Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни у школьников подросткового возраста'

Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни у школьников подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1683
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY WAY OF LIFE / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY DEVELOPMENT / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / PHYSICAL ACTIVITY / ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Савицкий А. А.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Проблемы здоровья детей необходимо решать при помощи новых подходов, и помощь в этом может оказать такая наука о здоровье, как валеология. Фундаментом валеологии является знание нормальной физиологии человека и, в первую очередь, физиологии здорового ребенка, психологию возраста и пола, что дает возможность сформировать, сохранить, укрепить здоровье ребенка, гармонично развивать личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of problems of child health in our time is of particular relevance. We can say that health problems of children should be addressed through new approaches and aid in this can have a science about health, how healthy lifestyle. The Foundation of valeology is knowledge of normal human physiology and in the first place, physiology of a healthy child, psychology of age and gender, which gives the opportunity to form, strengthen, maintain the health of the child, harmoniously develop his personality.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни у школьников подросткового возраста»

УДК 371.7 - 053.6

А. А. Савицкий

Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни у школьников подросткового возраста

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Проблемы здоровья детей необходимо решать при помощи новых подходов, и помощь в этом может оказать такая наука о здоровье, как валеоло-гия. Фундаментом валеологии является знание нормальной физиологии человека и, в первую очередь, физиологии здорового ребенка, психологию возраста и пола, что дает возможность сформировать, сохранить, укрепить здоровье ребенка, гармонично развивать личность.

The study of problems of child health in our time is of particular relevance. We can say that health problems of children should be addressed through new approaches and aid in this can have a science about health, how healthy lifestyle. The Foundation of valeology is knowledge of normal human physiology and in the first place, physiology of a healthy child, psychology of age and gender, which gives the opportunity to form, strengthen, maintain the health of the child, harmoniously develop his personality.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, формирование личности, двигательная активность, физическая активность, факторы здоровья.

Key words: healthy way of life, personality development, physical activity, health factors.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - одно из главных условий эффективной деятельности современного индивида. При этом формирование культуры здорового образа жизни является социальной и социологической проблемой. Здоровье является отражением качественных сторон особенностей включения человека в социальную сферу и является важной предпосылкой творческой активности [1].

К сожалению, необходимо отметить, что культура здорового образа жизни у школьников еще не сформирована, а ЗОЖ не занимает лидирующее место в иерархии ценностей современного подростка. Соответственно, процесс формирования культуры ЗОЖ - проблема каждого человека.

Поэтому приобщение подростков к культуре ЗОЖ следует начинать с формирования мотивации. Забота о собственном здоровье и его укреплении должна стать ценностным мотивом, который является контролирующим в жизни человека.

© Савицкий А. А., 2018

Культура ЗОЖ подростков - это ценностное отношение к собственному здоровью и осознанное стремление к его укреплению и сохранению. Таким образом, под культурой ЗОЖ мы понимаем сложную структуру, интегративное качество личности, которое отражает личностные и значимые в социальном отношении потребности в здоровье и жизнедеятельности. Содержание данной структуры составляют поведенческий, аксиологический, когнитивный и информационно-коммуникативный элементы.

Основными факторами здоровья, как считает В.В. Колбанов, можно назвать следующие: физическая активность, отношение к прошлому и будущему, генетическая сущность человека, отношение к себе как к личности, факторы личной гигиены, формирование полезных для здоровья привычек и стереотипов, адекватная самооценка для формирования эмоционального отношения к результатам собственной деятельности, выбор профессии, интересов, которые соответствуют способностям, отношение к семье и коллективу [7, с. 14].

Наряду с факторами здоровья важно учитывать факторы риска в процессе формирования ЗОЖ. В качестве основных факторов риска для здоровья О.В. Гринина называет следующие [3]:

- некачественное питание, недостаточный или избыточный вес;

- отсутствие систематической физической активности, потребности в физической тренировке;

- неблагоприятные экологические условия труда и отдыха;

- нарушение режимов труда и отдыха;

- злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами (к сожалению, существует тенденция увеличения количества школьников, употребляющих, в основном, наркотические и психотропные вещества);

- несоблюдение норм поведения в быту, несоблюдение требований ЗОЖ в семье;

- неудовлетворенность жизнью, в том числе, положением в семье и школе;

- длительные переживания по поводу собственных неудач;

- наличие продолжающихся длительное время отрицательных эмоций, негативно влияющих на здоровье;

- недооценка ЗОЖ в иерархии ценностей;

- отсутствие знаний о методах укрепления здоровья;

- особые физиологические состояния, оказывающие влияние на жизнедеятельность человека;

- недостаточное участие СМИ в формировании образа ЗОЖ.

Как приводит в своей работе Л. В. Карманова, здоровье можно

разделить на три вида: здоровье человека; здоровье группы; здоровье населения [6].

Так как ни одно из определений понятия здоровья не признано единственно определяющим, о состоянии здоровья можно судить только по объективным данным, которые получены в результате различных исследований: физическое развитие, физическая подготовленность, а также лабораторные исследования, которые соотносятся со среднестатистическими показателями, характерными по возрастным, профессиональным и другим параметрам.

