Человеческий капитал и проблемы образования
Современный самоменеджмент и личная тектология: общее и особенное
О.В. Минаева, А.Ф. Евченко
В статье проанализирован процесс самоменеджмента как последовательного и целенаправленного использования эффективных методов работы, собственных ресурсов для оптимального достижения поставленных целей. Отдельное внимание уделено алгоритму самоменеджмента современного руководителя.
Ключевые слова: самоменеджмент, личная тектология, управленческие решения, алгоритм самоменеджмента
Для цитирования: Вестник МИЭП. 2017. № 2 (27). С. 34-47.
Не может управлять другими тот, кто не в состоянии управлять самим собой.
Английская пословица
Проблема личной самоорганизации или, как ее называют в настоящее время, проблема самоменеджмента - одна из тех, ответ на которую ищет каждое новое поколение.
Античная философия первой провозгласила девиз «Познай самого себя!» Данное изречение было высечено на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах и означало призыв к каждому входящему к знанию самого себя, т.е. самоконтролю.
Это поучительное изречение полностью было переосмыслено Сократом (ок. 470-399 до н.э.), в устах которого оно означало, прежде
Минаева Ольга Владимировна - кандидат педагогическихнаук, проректор по научной и учебной деятельности Международного института экономики и права. Адрес для корреспонденции: [email protected].
Евченко Анатолий Федорович - кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарно-социальных и естественнонаучных дисциплин Московского института юриспруденции.
Адрес для корреспонденции: [email protected].
всего, основной постулат его интеллектуальной этики («добродетель есть знание»), полагающий самопознание, познание своей нравственности, сущности и ее последующую реализацию («познай, кто ты есть, и стань им»).
Познавательные возможности Нового времени в вопросах самопознания были расширены новыми научными знаниями и методами. Философия жизни, психоанализ, экзистенциальная философия вывели самопознание за пределы классической рациональности, предоставив в самопознавательном процессе новые горизонты познавательных процедур, культурологических оснований и иррациональных составляющих. Исторический экскурс применительно к проблематике самоменеджмента свидетельствует, что он в онтологическом плане историчен, а вот с точки зрения гносеологии - постоянно обновляется, т.к. и познание само, и его основные категории и методология совершенствуются, и в функциональном отношении познание не имеет границ.
Понятие самоменеджмента получило свое развитие и в современных условиях. Самоменеджмент как новое направление в современном менеджменте возник в ответ на изменения в управленческой ситуации в мире. В данной статье мы уделим большее внимание самоменеджменту руководителя.
Самоменеджмент руководителя
Практика показывает, что руководители различного звена испытывают трудности в рациональном расходовании своих временных и физических ресурсов, эффективном приведении организации и сотрудников к стабильному успеху.
Существует несколько общепринятых точек зрения на суть понятия «самоменеджмент» и, как следствие, множество определений. В большинстве источников можно найти определение этого термина как самоуправления, процесса самодеятельности, возвышения личности.
Эффективное самоуправление объективно связано как с человеческой природой (биоритмы, генетическая программа), так и с организацией (вещей, людей, идей, отношений), социальным управлением.
Сущность во всех определениях самоменеджмента одна, и она выражена в следующих положениях:
1. Определение реалистичных и конкретных целей. В связи с этим постановка задач, выработка путей и способов их решений должна быть жизнеспособной на практике. Однако, безусловно, нельзя отрицать, что многочисленные успешные проекты являются эффективными в связи с
использованием эвристического метода управленческих решений, что напрямую зависит от стиля работы руководителя.
2. Создание в своем сознании картины успеха. Положительный психологический настрой руководителя, внутренняя готовность предпринимать активные и решительные действия трансформирует желания в намерения. Достижение намеченных целей становится лишь вопросом времени.
3. Умение рационально расходовать свои временные и физические ресурсы. Стратегический подход к планированию своего рабочего дня, разумное делегирование своих полномочий подчиненным сотрудникам организации значительно повышает личную эффективность, повышает мотивацию и удовлетворенность от выполняемой работы как самого руководителя, так и его подчиненных, способствуя росту профессионализма.
4. Умение держать себя в руках и начинать действовать заново в случае неудачного опыта. Концентрация своих физических, эмоциональных, духовных сил позволяет сосредоточиться на основных целях, отсеивать второстепенные. При этом сводится к минимуму возможность возникновения стрессовых перегрузок.
