Научная статья на тему 'Модель социальнопедагогического сопровождения инновационного развития региональной системы патриотического воспитания детей и молодежи (70-летию Сталинградской битвы посвящается)'

Модель социальнопедагогического сопровождения инновационного развития региональной системы патриотического воспитания детей и молодежи (70-летию Сталинградской битвы посвящается) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ СУБЪЕКТОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ / PATRIOTISM / INNOVATIVE DEVELOPMENT / SYSTEM OF PATRIOTIC EDUCATION / MODEL OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT / INTEGRATION OF SUBJECTS / MODERNIZATION OF REGIONAL EDUCATION / RESOURCE CENTRES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кусмарцев Михаил Борисович

В статье раскрываются целевые характеристики современного патриотического воспитания в контексте разрабатываемой Стратегии инновационного развития региональной системы патриотического воспитания. Результаты анализа легли в основу модели социально-педагогического сопровождения инновационного развития региональной системы патриотического воспитания детей и молодежи с учетом возможностей и особенностей социально-экономического развития Волгоградской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кусмарцев Михаил Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONAL SYSTEM OF PATRIOTIC EDUCATION FOR CHILDREN AND YOUNG PEOPLE (TO THE 70TH ANNIVERSARY OF THE BATTLE OF STALINGRAD DEDICATED)

The article dwells upon objective characteristics of patriotic education within the context of the elaborating a strategy of innovative development of the regional system of patriotic education. The results of the research have provided the basis for a model of socio-pedagogical support for innovative development of the regional system of patriotic education for children and young people, with consideration for potentials and peculiarities of social and economic state of the Volgograd region.

Текст научной работы на тему «Модель социальнопедагогического сопровождения инновационного развития региональной системы патриотического воспитания детей и молодежи (70-летию Сталинградской битвы посвящается)»

УДК 37.014 Кусмарцев Михаил Борисович

кандидат педагогических наук, доцент, ученый секретарь Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования тел.: (8442) 64-57-17

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ (70-ЛЕТИЮ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ)

Kusmartsev Mikhail Borisovich

PhD in Education Science, Assistant Professor, Academic Secretary, Volgograd State Academy of Continuing Professional Development and Retraining of Education Employees tel.: (8442) 64-57-17

MODEL OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONAL SYSTEM OF PATRIOTIC EDUCATION FOR CHILDREN AND YOUNG PEOPLE (TO THE 70TH ANNIVERSARY OF THE BATTLE OF STALINGRAD DEDICATED)

Аннотация:

В статье раскрываются целевые характеристики современного патриотического воспитания в контексте разрабатываемой Стратегии инновационного развития региональной системы патриотического воспитания. Результаты анализа легли в основу модели социально-педагогического сопровождения инновационного развития региональной системы патриотического воспитания детей и молодежи с учетом возможностей и особенностей социально-экономического развития Волгоградской области.

Ключевые слова:

патриотизм, инновационное развитие, система патриотического воспитания, модель социально-педагогического сопровождения, интеграция субъектов, модернизация регионального образования, ресурсные центры.

Summary:

The article dwells upon objective characteristics of patriotic education within the context of the elaborating a strategy of innovative development of the regional system of patriotic education. The results of the research have provided the basis for a model of socio-pedagogical support for innovative development of the regional system of patriotic education for children and young people, with consideration for potentials and peculiarities of social and economic state of the Volgograd region.

Keywords:

patriotism, innovative development, system of patriotic education, model of socio-pedagogical support, integration of subjects, modernization of regional education, resource centres.

Разработка модели социально-педагогического сопровождения инновационного развития региональной системы патриотического воспитания детей и молодежи обусловлена кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии как на уровне государства и на уровне регионов России. Данные перемены определяются интеграционными процессами в образовании, требующими формирования людей, способных оперативно и адекватно решать возникающие проблемы, созидать инновационные формы жизнедеятельности. Реализовать общественные потребности в устойчивом и поступательном развитии российского общества возможно только путем сохранения и развития духовного потенциала российского патриотизма как базового ресурса развития России.

Патриотическое воспитание - национальная традиция. В стратегической перспективе патриотическое воспитание граждан РФ [1, с. 5] рассматривается как составляющая государственно-общественной системы воспитания, фактор и ресурс формирования российской гражданской идентичности, консолидации российского общества и укрепления российской государственности.

