Научная статья на тему 'Здоровый образ жизни в контексте современного социологического знания'

Здоровый образ жизни в контексте современного социологического знания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6074
695
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ВАЛЕОЛОГИЯ / БОЛЕЗНЬ / ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / OF HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / CULTURE / VALUEOLOGY / DISEASE / MENTAL HEALTH / THE COMPONENTS OF A HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Некрасова Татьяна Александровна

Статья посвящена проблеме определения понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» в контексте современных научных представлений. Рассмотрены проблемы трактовки понятия «здоровье» как комплексного и многоаспектного. Проанализированы теоретико-методологические исследования категории «здоровый образ жизни» и «культура здорового образа жизни». Рассмотрены основные компоненты, определяющие культуру здорового образа жизни и факторы, влияющие на ее формирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the definitions of «health» and «healthy lifestyle» in the context of modern scientific concepts. Also author describes the problems of treating the concept of «health» as a complex and multifaceted. In addition, there is the analysis of theoretical and methodological research category «healthy lifestyle» and «the culture of healthy lifestyles». Also the basic components are defined a culture of healthy lifestyle and factors affecting its formation

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни в контексте современного социологического знания»

УДК 796

I ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ I СОВРЕМЕННОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Некрасова Татьяна Александровна, соискатель, [email protected],

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The article deals with the definitions of «health» and «healthy lifestyle» in the context of modern scientific concepts. Also author describes the problems of treating the concept of «health» as a complex and multifaceted. In addition, there is the analysis of theoretical and methodological research category «healthy lifestyle» and «the culture of healthy lifestyles». Also the basic components are defined a culture of healthy lifestyle and factors affecting its formation.

Статья посвящена проблеме определения понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» в контексте современных научных представлений. Рассмотрены проблемы трактовки понятия «здоровье» как комплексного и многоаспектного. Проанализированы теоретико-методологические исследования категории «здоровый образ жизни» и «культура здорового образа жизни». Рассмотрены основные компоненты, определяющие культуру здорового образа жизни и факторы, влияющие на ее формирование.

Key words: of Health, healthy lifestyle, culture, healthy lifestyle, valueology, disease, mental health, the components of a healthy lifestyle

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни, валеология, болезнь, духовное здоровье, компоненты здорового образа жизни

Проблема формирования здоровья и здорового образа жизни носит выраженный междисциплинарный научный характер, изучение которого входит в компетенцию различных естественно-научных (медицины, биологии, антропологии, физиологии и др.), общественных и гуманитарных (философии, психологии, педагогики, физической культуры и др.) дисциплин, однако она относится к числу недостаточно разработанных в современной науке, ее понимание связано с сущностными характеристиками таких понятий как «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здорового образа жизни личности».

Понятие «здоровье» трактуется в много -аспектном содержании как:

— состояние равновесия между требованиями среды и силами организма; естественное состояние организма, являющееся выражением его совершенной саморегуляции, гармоничного взаимодействия всех органов и систем и динамического уравновешивания с окружающей средой;

— процесс сохранения и развития биологических, физиологических функций, опти-

мальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни;

— целостное многомерное и динамическое состояние (включающее позитивные и негативные стороны); развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социально-экономической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять свои физиологические социально-психологические функции [1].

Согласно Н.М. Амосову, здоровье — это сумма резервных мощностей основных функциональных систем организма человека. Из этого следует: чем выше резервные мощности, тем крепче здоровье [1].

И.И. Брехман (основатель валеологии), отмечает, что «здоровье — это способ сохранения устойчивости в условиях резкого изменения количественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации» [2].

В целом существует достаточно большое количество дефиниций здоровья. Например,

в медицине здоровье человека рассматривается как отсутствие болезней. В гигиене, — как отсутствие факторов риска заболевания или устойчивости к ним организма и ликвидации возможных угроз. В биологии взгляд на здоровье показывает необходимость взаимодействия организма со средой и его адаптации к ней в процессе онтогенеза. Информационный подход понимает здоровье как способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной вербальной и структурной информации.

