Научная статья на тему 'Журналистское образование в условиях модернизации'

Журналистское образование в условиях модернизации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
917
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА / PARADIGM OF EDUCATION / COMPETENCE-BASED APPROACH / COMPETENCE / COMPETENCY / SPIRITUAL CULTURE JOURNALIST

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Исакова Татьяна Борисовна

Статья является продолжением дискуссии о том, нужно ли журналисту профессиональное образование, и если нужно, то каким оно должно быть. Изменение роли журналистики и журналиста в современном обществе, с одной стороны, и процессы модернизации системы профессионального образования, с другой, потребовали пересмотра содержания и подхода к организации журналистского образования. Компетентностный подход к формированию современного журналиста связан с формированием его духовной культуры, которая включает концепцию профессиональной жизни, профессиональную картину мира, профессиональную позицию, индивидуальный стиль духовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Исакова Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Журналистское образование в условиях модернизации»

9. Schiffrin, A. (2012) Slova i dengi [= Words and Money], per. s angl.Moscow; Ekaterinburg: KabinetnyiUchjony, 160 p. (inRuss.).

10.Collins, Jim. (2010) Bring on the Books for Everybody: How Literary Culture Became Popular. Culture Durham and L.: Duke Univ. Press.

11.O'Reilly, Tim. (2005) "What Is Web 2.0: Design Patterns and Business Models for the Next. Generation of Software". 2005,available at: http://www.oreillynet.eom/pub/a/oreilly/tim/ news/2005/09/30/what-is-web-20.html, accessed 19.01.15.

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 383-388.

УДК: 378, ББК: 74.5

Т. Б. Исакова

журналистское образование в условиях модернизации

Статья является продолжением дискуссии о том, нужно ли журналисту профессиональное образование, и если нужно, то каким оно должно быть. Изменение роли журналистики и журналиста в современном обществе, с одной стороны, и процессы модернизации системы профессионального образования, с другой, потребовали пересмотра содержания и подхода к организации журналистского образования. Компетентностный подход к формированию современного журналиста связан с формированием его духовной культуры, которая включает концепцию профессиональной жизни, профессиональную картину мира, профессиональную позицию, индивидуальный стиль духовности.

Ключевые слова: парадигма образования; компетентностный подход; компетенция; компетентность; духовная культура журналиста.

Журналистскому образованию в России уже более 100 лет, но оно продолжает оставаться в центре внимания представителей высшей школы, медиаиндустрии, журналистского сообщества, общественности. Не стихает дискуссия о том, нужно ли журналисту профессиональное образование, чему и как учить будущих журналистов [см. 3; 4; 9; 10; 11; 12]. Причина такого интереса, по словам Е. Л. Вартановой, в поиске обществом адекватного современности понимания профессии журналиста, природы СМИ, развитие цифровых технологий, трансформации ценностных и этических установок в журналистике.

Сущность современного этапа развития отечественного профессионального образования выражается идеей модернизации. Модернизация образования направлена на его обновление, путем приведения характеристик и качеств уже сложившейся системы образования в соответствие с современными требованиями. Начало этому этапу в развитии образования было положено принятием в 2002 году «Концепции модернизации российского образова-

ния на период до 2010 года». Однако по истечении этого периода стало очевидно, что проблемы модернизации не только не утратили своей актуальности, но, напротив, приобретают все новые аспекты, требующие дальнейшего осмысления.

Изменение роли журналистики и журналиста в современном обществе, с одной стороны, и процессы модернизации системы профессионального образования, с другой, потребовали пересмотра содержания и подхода к организации журналистского образования.

Включение России в сотрудничество стран, объединенных Болонской конвенцией, привело к серьезным преобразованиям. Оно явилось стимулом к разработке новых Федеральных государственных образовательных стандартов и других документов по проблемам высшей школы, в которых компетентностный подход был заявлен как доминанта образовательного процесса [8].

