УДК 796.01
Черногорова Александра Сергеевна
аспирант и ассистент кафедры теории и методики медико-биологических основ и безопасности жизнедеятельности Института физической культуры и спорта им. И.С. Ярыгина; Красноярский государственный университет им. В.П. Астафьева [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА У ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ
В статье рассматривается мотивация в потребности занятиях физической культурой с использованием потенциальных возможностей образовательного учреждения для формирования навыков ЗОЖ через физкультурнооздоровительные занятия в режиме учебного дня сельской школы. Учитываются требования новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования при выборе методов работы со школьниками и их родителями в формировании навыков ЗОЖ. Описываются совместные формы работы семьи и школы по улучшению здоровья детей с учетом личностного развития каждого ребенка.
Ключевые слова: Здоровый образ жизни, семья, школа, ребенок, физкультурно-оздоровительные занятия, здоровье, режим дня.
Chernogorova Alexandra Sergeevna
Postgraduate Student and Assistant of the Department of Theory and Methods of Biomedical and Life Safety Basics of the Institute of Physical Culture and Sport named after I.S. Yarygin; Krasnoyarsk State University named after V.P. Astafyev
CREATING HEALTHY LIVING VALUE THROUGH SPECIAL ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESSES FOR CHILDREN AGED 9-11
The article analyzes the motivation for the physical education need using the potential resources of an educational institution for the formation of healthy lifestyle skills by means of sports and recreational activities during a school day of a village school. The requirements of the new Federal State Educational Standards for primary general education when choosing the methods of work with schoolchildren and their parents for the formation of healthy lifestyle skills (HLS) are considered. The joint work forms for family and school in order to improve the health of children taking into account personal development of each child have been described.
Key words: healthy lifestyle (HLS), family, school, child, sports and recreational activities, health, daily routine.
В статье впервые дается аргументация форм работы в свете требований стандартов нового поколения.
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества развития личности становится состояние здоровья школьника [1, с. 97].
В послании Законодательному собранию, Д.А. Медведев отметил: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников - просто ужасающая. Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы получим здоровую нацию в будущем» [2, с. 25-26].
Укрепление и сохранение здоровья школьника, это одна из важнейших задач школы в соответствии с происходящей реформы образования в России.
Правильная организация двигательной активности ребенка начальной школы дает возможность рационально развиваться детскому организму сегодня и отражается на его состоянии в будущем. С помощью физической культуры в школьный период у детей формируется фундамент для развития двигательных умений и навыков, происходит укрепления здоровья, а также всестороннее физическое развитие, что в свою очередь является предпосылкой для гармоничного развития личности. Холодов Ж.К. отмечает, что полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо [3, с. 169].
Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность. В дальнейшем она будет способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Актуальность исследования обусловлена возрастанием и изменением характера нагрузок на организм ребенка начальной школы провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. При введении новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего
образования (ФГОС НОО) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373) и в связи с введением третьего часа физической культуры появились возможности организации учебной и внеучебной деятельности в начальной школе, направленной на формирование навыков здорового образа жизни.
Введение ФГОС в начальной школе задает требования к реализации образовательной программы в разнообразных организационно - учебных формах: урок, занятие, погружение, проект, практика, презентация, конкурс, а следовательно меняет требования к учителю и результату педагогического процесса. Чтобы планировать результат, связанный с формированием у детей начальной школы привычки вести здоровый образ жизни, необходимо на практике увеличить двигательную активность ребенка в школе, дать базовое представление о здоровье и его составляющих и привлечь к оздоровительной работе родителей. Для обоснования рассуждения о формировании привычки учеников вести здоровый образ жизни именно в начальной школе, обратимся к некоторым теоретическим и практическим аспектам за последние 15 лет.
