Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание молодежи средствами социально-культурной деятельности историко-мемориальной направленности'

Патриотическое воспитание молодежи средствами социально-культурной деятельности историко-мемориальной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2254
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСТОРИЯ / МЕМОРИАЛ / ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / HISTORY / MEMORIAL / UPBRINGING / PATRIOTISM / MEANS OF THE FORMATION / THE USE OF RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанова Наталья Валерьевна

В статье описаны возможности использования социально-культурной деятельности в образовательной организации высшего образования и выявлено ее влияние на патриотическое воспитание современной молодежи; рассматривается значение и актуальность патриотического воспитания молодежи; определены педагогические условия, оптимизирующие процесс патриотического воспитания; апробирована система работы, направленная на формирование патриотических чувств современной молодежи. Современная социокультурная парадигма России требует повышения уровня патриотического воспитанности молодежи. Чтобы воспитать достойное молодое поколение ответственных граждан своей страны, способных проявить себя как в деле защиты свой Родины, так и в мирном труде, людей высоконравственных, образованных, культурных, толерантных, знающих и уважающих свою культуру, необходимо формировать духовно-нравственные качества личности, воспитывать этические нормы, развивать патриотическое мироощущение и сопричастность. В этой связи в последнее время возрастает внимание к теоретическим и эмпирическим проблемам патриотического воспитания. Сегодня особенно важно формировать отношение к нашей Родине, основываясь не столько на ее военной мощи, но делать акцент на творения выдающихся отечественных архитекторов, поэтов, художников, музыкантов, прославляющих самобытность культуры России, красоту городов русских, силу и глубину культуры народа, олицетворенную в фольклоре, а также духовное наследие Великой Отечественной войны. С целью выявления уровня сформированности патриотических чувств у современной молодежи было проведено исследование среди студентов Государственного образовательного бюджетного учреждения культуры высшего образования «Волгоградского государственного института культуры и искусств» (ГОБУК ВО «ВГИИК»). Проведена работа по формированию патриотизма средствами социально-культурной деятельности историко-мемориальной направленности. Результаты исследования и итогов работы приведены в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молчанова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic upbringing of young people with the historically and commemorativly oriented means of social and cultural activity

The article describes the possibility of using the social and cultural activities in institutes of higher education and there is identified its impact on patriotic upbringing of modern youth; is considered the value and actuality of patriotic education of young people is examined ; there are determined pedagogical conditions, optimizing the process of patriotic education; it is tested the systematic work, directed to the formation of patriotic feelings of modern youth. Modern social and cultural paradigm of Russia requires increasing the level of patriotic upbringing of youth. To educate deserved young generations and responsible citizens of the country, who will be able to prove themselves as in rotecting their motherland, as in the peace labour, to educate moral, educated, cultural, tolerant people who know and respect their culture, you need to form spiritual and moral qualities of a personality, to educate ethical standards, to develop patriotic attitude and involvement. In this regard, the attention to theoretical and empirical problems of patriotic upbringing is increasing today. So it is especially important to form the attitude to our Motherland basing not so much on its military power, but on emphasising the works by outstanding domestic architects, poets, artists, musicians, glorifying the identity of the Russian culture, the beauty of Russian cities, the power and the depth of the culture, impersonated in folklore and spiritual heritage of Great Patriotic War. With the aim of identifying the formation level of patriotic feelings of modern youth there was made a study among students Volgograd state institute of arts and culture and arts. The work on the formation of patriotism with historically and commemorativly oriented means of social and cultural activity means was organized. The results of the study and the total of the work are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание молодежи средствами социально-культурной деятельности историко-мемориальной направленности»

УДК 37.013.43 DOI: 10.22412/1999-5644-11-4-14

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Молчанова Наталья Валерьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, natmol.v@mail.ru,

ГОБУКВО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» Волгоград, Российская Федерация