Цель настоящей статьи - осмысление современной парадигмы образования, выявление сущности компетентностного подхода к про-

фессиональной подготовке журналистов в условиях модернизации образования.

Основная задача реализации компетент-ностного подхода состоит в том, чтобы создать социально-мобильного специалиста, способного достаточно легко передвигаться как в горизонтальной, так и в вертикальной общественной системе страт [2], адаптироваться к работе в быстро меняющихся жизненных ситуациях [8], конкурентоспособного, умеющего отходить от сложившихся стереотипов и предлагать новые технологии решения профессиональных задач [9]. Утверждается, что современная рыночная система дает толчок для проявления и развития индивидуальности человека и его и конкурентоспособности.

«В этой логике "компетентный" означает "конкурентоспособный". Конкурентоспособный - значит "успешно проданный". Следовательно, чтобы быть успешно проданным, необходимо стать компетентным. <...> Поскольку платежеспособный спрос в обществе потребления ограничен, между "продавцами собственных способностей" разгорается свирепая борьба за "покупателей", в ходе которой в человеке развиваются особые качества. В борьбе за "счастье быть проданным" человек закаливается не как наделенная уникальными свойствами и человеческим достоинством личность, а как существо, в котором доминируют эгоистические стремления» [2. С. 117]. В результате такого подхода к формированию конкурентоспособного специалиста, который так «жестко» описал профессор В. Л. Бенин, в сочетании с агрессивностью медиасреды мы получаем журналистов, которых профессор В. В. Тулупов сравнивает со «стервятниками» на информационном поле. Такие журналисты начинают «питаться падалью, скандалами, кровью и т. д.». Когда такой журналист начинает не просто искать скандалы, а провоцировать и создавать их - он «превращается из стервятника в хищника» [цит. по: 10].

Следует согласиться с заведующим кафедрой журналистики и связей с общественностью Забайкальского государственного университета В. А. Тихомировым в том, что «бороться с этим явлением надо только одним - повышением уровня общего и профессионального образования, качественной подготовкой журналистских кадров. Которые не только и не столько по закону, а по совести будут просто брезговать заниматься подобного рода "хищничеством", то есть желтой журналистикой» [10. С. 81].

Журналистское образование должно быть направлено не просто на формирование конкурентоспособного специалиста, а на формирование успешной личности. Успех является формой самореализации человека, ориентированного на достижения. Успех определяется тем, насколько правильно человек определил смысл своей жизни, свое предназначение и выполнил, осуществил их.

Л. А. Беляева полагает, что в основе разработки стратегии образования для успеха лежит учет трех факторов: потребностей человека, потребностей культуры и потребностей социума. Данные факторы представлены в трех матрицах педагогического целепола-гания: антропологической, культурной и со-циумной [1. С. 189]. Культура - это позитивный опыт человечества, в структуре которого Л.А. Беляева выделяет три слоя:

- познавательный слой культуры включает в себя многообразие знаний, как эмпирических, так и теоретико-методологических;

- практико-поведенческий слой культуры представлен правилами, стереотипами, нормами поведения и деятельности;

- ценностно-ориентационный слой культуры составляют разнообразные ценности. Смысловое ядро культуры как целого представляют именно ценности, т. к. они задают ориентиры и практической, и познавательной деятельности человека, являясь подлинными регуляторами человеческой жизни. В каждой культуре существуют модели идеального человека и достойного его образа жизни [1. С. 190].

Антропологическая матрица педагогического целеполагания, по мнению Л. А. Беляевой, зависит от понимания природы и сущности человека. «Человек - это существо, способное к саморегуляции и самосовершенствованию, реализации своего собственного проекта, который имеет ценностно-смысловую природу. Человек во многом продукт своего собственного выбора, основанного на иерархии воспринятых ценностей» [1. С. 190].