Важно на основе закономерностей формирования здоровья подрастающего поколения понимать фундаментальные законы его развития, направлять действия общества на изменение неблагоприятных тенденций, пока жизненный потенциал населения страны не пострадал необратимо.

Здоровье детского населения представляет собой интегральный параметр, результирующий влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов, т. е. является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом.

Таким образом, здоровье складывается преимущественно из нескольких факторов - хорошие физические данные (равномерность развития), способность к активному движению, отсутствие заболеваний хронического характера, низкий порог восприимчивости к заболеваниям, передающихся воздушно-капельным путем; адекватная самооценка, принятие норм морали, установленных в обществе, стремление к самосовершенствованию. Кроме этого, можно назвать еще много подгрупп указанных критериев, которые более подробно объясняют сущность здоровья с различных точек зрения: медицинской, психологической, социальной и т. д. В процессе формирования ЗОЖ А.А. Мартыненко выделяет следующие принципы:

1. Отказ от вредных привычек (ВП).

2. Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного в соотношении микроэлементов, белков, жиров и углеводов).

3. Осуществление двигательной активности, согласно возрасту.

4. Соблюдение норм морали и других общечеловеческих норм [11].

Учитывая данные принципы, современная школа, с участием

окружения подростка, должна создавать условия для разностороннего развития.

Этими принципами руководствуются в образовательной организации, семье и обществе. Уровень самосознания родителей оказывает огромное влияние и является для детей примером, начиная с самого раннего возраста. Дети на подсознательном уровне перенимают поведение родителей. Только систематическая работа в отношении формирования культуры ЗОЖ в общем и культуры двигательной активности, как основного элемента ЗОЖ, в частности, позволит сформировать устойчивую систему, ориентированную на воспитание здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни является индивидуальной системой поведения человека, когда реализуются некоторые правила поведения, которые вытекают из содержания здорового образа жизни и состоят из достаточного уровня двигательной активности, закаливания, рационального питания, соблюдения режима, личной гигиены, психической устойчивости, отказа от вредных привычек, безопасного поведения.

При этом двигательная активность является важным условием ЗОЖ.

Если говорить о классификации, то, к сожалению, до сих пор еще не сформирована общепринятая классификация двигательных способностей, однако наиболее распространённой является следующая систематизация:

- класс энергетических или кондиционных способностей, которые зависят от морфологических, гистологических и других факторов;

- комплекс способностей координации, который преимущественно обусловливается центрально-нервными воздействиями (механизмами психофизиологического регулирования и управления). Некоторые специалисты, к примеру Н.А. Бернштейн, В.М. Зациор-ский, Ж. К. Холодов, не относят гибкость и скоростные способности к классу кондиционных способностей, а рассматривают их с точки зрения двух групп [2; 5; 14].

О необходимости различать абсолютные (явные) и относительные (скрытые) показатели двигательных способностей говорится в трудах В. И. Лях [9].

Абсолютные показатели являются характеризующими в отношении уровня развития тех или иных способностей, но при этом рассматривают эти способности без учета их взаимного влияния.

К примеру, абсолютными показателями являются скорость, длина прыжка и т. п.

Относительные показатели характеризуют двигательные способности с точки зрения их взаимного влияния. Сила человека относительно его массы, выносливость при беге на длинные дистанции с учетом возможностей скоростных способностей школьника.

Р.Х. Яруллин [15] также различает потенциальные и актуальные способности. Потенциальные можно предположить перед выполнением двигательного действия, а актуальные - в процессе.

В. И. Лях выделяет, с некоторой долей условности, и такие двигательные способности, как элементарные и сложные [10]. Элементарные двигательные способности, к примеру: гибкость отдельных суставов, выполнение равновесия, а сложные - реагирование на меняющиеся условия или ориентация (в спортивных играх). Согласимся с условностью данного разделения, поскольку мы не рассматриваем отдельные показатели отдельно друг от друга. Нельзя сказать о том, что человек гибок, если гибким являются только суставы рук.

В. Николаев, в свою очередь, различает общие, специальные и специфические двигательные способности [12].

Общие двигательные способности можно представить в виде результата развития конкретных способностей, специальных и специфических, т. е. их обобщение.

Специальные следует отнести к однородной группе целостных двигательных действий, к примеру, к акробатическим упражнениям, гимнастическим, спортивным играм и т. д.

Специфические двигательные способности являются компонентами, которые составляют внутреннюю структуру способностей. К примеру, основными компонентами способностей координации являются: способность сохранять равновесие, реагировать, способность к ритму, вестибулярной устойчивости, возможность произвольно расслаблять мышцы.

Формирование ЗОЖ, в том числе и навыков двигательной активности, затрагивает разные аспекты развития личности. В связи с этим Г.М. Соловьев выделяет следующие критерии формирования ЗОЖ: когнитивный, мотивационно-потребностный, деятельностный и эмоционально-волевой.

Когнитивный критерий предусматривает существование конкретных знаний в отношении ЗОЖ. В систему знаний о ЗОЖ входят: понимание требований и норм, основ правильного питания, режима труда и отдыха, двигательной активности и др. Также данный критерий дает возможность оценивать уровень осведомленности о системе правил в отношении использования разных методов и способов укрепления и сохранения своего здоровья.

