Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов как компонент самоменеджмента'

Самостоятельная работа студентов как компонент самоменеджмента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1139
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ / ПОТЕНЦИАЛ / САМОМЕНЕДЖМЕНТ / ЦЕЛЬ / ЗАДАЧИ / INDEPENDENT WORK / SELF-RELIANCE / STUDENT / POTENTIAL / SELF-MANAGEMENT / GOAL / OBJECTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дегтерев Виталий Анатольевич, Ларионова Ирина Анатольевна

В статье рассматриваются понятия: самостоятельная работа, самоменеджмент и их взаимосвязь, рассматриваются принципы самоменеджмента. В связи со сменой социальных приоритетов, связанных, в том числе, с вхождением в общемировое образовательное пространство, в новых стандартах высшего профессионального образования все более значимое место отводится самостоятельной работе студентов, которая при всей ее автономности от преподавателя и других внешних воздействий не может быть автономной по отношению к социальной среде и имеет определенный потенциал в освоении требований образовательных и профессиональных стандартов и в освоении студентом социального опыта поколений. Для повышения эффективности умственного труда студента и увеличения уровня его работоспособности необходимо создать собственную систему организации труда. Наряду с мотивацией обучения и культурой умственного труда, обеспечению успешности современного студента, его умению организовать свою самостоятельную работу способствует самоменеджмент. Основная цель самоменеджмента состоит в максимально эффективном использовании собственных возможностей для преодоления внешних обстоятельств, оптимизации своего времени. Процесс управления собственной деятельностью в целом складывается из следующих этапов: постановки целей и задач управления, принятия решений по организации выполнения поставленных задач, организации деятельности по выполнению задач и достижению поставленных целей, самоконтроля и контроля итогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AS A COMPONENT OF SELF-MANAGEMENT

The article studies the concepts of independent work, self-management and their correlation; the principles of self-management are analyzed. Due to the change of social priorities, including joining the global educational space, independent work of students acquires new status in the new standards of higher professional education. Independent work of students, being autonomous from the teacher and the other outer factors, cannot be autonomous from the social space and it has a certain potential in the fulfillment of the requirements of educational and professional standards and acquisition of the social experience of the generations by the students. It is necessary to create our own system of work organization to increase the efficiency of the mental work of students and to promote the level of their working capacity. Self-management of a student is the factor that, alongside with motivation to the studies and mental activity, makes the student successful and teaches them to plan their independent work efficiently. The main goal of self-management is efficient use of one’s own opportunities to overcome the external problems and provide efficient time-management. The process of management of one’s own activity consists of the following stages: setting of goals and tasks of management, decision-making to solve the tasks and problems, organization of activity to solve the tasks, self-control and final control.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов как компонент самоменеджмента»

УДК 378.147.88

ББК Ч448.027 ГСНТИ 14.35.19 Код ВАК 13.00.01

Дегтерев Виталий Анатольевич,

доктор педагогических наук, профессор, декан факультета международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 415; e-mail: [email protected].

Ларионова Ирина Анатольевна,

доктор педагогических наук, профессор, директор Института социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 415; e-mail: [email protected].

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК КОМПОНЕНТ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самостоятельная работа, самостоятельность, студент, потенциал, самоменеджмент, цель, задачи.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются понятия: самостоятельная работа, самоменеджмент и их взаимосвязь, рассматриваются принципы самоменеджмента. В связи со сменой социальных приоритетов, связанных, в том числе, с вхождением в общемировое образовательное пространство, в новых стандартах высшего профессионального образования все более значимое место отводится самостоятельной работе студентов, которая при всей ее автономности от преподавателя и других внешних воздействий не может быть автономной по отношению к социальной среде и имеет определенный потенциал в освоении требований образовательных и профессиональных стандартов и в освоении студентом социального опыта поколений. Для повышения эффективности умственного труда студента и увеличения уровня его работоспособности необходимо создать собственную систему организации труда. Наряду с мотивацией обучения и культурой умственного труда, обеспечению успешности современного студента, его умению организовать свою самостоятельную работу способствует самоменеджмент. Основная цель самоменеджмента состоит в максимально эффективном использовании собственных возможностей для преодоления внешних обстоятельств, оптимизации своего времени. Процесс управления собственной деятельностью в целом складывается из следующих этапов: постановки целей и задач управления, принятия решений по организации выполнения поставленных задач, организации деятельности по выполнению задач и достижению поставленных целей, самоконтроля и контроля итогов.

