Научная статья на тему 'Новые функции самостоятельной работы студентов в асинхронном дистанционном обучении'

Новые функции самостоятельной работы студентов в асинхронном дистанционном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1047
488
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМООБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИНХРОННОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АСИНХРОННОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INDEPENDENT WORK / SELF-EDUCATION / HIGHER EDUCATION / DISTANCE EDUCATION / SYNCHRONOUS DISTANCE EDUCATION / ASYNCHRONOUS DISTANCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяконов Борис Петрович, Исакова Татьяна Борисовна

В статье рассматривается самостоятельная работа студентов как эффективное средство формирования навыков самообразования. Анализируются функции самостоятельной работы в условиях традиционного и дистанционного высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW FEATURES OF STUDENT INDEPENDENT WORK IN THE ASYNCHRONOUS DISTANCE EDUCATION

The article examines student independent work as an effective means of developing skills of self-education. We analyze the features of independent work in terms of the traditional and distance higher education.

Текст научной работы на тему «Новые функции самостоятельной работы студентов в асинхронном дистанционном обучении»

ДК: 378.147.88 ББК: 74.5

Дьяконов Б.П., Исакова Т.Б.

НОВЫЕ ФУНКЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В АСИНХРОННОМ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ Dyakonov B.P., Isakova T.B.

NEW FEATURES OF STUDENT INDEPENDENT WORK IN THE ASYNCHRONOUS

DISTANCE EDUCATION

Ключевые слова: самостоятельная работа, самообразование, высшее профессиональное образование, дистанционное образование, синхронное дистанционное обучение, асинхронное дистанционное обучение.

Keywords: independent work, self-education, higher education, distance education, synchronous distance education, asynchronous distance education.

Аннотация: в статье рассматривается самостоятельная работа студентов как эффективное средство формирования навыков самообразования. Анализируются функции самостоятельной работы в условиях традиционного и дистанционного высшего профессионального образования.

Abstract: the article examines student independent work as an effective means of developing skills of self-education. We analyze the features of independent work in terms of the traditional and distance higher education.

Одна из основных задач современной гуманистически ориентированной системы образования - создание условий для развития личности, превращения человека из объекта в субъект, из получающего знания в развивающего самого себя.

Усиление роли самообразования в процессе обучения и воспитания способствует претворению в жизнь указанных положений. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации сказано, что система образования призвана обеспечить «разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности; формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; непрерывность образования в течение всей жизни человека; академическую мобильность учащихся; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях

информатизации общества и развития новых наукоемких технологий»1.

Сфера образования призвана чутко реагировать на социальные инновации, так как именно она аккумулирует и порождает основные тенденции общественного развития.

Изменение социальных функций и смыслов образования в современном - динамично изменяющемся и требующем от человека непрерывного обновления его знаний и компетенций - мире может быть обозначено как переход от стратегии «дать знания, научить» к стратегии «научить учиться». Именно умение самостоятельно добывать необходимые знания, находить источники их получения, быть постоянно готовым к освоению новых знаний и умений, т.е., по сути, умения и навыки самообразования, должны быть главным результатом образования, особенно если речь идет о выпускниках высших учебных заведений.

В традиционно организованном вузовском образовании на формирование такого

Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. - 2000. - №11.

рода умений направлены различные формы самостоятельной работы, которые включают «разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов, осуществляемой ими на аудиторных занятиях и во внеаудиторное вре-мя»1. Такие формы учебной деятельности, как правило, являются продолжением, дополнением, закреплением «основного» процесса обучения, протекающего преимущественно в лекционно-семинарском формате. Их назначение, как считает А.М. Лушников, состоит в том, чтобы с помощью индивидуального поиска «углубить и конкретизировать свои знания, проявить творческий подход к изучаемой проблеме, навыки работы с книгой, умение анализировать прочитанное, систематизировать материал, вести записи, предлагать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения. Самостоятельная работа - хороший способ подготовить себя к научным исследованиям, творческому решению задач учебно-воспитательного процесса и, в конечном счете, профессиональному ста-новлению»2.

