Научная статья на тему 'Ценностно-смысловые детерминанты патриотического воспитания'

Ценностно-смысловые детерминанты патриотического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
600
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ И ЦЕННОСТИ / САМОБЫТНОСТЬ / РОССИЙСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кусмарцев М. Б.

В статье рассматриваются проблемы разработки ценностно–смысловой основы патриотического воспитания. Порождение смысложизнненных ориентиров как основы устойчивого бытия человека становится импульсом к познанию ценностей патриотизма. Обоснованы социально-педагогические основы актуализации традиций и инноваций в патриотическом воспитании, направленном на достижение таких эффектов социального развития, как российская гражданская идентичность и консолидация российского общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кусмарцев М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловые детерминанты патриотического воспитания»

УДК 37.035.6

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

© 2012 М. Б. Кусмарцев

канд. пед. наук, доцент, учёный секретарь e-mail: kirill-200I a,ramhler.ru

Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки

работников образования

В статье рассматриваются проблемы разработки ценностно-смысловой основы патриотического воспитания. Порождение смысложизнненных ориентиров как основы устойчивого бытия человека становится импульсом к познанию ценностей патриотизма. Обоснованы социально-педагогические основы актуализации традиций и инноваций в патриотическом воспитании, направленном на достижение таких эффектов социального развития, как российская гражданская идентичность и консолидация российского общества Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотические смыслы и

ценности, самобытность, российская гражданская идентичность.

Социальные преобразования в нашем обществе с начала 90-х гг. привели к пересмотру основ духовной нормативности человеческой жизни. В связи с этим проблема соотношения общечеловеческих и национальных приоритетов в ценностях и смыслах жизни человека привлекла внимание отечественных философов и педагогов.

В философии этот пересмотр отражал коренной поворот нравственных ценностей - от классовых к общечеловеческим. На фоне общечеловеческих ценностей актуализировался поиск форм определения российской гражданской идентичности [Данилюк и др. 2010]. В теории педагогики научный поиск строился на основе утверждения смыслотворческого (инновационного) образа жизни человека, развивающегося и реализующего свой потенциал в традициях культуры и общества, что воплощается в гуманистической образовательной парадигме.

Задача отечественной педагогической науки - найти способы встраивания образования в глобальные процессы современности через сочетание любви к Родине и глобальной ответственности за существование человечества в цивилизационном масштабе.

«Любые программы обновления нашей страны являются успешными лишь тогда, когда они, наряду с общемировыми тенденциями, учитывают ее самобытность, своеобразие истории и культуры, менталитет населения и соответствующую систему духовных ценностей. Россия всегда входила и входит в мировую цивилизацию как уникальный тип цивилизационного устройства с богатым духовным прошлым» [Хамматова 2007: 26]

Сегодня в обществе явно выражены конструктивная и деструктивная тенденции в освоении патриотизма. Конструктивная направлена на формирование патриотизма через представление о национальной истории и культуре, ощущение причастности каждого человека к социальному целому в контексте прошлого - настоящего -будущего, артикуляцию социальной памяти в проекциях на образы будущего. Деструктивная основана на противоречии между ценностями массового сознания и ценностями, лежащими в основе духовных и социокультурных образцов, транслируемых современными средствами массовой коммуникации в русле утилитаризма современной эпохи.

Отрыв бытия от воспитания - характерная черта педагогики постиндустриальной эпохи. Информационная доминанта в образовании и воспитании ведёт к тому, что человек становится объектом манипулирования, а не ценностью.

Воспринимая информацию, человек понимает её, но нередко не принимает во внутренний мир, не производит на её основе ценностей и смыслов. Ценность может развиваться на основе такой же ценности. Утрата духовных корней, неспособность отождествить себя в национально-государственном плане рождает чувство неполноценности, ощущение незащищенности, провоцирует агрессию по отношению к представителям других этносов и культур, которая становится способом самозащиты, деструктивным механизмом общественной консолидации.