В статье описаны возможности использования социально-культурной деятельности в образовательной организации высшего образования и выявлено ее влияние на патриотическое воспитание современной молодежи; рассматривается значение и актуальность патриотического воспитания молодежи; определены педагогические условия, оптимизирующие процесс патриотического воспитания; апробирована система работы, направленная на формирование патриотических чувств современной молодежи. Современная социокультурная парадигма России требует повышения уровня патриотического воспитанности молодежи. Чтобы воспитать достойное молодое поколение ответственных граждан своей страны, способных проявить себя как в деле защиты свой Родины, так и в мирном труде, людей высоконравственных, образованных, культурных, толерантных, знающих и уважающих свою культуру, необходимо формировать духовно-нравственные качества личности, воспитывать этические нормы, развивать патриотическое мироощущение и сопричастность. В этой связи в последнее время возрастает внимание к теоретическим и эмпирическим проблемам патриотического воспитания. Сегодня особенно важно формировать отношение к нашей Родине, основываясь не столько на ее военной мощи, но делать акцент на творения выдающихся отечественных архитекторов, поэтов, художников, музыкантов, прославляющих самобытность культуры России, красоту городов русских, силу и глубину культуры народа, олицетворенную в фольклоре, а также духовное наследие Великой Отечественной войны. С целью выявления уровня сформированности патриотических чувств у современной молодежи было проведено исследование среди студентов Государственного образовательного бюджетного учреждения культуры высшего образования «Волгоградского государственного института культуры и искусств» (ГОБУК ВО «ВГИИК»). Проведена работа по формированию патриотизма средствами социально-культурной деятельности историко-мемориальной направленности. Результаты исследования и итогов работы приведены в статье.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, история, мемориал, воспитание, патриотизм, средства формирования, использование ресурсов

Для цитирования: Молчанова Н. В. Патриотическое воспитание молодежи средствами социально-культурной деятельности историко-мемориальной направленности // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 11. 2017. № 4. С. 115-122. DOI: 10.22412/1999-5644-11-4-14.

Дата поступления статьи: 09.10.2017. Дата утверждения в печать: 13.11.2017.

Развитие современного российского общества акцентирует свое внимание на проблемных зонах духовного, патриотического и морально-нравственного вакуума. Сегодня мировоззрение и мировосприятие молодого поколения формируется средствами Интерне и телетрансляций.

Некоторые ученые отмечают формирование новых стереотипов и формирование идеалов прозападного типа. Культурные тенденции, попавшие на благоприятную почву нашего государства, претерпели изменения связанные с ментальностью и особенностями культуры российского народа. Те идеалы, которые были

приняты обществом 90-х гг. прошлого века, вошли в конфронтацию с традиционной культурой российского общества. Данные тенденции привели к появлению «иной» «квазикультуры», искаженной чуждыми для нашей культуры ценностями и идеалами.

Данные противоречия привели к изменениям мышления, воспитания, педагогическим теориям развития, наиболее остро встала проблема содержания образовательного и педагогического процесса в целом. Особенно актуализировалась проблема патриотического воспитания. Очевидно, что в современном обществе потребления земные ценности превалируют над духовными и морально-нравственными. Влияние массовой культуры, приоритет навязанных и ложных ценностей негативно сказались на большинстве сфер жизнедеятельности общества, что привело к пропаганде потребительского отношения, культу силы, безнравственности и другим негативным факторам.

Таким образом, сегодня возникла необходимость формирования новой идеологической системы в разработке политики в области патриотического воспитания на государственном уровне. Для ее осуществления необходимо консолидировать стремления и усилия всех социальных институтов.

Наиболее животрепещуще проблемой выступает патриотическое воспитание среди молодежи. Сегодня патриотизм это непосредственная потребность каждого человека, удовлетворение которой приводит к морально-нравственному становлению и развитию гуманности, понимания и принятия значимости своей принадлежности к Родине, ее духовному историко-культурному наследию.

Для наиболее продуктивного процесса патриотического воспитания необходимо привить молодому поколению чувства гордости на примерах отечественных героев истории и современности, а также выдающихся деятелей культуры, науки и спорта.

Организация системного патриотического воспитания предусматривает непосредственное участие государства в данном процессе, его заинтересованность. Необходимо также использовать широкие возможности литературы, науки и культуры, в том числе историческое достояние нашей родины.

Социально-культурная деятельность истори-ко-мемориальной направленности является эффективным инструментом в преодолении этой

проблемы, поскольку позволяет познать культуру, традиции и обычаи своего народа, а также происходит приобщение к мировому историко-культурному наследию.

В этой связи была проведена исследовательская работа по сформированности патриотических чувств и отношений у студенческой молодежи. Для проведения исследовательской работы были отобраны 60 студентов первых-четвертых курсов (18—21 год) факультета социально-культурной деятельности ГОБУК ВО «Волгоградский государственный институт культуры и искусств».

