Научная статья на тему 'Формирование патриотизма у курсантов военных вузов в современных социокультурных условиях'

Формирование патриотизма у курсантов военных вузов в современных социокультурных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
527
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ЖИЗНЕННЫЕ СМЫСЛЫ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННЫЙ ПЛАН / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ КАК ОСНОВА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ / PATRIOTISM / LIFE MEANING / LIFE VALUES / LIFE PLAN / SYSTEM OF VALUES AS A BASIS OF INDIVIDUAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лопуха Т. Л., Володин _р В.

В статье рассматриваются проблемы формирования смысложизненных ценностей военнослужащих в процессе патриотического воспитания. В работе исследуются основные подходы к анализу феномена патриотизма, рассматриваются приоритетные направления воспитания патриотизма курсантов военных вузов. Основными из них, по мнению авторов, являются формирование жизненных смыслов и смысложизненных ценностей регуляторов социальных действий. Авторы выделяют сущность и многоуровневую, системно-комплексную природу феномена патриотизма, его деятельностное проявление в смыслах (стратегиях) жизни военнослужащих. Выделены и проанализированы основные философские, социологические, религиозные трактовки смысла жизни. Отмечено, что проблематика формирования смысложизненных ценностей военнослужащих пока не разработана в педагогической науке и не стала привычной педагогической технологией, используемой в патриотическом воспитании курсантов военных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PATRIOTISM IN CADETS IN CONTEMPORARY SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS

The paper discusses a problem of the formation of life values among servicemen in the process of Patriotic education. The paper examines the main approaches to the analysis of the phenomenon of patriotism and considers priority areas for the education of patriotism cadets. The main priority areas, according to the authors, are developing life meaning areas and life values as regulators of the social action. The authors identify the nature and multi-level, system-integrated nature of the phenomenon of patriotism, and how it is expressed in meanings and goals of the soldiers'' lives. The research also included identifying and analyzing the main philosophical, sociological and religious interpretations of the meaning of life. It is noted that the methods of formation of life values in servicemen have not yet been developed in pedagogical science and no familiar pedagogical technologies are used in the Patriotic education of cadets.

Текст научной работы на тему «Формирование патриотизма у курсантов военных вузов в современных социокультурных условиях»

выдаваемый после завершения программы высших инженерных школ с совокупной нормативной продолжительностью 5 лет.

На программы следующего уровня принимают обладателей диплома МЭТРИЗ с высокими результатами успеваемости. В случае завершения программ с нормативной продолжительностью 1 год выдается Диплом об углубленном образовании (DEA) или Диплом о высшем специализированном образовании (DESS). Успешное завершение образовательных программ по медицинским специальностям с нормативной продолжительностью 6 лет подтверждается Дипломом доктора медицины. К программам докторской подготовки имеют доступ обладатели дипломов (DEA). После успешного завершения докторских программ с нормативной продолжительностью 3 года присваивается степень доктора третьего цикла [2].

В 2009 г. правительственным декретом № 2009-164 от 30/04-/2009 была законодательно утверждена новая структура

Библиографический список

высшего образования, аналогичная болонской трехуровневой структуре степеней. Новая структура (ЛМД: Лиценциат - Магистр - Доктор) включает относящуюся к первому уровню Степень лиценциата, имеющую нормативную продолжительность 3 года и подтверждаемую Дипломом лиценциата, квалификацию второго уровня - степень Магистр, присваиваемую после завершения образовательной программы с 2-летней нормативной продолжительностью, и степень Доктора - квалификацию третьего уровня, доступ к которой имеют обладатели степени мастера.

Таким образом, система высшего образования в Республике Кот-д'Ивуар имеет недавнюю историю и находится в стадии формирования. В основном в университетском образовании республики используется французская модель образования. С 2009 года система образования в Республике Кот-д'Ивуар включилась в болонскую систему высшего образования.

1. [Э/р]. - Р/д: http://nic.gov.ru

2. [Э/р]. - Р/д: http://nic.gov.ru/ru/inworld/countries/IvoryCoast

Bibliography

[Eh/r]. [Eh/r].

■ R/d: http://nic.gov.ru

■ R/d: http://nic.gov.ru/ru/inworld/countries/IvoryCoast

Статья поступила в редакцию 20.11.14

УДК37.035.6

Lopoukha T.L., Volodin R.V. THE FORMATION OF PATRIOTISM IN CADETS IN CONTEMPORARY SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS. The paper discusses a problem of the formation of life values among servicemen in the process of Patriotic education. The paper examines the main approaches to the analysis of the phenomenon of patriotism and considers priority areas for the education of patriotism cadets. The main priority areas, according to the authors, are developing life meaning areas and life values as regulators of the social action. The authors identify the nature and multi-level, system-integrated nature of the phenomenon of patriotism, and how it is expressed in meanings and goals of the soldiers' lives. The research also included identifying and analyzing the main philosophical, sociological and religious interpretations of the meaning of life. It is noted that the methods of formation of life values in servicemen have not yet been developed in pedagogical science and no familiar pedagogical technologies are used in the Patriotic education of cadets.