Выбор как ключевой момент саморегуляции и самореализации человека всегда представляет большую трудность для человека. Критериями выбора могут быть ценности, жизненные цели, смыслы, доминирующие потребности, мотивы. Сфера критериев выбора - это сфера значимого, важного и ценного для человека, того, что имеет для него личностный смысл. Образование призвано помочь человеку осознать критерии, на основе которых он строит свое поведение.

Определяя парадигму современного образования, Л. А. Беляева подчеркивает, что сегодня необходим не просто человек знающий (познавательный компонент), умеющий (прагматический компонент), но и человек понимающий, способный к самопроектированию и самореализации, самостоятельному выбору ценностей и смыслов своего существования (аксиологический компонент), а также человек компетентный, умеющий применять свои знания, умения и ценности для решения личностных, социальных и профессиональных задач. Именно такая парадигма обеспечивает жизненный успех личности [1. С. 190-191].

Нами был проведен анализ Федеральных государственных образовательных стандартов по направлению 42.03.02 «Журналистика», основных образовательных программ по данному направлению, учебных планов, научных и методических статей, обобщающих накопленный опыт подготовки журналистов. Цель: определить насколько соответствует система профессиональной подготовки журналистов в вузах современной парадигме образования ориентированной на формирование успешной личности, включающей в себя познавательный, прагматический и аксиологический компоненты.

В ходе анализа выяснили, что ни у кого не вызывает сомнения необходимость фундаментальной теоретической подготовки журналистов. Отмечается, что современному журналисту нужны широкие гуманитарные знания в области мировой литературы, социологии, политологии, экономики, психологии, биологии, культурологи... «Если мы говорим о формировании и анализе повестки дня как ключевой функции современной журналистики, то именно широкое гуманитарное и социально-политическое образование помогает журналистам выявлять информационные приоритеты, откладывая в сторону менее значимые новости. <...> Сложность мира вокруг СМИ, редакций, журналистов и потребность объективного осмысления глубинных процессов в обществе не позволяет факультетам журналистики отказаться от направления на качественное гуманитарное образование [3. С. 85]. При этом подчеркивается, что широкое гуманитарное знание не является самоцелью журналистского образования, а являются основой для формирования профессиональных навыков. Особое внимание уделяется психологической подготовке, развитию коммуникативных способностей студентов [5], а также навыков подготов-

ки журналистских материалов для различных СМИ с использованием современных информационных технологий [12]. Профессиональные навыки формируются как в ходе учебного процесса, так и в ходе практики [3; 7; 12].

Уделяется внимание и формированию гражданской позиции будущих журналистов [5], их профессиональной культуры [9], социально-профессиональной компетенции [6]. «У студентов уже в период обучения в университете складывается ценностно окрашенное отношение к будущей профессии: она воспринимается <...> как общественно значимая творческая профессия, в которой востребованы специалисты, обладающие высоким культурно-ценностным потенциалом, творческой индивидуальностью, способные вносить свой вклад в развитие современной журналистики» [9. С. 29]. Констатируется, что автору, чтобы быть в полном смысле «журналистом» нужно сочетать в себе набор элементов гражданского самосознания и профессиональных навыков редакционной работы. «Без "гражданского" элемента автор являет собой профессионала - коммуникатора, способного распознать запросы аудитории, донести до нее свое сообщение и получить искомую обратную связь. Без журналистского ремесла автор представляет гражданского активиста, не способного доходчиво и результативно общаться с массовыми аудиториями» [5. С. 24].

Мы разделяем точку зрения о том, что широкие энциклопедические знания в сочетании с навыками журналистского ремесла не гарантируют успеха в журналистской деятельности. Третьим и необходимым слагаемым журналистского мастерства является духовная культура.

Компоненты духовной культуры педагога выделены и описаны профессором Е. И. Артамоновой. На основе ее идеи выделим компоненты в структуре духовной культуры журналиста.

Духовную культуру журналиста иллюстрируют такие интегративные личностные образования, как концепция профессиональной жизни, профессиональная картина мира, профессиональная позиция и индивидуальный стиль духовности.