Исследовательская работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Цель исследования: показать возможности использования социально-культурной деятельности в образовательной организации высшего образования как средства патриотического воспитания молодежи.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи исследования.

1. Проанализировать литературу по исследуемой проблеме.

2. Раскрыть значение патриотического воспитания.

3. Охарактеризовать возможности и условия эффективного использования социально-культурной деятельности в процессе патриотического воспитания молодежи.

4. Выявить уровень сформированности патриотических чувств у современной молодежи.

5. Предложить систему работы по использованию социокультурной деятельности в процессе патриотического воспитания.

Констатирующий этап исследования заключался в выявлении сформированности патриотических чувств, представлений и отношений у молодежи.

На формирующем этапе опытно-экспериментального исследования была организована систематическая работа по патриотическому воспитанию молодежи посредством организации социально-культурной деятельности исто-рико-мемориальной направленности.

На контрольном этапе исследовательской работы изучалась эффективность предложенной работы по формированию патриотического воспитания в процессе социально-культурной деятельности.

В процессе исследовательской работы были сформулированы следующие критерии, которые

позволяют выявить сформированность патриотических чувств и представлений:

1) проявление эмоционально-положительного отношения к Отчизне;

2) проявление душевного волнения от соприкосновения и встречи с историческим наследием нашей Родины;

3) сформированность понятий о патриотизме;

4) способность глубоко переживать самые разнообразные эмоции, связанные с Родиной, ее историческим и культурным наследием.

Проанализировав полученные результаты исследования, опираясь на разработанные в начале констатирующего этапа исследования критерии можно сделать следующий вывод: на констатирующем этапе студентов можно разделить на три группы с низким, средним и высоким уровнем проявления патриотических чувств. В процессе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные в экспериментальной группе, которые представлены на рис. 1: 80% студентов контрольной группы (с низким и средним уровнем) нуждаются в совершенствовании патриотических чувств и отношений.

Целью формирующего этапа работы является воспитание патриотических чувств и отношений у молодежи в процессе социально-культурной

деятельности историко-мемориальной направленности.

Формирующий этап экспериментального исследования предполагает проведение социально-культурной работы патриотической направленности: проведение лекций, встреч, вечеров памяти, конференций; организация туристско-экскурсионной деятельности; поисковая работа; посещение мемориалов. Календарный план по патриотическому воспитанию молодежи представлен в таблице 1 на с. 118.

Целью контрольного этапа исследования была проверка результативности предлагаемой нами системы работы по использованию социально-культурной деятельности как средства патриотического воспитания.

Вся работа осуществлялась на базе ГОБУК ВО «ВГИИК», участвующей на констатирующем этапе исследования. Работа проходила со студентами экспериментальной группы, ранее участвующими в констатирующем этапе исследования. Студентам были заданы те же вопросы, что и на констатирующем этапе.

В процессе проведения констатирующего эксперимента были получены представленные на рис. 2 данные в экспериментальной группе.

Рис. 1. Уровень сформированности патриотических чувств и отношений у молодежи в

экспериментальной группе

Fig. 1. The level of development of youth's Patriotic feelings and attitudes in the experimental

group

Таблица 1

Примерный календарь

Table 1

Approximate calendar

Сроки проведения Тематика Мероприятия

Сентябрь «Моя Родина Россия!» Тематический вечер

Октябрь «Как жили после войны». Беседа

Ноябрь «Герои и награды». Экскурсия в Музей-заповедник «Сталинградская битва»

Декабрь «Славься, ты Русь моя» Тематический вечер, посвященный Дню Народного единства

Январь «День памяти и скорби» Лекция-беседа

Февраль «Цена Победы». Концертная программа

Март «Герои нашей страны» Вечер памяти

Апрель «Набат войны нам вновь стучит в сердца» Поэтический вечер

Май «Как молоды мы были». Вечер-встреча

Июнь Поисковая работа Историко-исследовательская работа

Рис. 2. Результаты контрольного этапа исследования Fig. 2. The results of the control phase of the study

Полученные в контрольной группе результаты свидетельствуют о том, что социально-культурная деятельность патриотической направленности является мощным инструментом в процессе формирования патриотических чувств, дает возможность наглядного восприятия великого наследия нашего народа, а также чувства сопричастности к историческому прошлому.