Key words: patriotism, life meaning, life values, life plan, system of values as a basis of individual actions.

Т.Л. Лопуха, канд. пед. наук, доц. каф. гуманитарных и общенаучных дисциплин Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации (филиал), г. Новосибирск, E-mail: lopoukha@yandex.ru,;_Р.В. Володин, начальник факультета войсковой разведки Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации (филиал), г. Новосибирск, E-mail: lopoukha@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются проблемы формирования смысложизненных ценностей военнослужащих в процессе патриотического воспитания. В работе исследуются основные подходы к анализу феномена патриотизма, рассматриваются приоритетные направления воспитания патриотизма курсантов военных вузов. Основными из них, по мнению авторов, являются формирование жизненных смыслов и смысложизненных ценностей - регуляторов социальных действий. Авторы выделяют сущность и многоуровневую, системно-комплексную природу феномена патриотизма, его деятельностное проявление в смыслах (стратегиях) жизни военнослужащих. Выделены и проанализированы основные философские, социологические, религиозные трактовки смысла жизни. Отмечено, что проблематика формирования смысложизненных ценностей военнослужащих пока не разработана в педагогической науке и не стала привычной педагогической технологией, используемой в патриотическом воспитании курсантов военных вузов.

Ключевые слова: патриотизм, жизненные смыслы, смысложизненные ценности, жизненный план, система ценностей как основа индивидуальных действий.

Патриотизм является чрезвычайно сложным понятием. Анализируя исследования Ж.Ж. Руссо, Н.Я. Данилевского, К.Д. Ушинского, В.И. Ленина, И.А. Ильина, А.Н. Вырщикова, Г.А. Зюганова, А.Д. Лопуха, В.И. Лутовинова, Е.Л. Мальгина, М.В. Чельцова, Е.С. Евстропова и др., связанных с проблемой патриотизма, можно прийти к выводу, что это системно-комплексное качество неотделимо от любви к Родине, своему народу,

личностных качеств, личности вырабатывалось тысячелетиями социально-исторической практики. В.И Ленин в работе «Ценные признания Питирима Сорокина» писал, что: «... патриотизм - это одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями человеческой истории» [1, с. 190].

В толковом словаре под редакцией Л.Я. Дятченко патриотизм определяется как «чувство привязанности к стране рожде-

ния или проживания, выражается в готовности созидать и жертвовать личным благом для общественной пользы» [2, с. 110]. У А.Д. Лопуха «патриотизм является базирующимся на патриотических духовно-идеологических ценностях системно-комплексным качеством личности, обеспечивающим ее готовность к патриотическим социальным действиям в интересах общества» [3, с. 27]. М.И. Воловикова считает «...по представлениям русских людей, земная Родина - это и образ Родины небесной. Поэтому защита Отчизны испокон века и называлась священным долгом» [4, с. 236]. Жизненность и актуальность патриотизма, как социального явления, В.И. Ленин объясняет следующим образом: «... Жизненность патриотизма обусловлена естественными источниками его формирования, основой которых являются потребности людей, проявляющиеся в их приверженности: к освоенному физическому пространству, т.е. к родным местам; к привычным условиям общественных отношений, или к правам, обычаям и традициям; к первичной системе знаковых элементов по обмену информацией, в первую очередь к родной речи» [5, с. 28].

По мнению многих ученых, на становление патриотических чувств непосредственное влияние оказывает ментальность, архетип и национальный характер этноса, обусловленные природными, национальными и социокультурными условиями, в которых на протяжении длительного времени живут те или иные народы [6, с. 5-21].

Проблеме патриотического воспитания в российской педагогической науке достаточно глубоко исследовалась. Вместе с тем, существуют разные подходы к ее постановке и решению.

Анализ педагогической литературы по данной проблеме показывает, признавая патриотическое воспитание составной частью воспитательной работы, его относят к различным направлениям. Н.И. Болдырев, Л.И. Мищенко, Н.Е. Щуркова и другие рассматривают его как часть нравственного воспитания; Л.Р. Болотина, П.В. Конаныхин, Л.Ф. Спирин, О.И. Павелко и другие, частью идейно-политического воспитания. А.Н. Вырщи-ков, А.А. Козлов, Н.В. Кузнецова, А.Д. Лопуха, В.И. Лутовинов, Т.А. Ильина, И.Т. Огородников направлением воспитания; Л.И. Аманбаева, А.С. Гаязов, Н.А. Савотина, И.В. Суколенов, М.В. Чельцов и другие рассматривают как часть гражданского воспитания.

