестве постов в Твиттере и под самим сюжетом, представленным на сайте Первого канала: «Я возмущена до глубины души позорным поведением Артема Шейнина! Недопустимо так вести себя на Первом канале! Это неуважение к аудитории! Он неадекватен!», «Ваш поход на данную программу похож на садомазохизм. Я думаю, что из миллионной аудитории данной передачки вам не удалось привлечь ни одного сторонника, ну или, максимум одного-двух человек», «Как мне было стыдно за "ведущих"» [1].

Отметим, что Артем Шейнин и Анатолий Кузичев и в других выпусках программы «Время покажет» также демонстрируют нарочито низкий уровень культуры общения. Так, в выпуске под заголовком «"Норд", домой!» от 20.04.2018 [5] Артем Шейнин спросил польского журналиста Якубу Корейбу: «Как ты умудряешься держать серьезное лицо и высказывать такой бред?». В выпуске от 29.03.2018 «Политика и ложь» [8] Анатолий Кузичев в дискуссии с американским

публицистом Марком Наклзом, польским журналистом Пшемыславом Мажецем и директором открытого клуба «Международный диалог» Григорием Амнуэлем позволял себе чрезвычайно пренебрежительные высказывания: «Что вы выпили перед эфиром или понюхали?», «Для вас я старший по званию, старший по интеллекту и старший по возрасту». В целом, манера общения ведущих программы «Время покажет» со своими респондентами, гостями в студии противоречит профессиональной журналистике и правилам, установленным действующими этическими кодексами. Согласно предписания Медиаэтического стандарта-2015, одним из них является «уважение достоинства личности, предполагающее нравственное самоограничение, профессиональную сдержанность» [4].

Если экранное амплуа Артема Шейнина является по большей части негативным, но вполне предсказуемым и стабильным, то попытки снижения имиджа интеллигентных ведущих на Первом канале выглядят несколько странно. Данная тенденция подмечена не только исследователями СМИ и паблик рилейшнз, но и медиакритиками, в том числе представителями профессионального журналистского сообщества. На страницах «Новой газеты» в 2017, а затем 2018 году, появилось несколько дискуссионных публикаций (их заголовки, несомненно, связаны со спецификой данного издания), посвященных проблематике деструктивного телеконтента в целом и «новых амплуа» молодых телеведущих в частности: «Как их ломают через колено», автор -Слава Тарощина [15], «Россия, идущая вброд через ледяную реку. Народные ток-шоу перешли от бытовых скандалов к главным международным и внутренним темам», автор - медиакритик Ирина Петровская [6], «Каналоармейцы, или Перековка зрителя в прямом эфире. Посвящается истинным героям России - Эрнсту и Добродееву», автор - Слава Тарощина [16], «Коллективный Распутин. Уходящий год просто обязан войти в анналы как время выдающихся пропагандистских успехов ТВ», автор - обозреватель Слава Тарощина [17].

Материал С. Тарощиной «Как их ломают через колено» посвящен трансформации образа ведущих Дмитрия Борисова и Дмитрия Шепелева (Первый канал). Обозреватель отмечает, что Дмитрий Борисов запомнился зрителю как благопристойный, обаятельный ведущий информационной программы «Время» и радиоведущий «Эха Москвы». Его профессиональная журналистская деятельность отмечена Благодарностью Президента Российской Федерации «За информационное обеспечение и активную общественную деятельность по развитию гражданского общества в Российской Федерации» (2008 год), Медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством», многократным награждением премией «ТЭФИ». Появление авторитетного, признанного «лица» информационной программы «Время» в скандальном шоу таблоидного формата «Пусть говорят» вызвало широкий общественный резонанс и негодующий отклик медиакритиков: «Жили-были на Первом канале два Дмитрия: Борисов и Шепелев, заметно отличавшиеся от коллег интеллигентностью облика и корректностью интонации. Они и теперь там проживают, но совсем в ином качестве. Копошатся в исподнем, лезут в постель, в печенку и селезенку, исследуют ДНК, разоблачают все сущее и видимое...<...> От того, что интеллигентность облика и корректность интонаций сохранилась в их новом амплуа, ощущение мерзости происходящего значительно превышает все известные образцы. <...> Никогда ещё процесс унижения и развращения людей санкционированной вседозволенностью.не был столь наглядным» [15]. Таким образом, сами представители профессионального журналистского сообщества констатируют снижение требований к выполнению норм этики.

