ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.147.88 ББК 74.5
Исакова Татьяна Борисовна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики, Волжский университет имени В.Н. Татищева (институт), 445020, Российская Федерация, г. Тольятти, ул. Ленинградская, д. 16, e-mail: isakova69@list.ru
Tatyana B. Isakova
Tatishchev Volzhsk University,
16 Leningradskaya St., 445020, Togliatti, Russian Federation, e-mail: isakova69@list.ru
МОДЕРНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ
В статье рассматриваются методы активизации самостоятельной работы студентов направления подготовки «Журналистика» в условиях модернизации образования. Рассматриваются возможности самостоятельной работы в формировании таких качеств личности, как самоорганизованность, саморегуляция, самоконтроль, способность к саморазвитию (самосовершенствованию).
Ключевые слова: модернизация образования, методика организации самостоятельной работы, самоорганизованность, самоконтроль.
MODERNIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS-JOURNALISTS
The article discusses methods of activization of independent work of students of the specialty «Journalism» in the conditions of modernization of education. It discusses the possibility of independent work in the formation of such qualities as self-organization, self-regulation, self-control, the ability to self-development (self-development).
Keywords: modernization of education, independent study, methods of organization of independent work, independence, self-organization, self-control.
Сущность современного этапа развития отечественного образования выражается идеей модернизации. По сравнению с идеей реформирования, которая предполагала коренное преобразование существующей, а, по сути, создание принципиально новой образовательной системы, идея модернизации образования направлена на его обновление путем при-
ведения характеристик и качеств уже сложившейся системы образования в соответствие с современными требованиями. Начало этому этапу в развитии образования было положено принятием в 2002 г. «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Однако по истечении этого периода стало очевидно, что проблемы модернизации
© Т.Б. Исакова, 2014
125
не только не утратили своей актуальности, но, напротив, приобретают все новые аспекты, требующие дальнейшего осмысления.
В концепции модернизации образования указывается, что важной целью образования является развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности и творческому саморазвитию [5]. Важную роль в достижении этой цели играет воспитательная работа [1], но ведущим средством достижения данной цели, на наш взгляд, является самостоятельная учебная работа, которая представляет в настоящее время наибольший интерес в плане повышения эффективности учебной деятельности. «Именно в ней более всего может проявляться мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества человека. Именно самостоятельная работа учащегося может служить основой перестройки его личностной позиции в учебном процессе» [2, с. 61].
Отличие самостоятельной работы от других форм обучения в том, что она предполагает способность студента самому организовать свою деятельность в соответствии с поставленной или возникшей задачей.
Лушников А.М. считает, что назначение самостоятельной работы в том, чтобы с помощью индивидуального поиска углубить и конкретизировать свои знания, проявить творческий подход к изучаемой проблеме, навыки работы с книгой, умение анализировать прочитанное, систематизировать материал, вести записи, предлагать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения. Самостоятельная работа — хороший способ подготовить себя к научным исследованиям,
творческому решению задач учебно-воспитательного процесса и, в конечном счете, профессиональному становлению [3, о 8].
С принятием Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения наметилась тенденция увеличения доли самостоятельной внеаудиторной работы в учебных планах. Перед вузами встала задача повысить эффективность самостоятельной работы в достижении качественно новых целей образования по формированию профессиональной компетенции студентов.
Но, как показывает практика, простое уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы не ведет к достижению данной цели. То учебное время, которое тратится сегодня студентами на самостоятельную работу, не дает желаемых результатов, так как содержание самостоятельной работы, реализуемое разными преподавателями в рамках читаемых ими курсов, не связано напрямую с новыми целями — формирования заданных компетенций.
Активизировать самостоятельную работу студентов — значит значительно повысить ее роль в достижении новых образовательных целей, придав ей проблемный характер, мотивирующий студентов и преподавателей на отношение к ней как к ведущему средству формирования профессиональной компетенции [4].
В практике подготовки студентов по специальности (направлению) «Журналистика» накоплен педагогический опыт организации самостоятельной работы. Как правило, данная работа ведется систематически, целенаправленно, на протяжении всего периода обучения в вузе. Остановимся на некоторых примерах.
Е.В. Евдокимова в статье «Изучение курса «История сибирской
печати» в процессе самостоятельной работы студентов» [7, с. 154—160] отмечает, что на отделении журналистики Новосибирского государственного педагогического университета в региональный компонент учебного плана включена специальная дисциплина «Технология самостоятельной работы». В рамках этой дисциплины у первокурсников формируются необходимые умения работы с научными первоисточниками: составлять планы, тезисы, конспекты, рефераты, доклады. Наравне с традиционными видами самостоятельной работы студентам — журналистам предлагаются задания, направленные на развитие их творческого потенциала, укрепление желания совершенствоваться в профессии (ролевые игры, создание портфолио, участие в медиа-проектах, подготовка электронных презентаций результатов исследовательской деятельности и др.). Широко используются методы проблемного обучения.