События последних лет связанные с усилением военных угроз, когда в ряде регионов были свергнуты военным путем демократически избранные правительства, а страны были ввергнуты в кровавый хаос гражданских войн (ряд стран Ближнего Востока и Африки, современная Украина) показали необходимость усиления патриотического воспитания кадровых военнослужащих. Анализируя указанную проблему мы приходим к выводу о том, что с учетом глубоких изменений в смысложизненных ценностях современной молодежи и их жизненных стратегий [7] основной упор в воспитании необходимо сделать на формирование жизненных смыслов и патриотических стратегий.

В современной России в условиях усиления глобальных противоречий и фактического начала новой холодной войны, о чем было сказано в речи В.В. Путина на заседании «Валдайского клуба» актуализировались проблемы сохранения, развития и восстановления утраченных жизненных сил большинства людей и многих социальных групп. Особенно остро эти проблемы стоят в армейском социуме. Значительная часть солдат, сержантов и офицеров, нуждается в реабилитации духовного, психологического, юридически-правового и финансово-экономического характера. Комплексная реабилитация их смысложзненных ценностей, стратегий социально-ориентированного поведения важна не только им самим, но и тем социумам, членами которых они стали или станут, всему российскому обществу. В условиях военного вуза - это задача патриотического воспитания, которая организуется в соответствии с требованиями общевоинских уставов и программы патриотического воспитания граждан России [8; 9].

Анализ научной литературы, ставящей и, так или иначе, решающей проблемы формирования смысложизненных ценностей ведет к выводам о неопределенности данного понятия, излишне вольном толковании категорий «духовные ценности», «духовный мир человека», о неразличении многими авторами духовной (ценностной) и душевной (психической) структур личности. В осмыслении сущности формирования жизненных смыслов и смысложизненных ценностей, содержания и форм, методик и технологий сложилась ситуация, когда психологи присвоили себе право заботиться не только о душе человека, но и его духе, убеждая себя и других в возможности формирования, коррекции 134

и развития духовных сил человека и его смысложизненных ценностей и стратегий с помощью только психологических методов воздействия на него (см. работы 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, А. Леонтьева, А. Асмолова, Д. Леонтьева и многих других). Отмечая большую значимость психологической науки в решении задач психологической реабилитации, отметим ограниченность возможностей психологических методов и техник духовной реабилитации, потребность использования иных способов формирования, восстановления и коррекции духовных сил личности, ее смысложизненных ценностей. Эта работа должна проходить в рамках воспитания и носить комплексный, междисциплинарный характер.

Философы всех времен и народов различали дух и душу, говорили о духе (атмане, пневме, спиритусе, рухе) и душе (пране, психе, аниме, нефсе) как разнокачественных нематериальных началах человеческой деятельности. При этом все признавали примат духа над душой - последняя может быть духовной (оплодотворенной духом) и бездуховной (оторванной от духа, не получающей от него благотворных импульсов). Однако духовность, т.е. пребывание в душе человека того или иного духа, бывает истинной и ложной (доброй и злой). Она не всегда имеет только позитивный смысл. Душа человека может быть одержима ложной верой, ошибочными духовными ценностями и фальшивыми идеалами, а потому быть антидуховной.

Человек троичен в том смысле, что в нем слиты в единую систему дух, душа и плоть. Духовное измерение человека, справедливо подчеркивал В. Франкл, «не может быть игнорируемо, именно оно делает нас людьми» [10, с. 31].

Духовность нельзя понимать как развитую душевность, включая тем самым первую в последнюю. Но именно это толкование предлагают современные психологи [11, с. 133]. Такого рода интерпретации духовности примитивизируют ее, сводят духовность человека к его воле, навыкам получения, переработки и обогащения информатизации, к эмоциональности, телесной чувственности и другим психологическим переменным. В связи с этим проблематика истинного духовного бытия людей оказывается либо на периферии внимания исследователей, либо за границами их внимания. Характеризуемый подход толкает на путь извращенных оценок духовности, в частности, на интерпретацию религиозной веры в качестве патологии психики, невроза и т.д. Думается, что непризнание духовности в качестве автономной структуры личности, ее реального влияния на душу и телесность человека - одна из важных причин расцвета в нашем обществе бездуховности и антидуховности людей. Как и многие проблемы российского образования тесно связаны с «уходом» из него воспитания и ценностей.

