ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Работа представлена кафедрой валеологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Научный руководитель - доктор медици)1ских наук, профессор В. В. Колбанов
Статья посвящена взаимодействию педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. В статье описана методика работы с родителями.
The article describes interaction of preschool teachers and parents in the sphere of healthy life style. Methods of work with parents are considered.
Основная цель дошкольного образования - развитие ребенка при сохранении здоровья, т. е. развитие ребенка в соответствии с принципом природосообразнос-ти'. И. И. Брехман акцентировал внимание на определяющем значении формирования у человека индивидуального способа здорового образа жизни с самого раннего детства . Поэтому семья для ребенка - это первая и иногда почти единственная среда, формирующая его образ жизни.
Целью нашего исследования являлось формирование здорового образа жизни дошкольников средствами взаимодействия педагогов и родителей.
Наша работа проводилась со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями.
Целью работы с педагогическим коллективом являлась его подготовка к сотрудничеству с родителями, повышение валеологической компетентности, развитие коммуникативных умений. Для реализации цели использовались такие формы работы, как анкетирование, консультации, семинары-практикумы, тренинги, адресная помощь, самообразование.
В детском саду образовательный процесс по приобщению детей к здоровому образу жизни, помимо традиционных форм
физкультурно-оздоровительной работы и профилактической работы медицинского блока, включает также проведение дней здоровья, занятия валеологического содержания, досуги, викторины на оздоровительную тематику, чтение художественной литературы, знакомство детей с традициями и культурой русского народа, с родным городом, с правилами безопасного поведения и т. д.
Углубление валсологических знаний детей только в образовательном учреждении будет носить однобокий характер без повышения уровня валеологической культуры в семьях. Одной из наиболее важных задач дошкольного учреждения является просветительская работа с родителями.
В педагогической литературе взаимодействие семьи и педагогов определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного воспитания и воспитания в дошкольном учреждении . Важную роль имеет обмен информацией, смыслами, эмоциями между субъектами образовательного процесса для его успешного развития. Взаимодействие может состояться, когда есть значимая ценность. В контексте нашего исследования значимая ценность это здоровье ребенка, развитие его личности, становление позиции субъекта детской деятельности.
Современная образовательная парадигма характеризуется гуманистическими тенденциями в развитии семейного и дошкольного воспитания, что предполагает развитие субъект-субъектных отношений в системе «педагог-воспитанник», «педагог-родитель», «родитель ребенок» .
Существует много различных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников. Неформальный подход к образованию родителей способствует реализации принципов гуманизации образования, а педагоги становятся профессионально заинтересованными в конструктивном взаимодействии с родителями и детьми в режиме сотрудничества и диалога. Сотрудничество — наивысший уровень согласованности позиций в деятельности,
на языке психологической науки организация субъект-субъектных отношений в совместной деятельности. Диалог' как способ совместного бытия людей является важной формой в пространстве взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Диалоговое общение возможно в том случае, если мы воспринимаем друг ого индивида как человека, находящегося в процессе становления, способного к творчес-
5
кому развитию своего внутреннего мира .
Мы проанализировали и выбрали актуальные для нашего учреждения формы работы с родителями: дни открытых дверей, совместные с родителями праздники и досуги; дни здоровья; выпуск газеты; родительский клуб; родительские собрания; индивидуальные беседы и консультирование специалистами ДОУ; анкетирование; папки-передвижки; информационные стенды; рекомендации; фотовыставки.
Центральным звеном, объединяющим педагогов и родителей воспитанников, был выбран родительский клуб. Мы исходили из понятия клуба как объединения людей по интересам, центральная проблема объединения - воспитание здорового ребенка.
В исследоваггии принимали участие 47 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лег), 54 ребенка младшего (3-4 лет) и среднего (4- 5 лет) дошкольного возраста.
Опенка результатов проведена путем анализа данных, полученных в ходе экспериментальной работы.