В условиях наметившейся негативизации экранных образов на российском телевидении встречаются и примеры конструирования позитивного имиджа. Таковым можем назвать образ Романа Бабаяна («Право голоса», «ТВ-Центр»), Андрея Норкина («Место встречи», НТВ). Имея за плечами опыт непосредственного участия в политических событиях современности, а также работы в качестве военного корреспондента, Роман Бабаян продолжил свою деятельность в качестве политического обозревателя. Темы, которые поднимает журналист в программе «Право голоса», ориентированы на думающую аудиторию и затрагивают не только актуальную международную и российскую проблематику, но подвергают серьезному осмыслению события истории. Вот, например, темы выпусков начала 2018 года: «Личная встреча» (в преддверии переговоров Владимира Путина и Дональда Трампа), «Обостряй и властвуй» (провокации против России в преддверии Чемпионата мира по футболу), «Мигранты делят Европу?» (мигрантский кризис в Евросоюзе, угрожающий распаду последнего), «Россия - Белоруссия: шагаем в ногу?» (ослож-

нение торговых отношений между Россией и Белоруссией), «Красно-белая история» (события Гражданской войны), «Ненависть к СССР» (обвинения в адрес СССР бывших советских республик) [9]. Учитывая дискуссионную, порой конфликтную форму программы, культура общения Романа Бабаяна с гостями в студии находится на самом высоком уровне. Он доброжелателен, не позволяет себе перебивать собеседника, объективен и в то же время имеет собственную позицию по обсуждаемым вопросам. Позитивный образ ведущего программы «Право голоса» способствует повышению авторитета телеканала.

Имидж ведущих обусловлен не только выбранной информационной политикой телевещателя, соответствующей социальному заказу, требованиям времени, настроениям в обществе. Медиа-критики отмечают, что они связаны в том числе с личной готовностью журналиста вести себя определенным образом. «Проблема выбора - одна из сложнейших. Те, кого она волнует, не идут сегодня на ТВ даже в кулинарную программу. Выбор Борисова с Шепелевым - их личное дело» [15], - подводит итог рассуждениям обозреватель «Новой газеты» Слава Тарощина. Тем самым проблема этики в системе конструирования имиджа становится не только научной дилеммой для исследователей паблик рилейшнз и массовых коммуникаций, но всего журналистского сообщества.

План на 2017 год Комитета по этике РАСО включил подготовку новой редакции Этического кодекса в сфере PR в связи с развитием технологий медиа и коммуникаций [7]. На сегодняшний день разработан проект документа «Профессиональный стандарт специалиста по связям с общественностью», который гласит: «События последних лет особенно демонстрируют стратегическую для развития общества роль коммуникаций, которая может быть как стабилизирующей, так и дестабилизирующей, ведущей общество к развитию или же деградации» [10]. Анализ телеконтента, отраженный в данной статье, демонстрирует игнорирование в рамках информационно-коммуникационной политики отдельных СМИ культурных ценностей, морально-нравственных и этических установок.

РАСО, Союз журналистов России, Медиасоюз, Общественная коллегия по жалобам на прессу - органы саморегулирования PR-деятельности и СМИ, призванные содействовать повышению профессионально-этического самосознания. За последние пять лет набирают силу медиакритика и медиаобразование. Но результативность указанных институтов и видов деятельности всё же довольно низка. Одним из способов разрешения проблемной ситуации, сложившейся в российском медиапространстве, авторы считают необходимость популяризации, всестороннего изучения профессиональной этики в процессе подготовки будущих специалистов в области СМИ и паблик рилейшнз.

Результаты исследования

В первой части исследования были перечислены основные этические кодексы, принятые профессиональным сообществом паблик рилейшнз и журналистов РФ, а также практика применения этических норм в современных СМИ.

Вопросы подготовки будущих журналистов и изучения специфики журналистского образования давно являются предметом исследования ученых. В качестве одной из базовых монографий следует отметить труд Л. Г. Свитич «Введение в специальность: Профессия: журналист» [12]. Проблемы профессионального образования в области журналистики и паблик рилейшнз рассматриваются в монографии В. В. Смеюхи «Медиакоммуникации: теория, практика, профессиональное образование» [13].