Поэтому важной целевой характеристикой современного патриотического воспитания в России является защита, сохранение и развитие основ бытия в национальной истории через саморазвитие и самореализацию творческого потенциала человека.

Решение этой задачи в исследованиях ученых Волгоградской области [2, с. 672-680] сводится к следующему:

- формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала;

- достижение социальных эффектов современного образования и воспитания в виде формирования российской гражданской идентичности и консолидации российского общества.

В контексте решения этой задачи в настоящее время научной школой А.Н. Вырщикова разрабатывается Стратегия инновационного развития региональной системы патриотического воспитания, которая по замыслу авторов, призвана задать образцы и стандарты новых компетенций и установок, которыми должны обладать созидатели и защитники Отечества, чтобы отвечать вызовам современности, а также на качественно новом уровне развернуть подготовку организаторов и специалистов патриотического воспитания региона и страны, осуществляя социально-педагогическое сопровождение этой деятельности [3, с. 7-8].

Волгоградская область, имея славные исторические, боевые и созидательные традиции, была и остается одним из регионов, где патриотизм, нравственность передаются из поколения в поколение. Для сохранения и развития традиций патриотизма область имеет огромную базу, составляющую национальное достояние России: Федеральное государственное учреждение культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва», включающее следующие объекты: историко-мемориальный комплекс «Героям

Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане, музей-панораму «Сталинградская битва», мемориально-исторический музей.

Анализ основных проблем социально-педагогического сопровождения инновационного развития региональной системы патриотического воспитания детей и молодежи Волгоградской области позволил:

- сформировать социальный заказ и основные идеи инновационного развития региональной системы патриотического воспитания детей и молодежи, способные обеспечить получение социального и экономического эффекта в развитии Волгоградской области;

- создать экспериментальные площадки и ресурсные центры на базе образовательных учреждений региона, имеющих возможности в обеспечении отдельных направлений работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи;

- определить инновационный характер используемых форм, методов, технологий, разработать интегрированные программы патриотического воспитания детей и молодежи в регионе;

- определить критерии и показатели эффективности процесса социальнопедагогического сопровождения патриотического воспитания детей и молодежи в регионе.

Цель социально-педагогического сопровождения инновационного развития региональной системы патриотического воспитания детей и молодежи - создание комплекса ресурсов, условий и средств, направленных на реализацию целей опережающего развития патриотического воспитания в социальном и экономическом процессе развития Волгоградской области.

Ведущие идеи модели сопровождения инновационного развития региональной системы патриотического воспитания детей и молодежи:

- рассмотрение региональной системы образования как образовательной среды, способствующей самоопределению и самореализации личности, формированию готовности к защите и созиданию Отечества, достижению жизненного успеха в гармонии с интересами российского общества и государства;

- рассмотрение личностного саморазвития, самосовершенствования и самореализации в контексте инновационного развития российского общества как основополагающей цели патриотического воспитания;

- рассмотрение комплекса условий и средств патриотического воспитания как многоуровневой системы, включающей в себя следующие взаимосвязанные уровни: региональная система образования, муниципальная система образования, образовательные учреждения разных типов, субъекты образовательной деятельности (дети, родители, педагоги);

- поддержка традиционной для Волгоградской области системы воспитания на героических традициях защиты Отечества как наиболее эффективной деятельности на уровне образовательных учреждений, муниципальных образований, региона и разработка новых форм работы, позволяющих создать инновационный опыт патриотического воспитания детей и молодежи.

В стратегических перспективах развития образования в Волгоградской области можно выделить следующие направления социально-педагогического сопровождения инновационного развития региональной системы патриотического воспитания детей и молодежи.

1. Модернизация процесса патриотического воспитания, в свете требований ФГОС общего образования второго поколения, предполагающая повышение его качества в образовании, обеспечение конкурентоспособности программ обучения в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования на российском и мировом рынках образовательных услуг, а их выпускников - успешности на федеральном и региональном рынках труда и в сфере социальных отношений [4].

Основными направлениями социально-педагогического сопровождения инновационного развития региональной системы патриотического воспитания детей и молодежи являются следующие.

1.1. Разработка комплекса диагностических процедур и методов, направленных на выявление и отслеживание инновационного развития системы патриотического воспитания в регионе и механизма внедрения, включающего:

- организацию ресурсного центра на базе Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования по разработке системы диагностики патриотического воспитания, механизма ее реализации в практике деятельности основных субъектов, организации консультаций для организаторов и специалистов;

- разработку программы мониторинга достижений субъектов региональной системы патриотического воспитания различного уровня.

