DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-7-135-143
Формирование профессиональной идентичности в системе либерального образования
Авдонина Наталья Сергеевна - канд. полит. наук, доцент. E-mail: [email protected] Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия, Адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, 17
Аннотация. В условиях роботизации и цифровизации деятельности журналистам необходимо оберегать и развивать свои профессиональные компетенции, которые позволяют выполнять задачи сложной индивидуально- и коллективно-творческой деятельности - авторской и редакторской. Современный журналист прежде всего автор, создатель смыслов и ценностей, и только потом ретранслятор информации. Изменения условий труда и профессии влияют на понимание себя в мире, специалисту приходится заново обретать образ Я в профессии и образ самой профессии, что составляет ядро профессиональной идентичности.
Современные вузы ищут инновационные модели подготовки журналистов. Одной из них считается так называемое либеральное образование. В российских вузах журналистское образование по этой системе организовано в РАНХиГС, Новосибирском государственном университете, ТюмГУ, САФУ им. М.В. Ломоносова. В статье отмечается дефицит исследований, посвященных теме эффективности либерального образования в контексте формирования профессиональной идентичности.
В статье обсуждаются результаты использования методик из системы либерального образования для формирования профессиональной идентичности в вузе у обучающихся по направлению 42.03.02 «Журналистика» в ходе освоения дисциплин «Введение в мировую журналистику», «История зарубежной журналистики», «История зарубежной журналистики: XX век» и «International Journalism». Аналитическое письмо, углублённое, медленное чтение и совместная работа над медиапроектами способствуют формированию профессиональной идентичности будущих журналистов, готовых работать в новых условиях цифрового общества. Автор анализирует собственный опыт работы в аудитории с применением данных методик. В качестве основного исследовательского метода используется контент-анализ продуктов студенческой деятельности.
Ключевые слова: профессиональное журналистское образование, профессиональная идентичность, либеральное образование, компоненты профессиональной идентичности, профессиональные компетенции, образ профессии
Для цитирования: Авдонина Н.С. Формирование профессиональной идентичности в системе либерального образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 7. С. 135-143. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-135-143
Введение
Доминирующая до сих пор модель образования возникла в XIX в. как ответ на государственно-экономический заказ - необходимость выучить индивидов, способных
к работе на однообразном фабричном производстве или рутинной государственной службе. Монотонность, линейность и однотипность - этими словами можно описать индустриальное общество и соответствую-
щее ему образование. Современный мир отличается фундаментальной сложностью и неопределённостью, а слова «персонализированный», «индивидуальный подход» звучат и на производстве, и в образовании.
Исследование, посвящённое вопросам профессиональной подготовки, всегда обращено к перспективному, будущему образу профессионала. Поэтому мы трактуем профессиональное образование как процесс становления и конструирования себя как профессионала. В созидающей образовательной среде образ студента-журналиста, лишь принимающего от преподавателя знания и умения, сменяется образом будущего профессионала, конструирующего свою личность.
В условиях размывания смысла профессии, появления новых терминов, как-то: «ме-диаспециалист», «медиапродюсер», «медиа-журналист», «медиапрофессионал» [1; 2], исчезновения определённых видов СМИ и запуска других медиа, которые по факту выполняют функции журналистики, но не зарегистрированы как средства массовой информации, необходимо формировать у обучающихся журналистике ядро профессиональной идентичности. Мы полагаем, что методики из системы либерального образования могут способствовать её становлению и развитию. В настоящей статье мы анализируем собственный педагогический опыт и ставим исследовательский вопрос: как методики из системы либерального образования способствуют формированию профессиональной идентичности будущих журналистов.
Имеются в виду следующие методики: аналитическое чтение и письмо, совместные с преподавателем (медиа)проекты на следующих курсах: «Введение в мировую журналистику» (1-й курс), «История зарубежной журналистики» («ИЗЖ», 1-й курс), «История зарубежной журналистики: XX век» («ИЗЖ: XX век», 2-й курс) и «International Journalism» (4-й курс). Полагаем, что возникновение профессиональной идентичности происходит не только на практико-ориенти-рованных занятиях, которые предполагают
решение профессиональных задач, но и на сугубо теоретических, исторических дисциплинах, где для обретения профессиональной идентичности как раз и уместно использовать методики либерального образования.