Degterev Vitaly Anatolievich,

Doctor of Pedagogy, Professor, Dean of the Faculty of International Relations and Socio-Humanitarian Communications, the Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Larionova Irina Anatolievna,

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Social Work Technologies, Director of the Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AS A COMPONENT OF SELF-MANAGEMENT

KEYWORDS: independent work, self-reliance, student, potential, self-management, goal, objectives.

ABSTRACT. The article studies the concepts of independent work, self-management and their correlation; the principles of self-management are analyzed. Due to the change of social priorities, including joining the global educational space, independent work of students acquires new status in the new standards of higher professional education. Independent work of students, being autonomous from the teacher and the other outer factors, cannot be autonomous from the social space and it has a certain potential in the fulfillment of the requirements of educational and professional standards and acquisition of the social experience of the generations by the students. It is necessary to create our own system of work organization to increase the efficiency of the mental work of students and to promote the level of their working capacity. Self-management of a student is the factor that, alongside with motivation to the studies and mental activity, makes the student successful and teaches them to plan their independent work efficiently. The main goal of self-management is efficient use of one's own opportunities to overcome the external problems and provide efficient time-management. The process of management of one's own activity consists of the following stages: setting of goals and tasks of management, decision-making to solve the tasks and problems, organization of activity to solve the tasks, self-control and final control.

"еловек всегда учился и учится с ма- ного учреждения в разных формах (очное, _лых лет и до глубокой старости, заочное, вечернее, очно-заочное, дистанци-причем это не зависит от его желания, так онное и т.д.), так и самостоятельным полубыло всегда и так будет и в будущем. При- чением знаний. Для обеспечения достойного чем, образование может быть как организо- качества жизни себе и своей семье человек ванным в рамках какого-либо образователь- вынужден постоянно повышать не только

4 е

л

© Дегтерев В. А., Ларионова И. А., 2016

свой профессиональный уровень, приобретая или развивая профессиональные знания, умения, навыки и компетенции, но и развивать свой интеллект, культурный и социальный кругозор. Тенденции в европейском и мировом образовании таковы, что, даже обучаясь очно, студент много времени занимается самостоятельно, а преподаватель выступает в роли консультанта.

Самостоятельность — одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений. Самостоятельность не дается человеку от рождения.

Значительный рубеж в развитии самостоятельности — начало обучения ребенка в школе. У школьников становление самостоятельности протекает сравнительно спокойно, без скачков. О ней можно уже говорить как о качестве личности. Как правило, старшеклассники и студенты первых курсов с высоким уровнем самостоятельности дисциплинированы, прилежны, трудолюбивы, учатся в полную меру своих возможностей, с интересом участвуют в коллективных делах, имеют постоянные поручения не только в школе, но и в семье, часто советуются с родителями о своих проблемах, берегут личное и общественное имущество. Им уже присуща самостоятельность мышления — способность самому увидеть вопрос, требующий решения, и самостоятельно найти ответ на него. Самостоятельный ум не ищет готовых решений и не стремится без надобности опираться на чужие мысли и положения. Он творчески подходит к познанию действительности, ищет и находит новые пути ее изучения, новые факты и закономерности, выдвигает новые гипотезы и теории. Самостоятельность мышления тесно связана с его критичностью, представляет собой важную черту творческой личности. Задача вуза — развитие самостоятельности у будущих специалистов с высшим образованием.