Естественно - научный аспект пр о бл емы здоровья, как известно, разрабатывается прежде всего медициной, для которой здоровье — конечная цель всех воздействий на человека — это внутренняя и внешняя уравновешенность организма, динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов; уровень адаптации к изменениям внешней и внутренней среды и оптимальная саморегуляция; гармония физиологических процессов; естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с внешней средой отсутствием каких-либо болезненных изменений

Психологическая формулировка здоровья сводится к преодолению и проживанию болезни как стратегии жизни человека. Основными характеристиками психологического здоровья являются: соответствующая возрасту человека зрелость чувств; критический подход к обстоятельствам жизни; способность к самоуправлению поведением; адекватная реакция на внутренние и внешние раздражители (эмоции, чувства, социальную среду); чувство ответственности; желание познавать мир; ориентация на творчество, научное мышление и др.

К особым критериям психологического здоровья относят психологическую устойчивость. Г.С. Никифоров определяет ее как качество личности, отдельными аспектами которого являются уравновешенность, стабильность и сопротивляемость. Оно позволяет личности пр отиво стоять жизненным трудно стям, не -благоприятному давлению обстоятельств. Устойчивость — это качественное и системное состояние личности, связанное с проявлениями разума, воли, самоконтроля, уверенности, характеризующееся стабильностью поведения, работоспособностью, адекватной реакцией на раздражители.

Характеризуя психологическую устойчивость как качество личности, следует упомянуть о том, что оно носит неинтегративный характер и может иметь в отдельных составляющих позитивную и негативную основу, выражающуюся в следующем:

• эгоцентричность, неадекватный способностям и возможностям уровень притязаний;

• примитивизм и узость жизненных интересов, устремлений и переживаний;

• постоянная или спонтанная, необоснованная агрессивность;

• ущемленное чувство достоинства;

• истероиднось, ожесточенность;

• фанатизм в многообразии его проявлений. В медицине разработано представление

о здоровье как континууме состояний, согласно которому существует много градаций и стадий перехода от нормального состояния здоровья к патологическому. Данные стадии здоровья рассматриваются как адаптивноприспособительная деятельность организма, которая определяется рядом факторов, среди которых важную роль играет возраст.

Многие авторы считают, что все градации состояния здоровья можно разделить на три категории: «норма», «болезнь» и «практическое здоровье», отягощенное различными хроническими недомоганиями [3]. В этой связи норма рассматривается как относительное понятие, являющееся характерным показателем только для определенной группы людей, в определенное время и в определенных условиях. В содержание понятия «норма» вкладывается единство количественных и качественных психофизиологических характеристик. Норма, с точки зрения медицинского определения здоровья, — это состояние оптимального равновесия организма с окружающей средой.

Таким образом, норма — это количественные физиологические характеристики человека (рост, вес, давление и т. д.) и качественные индикаторы глубинных процессов жизнедеятельности человека на всех его уровнях и этапах развития индивида и социализированной личности. Понятие «норма», как и понятие «здоровье», индивидуализируется. Каждый человек «здоров» по-своему, его индивидуальная норма зависит от многих биологических, психологических и социально-экономических факторов.

Между тем при статистическом подходе к здоровью понятия «норма» и «здоровье» ото-

ждествляются, и всякое отклонение от общепринятой нормы рассматривается как патология и болезнь. Однако известно состояние и «практического здоровья», когда заболевания как такового еще нет, но компенсаторные возможности организма уже снижены, и проявляются еще объективно не выявившимися изменениями на функциональном и биохимическом уровнях. Это переходное состояние между здоровьем и болезнью именуется «третьим состоянием». Наблюдения ученых показали, что в третьем состоянии люди могут находиться годами и даже всю жизнь, располагая примерно половиной психофизиологических возможностей, заложенных в них природой. Такое состояние не только ограничивает выбор человеком вида занятия в молодости, но и в дальнейшем сильно сужает поле его социальной и профессиональной деятельности.