Профессиональная идентичность как педагогическая проблема
Вопрос о формировании профессиональной идентичности - один из актуальных в современной педагогической мысли. Большинство исследователей отмечают, что профессиональная идентичность - это часть социальной идентичности. «Человек становится "вполне человеком", когда осознает свою идентичность. Идентичность есть психический компонент самосознания, формирующийся и существующий в мире человека. Мы знаем, кто мы, осознаём свою идентичность в мире людей, профессий, наций» [3, с. 14]. Смысл идентификации - обнаружение себя в социальном мире, смысл профессиональной идентификации - обнаружение себя в профессиональном мире (образ Я-профессионала).
Автор придерживается мысли, что становление профессиональной идентификации начинается с момента (само)реали-зации в профессиональной деятельности. Профессиональная идентификация - это процесс объективного и субъективного единения с профессиональной группой, делом, отдельным человеком, которое обусловливает преемственность профессиональных характеристик личности (норм, ролей и статусов). Как полагает Дж. Уиик, профессиональная идентичность объединяет представителей профессии на основе общих разделяемых знаний, ценностей и профессиональной идеологии. В таком понимании профессиональная идентичность относится не к конкретной профессиональной организации, а к профессиональному сообществу в целом: «профессиональная идентичность становится своего рода "психологическим домом", где мы чувствуем себя комфортно, безопасно и знаем свой путь» [4, с. 60].
Следуя логике нашего рассуждения, приходим к выводу, что в университете необходимо закладывать основы формирования ядра профессиональной идентичности, элементами которого являются мотивация, принципы, ценности и компетенции. Процесс профессиональной идентификации, запущенный во время обучения в университете, можно рассматривать как метарезультат профессионального образования. Ядро профессиональной идентичности в совокупности представляет собой образ Я-профессионала и образ профессии. Проанализировав работы о структуре профессиональной идентичности [5; 6], мы полагаем, что профессиональная идентичность имеет следующие структурные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный и поведенческий [7].
Либеральное образование как педагогическая технология
Анализируя исследования, посвящённые вопросу формирования профессиональной идентичности студентов-журналистов, мы приходим к выводу, что многие исследователи опираются на идеи гуманизации и демократизации высшего образования. Самоценность личности человека, чуткое внимание к его потребностям и реализация способностей, склонностей и возможностей составляют ядро гуманистической образовательной парадигмы, «в рамках которой человек, имеющий потребность в постоянном саморазвитии, воспринимается как свободная, духовная, самоценная личность, которая нуждается скорее в поддержке на пути самопознания и самосовершенствования, чем в корректировании» [8]. Н.А. Вторушин и Н.М. Панкова отмечают, что целью гуманистического образования является «процесс конструирования, созидания сферы ценностей и идеалов» [8]. Основной ценностью гуманистического образования является свобода как обучающегося, так и педагога.
Критическое мышление, свободное выражение собственного мнения, участие в открытом демократическом обществе, желание
учиться в течение всей жизни - это основные результаты обучения по системе либерального образования [9-11]. Данную систему отличают интерактивные методики преподавания, углублённое прочтение текстов, совместные с преподавателем проекты, гибкий учебный план, в соответствии с которым студентам предоставляется право выбора между «мэйд-жорами» и «майнорами» (реализация принципа междисциплинарности), основной и дополнительной специализацией. Д. Хамфри и Э. Дэвенпорт, обсуждая со студентами, что есть либеральное образование, пришли к выводу, что это философия образования, которая предоставляет студентам разнообразные возможности, расширяет права и способности отдельных индивидов, освобождает ум от невежества и взращивает социальную (гражданскую) ответственность [12, с. 42]. Можно заключить, что по сути своей либеральное образование направлено больше на развитие личности, чем на профессиональную подготовку [13, с. 69].
Сегодня личность должна быть готова к участию в жизни общества, где всё очень динамично, появляются новые профессии, требуются новые компетенции. По мнению Дж. Фореста и К. Кинсера, либеральное образование позволяет обучающемуся реализовать себя в различных профессиях именно потому, что его методики направлены не на овладение конкретными навыками, а на развитие личности [14]. В современном прочтении либеральное образование можно интерпретировать как основу профессионального образования. К.М. Баркер называет пять особенностей современной системы либерального образования: практико-ориентированное обучение; командная работа; междисциплинарный подход к обучению; интеграция либерального образования и профессиональной подготовки; повышение квалификации для преподавателей [15].
