Научная статья на тему 'Формирование потребности здорового образа жизни у ребенка 9-11 лет в режиме учебного дня'

Формирование потребности здорового образа жизни у ребенка 9-11 лет в режиме учебного дня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
952
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (ЗОЖ) / СЕМЬЯ / ШКОЛА / РЕБЕНОК / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ПРОГРАММА / ЗДОРОВЬЕ / РЕЖИМ ДНЯ / ВСЕСТОРОННЕЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / HEALTHY LIFESTYLE / FAMILY / SCHOOL / CHILD / PHYSICAL HEALTH-IMPROVING LESSONS / CURRICULUM / HEALTH / DAY REGIME / ALL-ROUND PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черногорова Александра Сергеевна

Рассматривается процесс формирования навыков здорового образа жизни ребенка 9-11 лет в учебной деятельности и через работу с родителями. Предложены физкультурно-оздоровительные занятия, тематические праздники, уроки здоровья, лекции, семинары, круглые столы и др. для детей и их родителей. В этом взаимодействии происходит развитие у ребенка таких важных сфер, как коммуникативная и социокультурная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF NEED IN HEALTHY LIFESTYLE OF A 9-11 YEAR-OLD CHILD IN THE REGIME OF A SCHOOL DAY

The process of formation of skills of a healthy lifestyle of a 9-11 year-old child in educational activity and through the work with parents is considered. Physical health-improving lessons, thematic holidays, lessons of health, lectures, seminars, round tables, etc. for children and their parents are offered. In this interaction there is the development of such important aspects as communicative and socio-cultural spheres in a child.

Текст научной работы на тему «Формирование потребности здорового образа жизни у ребенка 9-11 лет в режиме учебного дня»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

А.С. Черногорова

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ V РЕБЕНКА 9-11 ЛЕТ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО АНЯ

Здоровый образ жизни (ЗОЖ), школа, ребенок, физкультурно-оздоровительные занятия, программа, здоровье, режим дня, всестороннее физическое развитие.

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника [Завуч, 2001, с. 97].

В послании Законодательному собранию президент Д.А. Медведев отметил: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников - просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно "кивать" только в их сторону — нельзя. Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы получим здоровую нацию в будущем» [Официальные документы..., 2008, с. 25—26]. В этом и выражается актуальность работы.

В целях исследования необходимо определить базовые понятии здорового образа жизни.

Под образом жизни понимаем устойчивый, сложившийся в определенных об-щественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. Исходя из этого, можно сделать вывод, что здоровье людей в большой степени зависит от стиля и уклада жизни, которые обусловлены историческими традициями, закрепленными в сознании людей [Валеология, 1993, с. 27].

Стиль жизни — это определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности, как одна из характеристик образа жизни.

Конкретизируя более общее понятие образа жизни, стиль жизни акцентирует внимание на индивидуальных социально-психологических особенностях поведения и общения людей. Уклад жизни выступает как порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого осуществляется жизнедеятельность человека [Колбанов, 2000, с. 55; Торохова, 1999, с. 161].

Уклад жизни — это порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которых происходит жизнедеятельность людей.

При формировании индивидуального здоровья все это имеет большое значение и лежит в основе формирования здорового образа жизни. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни».

Проблема здорового образа жизни рассматривалась в трудах ряда философов (А.П. Бутенко, В.И. Столяров и др.), социологов (А.В. Лисовский, Л.Л. Рубина, И.М. Быковская, В.В. Бовкун, Х.П. Титма и др.), медиков (Н.М. Амосов, И.И. Брех-ман, А.И. Киколов, Ю.П. Лисицин, И.В. Муравов и др.), психологов и педагогов (Т.А. Ильина, И.А. Сластенин, М.Я. Виленский, П.А. Виноградов и др.) [Вызов, 2001, с. 23; Чумаков, 1999, с. 49].

Здоровый образ жизни многие исследователи рассматривают как систему отношений личности, определяющуюся выбором позитивного взаимодействия с окружающим миром и творческой самореализацией. Развитие личности, ее становление, отношения, потребности, интересы, склонности, позитивное взаимодействие с миром и с другими людьми, проявление в предметной деятельности обусловливают психолого-педагогический смысл понятия здорового образа жизни [Маслоу, 1996, с. 431].

Обозначим понятие ЗОЖ, которое будем использовать: многоуровневая, динамическая система позитивных отношений человека с окружающим миром, формируемая в процессе поэтапного включения его в деятельность по самосохранению и творческой самореализации [Марков, 2001, с. 61].