В статье «Подготовка реферата — ступенька к самостоятельному исследованию» С.И. Симакова [7, с. 170—178] описывает опыт факультета журналистики Челябинского государственного университета по организации самостоятельной работы студентов. Мы разделяем точку зрения автора о том, что с развитием информационных технологий традиционные виды самостоятельной работы, такие как реферирование, конспектирование, подготовка курсовых работ и др. претерпели значительные изменения. Автором предлагается современная методика обучения студентов написанию реферата.
Интерес представляет и опыт организации группового проектирования в рамках изучаемых дисциплин. Задача преподавателя при использовании данного метода организации самостоятельной работы — дать пред-
ставление об актуальных проблемах и тенденциях развития журналистики и помочь выбрать тему, создать условия для совместной работы и мотивировать командную деятельность. О.А. Петрова [7, с. 95-102] выделяет три группы проектов: проекты обзорного характера, научно-исследовательские и проекты практического характера. С.И. Августевич и Л.Ю. Внукова [6, с. 148-154] рекомендуют использовать для подготовки журналистов организационные и творческие проекты СМИ, а также грантовые проекты и проекты, связанные с подготовкой и участием в различных профессиональных конкурсах для журналистов.
Ограничимся анализом данных работ. Мы выяснили, что лейтмотивом всех статей о самостоятельной работе студентов является воспитание сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитие им привычки к интеллектуальному труду.
Более того, модернизация образования предполагает, что роль обучающегося в организации самостоятельной работы, выборе способов и средств ее осуществления должна существенно возрастать. Конечно, самостоятельная работа может оставаться «важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения», как элемент этого процесса она должна соответствовать «конкретной дидактической цели и задаче», но в то же время функции преподавателя по отношению к самостоятельной работе студента не могут не измениться [6]. В самом общем смысле речь идет об отказе от прямого руководства познавательной деятельностью студента при сохранении направляющей роли пре-
подавателя. Это подчеркивает, например, Н.Д. Никандров, который пишет: «Когда мы говорим о возрастании значения самостоятельной работы на современном этапе развития высшего образования, имеется в виду та деятельность студентов, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя направляется и организуется им».
Только самостоятельная работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, хотя опосредованно и управляется им, позволяет студентам проявить и развить такие качества личности, как самостоятельность, активность, инициативность, позволяющие в свою очередь формировать такие новые качества личности, как самоорганизованность, саморегуляция, самоконтроль, способность к саморазвитию (самосовершенствованию).
В этих целях у учащихся должна быть, прежде всего, сформирована целостная система представлений о своих возможностях и умениях их реализовать, в том числе о возможностях целеобразования и целеудер-жания. Студенту нужно не только уметь понимать предложенные преподавателем цели, но и формировать их самому, удерживать до реализации, не позволяя вытеснить другими, также представляющими интерес. Студент должен уметь моделировать собственную деятельность, т.е. выделять условия, важные для реализации цели, отыскивая в своем опыте представление о предмете потребности, а в окружающей ситуации — объект, соответствующий этому предмету. Это предполагает умение программировать самостоятельную деятельность, т.е. выбор применительно к условиям соответствующей цели деятельности способа преобразования заданных условий, отбор соответствующих средств для этого преоб-
разования, определение последовательности отдельных действий.
Важным является умение оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий. При этом важно, чтобы субъективные критерии оценки собственных результатов не очень отличались от принятых, объективных. Существенным является умение корректировать свои действия, т.е. представлять, как можно изменить эти действия, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям.
Одной из методик достижения выше обозначенной цели является методика «Зеркало инновационных преобразований в практике». В основу данной методики была положена идея коллектива авторов Т.В. Све-тенко, И.В. Галковской, Е.Н. Яковлевой. Методика позволяет студенту быстро и эффективно планировать свою деятельность, разбивать решение проблемы на этапы, поставив конкретную задачу к каждому из них. В результате получается не только подробный план работы по проблеме, но и анализ имеющихся ресурсов, учет рисков и четкое представление о желаемом результате. Внедрение данной методики позволит студентам самостоятельно проектировать свою образовательную траекторию и индивидуальный план своего профессионального становления.
Общий план методики:
— постановка проблемы;
— причины;
— цель;
— задачи;
— мероприятия;
— ресурсы;
— продукт;
— критерии эффективности;
— степень разработанности проблемы.
Рассмотрим данную методику подробнее.
Постановка проблемы. Здесь кратко формулируется суть проблемы. Для этого нужно задать вопрос: «Что меня волнует в профессиональной деятельности?» (в изучаемой дисциплине? В изучаемой теме?). Например, проблема обеспечения безопасности работы журналиста. На данном этапе преподаватель может оказать помощь студенту в осознании проблемы и в ее формулировке. Важно, чтобы проблема была обозначена четко и кратко.
Причины формулируются через «не» и «нет». Их может быть несколько. Например:
1. Я не знаю принципов психологической безопасности работы журналиста.
2. Я не умею защищать себя в стрессовой ситуации.
3. Я не знаю, как себя вести в условиях информационной войны.
При формулировании причин рекомендуется оставлять только те, на которые сам участник проектной группы (студент) может повлиять. Не имеет смысла формулировать причины, на которые невозможно повлиять.
