Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку в условиях дистанционного обучения'

Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку в условиях дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1957
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесников А. А., Пересыпкин А. П., Шерстюкова Е. В.

Статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку при дистанционном обучении. Понятие самостоятельной работы применяется исследователями в различных значениях в зависимости от интенции. Самостоятельная работа такая деятельность студентов, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, но которая направляется и организуется им. Формой организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку является дистанционное обучение. Основная цель дистанционного обучения свободное владение иностранным языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесников А. А., Пересыпкин А. П., Шерстюкова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку в условиях дистанционного обучения»

УДК 378:372.881.1

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку при дистанционном обучении. Понятие самостоятельной работы применяется исследователями в различных значениях в зависимости от интенции. Самостоятельная работа — такая деятельность студентов, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, но которая направляется и организуется им. Формой организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку является дистанционное обучение. Основная цель дистанционного обучения — свободное владение иностранным языком.

Ключевые слова: иностранный язык, самостоятельная работа, активное обучение, дистанционное обучение.

В современном обществе в сфере образования большое внимание уделяется доступному, качественному, удобному и эффективному обучению, которое становится возможным при соблюдении следующих важных основополагающих принципов: самообразование как ведущая функция образования; индивидуализированный характер обучения; наглядность и занимательность обучения; практическая направленность обучения; гарантированный уровень знаний.

Реализация данных положений становится возможной благодаря умению самостоятельно учиться. Проблема формирования у студентов таких умений и навыков является одной из главных и во многом зависит от совершенствования всего педагогического процесса в вузе, направленного на подготовку будущих специалистов. В век повсеместной информатизации общества процесс успешного функционирования высшей школы должен опираться на самостоятельную работу.

Понятие «самостоятельная работа» используется исследователями в разных значениях в зависимости от того, какое содержание они вкладывают в понятие «самостоятельный»:

• обучаемый выполняет работу сам, без непосредственного участия преподавателя;

• обучаемый самостоятельно мыслит, ориентируется в учебном материале;

• многие исследователи, разделяя учебную нагрузку на обязательные (аудиторные) занятия и внеаудиторную работу, последнюю называют самостоятельной.

Некоторые исследователи (ср. Белкин Е.Л) предлагают различные классификации типов самостоятельной работы, основаниями которых являются современные трактовки частно-дидактических целей, познавательных задач и специфика учебно-познавательной деятельности. В соответствии с этим можно выделить четыре типа самостоятельной работы, решающие следующие частно-дидактические цели:

1. Формирование у студентов умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется на основе данного алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания, то есть формирование знаний первого уровня.

2. Формирование знаний, позволяющих воспроизводить по памяти усвоенную информацию и решать задачи, то есть знаний второго уровня.

3. Формирование знаний третьего уровня, знаний, лежащих в основе решения нетиповых задач.

4. Создание предпосылок для творческой деятельности.

Подготовка специалиста по иностранному языку в современных условиях может определяться не только уровнем его знаний, способностью владения иностранным языком, но и умением самостоятельно ставить и решать новые профессиональные и социальные задачи. В этой связи необходимо добиться качественного скачка в подготовке специалиста, чтобы к моменту окончания вуза сформировать его как творческую личность, владеющую способами самостоятельного пополнения знаний по иностранному языку.

АА Колесников,

А.П. Пересыпкин,

Е.В. Шерстюкова

Белгородский

государственный

университет

e-mail:

kolesnikov@bsu. edu. ru peresipkin@bsu. edu. ru sherstjukova@bsu.edu.ru

Курс на активную самостоятельную работу студентов становится основой подготовки современных специалистов к их дальнейшей профессиональной деятельности. Следует заметить, что Государственные стандарты высшего образования предусматривают самостоятельную работу в объеме 50% учебного времени, но не содержат рекомендаций о способах ее организации. Поэтому неслучайно исследование данной проблемы не перестает интересовать ученых[2].

Вопросы организации самостоятельной работы студентов рассматриваются в работах Е.Я. Голанта, М.А. Данилова, С.И. Архангельского и др. в качестве основной формы организации учебной деятельности студентов.

Задача высшего учебного заведения состоит в том, чтобы подготовить студентов к самостоятельному овладению знаниями, выработать потребность в них, обеспечить их способами приобретения этих знаний, т.к. конкретность условий, нестандартность ситуаций требуют такого количества дополнительных знаний, которые можно приобрести лишь по мере необходимости через справочники, словари, специальную литературу по иностранным языкам и др.

Самостоятельная работа может пониматься как такая деятельность студентов, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, но которая направляется и организуется преподавателем. В то же самое время самостоятельная работа студентов может выступать и средством обучения.

Так, например, Б.П. Есипов, с точки зрения организации, определяет самостоятельную работу как такую работу, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию и в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся стремятся достигнуть поставленной цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий[1].

П.И. Пидкасистый отмечает: “Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических дей-ствий”[8]. П.И. Пидкасистый[8] далее подчёркивает, что при правильной постановке процесса обучения во всех его звеньях требуется активность учащихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, организуемой с учебно-воспитательными целями.