Таким образом, мы можем констатировать неразрывную связь познавательного, прагматического и аксиологического компонентов в системе журналистского образования, что свидетельствует о соответствии, в целом, сложившейся практики подготовки журналистов в

вузе современной парадигме образования, ориентированного на успех. Признавая важность аксиологического компонента профессиональной подготовки, акцент все же делается на прагматическом компоненте, на практико-ори-ентированном подходе к подготовке будущих журналистов.

Список литературы

1. Беляева, Л. А. Успех как цель и ценность образования / Л. А. Беляева // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Вып. 6. Екатеринбург, 2010. С. 184-191.

2. Бенин, В. Л. Культурная составляющая компетентностного подхода / В. Л. Бенин, О. В. Фролов // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Вып. 7. Екатеринбург, 2012. С.117-125.

3. Вартанова, Е. Диалоги о журналистике / Е. Вартанова, Н. Ажгихина. М.: Фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2011. 96 с.

4. Интеграция научных дисциплин в журналистском образовании: монография / [Л. Г. Александров и др.]; под ред. М. В. Заги-дуллиной, И. А. Фатеевой. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. 230 с.

5. Корнев, М. С. Understanding journalism: что такое «журналистика» в современном цифровом пространстве? / М. С. Корнеев // Журналист. Социальные коммуникации. 2014. N° 4. С. 20-27.

6. Кустов, Ю. А. Самостоятельная работа как средство формирования социально-профессиональной компетентности личности / Ю. А. Кустов, Т. Б. Исакова // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр.

/ отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Вып. 7. Екатеринбург, 2012. С. 351-361.

7. Прозоров, В. В. Ненасытная профессия (как сочетать в образовательном процессе два ключевых глагола - «учить» и «учиться»?) /

B. В. Прозоров // Современное журналистское образование: компетентностный подход / под. ред. Г. В. Лазутиной. М.: МедиаМир, 2011.

C.213-223.

8. Распопова, С. С. Достичь компетентности, чтобы формировать компетенции (два ракурса компетентностного подхода) / С. С. Распопова // Современное журналистское образование: компетентностный подход / под. ред. Г. В. Лазутиной. М.: МедиаМир, 2011. С. 13-19.

9. Саблина, Т. А. Актуализация субъективной позиции как фактор развития профессиональной культуры студента-журналиста / Т. А. Саблина // Современное журналистское образование: компетентностный подход / под. ред. Г. В. Лазутиной. М.: МедиаМир, 2011. С. 25-32.

10. Тихомиров, В. А. Главным мерилом пригодности к журналистике становится. рубль / В. А. Тихомиров // Журналист. Социальные коммуникации. 2014. № 4. С. 77-82.

11. Ушакова, Н. В. Проблемы разработки программ подготовки журналистов на основе государственных образовательных стандартов третьего поколения / Н. В. Ушакова // Современное журналистское образование: компе-тентностный подход / под. ред. Г. В. Лазутиной. М.: МедиаМир, 2011. С. 92-94.

12. Шестеркина, Л. П. К «идеальному» журналисту - через студенческую практику (методическое эссе) / Л. П. Шестеркина, Л. И. Белова // Журналист. Социальные коммуникации. 2014. № 4. С. 83-103.

Исакова Татьяна Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент, заведующая кафедрой журналистики Волжского университета им. В. Н. Татищева».

[email protected]

Isakova T. B. PhD in Pedagogy, associate professor Volzhsky University after V.N. Tatishchev, 445020, st. Leningrad, 16, Togliatti, [email protected]

журналистское образование в условиях модернизации

This Article continues the discussion about whether the journalist professional education, and if necessary, how it should be. The changing role of journalism and the journalist in modern society, on the one hand, and processes of modernization of the system of vocational education, on the other, demanded a revision of the content and approach to journalism education. Today we need not just people knowing (cognitive component), able (pragmatic component), but the man understands capable same procedure

and self-realization, self-choice of values and meanings of its existence (axiological component), as well as the person is competent, able to apply their knowledge, skills and values to resolve personal, social and professional tasks. This paradigm provides life success personality Competence-based approach to the formation of the modern journalist legitimately be associated with the formation of its spiritual culture, which includes the concept of professional life, professional picture of the world, professional position, individual style of spirituality.