Поэтому достаточно живуча проблема противопоставления чувства любви к Родине и долга перед Родиной, вне осознания возможности их интеграции. Поиск социально приемлемых и индивидуально оптимальных форм включения личности в мир отечественной культуры усложнился на фоне негативного отношения к традиционным пластам культуры как носителя патриотических ценностей. В мировоззренческом плане становлению конструктивных культурных практик формирования патриотизма препятствует деструктивное отношение значительной части либеральных кругов к отечественной истории, культуре, традициям России, и прежде всего советского периода.

Тем самым складывается одно из главных противоречий эпохи: личность не выводится из общества, а существует параллельно ему. Для человека информационной эпохи характерно виртуальное благополучие, что ведёт к разрушению личности и утверждению отчуждения индивида, анархического бунта, смыслового безразличия и т. д.

Поэтому выявление содержания и специфики ценностно-смысловой основы патриотического воспитания и ее актуализация в сегодняшнем общественном самосознании - важнейшее условие формирования российской гражданской идентичности и преодоления духовного кризиса. В этой связи одной из важнейших проблем патриотического воспитания является формирование содержания воспитания через интеграцию потенциала традиций и инноваций в систему средств развития личности и формирования её самотождественности в формате целостности пространства личности - коллектива - общества - государства [Бузский и др. 2011].

В рыночных системах координат личностная активность в процессе адаптации к новым жизненным условиям рассматривается только как активность во внешнем пространстве деятельности, а не как активность во внутреннем пространстве смыслов, определяющих личностные возможности, стратегии, цели и задачи. Человек может или, скорее, вынужден испытывать чувство ответственности за результаты деятельности, моральный долг перед партнёрами, ищет одобрение социума и т. д. Однако ценностные ориентации замыкаются на прагматические и утилитарные ожидания, определяющиеся критерием полезности и не трансформируют приобретённые ценности в смысложизненные установки.

Однако без сознательно найденных смыслов деятельности всякое проявление активности личности остается бессистемной, слабо упорядоченной, имеющей применение в сиюминутных ситуациях и не служащей интересам саморазвития индивида.

Поиск смысла жизни как основы устойчивого бытия становился импульсом к познанию ценностей патриотизма. Механизмами порождения смысла жизни явились формирование проблемного (инновационного) мышления, антропологизация содержания ценностей, субъектность их освоения. Познание ценностей патриотизма

осуществляется как переход от внешней заданности к внутренним нормативным регуляторам.

Обретаемые личностные смыслы выражаются в символах, знаках, становятся руководством деятельности и реализуются в поступках, основанных на анализе собственных бытийных практик и стоящих за ними ценностях, образе жизни как проекте будущего, что придаёт уверенность для принятия того или иного образа бытия и его воплощения в поведении, отношениях и деятельности.

Адаптация человека в пространстве идеалов, ценностей и смыслов патриотизма проявляется в осознании собственных приоритетных потребностей, мотивов, ценностей, личностных смыслов в контексте коллективных, общественных и государственных потребностей, интересов, норм, ценностей, целей, представлений о нравственных способах достижения целей, о необходимых ресурсах и усилиях в достижении целей и ожиданий.

Системообразующим основанием патриотического воспитания является ценностно-смысловое ядро патриотизма, которое обеспечивает целостность социальной, политической и культурной системы и соответствующую идентичность личности. Деформация аксиологического пространства патриотизма провоцирует системный кризис идентичности, который переживается как духовный вакуум, разрыв связей человека с социальным и культурным миром, утрата смысла бытия, неспособность отождествить себя с базовыми жизненными ценностями и ролями.

Границы этого мира определяются идентичностью, а характер развития -патриотизмом. Патриотизм существует благодаря проявлению творческой энергии людей, которые её осваивают и тем самым воспроизводят. Основанием социокультурной идентичности является осознание духовной самобытности, которая наиболее полно отражается в текстах культуры, имеющих традиционную направленность и фиксирующих наиболее сущностные патриотические доминанты отечественной культуры.

Самобытность — существенное и постоянное проявление инвариантных основ национального духа, которые оказываются функционально необходимыми для его существования в настоящем и будущем, обеспечивая самосохранение, идентичность и воспроизводство ценностно-смысловой сферы жизни общества. В задачи патриотического воспитания входит укоренение в сознании молодого поколения понятий, определяющих духовную жизнь общества: «Родина», «семья», «родной язык», «родная природа», «народ», «род», «культура». Все это - фундамент становления личности в пространстве самобытности, так как не может быть личности без самобытности, а самобытности без цивилизации.