Среди методик аналитического письма и чтения М.В. Воробьева и Е.С. Кочухова выделяют следующие: свободное несфокусированное письмо, свободное фокусирован-
ное письмо, рефлексивное метакогнитивное письмо, фокусированное чтение, чтение через визуализацию, создание схемы текста, взаимное рецензирование и распределённое чтение [16].
Эффективность методик либерального образования при формировании профессиональной идентичности
В САФУ им. М.В. Ломоносова, как и в других российских вузах, обычно больше половины часов по курсу отводится на самостоятельную работу студента (СРС) [17]. Цели и задачи СРС соответствуют общей стратегии рабочей программы, но в целом она направлена на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и компетенциями, контроль и диагностику результатов их работы. Среди принципов СРС отметим самостоятельность, вариативность, творческий характер заданий и ориентированность на профессиональную деятельность.
Работа с текстами предполагает самостоятельную работу студентов по дисциплинам, посвящённым истории журналистики, и «International Journalism». В курсах по истории журналистики используется такая форма СРС, как читательский дневник, а в курсе «International Journalism» - эссе и вопросы к тексту. Читательский дневник мы используем для развития навыков аналитического чтения и письма. Он представляет собой совокупность заданий для работы с текстами и фильмами, которые сгруппированы по количеству оценочных баллов: 2, 5, 10 и 15. В течение курса применяется балльно-рей-тинговая система, следовательно, самостоятельная работа является одной из форм отчётности обучающихся по дисциплине.
Как указывает С.В. Кузнецова, читательский дневник эффективен для совершенствования таких видов чтения, как аналитическое, изучающее, поисковое, ознакомительное и просмотровое [18]. Все задания в разработанных нами читательских дневниках учитывают эти виды чтения. По курсу «Введение в мировую журналистику»
студентам больше заданий предлагается на развитие просмотрового, ознакомительного и изучающего видов чтения. Читательские дневники по «ИЗЖ: XX век» содержат больше творческих заданий и заданий на развитие аналитического чтения и письма. Приведём несколько заданий.
1. Прочитайте главу из книги В. Трыкова «Рождение периодической печати в Европе: западноевропейская печать XVII века» (с. 41-70) и ответьте на вопрос: «В чём выражаются сходства и различия журналистики Германии, Голландии, Англии и Франции?»
2. Прочитайте фрагменты из книги М. Маклюэна «Галактика Гутенберга: становление человека печатающего» и по аналогии с аргументами Маклюэна напишите короткое эссе о значении Интернета для современного человека. Объём эссе ~ 400 слов.
3. Прочитайте памфлет «Битва книг» Джонатана Свифта и напишите короткое эссе объёмом от 400 до 500 слов на тему «В чём я (не) согласен/на с Джонатаном Свифтом».
4. Прочитайте памфлет «Ареопагити-ка» Джона Мильтона и составьте интервью к этому тексту. То есть Вам нужно выбрать тему, на которую Вы хотите «беседовать» с Мильтоном, под эту тему составить минимум 10-15 вопросов и выбрать из текста ответы. Придумайте заголовок к интервью и вводный абзац.
5. Сделайте обложку и напишите аннотацию к любому журналистскому произведению за изучаемый исторический период.
6. Посмотрите фильм «Гражданин Кейн» и напишите отзыв о фильме от имени любой детали из фильма.
7. Прочитайте «Репортажи» Майкла Герра и ответьте на вопросы:
a) какие темы автор поднимает в тексте?
b) какими Вы видите взаимоотношения военных и репортёров с точки зрения Майкла Герра?
c) «Я туда приехал наблюдать», - пишет Майкл Герр. В каких эпизодах отчётливо проявляется метод наблюдения?
d) как Вы понимаете фразу автора «... я отправился освещать войну, а война просветила меня»?
e) тремя словами опишите стиль Майкла Герра;
f) какими публицистическими, художественно-изобразительными средствами/приёмами автор создаёт образы американских солдат? (приведите конкретные примеры).
