Научная статья на тему 'Принципы разработки региональной стратегии патриотического воспитания детей и молодежи'

Принципы разработки региональной стратегии патриотического воспитания детей и молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИНЦИПЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / КЛАСТЕР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / PATRIOTIC UPBRINGING / PRINCIPLES / INNOVATIVE INSTITUTIONAL STRUCTURE / PATRIOTIC UPBRINGING CLUSTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кусмарцев Михаил Борисович

Обосновываются принципы разработки стратегии инновационного развития региональной системы патриотического воспитания подрастающих поколений, основные направления (формирование «инновационных центров развития», интеграция идей, технологий и человеческого потенциала, синхронизация деятельности субъектов образования, культуры, молодежной политики, общественных организаций, создание регионального кластера) и показатели (степень социальной целостности, привлекательность инвестиций, повышение статусной позиции субъекта, многообразие инновационных моделей, сформированность условий инновационной деятельности, развитость управленческой культуры) деятельности инновационной структуры регионального научно-инновационного социально-педагогического комплекса патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кусмарцев Михаил Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELABORATION PRINCIPLES FOR REGIONAL STRATEGY OF PATRIOTIC UPBRINGING OF CHILDREN AND YOUTH

Elaboration principles of innovation development strategy of regional system of patriotic upbringing of rising generations are substantiated. The article dwells on the main areas (forming “innovation development centers”, integration of ideas, techniques and human potential, synchronization of activity of the subjects of education, culture, youth politics, social organizations, creation of regional cluster) and indicators (the degree of social integrity, investment appeal, subject’s status position increasing, diversity of innovation models, settled conditions of innovation activity, development of managerial culture) of innovation structure activity of regional scientific innovation socio-pedagogical set of patriotic upbringing.

Текст научной работы на тему «Принципы разработки региональной стратегии патриотического воспитания детей и молодежи»

УДК 355.233+37.035.6 ББК Ч421.252+Ч481.352

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

М.Б. Кусмарцев

Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования

ELABORATION PRINCIPLES FOR REGIONAL STRATEGY OF PATRIOTIC UPBRINGING OF CHILDREN AND YOUTH

M. Kusmartsev Volgograd State Academy оf Teachers’ Professional Retraining аnd Further Development

Обосновываются принципы разработки стратегии инновационного развития региональной системы патриотического воспитания подрастающих поколений, основные направления (формирование «инновационных центров развития», интеграция идей, технологий и человеческого потенциала, синхронизация деятельности субъектов образования, культуры, молодежной политики, общественных организаций, создание регионального кластера) и показатели (степень социальной целостности, привлекательность инвестиций, повышение статусной позиции субъекта, многообразие инновационных моделей, сформированность условий инновационной деятельности, развитость управленческой культуры) деятельности инновационной структуры - регионального научно-инновационного социально-педагогического комплекса патриотического воспитания.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, принципы, инновационная институциональная структура, кластер патриотического воспитания.

Elaboration principles of innovation development strategy of regional system of patriotic upbringing of rising generations are substantiated. The article dwells on the main areas (forming “innovation development centers”, integration of ideas, techniques and human potential, synchronization of activity of the subjects of education, culture, youth politics, social organizations, creation of regional cluster) and indicators (the degree of social integrity, investment appeal, subject’s status position increasing, diversity of innovation models, settled conditions of innovation activity, development of managerial culture) of innovation structure activity - of regional scientific innovation socio-pedagogical set of patriotic upbringing.

Keywords: patriotic upbringing, principles, innovative institutional structure, patriotic upbringing cluster.

Одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед отечественной педагогической наукой, является проблема определения способов встраивания отечественного обучения и воспитания в глобальные процессы современности. Путь разрешения проблемы обозначен в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) общего образования второго поколения, где процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков,

составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, формирования духовнонравственной, социальной и семейной культуры. В системе базовых национальных ценностей патриотизм определяется как приоритетная ценность.

Для реализации целевых установок ФГОС общего образования, обеспечения устойчивого развития личности, общества и государства, формирования позитивной идентичности под-

Теория и практика управления образованием

растающего поколения предстоит исследовать механизмы воспитания человека, сочетающего в себе целостное знание о мире в контексте собственных смысложизненных ориентиров, обладающего высоким уровнем духовности, нравственности и патриотизма [1].

Логика государственной политики в сфере патриотического воспитания исходит из необходимости осуществления научно обоснованной деятельности субъектов патриотического воспитания на основе понимания феномена патриотизма как стержневой духовной составляющей России.

В этой связи возникает необходимость решения современных проблем, связанных с пониманием феномена российского патриотизма как основы национальной и социокультурной идентификации, фактора развития общественных отношений, трансляции духовно-нравственных ценностей от поколения к поколению, как сплачивающей многонациональный народ идеи, как гражданской позиции, основанной на патриотических мотивах, идеалах и смыслах, как ценностного ориентира, связывающего в общественной психологии прошлое, настоящее и будущее каждого человека, его близких и общество в целом.