Вхождение России в Европейскую систему образования потребовало разработки ФГОС ВПО третьего поколения. Кроме того, Европейская система образования требует перехода от формата «teaching» («обучаемый») к формату «learning» («обучающийся»), что изменяет парадигму высшего образования в России. В традиционной системе образования студент накапливал знания «на всю жизнь», а новый формат предполагает приобретение им базовых знаний, необходимых «для жизни», то есть «обучаемый» становится «обучающимся» (если

раньше студента учили, то сейчас он должен учиться сам) [5].

Образование как ведущая социальная деятельность, участвующая в порождении системных общественных культурных и ментальных эффектов в жизни общества, претерпевает существенные изменения, которые сказываются, в первую очередь, на его форме и содержании.

В связи со сменой социальных приоритетов, связанных, в том числе, с вхождением в общемировое образовательное пространство, в новых стандартах высшего профессионального образования все более значимое место отводится самостоятельной работе студентов.

По мнению В. В. Байлука, словосочетание «самостоятельная работа студентов» состоит из трех слов: «самостоятельный», «работа», «студент». В слове «самостоятельный» его первая часть «само» означает направленность на самого себя, совершение чего-нибудь без постороннего участия. Работа — это трудовая деятельность, создающая определенный продукт. Слово же «студент» в переводе с латинского означает «усердно работающий, занимающийся». Следовательно, самостоятельная работа студентов — это труд, направленный на создание самого себя, чтобы твердо стоять на Земле» [16, с. 6].

Самостоятельная работа студентов (СРС) выступает как процесс движения от незнания к знанию, от неумения к умению, от недостаточного уровня развития профессиональных и личностных качеств и состояния здоровья к более высокому.

П. И. Пидкасистый считает, что СРС характеризуется: а) выделением цели деятельности; б) определением предмета деятельности; в) выбором средств деятельности [15].

В тоже время В. С. Торохтий считает, что самостоятельная работа студентов (внеаудиторная работа студентов) — это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня [16, с. 39].

Самостоятельная работа студента при всей ее автономности от преподавателя и других внешних воздействий не может быть ав-

тономной по отношению к социальной среде. Напротив, в самостоятельной работе студент максимально использует потенциал окружающей социальной среды — социума: возможности и ресурсы, которыми располагают отдельные специалисты различного профиля; трудовые, педагогические, студенческие коллективы; различные учреждения социального предназначения (библиотеки, музеи, организации дополнительного образования, учреждения социальной защиты населения; и т.д.); формальные и неформальные общественные организации, объединения и движения. Каждый из этих элементов социума несет в себе возможность решить задачи самостоятельной работы студента.

СРС имеет определенный потенциал в освоении требований образовательных и профессиональных стандартов и в освоении студентом социального опыта поколений.

Слово «потенциал» происходит от латинского «potentia» — прямой перевод которого «возможность, ресурсы, мощность». Само слово имеет двойное смысловое содержание: первое — это физическая характеристика — величина, характеризующая запас энергии тела, находящегося в данной точке поля; второе — в переносном смысле — степень мощности (скрытых возможностей) в каком-либо отношении.

Потенциал самостоятельной работы студента имеет два уровня: перспективный потенциал и ситуативный потенциал. Перспективный потенциал или постоянный заключен в имеющихся на протяжении длительного времени ресурсах, возможностях социума, обеспечивающих ему определенное постоянство (прежде всего это педагоги и сотрудники вуза; библиотечные, научные, материальные фонды образовательной организации; научные разработки, методики и технологии деятельности, программы, образ и традиции отношений, распорядок труда и т.д.), представленных как нечто стабильное, находящееся в распоряжении студента. Ситуативный потенциал представляет собой ресурсы, возможности социального института или социальной деятельности, способные появиться или реализоваться в конкретной социальной ситуации. Он носит динамический характер по сравнению с перспективным потенциалом и включает ситуативные возможности и ресурсы (мобильные знания, навыки, умения, личностные качества и адаптивные возможности специалистов, способствующие решению внезапно возникающих проблем личности в нестандартных или жизненно сложных ситуациях). Он выступает как некий побудитель активности, как стартер во включении перспективного потенциала к разрешению ситуативных проблем личности в различных

условиях ее жизнедеятельности.

