Научная статья на тему 'Самостоятельная работа как инструмент формирования компетенций будущих журналистов '

Самостоятельная работа как инструмент формирования компетенций будущих журналистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / журналистское образование / самостоятельная работа / competency-based learning / journalism education / independent students’ work / reading journal technology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдонина Н. С.

Введение. Сегодня в высших учебных учреждениях перспективным для подготовки специалистов является компетентностный подход, предполагающий активное участие студентов в образовательном процессе. Под компетентностным подходом имеется в виду совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. В статье рассматриваются особенности компетентностного подхода в высшем образовании на основе изменений в обществе, сопоставляются наиболее известные определения компетентности. Перечисляются основные тенденции в журналистике, повлиявшие на подходы к образованию, а именно: конвергенция, глобализация, интернетизация. Цель. Цель настоящей статьи — осмысление системы самостоятельной работы студентов-журналистов и анализ читательского дневника, выполняющего мотивирующую и формирующую функции. Методология и методы исследования. В данном исследовании применяется системный подход, позволяющий проанализировать самостоятельную работу студентов как целостное явление в его взаимосвязи со всем образовательным процессом. Подробно рассматривается система самостоятельной работы студентов: цели, принципы, функции и формы. Результаты исследования. В результате анализа научной литературы автор делает вывод о необходимости выстраивания структуры самостоятельной работы студентов в соответствии с компетентностным подходом. Автор определяет цели, принципы, функции, формы самостоятельной работы студентов. Автор детально описывает методику читательского дневника как эффективного средства проверки и контроля самостоятельной работы студентов-журналистов, изучающих курсы «Введение в мировую журналистику», «История зарубежной журналистики» и «Современные зарубежные СМИ». Методика читательского дневника анализируется в соответствии с видами чтения: аналитическим, изучающим, поисковым, ознакомительным и просмотровым. Автор приходит к основному выводу: читательский дневник создает условия для когнитивного развития личности будущего профессионала. Заключение. Читательский дневник позволяет студентам овладевать следующими компетенциями: учебными, исследовательскими, социально-личностными, коммуникативными, личностно-адаптивными, умением сотрудничать и самоорганизовываться. Общими принципами ведения читательского дневника являются: вариативность, организованность и свобода. Полученные материалы могут служить основой для организации самостоятельной работы студентов и по другим предметам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT’S INDEPENDENT WORK AS A TOOL TO DEVELOP COMPETENCIES OF JOURNALISM STUDENTS

Introduction. Today one of the most perspective pedagogical approaches is competency-based learning. Instead of passively reception and use of knowledge, a student becomes an active participant in the educational process. Competency-based learning is a group of general principles of educational aims, content, educational process as it is, and evaluation of education. The article gives a review of peculiarities of competency-based learning, and compares the most general definitions of competency term. The author lists the most important tendencies of contemporary journalism such as convergence, globalization, and widespread Internet. Purpose of the article. The aim of the article is to understand the system of independent work of students in the specialty of “journalist” and the analysis of a reader diary that performs motivating and shaping functions. Research methods. The current research is based on the systematic methodological approach, allowing to analyze independent students’ work as a phenomenon integrated in the whole educational process. Results. As the result of scientific literature reviewing, the author comes to the thought that independent students’ work should be grounded on the competency-based pedagogical approach. The author determines purposes, principles, functions, and forms of students’ independent work. The author analyzes in details reading journal method as the most effective tool to evaluate and check independent work of students, studying “Introduction to the foreign journalism”, “The history of foreign journalism”, and “The contemporary foreign mass media”. Reading journal method is being analyzed in according to types of reading: analytical, studying, searching, introductory, and viewing. The author lists positive aspects of using reading journal as a tool of students’ independent work. Conclusions. The reading journal lets students get the following competences: educating, research, social and personal, communicative, organizational, personal adaptation, and ability to work in a team. The common principles of working with the reading journal are flexibility, organization, and freedom. These material can serve as a basis for building students’ independent work at other courses.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа как инструмент формирования компетенций будущих журналистов »