Различают здоровье индивидуальное и здоровье населения как статистическое понятие; индивидуальное и общественное здоровье в качестве объекта самостоятельной социологической теории (социология здоровья), задачей которой является изучение «механизмов социальной обусловленности общественного здоровья», анализ его «места в системе социокультурных ценностей, регулирующих отношение человека к здоровью».

В философской литературе понятие «здоровье» определяется как полнокровное существование человека, в результате которого его жизнь и деятельность воспринимаются как естественное саморазвитие присущих ему свойств и качеств.

Концепции здоровья, опирающиеся на достижения естественных и общественных наук о человеке, предполагают взаимосвязь двух видов здоровья — физиологического и психического. Эти виды подчиняются общим и специфическим закономерностям и рассматриваются как нормальное функционирование физических и психических сил организма, как соответствие определенным нормам физического и психического состояния. Их различие состоит в том, что если физическое состояние здоровья означает прежде всего способность человека к адаптации по отношению к различным физическим агентам внешней среды и выполнению различных видов физической работы (различным мышечным усилием), то психическое здоровье предполагает способность к адаптации в социальной среде,

различным формам общественной жизни, психическим нагрузкам (стрессу), а также способность к выполнению различной психической деятельности (включая творческую).

Особым аспектом этой проблемы является вопрос о взаимовлиянии физического и психического здоровья. В этом плане можно говорить о различных сторонах этой проблемы: о влиянии физического здоровья на психическое (ментальное) тело и влиянии психического здоровья на физическое (соматическое) тело. Кроме того, существует третий вид здоровья.

Социальное здоровье определяется состоянием социальной среды, уровнем культуры, образования, нравственности, материально-экономическим уровнем и др. Взаимоотношения людей, культура общения, их социальный и материальный статус, экология и др. существенно определяют физическое и психическое состояние здоровья каждого члена общества.

Содержание здоровья определяется как состояние равновесия (баланс) между адаптивными возможностями (потенциал здоровья) организма и условиями постоянно меняющейся среды. Согласно мнению отечественного ученого В.П. Петленко, потенциал здоровья — это совокупность способностей индивида и особенностей его поведения, по которым можно построить прогноз, определить предрасположенность к тому или иному заболеванию [3].

Широкое признание получило общее определение «здоровья», предложенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1980 году. Согласно этому определению, здоровье человека характеризуется не только отсутствием болезни или дефекта, но и состоянием полного комфорта — физического, психического и социального.

По современным воззрениям в соответствии с принятой ВОЗ Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) в настоящий момент здоровье рассматривается как состояние полного физического, духовного и социального благополучия [6].

Кроме того, в МКНЗ-2 выделяют показатели здоровья и показатели, связанные со здоровьем, которые анализируются с двух позиций: функционирования — обеспечение жизнедеятельности и жизнеспособности человека и контекстных факторов. Контекстные факторы представляют обстановку, в которой живет и существует индивид. Они включают

факторы окружающей среды и личностные факторы, которые могут влиять на состояние здоровья и показатели, связанные со здоровьем человека.

Особое внимание, по мнению автора, необходимо уделить важности учета в настоящем определении понятия «здоровье» такого фактора, как «духовность». Духовность рассматривается как понятие, обобщенно отражающее смысл жизни человека. Духовность противостоит социальности в той мере, в какой социальность спонтанна, неадаптивна, корыстна и бездуховна.

Таким образом, духовное здоровье — это потребностное и деятельностное качество человека, определяющееся внутренними культурными и морально-нравственными ценностями проявляющимися в образе жизни и отношениях с людьми. Его отсутствие вызывает внутриличностный и внешний социальнопсихологический дискомфорт, выражающийся в отчуждении человека от своей сущности.

