Научная статья на тему 'Формирование культуры здоровья обу чающихся'

Формирование культуры здоровья обу чающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4071
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ / ВАЛЕОЛОГИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / CREATING A CULTURE OF HEALTH / VALEOLOGY / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галынская Елена Николаевна, Казин Эдуард Михайлович, Богданова Людмила Александровна

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования культуры здоровья обучающихся, раскрываются основные понятия. Дается характеристика основных здоровьесберегающих технологий, применяемых педагогами в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галынская Елена Николаевна, Казин Эдуард Михайлович, Богданова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theoretical aspects of building a culture of students' health, basic concepts are discussed in this article. It describes the main health-technologies used by teachers in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры здоровья обу чающихся»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНцИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDuCATION DEVELOPMENT

УДК/uDC 371.7

Е. Н. Галынская, Э. М. Казин, Л. А. Богданова E. Galynskaya, E. Kazin, L. Bogdanova

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

culture of health development of students

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования культуры здоровья обучающихся, раскрываются основные понятия. Дается характеристика основных здоровьесбе-регающих технологий, применяемых педагогами в образовательных организациях.

The theoretical aspects of building a culture of students' health, basic concepts are discussed in this article. It describes the main health-technologies used by teachers in educational institutions.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование культуры здоровья, валеология, здоровьесберегающие технологии.

Keywords: health, healthy lifestyle, creating a culture of health, valeology, health saving technologies.

В качестве одного из важнейших результатов образования ФГОС выделяет здоровье обучающихся, его сохранение и укрепление становится приоритетным направлением деятельности образовательной организации, ориентированной на развитие личности обучающегося [1].

Современный этап развития российской школы характеризуется изменениями, неизбежно затрагивающими содержание дополнительного образования обучающихся, что

требует включения в процесс обучения и воспитания не только технологических новшеств, но и внесение изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса. Культурологический подход обладает огромным потенциалом в развитии и формировании здо-ровьесберегающих компетенций.

Здоровый образ жизни обучающихся обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.

По нашему мнению, в формировании образа жизни и сохранении здоровья индивида большое значение имеют интеллектуальный и творческий компоненты. Чем больше места в трудовой деятельности занимает творчество, инициатива, тем больше эта деятельность приносит удовлетворения, тем самым повышая устойчивость к заболеваниям.

В. А. Лищук (1992) справедливо считает, что развитие духовного мира человека, его творческих способностей, отношение к труду, социальной среде являются стратегией вале-ологии в изменении образа жизни с целью сохранения здоровья индивида.

Здоровье во многом зависит от жизненных позиций и усилий человека, способного актив-

но регулировать собственное состояние, учитывать индивидуальные особенности своего организма, реализовывать программы самосохранения, самоорганизации, саморазвития. Для этого нужны мотивация к сохранению здоровья, знание особенностей своего организма, понимание собственных психофизиологических возможностей [3].

Идеи целостного подхода к определению феномена «здоровье», причины и механизмы его формирования, сохранения и укрепления представлены в работах Г Л. Апанасенко, Р. И. Айзмана, Н. П. Абаскаловой, Н. Э. Касаткиной, Э. Н. Вайнера, Т. С. Паниной, Е. Л. Рудневой, В. П. Казначеева, Г А. Кураева, А. А. Мордвинова, А. А. Разумова и других отечественных и зарубежных авторов.

Здоровье, по мнению М. А. Якунчева, — это динамическое состояние или процесс сохранения и развития биологических, социальных, духовных функций человека и общества, оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которые определяются уровнем усвоенности общечеловеческих, государственных и национально-региональных ценностей культуры. «Культурологический подход к определению понятия здоровья — это видение его содержания сквозь призму категории культуры, отражающей совокупность материальных и духовных ценностей. Культура всегда обращена к человеку, она создается для блага людей. Процесс ее передачи раскрывает преемственность традиций, идущих из поколения в поколение. А развитие культуры всегда предполагает и развитие самого творца культуры — человека» [13].