Изучать духовную жизнь людей гораздо труднее, чем их телесные и психические характеристики. Успеха на этом поприще можно добиться, если данную задачу будет решать не только и не столько психология, сколько многие науки при ведущей роли педагогики, реализуя результаты в практике воспитания.

С сожалением приходится констатировать факт отсутствия в отечественной педагогике не только достаточно апробированных эмпирических моделей исследований смысложизненных ценностей кадровых военнослужащих современной армии, но даже их методологических основ. Место должных теоретических моделей структуры смысла жизниличности пока заменяют расплывчатые и далекие от смысловой однозначности рассуждения о духовных ценностях и смысложизненных ориентациях личности, грешащие (одни в большей, другие в меньшей мере) путаницей духовного и душевного в человеке. В силу этого обстоятельства все наши соображения имеют гипотетический характер.

Для профессиональных военных, в силу специфического характера деятельности, патриотическое воспитание связано с формированием патриотически ориентированного смысла жизни, базирующегося на патриотических духовных ценностях.

Проблема смысла жизни на протяжении нескольких веков волновала и волнует умы многих философов, историков, социологов, психологов.

Эта проблема является животрепещущей и важной со времен античности. Смысл жизни, по мнению Аристотеля, заключается в реализации своих способностей для прогрессивного развития общества. Хотя Аристотель ни в одной из своих работ не употребляет сочетание «смысл жизни», но, судя по общему контексту его работ, он заключается в том, «чтобы достичь намеченной цели» [12]. В то же время Аристотель указывает на то, что «...жить, не подчиняясь цели, есть признак большого безрассуд-

ства» [12]. Смысл жизни отдельной личности реализуется через общество.

В центре кантовской философии стоит человек, его достоинство и его судьба [13, с. 117]. Он полагал, что человек есть для себя своя последняя цель, и, следовательно, отличие человека от других существ заключается во всем том, что образует его как личность. По Канту, смысл жизни находится не вне, а внутри человека. Фактором, образующим смысл жизни, является идея, которая принимает вид нравственного закона, долга: «Долг! Ты возвышенное великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения, хотя, чтобы побудить волю, и не угрожаешь тем, что внушало бы естественное отвращение в душе и пугало бы; ты только устанавливаешь закон, который сам собой проникает в душу и даже против воли может снискать уважение в себе...» [14, с. 413-414].

Ни один предметно очерченный практический интерес при смене обстоятельств не является долговечным, он не может оставаться неизменным на протяжении всей жизни. Это сопрягается с опасностью того, что индивид становится в итоге равнодушным к постоянно сменяющимся интересам; склонности индивида имеют тенденцию к саморазложению. Кант считает, что только интеллектуальная воля образует неизменную основу личности, потому что она соответствует моральному закону. Не эгоизм, а долг и неподкупная совесть сохраняют личность и позволяют ей оставаться одной и той же.

Обостренный интерес к вопросу о смысле жизни достаточно ясно вскрыл еще П.А. Сорокин, писавший, что «в обычные времена размышления о человеческой судьбе (откуда, куда, как, почему) в данном обществе являются, как правило, уделом крохотной группы мыслителей и ученых. Но во времена серьезных испытания эти вопросы внезапно приобретают исключительную не только теоретическую, но и практическую важность; они волнуют всех мыслителей и простонародье. Огромная часть населения чувствует себя оторванной от почвы, обескровленной, изуродованной и раздавленной» [15, с. 8].

Волнующая нас проблема смысла жизни стоит в центре внимания современного социогуманитарного знания. В силу того, что данная проблема по своей сути является очень емкой, многоаспектной и разносторонней, то внимание ей уделяют и религия, и этика, и философия, и социология, а также другие гуманитарные науки. При этом формирование смысла жизни и смысложизненных ценностей находится в сфере педагогической теории и практики.

В религиозной христианской традиции проблеме смысла жизни уделялось большое внимания. Ей посвящали свои работы В. Розанов, В. Несмелов, А. Введенский, М. Тареев, В. Соловьев, Е. Трубецкой, С. Франк.

В христианской традиции смысл жизни трактуется как сущность жизни человека, которая заключает в себе черты его индивидуальности, особенную логику развития, своеобразное предназначение каждого человека.

В основе религиозной трактовки проблемы смысла жизни лежит идея о том, что человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Движение к этому светлому будущему есть прогресс, который предполагает цель. А цель, в свою очередь, придает смысл человеческой жизни.