Установка на здоровый образ жизни не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. Сущность педагогического компонента как раз и состоит в том, чтобы обучать здоровью с самого раннего возраста, формировать индивидуальный стиль ЗОЖ путем целенаправленного оздоровления собственного образа жизни, формировать культуру здоровья [Болонов, 2005, с. 4].

Школа и общество — сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования [Валеология, 2000, с. 56].

К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников, российские ученые Э.Н. Вайнер, К.И. Иванова, А. М. Куликов, Е.А. Ямбург и др. (1999) относят перегрузку детей учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагога и учеников, недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении и воспитании, гиподинамию и др. В современных условиях развития отечественной школы становится очевидным, что успешное решение проблемы сохранения и укрепление здоровья учащихся во многом зависит от совместных усилий медицинских работников, учителей и родителей. Возникла потребность обоснования путей и средств решения этой проблемы в рамках педагогической науки [О мерах..., 2002, с. 24].

Однако проблема формирования здорового образа жизни у детей начальной школы в сельской местности изучена в отечественной педагогической науке недостаточно.

Физкультурно-оздоровительные занятия, как показывают научно-исследова-тельские работы Н.П. Абоскалова, Г.П. Болонова, Н.К. Смирнова, Н.А. Степанец,

Н.В. Котуха и др., способствуют физическому развитию, укреплению здоровья уча-

щихся, повышению качества учебной работы и воспитанию дисциплинированности и чувства коллективизма. Систематическое проведение физкультурных мероприятий приучает детей к повседневной заботе о своём здоровье и точному выполнению режима дня.

Все занятия должны быть согласованы по содержанию и нагрузке с учебной и внеклассной работой каждого класса и всей школы в целом, отличаться продуманностью, четкостью организации и проведения особенно потому, что каждое из них (гимнастика до занятий, физкультминутки, перемены) строго ограничено по времени и находится в строгой зависимости учебных занятий [Качашкин, 1983, с. 115].

Подвижные игры применяются на уроках физической культуры с целью закрепления знаний ЗОЖ с параллельным овладением двигательными умениями и навыками; на уроках по другим общеобразовательным предметам с целью рекреации, восстановления, реабилитации и формирования умений и навыков верного применения упражнений либо других действий из области ЗОЖ; на динамических переменах; во время спортивного часа; на экскурсиях; наконец, ребенок может сам организовывать наиболее понравившиеся ему игры в кругу своих друзей и близких [Московченко, 1999, с. 108].

Период обучения в школе совпадает с процессом морфофункционального созревания и становления личности, поэтому особенно важно обеспечить достижение ребёнком оптимального уровня всесторонней физической подготовленности посредством физкультурно-оздоровительных занятий, создать условия для занятий, привить потребность в них и сформировать навыки здорового образа жизни. Физкультурно-оздоровительная работа остаётся основным звеном воспитания в начальной школе [Болонов, 2005, с. 31].

В основу построения программных исследований положена идея об интеграции микро- и макросоциума, окружающего ребенка, о целостности понятия «здоровье». Ученик находится в центре учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы и выступает как личность, индивид, субъект деятельности. Родитель, с одной стороны, а учитель — с другой, помогают ученику осознать собственное Я, поддерживают в развитии навыков здорового образа жизни, сопровождают в организации индивидуального здоровья, ориентируют на здоровый образ жизни, включая все компоненты здоровья: физический, личностный, социальный, эмоциональный, интеллектуальный и духовный.

Методологическим ориентиром программы является системный, личностно-де-ятельный и культурологический подходы.

Основная цель программы, выполняющей просветительскую и воспитательную функции, - привитие ребенку знаний о здоровье и здоровом образе жизни (факты, сведения, выводы, обобщение основных направлений взаимодействий человека с самим собой, другими людьми и окружающим миром).

Основной принцип изложения учебного материала — раскрытие механизмов саморазвития и самосовершенствования личности, основанное на знаниях различных предметных областей. В работе с ребенком лежат следующие основные принципы.

1. Здоровье - это ценность как для индивида, так и для общества, в котором он живет.

2. Духовная и нравственная культура человека — условие психического и социального здоровья.

3. Обучение, а не поучение; поддержка, а не наставление; уважение, а не подавление и унижение.

4. Способность к общению — это путь к развитию творческих способностей личности.

Критериями работы должны служить: стабильность здоровья учащихся, эмоционально благоприятное состояние, чувство собственного достоинства, повышенная мотивация к образованию и здоровому образу жизни [Абоскалов, 2000, с. 34].