Здоровый образ жизни многие исследователи рассматривают, как систему отношений личности, определяющуюся выбором позитивного взаимодействия с окружающим миром и творческой самореализацией. Развитие личности, ее становление, отношения, потребности, интересы, склонности, позитивное взаимодействие с миром и с другими людьми, проявление в предметной деятельности и обусловливает психолого-педагогический смысл понятия здорового образа жизни [4, с. 431].
Установка на здоровый образ жизни не появляется сама собой, и формируется в результате определенного педагогического воздействия. Сущность педагогического компонента как раз и состоит в том, чтобы обучать здоровью с самого раннего возраста, формировать индивидуальный стиль ЗОЖ путем целенаправленного оздоровления собственного образа жизни, формировать культуру здоровья [5, с. 4].
К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников, российские ученые
Э.Н. Вайнер, К.И. Иванова, А.М. Куликов, Е.А. Ямбург и др. (1999 г.) относят перегрузку детей в ходе учебных занятий, авторитарный стиль взаимоотношений педагога и учеников, гиподинамию, учитывается не в полном объеме возрастные и индивидуальные особенности детей в обучении и воспитании и др. На сегодняшний день становится очевидным, что успешное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся в основном зависит от согласованности действий учителей, родителей и медицинских работников. Поэтому возникла потребность обоснования методов и средств решения данной проблемы в рамках педагогической науки [6].
Однако проблема формирования здорового образа жизни у детей начальной школы в сельской местности с учетом климатических условий является актуальным и явилось содержанием нашей работы.
Целью работы явилось формирование ценности ЗОЖ у детей 9-11 лет посредством специальной организации учебно-воспитательного процесса при объединении условий ресурсов сельской школы и активного привлечения родителей.
Основными задачами педагогического исследования являлось:
- обоснование значимости потенциальных возможностей образовательного учреждения и семьи в формировании навыков здорового образа жизни ребенка 9-11 лет (в режиме учебного дня);
- организация процесса формирования навыков здорового образа жизни у ребенка 9-11 лет на основе активизации его мотивационной сфер и психо-физических возможностей;
- разработка модифицированной методики с целью формирования навыков здорового образа жизни ребенка 9-11 лет;
- анализ результатов опытно-экспериментальной работы и корреляционной зависимости между оптимизацией потенциальных возможностей образовательного учреждения и семьи с уровнем сформированности навыков здорового образа жизни ребенка 9-11 лет.
Физкультурно-оздоровительные занятия, как показывают научно-исследовательские работы
Н.П. Абаскаловой, Г.П. Болонова, Н.К. Смирнова, Н.А. Степанец, Н.В. Котуха и др., укреплению здоровья учащихся, способствуют физическому развитию, повышению качества учебной работы, воспитанию чувства коллективизма и дисциплинированности. Систематическое проведение физкультурных мероприятий способствует повышению двигательной активности, соблюдению личной гигиены, мотивации детей к повседневной заботе о своём здоровье и точному выполнению режима дня. Было определено два направления для исследовательской работы, это учебная деятельность и работа с родителями.
Оба этих направления весьма важны для ребенка. В школе ребенок проводит большую
часть времени и через игру он получает столь важную для него информацию, которую с легкостью усваивает. Дома ребенок может применить полученные навыки на практике и закрепить их, найти поддержку со стороны родителей и увидеть наглядный пример «здоровых» привычек.
При организации исследования все занятия были согласованны по содержанию и нагрузке с учебной и внеклассной работой класса, а также всей школы в целом. Физкультурнооздоровительные занятия отличались продуманностью, четкостью организации и проведения особенно по тому, что каждое из них (физкультминутка, перемена и динамическая пауза) было строго ограничено по времени и находились в непосредственной зависимости от учебных занятий.