В. П. Казначеев подчеркивает, что здоровье — это динамическое состояние, «процесс сохранения и развития физиологических свойств, потенций психических и социальных; процесс максимальной продолжительности жизни при оптимальной трудоспособности и активности» (1978).

Необходимо рассматривать следующие аспекты понятия «здоровье»:

• здоровье как нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации;

• здоровье как динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой;

• здоровье как способность к адаптации;

• здоровье как полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил, позволяющее человеку реализовывать принципы единства организма, саморегуляции

всех его органов, систем и активно взаимодействовать с окружающей средой (Э. М. Казин, 2011; 2013).

Многомерность индивидуального здоровья определяется различными системами, участвующими в поддержании его конкретного состояния, уровня, которые сами по себе являются ценностями, интегрально отражающими какую-либо стороны здоровья. Они связаны между собой, подчинены и могут быть выражены количественно и качественно.

По мнению А. Г Щедриной, целесообразно выделять пять таких качеств: уровень и гармоничность физического развития; резервные возможности основных физиологических систем, связанных с возрастными и фенотипи-ческими особенностями организма; уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма; наличие (отсутствие) хронического заболевания, дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-моти-вационных установок.

С позиций медико-физиологической науки понятие «здоровье» следует трактовать как способность организма адаптироваться к условиям внешней среды, а «болезнь» — как результат срыва адаптации [6].

Мы согласны с выводами фундаментальных и практических исследований П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна, Н. П. Бехтеревой, Г И. Косиц-кого, М. Н. Ливановой, что «физиологические механизмы управляются психическими и социальными факторами и функционируют под их сильным воздействием». Отсюда можно сформулировать интегральный социально-биологический подход к здоровью: «здоровым может быть признан лишь тот человек, который гармонично включен в свое социальное окружение, адекватно действует и полностью реализуется в нем в соответствии со своими возрастными индивидуально-типологическими (психофизиологическими, биологическими) особенностями» [6].

Ученые, анализируя проблемы здоровья и здорового образа жизни, изложенные в современной педагогической, психологической, медицинской литературе, утверждают, что ценность здоровья является одним из базовых качеств, тесно связанных с формированием всех трех типов ценностных предпочтений: адаптирующего, идентифицирующего и самоактуализирующего [5].

Понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) объединяет все факторы, которые способствуют выполнению человеком его профессио-

нальных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, указывают на ориентированность личности на формирование, сохранение и укрепление как индивидуального, так общественного здоровья, включая двигательную активность, рациональное питание, удобный режим дня, отказ от вредных привычек, закаливание, сексуальное благополучие и др. Другими словами, здоровый образ жизни — это стиль жизнедеятельности, который соответствует возрастным, половым, наследственно обусловленным способностям организма человека, условиям его существования и ориентирован на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения человеком личност-но и общественно значимых функций [2].

Культура здоровья, рассматриваемая нами как часть общей культуры человека, включает определенный объем знаний о различных аспектах здоровья, способах его сохранения и развития, стойкие сформированные мотивации и нравственно-волевые качества личности, направленные на заботу о своем здоровье, самореализацию, а также формирование умений и навыков ведения ЗОЖ. Формирование культуры здоровья в образовательных организациях реализуется посредством здоровье-сберегающего образования как непрерывного процесса обучения, воспитания и развития обучающегося, направленного на развитие системы научно обоснованных знаний и практических умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей [10]. Состояние интегрального здоровья определяется спецификой параметров и показателей функционирования взаимосвязанных подсистем — соматического, психологического и социального благополучия. Культура здоровья включает в себя:

• физическое,

• психическое,

• социальное здоровье.