Таким образом, самоменеджмент - это сложный процесс, а потому и подходить к нему нужно комплексно и творчески. Он вырастает из сути руководителя как человека, из осознания им внешнего и внутреннего мира. Это целенаправленное и последовательное применение испытанных наукой и практикой методов и приемов менеджмента в повседневной жизнедеятельности для того, чтобы наилучшим образом использовать время и способности - как собственные, так и подчиненных сотрудников, сознательно управлять течением своей жизни, спокойно преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.
Речь идет о том, чтобы положение, при котором типичны неупорядоченная работа и обусловленное внешними обстоятельствами выполнение заданий, преобразовать в ситуацию целесообразных и выполнимых задач.
Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде ряда различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости и, как правило, осуществляются в определенной последовательности:
1) постановка цели. Анализ и формирование личных целей;
2) планирование. Разработка планов и альтернативных вариантов
своей деятельности;
3) принятие решений. Принятие решений по предстоящим делам;
4) реализация и организация. Составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач;
5) контроль. Самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости - корректировка целей);
6) обратная связь. Вокруг этой функции в известной мере «вращаются» остальные функции, поскольку коммуникации как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента. Отдельные функции не следуют строго одна за другой, как это
представлено в данной модели, а многообразно переплетаются [1].
Ясно, что всякая ответственная работа требует, прежде всего, полного и непрерывного внимания к ней: достаточно, чтобы оно ослабело или рассеялось на самое короткое время, и этот момент, по закону наименьших, может определить неудачу в важных делах, провал в чем-то и т.п.
Ежедневно решая те или иные задачи, для достижения результатов каждый руководитель обязан подходить к процессу самоменеджмента осознанно и последовательно.
Современное общество отличается от предшествующих этапов его развития многократным усложнением структуры и внутренних связей, а также нарастающей зависимостью от действия внешних сил.
Глубокие качественные перемены, происходящие в мире, бросили своеобразный вызов науке, ее классическим школам. Ответ на него может быть дан лишь на пути разработки новой научной парадигмы. Путь к новой парадигме сложен и извилист. Ее поиск требует осмысления и критической переработки теоретического наследия, накопленного наукой.
Личная тектология
Важное место в разработке нового подхода к успешной и результативной работе руководителя, где отмечается необходимость его умения правильно распределить имеющиеся ресурсы, в том числе временные, принадлежит А.А.Богданову, русскому философу первой четверти ХХ в., основоположнику тектологии.
Тектология (от греч. tekto - строить, logos - учение), по замыслу ее создателя, - это наука, объединяющая организационный опыт человечества. «Тектологическая точка зрения все шире и глубже проникает в современное мышление, она пропитывает атмосферу эпохи», - писал А.Богданов [2].
Учение А.Богданова во многом предопределило современный способ мышления в науке. Неумение мыслить системно, попытки вырвать изучаемые процессы из их связей воспринимаются как показатель низкой культуры мышления.
Принципиальное значение тектология имеет для анализа сложных социосистем, основным элементом которых является человек. Особенно ярко это заявляет о себе в проблемах теории и практики современного управления.
Именно с позиций тектологии личности, личной тектологии и на их основе могут быть разработаны методологические подходы к субъекту управления, в качестве которого выступает личность руководителя [3]. Таким образом, А.А.Богданов показал, что каждый человек имеет свою собственную практическую тектологию, рожденную опытом жизни. И в этом самоменеджмент субъективен. Для того чтобы понять себя, человек присматривается к другим людям, пытается зеркально видеть, как они мыслят, строят свою жизнь и деятельность, воздействуя на других людей, преодолевает свои ошибки и обстоятельства.
«У каждого человека, - писал А. Богданов, - есть своя маленькая и несовершенная, стихийно построенная тектология. В практике мышления он оперирует тектологически» [2, Кн. 2, с. 77].
Основополагающей особенностью личной тектологии является ее междисциплинарный характер: она в эпицентре взаимодействия многих наук и управленческих дисциплин, в числе которых философия, психология, культурология, социология, политология, педагогика, организационная теория и др. Они открывают новые грани познания человеком самого себя и служат ему технологическим инструментом организации жизни, опирающимся на совокупное научное и опытное знание.
Однако личная тектология имеет собственное научное содержание.