Человек создан для активной деятельности, поэтому для нормального функционирования его организму необходима активность. Естественная биологическая потребность ребенка в движении может реализовываться и удовлетворяться в различных формах [Брехман, 1990, с. 119].

Было определено два направления, которые могут охватить все сферы влияния на ребенка, - учебная деятельность и работа с родителями.

Ни одно из этих направлений не стоит недооценивать. В школе ребенок проводит большую часть времени и через игру получает столь важную для него информацию, которую с легкостью усваивает. Дома ребенок может применить полученные навыки на практике. Родители, поддерживая его, должны показывать пример. Школе необходимо сделать родителей «союзниками» и активно привлекать к жизни школы вместе с ребенком, и тогда этот союз будет плодотворным. Работа только с одной из сторон не принесет должного результата.

На основе изученного материала, возрастной периодизации и времени года была разработана комплексная программа, целью которой является формирование ценности ЗОЖ посредством специальной организации учебно-воспитательного процесса при объединении условий ресурсов школы и социума. Методика адаптирована к региональным условиям сельской местности, и ее основу составляет технология «Здоровый ребенок», содержащая стратегический план улучшения здоровья детей, направленная на сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка.

Модифицированная программа включает:

— физкультурно-оздоровительные занятия в школе в режиме учебного дня ребенка 9-11 лет;

— примерную программу дней здоровья и других спортивных праздников;

— уроки здоровья;

— варианты работы с родителями.

Комплекс мер, направленных на создание условий для гармоничного развития ребёнка, охрану и укрепление его здоровья, невозможен без сотрудничества с родителями, с которыми проводятся не только родительские лектории и тренинги, но и различные практические занятия, в том числе совместно с детьми (подготовка к праздникам в стенах школы, выполнение отдельных поручений, круглые столы, походы выходного дня и т. д.). Данная работа помогает родителям осознать свою роль в воспитании и развитии ребенка, развивает интерес родителей к себе как педагогам-воспитателям. Позволяет увидеть причины нездоровья детей, установить взаимосвязь уклада жизни в семье, атмосферы, отношений к собственному здоровью и осознать, что культура здоровья в семье является основой здоровья их ребёнка и общества в целом.

Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка, может быть несоблюдение режима дня школьника.

Рационально организованный режим дня школьника — это экзамен на зрелость той семьи, в которой растет и развивается ребенок [Брехман, 1990, с. 124].

Была проведена работа на базе пяти школ Курагинского района, действуют по программе здоровьесберегающих технологий, из них три включены в краевой про-

ект «Школа — территория здоровья». Первые результаты получены через год, после чего проводился анализ, были внесены коррективы и издана методическая рекомендация. Для оценки активной деятельности детей и соблюдения ими режима дня использовалось анкетирование родителей и классных руководителей (оценивалось в баллах). Успеваемость и заболеваемость учащихся отслеживались по классному журналу, уровень тревожности определялся по тесту Филипса для детей младших классов. В исследовании антропометрических данных использовались медицинские карточки, а также проводились анализ паспорта здоровья ребенка и определение биологического созревания по зубной формуле (Н.Ф. Лысова, 1996).

В педагогическом эксперименте участвовали несколько третьих классов из различных школ района, всего 97 учеников.

До начала эксперимента уровень активной деятельности в экспериментальной и контрольной группах не имел существенного различия (45,7 и 44,3 % соответственно), также успеваемость (53,6 и 55,2 % соответственно), заболеваемость (20,9 и 21,4 % соответственно) и соблюдение режима дня (16,5 и 17,2 % соответственно) практически не отличались друг от друга.

Динамика результатов отслеживалась через 1 год. В результате педагогического эксперимента активная деятельность детей увеличилась в контрольной группе на 7,3 %, в экспериментальной на 32,5 %. Успеваемость по учебным предметам возросла на 16,9 % в экспериментальной группе и на 9,6 % в контрольной. Заболеваемость (согласно заполнению классного журнала) сократились на 11,6 и 3,3% соответственно. Соблюдение режима дня улучшилось на 17,4 % в экспериментальной группе, а в контрольной на 3,1 %. Из вышеперечисленных данных видно, что внедренная программа положительно влияет на показатели успеваемости, активности и заболеваемости детей.