При этом под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную педагогом активную деятельность обучающихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Самостоятельная работа, как дидактическое явление, представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить учащийся, объект его деятельности, с другой - форму соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учащимся учебного задания, которое, в конечном счете, приводит его либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению

1 Педагогика высшей школы: учебно-методическое пособие [Текст]. - Казань: изд-во Казанского ун-та, 1985. - С. 163.

2Лушников, А.М. История педагогики: учебное пособие для учащихся педагогических высших учебных заведений [Текст] / А.М. Лушников. - 2-е изд., перераб., доп. - Екатеринбург, 1994. - С. 8.

сферы действия уже полученных знаний. Соответственно, предполагается, что самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое:

- формирует у обучающегося, на каждом этапе его деятельности, необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;

- вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач3.

Однако такие виды учебной работы, которые подразумевают процитированные ученые, всегда являлись непременной частью обучения, и, тем не менее, как показывает практика образования, ни в прошлом, ни в настоящее время они реально не обеспечивают достижение декларируемых результатов. Главным доказательством этого служит то, что проблема формирования у студентов вузов готовности к последующему самообразованию, творческому саморазвитию, профессиональному и личностному самосовершенствованию и т.д. сегодня является одной из самых остро актуальных.

Безусловно, нельзя не согласиться с тем, что самостоятельная работа как таковая заключает в себе значительный потенциал с точки зрения формирования готовности к самообразованию. Вполне справедливо утверждение, что «именно в ней более всего может проявляться мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества человека. Именно самостоятельная работа учащегося может служить основой перестройки его личностной позиции в учебном процессе»4.

Но возникает закономерный вопрос: когда, при каких условиях, каким образом

3 Педагогика: учебное пособие для учащихся пед. вузов и пед. колледжей [Текст] / под ред. П.И. Пид-касистого. - М., 1995. - С.315.

4 Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - С. 61.

организованная самостоятельная работа студентов может обеспечить такую «перестройку»?

Прежде всего очевидно, что она должна представлять собой, по определению И.А. Зимней, «целенаправленную, внутренне мотивированную, структурированную самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемую им по процессу и результату деятельность, выполнение которой требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет учащемуся удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопо-знания»1.

Это предполагает, что роль обучающегося в организации самостоятельной работы, выборе способов и средств ее осуществления должна существенно возрастать. Конечно, самостоятельная работа может оставаться «важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения»2, как элемент этого процесса она должна соответствовать «конкретной дидактической цели и задаче»3, но в то же время функции преподавателя по отношению к самостоятельной работе студента не могут не измениться. В самом общем смысле речь идет об отказе от прямого руководства познавательной деятельностью студента при сохранении направляющей роли преподавателя. Это подчеркивает, например, Н.Д. Никандров, который пишет: «Когда мы говорим о возрастании значения самостоятельной работы на современном этапе развития высшего образования, имеется в виду та деятельность студентов, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя направляется и организуется им».

Только самостоятельная работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, хотя опосредованно и управляется им, позволяет студентам про-

1 Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - С. 61.

2Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1995. - С. 316.

3Там же.

явить и развить такие качества личности, как самостоятельность, активность, инициативность, позволяющие в свою очередь формировать такие новые качества личности, как самоорганизованность, саморегуляция, самоконтроль, способность к саморазвитию (самосовершенствованию).

В этих целях у учащихся должна быть прежде всего сформирована целостная система представлений о своих возможностях и умениях их реализовать, в том числе о возможностях целеобразования и целеудержа-ния. Студенту нужно не только уметь понимать предложенные преподавателем цели, но и формировать их самому, удерживать до реализации, не позволяя вытеснить другими, также представляющими интерес. Студент должен уметь моделировать собственную деятельность, т. е. выделять условия, важные для реализации цели, отыскивая в своем опыте представление о предмете потребности, а в окружающей ситуации— объект, соответствующий этому предмету. Это предполагает умение программировать самостоятельную деятельность, т. е. выбор применительно к условиям соответствующей цели деятельности способа преобразования заданных условий, отбор соответствующих средств для этого преобразования, определение последовательности отдельных действий.

Важным является умение оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий. При этом важно, чтобы субъективные критерии оценки собственных результатов не очень отличались от принятых, объективных. Существенным является умение корректировать свои действия, т.е. представлять, как можно изменить эти действия, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям.