Мотивационно-потребностный критерий предусматривает существование желания у человека вести ЗОЖ и интереса к собственному здоровью.

Деятельностный критерий предусматривает деятельность по реализации ЗОЖ. С помощью этого критерия оценивают, насколько основные принципы и правила ЗОЖ осуществляются в реальности в привычках, поведении и действиях подростков [13].

Кроме того, по нашему мнению, следует выделять также и эмоционально-волевой критерий, поскольку эмоционально-волевая сфера играет очень важную роль в процессе формировании ЗОЖ. Степень относительности этого критерия определен тем, насколько положительные эмоции являются преобладающими в процессе занятий, при выполнении правил и норм ЗОЖ, уровнем прикладываемых волевых усилий подростка при выполнении действий.

Основные факторы, которые формируют привычную активность подростка, Б. В. Евстафьев [4] условно разделяет на четыре группы: психологические, биологические, социальные и гигиенические.

Психологические факторы. Влияние межличностных отношений, характер подростка и т. д.

Биологические факторы. Основные биологические факторы - возраст и пол. Именно они формируют потребность человека в движениях.

Социальные факторы оказывают влияние на объем двигательной активности подростков: физическое воспитание, образ жизни, учебно-воспитательный процесс.

Гигиенические факторы. Важнейшие гигиенические факторы, которые формируют привычную двигательную активность подростков:

- факторы благоприятного характера, - правильный образ жизни семьи; разнообразие применяемых средств и форм физического воспитания благоприятные гигиенические факторы; рациональный суточный режим и т. д.;

- факторы неблагоприятного характера - неблагоприятный психологический климат в семье и классе; учебная перегрузка в школе и дома; нарушение режима дня и т. д.

Мы выделяем еще и педагогические факторы, которые способствуют формированию культуры здоровья.

Во время учебы в школе дети получают умения и знания, проходят школу воспитания, формируется основа морально-волевых качеств, которые необходимы для дальнейшей жизни. Но насколько глубокими и обширными знаниями ни обладал бы ребенок, какой бы отличной ни была его подготовка к взрослой, самостоятельной жизни, многое у ребенка, скорее всего, не получится, если с самого детства не заложить фундамент крепкого здоровья. Потери в этом случае понесет и сам человек, и все общество.

Недостаток движений особенно неблагоприятно сказывается на растущем, молодом, формирующемся организме ребенка:

• происходит задержка физического развития;

• недостаточно стимулируется нервно-психическое развитие;

• снижается мышечная работоспособность;

• снижается сопротивляемость организма к действию негативных факторов внешней среды;

• снижается умственная работоспособность;

Поэтому необходимо больше времени уделять физической культуре и спорту, которые призваны компенсировать дефицит движений, рационализировать образ жизни человека, предупредить негативные последствия гиподинамии.

Таким образом, формирование культуры здорового образа жизни путем достаточного распределения двигательных упражнений и формирования, в свою очередь, двигательной активности, согласно возрасту и полу, становится главнейшей задачей современных образовательных организаций и семьи. От того, насколько плодотворно будет осуществляться работа в этом направлении, зависит здоровье детей, а значит, и будущее всей нации.

Список литературы

1. Антонов С.В. Здоровье молодежи - социальная проблема общества: Социально-экономические проблемы региона и пути их решения: сб. материалов науч.-практ. конф. - Вып. 2. - Чебоксары: Атолл, 2006. - С. 267-269.

2. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: Медицина, 1991. - 205 с.

3. Гринина О. В., Русанова Е.И. Динамика социально-гигиенического статуса студенческой семьи // Здоровье студентов: сб. тез. междунар.науч.-практ. конф. - М.: Изд-во РУДН, 1999. - С. 138-141.

4. Евстафьев Б. В. О природе физических способностей и их соотношение с другими показателями физического развития человека // Теория и практика физической культуры. - 1986. - №4. - С. 49-52.

5. Зациорский В.М. Методика воспитания выносливости // Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания). - М.: Физкультура и спорт, 1966. - Гл. 3. - С. 55.

6. Карманова Л. В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада: метод. пособие. - М.: Нар. Асвета, 1980. - 162 с.

7. Колбанов В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения. - СПб.: ДЕАН, 2001. - 256 с.

8. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - М.: Советский спорт, 2010. - 320 с.

9. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.

10. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя. - М.: АСТ, 1998. - 272 с.

11. Мартыненко А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи. -М.: Медицина, 1988. - 224 с.

12. Николаев В. В движении - жизнь. - М.: Физкультура и спорт, 1970.

13. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры. - Ставрополь: СГУ, 2008. - 111 с.

14. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теоретико-практические основы развития физических качеств // Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие. - М.: Академия, 2001. - С. 130-147.

15. Яруллин Р.Х. Физические способности человека как генетически и социально обусловленные различия в проявлении его физических качеств // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №7. - С. 39-41.

Статья поступила: 16.04.2018. Принята к печати: 24.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.