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Н. С. Авдонина

Кандидат политических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск E-mail: natalia. avdonina1987@gmail.com Natalia S. Avdonina PhD (Political Studies), Associate Professor, Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ■

Введение. Сегодня в высших учебных учреждениях перспективным для подготовки специалистов является компетентностный подход, предполагающий активное участие студентов в образовательном процессе. Под компетент-ностным подходом имеется в виду совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. В статье рассматриваются особенности компетентностного подхода в высшем образовании на основе изменений в обществе, сопоставляются наиболее известные определения компетентности. Перечисляются основные тенденции в журналистике, повлиявшие на подходы к образованию, а именно: конвергенция, глобализация, интернетизация. Цель. Цель настоящей статьи — осмысление системы самостоятельной работы студентов-журналистов и анализ читательского дневника, выполняющего мотивирующую и формирующую функции. Методология и методы исследования. В данном исследовании применяется системный подход, позволяющий проанализировать самостоятельную работу студентов как целостное явление в его взаимосвязи со всем образовательным процессом. Подробно рассматривается система самостоятельной работы студентов: цели, принципы, функции и формы. Результаты исследования. В результате анализа научной литературы автор делает вывод о необходимости выстраивания структуры

Как цитировать статью: Авдонина Н. С. Самостоятельная работа как инструмент формирования компетенций будущих журналистов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 5 (43). С. 184-197.

самостоятельной работы студентов в соответствии с компетент-ностным подходом. Автор определяет цели, принципы, функции, формы самостоятельной работы студентов. Автор детально описывает методику читательского дневника как эффективного средства проверки и контроля самостоятельной работы студентов-журналистов, изучающих курсы «Введение в мировую журналистику», «История зарубежной журналистики» и «Современные зарубежные СМИ». Методика читательского дневника анализируется в соответствии с видами чтения: аналитическим, изучающим, поисковым, ознакомительным и просмотровым. Автор приходит к основному выводу: читательский дневник создает условия для когнитивного развития личности будущего профессионала. Заключение. Читательский дневник позволяет студентам овладевать следующими компетенциями: учебными, исследовательскими, социально-личностными, коммуникативными, лич-ностно-адаптивными, умением сотрудничать и самоорганизовываться. Общими принципами ведения читательского дневника являются: вариативность, организованность и свобода. Полученные материалы могут служить основой для организации самостоятельной работы студентов и по другим предметам.

Ключевые слова: компетентностный подход, журналистское образование, самостоятельная работа студента, методика ведения читательского дневника.

Введение. Образование в современной высшей школе ведется на основе компетентностного метода, предполагающего новые подходы к методам отбора содержания и организации учебного материала, к обучению и воспитанию, направленные на развитие самостоятельности, ответственности учащихся, их коммуникативных, организационных, интеллектуальных и нравственных качеств. Вместо пассивного потребителя знаний студент становится активным участником образовательного процесса, во время которого формируется его или ее мировоззрение, накапливается в том числе профессиональный опыт, приобретаются необходимые компетенции. Компетентностный подход предполагает использование современных образовательных методов и технологий. Компетенции возможно и необходимо формировать не только на лекциях и семинарских или практических занятиях, но также и в ходе самостоятельной работы студентов (СРС). Именно СРС обладает огромным потенциалом в обучении и воспитании личности профессионала.

Среди исследователей компетентностного подхода в образовании можно назвать А. В. Баранникова, А. А. Вербицкого, А. Б. Звездову,

В. Г. Орешкина, О. Е. Лебедеву, В. А. Болотова и В. В. Серикова, И. А. Зимнюю, Е. В. Курбакову, Дж. Равена. Однако в их исследованиях, несмотря на полноту изучения понятий «компетентность» и «компетентностный подход», открытым и мало исследованным остается вопрос о роли самостоятельной работ8 студентов в реализации компетентностного подхода. Самостоятельность, наряду с независимостью и склонностью жить в соответствии с правилами и ценностями,— один из компонентов модели здоровой личности [16]. В соответствии с андрагогической концепцией взрослый человек стремится к самореализации, самостоятельности и самоуправлению [19, с. 113]. Полагаем, что тезис о невозможности воспитать самостоятельную личность без условий для проявления самостоятельности не требует доказательства.