Концептуальную модель личной тектологии [4, 5] составляют следующие идеи:
1. Самоменеджмент - это менеджмент в полном объеме, однако развернутый не вовне, а вовнутрь субъекта управления - руководителя. В этом случае основными понятиями выступают самосознание (осознание субъектом самого себя), самоуправление (управление собой), самоорганизация (способность поддерживать уровень организации при смене внутренних и внешних условий собственной жизни и деятельности), саморегуляция (приведение себя в норму, нормальное состояние), самовоспитание (формирование желаемых и избавление от нежелаемых качеств), самоконтроль (способность проверять свои действия), самокритика (вскрытие своих недостатков и ошибок), самооценка (адек-
ватное, объективное представление о себе, исходя из функциональных, социальных, нравственных, эстетических, религиозных и других критериев).
Самопознание, самоорганизация, саморегуляция, самовоспитание, самоконтроль, самокритика и самооценка являются основными методами личной тектологии.
2. Самоменеджмент - это особый способ организации жизни, особая культурная организация собственного «Я», которую нельзя воспринимать как элементарный набор тех или иных правил, зафиксированных житейской мудростью. Она исходит из факта уникальности индивидуальной жизни и самосознания.
3. Самоменеджмент, самоорганизация - это процесс преодоления и возвышения себя, смена состояний, качеств, отношений. Это предполагает обнаружение определенных этапов, тенденций, закономерностей, детерминаций, случайностей, особенностей, т.е. возможность научного анализа. Личная тектология имеет объективные предпосылки: она вписана в человеческую природу (биоритмы, генетическая программа, психологическая предрасположенность, культурная матрица), тесно связана с организацией жизни (вещей, идей, людей, отношений, деятельности, социальных институтов) и имеет непосредственное отношение к социальному управлению.
4. Личная тектология - это умение жить в «отсеке сегодняшнего дня» (Д.Карнеги), основанное на «опережающем отражении действительности» (П.К.Анохин). Она не ограничивается внутренними процессами, включает проектирование внешней среды, в том числе социальной, в интересах субъекта управления. Руководитель не «зацикливается» на самом себе (чтобы знать и понимать себя, человек всматривается в других людей, как в зеркало). Часто человек вглядывается в другого для того, чтобы лучше узнать себя, чтобы по отношению других к себе «снять» объективную информацию о себе.
5. Личная тектология - это постоянное обновление организации собственной жизни, включающее творчество, импровизацию, нестандартный подход. Она всегда ситуативна, разрушает любой стереотип, порой алогична. Ее, как и управление, нельзя уложить в рамки науки, она всегда богаче теории. Это и искусство открывания себя в мире и мира в себе. Включая обобщенный и теоретически осмысленный опыт всей цивилизации, личная тектология глубоко индивидуальна, окрашена талантом и личным опытом, связана с откровением, осмыслением ошибок и пороков, является авторской творческой лабораторией поиска истины и преодоления себя.
В качестве основных целей личной тектологии выступают:
♦ рационализация собственного управленческого мышления;
♦ рациональная организация личного труда и межличностных отношений;
♦ выявление собственных управленческих потенций, «собственного ресурса»;
♦ проектирование внешней среды, использование или преодоление обстоятельств;
♦ извлечение уроков, анализ ошибок, прогноз рисков опасностей и потерь;
♦ преобразование личности как основа успеха в жизни и деятельности (саморазвитие).
Ключевое понятие личной тектологии в гносеологическом аспекте - самосознание, т.е. осознание состояний своего тела, фактов сознания, своего «Я» (внешнего вида, особенностей личности, системы ценностей, предпочтений и стремлений), в некоторых случаях самосознание включает в себя самооценку как важнейшую характеристику сознания.
Анализируя ключевые понятия личной тектологии в рамках самосознания, необходимо обратить внимание на категорию «самопознание».
Смысл самопознания, обладающего регулирующей функцией (действовать по отношению к себе «со знанием»):
♦ в отражении взаимодействия и взаимоотношений человеческого «Я» с другими людьми, социальными институтами и природой;
♦ в осознании себя как члена сообщества, гражданина государства, субъекта исторического действия;
♦ в регулировании отношения к себе самому, умении видеть себя в других людях;
♦ в моделировании образа своего «Я» [4].