Физическое здоровье означает способность человека к адаптации по отношению к различным физическим агентам внешней среды и к выполнению физической работы (к различным мышечным усилиям). Психическое здоровье предполагает способность адаптироваться к социальной среде, общественной жизни, психическим нагрузкам (стрессу), а также к выполнению разнообразной психической деятельности, включая творческую (Е. Д. Хомская, 1988). Социальное здоровье

представляет собой интегративный показатель совокупности определенных объективных и субъективных социальных характеристик личности. При этом социальное здоровье подразумевает успешную социализацию, здоровое социальное поведение и нормативные ценностные установки. Соответственно базовым процессам, определяющим параметры социального здоровья человека, необходимо рассматривать процесс его социализации [2].

Таким образом, культура здоровья понимается как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и организации здорового образа жизни, валеологического мышления, накопления опыта применения валеологиче-ских знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни, развития всех компонентов валеологического сознания. Формирование культуры здоровья происходит в процессе образования и воспитания, в том числе самовоспитания [9].

Образовательные организации являются важнейшим звеном социализации обучающихся. Они способствуют проявлению и развитию творческого потенциала молодых людей и представляют собой место, где среди прочих ценностей должна усваиваться ценность здоровья, формироваться мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.

Одна из главных задач современных образовательных организаций различных типов, видов и уровней — помочь подросткам и учащейся молодежи осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни (ЗОЖ) для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого обучающиеся должны осознать и, главное, принять для себя основные принципы ЗОЖ, а это возможно только в результате целенаправленной совместной работы по формированию культуры здоровья педагогов, родителей и обучающихся, учитывающих в своей воспитательно-образовательной деятельности основные закономерности физиологического развития личности [5].

В формировании культуры здоровья значительную роль играют такие направления образовательного процесса, как физическое воспитание (способствующее формированию физической культуры), экологическое образование (способствующее созиданию экологической культуры), духовно-нравственное

воспитание, культурологическое образование, а также биологическое, медико-гигиеническое и валеологическое образование и воспитание, формирующие основы духовно-нравственной, валеологической медицинской культуры человека [12].

Формирование у обучающегося культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни — сложный многоэтапный процесс. Организация работы образовательного учреждения по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни должна базироваться на следующих основных принципах:

• целостности: воспитание основ здорового образа жизни осуществляется в рамках единого процесса воспитания и формирования личности;

• комплексности: вовлечение в сферу формирования навыков ЗОЖ всех основных институтов социализации обучающегося (участие школы, семьи, окружения ребенка);

• безопасности: тщательный отбор информации, предоставляемой обучающемуся, и исключение сведений, которые могут провоцировать его интерес к поведению, разрушающему здоровье;

• возрастной адекватности: содержание образования в области ЗОЖ базируется на актуальных для конкретного возраста потребностях и ценностях и учитывает реальные для данного возраста факторы риска;

• социокультурной адекватности: учет свойственных обществу стандартов и норм поведения, в том числе обычаев, традиций, связанных со здоровьем [10].

Некоторые ученые рассматривают здоро-вьесберегающую образовательную среду как адаптивно-развивающую и безопасную, которая должна способствовать развитию личности при оптимальной психофизиологической «стоимости» данного процесса [3]. Адаптивно-развивающая и безопасная образовательная среда понимается ими как «совокупность организационно-педагогических и социально-гигиенических условий, психолого-физиологических факторов, способствующих реализации приспособительных возможностей индивида, сохранению, укреплению психического и физического здоровья обучающихся, социализации и самоактуализации личности, созданию межличностных отношений, свободных от насилия, физического и психологического давления на всех субъектов воспитательно-образовательного процесса» [5].

Здоровьесберегающий педагогический процесс в образовательных организациях

в широком смысле слова — процесс воспитания и обучения подрастающего поколения в режиме здоровьесбережения, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия индивида; в более узком смысле — это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие обучающихся, педагогов для достижения целей здоровьесбережения и здоро-вьеобогащения в ходе воспитания и обучения.