1.2. Интеграция субъектов региональной системы патриотического воспитания, которая осуществляется через:

- организацию социального партнерства и межведомственного взаимодействия в сфере патриотического воспитания;

- создание социально-педагогических кластеров сопровождения системы патриотического воспитания в регионе.

2. Модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности направлена на создание современных условий для качественной профессиональной подготовки специалистов по приоритетным направлениям развития патриотического воспитания, совершенствование технологий научной деятельности и обеспечение трансфера ее результатов в федеральную систему патриотического воспитания.

Основными направлениями модернизации научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности в патриотическом воспитании являются:

- создание условий для ведения исследовательской деятельности;

- формирование творческих коллективов и исследовательских групп по приоритетным направлениям развития патриотического воспитания;

- организация профессиональных сетей для специалистов патриотического воспитания, сообщества инновационных учреждений и организаций;

- организация региональных исследований проблем патриотического воспитания детей и молодежи - создание областных экспериментальных площадок, программ патриотического воспитания.

3. Развитие кадрового потенциала и формирование качественного состава организаторов и специалистов по патриотическому воспитанию детей и молодежи подразумевает:

- создание условий для личностного роста работников образования, культуры, молодежной политики и науки; совершенствование и развитие их профессиональных компетенций; привлечение к патриотическому воспитанию и исследованиям специалистов высокого уровня;

- создание стажировочных площадок по подготовке, повышению квалификации педагогических кадров в вопросах сопровождения патриотического воспитания на базе общеобразовательных учреждений, работающих в инновационном режиме под эгидой ВГАПКиПРО;

- обеспечение общественного признания лидеров в региональной системе патриотического воспитания (публикации в СМИ, радио- и телепрограммы и др.).

4. Совершенствование социального партнерства учреждений образования, культуры, молодежной политики, общественных организаций и повышение эффективности управления региональной системой патриотического воспитания будет осуществляться за счет:

- проектирования и формирования инновационных основ развития региональной системы патриотического воспитания, внедрения современных технологий стратегического управления и проектирования, менеджмента качества;

- координации работы с субъектами через создание координационных центров на уровне региона и муниципальных органов управления образованием, создание информационнометодических центров, открытие экспериментальных площадок по патриотическому воспитанию и др.;

- совершенствования нормативно-правового обеспечения, которое предполагает определение круга необходимых нормативных документов, разработку комплекса положений о конкурсах, олимпиадах, грантах для учреждений образования;

Реализация модели социально-педагогического сопровождения инновационного развития региональной системы патриотического воспитания детей и молодежи Волгоградской области в условиях XXI в. положит основу формированию новых поколений победителей, успешных молодых людей, способных в сложных условиях конкурентной борьбы отстоять свои позиции, раз-

виваться и быть просто самодостаточными, духовных наследников, творцов будущего, защитников и созидателей основ бытия в национальной истории (настоящего), духовно-нравственной личности человека культуры, гражданина и патриота, готового к служению Отечеству, ответственного за себя, судьбу своих близких и судьбу своей страны, занимающего активную гражданскую позицию.

Ссылки:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы». М., 2010.

2. Патриотически-ориентированное образование: методология, теория, практика: научное издание / под общ. ред. А.Н. Вырщикова. Волгоград, 2008.

3. Российский патриотизм: истоки, содержание и воспитание в современных условиях: учебное пособие / А.Н. Вырщиков, С.Н. Климов, М.Б. Кусмар-цев, И.В. Метлик и др. / под общ. ред. А. К. Быкова и В.И. Лутовинова. М., 2010.

4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2010.

References (transliterated):

1. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan RF na 2011-2015 gody». M., 2010.

2. Patrioticheski-orientirovannoe obrazovanie: metod-ologiya, teoriya, praktika: nauchnoe izdanie / under general ed. of A.N. Vyrshchikov. Volgograd, 2008.

3. Rossiyskiy patriotizm: istoki, soderzhanie i vospitanie v sovremennykh usloviyakh: textbook / A.N. Vyrshchikov,

S.N. Klimov, M.B. Kusmartsev, I.V. Metlik, et al. / under general ed. of A.K. Bykov and V.I. Lutovinov. M., 2010.

4. Danilyuk A.Y., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. M., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.