В процессе самопознания обязательными элементами выступают истина и заблуждение, которые можно представить в виде векторов развития знания о себе самом. Истина производит восхождение к мудрости - умению человека адекватно, объективно осмысливать, оценивать и осваивать опыт предшествующих поколений, других людей и свой в том числе. Истина многомерна, в процессе самопознания следует акцентировать свое внимание на таких ее формах, как научность, нравственность, художественность. Собственно, они дают объемное знание своего «Я» в системе ценностных представлений об окружающем мире.
Таким образом, личная тектология выступает как способ управленческой самоорганизации личности и особая технология ее развития. В этом ее основной смысл и значение.
Алгоритм самоменеджмента в данном случае будет пониматься как определенная совокупность действий по самосознанию себя как руководителя. Общих правил самосознания не существует, здесь все субъективно, индивидуально и зависит не столько от обстоятельств, сколько от личных качеств руководителя. Побудительных мотивов, способов, средств, форм самопознания может быть множество. Исходя из этого, следует остановиться на обобщенной форме самопознания, элементы которой постоянно воспроизводимы в структуре познания себя как менеджера [4].
Постановка и нахождение целей. Определяющая роль цели
Любая деятельность предполагает постановку целей.
Это познавательная ситуация, в которой конкретизируется познавательная проблема. Цель выступает как осознание потребности, мысленное предвосхищение результата деятельности, идеальная модель будущего оптимального состояния системы деятельности или отношений. В самоменеджменте такой обобщенной целью является оптимальная модель самодеятельности субъекта управления (жизнедеятельности личности). Применительно к деятельности руководителя цель есть эффективный способ интеграции действий коллектива в систему. Иначе говоря: в качестве цели выступает идея, отражающая потребности субъекта управления и условия их удовлетворения, решение субъекта достигнуть желаемого результата своей деятельности. Содержание цели в первую очередь порождено обстоятельствами, зависит от реальных возможностей субъекта и применяемых средств. Следовательно, цель выступает регулятором самодеятельности человека, она, как закон, определяет характер и способ его действий.
Теоретик организации управления Г.Эмерсон связывает постановку цели с определением личного идеала, пониманием «духа предприятия». По Эмерсону, неопределенность, неуверенность, отсутствие отчетливо поставленных целей, которые характерны для исполнителей, являются лишь отражением неопределенности, неуверенности, отсутствия отчетливо поставленных целей, которыми страдают сами руководители. В частности, Н.М.Амосов отрицательными величинами целеполагания считал лень, жадность, страх. Постановка цели связана с решимостью
преодоления этих и других отрицательных величин, в том числе зависти. «Зависть - это двигатель, но двигатель внутреннего сгорания» (Г.Боровик).
Постановка целей есть перманентный процесс. Это не разовый акт, он включает в себя собственные этапы, корреляцию, переоценку целей. Движение к цели не должно быть самоцелью. Масштаб целей, прежде всего, зависит от «планки жизни», жизненного этапа, устремлений личности.
Нахождение целей (по Л.Зайверту) осуществляется с помощью четырех ступеней:
♦ разработка общих представлений о жизненных устремлениях;
♦ дифференциация во времени жизненных целей;
♦ разработка путеводных представлений в профессиональной сфере;
♦ инвентаризация целей.
Этот подход коррелирует с классификацией целей человека, разработанной на основе изучения многих биографий Н.Б.Энкельманном. К ним он относит:
♦ профессиональные цели;
♦ личные цели, касающиеся частной жизни;
♦ цели, связанные с укреплением здоровья;
♦ цели, связанные с удовлетворением культурных запросов.
Основными параметрами формулирования целей, по мнению
Н.Б.Энкельманна, выступают:
♦ цели жизни и карьеры;
♦ цели личной деятельности (работы);
♦ цели отдельных действий (акций).
Л.Зайверт считает, что следует формулировать цели в двух личных документах: жизненном плане и плане карьеры.
Г.Эмерсон рекомендует составлять программу действий как некоторую картину будущего, намечаемой цели и линии поведения, т.е. того, что надо пройти, а также средств, какими придется пользоваться. Программа может предохранить и от ошибок ориентации в ситуации неопределенности, и от стратегических неожиданностей, и от непостоянства, а иногда некомпетентности, порочного стиля руководства со стороны структур власти.
Важный компонент целеполагания - иерархизация целей: определение приоритетных целей, подстраховочных целей, промежуточных целей.