В этической традиции проблема смысла жизни ставится в работах таких исследователей, как Г.Н. Гумницкий, В.А. Капранов, Ю.В. Согомонов, В.Ш. Сабиров и др. В данном случае смысл жизни трактуется как нравственная самореализация личности. Подобная трактовка вытекает из понимания жизни как деятельности разумных существ, направленной на преобразование внешнего мира и самого себя, как самореализация и самоутверждение человека [16]. Жизнь людей только потому имеет смысл, что она воплощается в деятельности для умножения человеческих ценностей, измеряется причастностью к созданию общечеловеческого блага, как материального, так и духовного.

В философии проблема смысла жизни решается неоднозначно. В философской литературе можно выделить три основных подхода.

1. Смысл жизни - интегративная основа личности [17]. Согласно этому подходу, смысл как таковой - это интегративная категория, которая позволяет человеку выйти на глобальные проблемы, волнующие людей, все человечество. Смысл является сквозным элементом, пронизывающим все существо человека, является как бы каркасом, опорой всего здания. Что же касается смысла жизни, то жизнь человека в данном случае видится фи-

лософам как некий текст, каждый элемент которого (вещь или событие) имеет смысл для человека, т.е. обладает определенным смыслом.

Лишь в этом контексте может быть объяснен любой поступок человека. Именно в контексте и только в нем может быть рождена и парадигма смысла. События, переживаемые человеком, не уходят в небытие, а остаются в виде устойчивой структуры - парадигмы смысла. Любое последующее событие пропускается человеком через эту структуру, включается в нее. Смысл жизни - это то, что человек непрестанно ищет, то, к постижению чего изо всех сил стремится, а, с другой стороны, смысл может быть порожден только самим человеком. В известной мере - он итог воспитания.

2. Смысл жизни рассматривается как элемент сознания (В.Ф. Сержантов, О.В. Гаман, К.Х. Делокаров, Г.А. Вострова, А.М. Дрюкова), т.е. смысл жизни - это нечто принимаемое человеком в качестве цели своей жизни и осознаваемое им в той или иной степени. Некоторые приверженцы этой концепции считают его также и структурным элементом мировоззрения личности.

3. Смысл жизни понимается в качестве структурного элемента деятельности (И. Ведин, З.Г. Гаджинская, В.И. Мищенко, Б.Д. Муранов, Л.А. Степнова). Ценностное отношение человека к миру в этом плане представляет собой непосредственный элемент деятельности в целом. Именно в процессе деятельности происходит распредмечивание ценностей, перевод их из области социального в область индивидуально- личностного, превращение ценности в элемент сознания. В связи с этим исследование деятельности человека есть достаточное условие для того, чтобы судить о смысловых контекстах и ориентациях личности. По этому поводу И.Ф. Ведин замечает: «Смысл бытия человека в мире есть смысл его социальной деятельности» [18, с. 31]. В рамках деятельностного подхода смысл жизни присутствует в сознании человека, но объективируется, становясь элементом реальности в социальной деятельности, включая профессиональную.

Смысложизненная проблематика не получила в педагогических исследованиях столь широкой представленности, как в философии и социологии.

Теоретико-методологической основой большинства эмпирических социологических и педагогических исследований в советский период выступал деятельностный подход. Проблема смысла жизни включалась в решение вопроса профессионального самоопределения молодежи и, более широко, включения ее в социальную структуру общества (А.В. Барабанщиков, К.Г. Барбакова, Е.И. Головаха, А.В. Кучеренко, В.Л. Мансуров, М.Х. Титма и др.).

В исследованиях этого периода труд рассматривается как важнейший показатель смысложизненной ориентации личности и занимает в связи с этим главное место в структуре жизненных планов молодежи: «...Значимость труда для советской молодежи связывается... с убеждением, что труд позволяет быть полезным обществу, другим людям. Так представляет молодежь и смысл жизни» [19, с. 26]. Другими структурными элементами выступают жизненные планы, ориентированные на семейно-бытовые, потребительские, культурно-досуговые, общественно-политические виды деятельности. Как правило, они составляют базу для выделения основных концепций смысла жизни.

Так как жизненный план есть «совокупность целей, средств их достижения, выдвигаемых человеком в процессе жизнедеятельности, при условии пространственно- временной локализации целей и конкретизации и координации средств» [20, с. 9], можно заключить, что он являет собой наиболее осмысленную форму представлений человека о назначении своей жизни. Подобный план у кадрового военнослужащего может быть ориентирован только патриотически, к этому его нормативно обязывает действующее законодательство.

В целом жизненные планы могут быть рассмотрены как поведенческий компонент ценностных ориентаций или диспозиций (В.А. Ядов), которые наряду с потребностями, мотивами, социальными установками, целями и идеалами выступают показателями общей направленности личности. Наиболее полно феномен смысла жизни определен В.Г. Немировским: «Смысл жизни в общем виде можно определить как доминирующую направленность группового или индивидуального сознания, которая непосредственно проявляется в социальной деятельности личности и имеет социальную ценность» [21, с. 223]. Последний момент особо акцентирует значимость изучения смысложиз-

ненных ценностей личности для определения ее смысложизненных стратегий и жизненных планов, реализуемых в социальном действии.