В психологической науке представление о душевном здоровье по своей сути созвучно с философскими воззрениями. Психика (от греч. psichikos) переводится как душевное, а психология (от греч psyche —душа и logos — учение) — наука о душе, закономерностях, процессах и явлениях человеческой психики. Для психологов душевное здоровье сообразуется прежде всего с гармонией человека с самим собой и окружающим миром, отдельными людьми и социумом в целом.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд обозначил две группы причин утраты душевного здоровья: 1) угроза безопасности индивидуальному «Я»; 2) противоречия между стремлением организма к самосохранению и инстинктивным влечением.

Безопасность «Я» по Фрейду обеспечивается культурой, которая снабжает человека материальными благами и дает защиту от притязаний других людей на эти блага. В отношении влечений культура препятствует реализации многих желаний индивида, в том числе весьма сильных инстинктов — сексуального и агрессивного. По мнению Фрейда, «в вынужденном отказе» заключается причина «недовольства культурой», поэтому ее совершенствование должно идти в направлении смягчения запретов. Второй подход — это компенсация инстинктивных потребностей через механизм сублимации (переброса), например, сексуаль-

ной энергии в развитие способностей, творческую самореализацию в социально приемлемой форме. Третий путь — совершенствование человеческого разума и разработка научных и практических путей осознания и преодоления психологических конфликтов.

Второе и третье направления очевидны, а первое, на наш взгляд, требует определенных комментариев. Культура есть совокупность не только материальных, но и социально-духовных благ, защищаемых обществом и необходимых для его стабильности. Предоставление человеку полной свободы может привести к разрушению общества, но нельзя отрицать необходимость предоставления человеку свободного осознанного выбора. Абсолютная свобода может быть лишь в том обществе, члены которого духовно-нравственно развиты и совершенны, что на сегодняшний день является утопией. Следовательно «совершенствование» культуры в направлении смягчения запретов на удовлетворение некоторых желаний должно быть полностью осознанным для каждого члена общества. Каждый из членов нашего общества должен полностью осознавать, почему необходимо смирять некоторые из возникающих у него желаний, а не бояться наказания за нарушение запретов. Подобный подход позволит избежать утраты ценностей культуры в обществе, не нарушая при этом личностной свободы человека.

В отличие от З. Фрейда А. Адлер характеризует показатель душевного здоровья как «вписанность» индивида в рамки своей культуры, его способность добровольно осуществлять тот образ жизни, который принят в обществе.

Последователи З. Фрейда психологи К. Хорни и Э. Фромм подчеркивали негативное влияние культуры на душевное здоровье человека, утверждая, что она способна провоцировать внутренний конфликт не только между биологическими влечениями и моральными условностями в обществе, но и между различными потребностями и психологическими установками, сформировавшимися в человеке благодаря усвоению явных и скрытых социально-культурных норм.

«Любой невроз — это результат конфликта между прирожденными способностями человека и теми силами, которые препятствуют его развитию». В этом утверждении Э. Фром подчеркивал, что тенденция к самореализации заложена в природе самого человека, а со-

временная западная культура с ее рыночными отношениями противоречит человеческим задаткам и разрушает духовно-нравственные ценности общества.

На наш взгляд, проблема соотношения социально-культурных норм и душевного здоровья является весьма не однозначной, но при этом не безосновательной. Акцент следует делать на проблеме осознанности социально-культурных норм и правил жизнедеятельности.

Г. Оллпорт, размышляя о душевном здоровье, писал, что в отличие от незрелой или невротической личности, зрелая личность функционирует автономно, т. е. ее мотивы обусловлены не прошлым, а настоящим, они осознанны и уникальны.

А. Маслоу подчеркивал, что душевно здоровый человек внутренне независим от окружения, он сам решает, стоит ли ему противостоять среде, пренебрегать ею или адаптироваться к ней.

К. Юнг предостерегал человека от следования общественным стереотипам, что, по его мнению, представляет потенциальную опасность и для внутреннего мира человека, и для ее способности к адаптации. Он подвергал критике аскетические крайности в поведении и мышлении людей, отмечая, что многие религиозные и философские течения настаивают на отказе от личной воли, сексуальных желаний, погони за мирскими благами во имя духовного роста и подвига.