Цель — это то, что отражается как в зеркале от проблемы. «Цель — это зеркальное отражение проблемы». Если проблема — отсутствие информации об обеспечении безопасности работы журналиста, то цель — это получить информацию об обеспечении безопасности работы журналиста.
Задачи — это зеркальное отражение причин. Сколько было причин, столько должно быть и задач. Например:
1. Я не знаю принципов психологической безопасности работы журналиста — задача: узнать принципы психологической безопасности работы журналиста.
2. Я не умею защищать себя в стрессовой ситуации — задача: научиться защищать себя в стрессовой ситуации.
3. Я не знаю, как себя вести в условиях информационной войны — задача: узнать, как себя вести в условиях информационной войны.
Мероприятия. Для того, чтобы запланировать мероприятия, необходимо ответить на вопрос: «Как решить поставленную задачу? Какие нужны для этого действия?» Каждая задача решается в несколько этапов. Эти этапы и есть мероприятия. Придумать мероприятия не сложно, гораздо сложнее их выполнить. Должны быть определены и сроки исполнения. Приведем примеры.
Задача: научиться защищать себя в стрессовой ситуации.
Мероприятия:
1. Найти в литературе информацию о стрессах, способах профилактики стрессовых состояний, способах выхода из стресса.
2. Посетить тренинг или семинар.
3. Пройти индивидуальную консультацию у психолога.
4. Изучить опыт работы других журналистов.
Ресурс — это то, чем мы обладаем для решения проблемы, то, на что мы можем рассчитывать. Ресурсы бывают внешние (литература, информационные технологии, время) и внутренние (желание, мотивация).
Продукт. Продуктом можно считать то, что получаем от решения проблемы. Для этого нужно ответить на вопрос: «Что нового появится в моей профессиональной деятельности? В жизни?» Продукт формулируется с помощью существительного и отвечает на вопрос «кто»? «что»? В нашем примере продуктом будет эмоциональное благополучие, уверенность в себе, психологическая защищенность. Кроме основного
продукта студент получает и дополнительные продукты: конспекты, набор методик, материалы для написания статей и т.п.
Критерии эффективности. Чтобы заполнить этот пункт нужно ответить на вопрос «Что следует считать хорошим результатом?» или «Как я узнаю, что продукт хороший?» В нашем примере, где продуктом будет эмоциональное благополучие студента, критериями эффективности могут быть:
1. Умение анализировать причины и следствия психологической травмы.
2. Умение выявлять патогенные эффекты журналистского воздействия.
3. Знание принципов психологической безопасности работы журналиста.
4. Сохранение самообладания в стрессогенных условиях.
Здесь педагогу важно подобрать комплект контрольно-измерительных материалов, для оценки эффективности проделанной студентом самостоятельной работы. Результаты оценки преподавателя целесообразно сравнивать с результатами самооценки студента. При разработке контрольно-измерительных материалов мы рекомендуем руководствоваться концепцией формирования системы критериев, предложенной Л.Г. Сви-тич и А.А. Ширяевой [7, с. 39—54].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Винокуров М.А. Воспитательная работа и формы организации внеучебной деятельности на факультете журналистики / М.А. Винокуров, И.Н. Демина // Вопросы теории и практики журналистики. — 2014. — № 1 (5). — С. 105—113.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. — Ростов н/Д: Феникс, 1997.
3. Лушников А.М. История педагогики: учеб. пособие / А.М. Лушников. — Екатеринбург, 1994.
4. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельност-но-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения / сост. Т.П. Афанасьева, Е.В. Караваева [и др.]. — М., 2007.
5. Модернизация системы профессионального воспитания выпускника классического университета: учеб. пособие / сост. М.С. Вербухина. — СПб., 2003.
6. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1995.
7. Современное журналистское образование: компетентностный подход / под ред. Г.В. Лазутиной. — М.: МедиаМир, 2011.
REFERENCES
1. Vinokurov M.A., Demina I.N. Educational work and forms of organization of extracurricular activities at the Faculty of Journalism. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2014, no. 1 (5), pp. 105-113. (In Russian).
2. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Educational psychology]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1997.
3. Lushnikov A.M. Istoriya pedagogiki [The history of pedagogy]. Yekaterinburg, 1994.
4. Afanas'yeva T.P., Karavayeva Ye.V. et al. Metodicheskiye rekomendatsiipo razrabotke i realizatsii na osnove deyatel'nostno-kompetentnostnogo podkhoda obrazovatel'nykh programm VPO, oriyentirovannykh na FGOS tret'yego pokoleniya [Guidelines for the design and implementation of activity-based competency approach educational programs malware targeting the third generation of the FSES]. Moscow, 2007.
5. Verbukhina M.S. Modernizatsiya sistemy professional'nogo vospitaniya vypusknika klas-sicheskogo universiteta [Modernization of the system of vocational education graduates classical university: studies]. St. Petersburg, 2003.
6. Pidkasistij P.I. (ed.) Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 1995.
7. Lazutina G.V. (ed.) Sovremennoye zhurnalistskoye obrazovaniye: kompetentnostnyy podkhod [Modern journalism education: competence approach]. Moscow, MediaMir Publ., 2011.