Keywords: paradigm of education; competence-based approach; competence; competency; spiritual culture journalist.

References

1. Belyaeva, L. A. (2010) «Uspekh kak tsel' i tsennost' obrazovaniya» [=Success as the purpose and value of education], in: Ponyatiynyy apparatpedagogiki i obrazovaniya [=The conceptual apparatus of pedagogy and education] - N 6. - Ekaterinburg. -pp. 184-191. (in Russ.).

2. Benin, V. L. and Frolov, O. V. (2012) «Kul'turnaya sostavlyayushchaya kompetentnostnogo podkhoda» [ = Cultural component of the competence-based approach], in: Ponyatiynyy apparat pedagogiki i obrazovaniya [= The conceptual apparatus of pedagogy and education], N 7. - Ekaterinburg. - pp. 117-125. (in Russ.).

3. Vartanova, E. and Azhgikhina, N. (2011) Dialogi o zhurnalistike [= Conversations about journalism], - M.: Fakul'tet zhurnalistiki MGU imeni M. V. Lomonosova. - 96 p. (in Russ.).

4. Integratsiya nauchnykh distsiplin v zhurnalistskom obrazovanii : monografiya [=The integration of scientific disciplines in journalistic education : monografiia] / [L.G. Aleksandrov i dr.] (2007), Chelyabinsk, - 230 p. (in Russ.).

5. Kornev, M. S. (2014) «Understanding journalism: chto takoe «zhurnalistika» v sovremennom tsifrovom prostranstve?»[= Understanding journalism: what is the "journalism in the digital space?], in: Zhurnalist. Sotsial'nye kommunikatsii [=Journalist. Social communication], - N 4. - pp. 20-27. (in Russ).

6. Kustov, Yu. A., Isakova, T. B. (2012) «Samostoyatel'naya rabota kak sredstvo formirovaniya sotsial'no-professional'noy kompetentnosti lichnosti» [=Independent work as a means of formation of professional competence of personality], in: Ponyatiynyy apparat pedagogiki i obrazovaniya [=The conceptual apparatus of pedagogy and education], N 7. - Ekaterinburg, pp. 351-361. (in Russ.).

7. Prozorov, V. V. (2012) «Nenasytnaya professiya (kak sochetat' v obrazovatel'nom protsesse dva klyuchevykh glagola - «uchit'» i «uchit'sya»?»[=Insatiable profession (how to combine the educational process two key verb "to teach" and "learn"?)] in: Sovremennoe zhurnalistskoe obrazovanie: kompetentnostnyy podkhod [=Modern journalism education: a competency-based approach], - M.: MediaMir, pp. 213-223. (in Russ.).

8. Raspopova, S. S. (2011) «Dostich' kompetentnosti, chtoby formirovat' kompetentsii (dva rakursa kompetentnostnogo podkhoda» [=To achieve competence in order to build competence (two views of the competence-based approach], in: Sovremennoe zhurnalistskoe obrazovanie: kompetentnostnyy podkhod [=Modern journalism education: a competency-based approach], - M.: MediaMir, - pp. 13-19. (in Russ.).

9. Sablina, T. A. (2011) «Aktualizatsiya sub»ektivnoy pozitsii kak faktor razvitiya professional'noy kul'tury studenta-zhurnalista» [=Updating subjective position as a factor in the development of a professional culture of student-journalist], in: Sovremennoe zhurnalistskoe obrazovanie: kompetentnostnyy podkhod [=Modern journalism education: a competency-based approach], - M.: MediaMir, - pp. 25-32. (in Russ.).