Анализ средств, которые будут задействованы в самоменеджменте
К средствам в данном случае следует отнести познавательные возможности и способности руководителя, прежде всего рациональную составляющую [6].
1. Определение уровней зоны мыслительной деятельности:
♦ зона понятийного ясного (максимального) сознания, реализующаяся в самосознании;
♦ зона «здравого смысла»;
♦ зона, в которой психическая деятельность опускается ниже порога сознания (досознательное, подсознательное или предсоз-нательное состояние);
♦ зона неосознанного (бессознательного).
В процессе самопознания происходит встреча рационального и чувственного этапа самосознания.
2. Определение и выбор системы мышления. В современной теории познания представлены такие основные системы:
♦ система мышления, построенная на «здравом смысле»;
♦ религиозная система мышления;
♦ эзотерическая система мышления;
♦ научная система мышления;
♦ философская система мышления (логическая, аксиологическая, экзистенциальная, феноменологическая и др.).
3. Определение приоритетов мыслительной деятельности, т.е. приоритетов своей жизнедеятельности (самодеятельности), другими словами - «субличности в себе».
Выделение приоритетной деятельности дает возможность осмысления приоритетов мыслительной деятельности, ибо наши мысли «вращаются» в основном вокруг того, что мы делаем. Как отмечает А.Н.Леонтьев, действительное объяснение сознания лежит в общественных условиях и способах той деятельности, которая создает его необходимость, - в деятельности трудовой.
4. Контроль над сознанием. Наиболее продуктивный метод контроля над сознанием - занять его мысленным движением (по определенному плану) к какой-нибудь цели (Н.Хилл). Высота цели, уровень планки жизни определяют содержание контроля. Если нам трудно, может быть, невозможно контролировать самосознание, то мы располагаем известным контролем над нашим мышлением по поводу сознания: придав нашим мыслям то или иное направление, мы можем индуцировать сознание (П.Д.Успенский).
5. Рождение идеи. Рождение новых идей, другими словами, инновации, по И.Р.Пригожину, с научной точки зрения должны определяться тремя минимальными требованиями:
1) необратимостью, выражающейся в нарушении симметрии между
прошлым и будущим;
2) необходимостью введения понятия «событие»;
3) некоторыми событиями, которые должны обладать способностью
изменять ход эволюции.
Рождение идеи, возможно, проходит те же стадии, хотя и описывается иным языком. Идеи необратимы, ибо отвечают потребностям на новом витке спирали развития (закон возвышения потребностей). Они могут стать событием, живут собственной жизнью. «Мир идей», как отмечал в свое время Платон, значительно богаче реального мира. В частности, психологи отмечают, что идея способна захватить и сознание, и подсознание; человек может быть поглощен ею и в состоянии бодрствования, и во сне.
6. Убеждение. Компоненты убеждения. К ним можно отнести:
♦ мысль, идею, знание, в которых отражаются связи объективной действительности в их значении для человека;
♦ субъективное признание истинности знания;
♦ уяснение соответствия данного знания потребностям и интересам человека, осознание им жизненной важности этого знания, его необходимости в практической деятельности;
♦ субъективную готовность к действию в соответствии со знанием, принятым за истинное и необходимое.
Убеждение с технологической точки зрения представляет собой процесс переориентации сознания:
♦ осмысление идей, выражающих глубинные тенденции эпохи, цивилизации, этапа, момента;
♦ овладение новым, в том числе альтернативным, знанием;
♦ преодоление внутреннего сопротивления: прежних стереотипов, догм, мифов, полузнания, устаревшего знания;
♦ изменение системы оценок и ценностных ориентаций, обновление идеалов;
♦ изменение индивидуальных критериев истины, способов верификации (проверки) знания;
♦ переосмысление собственного опыта и стратегии жизни и деятельности;
♦ овладение «божественным даром»: стилем мышления, адекватным новой жизненной ситуации.
7. Овладение системным и алгоритмическим мышлением. Речь идет об универсализации мышления (многосторонность, многофункциональность, стремление к целостности, отталкивающиеся от идеи универсума). Результатом будет своеобразный мыслительный универсум. Однако феномен универсализации мышления возможно понять лишь через осмысление универсальности деятельности человека в его отношениях с природой, социальными институтами, другими людьми. Человек относится к самому себе «как к существу универсальному и потому свободному» (К.Маркс).