Основной мотив поведения человека в целом задается фиксируемыми в истории человечества социокультурными типами мировоззрения. Возникающая на их фундаменте определенная система ценностей объективируется в индивидуальном социальном действии, составляющем отдельные элементы, явления, процессы социальной жизни.

В настоящее время тенденции социального развития России таковы, что происходит усложнение форм индивидуального и социального поведения человека. Результат социального действия оказывается опосредованным взаимодействием других социальных действий, поэтому субъекту сложно предвидеть его. Также принципиально изменяется сам механизм целеполагания. Потому решение задачи формирования мировоззрения личности будущего офицера соответствующего социокультурному типу

Библиографический список

и патриотически ориентированных смысложизненных ценностей становится особенно актуальных.

Решение этих проблем можно найти в работах Ю. Хаберма-са, в частности, в его теории коммуникативной рациональности и коммуникативного действия. Главный исследовательский интерес состоит в том, чтобы «проникнуть во внутреннюю стихию человеческой деятельности, поняв результат этой деятельности ... одновременно «изнутри» и «извне» [22, с. 352].Социальная реальность, согласно его взглядам, представляет собой противоречивое соединение «социальных систем», воплощающих в себе институализированные общественные связи, и повседневной реальности человека. Рациональность нарушается вследствие давления «социальных систем» на «жизненный мир» человека, потому восстановление ее связано с гармонизацией отношений между этими полюсами социального бытия. Формирование социально-целесообразных смыслов в процессе воспитания решает эту задачу.

1. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения: в 10 т. - M., 1959. - Т. 1.

2. Социальные технологии: толковый словарь I ред.: Л.Я. Дятченко, В.Н. Иванова [и др.]. - M., 1995.

3. Лопуха, А.Д. Теоретические основы современной системы воспитания патриотизма военных кадров I под ред. д-ра пед. наук, проф. И.К. Шалаева. - Новосибирск, 2001.

4. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение Гражданина, Человека Культуры и Нравственности (исходные посылки поиска подхода к воспитанию). - Ростов-на-Дону, 1993.

5. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. - M., 1974. - Т. 41.

6. Mальгин, Е.Л. Программно-целевое моделирование патриотического воспитания студентов вузов в процессе профессиональной под-готовки: дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2007.

7. Калякин, В.В. Mолодое поколение и молодое пополнение: монография I В.В. Калякин, В.З. Шурбе, Т.Л. Лопуха. - Новосибирск, 2010.

8. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495.

9. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»: Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795.

10. Игумен Евмений. Пасторская помощь душевнобольным. - Иваново, 1999.

11. Социальная логотерапия: материалы методологического семинара 27-28 сентября I под ред. С.И. Григорьева, Л.Д. Деминой. - Барнаул, 1997.

12. Аристотель. Евдемова этика: в 8 кн. I пер. Т.В. Васильевой, Т.А. Mиллер, MA Солодовой. - M., 2005.

13. Нарский, И.С. Западноевропейская философия XIX века. - M., 1986.

14. Кант, И. Сочинения: в 6 т. - M., 1966. - Т. 6.

15. Сорокин, П.А. Общедоступный учебник социологии: статьи разных лет I сост. В.В. Сапов. - M., 1994.

16. Карпов, M.M. Смысл жизни человека. - Ростов-на-Дону, 1994.

17. Ярмахов, Б.Б. Смысл жизни как интегративная категория II Смысл человеческой жизни: диалог мировоззрений. - Н. Новгород, 1992.

18. Ведин, И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. - Рига, 1987.

19. Mансуров, В.А. Социальный портрет советского поколения I В.А. Mансуров, Р.А. Подсеваткина. - M., 1978.

20. Кучеренко, А.В. Жизненные планы молодежи: структура и факторы формирования: автореф. дис. ... канд. философ, наук. - Киев, 1989.

21. Немировский, В.Г. Смысл жизни: проблемы и поиски. - Киев, 1990.

22. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. - M., 1994.

Bibliography

1. Krupskaya, N.K. Pedagogicheskie sochineniya: v 10 t. - M., 1959. - T. 1.

2. Socialjnihe tekhnologii: tolkovihyj slovarj I red.: L.Ya. Dyatchenko, V.N. Ivanova [i dr.]. - M., 1995.

3. Lopukha, A.D. Teoreticheskie osnovih sovremennoyj sistemih vospitaniya patriotizma voennihkh kadrov I pod red. d-ra ped. nauk, prof. I.K. Shalaeva. - Novosibirsk, 2001.