Посещение исторически значимых мест обусловливает сопричастность человека к Отечеству, его духовному богатству и историческому прошлому. Поездки и мероприятия содействуют формированию чувства гордости и патриотизма, любви к отчизне у подрастающего поколения.

Очевидно, что патриотизм невозможен без знания истории и культуры своей Родины. Только анализируя исторические ошибки и победы, осознавая будущие перспективы развития, четко понимая задачи стоящие перед современным обществом, мы можем строить свое будущее.

Таким образом, в комплексе патриотического воспитания, необходимо использовать инструментарий социально-культурной деятельности, организовывать мероприятия и экскурсионные туры, направленные на ознакомление с историко-культурными традициями не только родного края, но и всей России.

Рассматривая современные тенденции, можно сделать вывод, что в области патриотического воспитания очень велика роль музеев, мемориалов и комнат боевой славы. Благодаря личному восприятию экспонатов и памятников военного времени создается атмосфера сопереживания тех событий, а также единство с их участниками. В процессе поисковой работы, встреч с ветеранами Сталинградской битвы формируется чувство патриотизма и сопричастности к героям прошлых дней.

Сегодня нужно создавать на базе образовательных учреждений музеи и комнаты боевой славы. Также с целью патриотического воспитания современной молодежи необходимо организовывать походы по местам боёв, создавать условия для различной поисковой деятельности.

На территории нашей необъятной Родины находится множество прекраснейших, чудесных и уникальных объектов природы, истории и культуры, несправедливо забытых гражданами нашей страны. Обращаясь к Востоку и Западу, мы упустили из виду наличие огромнейших ресурсов нашей близкой и родной страны. Все эти ресурсы необходимо использовать не только в качестве рекреационных зон и дестинаций, но и как одно из эффективных средств воспитания патриотизма.

Социально-культурная деятельность являет собой вид досуговой и познавательной деятельности, в рамках которой существует возможность гармонично и в свободной форме развивать социально-адаптированного гражданина, патриота своей Отчизны.

Таким образом, можно сделать вывод, что социально-культурная деятельность историко-мемориальной направленности позволяет прививать патриотические чувства через познание народной культуры, традиций, слияние с природой и т. д. Даная деятельность изначально должна содействовать:

1) формированию трепетного и осторожного отношения к родной природе;

2) сопричастности к историческому и культурному наследию;

3) развитию интереса к историко-исследо-вательской и поисковой деятельности;

4) освоению и передаче исторической памяти нашего народа;

5) развитию духовно-нравственных, моральных и культурных свойств личности;

6) социальной обобщенности и гражданственности.

Социокультурная деятельность дает возможность в свободной и непринужденной форме создавать условия для развития гармоничной личности, формирования патриотических чувств и приобщения к историко-культурному наследию, а также преобразует социальный опыт, творческую активность, эмоционально-ценностные взаимоотношения в развитую личность.

Литература:

1. БабкинА.В. Специальные виды туризма М: Советский спорт, 2008. 252 с. С. 121.

2. Буйленко В.Ф. Туризм. Учебник. Ростов-на-Дону, Краснодар. 2008.

3. Кротова Н.В. Концепция развития туризма в России: новое видение и перспективы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 4. С. 8—12.

4. Кусмарцев М.Б. Интеграция образования, культуры и институтов социализации в инновационном развитии патриотического воспитания в Волгоградской области // От Сталинграда к Вели-

кой Победе: патриотическое воспитание на духовном наследии Великой Отечественной войны Материалы научно-практической видеоконференции 10 октября 2013 г. Волгоград, 2013. 134 с.

5. Ополченова Е. Проблемы развития национального туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2006. № 7. С. 32-33.

6. Шик К.И. Сущность патриотического воспитания учащейся молодежи и некоторые способы его реализации в Республике Беларусь // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 110-112.

7. Болотов Н.А. Патриотическое воспитание молодежи на примере Сталинградской битвы [Электронный ресурс] http://www.docme.m/doc/925311/...vospitanie-molodezhi-na-primere-stalingradskoj-bitvy (дата обращения: 20.09.2017).

8. Didascalou E. et al. «Wellness tourism: evaluating destination attributes for tourism planning in a competitive segment market», Tourismos -2009, Volume 4, 126 p.