Потенциал студента как личности по своему содержанию имеет многосферную и многоуровневую структуру и включает: воспитательный потенциал, физический потенциал, материальный потенциал, интеллектуальный потенциал, производственный потенциал, организационный потенциал, духовно-нравственный потенциал, правовой потенциал, социокультурный потенциал, личностный потенциал, групповой потенциал, профессиональный потенциал, образовательный потенциал и т.д.

Успешность современного человека предполагает сознательное отношение к своей жизни, ее проектирование, наличие стратегии жизни. В советское время у человека были заранее прописанные перспективы: школа, вуз, распределение с гарантированным трудоустройством. Сегодня ничего этого нет, молодому человеку самому предстоит искать место работы, заботиться о повышении квалификации и т.д. При этом многие не умеют проектировать свою жизнь и устраиваются работать в сферу, которая зачастую никак не связана с полученной в вузе профессией.

Учебный план любого направления подготовки специалистов в вузе предусматривает выполнение таких самостоятельных внеаудиторных заданий, как написание рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ. Известно, что основным отличием вузовского обучения от школьного является частичное самостоятельное изучение дисциплин, а другие формы способствуют повышению эффективности самостоятельной работы студента. Следовательно, для повышения эффективности умственного труда студента и увеличения уровня его работоспособности необходимо создать собственную систему организации труда. Знания должны не только преподаваться, но главное — приобретаться. Наряду с мотивацией обучения и культурой умственного труда, обеспечению успешности современного студента, его умению организовать свою самостоятельную работу способствует самоменеджмент.

Методологической основой самомене-джента являются идеи русского ученого А. А. Богданова (1873-1928), которые он обосновал в главном труде своей жизни «Тектология. Всеобщая организационная наука». Умение организовывать себя, по А. А. Богданову, — личная тектология. Термин «тектология» происходит от греческого глагола «строить», что применительно к нашей теме означает «строить жизнь, организовывать свою деятельность, формировать свое поведение». Личная тектология — это наука об организации своей жизнедея-

тельности. Исходным пунктом такой организации А. А. Богданов считал сознание и самосознание, желательно тождество сознания и бытия, действия и бытия [3].

Самоменеджмент — это умение управлять собой. Прежде всего, это: самоорганизация, искусство управления собой и руководство процессом управления во времени, пространстве, общении, деловом мире. Процесс формирования самоменеджмента студента предполагает самоопределение, самоорганизацию, самомотивацию и самореализацию.

В то же время, самоменеджмент — это последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы в повседневной практике с оптимальным использованием своих ресурсов для достижения своих же целей [14].

Самоменеджмент — это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова (во времени, пространстве, общении, деловом мире). Л. Зайверт, немецкий профессор, руководитель Института стратегии и эффективного использования времени (г. Хайдельберг, Германия), дает такое определение самоменеджменту: «Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время» [8].

В. Е. Ланкин считает, что «самоменеджмент, а более правильно самоуправление — самостоятельность и личное управление самим собой» [11]. В. Н. Куликова сводит самоменеджмент к управлению собственным временем — тайм-менеджменту — и определяет его как «динамично развивающуюся отрасль менеджмента, основная задача которой заключается в выявлении методов и принципов эффективного управления временем».

По мнению Аниты Бишоф, под самоменеджментом подразумевается понятие и умение самоорганизации [2]. Методологические и теоретические аспекты самоменеджмента отражены в работах Г. Г. Архангельского, П. Берда, А. И. Вронского, Д. А. Гранина, В. Т. и М. Кюстенмахеров, А. Лакейна, Л. Зайверта, Д. Моргенстерн, Д. О. Тайлера, Т. Брайана и многих других. Основная цель самоменеджмента состоит в максимально эффективном использовании собственных возможностей для преодоления внешних обстоятельств, оптимизации своего времени.