4. Bondarevskaya, E.V. Vospitanie kak vozrozhdenie Grazhdanina, Cheloveka Kuljturih i Nravstvennosti (iskhodnihe posihlki poiska podkhoda k vospitaniyu). - Rostov-na-Donu, 1993.

5. Lenin, V.I. Polnoe sobranie sochineniyj. - M., 1974. - T. 41.

6. Maljgin, E.L. Programmno-celevoe modelirovanie patrioticheskogo vospitaniya studentov vuzov v processe professionaljnoyj pod-gotovki: dis. . kand. ped. nauk. Barnaul, 2007.

7. Kalyakin, V.V. Molodoe pokolenie i molodoe popolnenie: monografiya I V.V. Kalyakin, V.Z. Shurbe, T.L. Lopukha. - Novosibirsk, 2010.

8. Ob utverzhdenii obthevoinskikh ustavov Vooruzhennihkh Sil Rossiyjskoyj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 10.11.2007 № 1495.

9. O gosudarstvennoyj programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyjskoyj Federacii na 2011 - 2015 godih»: Postanovlenie Praviteljstva RF ot 5 oktyabrya 2010 g. № 795.

10. Igumen Evmeniyj. Pastorskaya pomothj dushevnoboljnihm. - Ivanovo, 1999.

11. Socialjnaya logoterapiya: materialih metodologicheskogo seminara 27-28 sentyabrya I pod red. S.I. Grigorjeva, L.D. Deminoyj. - Barnaul, 1997.

12. Aristotelj. Evdemova ehtika: v 8 kn. I per. T.V. Vasiljevoyj, T.A. Miller, M.A. Solodovoyj. - M., 2005.

13. Narskiyj, I.S. Zapadnoevropeyjskaya filosofiya XIX veka. - M., 1986.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Kant, I. Sochineniya: v 6 t. - M., 1966. - T. 6.

15. Sorokin, P.A. Obthedostupnihyj uchebnik sociologii: statji raznihkh let I sost. V.V. Sapov. - M., 1994.

16. Karpov, M.M. Smihsl zhizni cheloveka. - Rostov-na-Donu, 1994.

17. Yarmakhov, B.B. Smihsl zhizni kak integrativnaya kategoriya II Smihsl chelovecheskoyj zhizni: dialog mirovozzreniyj. - N. Novgorod, 1992.

18. Vedin, I.F. Bihtie cheloveka: deyateljnostj i smihsl. - Riga, 1987.

19. Mansurov, V.A. Socialjnihyj portret sovetskogo pokoleniya I V.A. Mansurov, R.A. Podsevatkina. - M., 1978.

20. Kucherenko, A.V. Zhiznennihe planih molodezhi: struktura i faktorih formirovaniya: avtoref. dis. ... kand. filosof, nauk. - Kiev, 1989.

21. Nemirovskiyj, V.G. Smihsl zhizni: problemih i poiski. - Kiev, 1990.

22. Ocherki po istorii teoreticheskoyj sociologii XX stoletiya. - M., 1994.

Статья поступила в редакцию 20.11.14

УДК 796

Lukyanenko B.N. Volikov R.A. BIOMECHANICAL FEATURES OF HITTING BY THE LEGS IN WRESTLING SPORTS. The paper describes in detail the biomechanical features of the impact of movements in wrestling kinds of sports. The analysis and synthesis of the research work helped identifying the most favorable conditions, allowing you to perform the most powerful kicks. The authors used such methods as questionnaires, video cyclography, registration of speed-and-force parameters of striking movements. The results of the research tell that in masters of sports the angle in the pelvis joint in the first phase of the movement before straight and side hits is less, than the angle in the same joint in first-grade sportsmen. The author notes that one of the reasons for the rejection in the technique of hitting movements, along with error learning may be an insufficient level of general and special physical preparedness of a boxer. The slow development of certain groups of muscles can lead to the imperfection of the musculoskeletal structure and to the impossibility of a strong shock.

Key words: martial arts, biomechanical features, impact movement, force of a blow, phases of movements.