В статье «Профессиональные стандарты, роли и деструктуризация в журналистике» декан факультета журналистики Воронежского государственного университета проф. В. В. Тулупов высказал в целом положительное отношение к проблеме формирования профессиональных стандартов (на момент публикации это был весьма акутальный вопрос) [18].

Позднее, в статье «Профессиональные стандарты, роли и культура современного журналиста» автор справедливо указывает: «В ходе развернувшейся дискуссии между сторонниками и противниками стандартизации, выяснилось, что к созданию вышеуказанных документов экспертов подвигло не только требование Трудового кодекса, но и то, что они могут стать дополнительным инструментом компенс-системы, а также гарантом реализации журналистикой своих природных функций, инструментом саморегулирования в сфере профессиональной журналистской и редакторской деятельности» [19].

Утвержденный ФГОС-3++, вступивший в силу с 30.12.2017 г., ориентирован на подготовку будущих журналистов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Также его специфика заключается в том, что для всех ФГОС-3++ УГСН (42.00.00 - СМИ и информационно-библиотечное дело) общими являются все УК (универсальные, единые для всех ФГОС-3++) и ОПК (общепрофессиональные компетенции).

В Приложении к ФГОС-3++ указаны профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников. Они относятся к следующим видам профессиональной деятельности: 06-Связь, информационные и коммуникативные технологии: 06.009 - «Специалист по продвижению и распространению продукции СМИ» и 06.013 - «Специалист по информационным ресурсам» (эти два вида профессиональной деятельности и указанные стандарты соотносятся с ФГОС-3++ по направлениям 42.03.02 - Журналистика и 42.03.01 - Реклама и связи с общественностью); 11 - Средства массовой информации, издательство и полиграфия -включает 7 профессиональных стандартов, в том числе, «Корреспондент СМИ», «Ведущий телевизионной программы», «Редактор СМИ» (соответствуют ФГОС-3++ по направлениям 42.03.02, 42.04.02 - Журналистика).

Давая общую характеристику данного ФГОС-3++, следует отметить, что, в отличие от обязательного набора УК (универсальных компетенций), во ФГОС-3+ были ОК (общекультурные компетенции) и ОПК (общепрофессиональные) компетенции. В рамках указанной выше группы направлений подготовки, набор и формулирование содержания профессиональных компетенций, будучи привязанным к требованиям профессионального стандарта, становится во ФГОС-3++ прерогативой образовательной организации. Это, с одной стороны, дает вузам определенную свободу в реализации понимания задач профессиональной подготовки будущих журналистов, но в то же время накладывает особую ответственность за судьбу выпускников и их дальнейшую востребованность в профессиональном и творческом плане.

Профессиональный стандарт предполагает характеристику трудовых функций (содержит функциональную карту вида профессиональной деятельности). Реализуя их, работник выполняет свои профессиональные обязанности. Анализ профессиональных стандартов «Корреспондент СМИ» и «Редактор СМИ» свидетельствует, что реализация практически всех трудовых функций предполагает в качестве необходимых знаний понятие о профессиональной этике. Например, в стандарте «Редактор СМИ» реализация обобщенной трудовой функции 3.1. «Работа над содержанием публикаций СМИ» включает 4 трудовые функции: «Выбор темы публикации / разработка сценариев)», «Подготовка к публикации собственных материалов/работа в эфире», «Отбор авторских материалов для публикации», «Редактирование материалов». В функциональной карте каждой из вышеперечисленных трудовых функций в качестве необходимых знаний указана «Профессиональная журналистская этика» [14].

Рассмотрим реализацию обобщенной трудовой функции 3.2. «Организация работы подразделения СМИ», в состав которой входят функции «Разработка концепции проекта», «Планирование и координация деятельности подразделения», «Анализ результатов деятельности подразделения», «Установление и поддержание контактов с внешней средой». Следует уточнить, что реализация обобщенной функции 3.2. предполагает, согласно профессиональному стандарту, работу в качестве «ведущего редактора» и «руководителя подразделения». Выполнение указанных профессиональных обязанностей связано с наличием высшего образования уровня специалитета или магистратуры. В качестве необходимых знаний для успешного осуществления последней функции в стандарте также указана «профессиональная журналистская этика». Реализация этого требования обусловила наличие во ФГОС-3++ и бакалавров, и магистров компетенций ОПК-5: «способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуника-ционных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования» (здесь и далее - выделено авторами) и ОПК-7: «способен учитывать эффекты и последствия своей профессиональной деятельности, следуя принципам социальной ответственности» [20].