Процесс управления собственной деятельностью в целом складывается из следующих этапов: постановки целей и задач управления, принятия решений по организации выполнения поставленных задач, организации деятельности по выполнению

задач и достижению поставленных целей, самоконтроля и контроля итогов.

Самосознание — основной принцип са-моменджмента, с реализацией которого связаны самопознание и самореализация. Анализ существующей по данному вопросу литературы показывает, что практика само-менджмента отстала от современной теории менеджмента чуть ли не на полвека. Сейчас современные специалисты по менеджменту разрабатывают новую научную дисциплину, обозначив ее как «обогащенный самоменеджмент»; его суть в том, что в самоменеджменте активно вводятся принципы, концепции и подходы, используемые в современном менеджменте. При этом в развитии менеджмента выделяются три этапа:

Первый — связан с опытом отдельных людей, которые методом проб и ошибок проверяли эффективность различных приемов в технике личной работы. Начавшись в древние времена, он продолжается и в наши дни. Второй — обязан разделению труда в этой области. Специализация, являющаяся его следствием, привела к развитию таких способностей, как тренировка памяти, рациональное чтение и т.д. Сегодня разделение труда в самоменеджменте продолжает углубляться. Наряду со ставшими уже традиционными разделами (деловой телефонный разговор и т.п.) предлагаются такие разработки, как управление своими эмоциями, искусство слушать собеседника и др. Несомненное влияние на этот этап развития самоменджмента оказал прогресс в технических и гуманитарных науках. Третий — обусловлен систематизацией знаний в технике личной работы. Он заключается в определении необходимых отделов этой науки и построении из них взаимосвязанного целого. Возможно, одной из первых работ такого рода является книга признанного классика менеджмента Питера Друке-ра «Эффективный управляющий» [7].

Т. В. Майданова считает, что основная цель самоменеджмента состоит в максимально эффективном использовании собственных возможностей для преодоления внешних обстоятельств, оптимизации своего времени. Процесс управления собственной деятельностью в целом складывается из следующих этапов: постановки целей и задач управления, принятия решений по организации выполнения поставленных задач и достижению поставленных целей, самоконтроля и контроля итогов [10].

Основные цели самоменеджмента можно сформулировать следующим образом:

- максимально использовать собственные возможности;

- сознательно управлять течением своей жизни;

- уметь преодолевать внешние обстоятельства.

Самоменеджмент представляет собой комплексную систему управления собой и своей деятельностью, включающую последовательное применение эффективности, технологии, стратегии и философии. В то время как один поддается воле обстоятельств, другой студент сознательно творит свою жизнь, и самоменеджмент становится универсальным инструментом такого творчества.

В современной социально-экономической ситуации в России с достаточно высоким уровнем культуры необходимо совершенствовать систему образования, мы отказались от «знаниевой» модели обучения, основанной преимущественно на механистическом запоминании. Сегодня внедряется инновационная модель обучения, основанная на использовании имеющихся способностей и внутренней мотивации к обучению («способностная» модель). Как ни один вид деятельности невозможен без использования способностей, мотивации и информации, так невозможно быть успешным, максимально самореализоваться, не-используя для этого потенциал самостоятельной работы студентов, не применяя на практике основ самоменеджмента.

По мнению А. К. Семенова, «Самоменеджмент — это саморазвитие менеджера (а по нашему мнению, не только менеджера, но и студента) как личности и организация его личной деятельности. Самоменеджмент подразумевает целенаправленное и последовательное использование проверенных методов работы в повседневной практике. Он особенно эффективен в специфических условиях преобладания самоорганизации. Ежедневный процесс решения разного рода задач можно представить как круг самоменеджмента. В нем обозначено пять функций: постановка целей, планирование, определение приоритетов, составление распорядка дня, а также самоконтроль и корректировка целей». Эти же функции выполняет и студент при осуществлении самостоятельной работы.