9. Jose Miguel Rodriguez Analisis de la competividad de Espania como destino turistico. Madrid: ACCI, 2015. 356 p.

10. Paulo Carvalho, Turismo e desenvolvimento estudos de caso no centro de Portugal. TOMAS; departamentode Geogrofia eCEGOT Facultad de letras. Universidad de Coimbra, Portugal, 2014. 106 p.

PATRIOTIC UPBRINGING OF YOUNG PEOPLE WITH THE HISTORICALLY AND COMMEMORATIVLY ORIENTED MEANS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY

Natalia V. Molchanova,

Cand. Sci. (Pedagogic), Associate Prof., natmol.v@mail.ru

Volgograd state institute of arts and culture, Volgograd, Russian Federation

Abstract: The article describes the possibility of using the social and cultural activities in institutes of higher education and there is identified its impact on patriotic upbringing of modern youth; is considered the value and actuality of patriotic education of young people is examined; there are determined pedagogical conditions, optimizing the process of patriotic education; it is tested the systematic work, directed to the formation of patriotic feelings of modern youth. Modern social and cultural paradigm of Russia requires increasing the level of patriotic upbringing of youth. To educate deserved young generations and responsible citizens of the country, who will be able to prove themselves as in rotecting their motherland, as in the peace labour, to educate moral, educated, cultural, tolerant people who know and respect their culture, you need to form spiritual and moral qualities of a personality, to educate ethical standards, to develop patriotic attitude and involvement. In this regard, the attention to theoretical and empirical problems of patriotic upbringing is increasing today. So it is especially important to form the attitude to our Motherland basing not so much on its military power, but on emphasising the works by outstanding domestic architects, poets, artists, musicians, glorifying the identity of the Russian culture, the beauty of Russian cities, the power and the depth of the culture, impersonated in folklore and spiritual heritage of Great Patriotic War. With the aim of identifying the formation level of patriotic feelings of modern youth there was made a study among students Volgograd state institute of arts and culture and arts. The work on the formation of patriotism with historically and commemorativly oriented means of social and cultural activity means was organized. The results of the study and the total of the work are presented in the article.

Keywords: social and cultural activity, history, memorial, upbringing, patriotism, means of the formation, the use of resources

For citations: Molchanova N.V., Patriotic upbringing of young people with the historically and commemorativly oriented means of social and cultural activity. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, 2017, vol. 11, no. 4, pp. 115-122 (In Russ.). DOI: 10.22412/1999-5644-11-4-14.

References:

1. BabkinA.V., Special forms of tourism. Moscow: Sovetskii sport, 2008, p. 121. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Builenko V.F., Tourism. Tutorial. Rostov-on-don, Krasnodar, 2008. (In Russ.).

3. Krotov N.V., The concept of tourism development in Russia: a new vision and prospects. Vestnik Moskovskogo

gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, no. 4, 2007. (In Russ.).

4. Kusmartsev M.B., Integration of education, culture and institutions of socialization in the innovative

development of Patriotic education in Volgograd region. From Stalingrad to the great Victory: Patriotic upbringing in the spiritual heritage of the great Patriotic war: proceedings of scientific-practical video conference on 10 October 2013. Volgograd 2013, 134 p. (In Russ.).

5. Opolchenova E., Problems of development of national tourism. Turizm: praktika, problemy, perspektivy, no.

7, 2006, pp. 32-33. (In Russ.).

6. Shik K.I., Essence of Patriotic education of students, and some ways of its implementation in the Republic

of Belarus. Problems and prospects of education development: materials of the II Intern. scientific. Conf. (Perm, May 2012). Perm: Mercury, 2012, pp. 110-112. (In Russ.).

7. Bolotov N., Patriotic education of youth on the example of the battle of Stalingrad [Electronic resource]

(In Russ.) Available at: http://www.docme.ru/doc/925311/...vospitanie-molodezhi-na-primere-stalingradskoj-bitvy (Accessed on September 20, 2017).

8. Didascalou E. et al., Wellness tourism: evaluating destination attributes for tourism planning in a competitive

segment market. Tourismos, vol. 4, 2009, 126 p. (In Russ.).

9. Rodriguez J.M., Analisis de la competividad de Espania como destino turístico. Madrid: ACCI, 2015, 356 p.

10. Carvalho P., Turismo e desenvolvimento estudos de caso no centro de Portugal. Portugal: TOMAS; departamento de Geogrofia eCEGOT, Facultad de letras, Universidad de Coimbra, 2014, 106 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.