Каждый курс завершается защитой медиа-проекта, над которым студенты работают в течение всего семестра. «Введение в мировую журналистику» предполагает исторический цифровой проект на тему «Как работали первые журналисты», «История зарубежной журналистики» - исторический альманах, «История зарубежной журналистики: XX век» - мультимедийный лонгрид.
По дисциплине «International Journalism» студентам предлагается для чтения книга У. Липпмана «Общественное мнение»; по прочитанным главам нужно задать от 5 до 10 вопросов и отправить их преподавателю. Из ответов преподаватель составляет лекцию. Итоговое задание представляет собой эссе на тему «Я выбираю журналистику, потому что и для того, чтобы...»
Отметим, что читательские дневники можно эффективно использовать для развития когнитивного компонента профессиональной идентичности и учебной мотивации. Посредством теоретических и практических заданий студенты знакомятся с профессией, студенческий интерес рождает интерес профессиональный. С помощью эссе можно диагностировать сформиро-ванность мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов: в первом случае отражается понимание смысла профессиональной деятельности, во втором - способность рефлексировать или интерпретировать собственный опыт. Полагаем, что именно мотивационно-ценностный компонент лежит в основе развития устойчивого образа Я и образа профессии, что способствует формированию профессиональной идентичности.
В рамках контент-анализа из 15 эссе мы выделили 134 суждения, из которых выявили 10 смысловых единиц и распределили их по трём группам.
Первую группу составили смысловые единицы, указывающие на факторы формирования профессиональной идентичности. К субъективным факторам мы отнесли адекватную (профессиональную) самооценку, умение ставить профессиональные цели, знание своих профессиональных потребностей, понимание профессиональных ценностей и мотивацию на развитие в профессии. К объективным факторам мы отнесли образы профессии и журналиста.
Вторую группу составили смысловые единицы, обозначающие условия формирования и закрепления профессиональной идентичности. К внутренним условиям относятся умение справляться с эмоциональным напряжением и адекватная (профессиональная) самооценка. Внешние условия совпадают с объективными факторами, обозначенными в первой группе.
Третья группа образуется из результата сформированности профессиональной идентичности: эффективное выполнение профессиональных задач, следование профессиональным нормам и ценностям.
Далее мы провели корреляционный анализ между следующими показателями: адекватная самооценка - следование профессиональным нормам и ценностям в своей профессиональной деятельности, эффективное выполнение профессиональных задач; знание своих профессиональных потребностей и умение ставить профессиональные цели - эффективное выполнение профессиональных задач; образы профессии и журналиста - следование профессиональным нормам и ценностям. Все значения были закодированы и сведены к значению уровня сформированности. Проведя корреляционный анализ, можно прийти к выводам: связь между обозначенными показателями носит линейный характер. Чем адекватнее и выше самооценка, в том числе профессиональная,
Таблица 1
Распределённость смысловых единиц от общего числа наблюдений
Table 1
Distribution of semantic units within the total number of observations
№ Смысловые единицы Значения
1 Образ профессии 0,32
2 Самооценка, в т. ч. профессиональная 0,21
3 Знание своих профессиональных потребностей 0,2
4 Умение ставить профессиональные цели 0,2
5 Эффективное выполнение профессиональных задач 0,1
6 Следование профессиональным нормам и ценностям 0,08
7 Мотивация на развитие в профессии 0,05
8 Умение справляться с эмоциональным напряжением 0,05
9 Понимание профессиональных ценностей 0,02
10 Образ журналиста 0,02
тем результативнее обучающийся выполняет свои профессиональные задачи (Табл. 1).
Заключение
Итак, мы рассмотрели теорию профессиональной идентичности, представили собственный педагогический опыт использования методик либерального образования и доказали их эффективность с помощью контент-анализа продуктов студенческой деятельности. Также отметим, что в ходе анализа мы подтвердили, что системообразующими элементами, или ядром профессиональной идентичности являются образ Я и образ профессии.
Литература
1. Симкачёва М.В, Шакиров А.И. Профессиональное самоопределение журналистов эпохи медиаконвергенции // Учёные записки Казанского ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2018. Т. 160. № 4. С. 917-924.
2. Аникина М.Е. Трансформирующиеся журналистские культуры в России: исследовательский подход // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2012. № 4. С. 7-21.
3. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М.: МОСУ, 2001. 272 с.
4. Wiik J. Journalism in transition. Professional identity ofSwedish journalists. Gothenburg: University of Gothenburg, 2010. 248 p.
5. Никишина В.Б., Петраш Е.А. Изменение структуры профессиональной идентичности
на разных этапах профессионализации // Учёные записки Российского государственного социального университета. 2009. № 1. С. 42-48.
6. Сосновская А.М. Психология идентичности журналиста. М.: Юрайт, 2019. 179 с.
7. Авдонина Н.С, Смягликова Е.А. Профессиональная идентичность студентов-журналистов в контексте воспитательной деятельности // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 4. С. 691-703. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(4).691-703
8. Вторушин Н.А, Панькова Н.М. Творчество как условие существования современной образовательной модели // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=11617
9. Куренной В.А. Философия либерального образования: принципы // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2020. № 1. С. 8-39. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-8-39
10. Свободные искусства и науки на современном этапе: опыт США и Европы в контексте российского образования. Сб. статей / Под ред. Дж. Беккера, Ф.В. Федчина. СПб: СПбГУ, 2014. 124 с.
11. Кудрин А.Л. Свободные искусства и науки в системе российского университетского образования // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 62-71. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-4-62-71
12. Humphreys D, Davenport A. What really matters in College // Liberal education. 2005. Summer/Fall. P. 36-43.
13. Beyond liberal education: Essays in Honour of Paul H. Hirst. New York: Routledge, 2013. 224 p.
14. Nzou R. Debate: Liberal arts education URL: https://www.academia.edu/34865550/Debate_ Liberal_Arts_Education
15. Barker C. Liberal arts education for a global society. New York: Carnegie Corporation of New York, 2000. 14 p. URL: https://www.carn-egie.org/media/fller_public/cc/0a/cc0a99a0-d3e5-4059-b5a0-c7ad9eed6222/ccny_chal-lenge_2000_liberal.pdf
16. Воробьева М.В, Кочухова Е.С. Зачем преподавателю философии методики из системы либерального образования. Случай регионального вуза // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 167-183. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-1-167-183
17. Авдонина Н.С. Самостоятельная работа студентов как инструмент развития компетенций студентов-журналистов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. T. 1. № 5 (43). С. 184-197.
18. Кузнецова С.В. Ведение читательского дневника (reading journal) как способ совершенствования письменной и устной иноязычной речи студентов // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 297. С. 45-46.
Статья поступила в редакцию 10.04.20 После доработки 20.05.20 Принята к публикации 16.06.20
Development of Professional Identity in Journalism Students Using Liberal Education Methods
Natalia S. Avdonina - Cand. Sci. (Political), Assoc. Prof., e-mail: [email protected]
Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia
Address: 17, Severnoy Dviny emb., 163002, Arhangel'sk, Russian Federation
Abstract. In the conditions of robotization and automation of journalistic activities, journalists need to develop professional competencies that will allow them to perform the tasks of complex individual and collective creative activity, namely, authoring and editing. A modern journalist is primarily an author, a creator of meanings and values, and only then a relay of information. Changes in working conditions and the profession affect the understanding of oneself, a specialist has to rediscover the image of himself in the profession and the image of the profession itself, which is the core of professional identity.
Modern universities are looking for innovative models of training journalists. One of such innovative educational systems can be so called liberal education. In Russian universities, journalism education according to the principles of the liberal education system is organized at the RANEPA, Novosibirsk State University, Tyumen State University, NArFU named after M.V. Lomonosov. However, there is a lack of research on the topic of the effectiveness of liberal education in the context of the formation of professional identity.
The article discusses the results of using methodologies from the liberal education system to develop professional identity at the university for students in the direction 42.03.02 "Journalism" in the disciplines "Introduction to World Journalism", "History of Foreign Journalism", "History of Foreign Journalism: XX Century" and "International Journalism". The goal was the introduction of liberal education techniques, namely, analytical writing, in-depth, slow reading and joint work on media projects, which contribute to the formation of professional identity of future journalists who are ready to work in the new conditions of a digital society. The author analyzes her own experience in using the above methods. As the main research method, a content analysis of student activity products is used.