Первая функция — постановка целей, то есть формулировка конечного результата, причем для студента этот процесс повторяющийся, так как за время учебы студент меняет виды деятельности, изменяются приоритеты, а это приводит к необходимости пересмотра цели. Для студента важно, кем он хочет стать, какие знания, умения, навыки и компетенции желает развить. Эта цель глобальная, но для ее достижения ставятся краткосрочные цели, согласованные с достижением долгосрочной глобальной цели.

Вторая функция — это планирование, которое призвано обеспечить рациональное

использование студентом самого ценного ресурса — времени, при этом, (по мнению А. К. Семенова, и мы с ним согласны), имеющееся время можно употребить для плодотворной деятельности (максимальный критерий), либо достичь поставленных целей с меньшим расходом времени (минимальный критерий). Планирование как составная часть самоменеджмента означает подготовку к реализации цели и упорядочение времени.

Все планы должны составляться в письменном виде, так как планы, которые держат в голове, легко отвергаются, а письменные планы обеспечивают разгрузку памяти и имеют психологический эффект самомотивации к работе.

Третья функция — определение приоритетов. Рациональная организация самостоятельной работы студента в условиях хронического дефицита времени предполагает определение приоритетов в выполнении дел (что следует сделать сейчас, а что потом).

Четвертая функция — составление распорядка дня (недели, месяца, года) и организации процесса самостоятельной работы с целью достижения поставленной цели. Организация учебного дня должна отвечать основному принципу: «Работа должна подчиняться мне, а не наоборот». Существуют 23 правила, которые можно разделить на 3 группы: правила начала дня, основной части дня и конца дня.

Пятая функция — контроль и самоконтроль. Контроль над результатами служит улучшению, а в идеальном случае — оптимизации процесса самостоятельной работы студента. Все перечисленные выше функции самоменеджмента будут не настолько эффективными, если не будет проводиться соответствующий контроль.

Людмила Богуш считает, что в процессе работы вы должны получить продукт — это ответ на вопрос «Что я получил?». Продукт всегда можно увидеть — или он есть, или его нет, поэтому очень сложно себя обмануть, создать иллюзию, сказать: «Вот мне кажется, что я это получил».

В течение дня, месяца, года вы производите то, что должны сделать, выполняете задачи из своего плана, а вечером (в конце месяца или года) оцениваете, что вы произвели. Вы оцениваете продукт и на основании этого можете делать какие-то корректировки.

Как измерить нематериальный продукт — счастье, любовь, уважение? У Людмилы Богуш есть техника под названием «рамка результатов». Она предполагает ответы на четыре вопроса: Что я хочу? Как я могу это получить? Что мне может помешать? И как я узнаю, что я этого достиг? Если цель нематериальна, начните с четвертого вопроса. Как вы узнаете, что цель достигнута?

И тут вы начинаете называть конкретные критерии, ощутимые материальные проявления нематериальной цели. Если человек не может назвать эти критерии, если он говорит «Я просто это почувствую» — он в ловушке. Это игра «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».

Следует почаще самому себе задавать уточняющие вопросы. Прежде чем планировать и оценивать продукт, спросите себя: «Как я узнаю, что я этого достиг?» [4].

При этом следует учитывать, что цели студента должны отвечать следующим основным требованиям:

• реальность;

• гибкость;

• измеримость, ориентированность во времени;

• конкретность;

• совместимость друг с другом;

• приемлемость для соответствующих субъектов.

Они могут быть направлены на изучение специальных дисциплин, прохождение практики и накопления знаний для выполнения и защиты выпускной квалификационной работы на завершающем этапе обучения. Студент не учит уроки, а овладевает наукой через формирование научных подходов к познанию истины. Согласно принципу Парето 80% позитивного эффекта достигается благодаря 20% затрат на его достижение. Аналогично — 80% удовлетворения в нашей жизни приносят 20% затраченных сил — большая часть успеха студента будет результатом всего лишь нескольких шагов, развивающих его собственное мышление. Следовательно, для того чтобы найти больше времени на то, что приносит пользу (накопление знаний, развитие навыков и умений, освоение компетенций), придется делать меньше того, что оказывается бесполезным, а это означает, что обучающемуся человеку важно определить, в чем смысл полезного времяпровождения посредством расстановки приоритетов. Правильной расстановке приоритетов способствует самоменеджмент.