Здоровьесберегающие технологии в образовании — это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования: сохранение, поддержание и укрепление здоровья субъектов педагогического процесса в образовательном учреждении — обучающихся, педагогов и родителей. Цели здоровьесберегающих технологий применительно к личности: 1) достижение высокого уровня реального здоровья молодого человека, обеспечение его знаниями, умениями, навыками, необходимыми для ведения здорового образа жизни; 2) воспитание культуры здоровья как осознанного отношения обучающегося к здоровью и жизни человека, позволяющего человеку самостоятельно и эффективно осваивать навыки ведения ЗОЖ и безопасного поведения [11].

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, Н. К. Смирнов (2005) выделяет несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья, методами и формами работы.

• Медико-профилактические и медико-гигиенические технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья обучающихся под руководством медицинского персонала образовательного учреждения в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся: организация мониторинга здоровья студентов и разработка рекомендаций по оптимизации личностного здоровья; организация профилактических мероприятий в образовательном учреждении; организация контроля и помощь в обеспечении гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиН.

• Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья обучающегося: совершенствование физических качеств, становление физической культуры, формирование привычки к ежедневным занятиям спортом и другие.

• Экологические здоровьесберегающие технологии предполагают воспитание у подрастающего поколения любви к природе, потребности заботиться о ней.

• Здоровьесберегающие образовательные технологии — это технологии формирования культуры здоровья. Их отличительный признак — использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся при реализации воспитательно-образовательного процесса.

• Технологии обеспечения социально-психологического благополучия, задачей которых является создание эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия личности в процессе общения со сверстниками и взрослыми в образовательном учреждении, в семье.

• Технологии психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся в воспитательно-образовательном процессе обеспечивают создание социально-психолого-педагогических условий, способствующих успешному развитию и социализации молодого человека, поддерживающих формирование его внутреннего потенциала.

• Технологии здоровьесбережения педагогов способствуют развитию культуры здоровья педагогов, в том числе профессионального, формированию мотивации к ведению здорового образа жизни.

• Защитно-профилактические технологии направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. К ним относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиН; ограничение предельного уровня образовательной нагрузки; использование защитных приспособлений в спортзалах с целью профилактики травматизма.

• Информационно-обучающие технологии обеспечивают всем участникам воспитательно-образовательного процесса уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье, способствуют формированию культуры здоровья. Такие технологии реализуются в рамках образовательных, просветительских и воспитательных программ для обучающихся, их родителей и педагогов [11].

По степени влияния на показатели здоровья, адаптации обучающихся выделяются наиболее значимые здоровьесберегающие образовательные технологии:

• организационно-педагогические, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

• психолого-педагогические, связанные с непосредственной работой преподавателя на уроке, а также с психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса;

• учебно-воспитательные, включающие программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, направленные на мотивацию к ведению здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со студентами после учебных занятий, просвещение их родителей [4].

Эффективное формирование культуры здоровья обучающихся возможно реализовать в рамках внеаудиторной деятельности согласно вариативной части учебного плана. Однако положения базисного образовательного плана имеют ориентирующий и некатегоричный характер и разрешают образовательным организациям корректировать программы «при наличии надлежащих оснований», но при обязательном исполнении требований стандарта. Образовательные организации получают право самостоятельного формирования как своей учебной программы, так и форм организации образовательного процесса, порядок чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы, используя по своему усмотрению ресурс дополнительного образования обучающихся — программы, педагогические кадры, методические разработки и прочее [8].

В педагогической литературе интеграция социально-педагогических и психолого-физиологических подходов к здоровьесбе-регающей деятельности имеет следующие критерии результативности урочной и внеурочной деятельности:

• когнитивный — указывает на сформиро-ванность знаний о своем здоровье, факторах, на него влияющих, и здоровом образе жизни;

• мотивационный — дает представление о месте здоровья в индивидуальной системе ценностей, отражает формирование устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни;

• эмоциональный — отражает поддержание положительного эмоционального состоя-

ния, оптимального уровня эмоциональной активности и устойчивости;

• адаптивно-ресурсный критерий — позволяет выявить уровень функционального резерва, напряжение основных регуляторных механизмов и особенности психофизиологического состояния;

• инструментально-деятельностный — характеризует сформированность практико-ори-ентированных навыков в области сохранения и укрепления здоровья [8].