Цель статьи. Цель настоящей статьи — осмысление системы самостоятельной работы студентов-журналистов и анализ читательского дневника, выполняющего мотивирующую и формирующую функции. Теоретическая значимость исследования самостоятельной работы студентов-журналистов обусловлена возможностью использования полученных результатов для дальнейшей работы по совершенствованию системы СРС по различным профессиональным дисциплинам. Практическая значимость заключается в том, что конкретные результаты, в данном случае роль читательского дневника, для повышения мотивации и формирования профессиональной идентичности могут быть внедрены в образовательную практику высших учебных заведений России. По аналогии с читательским дневником могут быть разработаны и использованы другие формы СРС.

Методология и методы исследования. В данном исследовании применяется системный подход, позволяющий проанализировать самостоятельную работу студентов как целостное явление в его взаимосвязи со всем образовательным процессом. Системный подход позволил выявить цели, принципы, функции и формы СРС. Другим методом исследования является деятельностный подход, поскольку феномен СРС рассматривается не только с теоретической точки зрения, но и с практической.

Результаты исследования.

О. Е. Лебедев перечисляет принципы компетентностного подхода:

1) Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах

и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

2) Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

3) Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

4) Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения [14].

Среди предпосылок и причин замены когнитивной образовательной модели на компетентностный подход различные исследователи [4; 8; 10; 14; 16] называют ускорение темпов развития общества, новые требования к специалистам, развитие информационно-коммуникационных технологий и шире — информатизацию общества и, как следствие, невозможность усвоить постоянно появляющуюся новую информацию, глобализацию и, как следствие, опасность потери уникальности и идентичности каждого человека, трансформацию ценностных и этических установок (в журналистике). В. А. Болотов и В. В. Сериков называют две причины кризиса и несостоятельности традиционной знаниевой парадигмы образования в современном мире: формирование нового типа культуры, в котором знание утратило священную ценность, и перегруженность информацией [3].

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной техники и технологии; 3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;

4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя;

5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках; 6) при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда; 7) при необходимости

разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов [3].

Другими словами, на всех уровнях образования необходимо на опережение, для лучшей адаптации к будущей жизни, о которой педагоги имеют слабое представление, воспитывать в учениках и студентах такие качества, как мобильность, психологическая устойчивость, коммуникабельность, информационная грамотность, умение работать в команде, инициативность, ответственность и самостоятельность. Исходя из определения компетентности как способности действовать в ситуации неопределенности [14], можно сделать вывод, что человека, обладающего перечисленными выше качествами, можно назвать компетентным. Поскольку мобильность, психологическая устойчивость, коммуникабельность и др. позволяют находить вывод именно из неустойчивой ситуации. Компетентность, с точки зрения И. А. Зимней, есть основывающийся на знаниях интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека [9]. Компетентность, по А. В. Хуторскому, есть совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере [19]. Компетентность — это всегда совокупность знаний и практически усвоенных навыков.

Преподавателю отводится роль наставника, помощника, консультанта, модератора и режиссера. Компетентность выступает связующим звеном в цепочке «знание-умение» [13]. Выделяют семь ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и компетенция личностного совершенствования [11].

Компетентностный подход предполагает использование современных образовательных методов и технологий, эффективными из которых являются личностно развивающие и профессионально ориентированные технологии [5]. Современные образовательные технологии направлены на формирование человека знающего, умеющего и понимающего [2]. Т. Б. Исакова провела анализ Федеральных государственных образовательных стандартов по направлению 42.03.02 «Журналистика», основных образовательных программ, учебных планов, научных и методических статей на тему журналистского образования и пришла к выводу, что в основе журналистского образования по-прежнему лежит тезис о не-

обходимости фундаментальной теоретической подготовки журналистов. В свою очередь эта теоретическая база становится основой для формирования профессиональных навыков [10, с. 385]. Профессиональные навыки формируются и во время учебного процесса, и во время практики.