Keywords: journalism education, professional identity, liberal education, components of professional identity, professional competencies, image of a profession
Cite as: Avdonina, N.S. (2020). Development of Professional Identity in Journalism Students
by Liberal Education Methods. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia..
Vol. 29, no. 7, pp. 135-143. (In Russ., abstract in Eng.)
DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-7-135-143
References
1. Simkacheva, M.V., Shakirov, A.I. (2018). Professional Self-Definition of Journalists in the Epoch of Media Convergence. Uchenye zapiski kazanskogo universiteta. Seriya gumanitarnye nauki = Proceedings of Kazan University. Humanities Series. Vol. 160, no. 4, pp. 917-924. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Anikina, M.E. (2012). Researching the Transforming Journalistic Cultures in Russia. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika [Moscow University Bulletin. Series 10. Journalism]. No. 4, pp. 7-21. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Shneider, L.B. (2001). Professionalnaya identichnost [Professional Identity]. Moscow: MOSU Publ., 272 p. (In Russ.)
4. Wiik, J. (2010). Journalism in transition. Professional identity of Swedish journalists. Gothenburg: University of Gothenburg, 248 p.
5. Nikishina, V.B., Petrash, Ye.A. (2009). Change in the Structure of Professional Identity at Different Stages of Professionalization. Uchenye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo sotsialnogo universiteta = Scientific Notes ofRSSU. No. 1, pp. 42-48. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Sosnovskaya, A.M. (2019). Psikhologiya identichnosti zhurnalista [Psychology of Journalist Identity]. Moscow: Yurait Publ., 179 p. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Avdonina, N.S., Smyaglikova, E.A. (2018). Journalism Students' Professional Identity in the Context of Extra Curricular Activity. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism. Vol. 7, no. 4, pp. 691-703. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(4).691-703 (In Russ., abstract in Eng.)
8. Vtorushin, N.A., Pan'kova, N.M. (2013). Creativity as a Condition for the Existence of a Modern Educational Model. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education. No. 6. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=11617 (In Russ., abstract in Eng.)
9. Kurennoy, V.A. (2020). Philosophy of Liberal Education. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. No. 1, pp. 8-39. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-8-39 (In Russ., abstract in Eng.)
10. Becker, J., Fedchin, F.V. (Eds). (2014). Svobodnye iskusstva i nauki na sovremennom etape: opyt SShA i Evropy v kontekste rossiyskogo obrazovaniya. Sb. statey [Liberal Arts and Sciences at the Current Stage: Experience of USA and Europe in the Context of Russian Education: Collection of papers]. St. Petersburg: St Petersburg University Publ., 124 p. (In Russ.)
11. Kudrin, A.L. (2015). Liberal Arts and Sciences in the Russian Educational System. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. No. 4, pp. 62-71. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-462-71 (In Russ., abstract in Eng.)
12. Humphreys, D., Davenport, A. (2005). What Really Matters in College. Liberal Education. Summer/Fall, pp. 36-43.
13. Beyond Liberal Education: Essays in Honour of Paul H. Hirst. New York: Routledge, 2013. 224 p.
14. Nzou, R. Debate: Liberal arts education. Available at: https://www.academia.edu/34865550/ Debate Liberal Arts Education
15. Barker, C. (2000). Liberal Arts Education for a Global Society. New York: Carnegie Corporation of New York, 14 p. Available at: https://www.carnegie.org/media/filer_public/cc/0a/ cc0a99a0-d3e5-4059-b5a0-c7ad9eed6222/ccny_challenge_2000_liberal.pdf
16. Vorobyeva, M.V., Kochukhova, E.S. (2017). Why a Philosophy Teacher Would Use Liberal Education Teaching Methods? A Regional College Case. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies. Moscow. No. 1, pp. 167-183. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-1-167-183 (In Russ., abstract in Eng.)
17. Avdonina, N.S. (2017). Student's Independent Work as a Tool to Develop Competencies of Journalism Students. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika = Domestic and Foreign Pedagogy. Vol. 1, no. 5 (43), pp. 184-197. (In Russ., abstract in Eng.)
18. Kuznetsova, S.V. (2007). Keeping a Reading Journal as a Way of Improving the Writing and Speaking Skills of Learners. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Tomsk State University Journal. No. 297, pp. 45-46. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 10.04.20 Accepted for publication 16.06.20