Представления о душевном здоровье отечественных психологов, как правило, связаны с духовно-нравственными ценностями человека и сообразуются с той практикой, которая присуща российской науке, культуре и менталитету.

Исходя из вышеизложенных мнений о сущности здоровья, можно сказать, что здоровье — это определенное генетически, психосоматически и социально относительно устойчивое состояние человека, характеризующееся гармоничной взаимосвязью всех свойств и функций организма, психофизических и социально-духовных качеств личности, обусловленное объективными и субъективными факторами.

В современной науке существует множество представлений о предмете здоровья, средствах и методах его поддержания и сбережения в контексте здорового образа жизни как с позиции частных, так и общих вопросов: валео-

логии физической культуры, духовно-нравственных ценностей, философии и психологии, экологии среды и человека, организации здорового образа жизни. Несмотря на большое количество исследований и публикаций по данной проблеме, наблюдается постоянное пополнение научного знания, открываются все новые пути ее решения.

Анализ теоретико-методологических исследований показывает, что категория «здоровый образ жизни (ЗОЖ)» характеризуется, прежде всего, как определенная структура форм жизнедеятельности индивида, в которой доминируют те или иные элементы ее содержания. Способ жизнедеятельности является продуктом взаимоотношения личности и общества. В образе жизни проявляются взаимосвязь и взаимодействие коллективного и индивидуального, общественного и личного, диалектического единства социально-типичного и индивидуально неповторимого в поведении, общении, складе мышления отдельного человека. Иначе говоря, понятие «образа жизни» весьма многопланово, охватывает различные сферы жизнедеятельности людей и поэтому применяется во многих научных дисциплинах и исследованиях: философии, политологии, культурологии, социологии, педагогике, психологии и других областях познания.

Последние годы в исследовании проблемы здорового образа жизни выделились три основных направления: философско-социологическое, медико-биологическое, психолого-пе-дагогическое. Все три направления исследования ЗОЖ характеризуются своими подходами и имеют свой понятийный аппарат.

Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как некую глобальную социальную проблему, составную часть образа жизни личности и общества в целом как объективную потребность современного социального и экономического развития.

По второму направлению (медико-биологическому) ЗОЖ определяется в контексте оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.

Представители третьего — психолого-пе-дагогического — направления считают, что для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни, и главная

причина здесь состоит в понимании человеком своей психологии и в воспитании.

Резкой грани между философско-социологическим, медико-биологическим и психологопедагогическим направлениями не существует, потому что проблема формирования и внедрения здорового образа жизни является закономерным результатом учебно-воспитательного процесса, в котором обеспечиваются взаимосвязь и взаимодействие различных знаний.

М.Я. Виленский и М.М. Борисов подчеркивают, что сущность данного понятия заключается в том, что «здоровый образ жизни — это научно обоснованный, культурный, наиболее рациональный и оптимальный в конкретных условиях, осознанный личностью как жизненная необходимость образа жизни» [3].

Характерной чертой ЗОЖ является его неразрывная связь с общей культурой, которая становится критерием оценки способа ее бытия, уровня биосоциальной жизнедеятельности.

За основу определения ЗОЖ можно принять общепринятые формулировки.

1. Здоровый образ жизни — это модель жизнедеятельности, связанная с представлениями о личной и социальной ценности здоровья, средствах, формах и способах его сбережения.

2. Культура здорового образа жизни личности — это индивидуально выраженный стиль жизни человека в отношении своего здоровья, определяемый следующими компонентами: образовательно-когнитивным; мотивационно-ценностным и целевым; физической культурой; социально-культурным и поведенческим; деятельностным; конструктивным; эмоционально-волевым. Культура ЗОЖ личности представляется

нам довольно сложным системным образованием. Все ее элементы имеют тесную взаимосвязь, дополняют и обуславливают друг друга. Знания и интеллектуальные способности определяют кругозор личности, способность к созидательной деятельности, направленность ее оценок, ценностей и результатов деятельности.

