Научная статья на тему 'Роль самоменеджмента в жизни и обучении студентов'

Роль самоменеджмента в жизни и обучении студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
908
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОМЕНЕДЖМЕНТ / САМОРАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моргун О.О., Одаренко Т.Е.

В данной статье рассмотрена проблема самоменеджмента. Проанализирована литература отечественных и зарубежных авторов по определению самоменеджмента. Выявлены факторы для эффективной самореализации личности студента. Определена роль самоменеджмента в жизни и обучении студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль самоменеджмента в жизни и обучении студентов»

УДК: 005.4

Моргун О. О.

студентка 3 курса, направление подготовки «Менеджмент» «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

Одаренко Т. Е.

к.э.н., доцент

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

РОЛЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА В ЖИЗНИ И ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

В данной статье рассмотрена проблема самоменеджмента. Проанализирована литература отечественных и зарубежных авторов по определению самоменеджмента. Выявлены факторы для эффективной самореализации личности студента. Определена роль самоменеджмента в жизни и обучении студентов.

Ключевые слова: самоменеджмент, саморазвитие, личность, студент, обучение.

Постановка проблемы. На современном этапе из-за политической нестабильности, социально-экономических кризисов, морально-психологического давления самоменеджмент остается проблемой как для любой организации, так и для каждого человека. В условиях темпа жизни взрослый человек не успевает задуматься о правильном и рациональном управление и распределение своей деятельности и жизни. Поэтому самый подходящий возрастной период для определения и становления собственных и жизненных целей и ценностей считаются студенческие годы.

Цель статьи — определить роль самоменеджмента в жизни и обучении студентов.

Анализ последних публикаций по теме. Методологические и теоретические аспекты самоменеджмента отражены в работах отечественных и зарубежных ученых: Л. И. Анциферова [1], Г. Г. Архангельского, Т. Брайана, П. Берда, Д. А. Гранина, П. Ф. Друкера (книга «Эффективный управляющий») [3], концепция Л. Зайверта [4], А. В. Непомнящего и В. Г. Захаревич (контроль и самореализация в учебном процессе) [8], Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриева, Л. Н. Корнева (концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности от «входа» в профессию до «выхода» из нее) [7], А. Лакейна, И. А. Ларионовой [5], Т. В. Майданова [6], Д. Моргенстерн, Д. О. Тайлера и др.

Основное изложение материала. На современном этапе существуют различные мнения отечественных и зарубежных исследователей по определению понятия «самоменеджмент».

Например, Е. Янге считает, что самоменеджмент — это организация своей деятельности и своего времени [12].

В. Ф. Токарев определяет самоменеджмент, как самостоятельность и личное управление собой [9].

П. Ф. Друкер выделяет самоменеджмент, как управление на уровне отдельного человека [3].

И. А. Ларионова считает: «Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время» [5].

Таким образом, проанализировав литературу можно отметить, что самоменджмент — это управление личностью собственной самоорганизацией, саморазвитием, временем (тайм-менеджмент), самообразованием, самовоспитанием, самоконтролем, принятие решения, его выполнение для достижения поставленных целей и задач.

Самоменеджменту отведена большая роль в жизни каждого человека, начиная с учебной, профессиональной деятельности, и заканчивая в повседневной жизни.

Наиболее эффективный момент для становления самоменджмента считается период обучения в вузе, так как студенческое обучение формирует будущего квалифицированного компетентного специалиста. Этап студенчества для каждого человека является основой внутреннего формирования личности и проявления самоорганизации, самостоятельности, планирование своих действий, грамотное распределение временем и жизнью в целом. Необходимо помнить, что не только программа обучения в образовательном учреждении, но и личностные характеристики каждого студента способствуют положительному конечному результату в самоменджменте.

Для студента, к основным целям при изучения самоменеджмента, можно отнести:

1) максимально использовать собственные возможности;

2) сознательно управлять течением своей жизни;

3) уметь преодолевать внешние обстоятельства.

Отметим, что самоменеджмент является комплексной системой управления собой и своей деятельностью, универсальным инструментом построения сознательной успешной жизни. Во время обучения студенты не всегда понимают, что те знания, которые им дают педагоги, являются средством достижения поставленных целей, финансового благополучия, личностной самореализации, возможность стать профессионалом своей деятельности и успешной личностью в современном мире. Только сильные и целеустремленные студенты занимаются собственным самосовершенствованием, самоконтролем, саморазвитием.