10. Tikhomirov, V. A. (2014) «Glavnym merilom prigodnosti k zhurnalistike stanovitsya...rubl »[= The Main measure of suitability for journalism becomes...the ruble], in: Zhurnalist. Sotsial'nye kommunikatsii [=Journalist. Social communication], - N 4. - pp. 77-82. (in Russ.).

11. Ushakova, N. V. (2011) «Problemy razrabotki programm podgotovki zhurnalistov na osnove gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov tret'ego pokoleniya» [=The problems of developing training programs for journalists on the basis of state educational standards of the third generation], in: Sovremennoe zhurnalistskoe obrazovanie: kompetentnostnyy podkhod [=Modern journalism education: a competency-based approach],- M.: MediaMir. - pp. 92-94.

12. Shesterkina, L. P.and Belova, L. I. (2014) «K «ideal'nomu» zhumalistu - cherez studencheskuyu praktiku (metodicheskoe esse)» [=To the "ideal" journalist - through student practice (methodological essays)], in: Zhurnalist. Sotsial'nye kommunikatsii [=Journalist. Social communication], - N 4. -pp. 83-103.

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 388-394.

УДК 808.54

Н. Л. Кулакова

тематическая направленность детских и подростковых сми, включенных в холдинговые структуры

Статья посвящена характеристике прессы для детской и подростковой аудитории, выпускаемой различными холдинговыми структурами: объединенными редакциями, издательскими домами, издательско-продюсерскими центрами. В работе дана характеристика возрастных групп (дошкольников, младших и старших школьников), которые сегментируются по интересам в различных сферах жизнедеятельности и выступают основанием для широкой тематической модификации изданий для детей и подростков. Приводится анализ тематической направленности детских и подростковых изданий в зависимости от программных целей издателя и вида холдинговой структуры, а также возрастной группы.

Ключевые слова: детская аудитория; медиахолдинг; просветительская направленность; социализация ребенка; конвергентные СМИ.

Тематическая направленность детских и подростковых СМИ, включенных в холдинговые структуры, на сегодняшний момент системно не исследовалась. Теоретической базой изучения прессы для детей и подростков, выпускаемой различными холдинговыми структурами, могут служить работы специалистов в области экономики и менеджмента СМИ Е. Л. Вартановой, С. М. Гуревича, И. Н. Деминой, В. Л. Иваницкого, С. С. Смирнова Д. А. Мурзина; работы по истории детской журналистики М. И. Алексеевой, Л. А. Вят-киной, О. Е. Коханой, М. Ф. Поповой, А. В. Третьякова, М. Л. Холмова; публикации в области типологии СМИ и анализа современного состояния детских и подростковых средств массовой информации И. А. Ру-денко, А. П. Гостомыслова, У. О. Лешко, С. Б. Стебловской, Д. А. Рогожкина, а также социологов, изучающих детскую аудиторию СМИ: Н. В. Васильевой А. В. Шарикова, С. Н. Щегловой.

Цель данного исследования - проанализировать соответствие тематической модификации изданий для детей и подростков, выпуска-

емых медиахолдингами различного вида, специфике аудиторных подгрупп.

За последние десятилетия российские СМИ изменились радикально. Эти перемены были вызваны переходом средств массовой информации на рыночные основы деятельности. Проблема функционирования в новых реалиях особенно остро встала перед прессой для детей и подростков. В Советском Союзе, где учредителем всех СМИ было государство, детские газеты и журналы формально финансировались центральным или республиканским комитетами комсомола и Советом пионерской организации. Выйдя на рынок в начале 1990-х годов, многие из них вынуждены были искать себе новых учредителей. На сегодняшний день пресса для детей издается крупными издательскими домами (холдингами). По определению С. М. Гуревича, холдинг (от англ. holding - владение) представляет собой такую структуру издательства, при которой вокруг главной («материнской») компании или редакции создаются финансово зависимые от нее компании или редакции периодических изданий. Со временем в этой структуре могут возникать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.