Мотивы определяют направленность личности, характеризуют иерархию ее деятельности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности в сфере ЗОЖ. Ценностные ориентации выражают совокупность отношения личности к сохранению и укреплению здоровья, пониманию ценности здоровья и ответственности за целостное развитие личности.

Социально-культурные (духовные) ценности определяют общекультурное развитие личности (табл. 1).

Таблица 1

Социально-культурный компонент культуры ЗОЖ

Состояние Основные показатели Признаки

Духовно- нравственная культура Нравствен- ные Сострадание, любовь к родине, культура общения и поведения

Эстетиче- ские Чувство прекрасного

Мировоз- зренческие Научное и обыденное сознание

Отказ от вредных привычек Осознанность, убежденность, регулярность.

На основе анализа литературных источников, относящихся к философии, общей педагогике, психологии, социологии, культурологии, можно сделать вывод, что социально-культурные (духовные) ценности есть разнообразная, многогранная система образований в индивидуальном и общественном сознании, которая отражает актуальные потребности, интересы, вкусы, культуру коммуникации и поведения, творческую направленность деятельности и мышления, духовные способности, выражающиеся в умении осознавать, воспринимать, сострадать, чувствовать.

Деятельность в сфере ЗОЖ — это динамическая социальная и саморазвивающаяся система активных упорядоченных целенаправленных действий по освоению ценностей здоровья (табл. 2).

Таблица 2

Эмоционально-волевой компонент культуры ЗОЖ

Основные показатели Основные качества

Целевые установки Целеустремленность, результативность

Отношение к деятельности Трудолюбие, системность

Воля Постоянство, уровень системности, желание работать

Эмоциональный компонент Уверенность, удовлетворенность, радость

Физическая культура предполагает такой уровень здоровья, физического развития, психофизических и физических возможностей лич-

ности, которые составляют фундамент ее активной, преобразующей жизнедеятельности (табл. 3).

Таблица 3

Компонент физической культуры ЗОЖ

Состояние Основные показатели

Физическая культура личности Образовательно-когнитивный компонент

Мотивационно-ценностный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социально-духовный

Деятельностный

Эмоционально-волевой

Физическое совершенствование (Морфологические признаки, физические качества, результат, динамика)

Исходя из содержания культуры ЗОЖ определяют ее функции:

• образовательно-когнитивная (просветительская), направленная на усвоение накопленного опыта в области здоровья и культуры ЗОЖ;

• мотивационно-ценностно-ориентировочная, стимулирует индивидуально-личностную ориентацию на формирование культуры ЗОЖ;

• физкультурно-оздоровительная, обеспечивает формирование физической культуры личности, ее психофизическую адаптацию к социальной и природной среде;

• социально-культурная (духовная) — формирование многоуровневой системы разнообразных духовно-нравственных ценностей;

• содержательно-деятельностная (преобразующая) обеспечивает продуктивность и результативность всех функций культуры ЗОЖ;

• психологическая, способствует выработке эмоционально положительных психических свойств и качеств личности.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от факторов, его определяющих: био-физиологических возможностей; социальной среды; природно-кламатических условий; материального благосостояния; пихофизи-ологических особенностей личности; наличия мировоззренческих убеждений и др. Все перечисленные факторы влияют на состояние здоровья человека и составляют основу науки о здоровье.

Подробнее рассмотрим основные факторы, определяющие состояние здоровья и формирование культуры ЗОЖ (рис. 1).

Объективные Субъективные

-а -а

Общие Индивидуально -

неспецифические неспецифические

XX -CL

Конкретно- Индивидуально-

специфические специфические

Основные — неосновные (ведущие) — (частные)

Постоянные — временные Управляемые — неуправляемые Контролируемые — неконтролируемые Прямые — косвенные

Рис. 1. Классификация факторов, определяющих состояние здоровья и формирование культуры здорового образа жизни

Объективные факторы существуют независимо от воли и сознания и служат своеобразным фундаментом для возникновения субъективных факторов, которые в свою очередь оказывают индивидуальное влияние на формирование здоровья и культуры ЗОЖ.