В рамках заседания ФУМО «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело», УМС «Журналистика» на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва, 05.02.2018 г.) была представлена примерная ООП (Основная образовательная программа) по направлению 42.03.02-Журналистика (бакалавриат) в соответствии с требованиями ФГОС ВО-3++. На данный момент ПООП существует в уточненном и расширенном варианте.

Также следует с благодарностью отметить разработанную в рамках ФУМО ПООП магистратуры по направлению подготовки 42.04.02 - Журналистика.

В качестве индикатора достижения ОПК-7 в ПООП подготовки бакалавра представлен ОПК-7.1 (общий для УГСН): «знает цеховые принципы социальной ответственности, типовые эффекты и последствия профессиональной деятельности». Непосредственно для направления «Журналистика» указывается индикатор ОПК-7.2: «осуществляет поиск корректных творческих приемов при сборе, обработке и распространении информации в соответствии с общепринятыми стандартами и правилами профессии журналиста». [3]. При этом индикатор ОПК-5.1 (ОПК-5 в целом, как уже отмечалось выше, также является общей для УГСН) совмещает в рамках одной позиции политические, экономические, правовые и этические нормы и факторы, регулирующие развитие разных медиакоммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях [3]. Данный индикатор предполагается в качестве единого для ФГОС-3++ и по направлению «Журналистка», и по направлению «Реклама и связи с общественностью».

Подобное смешение столь разных норм и характеристик подготовки будущего журналиста и специалиста по связям с общественностью в рамках ОПК-5, размытость формулировки «цеховые принципы социальной ответственности» в ОПК-7 создают, на наш взгляд, определенные трудности в понимании смысла указанных компетенций и его соотнесенности со спецификой профессиональной деятельности в области журналистики и паблик рилейшнз.

Следует отметить, что важность профессионально-этических аспектов подготовки будущих журналистов подчеркивается наличием в представленном варианте ПООП обязательных в профессиональных компетенциях ПКО-1 и ПКО-2 специальных индикаторов достижения профессиональной компетенции, имеющих отношение к профессиональной этике. Содержание ПКО-1: «Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта», индикатор ПКО-1.6 сформулирован следующим образом: «Соблюдает профессиональные и этические нормы на всех этапах работы». ПКО-2, связанная с осуществлением редакторской деятельности в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями разных СМИ и других медиа, также имеет индикатор ПКО-2.3: «Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте и (или) продукте». Таким образом, два основных типа профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС-3++ - редакторский и авторский включают профессионально-этический компонент.

Помимо этого, в качестве рекомендованной ПК-компетенции в ПООП представлена ПК-5, освоение которой связано с социально-просветительским типом задач профессиональной деятельности. Формулировка компетенции ПК-5 следующая: «способен учитывать общечеловеческие ценности в процессе создания журналистского текста и (или) продукта». В качестве индикаторов освоения данной компетенции представлены: ПК-5.1 - соотносит вопросы информационной повестки дня с общечеловеческими ценностями; ПК-5.2 - определяет ценностные приоритеты при отборе освещаемых явлений и событий; ПК-5.3 - придерживается общечеловеческих ценностей при создании журналистского текста и (или) продукта» [3].

Считаем, что, прежде всего, в процессе формирования шкалы оценки данных индикаторов могут возникнуть трудности в понимании критериев следования достаточно сложному понятию «общечеловеческие ценности» в реальной журналистской практике. Несомненно, что формирование структуры профессиональных компетенций ОПОП по направлению «Журналистика» (все профили) требует более четких критериев, уточняющих набор знаний, умений и навыков, имеющих отношение к теоретическим и практическим аспектам профессиональной этики журналиста.

Как уже отмечалось выше, согласно положениям ФГОС-3++ по направлению 42.03.01 - Реклама и связи с общественностью, в качестве профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности будущих специалистов в данной области, указаны 06.009-«Специалист по продвижению и распространению продукции СМИ» и 06.013 - «Специалист по информационным ресурсам» [21].