Современная российская журналистика столкнулась с комплексом явлений: конвергенция, глобализация, интернетизация, что привело к пересмотру принципов образования и собственно профессии журналиста. К основным показателям оценки эффективности профессиональной подготовки журналистов Т. Н. Владимирова относит мотивационно-це-левой, процессуально-содержательный, практико-результативный и интегральный. В практико-результативном показателе выделяются такие критерии, как умение выполнять журналистские задания, редакционные обязанности, умение оперативно готовить журналистский материал для различных видов СМИ, самостоятельность в создании собственных медиапроектов и удовлетворенность студентов профессиональной подготовкой [6].

Профессионально компетентный журналист — это специалист, обладающий научными знаниями, профессиональными и ремесленными навыками, самостоятельностью, умением адекватно оценивать себя и результаты своего труда, культурно-нравственными ценностями [7; 18]. Полагаем, что тезис о невозможности воспитать самостоятельную личность без условий для проявления самостоятельности не требует доказательства. Цель настоящей статьи — осмысление системы самостоятельной работы студентов-журналистов.

Российское высшее образование традиционно сохраняет следующие формы обучения: лекция, семинарские, лабораторные и практические занятия, коллоквиумы, самостоятельная работа [18]. Именно последняя форма менее всего изучена и адаптирована под цели занятий.

Современные учебные планы составляются таким образом, что треть часов отводится на самостоятельную работу студентов (СРС). Например, из 108 часов 42 могут быть аудиторными, остальные 66 составляют СРС. За педагогом остается формулирование цели, форм и условий СРС. Цель СРС должна вписываться в общую систему целей и задач курса, которые в свою очередь отражают зафиксированные в государственном образовательном стандарте компетенции. Например, если дисциплина «Введение в мировую журналистику» способствует формированию ОПК-5 (способность ориентироваться в основных этапах и процессах

развития зарубежной литературы и журналистики, использовать этот опыт в профессиональной деятельности), то цель курса формулируется в глагольной форме: научить ориентироваться в основных... Более развернутое пояснение «способности» раскрывается в задачах. После определения цели предмета начинается отбор содержания, выстраивание лекционных и практических занятий, выбор самостоятельной работы студента. Общими целями СРС являются:

1) самостоятельное освоение и развитие студентами компетенций;

2) овладение знаниями по основным и дополнительным темам;

3) контроль и оценка преподавателем результатов учебной и научно-исследовательской деятельности студентов.

К принципам СРС можно отнести:

1) самостоятельность;

2) индивидуальность;

3) вариативность;

4) творческий подход;

5) практико-ориентированность.

Функции самостоятельной работы:

1) развивающая (овладение новым материалом, развитие аналитического и творческого мышления);

2) диагностическая (развитие целеполагания, самоорганизации, самоконтроля и самопрезентации).

От качества выполненной домашней работы зависит активность студента на занятиях и должный уровень курсовых работ/проектов, контрольных работ, рефератов, дипломов и пр. К формам СРС можно отнести:

1) работа с лекционным материалом;

2) выполнение домашнего задания к занятию, домашней контрольной работы, решение задач и выполнение упражнений;

3) изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку;

4) подготовка к лабораторным работам, практическим и семинарским занятиям;

5) подготовка к коллоквиуму;

6) подготовка к экзамену;

7) написание реферата;

8) выполнение расчетно-графической работы;

9) написание эссе, курсовых работ/проектов;

10) решение кейсов.

Эффективность выполнения самостоятельной работы студента зависит в том числе и от преподавателя. Именно педагог разрабатывает систему заданий, определяет сроки их выполнения и систему оценивания, выбирает формы СРС и виды ее проверки. В некоторых американских вузах самостоятельная работа студента предполагает большой объем чтения статей или книг. Готовность студентов к занятиям проверяется разными способами: либо преподаватель проводит тест по прочитанным материалам, либо студенты пишут эссе и отправляют их преподавателю накануне занятия.