По результатам тестирования (по Филипсу) было выявлено, что в экспериментальной группе снизился процент общей тревожности на 11,8 % (до — 61,5 %, после — 49,7 %) по сравнению с контрольной группой, у которой процент составил 3,5 (до - 60,8 %, после - 57,3 %), также уменьшился страх самовыражения и страх ситуации проверки знаний

Исходя из критериев Н.Ф. Лысова, после проведения эксперимента в контрольной группе нормальный уровень развития (от 14,0 + 2,0 до 18,5 + 3,5 постоянных зубов), имеют 72, 4 % детей, а в экспериментальной — 86,1 %, ускоренное развитие (от

18.5 + 3,5 и более постоянных зубов), наблюдалось у 9,7 и 12,8 % соответственно.

Проведя анализ медицинских карточек в экспериментальной группе, мы выяснили, что длина и масса тела (норма: девочки: масса тела-28,2 кг, длина тела-

132.5 см; мальчики, масса тела-28,2 кг, длина тела - 132,6 см (данные ВОЗ 2006 г.)) соответствовали возрастному развитию и были в верхнем диапазоне критериев (девочки: масса тела - 31,2 + 2,71 кг, длина тела - 136,05 + 3 см; мальчики: масса тела

- 28,5 ±2,1 кг, длина тела - 134,93 + 1,45 см), а также наблюдался самый высокий показатель в длине тела. У контрольной группы все показатели были средние (девочки: масса тела — 26,4 + 1,4 кг, длина тела — 132,16 + 1,9 см; мальчики: масса тела

— 31,16 + 1,99 кг, длина тела—132,29 + 1,8 см) и наблюдались самые высокие и низкие параметры массы тела. На сегодняшний день эксперимент продолжается.

Таким образом, на основании полученного материала в ходе педагогического эксперимента, было выявлено:

— выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия;

— снижается заболеваемость детей;

— повышается дисциплинированность (соблюдение режима дня);

— снижается уровень тревожности, что ведет к уменьшению гиперактивности детей данного школьного возраста;

— формируется гармоничное физическое развитие (согласно антропометрическим данным: вес, рост, биологическое прорезывание зубов).

Исходя из того, что период обучения в школе совпадает с процессом морфофункционального созревания и становления личности, особенно важно обеспечить достижение ребёнком оптимального уровня всесторонней физической подготовленности посредством физкультурно-оздоровительных занятий и уделить как можно больше времени индивидуальному оздоровлению, физическому развитию и воспитанию личности через решение задач по обучению общим и специальным оздоровительным методикам. Создать условия для занятий, привить потребность в них и сформировать навыки здорового образа жизни. Физкультурно-оздоровительная работа остаётся основным звеном воспитания в начальной школе.

Процесс усвоения знаний и умений протекает успешно лишь при познавательной активности детей. Поэтому особенно важно применять на занятиях методы, повышающие интеллектуальную активность, пробуждающие к самостоятельности [Колбанов, 2000, 33 с.].

Библиографический список

1. Абоскалов Н.П. Методические рекомендации по формированию у школьников и студентов здорового образа жизни. Новосибирск, 2000. 47 с.

2. Болонов Г.П. ФК в начальной школе: метод, пособие. М.: Сфера, 2005.

3. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд. М.: ФиС, 1990. 208 с.

4. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья: сб. научн. тр. СПб.: Наука, 1993. Вып. 1. 269 с.

5. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья: сб. научн. тр. / под ред. Ю.И. Добрякова. Владивосток, 2000. 199 с.

6. Вызов А.П. Мировоззренческие аспекты основ ЗОЖ: учеб. пособие. Красноярск, 2001. 104 с.

7. Завуч. 2001. № 6.

8. Качашкин В.М. ФВ в начальной школе. М.: Просвещение, 1983. 224 с.

9. Колбанов В.В. Валеология. СПб.: Деан, 2000. 256 с.

10. Марков В.В. Основы ЗОЖ и профилактика болезней: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 320 с.

Н.Маслоу А. Мотивация и личность // Теории личности в заподно-европейской и американской психологии: хрестоматия по психологии личности. Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1996. С. 422-449.

12. Московченко О.Н. Практикум по основам валеологии: учеб. пособие. Красноярск: КГТУ, 1999. 228 с.

13.0 мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации // Вестник образования. 2002. № 13.

14. Офицциальные документы в образовании: бюл. Нормативных правовых актов. М.: Частное образование, 2008. № 31. 96 с.

15.Торохова Е.И. Валеология: словарь. М.: Флинта: Наука, 1999. 248 с.

16. Чумаков Б.Н. Валеология: курс лекций. М., 1999. 245 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.