А.Н. Леонтьев рассматривал самостоятельную работу как средство организации учебного и научного познания[4]. Самостоятельная работа является средством организации и управления познавательной деятельностью обучаемых. Кроме того, самостоятельная работа является и средством воспитания важнейшего личностного качества — само-стоятельности[2].

И.И. Малкин классифицирует самостоятельную работу по характеру познавательной деятельности[5] и выделяет следующие виды самостоятельных работ:

1. Работы репродуктивного типа: а) воспроизводящие; б) тренировочные; в) обзорные; г) проверочные.

2. Работы познавательно-поискового типа: а) подготовительные; б) констатирующие; в) экспериментально-поисковые; г) логически-поисковые.

3. Работы творческого типа: а) художественно-образные; б) научно-творческие; в) конструктивно-творческие.

4. Работы познавательно-практического типа: а) учебно-практические; б) общественно-практические.

Основное отличие самостоятельной работы от других форм обучения заключается в том, что она предполагает способность студента самому организовать свою деятельность в соответствии с поставленной или возникшей задачей[6].

Но организация самостоятельной работы предполагает формулирование и последующее выполнение определенных дидактических требований, которые ставятся перед самим преподавателем, как «организатором» этой работы студентов:

• преподаватель должен разобраться в сложившейся классификации самостоятельных работ, должен уметь формулировать их частно-дидактические цели и знать, каким путем эти цели могут быть достигнуты;

• необходимо своевременное и последовательное включение самостоятельных работ в процесс усвоения знаний;

• необходимо обратить внимание на внешние параметры системы: на организационно-методическое и научно-методическое обеспечение.

Кроме отмеченных выше дидактических требований, должна вестись и организационно-методическая работа, направленная на планирование самостоятельной работы студентов, на определение общего фонда времени самостоятельной работы студентов, на обеспечение учебной литературой и всеми необходимыми пособиями и материалами, а также осуществлять контроль за самостоятельной работой студентов.

Научно-методические мероприятия, проводимые преподавателем должны включать в себя такие формы, как обучение студентов методам самостоятельной работы над различными учебными материалами, овладение культурой умственного труда, рациональными формами труда, методическое руководство самостоятельной работой студентов и т.д.

Главный признак самостоятельной деятельности как дидактической категории проявляется в том, что цель деятельности обучающегося несет в себе одновременно и функцию управления этой деятельностью. Поэтому предметное содержание каждого учебного действия осознается учащимся и становится непосредственной целью этого действия.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов представляет собой один из видов их самостоятельной работы по овладению иностранным языком, который предполагает дифференцированный подход к обучающимся и индивидуализацию обучения.

Обучение иностранному языку в группе, насчитывающей 10-12 человек, наталкивается на значительные трудности в связи с различными причинами:

1. Различием индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Один и тот же материал, одинаковые приемы обучения, ритм работы одновременно предлагается студентам, наделенным различными способностями, памятью, вниманием, типом мышления и восприятия, темпераментом, эмоциями и т.п., что влияет на качество овладения материалом.

2. Повышением качества знания и практической направленностью обучения. В условиях кардинальной перестройки системы образования, предполагающей оптимизацию учебного процесса в высшей школе, происходит укрупнение студенческих групп и уменьшение количества часов. Все это предполагает переход от образования, основанного на передаче знаний, умений и навыков, к личностно-ориентированному, гуманистическому образованию, целью которого является признание человеческой индивидуальности и развитие интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного потенциала личности.

Будучи одной из важнейших проблем организации обучения, внеаудиторная самостоятельная работа студентов как форма усвоения иноязычных знаний, умений и навыков имеет следующие преимущества:

1) во внеаудиторной самостоятельной работе персонифицируются условия, необходимые для овладения иностранным языком; студент сам определяет темп работы, способы ее выполнения, исходя из личностных качеств;

2) ведется учет различий индивидуально-психологических особенностей студентов, которые предопределяют разную технологию обучения, т.к. для освоения иностранного языка особое значение имеют такие психические процессы, как мышление (тип мышления), восприятие, память;

3) формируются положительные качества личности студента: самостоятельность, инициативность, целеустремленность, систематичность и тщательность в работе; кроме того, студенты испытывают удовлетворение от самостоятельного поиска и познания, приучаются рационально использовать свое время, воспитывать в себе сознательную дисциплину и волевой самоконтроль, развивают память, мышление, способность к творческой деятельности.

Организации самостоятельной работы студентов во многом способствует, получившие широкое распространение в практике профессиональных учебных заведений, технологии активного обучения. Методы активного обучения ставят личность в ситуацию принятия решения, защиты своих идей, отработки собственной позиции, выводят за рамки стандартного мышления, формируют элементы творческого мышления[2].

Основной особенностью обучения иностранному языку является его обязательная непрерывность, т.е. работа, начатая в аудитории должна обязательно находить свое естественное продолжение вне стен учебного заведения, иными словами, дома с использованием новых информационных технологий. Это способствует расширению сфер учебной деятельности по овладению иноязычным общением. Основным требованием к студенческой самостоятельной работе является ее систематическое выполнение, что должно контролироваться преподавателем в различной форме — письменной и устной, компьютерной и тестовой.