Естественно, что сама предметная саморегуляция человека связана с его личностной саморегуляцией, предполагающей высокий уровень самосознания, адекватность самооценки, рефлексивность мышления, самостоятельность, организованность, целенаправленность личности, сформиро-ванность ее волевых качеств . А именно эти

4 Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

качества обеспечивают готовность человека к самообразованию.

Самообразование — понятие многоаспектное. В Большой советской энциклопедии самообразование определяется как самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. В широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона определяет самообразование следующим образом: «Это образование, которое получается вне какой бы то ни было школы, путем самостоятельного изучения отдельных наук и чтения серьезных книг»1.

С.И. Ожегов менее категоричен в определении данного понятия: «Самообразование - это приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без помощи преподавателя»2.

Б.Ф. Райский подчеркивает, что стремление к самообразованию находится в связи с уровнем нравственно и умственного развития, образованности и производственной квалификации человека и развивается по мере расширения взаимодействия личности с окружающей средой и повышения общественной активности человека. По его мнению, для самообразования характерно: самостоятельное, без непосредственного руководства обучающего лица и независимо от требования какого-либо учебного заведения, овладение знаниями; приобретение знаний путем самостоятельной работы, как дополнительная к основному занятию деятельность; проявление в познавательной деятельности значимых волевых усилий и

1Брокгауз, Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. - М., 2003.

2 Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1994.

организованности под влиянием внутренних стимулов3.

A.К. Громцева указывает, что самообразование в любом случае - это такая деятельность, которая управляется самим человеком при самостоятельном анализе и оценке своих способностей и знаний. Она подчеркивает, что самообразовательная деятельность должна включать не случайную, эпизодическую (дополнительную к учебной) деятельность, а целенаправленную, систематическую, познавательную, с постановкой целей и осознанием средств их дос-

4

тижении .

Самообразование в работах М.Н. Скат-кина, определяется как «процесс овладения знаниями по инициативе самой личности в отношении предмета занятий (чем заниматься), объема и источников познаний, установления продолжительности проведения занятий, а также выбора формы удовлетворения потребностей и интересов»5.

B. Окинский подчеркивает, что самообразование представляет собой «самостоятельное, поддающееся самоконтролю преобразование личности с целью приобретения более или менее определенного образца индивидуальности»6. При этом ни обучение ние другими людьми, ни личностное преобразование без особых намерений, по его мнению, не являются самообразованием.

Таким образом, самообразование, в понимании многих ученых отличается от организованного академического образования тем, что здесь нет внешнего контроля, регламентируемых занятий, обязательности их посещения. Самообразование всегда

3См. Райский, Б.Ф. Движущие силы в развитии и формировании у учащихся потребности в самообразовании // Формирование у учащихся стремления и умений самостоятельно овладевать знаниями. - Волгоград, 1969.

4Громцева, А.К. Мотивы самообразовательной деятельности старшеклассников // Развитие у школьников стремления к самообразованию. - Волгоград, 1973.

5Цит. по Заборщикова, Н.М. Самообразование молодого учителя как условие совершенствования его профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Н.М. Заборщикова. - Л., 1989. - С. 16.

6Цит. по Саранцев, Г.И. Познавательная самостоятельность будущего учителя [Текст] / Г.И. Саранцев // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 63-66.

имеет конкретную цель, которая определяется субъектом, и он же выбирает содержание, условия и средства обучения.

В рамках традиционного высшего образования, строго говоря, таких форм обучения, которые обеспечивали бы формирование соответствующих навыков, нет. Однако в настоящее время техникотехнологическая модернизация образования создает оптимальные условия для их появления и активного развития. Речь идет о дистанционном обучении, различные формы которого становятся возможными с широким внедрением в учебный процесс вузов телекоммуникационных и компьютерных технологий.

Дистанционное обучение представляет собой особую «организацию учебного процесса на основе методов обучения в условиях опосредованного взаимодействия обучающегося и преподавателя с преимущественным использованием средств информатизации и телекоммуникаций (технологий дистанционного обучения)»1.