В.П. Лукьяненко, д-р пед. наук, проф., зав. каф. теории и методики физической культуры, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь; Р.А. Воликов, аспирант ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», тренер-преподаватель МОУДОД ДЮСШ № 5, г. Ставрополь, E-mail: volikov-2014@mail.ru

БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УДАРНЫХ ДВИЖЕНИЙ НОГАМИ В СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ

В статье подробно раскрываются биомеханические особенности ударных движений в спортивных единоборствах. На основе их анализа и обобщения определены наиболее благоприятные условия, позволяющие выполнять наиболее сильные удары ногами. В исследовании использовались следующие методы: опрос, анкетирование, видео циклография, регистрации скоростно-силовых характеристик ударных движений. Результаты работы показали, что у мастеров спорта угол в тазобедренном суставе в первой фазе движения достоверно меньше при нанесении прямого и бокового ударов ногами, чем у перворазрядников. Автор отмечает, что одной из причин отклонения в технике ударных движений, наряду с ошибками обучения, может быть недостаточный уровень общей и специальной физической подготовленности боксера. Отставание в развитии отдельных мышечных групп может привести к несовершенству двигательной структуры и к невозможности осуществления сильного удара.

Ключевые слова: спортивные единоборства, биомеханические особенности, ударное движение, сила удара, фазы движения.

В настоящее время спортивные единоборства характеризуются возрастающим темпом и интенсивностью боя, совершенствованием техники двигательных действий, повышением уровня развития тактического мышления, физических и психических качеств, возросшей силой наносимых ударов, расширением арсенала атакующих и защитных действий, применяемых в бою. Все это обязывает спортсменов-единоборцев к повышению эффективности технико-тактических действий.

Повысить уровень технической подготовленности единоборцев невозможно без знаний биомеханических особенностей движений. Уровень владения техникой выполнения ударов ногами в спортивных единоборствах, как правило, оценивается на основе визуальных наблюдениях, и поэтому зачастую носит субъективный характер, что является причиной существенных отличий во мнениях и оценках различных авторов. При этом подбор и особенности применения тренировочных средств базируется в основном на многолетнем эмпирическом опыте того или иного тренера, а не на результатах специальных биомеханических исследований.

Анализ научно-методической литературы по спортивным единоборствам свидетельствует о том, что определенная согласованность движений ног, туловища и рук обеспечивает существенное увеличение силы удара. На основании кинематической структуры тела спортсмена можно представить оси вращения и точки опоры при выполнении спортсменами ударных технических приемов. Участие нижних конечностей в механике ударных движений происходит по трем звеньям кинематической цепи: бедро-голень-стопа. Эта кинематическая цепь, передавая поступательное движение туловищу, способствует быстрому повороту таза [1]. В соответствии с представленной биомеханической структурой, удар ногой можно представить следующий образом. Движение начинается с отталкивания бьющей ногой и переноса веса тела на опорную ногу. Колено бьющей ноги поднимается до уровня точки нанесения удара, с постепенным ее сгибанием. Разгибание бьющей ноги происходит с поворотом на опорной ноге до 140-150 градусов в точке нанесения удара.

С.Л. Подпалько. [2], считает, что боковой удар в тхэквон-до обеспечиваются следующими основными фазами ударного движения:

в 1-ой фазе - упругий подсед с продвижением и разворотом впереди стоящей ноги (не ударной) вперед;

во 2-ой фазе — разгибания ног с одновременным вращением туловища - начало выполнения маха ударной ногой;

3-я фаза - сгибание ноги в тазобедренном и коленном суставах, т е подъем вперед-вверх бедра с согнутой в коленом суставе ударной ноги и остановка вращения туловищ;

4-ая фаза - разгибание ударной ноги в коленном суставе и поворот тазобедренного сустава по направлению к цели.

Прямой удар с разворотом через спину в тхэквон-до обеспечиваются следующими основными фазами ударного движения:

фаза 1 - упругий подсед и отведение рук для замаха;

фаза 2 - вращение рук и туловища с одновременным разгибанием ног (выталкивание);

фаза 3 - сгибание маховой (ударной) ноги в тазобедренном и коленном суставах выполняется для увеличения скорости вращения;

фаза 4 разгибание ноги в тазобедренном и коленном суставах. В конце маха коленный и тазобедренный суставы выпрямляются.

Так, А.И. Агафонов [3] в своих исследованиях провел биомеханический анализ техники ударов кикбоксеров различных квалификационных групп. Автор установил: при выполнении испытуемыми ударов ногой выявлены различия в технике его выполнения у кикбоксеров различных квалификационных групп. По мере роста уровня мастерства спортсменов, формируются фазы формирования и выполнения удара. В конечной стадии фазы формирования удара уменьшается угол сгибания бьющей ноги в коленном суставе: у новичков он составляет 90°, у спортсменов высокого класса голень плотно прижимается к бедру. Бедро ближе прижимается груди: у новичков оно расположено на расстоянии около 20 см, тогда как у высококвалифицированных спортсменов - прижато к груди. Эти отличительные черты движений высококвалифицированных спортсменов способствуют увеличе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.