Таким образом, формирование культуры здоровья обучающихся возможно только при условии широкого использования технологий, форм и методов учебной и внеучебной образовательной деятельности.

1. Абдрахимова Л. Р. Здоровье школьника в системе современного школьного образования // Начальная школа. Плюс до и после. - 2007. - № 5. - С. 45-49.

2. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие / под науч. ред. Э. М. Казина. - 2-е изд., доп. и перераб. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. - 355 с.

3. Казин Э. М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты: моногр. -Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. - 214 с.

4. Казин Э. М. Теоретические и прикладные аспекты проблемы адаптации человека: учебное пособие / Э. М. Казин; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». - Кемерово, 2010.- 118 с.

5. Теоретико-прикладные аспекты проблемы формирования культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, А. С. Шин-

каренко и др. // Здоровьесберегающее образование. -2013. - № 6 (34). - С. 32-43.

6. Социально-педагогические подходы к здоровью как базовой адаптивной и социальной ценности / Э. М. Ка-зин, А. И. Федоров, Р. И. Айзман и др. // Сибирский педагогический журнал . - 2012. - № 9. - С. 10.

7. Кириченко В. В. Здоровьесберегающее сопровождение учебного процесса младших школьников в деятельности учреждений дополниетельного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2013. - 22 с.

8. Логинова Л. Г. Школа и учреждения дополнительного образования в контексте ФГОС нового поколения // Воспитание школьников. - 2012. - № 5.- С. 3-11.

9. Никитина Е. Е. Формирование нравственного здоровья младших школьников в учреждении дополнительного образования // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 8. - С. 14-18.

10. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. Книга II. Психолого-педагогические и социально-педагогические подходы к формированию здоровье-сберегающей среды в основной и средней школе: учебно-методическое пособие / ред. коллегия: Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова, А. И. Федоров и др.; отв. ред. Э. М. Казин. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. - 695 с.

11. Працун Э. В., Федорова Н. И. Здоровьесберегающие технологии в системе дошкольного образования. Книга I. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования: учебно-методическое пособие / отв. ред. Э. М. Казин. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. - 500 с.

12. Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Культура здоровья -важный компонент народного образования // Здоро-вьесберегающее образование. - 2013. - № 1 (29). -С. 89-92.

13. Якунчев М. А., Голышенков С. П. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» в контексте культурологического подхода к образованию // Здоровьесбере-гающее образование. - 2013.- № 2 (30). - С. 23-25.

УДК/uDC 378.147 С. А. Муханов, А. А. Муханова

S. Mukhanov, A. Mukhanova

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОцЕССА ПО МАТЕМАТИКЕ В КОНТЕКСТЕ ВСЕМИРНОЙ ИНИцИАТИВЫ CDIO

DESIGNING OF THE EDuCATIONAL PROCESS IN MATHEMATICS IN CONTEXT OF wORLDwIDE CDIO INITIATIVE

Обсуждается перечень компетенций, подлежащих формированию в образовательном процессе вуза в соответствии с ФГОС ВПО в контексте стандартов CDIO. Предложена рабочая программа по дисциплине «математика» направления 23.05.01 «Наземные транспор-тно-технологические средства». Определены педагогические технологии реализации этого содержания, преимущественно активизирую-

щие студентов в их познавательной деятельности и ориентированные на формирование предметных и личностных компетенций выпускника.

The list of competencies, being formed in the educational process of the University in accordance with the state educational standard of higher professional education in the context of standards CDIO is discussed. Work program for the discipline «Mathematics» direction

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.