Анализ указанных документов свидетельствует, что вопросы профессиональной этики практически отсутствуют в качестве необходимых умений и знаний, связанных с реализацией представленных в данных профессиональных стандартах трудовых функций. Например, профессиональный стандарт «Специалист по продвижению и распространению продукции СМИ» содер-

жит следующие обобщенные трудовые функции: организация распространения продукции СМИ и организация продвижения продукции СМИ. Они, в свою очередь, включают такие трудовые функции, как реализация продукции СМИ, организация поставки продукции СМИ, организация и проведение подписной кампании, организация продвижения продукции СМИ, организация маркетинговых исследований в области СМИ, разработка маркетинговой стратегии для продукции СМИ, организация мероприятий, способствующих увеличению продаж продукции СМИ [11]. В качестве необходимых знаний для реализации каждой из трудовых функций указаны: «корпоративные стандарты, регламенты и иные локальные нормативные акты, регламентирующие профессиональную деятельность». Тем самым, речь не идет о профессиональной этике и профессионально-этических стандартах, а только о достаточно условном понятии «корпоративные стандарты». Следовательно, значение этических требований к профессиональной деятельности снижается и не регламентируется на уровне требований профессионального стандарта, в отличие, например, от параметров стандартов «Корреспондент СМИ» и «Редактор СМИ», где понятие «профессиональная журналистская этика» прописано в функциональной карте [14].

То же самое можно сказать и относительно положений профессионального стандарта «Специалист по информационным ресурсам», где в качестве основного вида профессиональной деятельности указаны: распространение информации, реклама товаров и услуг, информационная поддержка бизнес-процессов организаций, повышение эффективности и коммуникаций с потребителями продукции и развитие электронной коммерции [11]. В качестве обобщенных трудовых функций в стандарте указаны: техническая обработка и размещение информационных ресурсов на сайте, создание и редактирование информационных ресурсов, управление (менеджмент) информационных ресурсов. Обобщенные трудовые функции включают 17 непосредственных трудовых функций, каждой из которых соответствует функциональная карта. Анализ представленных в стандарте функциональных карт свидетельствует об отсутствии упоминания в качестве необходимых умений и знаний не только параметров профессиональной этики в сфере рекламы и паблик рилейшнз, но и указанного в стандарте «Специалист по продвижению и распространению продукции СМИ» понятия «корпоративные стандарты» Только при характеристике трудовой функции «Нормативный контроль содержания сайта» в качестве необходимых знаний присутствует в достаточной степени неопределенный термин «отраслевые стандарты и нормы» [11].

Таким образом, этические параметры исключены из профессиональных требований к специалисту в области рекламы и связей с общественностью.

Заключение

По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы. Требования профессионального и образовательного стандартов определяют необходимость включения дисциплин в учебный план подготовки как бакалавров, так и магистров по направлению «Журналистика». Представленная ПООП бакалавра по направлению подготовки «Журналистика» уделяет значительное внимание профессионально-этическим требованиям к будущему журналисту.

Однако профессиональные стандарты, определяющие соответствие профессиональной деятельности в области рекламы и связей с общественностью образовательному стандарту подготовки бакалавра, не включают в функциональные карты трудовых функций требованиям к знаниям в области профессиональной этики. В то время как необходимость наличия в профессиональных и в образовательных стандартах требований к формированию знаний, умений и навыков в области профессиональной журналистской этики и этики в сфере рекламы и паблик рилейшнз определяется и общемировыми тенденциями, и пониманием социальной ответственности журналистики и паблик рилейшнз, а также стремлением академического и профессионального сообщества преодолеть негативные тенденции, связанные с нарушением этических норм в современном информационном пространстве России.

Список литературы

1. Ксения Собчак. Время покажет [Электронный ресурс] // Первый канал. - URL: https://www.1tv.ru/shows/vremya-pokazhet/vypuski/kseniya-sobchak-vremya-pokazhet-vypusk-ot-11-12-2017 (дата обращения: 25.05.2018).

2. Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г. В. Лазутина. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 224 с.

3. Материалы Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (бакалавриат) [Текст]. - М., 2018. - 16 с.

4. Медиаэтический стандарт-2015 [Электронный ресурс] // Общественная коллегия по жалобам на прессу. - URL: http://presscouncil.ru/teoriya-i-praktika/dokumenty/4756-mediaeticheskij-standart-2015 (дата обращения: 02.06.2018).