В настоящей статье анализируется такая форма проверки качества СРС, как читательский дневник. Его удобно использовать в преподавании теоретических дисциплин, предполагающих большой объем чтения. Цель любого читательского дневника заключается в развитии и совершенствовании умений анализировать художественные, публицистические и научно-исследовательские тексты, улучшении авторского стиля и развитии творческого и критического мышления. С. В. Кузнецова отмечает эффективность читательского дневника для совершенствования навыков всех видов чтения: аналитического, изучающего, поискового, ознакомительного и просмотрового [12, с. 45]. Тот же автор, анализируя практику преподавания иностранного языка на языковом факультете, фиксирует проблему формального ведения читательского дневника, поскольку работа преподавателя часто сводится к контролю требуемого прочитанного объема и заучивания наизусть. Та же проблема может встречаться и на филологических факультетах, где проверяется лишь объем прочитанных произведений.

Обратимся к примеру читательского дневника как методического приема для развития навыков письма, чтения, анализа и творческого мышления у студентов-журналистов, изучающих такие дисциплины, как «Введение в мировую журналистику» (1-й курс), «История зарубежной журналистики» (2-й курс) и «Современные зарубежные СМИ» (2-й и 3-й курсы).

Весь первый год первокурсники адаптируются к студенческой жизни, перестраиваясь со школьного на университетский график учебы, поэтому для них читательский дневник — это скорее возможность свыкнуться с предметом, преподавателем и новыми академическими требованиями.

Читательский дневник можно использовать как основу для организации учебного процесса по технологии перевернутого класса, где студенты заранее готовятся к лекционным/практическим занятиям, а сами занятия преподаватель проводит в различных интерактивных формах для закрепления и проверки усвоенной дома информации. Первокурсникам целесообразно предложить для чтения учебник, поскольку именно эта форма им более всего знакома. На данном этапе будут развиваться навыки поискового, ознакомительного и просмотрового чтения. Читательский дневник удобно вести в документе Google, доступ к которому студент предоставляет преподавателю. На данном этапе важно, что студенты проявляют самостоятельность и ответственность: они сами создают аккаунт в Google, онлайн-документ и разрешают преподавателю просматривать, комментировать или редактировать его. Если занятие проводится раз в неделю, у студентов есть достаточно времени для заполнения дневника. Преподаватель заранее готовит силлабус (усеченную рабочую программу, предназначенную только для студентов), где прописывает по датам занятий темы, творческие домашние задания, критерии оценки, список обязательной и дополнительной литературы. Силлабус в данном случае представляет маршрут обучения, по которому студенты следуют самостоятельно. К каждому занятию прописаны задания для самостоятельной работы в форме вопросов для обсуждения. Именно на эти вопросы студенты ищут ответы в учебнике и записывают их в читательский дневник. Важно, чтобы вопросы были не закрытыми (предполагающими ответы «да/нет»), а открытыми. Например, «Какую цель преследовали колонисты, создавая газеты в Америке?», «Какими бы тремя словами вы описали роль Томаса Джефферсона в революционной публицистике?», «Английский политик Бенджамин Дизраэли сказал: „Самое большое несчастье, которое постигло человека,— это изобретение печатного станка". Что вы об этом думаете?» и т.д.

Для студентов второго курса важно подбирать задания, развивающие навыки изучающего и аналитического чтения. Обучение по курсу «История зарубежной журналистики: XX век» осложняется отсутствием единого учебника, поэтому преподаватель подбирает статьи, монографии, публицистику разных лет для воссоздания полной картины развития журналистики за рубежом с 1945 до 2000 гг. Читательский дневник студентам вести уже легче: техника знакома, тексты интереснее и разнообразнее, вопросы направлены на размышление. Например, по-

мимо традиционных поисковых вопросов типа «Что общего/отличного в прочитанных текстах вы нашли?» можно задавать такие: «Если бы вам дали задание написать репортаж о своем родном городе для зарубежной аудитории, какой фокус и форму материалы вы бы выбрали и почему?», «Какие варианты вы можете предложить газете The New York Times для сохранения независимости?» и др. Необходимость использовать одновременно несколько источников учит студентов сравнивать, обобщать и выделять главное.