Опыт нашей работы показал, что дети 5 7 лет не могут ответить на вопрос: «Что такое здоровье?» Отвечая на вопросы о здоровье, дети сравнивают понятие здоровье с понятием болезнь. Поэтому до проведенной работы на вопрос: «Кого называют здоровым человеком?» - почти все дети отвечали одинаково: тот, кто не болеет, реже - кто заботится о своем здоровье. После проведенной работы дети давали более развернутые ответы: тот, кто улыбается, радуется всему красивому, не делает никому зла, кто моет руки и т. п. На вопрос: «Что надо делать, чтобьг быть здоровым?» - наиболее распространенными
ответами до проведенной работы были: пить лекарства; слушать, что говорить врач. После проведенной работы дети давали более развернутые ответы: делать зарядку, заниматься физкультурой, мыть руки, следить за чистотой, есть полезные продукты (овощи, фрукты, молочные продукты и т. д.) ит. п.. также увеличилось количество адекватных ответов - с 25,1 до 71,4%.
На вопросы: «Что ты делаешь дома,
чтобы быть здоровым?» и «Что делают в детском саду, чтобы дети были здоровы?» -большинство детей до проведенной работы не могли дать ответа.
Представив информацию в виде гистограммы (рис. 1), можно сделать вывод о влиянии проведенной работы на изменения представлений воспитанников ДОУ об исследуемых понятиях.
• Адекватные ответы до работы (•Неадекватные ответы до работы
• Адекватные ответы после работы ЕЗ Неадекватные ответы после работы
Рис. 1. Представления дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни
Как видно из гистограммы, структура адекватных и неадекватных ответов дошкольников существенно изменилась в положительную сторону после проведенной работы.
Сохранение и воспроизводство здоровья зависит не только от суммы знаний, но и от поведения человека в соответствии с его знаниями и убеждениями. И здесь целесообразно говорить о валеологической компетентности дошкольника. Валеологи-ческая компетентность в дошкольном
возрасте рассматривается как готовность ребенка самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с сохранением и
6
укреплением здоровья , т. е. владение ребенком необходимой суммой знаний о здоровье и здоровом образе жизни и умениями применять эти знания для разрешения проблемы в конкретной ситуации. Наблюдения за детьми в повседневной жизни детского сада показали, что уровень их валеологической компетентности повысился (табл. 1).
Таблица 1
Уровень валеологической компетентности дошколышков
Уровни 2003/04 2004/05 2005/06
начало года | конец года начало года | конец года наЧаЛо года I конец года
Младший дошкольный возраст (3-4 года), чел.
Высокий 6 15 | 6 16 8 18
Средний 14 9 1 13 8 12 6
Низкий 6 2 1 7 | 2 6 2
Средний дошкольный возраст (4-5 лет), чел.
Высокий 11 1 18 12 1 18 14 20
Средний 12 1 8 11 1 8 10 7
Низкий 5 I 2 1 5 1 2 4 1
Старший дошкольный возраст (5-7 лет), чел.
Высокий 25 34 26 36 27 38
Средний 15 10 15 8 12 7
Низкий 7 3 6 ' 3 7 2
Проведенная работа позволила сделан, следующие выводы:
1. Приоритетным направлением работы дошкольных учреждений является воспитательная работа по формированию здорового образа жизни ребенка. Особая роль отводится валеологически грамотному педагогу.
2. Работа по формированию здорового образа жизни ребенка должна проводиться со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, детьми и их родителями.
3. Образ жизни ребенка-дошкольника успешно формируют его родители при условии оказания им своевременной методической помощи.
4. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями,
осуществляемое на позициях сотрудничества и диалога, способствует реализации принципов гуманизации образования.
5. Формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, исключение факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов, способствующих становлению валеологической культуры человека.
6. Взаимодействие педагогов детского сада с родителями воспитанников по приобщению ребенка-дошкольника к здоровому образу жизни — это сплоченная деятельность всего коллектива ДОУ.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Колбанов В. В. Валеологический практикум: Учеб. пособиедля педагогов. СПб. С. 4.
БрехманИ. И. Валеология- наука о здоровье. М., 1990. С. 131.
Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия: Научно-методическое пособие / Под ред. О. А. Щекиной; Науч. ред. Л. С. Нагавкина. СПб.: СПбАППО, 2006. С. 18.
4
Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И. А. Колесникова, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая и др.; Под ред. И. А. Колесниковой. СПб. С. 68.
Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. С. 43. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: Учеб. пособие. С. 10-11.