Для студентов знания и информация, полученные в вузе, являются необходимой основой дальнейшего профессионального совершенствования. Известно, что профессионализм как черта поведения человека начинает складываться именно в процессе обучения. Знаниями становится лишь та информация, которая структурирована, нужна своим владельцам, используется ими по определенным правилам и, главное, содержит в себе их отношение к этой информации. Это во многом зависит от интереса, увлеченности сту-

дентов обучением, что, безусловно, развивает способности, формирует навыки и умения, необходимые для самореализации. Таким образом, без самоменеджмента студента на сегодняшний день невозможно эффективно организовать его обучение в вузе [12].

Растущие требования, предъявляемые к человеку, выдвигают задачу перед специалистами любого профиля познать себя и воспитать в себе качества, сохраняющие здоровье, выносливость и высокую работоспособность. Каждый специалист должен приобрести жизненные установки на рациональный образ жизни, научиться использовать свои резервные возможности, не повредив здоровье, поэтому свою профессиональную деятельность в новых условиях молодой специалист должен строить с опорой на научно обоснованные процессы управления. Вследствие этого у выпускника вуза должны быть сформированы умения самоменеджмента, которые помогут ему эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Анализ результатов исследований показывает, что производительность и эффективность труда только на 40% зависят от совершенствования техники и технологии, а на 60% зависят от человека, его активности и предприимчивости.

На наш взгляд, в этом будущему специалисту может помочь система самоменеджмента. Самоменеджмент предполагает самоорганизацию и саморегуляцию жизни. Вследствие этого у студента следует формировать ключевую компетенцию, компетенцию самоменеджмента [6].

Таким образом, искусство самоменеджмента, управления собственной жизнедеятельностью студента складывается из следующих семи блоков качеств:

- способность правильно формулировать жизненные цели;

- личная организованность;

- самодисциплина;

- знание техники личной работы;

- самоорганизация личного здоровья;

- эмоционально-волевой потенциал;

- самоконтроль личной жизнедеятельности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что самостоятельная работа студентов принесет ощутимый результат в том случае, если студент освоит в полной мере возможности самоменеджмента и научится их выполнять не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни, а его умение анализировать и планировать свое время войдет в привычку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байлук В. В. Человекознание. Самореализация личности: общие законы успеха : монография.

Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2011.

2. Бишоф А., Бишоф К. Самоменеджмент. Эффективно и рационально // пер. с нем. Д. А. Пергамент. 2-е изд., испр. М. : Омега-Л, 2006.

3. Богданов А. А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. М., 1989.

4. Богуш Л. Технология четырех «П» для управления временем // Пси-фактор. URL: http: //psyfactor.org/lib/time-management-3.htm.

5. Девисилов В. А. Стандарты высшего профессионального образования компетентностного формата — вопросы структуры и содержания / / Высшее образование сегодня. 2008. № 9.

6. Дегтерев В. А. Самоменеджмент как ключевая компетенция развития личности студента // Педагогическое образование в России. 2015. № 3. С. 64-71.

7. Друкер П. Ф. Энциклопедия менеджмента. М., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Зайверт Л. Ваше время — в ваших руках. Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время / / пер. с нем. М. : Интерэксперт : ИНФРА-М, 1995.

9. Ларионова И. А. Самореализация как системообразующий фактор интегративной профессиональной подготовки специалистов // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 18-27.

10. Майданова Т. В. Из опыта развития навыков самоменеджмента и самостоятельной работы студентов // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2014. № 1. С. 41-45.

11. Маркетинг : учебное пособие / под общ. ред. В. Е. Ланкина ; ТРТУ. Таганрог, 2006.