5. «"Норд", домой! Время покажет [Электронный ресурс] // Первый канал. - URL: https:// www.1tv.ru/shows/vremya-pokazhet/vypuski/nord-domoy-vremya-pokazhet-vypusk-ot-20-04-2018 (дата обращения: 28.04.2018)

6. Петровская, И. Россия, идущая вброд через ледяную реку. Народные ток-шоу перешли от бытовых скандалов к главным международным и внутренним темам [Электронный ресурс] / И. Петровская // Новая газета. - № 30. - URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/03/23/75913-rossiya-iduschaya-vbrod-cherez-ledyanuyu-reku (дата обращения: 02.06.2018).

7. Планы РАСО на 2017 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Российской Ассоциации по связям с общественностью. - 2017. - URL: https://www.raso.ru/news/23413/ (дата обращения: 02.06.2018).

8. Политика и ложь. Время покажет [Электронный ресурс] // Первый канал. - URL: https:// www.1tv.ru/shows/vremya-pokazhet/vypuski/politika-i-lozh-vremya-pokazhet-vypusk-ot-29-03-2018 (дата обращения: 26.04.2018).

9. Право голоса. Все выпуски [Электронный ресурс] // Официальный сайт ТВ Центр. - URL: http://www.tvc.ru/channel/brand/id/36 (дата обращения: 02.06.2018).

10. Проект профессионального стандарта специалиста по связям с общественностью [Электронный ресурс] // Официальный сайт Российской Ассоциации по связям с общественностью. -2017. - URL: https://drive.google.com/file/d/0B0MQY2BqV8swRS1TVGtNNEI4aDA/view (дата обращения 02.06.2018).

11. Связь, информационные и коммуникационные технологии [Электронный ресурс]. - URL: http://profstandart.ros-mintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professional-nykh-standartov/reestr-oblastey-i-vidov-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 07.07.2018).

12. Свитич, Л. Г. Введение в специальность: Профессия: журналист: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Л. Г. Свитич. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 255 с.

13. Смеюха, В. В. Медиакоммуникации: теория, практика, профессиональное образование [Текст] / В. В. Смеюха. - Ростов-на-Дону: Издательство РГУПС, 2016. - 307 с.

14. Средства массовой информации, издательство и полиграфия [Электронный ресурс]. - URL: http://profstandart.ros-mintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professional-nykh-standartov/reestr-oblastey-i-vidov-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения 06.07.2018).

15. Тарощина, С. Как их ломают через колено. Если сургутской резни не было в телевизоре, ее не было нигде [Электронный ресурс] / С. Тарощина. // Новая газета. - № 92. - URL: https:// www.novayagazeta.ru/articles/2017/08/23/73559-kak-ih-lomayut-cherez-koleno (дата обращения: 02.06.2018).

16. Тарощина, С. Каналоармейцы, или Перековка зрителя в прямом эфире. Посвящается истинным героям России - Эрнсту и Добродееву [Электронный ресурс] / С. Тарощина // Новая газета. - № 29. - URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/03/21/75881-kanaloarmeytsy-ili-perekovka-zritelya-v-pryamom-efire (дата обращения: 02.06.2018).

17. Тарощина, С. Коллективный Распутин. Уходящий год просто обязан войти в анналы как время выдающихся пропагандистских успехов ТВ [Электронный ресурс] / С. Тарощина // Новая газета. - № 144. - URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/12/29/75037-kollektivnyy-rasputin (дата обращения: 02.06.2018).

18. Тулупов, В. В. Профессиональные стандарты, роли и деструктуризация в журналистике [Текст] / В. В. Тулупов // Вестник КГУ им. Н А. Некрасова. - 2014. - № 7. - С. 214-219.

19. Тулупов, В. В. Профессиональные стандарты, роли и культура современного журналиста [Электронный ресурс] / В. В. Тулупов. - URL: http://cejsh.icm.edu.pl/cejsh/element/bwmeta1. element.desklight-022799f7-55c8-46d0-902e-06a528def3b1 (дата обращения: 19.07.2018).

20. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования- бакалав-

риат по направлению подготовки 42.03.02 - Журналистика [Электронный ресурс]. - URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/420302_Gurnal.pdf (дата обращения: 06.07.2018).

21. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования- бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 - Реклама и связи с общественностью [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFG0SV03++/Bak3++/420301_B_3plus_05052017. pdf (дата обращения: 06.07.2018).