В отличие от традиционных вузовских форм и методов обучения, дистанционное обучение строится на основе новейших технических возможностей (видеотрансляции и конференции, совместное-вики-редактиро-вание документов, блоги, дистанционное тестирование и др.) и не предполагает непосредственного контакта преподавателей со студентами, обеспечивая им возможность обучения без посещения учебного заведения. Так могут осваиваться какие-то фрагменты образовательной программы, отдельные курсы, темы и т.д. Хорошо развитая в вузе ресурсная база дистанционного обучения (соответствующее оборудование и техника, методики и технологии, владеющие ими преподаватели и т.д.) обеспечивает также возможности для реализации индивидуальной траектории обучения для обучаемого при координирующей и направляющей роли обучающего.

Хотя при дистанционном обучении взаимодействие участников учебного процесса всегда «опосредовано» средствами информатизации и телекоммуникаций, однако оно может носить разный характер:

1 http://cnit.mrsu.ru/do_1.php/.

обучение может быть синхронным или асинхронным. Необходимость различения этих разновидностей дистанционного обучения объективно обусловлена тем, что в них используются разные коммуникационные подходы, характеризующиеся применением различных технических средств при передаче образовательного контента.

Для синхронного обучения наиболее распространенной формой является видеосвязь. Такое обучение может быть осуществлено как из специально оборудованных помещений (видео-конференцзалов), так и с персональных компьютеров либо других устройств учащихся. Используются также такие технологии, как «он-лайн чат». Принцип такого подхода заключается в синхронном, непосредственном обмене информацией между участниками учебного процесса, взаимодействующими в режиме реального времени. Следовательно, субъекты образовательного процесса, хотя и не находятся в «живом» контакте, могут обмениваться мнениями, задавать вопросы и получать ответы абсолютно мгновенно. Присутствие или отсутствие обучающихся фиксируется с помощью системы регистрации. Очевидно, что синхронный подход практически стирает грань между аудиторным обучением и виртуальным, и тем самым обеспечивает максимальное приближение к условиям традиционного лекционного очного образования.

Асинхронное обучение, в отличие от этого, не предполагает регулярного непосредственного он-лайн взаимодействия участников учебного процесса. В этом случае обучающийся имеет только четкие сроки изучения дисциплин, сдачи зачетов и экзаменов, а также определенные учебные материалы. Он сам выстраивает образовательный процесс в зависимости от времени, которым располагает. В процессе асинхронного обучения, в основном, используются такие ресурсы, как электронная почта, списки рассылки, древовидные конференционные системы, электронные дискуссионные панели, вики-системы, блоги. В качестве технической формы обучения чаще всего использует видеозаписи лекций, возможность обмениваться записанными видео-обращениями, досками для обсуждений, форумами, элек-

тронными письмами. Используются также и синхронные он-лайн ресурсы (видеоконференции, он-лайн встречи и др.), обеспечивающие фасилитацию информационного обмена между студентами, а также между студентами и преподавателями. В целом асинхронный подход привлекает независимостью от времени, возможностью обучения в разных временных зонах, учетом разного темпа усвоения учебного материала.

Очевидно, что каждый из подходов имеет как свои преимущества, так и свои сложности. Синхронное дистанционное обучение связано прежде всего с техническими трудностями. Оно оказывает серьезную нагрузку на сеть и нуждается в хорошем соединении, которое иногда дает сбои. В таком случае студент может на время «выпасть» из учебного процесса и отстать, поскольку на повторное подключение может понадобиться время, иногда значительное. Кроме того, такое обучение нередко требует приобретения обучающимися дополнительного оборудования - хотя не всегда громоздкого, но иногда дорогостоящего.

Асинхронное обучение осложнено в первую очередь отсутствием общего учебного пространства, коммуникации с преподавателями и другими обучающимися, как правило, информационно насыщенной и оказывающей важное организующее и социализирующее воздействие на человека. Поэтому асинхронное обучение требует от обучающегося предельной целеустремленности, самостоятельности и самоорганизации, причем намного большей даже по сравнению с традиционным заочным обучением, которое предполагает периодическое участие обучающихся в сессиях, организованных в формате обычного очного обучения.