12. Ноздренко Е. А. Самоменеджмент в организации обучения студентов // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 1. С. 81-82

13. Подготовка PR-специалиста в вузе: теория и практика : материалы Всероссийской научно-практичсекой конференции. Екатеринбург, 18 дек. 2010 / НОУ ВПО «ИМС» ; гл. ред. Б. М. Игошев, О. Г. Скворцов. Екатеринбург, 2010.

14. Перерва П. Г. Искусство самомаркетинга // Трудоустройство без проблем. Х., 2009.

15. Пидкасистый П. И. Организация учебно-воспитательной деятельности студентов. М., 2004.

16. Самостоятельная работа студентов в современном вузе : коллективная монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013.

17. Электронная образовательная система «Элитариум 2.0». Раздел «Самоменеджмент руководителя». URL: http://www.elitarium.ru/2013/02/13/samomenedzhment_rukovoditelja.html.

REFERENCES

1. Bayluk V. V. Chelovekoznanie. Samorealizatsiya lichnosti: obshchie zakony uspekha : monografiya. Ekaterinburg : Izd-vo Ural. gos. ped. un-ta, 2011.

2. Bishof A., Bishof K. Samomenedzhment. Effektivno i ratsional'no // per. s nem. D. A. Pergament. 2-e izd., ispr. M. : Omega-L, 2006.

3. Bogdanov A. A. Tektologiya: (Vseobshchaya organizatsionnaya nauka). V 2-kh kn. M., 1989.

4. Bogush L. Tekhnologiya chetyrekh «Р» dlya upravleniya vremenem // Psi-faktor. URL: http: //psyfactor.org/lib/time-management-3.htm.

5. Devisilov V. A. Standarty vysshego professional'nogo obrazovaniya kompetentnostnogo formata — vo-prosy struktury i soderzhaniya // Vysshee obrazovanie segodnya. 2008. № 9.

6. Degterev V. A. Samomenedzhment kak klyuchevaya kompetentsiya razvitiya lichnosti studenta // Peda-gogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. № 3. S. 64-71.

7. Druker P. F. Entsiklopediya menedzhmenta. M., 2004.

8. Zayvert L. Vashe vremya — v vashikh rukakh. Sovety delovym lyudyam, kak effektivno ispol'zovat' rabochee vremya // per. s nem. M. : Interekspert : INFRA-M, 1995.

9. Larionova I. A. Samorealizatsiya kak sistemoobrazuyushchiy faktor integrativnoy professional'noy pod-gotovki spetsialistov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011. № 4. S. 18-27.

10. Maydanova T. V. Iz opyta razvitiya navykov samomenedzhmenta i samostoyatel'noy raboty studentov / / Vestnik sotsial'no-gumanitarnogo obrazovaniya i nauki. 2014. № 1. S. 41-45.

11. Marketing : uchebnoe posobie / pod obshch. red. V. E. Lankina ; TRTU. Taganrog, 2006.

12. Nozdrenko E. A. Samomenedzhment v organizatsii obucheniya studentov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2006. № 1. S. 81-82

13. Podgotovka PR-spetsialista v vuze: teoriya i praktika : materialy Vserossiyskoy nauchno-praktichsekoy konferentsii. Ekaterinburg, 18 dek. 2010 / NOU VPO «IMS» ; gl. red. B. M. Igoshev, O. G. Skvortsov. Ekaterinburg, 2010.

14. Pererva P. G. Iskusstvo samomarketinga // Trudoustroystvo bez problem. Kh., 2009.

15. Pidkasistyy P. I. Organizatsiya uchebno-vospitatel'noy deyatel'nosti studentov. M., 2004.

16. Samostoyatel'naya rabota studentov v sovremennom vuze : kollektivnaya monografiya / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2013.

17. Elektronnaya obrazovatel'naya sistema «Elitarium 2.0». Razdel «Samomenedzhment rukovoditelya». URL: http://www.elitarium.ru/2013/02/13/samomenedzhment_rukovoditelja.html.

Статью рекомендует д-р филос. наук, проф. В. В. Байлук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.