ETHICAL COMPONENT IN THE SYSTEM OF TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF MEDIA AND PUBLIC RELATIONS

Makarova L. S., National Research Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky,

Nizhny Novgorod, limakar@bk.ru

Novikova T. E., National Research Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky,

Nizhny Novgorod, tatyananovikova@yandex.ru

The article identifies and analyses particular aspects of ethical standards violation in public image of a Russian TV-channel at the present stage. The authors of the article note that these examples contradict the rules, established by the current codes ofprofessional ethics of the journalist and PR expert, and cause concern to representatives of the academic and professional community. In the article, as one of the ways to overcome negative trends, along with the activities of the institutions of regulation in the sphere ofjournalism and public relations, the development of media criticism and media education, the authors demonstrate how such violations can be overcome by improving the system of journalist and PR expert training in accordance with professional and educational standards. The article also analyzes the provisions ofprofessional and educational standards in the field ofjournalism and public relations in the context of requirements to knowledge and skills in the field ofprofessional ethics.The authors advocate for the necessity to include Professional Ethics in PR and Advertising and Journalism curricula. The authors also recommend to refine the contents of the competences directly connected with shaping knowledge and skills related to the professional ethical aspects of future journalists training.

Keywords: professional ethics, ethical code, the image of a TV-channel, public relations, mass media, education, competencies, professional standards, educational standards.

References

1. Kseniya Sobchak. Vremya pokazhet [=Ksenia Sobchak. Time will tell], in: Pervyj kanal [=the First channel], available at: https://www.1tv.ru/shows/vremya-pokazhet/vypuski/kseniya-sobchak-vremya-pokazhet-vypusk-ot-11-12-2017, accessed 25.05.2018. (In Russ.).

2. Lazutina, G. V. (2006) Professional'naya ehtika zhurnalista [=Professional ethics of journalists], Moscow, 224 p. (In Russ.).

3. Materialy Primernoj osnovnoj obrazovatel'nojprogrammypo napravleniyupodgotovki 42.03.02 Zhurnalistika (bakalavriat) (2018) [=Materials of the Approximate basic educational program in the field of training 42.03.02 Journalism (bachelor)], Moscow, 16 p. (In Russ.).

4. Mediaehticheskij standart-2015 [=Medicationsi standard-2015], in: Obshchestvennaya kollegiya po zhalobam napressu [=Public Board for press complaints], available at: http://presscouncil.ru/teoriya-i-praktika/dokumenty/4756-mediaeticheskij-standart-2015, accessed 02.06.2018. (In Russ.).

5. "Nord", domoj! Vremya pokazhet [=Nord, home! Time will tell], in: Pervyj kanal [=the First channel], available at: https://www.1tv.ru/shows/vremya-pokazhet/vypuski/nord-domoy-vremya-pokazhet-vypusk-ot-20-04-2018, accessed 28.04.2018. (In Russ.).

6. Petrovskaya, I. Rossiya, idushchaya vbrod cherez ledyanuyu reku. Narodnye tok-shou pereshli ot bytovyh skandalov k glavnym mezhdunarodnym i vnutrennim temam [=Russia is going to Wade through the icy river. People's talk shows have moved from domestic scandals to the main international and domestic topics], in: Novaya gazeta [=The newspaper], No. 30, 23.03.2018, available at: https://

www.novayagazeta.ru/articles/2018/03/23/75913-rossiya-iduschaya-vbrod-cherez-ledyanuyu-reku, accessed 02.06.2018. (In Russ.).

7. Plany RASO na 2017 god [=RASO plans for 2017], in: Oficial'nyj sajt Rossijskoj Associacii po svyazyam s obshchestvennost'yu [=Official website of the Russian public relations Association], available at: https://www.raso.ru/news/23413/, accessed 02.06.2018. (In Russ.).

8. Politika i lozh'. Vremya pokazhet [=Politics and lies. Time will tell], in: Pervyj kanal [=the First channel], available at: https://www.1tv.ru/shows/vremya-pokazhet/vypuski/politika-i-lozh-vremya-pokazhet-vypusk-ot-29-03-2018, accessed 26.04.2018. (In Russ.).

9. Pravo golosa. Vse vypuski [=Voting right. All issues], in: Oficial'nyj sajt TVCentr [=Official website of TV Center], available at: http://www.tvc.ru/channel/brand/id/36, accessed 02.06.2018. (In Russ.).

10. Proekt professional'nogo standarta specialista po svyazyam s obshchestvennost'yu [=Draft professional standard of a public relations specialist], in: Oficial'nyj sajt Rossijskoj Associacii po svyazyam s obshchestvennost'yu [=Official website of the Russian public relations Association], available at: https://drive.google.com/file/d/0B0MQY2BqV8swRS1TVGtNNEI4aDA/view, accessed 02.06.2018. (In Russ.).