Принимая все это во внимание, за основу формы организации самостоятельной работы студентов берется дистанционное обучение (ДО), характерными особенностями которого являются:

1. Гибкость. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.

2. Модульность. Возможность из набора независимых учебных курсов — модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

3. Параллельность. Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.

4. Рентабельность. Эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней. Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится на 50% дешевле традиционных форм получения образования.

5. Прибыльность. Разработанные для самостоятельной работы студентов курсы могут быть предложены также всем желающим, а созданные модули могут быть лицензированы и тиражироваться на электронных носителях.

6. Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.

7. Социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

8. Интернациональность. Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.

9. Новая роль преподавателя. ДО расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.

10. Позитивное влияние ДО на студента. Оно повышает его творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.

11. Качество. ДО не уступает качеству очной формы получения образования а, со временем, может быть улучшено за счет привлечения выдающегося кадрового профессорско-преподавательского состава и использования в учебном процессе наилучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по тем или иным дисциплинам.

Дистанционное обучение как продукт наступающего информационного уклада общества становится неотъемлемой частью мирового образовательного пространства. Под дистанционным обучением понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационнообразовательной среды, базирующейся на средствах обмена нормативно-правовой, рас-

порядительной и учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.) [7].

Под дистанционным обучением понимается также интерактивное взаимодействие между студентом, преподавателем и интерактивным источником информационного ресурса, (например, web-сайта или web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения)[з].

Дистанционное обучение по иностранному языку является средством межкультур-ной коммуникации. Преимущества дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерную телекоммуникационную сеть имеет ряд преимуществ по сравнению с радио- и телеуроками:

— использование электронной почты;

— взаимодействие пользователей через систему online;

— доступ к различным информационным системам и базам данных;

— использование Интернет;

— возможность интерактивной коммуникации и др.

Основная цель дистанционного обучения — свободное владение иностранным языком. Дистанционное обучение повышает эффективность самостоятельной работы студентов, расширяет их кругозор, обеспечивает гармоничное развитие познавательной деятельности обучаемых, способствует формированию коммуникативной компетенции на иностранном языке, гарантирует наилучший результат в обучении иностранным языкам.

Организация дистанционного обучения дает возможность организации процесса самообучения наиболее удобным для себя образом и получения необходимых средств самообучения [3].

Важным элементом самостоятельной работы в условиях дистанционного обучения по иностранному языку является контроль и оценка ее результатов. Применение дистанционных форм работы по иностранному языку способствует более широкой возможности получения результатов обучения, позволяет увидеть глубину и полноту знаний, полученных студентами, проанализировать их, позволяет выработать у студента установку на систематическое пополнение своих знаний и умений, а также ориентироваться в потоке различной информации при решении учебных и профессиональных задач.

Обучение иностранным языкам при дистанционном обучении должно проводиться в двух направлениях: во-первых, в рамках т.н. синхронной коммуникации (видеоконференция, чат); во-вторых, в рамках асинхронного взаимодействия (электронная почта, тесты).

Таким образом, внедрение модели дистанционного обучения при изучении иностранных языков будет решать не только образовательные задачи в рамках синхронной коммуникации, но также и развивать навыки асинхронного взаимодействия, реализуемого, главным образом, через самостоятельную работу студентов.

Список литературы

1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. — М.: «Учпедгиз», 1961. — 124 с.

2. Диниц Г.Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов.- Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 176 с.

3. Калмыкова В.В. Организационно-методическое обеспечение развития педагогических коммуникаций в условиях функционирования информационной среды дистанционного обучения. — Дисс. ... канд. пед. наук. — М., 2006. — 140 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: «МГУ», 1975.- 304 с.

5. Малкин И.И. Рационально организовать самостоятельную работу учащихся// Приложение к журналу «Народное образование», №10. - М., 1966. - С.13-23.

6. Сластенин В.А. Культура умственного труда студентов. - М.: «МПГУ», 1994. - 264 с.

7. Петрова М.П. Дистанционное обучение иностранным языкам в социокультурном контексте. - Дисс. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2002. - 195 с.

8. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). - М.: «Педагогика», 1972. - 184 с.

THE ORGANIZATION OF INDIVIDUAL WORK OF STUDENTS IN FOREIGN LANGUAGE IN TERMS OF DISTANCE LEARNING

AAKolesnikov,

A.P.Peresypkin,

E.V.Sherstyukova

Belgorod

State

University

e-mail:

kolesnikov@bsu. edu. ru peresipkin@bsu. edu. ru sherstjukova@bsu.edu.ru

The article deals with the issues of organization of independent students work in terms of foreign language distance learning. The concept of independent work is used by researchers in different meanings depending on the intention. Independent work is such a kind of students' activity which is carried out without a direct guidance on the teacher's part, but which is guided and organized by the student himself. One of the forms of organization of independent work of students in a foreign language is distance learning, which acts as a means of intercultural communication. The major goal of distance learning is students' good command of a foreign language.

Key words: foreign language, independent work, active learning, distance learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.