Заключительным в цикле истории зарубежной журналистики является курс «Современные зарубежные СМИ». На усмотрение преподавателя можно использовать несколько учебников или статей по современному состоянию зарубежной журналистики, мы же предлагаем иной вариант — последний роман Умберто Эко «Нулевой номер». Особенность этого произведения в том, что автор обобщил тенденции преимущественно итальянской журналистики. Преподаватель предлагает студентам вести трехчастный дневник по технологии Черила Форбса. Дневник состоит из трех разделов: в первом записываются наиболее интересные цитаты, события и факты из книги и комментарии к ним студентов; во второй раздел заносятся собственные размышления учащихся о прочитанном; в третьем разделе студенты пишут письмо преподавателю, автору или любому персонажу из книги.

Для простоты ведения дневника студентам дается подсказка в виде вопросов, на которые можно отвечать в первом и втором разделах: что вы узнали нового из книги? Какими тремя словами могли бы описать впечатление от прочитанного? Почему, как вы думаете, именно об этом пишет Умберто Эко? Какие проблемы поднимает автор? С чем вы согласны? и т.д.

Как можно заметить, читательский дневник используется в качестве дополнительного обучающего инструмента, выполняющего сразу несколько функций:

1) расширение фоновых и профессиональных знаний;

2) приобретение навыков аналитического и творческого мышления и письма;

3) приобретение навыков самоорганизации и самоконтроля;

4) мотивирующая функция.

Последний пункт связан с обязательным участием преподавателя в контроле самостоятельной работы студентов. Этот контроль выражается

не только в оценке самого факта выполнения СРС, но и в комментировании студенческих записей. Особенно комментирование важно для первокурсников. Например, они копируют ответ на вопрос из учебника, и преподаватель может задать наводящий вопрос «почему.?», «что именно.?» и др., чтобы побудить студентов к размышлению и поиску нетривиальных, не лежащих на поверхности ответов. Особенно мотивирует поддерживающий комментарий.

Заключение. Читательский дневник создает условия для когнитивного развития (по Равену) любопытства, готовности использовать книги для поиска информации, способности к обобщению и планированию, умения предвидеть возможные затруднения и придумывать способы их разрешения [15, с. 188].

Читательский дневник позволяет студентам овладевать следующими компетенциями [1]: учебными (решать учебные и самообразовательные проблемы; связывать воедино и использовать отдельные части знания, принимать на себя ответственность за получаемое образование); исследовательскими (получение и обработка информации, использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности); социально-личностными (критически рассматривать аспекты развития общества, видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, справляться с неопределенностью и сложностью); коммуникативными (выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, самовыражаться); личностно-адаптивными (использовать новую информацию, быть подготовленными к самообразованию и самоорганизации); умением сотрудничать (справляться с разнообразием мнений) и самоорганизовываться (организовывать свою работу, принимать ответственность).

Таким образом, можно сформулировать общие принципы ведения читательского дневника:

1) вариативность;

2) организованность (дневник будет оценен только в том случае, если он был заполнен до определенного срока, например, до 18.00 каждой субботы, если занятие по расписанию проходит в понедельник или вторник);

3) свобода (ответы не должны копировать учебник или быть только правильными ответами, в читательском дневнике не может быть правильных/неправильных ответов).

Литература

1. Баранников А. В. Содержание общего образования: компетентностный подход. М. : ГУ ВШЭ, 2002. 51 с.

2. Беляева Л. А. Успех как цель и ценность образования // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Вып. 6. Екатеринбург: СВ-96, 2010. С. 184-191.

3. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

4. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.

5. Виленский М. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М. : Педагогическое общество России, 2004. 192 с.

6. Владимирова Т. Н. Дидактическая концепция профессиональной подготовки журналистов в вышней школе России: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. М. : Военный университет Министерства обороны РФ, 2015. 40 с.

7. Журналистское образование в условиях конвергенции : монография / под ред. Л. П. Шестеркиной. Челябинск: РЕКПОЛ, 2012. 114 с.

8. Звездова А. Б., Орешкин В. Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/xvFuvT (дата обращения: 20.01.2017).

9. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

10. Исакова Т. Б. Журналистское образование в условиях модернизации // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. С. 283-288.

11. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393 // Учительская газета. 2002. № 31.