11. Svyazi, informacionnye i kommunikacionnye tekhnologii [=Communications, information and communication technologies], available at: http://profstandart.ros-mintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professional-nykh-standartov/reestr-oblastey-i-vidov-professionalnoy-deyatelnosti, accessed 07.07.2018. (In Russ.).

12. Svitich, L. G. (2011) Vvedenie v special'nost': Professiya: zhurnalist ^Introduction to the profession: Profession: journalist], Moscow, Aspekt Press, 255 p. (In Russ.).

13. Smeyuha, V. V. (2016) Mediakommunikacii: teoriya, praktika, professional'noe obrazovanie [=Media communications: theory, practice, professional education], Rostov-na-Donu, Izdatel'stvo RGUPS, 307 p. (In Russ).

14. Sredstvamassovojinformacii, izdatel'stvo i poligrafiya [=Media, publishing and printing], available at: http://profstandart.ros-mintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professional-nykh-standartov/reestr-oblastey-i-vidov-professionalnoy-deyatelnosti, accessed 06.07.2018. (In Russ.).

15. Taroshchina, S. Kak ih lomayut cherez koleno. Esli surgutskoj rezni ne bylo v televizore, ee ne bylo nigde [=How they're broken through the knee. If the Surgut massacre wasn't on TV, it wasn't anywhere], in: Novaya gazeta [=The newspaper], No. 92, available at: https://www.novayagazeta.ru/ articles/2017/08/23/73559-kak-ih-lomayut-cherez-koleno, accessed 02.07.2018. (In Russ.).

16. Taroshchina, S. Kanaloarmejcy, ili Perekovka zritelya v pryamom ehfire. Posvyashchaetsya istinnym geroyam Rossii - Ernstu i Dobrodeevu [=Canadaaltace, or Reforging the viewer live. Dedicated to the true heroes of Russia - Ernst and Dobrodeyev], in: Novaya gazeta [=The newspaper], No. 29, available at: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/03/21/75881-kanaloarmeytsy-ili-perekovka-zritelya-v-pryamom-efire, accessed 02.07.2018. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Taroshchina, S. Kollektivnyj Rasputin. Uhodyashchij god prosto obyazan vojti v annaly kak vremya vydayushchihsya propagandistskih uspekhov TV [=Collective Rasputin. The outgoing year is simply obliged to enter the annals as a time of outstanding success of TV propaganda], in: Novaya gazeta [=The newspaper]. J№ 144, available at: https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/12/29/75037-kollektivnyy-rasputin, accessed 02.07.2018. (In Russ.).

18. Tulupov, V. V. (2014) Professional'nye standarty, roli i destrukturizaciya v zhurnalistike [=Professional standards, roles and destruction in journalism], in: Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova [=Bulletin of KSU im. ON. Nekrasov], No. 7, pp. 214-219. (In Russ.).

19. Tulupov, V. V. Professional'nye standarty, roli i kul'tura sovremennogo zhurnalista [=Professional standards, roles and culture of a modern journalist], available at: http://cejsh.icm.edu.pl/cejsh/element/ bwmeta1.element.desklight-022799f7-55c8-46d0-902e-06a528def3b1, accessed 19.07.2018. (In Russ.).

20. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya- bakalavriat po napravleniyu podgotovki 42.03.02 - ZHurnalistika [=Federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of training 42.03.02-Journalism], available at: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/420302_Gurnal.pdf, accessed 06.07.2018. (In Russ.).

21. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya- bakalavriat po napravleniyu podgotovki 42.03.01 - Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu [=Federal state educational standard of higher education-bachelor's degree in the field of training

42.03.01-advertising and public relations], available at: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/ProjFGOSVO3++/ Bak3++/420301_B_3plus_05052017.pdf, accessed 06.07.2018. (In Russ.).

Макарова Людмила Сергеевна - кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры журналистики Института филологии и журналистики, Национальнй исследовательскй Нижего-родскй государственнй университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород. limakar@bk.ru

Новикова Татьяна Евгеньевна - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры журналистики Института филологии и журналистики, Национальнй исследовательскй Нижего-родскй государственнй университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород. tatyananovikova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.