Самомотивация является одной из составляющих самоменджмента. Студенту необходимо определить собственную самооценку, способности к знаниям, умениям, навыкам, уметь ставить перед собой цели, понимать чего он хочет добиться в жизни, какого уровня достичь. Когда у него есть целостная картина, понимая себя и то, что ему необходимо, только в данном случае самомотивация будет эффективной.

Самореализация личности студента также имеет большое значение для самоменджмента. В данном случае на самореализацию студента влияют следующие факторы: детско-родительские взаимоотношения, статус и уровень семейного положения, степень развития способностей личности, взаимодействие и признания социумом, отношения с партнером и другое. Можно сделать вывод о многофакторном влиянии на личность, которые отражают самореализацию и внутреннюю мотивацию человека.

По мнению Т. В. Майдановой, для оптимизации собственного времени каждому человеку необходимо учиться полезному времяпровождения посредством расстановки приоритетов, и в этом ему помогает самоменеджмент. Инструментом для управления и организации временем является техника тайм менеджмент — «time management», способствующая распределению, оперативному планированию собственных ресурсов времени [6].

Наиболее естественным инструментом обучения навыкам управления собой, своей деятельностью и ее результативность является техника «time management» (управления временем, организации времени), под которой следует понимать не просто набор техник планирования, но комплексную систему управления собой, т. е. самоменеджмент.

Таким образом, можно отметить, что образовательное учреждение способствует развитию самоменджмента студента с помощью:

- специальных дисциплин («Самоменджмент», «Психология» и др.);

- индивидуальных и практических заданий, способствующих формированию различных подходов к получению знаний;

- конференций, творческих мероприятий, секций, интеллектуальных игр.

Выводы. Без самоменеджмента студента трудно организовать эффективное

обучение в Вузе. Роли самоменджмента в жизни и обучении студента отведено главное

место, так как в учебном и жизненном процессе он должен научиться ставить, достигать цели и задачи управления собой, деятельностью, ситуацией. Саморазвитие, самореализация, самомативация и самоконтроль способствуют преодолению трудностей, достижению максимально эффективных результатов, удовлетворенностью собой и жизнью.

Литература

1. Анциферова, Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. / Л. И. Анциферова. — М. : Институт психологии РАН, 2006.

2. Бишоф, А., Бишоф К. Самоменеджмент. Эффективно и рационально/ пер. с нем. Д. А. Пергамент. 2-е изд., испр. / А. Бишоф, К. Бишоф. — М. : Омега-Л, 2006.

3. Друкер П. Ф. Энциклопедия менеджмента / П.Ф. Друкер. — М. : Вильямс, 2004.

4. Зайверт Л. Ваше время — в ваших руках. Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время : пер. с нем. / Л.Зайверт. — М. : Интерэксперт: ИНФРА-М, 1995.

5. Ларионова, И. А. Самореализация как системообразующий фактор интегративной профессиональной подготовки специалистов / И. А. Ларионова // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 4. — С. 18-27.

6. Майданова, Т. В. Самоменеджмент как условие самореализации студентов / Т. В. Майданова // Педагогическое образование в России. — 2013. — №2. — С. 27-30.

7. Никифоров, Г. С., Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Г. С. Никифоров, М. А. Дмитриева, Корнева Л. Н. — СПб., 1999. — 152 с.

8. Непомнящий, А. В. Самоорганизация, самоконтрольи саморегуляция вучебном процессе. / А. В. Непомнящий, В. Г. Захаревич Таганрог, 1989. — 82 с.

9. Ноздренко, Е. А. Самоменеджмент в организации обучения студентов / Е. А. Ноздренко // Современные проблемы науки и образования. — 2006. — № 1. — С. 81-82.

10. Токарев, В. Ф. Профессиональные навыки менеджера //

B. Ф. Токарев. 2002. — № 6.

11. Токарев, В. Ф. Управление изменениями и психологическая инерция // Управление человеческим потенциалом. 2014. — № 3 (39). —

C. 170-183.

12. Янге, Е. Самоменеджмент. Как организовать свое время? // Школа жизни. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://shko1azhizni.rU/archive/0/n-34760/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.