К группе общих объективных факторов, на наш взгляд, можно отнести следующие: общественные отношения (социально-экономические условия, политическая ситуация в обществе и др.) социальная среда; экологические и климатографические условия; социальная политика государства; состояние научно-технического прогресса.

В набор объективных специфических факторов можно включить конкретные условия, при которых осуществляется оказание услуг по сохранению и развитию здоровья и культуры ЗОЖ.

Субъективные факторы представляют собой совокупность качеств и свойств личности, которые формируются, регулируются и изменяются самой личностью и определяют ее направленность и склонность.

Общие индивидуально-неспецифические факторы включают: знания, их степень научности и осознанности; половозрастные особенности; мотивационно-ценностные ориентации личности и ее социально-духовные ценности; поведенческое отношение к своему здоровью; социальные и личностные контакты.

Группу индивидуально-специфических факторов составляют: интеллектуальные и психоэмоциональные особенности психических процес-

Теория причинности в уголовном праве

сов и черт личности (требовательность, работоспособность, желание развиваться, склонность к творчеству).

Здоровье и культура ЗОЖ личности возникают как отражение деятельности человека, его опыта и воспитания в определенных социальных условиях, которые детерминированы внешними и внутренними факторами. Внеш-

ние факторы определяют условия его проявления (социальная среда, материальные бытовые условия, культура, макро- и микросреда и др.) внутренние составляют потребностно-моти-вационную сферу личности, ее ценностные ориентации, интересы, отношения, самооценки, индивидуальные свойства и особенности личности.

Литература

1. АмосовН.М. Размышления о здоровье. 3-е изд. М.: Физкультура и спорт, 1987. 64 с.

2. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до 100 лет. М.: Химия 2003. 400 с.

3. Виленский М.Я. Здоровый образ жизни в процессе профессиональной подготовки будущих учителей / М.Я. Велинский, М.М. Борисов / Проблемы физического состояния и работоспособности детей и молодежи: тезисы и доклады Всероссийской научно-практической конференции. М., 1994.

4. Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования / Под ред. Г.М. Соловьева. Ставрополь: Сервисшкола, 2003.

5. НикифоровГ.С. Психология здоровья. СПб.., 2003.

6. Международная классификация функционирования, инвалидности и здоровья (МКФИЗ). Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2001. Электронное издание: http://www/mediacent\news\2007.гu 17.12.2009.

УДК 343.575

| ТЕОРИЯ ПРИЧИННОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Суденко Владимир Егорович,

кандидат юридических наук, доцент, [email protected],

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The author considers the categories «cause» and «consequence» in relation to criminal law, the genesis of the doctrine of cause and effect relationship, gives the views of various scholars, including philosophers, both past and present.

Рассматриваются категории «причина» и «следствие» применительно к уголовному праву; генезис учения о причинно-следственной связи; приведены мнения различных ученых, в том числе философов прошлых лет и современности.

Key words: cause, effect, cause-effect relationship, crime

Ключевые слова: причина, следствие, причинно-следственная связь, преступление

Еще в античной литературе отмечалось, что причинность можно рассматривать в нескольких аспектах. Так, Аристотель рассуждал: «Причина изваяния в одном отношении — Поликлет, а в другом — ваятель;...причина изваяния — человек, а человек — живое существо» [1. С. 147]. Это означает, что причина как данное действие конкретного человека имеет уровень единичного, как деятельность человека вообще — уровень особенного, а как деятельность живого существа — уровень общего.

Причинность (причинную связь) можно рассматривать на двух уровнях: первый уро-

вень — конкретные, происходящие в пространстве и во времени материальные действия, взаимодействия и их следствия, это так называемый событийный уровень, и второй — закон этих действий и взаимодействий, причинный закон — номический уровень.

Рассмотрим событийный уровень причинности применительно к уголовному праву. На этом уровне каждое явление, изменение, событие есть и следствие причин, которые его породили, и причина — источник новых явлений и изменений. Многообразный мир причин и следствий совпадает при этом со всем множе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.