По существу, асинхронное дистанционное обучение - это форма самообразования человека, которую они осваивают уже в процессе вузовской подготовки. В силу этой специфики в рамках асинхронного обучения формы самостоятельной работы студентов выполняют принципиально иную функцию. Это уже не просто дополнительные «учебные задания», позволяющие студентам «углубить и конкретизировать свои знания», а преподавателям - осуществлять «педагоги-

ческое руководство и управление» этим процессом. Самостоятельная работа при асинхронном обучении становится организующим началом, центральной, ведущей формой обучения студентов. Поэтому именно асинхронное дистанционное обучение позволяет в наиболее полной мере реализовать педагогические условия для формирования у студентов социально востребованных в современном мире умений и навыков самообразования и самообучения.

Перенос акцентов в подготовке студентов на их самостоятельную работу, в свою очередь, меняет роль преподавателя в процессе обучения. При асинхронном обучении она скорее сводится к функции фаси-литатора или модератора общения.

В основе модерации лежит использование специальных приемов, методов и техник, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящих обучающегося к принятию грамотного решения за счет реализации его внутренних возможностей. То есть модерация групповой работы в большей мере направлена на раскрытие внутреннего потенциала обучающегося: она не привносит чего-либо нового, а лишь помогает потенциальное сделать актуальным1.

Роль преподавателя-модератора в асинхронном обучении подразумевает выполнение следующих функций: создание и администрирование виртуальной дидактической среды, установка правил и норм коммуникаций в виртуальной среде, обеспечение асинхронной обратной связи, включая санкции за нарушение норм общения в среде, поддержание педагогического дискурса.

Создание виртуальной дидактической среды включает в себя в некоторых случаях установку, настройку «виртуальной классной комнаты», заведение пользователей, при использовании элементов синхронного он-лайн обучения (вебинары) - их организацию и проведение. Правильно созданная техническая среда, как и в учебной аудитории, минимизирует помехи, способствует точному представлению учебного материала. Понятно, что это требует как общих тех-

1http://do.gendocs.ru/docs/index-332982.html.

нических навыков подготовки электронного Так или иначе, изменение субъектной

презентационного материала, так и частных, позиции студента, который при асинхрон-

связанных с эксплуатацией программных ном обучении фактически становится само-

платформ для обучения. Поэтому такие обучающимся, неизбежно влечет за собой и

функции вообще может выполнять не пре- соответствующее изменение позиции преподаватель вуза, а специалист со специфи- подавателя как субъекта обучения.

ческими педагогическими функциями -тьютор.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Брокгауз, Ф.А., Эфрон, И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. [Текст] - М., 2003.

2. Громцева, А.К. Мотивы самообразовательной деятельности старшеклассников // Развитие у школьников стремления к самообразованию. - Волгоград, 1973.

3. Исакова, Т.Б. Организация самостоятельной работы учащихся заочной формы обучения в средних профессиональных учебных заведениях // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2012. - № 3(10) - С. 117-124.

4. Заборщикова, Н.М. Самообразование молодого учителя как условие совершенствования его профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Н.М. Заборщикова. - Л., 1989. - 29 с.

5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / И.А. Зимняя. -Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.

6. Лушников, А.М. История педагогики: учебное пособие для учащихся педагогических высших учебных заведений [Текст] / А.М. Лушников. - 2-е изд., перераб., доп. - Екатеринбург, 1994. - 368 с.

7. Педагогика высшей школы: учебно-методическое пособие [Текст]. - Казань: изд-во Казанского ун-та, 1985. - 192 с.

8. Педагогика: учебное пособие для учащихся пед. вузов и пед. колледжей [Текст] / под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1995. - 638 с.

9. Райский, Б.Ф. Движущие силы в развитии и формировании у учащихся потребности в самообразовании // Формирование у учащихся стремления и умений самостоятельно овладевать знаниями [Текст]. - Волгоград, 1969.

10. Райский, Б.Ф. Подготовка молодежи к самообразованию - одна из важнейших задач общеобразовательной школы // Развитие у школьников стремления к самообразованию [Текст]. - Волгоград, 1973.

11. Саранцев, Г.И. Познавательная самостоятельность будущего учителя [Текст] / Г.И. Саранцев // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 63-66.

12. http://cnit.mrsu.ru/do_1.php/.

13. http://do.gendocs.ru/docs/index-332982.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.