Роль родителей в жизни детей играет главную, основополагающую роль, как в развитии, так и создании таких условий для реализации ребенка, где бы он мог полностью раскрыться [7, с. 24]. Для того, чтобы родителей сделать «союзниками» и активно привлекать к жизни школы, необходимо было организовать специальную работу. Формы работы выбрали следующие: открытые уроки для родителей (с последующей беседой), родительские собрания (при необходимости с присутствием детей), беседы (индивидуальные и групповые), переписка с родителями (с использованием интернета), вечера вопросов и ответов, круглые столы по вопросам здорового образа жизни и обмену семейным опытом, проведение консультаций и тренингов (ответы специалистов на конкретные вопросы родителей и учеников), демонстрация фильмов по организации воспитания здорового образа жизни, совместное с детьми участие в праздниках здоровья, творческих работах, спектаклей и так далее.
На основе изученного материала, возрастной периодизации и времени года, была разработана методическая программа по формированию ЗОЖ у учащихся 9-11 лет сельской школы. Методика адаптирована к региональным условиям сельской местности и ее основу составляет технология «Здоровый ребенок», содержащая план улучшения здоровья детей, направленная на сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка. Критериями работы служат: стабильность здоровья учащихся, эмоционально благоприятное состояние, чувство собственного достоинства, повышенная мотивация к образованию и здоровому образу жизни [7, с. 44]. В учебной деятельности используется модифицированная методика состоящая из:
1. физкультурно-оздоровительных занятий в школе в режиме учебного дня ребенка 9-11 лет (физкультминутки, динамические паузы и организация активной большой перемены);
2. примерной программы дней здоровья и других спортивных праздников;
3. уроков здоровья;
4. вариантов работы с родителями.
Организация исследования проводится в Курагинском районе на базе Ирбинской СОШ № 6, которая работает по программе здоровьесберегающих технологий, и была включена в краевой проект «Школа-территория здоровья». Мотивировать потребность в занятиях физической культурой, использовать потенциальные возможности образовательного учреждения, и сформировать навыки ЗОЖ через физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного дня с учетом личностного развития каждого ребенка задача, которую поставил педагогический коллектив школы.
В педагогическом эксперименте участвовали дети двух третьих классов под руководством одного педагога по физической культуре, всего 44 ученика. Были выделены группы: контрольная (3б класс) и экспериментальная (3а класс). В ходе эксперимента мы оценивали:
- двигательную активность (анкетирование родителей и учителей), что позволило нам увидеть количество активных действий в течение дня совершаемых школьником;
- успеваемость по учебным дисциплинам (анализ классного журнала), которая дала представление о желании учиться;
- заболеваемость учеников (анализ классного журнала, частично из анкет родителей), помогла оценить эффективность методики, правильное ее направление и уровень сопротивляемости организма к ОРВИ и ОРЗ;
- соблюдение режима дня (анкетирование родителей и учеников) показало заинтересованность родителей в здоровом образе жизни и желание школьников соблюдать определенные правила;
- уровень тревожности (тестирование учеников) с помощью которого определялось, насколько комфортно ребенок чувствует себя в классе и есть ли страх перед учебным процессом;
- биологическое созревание по зубной формуле Лысова Н.Ф (анализ медицинских карт), позволило нам судит о физиологическом развитии ребенка;
- длина и масса тела (анализ медицинских карт) дала возможность отследить динамику физического развития, так как антропометрические данные являются одним из наиболее важных по-
казателей здоровья.
До начала эксперимента уровень двигательной активности в экспериментальной и контрольной группе не имел существенного различия (45,7% и 44,3% соответственно), также успеваемость (53,6% и 55,2% соответственно), заболеваемость (20,9% и 21,4% соответственно) и соблюдение режима дня (16,5% и 17,2% соответственно).
Динамика результатов отслеживалась через 1 год, в результате педагогического эксперимента двигательная активность детей увеличилась в контрольной группе на 7,3%, в экспериментальной на 32,5%. Успеваемость по учебным предметам возросла на 16,9% в экспериментальной группе и на 9,6% в контрольной.