12. Кузнецова С. В. Ведение читательского дневника (reading journal) как способ совершенствования письменной и устной иноязычной речи студентов // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 297. С. 45-46.

13. Курбакова Е. В. Структура компетентностного подхода в журналистском образовании // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 2. С. 448-451.

14. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.

15. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М. : Когито-Центр, 2002. 396 с.

16. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь-справочник / под общ. ред. Т. А. Барышевой. СПб. : ВВМ, 2014. 380 с.

17. Троянская С. Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: уч. пособие. Ижевск : Удмуртским университет, 2016. 176 с.

18. Тулупов В. В. О вузовском журналистском образовании // Известия Уральского федерального университета. 2016. Т. 22, № 3. С. 7-13.

19. Фатеева И. А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации: монография. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. 270 с.

20. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 12 декабря 2005 [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/gxOapR (дата обращения: 18.01.2017).

21. Jung I., Nishimura M., Sasao T. Liberal Arts Education and Colleges in East Asia. Possibilities and Challenges in the Global Age (Springer, Singapore, 2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Kunelius R., Ruusunoksa L. Mapping professional imagination. Journalism Studies, 9, 662-678 (2008).

23. Reinardy S. Newspaper journalism in crisis: Burnout on the rise, eroding young journalists career commitment. Journalism, 12, 33-50 (2011).

24. Singer J. Who are these guys? — The online challenge to the notion ofjournalistic professionalism,

Journalism, 4 (2), 139-163. (2003).

25. Tubbs N. Philosophy and Modern Liberal Arts Education. Freedom is to Learn (Palgrave Macmillan, London, 2014).

STUDENT'S INDEPENDENT WORK AS A TOOL TO DEVELOP COMPETENCIES OF JOURNALISM STUDENTS

Abstract. Introduction. Today one of the most perspective pedagogical approaches is competency-based learning. Instead of passively reception and use of knowledge, a student becomes an active participant in the educational process. Competency-based learning is a group of general principles of educational aims, content, educational process as it is, and evaluation of education. The article gives a review of peculiarities of competency-based learning, and compares the most general definitions of competency term. The author lists the most important tendencies of contemporary journalism such as convergence, globalization, and widespread Internet.

Purpose of the article. The aim of the article is to understand the system of independent work of students in the specialty of "journalist" and the analysis of a reader diary that performs motivating and shaping functions.

Research methods. The current research is based on the systematic methodological approach, allowing to analyze independent students' work as a phenomenon integrated in the whole educational process.

Results. As the result of scientific literature reviewing, the author comes to the thought that independent students' work should be grounded on the competency-based pedagogical approach. The author determines purposes, principles, functions, and forms of students' independent work. The author analyzes in details reading journal method as the most effective tool to evaluate and check independent work of students, studying "Introduction to the foreign journalism", "The history of foreign journalism", and "The contemporary foreign mass media". Reading journal method is being analyzed in according to types of reading: analytical, studying, searching, introductory, and viewing. The author lists positive aspects of using reading journal as a tool of students' independent work.

Conclusions. The reading journal lets students get the following competences: educating, research, social and personal, communicative, organizational, personal adaptation, and ability to work in a team. The common principles of working with the reading journal are flexibility, organization, and freedom. These material can serve as a basis for building students' independent work at other courses.

Keywords: competency-based learning, journalism education, independent students' work, reading journal technology.

References

• Barannikov A. V. Soderzhanie obshchego obrazovaniya: kompetentnostnyy podkhod (GU VShE, Moscow, 2002). [in Rus]

• Belyaeva L. A. Uspekh kak tsel' i tsennost' obrazovaniya // Ponyatiynyy apparat pedagogiki i obrazovaniya: sb. nauch. tr. / otv. red. E. V. Tkachenko, M. A. Galaguzova, 184-191 (Екатеринбург, 2010). [in Rus]

• Bolotov V. A., Serikov V. V. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noy programme, Pedagogika, 8-14 (2003). [in Rus]

• Fateeva I. A. Mediaobrazovanie: teoreticheskie osnovy i opyt realizatsii: monografiya (Chelyab. gos. un-t, Chelyabinsk, 2007). [in Rus]

• Isakova T. B. Zhurnalistskoe obrazovanie v usloviyakh modernizatsii, Vestnik Chelyabinskogo

gosudarstvennogo universiteta, 5, 283-288 (2015). [in Rus]

• Jung I., M. Nishimura, T. Sasao Liberal Arts Education and Colleges in East Asia. Possibilities and Challenges in the Global Age (Springer, Singapore, 2016).