«Патриотизм, - говорится в аналитическом обзоре Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ, - это любовь к Отечеству, сопричастность к истории, культуре и достижениям страны. Патриотизм - важнейшая духовная ценность человека. На его основе формируется гражданская позиция, готовность к достойному, самоотверженному служению своей Родине - России» [3, с. 83]. Данное определение указывает на стратегические приоритеты в патриотическом воспитании детей и молодежи, опредмечивает исследовательский поиск основных принципов разработки стратегии.

Инновационные процессы в обществе ориентируют исследователей на поиск путей раскрытия потенциала саморазвития человека, использование человеческого потенциала как ресурса становления нового качества социальных отношений. В этой связи важным принципом является принцип целостности.

Принцип целостности в выработке социально-педагогических основ стратегии патриотического воспитания указывает на необходимость рассмотрения патриотического воспитания не только как формально-территориальной системы (федеральной, региональной, муниципальной), но и как институцио-

нально-параметральной системы, задающей векторы развития личности в среде образования, культуры, молодежной политики, учитывающей возрастные и социально-психологические особенности молодежи.

Целостность представляет объект как сложный комплекс с присущими ему связями и отношениями, который не может быть расчленен на составные части. «Целостность, -пишет В. С. Ильин, - это определенная качественная полнота, внутреннее единство рассматриваемого явления, выражающееся в его системности, структурности, устойчивости, обособленности, самостоятельности целого, в его способе существования, в его специфическом качестве» [2, с. 39].

Методологический анализ принципа целостности позволяет вычленить структуру, тип связей, способы взаимодействия, функционирование целого и частей, их роль и значение в обеспечении жизнедеятельности социального организма, «... скоординирован-

ность всех качеств личности под „эгидой“ стержневых, которые пронизывают все качества личности и являются проводником их функций в жизнедеятельности человека, своеобразными „приводными ремнями“ к его практической деятельности» [2, с. 53].

Следует подчеркнуть, что задача исследования социально-педагогических основ стратегии патриотического воспитания заключается не в том, чтобы обосновать приоритеты и региональные особенности, а показать реальное воплощение в воспитании системы функций, связей и отношений, взаимодействий и взаимовлияний различных субъектов процесса.

Решение этой задачи лежит в плоскости требований принципа комплексности.

Принцип комплексности в разработке стратегии патриотического воспитания предполагает исследование основного субъекта, координирующего деятельность учреждений и организаций - регионального инновационного научно-образовательного комплекса

патриотического воспитания.

Принцип комплексности требует интеграции субъектов патриотического воспитания с целью всестороннего воздействия на личность. Методологию научного поиска позволяет сформировать принцип интегративности.

Современное общество выдвигает качественно новые требования к человеку инновационного будущего: оказывается востребованным такое образование, которое включало бы в себя смысловые позиции проектирования

Кусмарцев М.Б.

Принципы разработки региональной стратегии патриотического воспитания детей и молодежи

собственного будущего. Логика социальнопедагогического процесса патриотического воспитания такова: через познание прошлого с его идеалами, ценностями и смыслами в проектируемое будущее и на этой основе формирование позиции в настоящем по выбору векторов и пути саморазвития, самосовершенствования. Такова методологическая позиция патриотически ориентированного образования, разрабатываемая научной школой профессора А.Н. Вырщикова. Принцип инте-гративности нацеливает на системное сочетание социально-педагогических средств патриотического воспитания и психологических механизмов, регулирующих развитие личности через направленность на основные компоненты, наиболее восприимчивые к воздействию. В структуре личности как наиболее восприимчивые к формированию системноинтегративного качества личности выделяются следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-чувственный, ценностно-смысло-

вой, морально-волевой, деятельно-практический, рефлексивный.

Принцип интегративности предполагает не только овладение знаниями, но и последовательное овладение опытом жизнетворчества и смыслотворчества в русле саморазвития. Источником саморазвития является образ. Образ героя, праведника, труженика формируется как интегральный продукт процесса просвещения, приобщения к культуре, включения в соответствующие виды деятельности и т. д. Образ - источник развития мышления и воспитания чувств. Сознание смысла структурирует действия человека, переживание смысла порождает духовность. В свою очередь, духовность выражается в целостности реального и сакрального. Именно поэтому смысл Родины, порождаемый образами (прошлого, настоящего, будущего, событий, личностей и т. д.), является системно-интегративным качеством личности патриота, направленным на саморазвитие и самосовершенствование.

Российская национальная идентичность корневой системой уходит в традиции, а современные ее векторы определяются инновационностью. Именно поэтому в разработке социально-педагогических основ стратегии патриотического воспитания необходимо зафиксировать принцип диалектики традиций и инноваций.

«Традиция, - пишет М.А. Суханова, - это культурное ядро цивилизации, на котором покоится ее индивидуальность, но инновации необходимы для развития самой цивилизации.

Культурные инновации задают необходимую динамику всех сфер деятельности человека.» [4, с. 446].

Традиция как культурно-историческое явление включает в себя когнитивные, эмоциональные, ценностные, деятельностные модели, регулируемые нормами, правилами, навыками, обычаями, культурными достижениями, которые представляют ценность для определенного круга сообщества, а также способы их трансляции от поколения к поколению.