Лучшие решения принимаются в результате системного мышления, включающего в себя структурное мышление. Наше мышление неминуемо должно быть открытой системой (системой систем), допускающей парадоксальность, неординарность, способность к восприятию нового. Системный подход включает в себя понимание тектологии, т.е. системы (строения), функционирования (воспроизводства), эманации (дезорганизации), диссипации (создания «диссипативных структур»).
По Конфуцию, у человека есть три возможности действовать умно:
♦ размышляя - это самый благородный путь;
♦ подражая - это самый легкий путь;
♦ накапливая опыт - это самый печальный путь.
Известен его призыв: «Обогащайте логическое мышление, учитесь аргументировать». Отсюда вершина логического мышления - мышление методологическое.
Р.Декарт в «Правилах для руководства ума» выдвинул четыре основных правила для научного познания:
♦ мыслить ясно и отчетливо;
♦ разделять каждый исследуемый вопрос на столько частей, на сколько возможно и сколько требуется для лучшего его понимания;
♦ мыслить по порядку, начиная с вещей наиболее простых и восходить постепенно до более сложных;
♦ проводить исследование с исчерпывающей полнотой - из него нельзя упускать ничего существенного.
В процессе научного познания необходимо учитывать ряд моментов. В частности, следует принимать во внимание факторы, способные разрушить стереотипы. К ним относятся:
♦ значительная жизненная коллизия, драма;
♦ специальные умственные усилия, порождаемые противоречием исследования;
♦ опережающая модель обучения;
♦ парадоксальное, альтернативное мышление, мышление в иной системе координат.
Таким образом, основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы самосовершенствованию придать осознанный, самоорганизованный порядок, показать новые горизонты в освоении трудного процесса управления людьми в обществе [7, 8].
Личная тектология является философской основой самоменеджмента, самостоятельного направления современного менеджмента.
Самоменеджмент в своем прикладном значении - способ организации жизни, многоуровневый процесс самодеятельности. Он представляет собой смену качеств, состояний. Эффективный самоменеджмент имеет объективные предпосылки, ибо он вписан в человеческую природу.
Две тектологические стороны данного вопроса - личность как самоорганизующаяся система и организационная деятельность субъекта - позволяют обозначить самоменеджмент как качественно иной метод перехода к новому образу руководителя. У истоков этого стоял А.А.Богданов, и значение его личной тектологии нам еще предстоит полностью понять и осмыслить.
Литература
1. Бондаренко В.В., Резник С.Д., Удалов Ф.Е., Соколов С.Н. Персональный менеджмент: учебник. М., 2010.
2. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. Тектология. Кн. 1, 2. М., 1989.
3. Спиридонова О.Л. Личная тектология А.А. Богданова и современные проблемы самоменеджмента // Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения: Тезисы международной научной конференции. М., 1997. С. 61-64.
4. Карпичев В.С. Самоменеджмент (Личная тектология) // Социальное управление. Курс лекций. М., 2000. С. 403-436.
5. Варламов К.И., Карпичев В.С. Личная тектология (самоменеджмент). М., 1993.
6. Жданов О.И. Технологии самосбережения в экстремальных условиях: Практикум для государственных служащих. М., 1998.
7. Артёмов А.С., Власов А.В., Жакевич А.Г., Завалько Н.А., Кожина В.О., Косевич А.В., Лебедева О.Е., Лебедев К.А., Матюнина О.Е., Минаева О.В. Государственное управление региональным развитием Российской Федерации. М., 2016.
8. Минаева О.В. Принципы социального управления // Вестник Международного института экономики и права. 2016. № 2. С. 15-24.
Modern self-management and personal tectology: general and special
Minaeva Olga Vladimirovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Vice-rector for scientific and educational activities, International Institute of Economics and Law Address for correspondence: [email protected]
Evchenko Anatoly Fedorovich - Candidate of Philosophy, Associate Professor, Head of the Department of humanities and social sciences and natural sciences, Moscow Institute of Jurisprudence.
Address for correspondence: [email protected]
The article analyzes the process of self-management as a consistent and purposeful use of effective working methods, own resources for the optimal achievement of the set goals. Separate attention is paid to the self-management algorithm of the modern leader.
Key words: self-management, personal tectology, management decisions, algorithm of self-management
For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2017. N 2 (27). P. 34-47.