• Khutorskoy A. V. Tekhnologiya proektirovaniya klyuchevykh i predmetnykh kompetentsiy, Internet-zhurnal «Eydos», 12, 2005. URL: https://goo.gl/gxOapR (accessed on: 18.01.2017). [in Rus]

• Kontseptsiya modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya na period do 2010 goda: Prikaz Ministerstva obrazovaniya RF ot 11.02.2002 No 393, Uchitel'skaya gazeta, 31 (2002). [in Rus]

• Kunelius R., L. Ruusunoksa Mapping professional imagination. Journalism Studies, 9, 662-678 (2008).

• Kurbakova E. V. Struktura kompetentnostnogo podkhoda v zhurnalistskom obrazovanii, Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo, 2, 448-451 (2014). [in Rus]

• Kuznetsova S. V. Vedenie chitatel'skogo dnevnik (reading journal) kak sposob sovershenstvovaniya pis'mennoy i ustnoy inoyazychnoy rechi studentov, Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 297, 45-46 (2007). [in Rus]

• Lebedev O. E. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii, Shkol'nye tekhnologii, 5, 3-12 (2004). [in Rus]

• Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obshchestve: vyyavlenie, razvitie i realizatsiya (Kogito-Tsentr, Moscow, 2002). [in Rus]

• Reinardy S. Newspaper journalism in crisis: Burnout on the rise, eroding young journalists career commitment. Journalism, 12, 33-50 (2011).

• Singer J. Who are these guys? — The online challenge to the notion of journalistic professionalism, Journalism, 4 (2), 139-163. (2003).

• Troyanskaya S. L. Osnovy kompetentnostnogo podkhoda v vysshem obrazovanii: uchebnoe posobie (Izdatel'skiy tsentr «Udmurtskiy universitet», Izhevsk, 2016). [in Rus]

• Tubbs N. Philosophy and Modern Liberal Arts Education. Freedom is to Learn (Palgrave Macmillan, London, 2014).

• Tulupov V. V. O vuzovskom zhurnalistskom obrazovanii, Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta, 3, 7-13 (2016). [in Rus]

• Tvorchestvo: teoriya, diagnostika, tekhnologii. Slovar'-spravochnik / Pod obshch. red. T. A. Baryshevoy (Izd-vo VVM, Saint Petersburg, 2014). [in Rus]

• Verbitskiy A. A. Kompetentnostnyy podkhod i teoriya kontekstnogo obucheniya: Materialy k chetvertomu zasedaniyu metodologicheskogo seminara 16 noyabrya 2004 g. (Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, Moscow, 2004). [in Rus]

• Vilenskiy M. Ya., Obraztsov P. I., Uman A. I. Tekhnologii professional'no-orientirovannogo obucheniya v vysshey shkole (Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, Moscow, 2004). [in Rus]

• Vladimirova T. N. Didakticheskaya kontseptsiya professional'noy podgotovki zhurnalistov v vyshney shkole Rossii: Avtoref... dis. d-ra. ped. nauk (Voennyy universitet Ministerstva oborony RF, Moscow, 2015). [in Rus]

• Zhurnalistskoe obrazovanie v usloviyakh konvergentsii SMI: monografiya / pod red. L. P. Shesterkinoy (Izdatel'stvo REKPOL, Chelyabinsk, 2012). [in Rus]

• Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii — novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya, Vysshee obrazovanie segodnya, 5, 34-42 (2003). [in Rus]

• Zvezdova A. B., Oreshkin V. G. Kompetentnostnyy podkhod v vysshem professional'nom obrazovanii. URL: https://goo.gl/xvFuvT (accessed on: 20.01.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.