«Традиция - это присутствие прошлого в нас самих, делающее нас чувствительными к влиянию этого социального факта», - писал французский социопсихолог М. Дюфрен [5, с. 312].

Понятие «инновация» относится к таким изменениям внутри объекта, которые носят сущностный характер, сопровождаются качественными изменениями в мышлении и деятельности. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии патриотического воспитания, так как в российском образовании наметилось движение в сторону «экономики знаний», требующее его интеграцию с культурой, социальной сферой, бизнес-сообществом, институтами гражданского общества.

Одним из перспективных направлений реализации модернизационного сценария развития России является стимулирование и поддержка процессов формирования «инновационных центров развития» и воспроизводства человеческого капитала. Эффективной формой такого центра в регионе, нацеленного на интеграцию новых идей, технологий и человеческого потенциала, может стать региональный кластер патриотического воспитания детей и молодежи. Формирование такой структуры -это процесс интеграции, упорядочения и синхронизации функционирования разобщенных субъектов образования, культуры, молодежной политики, общественных организаций.

Инновационная институциональная структура патриотического воспитания, моделируемая в настоящее время исследователями научной школы профессора А.Н. Вырщикова, представляется как региональный научноинновационный социально-педагогический

комплекс. Комплекс, представляющий собой региональный кластер, рассматривается как способ преимущественно мягкой интеграции основных субъектов образовательно-воспитательного пространства.

Взаимодействие субъектов региональной инновационной структуры патриотиче-

Теория и практика управления образованием

ского воспитания имеет следующие особенности:

— в отличие от традиционных инновационно активных образовательных учреждений, субъекты, входящие в инновационный комплекс, совместно используют общие ресурсы, что делает структуру взаимодействия более гибкой, увеличивая ее способность адаптироваться к изменчивой социокультурной среде;

— в управлении потоками ресурсов патриотического воспитания субъекты инновационного комплекса активно используют рыночные механизмы, базирующиеся на обмене продуктами деятельности, информацией и активном взаимодействии;

— субъекты практикуют разработку совместных проектов патриотического воспитания, что усиливает заинтересованность участников сети и приводит к повышению эффективности функционирования комплекса;

— инновационный комплекс становится

объединением ученых, разработчиков технологий, учреждений и организаций на основе взаимного владения ресурсами, что создает дополнительные возможности для реализации социально-педагогического эффективного

взаимодействия, разработки совместной стратегии и повышения заинтересованности всех участников регионального сообщества патриотического воспитания.

Показателями, по которым можно судить о возможностях инновационного развития региональной системы патриотического воспитания, могут быть:

1. Социальная целостность, в которой региональная система патриотического воспитания рассматривается во взаимоотношении с другими социальными институтами - культурой, молодежной политикой, здравоохранением, образованием, институтами гражданского общества и т. д.

2. Характер и направленность изменения социальной действительности, что обеспечивает привлекательность инвестиций в развитие региональной системы патриотического воспитания.

3. Статусная позиция региональной системы патриотического воспитания, что предполагает ее соответствующую трансформацию в особый вид практики общественного развития и базовый институт социализации личности.

4. Наличие реального многообразия инновационных моделей патриотического воспитания, их предметной модификации и обра-

зовательной направленности, вариативности и т. д., при условии сохранения возможности выбора с позиций ресурсного диапазона удовлетворения образовательных и социокультурных потребностей и прогностически выстроенных моделей возможностей.

5. Сформированность условий инновационной деятельности основных субъектов системы патриотического воспитания, которые определяют структуру инновационного процесса, инновационную инфраструктуру, широкий диапазон социального партнерства, информационное обеспечение, мобильность инновационного пространства и др.

6. Степень развитости управленческой культуры субъектов патриотического воспитания в условиях динамичного, неравновесного, открытого характера общественного развития.

Преимущества создания подобного комплекса как базового субъекта инновационного развития региональной системы патриотического воспитания вытекают из основных интегративных свойств комплексных структур: возможности реализовать целевые принципы планирования и управления, комплексного решения задач развития муниципальных и институциональных систем патриотического воспитания с учетом их ресурсного, социального и экономического потенциала; получения синергических эффектов от координации и кооперации во взаимодействии различных учреждений и организаций.

Литература

1. Бузский, М. П. Российская гражданская идентичность как педагогический ресурс реализации духовно-нравственного развития и патриотического воспитания учащихся / М.П. Бузский, А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2011. -124 с.

2. Ильин, В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс) /В.С. Ильин. -М. : Педагогика, 1984. - 144 с.

3. Патриотизм в актуальных трактовках, отечественных средствах массовой информации и сознании россиян. - М. : ООО «ИПЦ «Маска», 2009. - 105 с.

4. Суханова, М.А. Традиции и инновации в культуре // Инновации и образование: сб. материалов конф. Серия “Symposium”; вып. 29. - СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2003. - С. 443-446.

5. Шацкий, Е. Утопия и традиция / Е. Шацкий. - М. : Прогресс, 1990. - 382 с.

Поступила в редакцию 28 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.