Заболеваемость сократились на 11,6% и 3,3% соответственно, согласно заполнению классного журнала. На 17,4% в экспериментальной группе улучшилось соблюдение режима дня, а в контрольной группе на 3,1%. Из вышеперечисленных данных видно, что внедренная методическая рекомендация положительно влияет на общее состояние здоровья ребенка 9-11 лет и помогает соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.
По результатам тестирования (по Филипсу) было выявлено, что в экспериментальной группе снизился процент общей тревожности на 11,8% (до - 61,5%, после - 49,7%) по сравнению с контрольной группой, у которой процент составил 3,5 (до - 60,8%, после - 57,3%), а также уменьшился страх самовыражения и страх ситуации проверки знаний, что в свою очередь снизило нервное напряжение в классе и позволило детям чувствовать себя более уверенно перед сверстниками.
Исходя из критериев Лысова Н.Ф., после проведения эксперимента, в контрольной группе 72,4% детей имеют нормальный уровень развития (от 14,0 + 2,0 до 18,5 + 3,5 постоянных зубов), а в экспериментальной 86,1%, ускоренное развитие (от 18,5 + 3,5 и более постоянных зубов) наблюдалось у 9,7% и 12,8% соответственно. Это свидетельствует о более быстром биологическом развитии ребенка при удовлетворении его норм двигательной активности.
Проведя анализ медицинских карточек у экспериментальной группы, длина и масса тела (норма: девочки, масса тела - 28,2кг., длина тела - 132,5см; мальчики, масса тела - 28,2кг., длина тела - 132,6см. (данные ВОЗ 2006 года), соответствовала возрастному развитию и была в верхнем диапазоне критериев (девочки, масса тела - 31,2 + 2,71кг., длина тела - 136,05 + 3см; мальчики, масса тела - 28,5 + 2,1кг., длина тела - 134,93 + 1,45см.), а также наблюдался самый высокий показатель в длине тела. У контрольной группы все показатели были средние (девочки, масса тела - 26,4 + 1,4кг., длина тела - 132,16 + 1,9см; мальчики, масса тела - 31,16 + 1,99кг., длина тела -132,29 + 1,8см.) и наблюдались самые высокие и низкие параметры массы тела.
Таким образом, на основании полученного материала в ходе педагогического эксперимента, можно заключить что:
- физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня и уроки здоровья помогают в личностном развитии, формировании навыков ЗОЖ и снижают уровень тревожности, что ведет к уменьшению гиперактивности детей данного школьного возраста;
- соблюдение режима дня и вовлечение родителей в жизнь школы позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие;
- спортивные праздники и навыки ЗОЖ способствуют правильному физическому развитию (согласно антропометрическим данным).
Мотивировать потребность в занятиях физической культурой, использовать потенциальные возможности образовательного учреждения, и сформировать навыки ЗОЖ через физкультурнооздоровительные занятия в режиме учебного дня при активной работе с родителями и учете личностного развития каждого ребенка, и была наша задача, по результатам исследования, она выполнена.
Процесс усвоения знаний и умений протекает успешно лишь при познавательной активности детей. Поэтому особенно важно применять на занятиях методы, повышающие интеллектуальную активность [8, с. 33], пробуждающие к самостоятельности детей, конструктивного общения педагогов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Завуч. 2001. № 6.
2. Бюллетень нормативных правовых актов. Официальные документы в образовании. 2008. № 31.
3. ХолодовЖ.К., Кузнецов В.С. Т и МФВ и С.: учеб. пособие. М., 2001.
4. Маслоу А. Мотивация и личность // Теории личности в западно-европейской и американской психологии: хрестоматия по психологии личности. Самара, 1996.
5. Болонов Г.П. ФК в нач. школе: метод. пособие. М., 2005.
6. О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации // Вестник образования. 2002. № 13.
7. Абаскалова Н.П. Методические рекомендации по формированию у школьников и студентов здорового образа жизни. Новосибирск, 2000.
8. Колбанов В.В. Валеология: учеб. пособие. СПб., 2000.