Патриотическое воспитание, используя механизм идентификации, предполагает актуализацию традиций и инноваций как ценностей отечественной истории, социум как единое целое в историческом времени и выполняющих функцию духовного «генофонда». Погружение личности в мир традиций выступает системообразующей основой и решающим фактором гармонизации процесса формирования идентичности личности и одновременно развития патриотического сознания современного человека.

По мнению С. Лурье, традиция теснейшим образом связана с менталитетом. С ее точки зрения, менталитет «подразумевает подвижность, соотнесенность как с прошлым, так и с настоящим, возможность сколь угодно глубоких внутренних противоречий» [Лурье].

Исследования последних лет показывают, что наиболее значимым событием для молодёжи начала XXI века является Великая Отечественная война. Её события «живут» в памяти участников, в символах и контекстах современности, они встроены в повседневные бытийные практики индивида.

В процессе освоения патриотизма через литературу и историю преобладают предметные поиски (текстуальные), а не смысловые (контекстные). В результате снижения патриотического воспитательного потенциала общего образования личность старшеклассника уходит из реального бытия в виртуальную реальность с её условным героизмом, находчивостью, отвагой и проч.

Патриотические смыслы каждого человека опираются на его фундаментальные представления (осознанные в большей или меньшей степени) о феномене жизни и ее смысле вообще. Они интегрируются вокруг одного вопроса: для чего я живу? Это смыслообразующий вопрос бытия конкретного человека. Более конкретным смыслопорождающим вопросом является вопрос о масштабах встроенности индивидуальной жизни в жизнь ближайшего окружения, коллектив. Тем самым развиваются коллективизм, альтруизм. Более общей сферой смыслотворчества является выход личности на позиции духовности в осмыслении своей жизни и формирования соборной основы своей жизни как интегрированного единства личностной собранности, проектируемой на ближайший социум, общество в целом [Вырщиков и др. 2007]. Высшей сферой смысложизненной позиции личности является реализация идеалов служения Отечеству.

Патриотизм как универсальная форма бытия проявляется, во-первых, в форме духовного бытия индивида, неотъемлемого от ценностей, идеалов и смыслов Родины. Это бытие реализуется в его патриотических чувствах, патриотическом сознании и самосознании, поведении, отношениях, деятельности и проч. Во-вторых, патриотизм конкретной личности выступает в виде объективированного, опредмеченного в социальном пространстве языка, символов и знаков, форм искусства, принципов поведения, принятых в обществе. Именно через освоение этого объективированного духовного мира и происходит становление патриотизма как процесс интериоризации ценностей и смыслов в духовный мир личности, приобщение его к культурному и социальному наследию отечественной истории и культуры.

Отсюда вытекает представление о предмете патриотического воспитания как личностной объективации поступков, сознания, отношений и деятельности, основанных на любви к Родине, стремлении служения Отечеству, приверженности долгу. Патриотическое воспитание распредмечивает пространство прошлого с его символами и контекстами, полагая их как ценности созидания будущего в конкретных (предметных) смыслах настоящего.

При этих механизмах (объективации и распредмечивания) обучающийся захочет встретиться с феноменом патриотизма как явлением таинственным, доставшимся в наследство от многих поколений, романтичным и привлекательным, дающим ясное сознание будущего через преодоление трудностей, лишений, рисков для встречи с ожидаемым.

Библиографический список

Бузский М.П., Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Российская гражданская идентичность как педагогический ресурс реализации духовно-нравственного развития и патриотического воспитания учащихся: научно-методическое издание. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2011. 156 с.

Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-

методологические и прикладные основы / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов, Г.Н. Филонов. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007. 386 с.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010. 34 с.

Лурье С. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия [Электронный ресурс]. иКЬ: http://svlourie.narod.ru/агй с^/anthropology.htm (дата

обращения: 15.06.2012).

Хамматова С.А. Формирование духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи в многонациональном обществе: дисс. ... докт. пед. наук. Уфа, 2007. 385 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.