социализация и воспитание
УДК 37.035.6
Кусмарцев Михаил Борисович
Кандидат педагогических наук, доцент Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, [email protected], Волгоград
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ СТРАТЕГИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИя ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ (70-летию Сталинградской битвы посвящается)
Аннотация. В статье рассматриваются социально-педагогические основы разработки патриотического воспитания детей и молодёжи. Автором обосновываются принципы разработки стратегии и способы интеграции духовного наследия героического прошлого в современные социально-психологические механизмы формирования патриотического опыта личности в контексте интересов коллектива, общества, государства.
Ключевые слова: социально-педагогические основы патриотического воспитания; стратегия, принципы, инновации патриотического воспитания.
Kusmartsev Mikhail Borisovich
Candidate of pedagogy, Associate-Professor of the Volgograd State Academy of advanced training and retraining of workers in education, [email protected], Volgograd
SOCIO-PEDAGOGIC ORIENTATION STRATEGY OF PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH
(70 years dedicated to Stalingrad)
Abstract. This article explores the socio-pedagogical development of patriotic education of children and youth. Author of justification for strategy development and ways to integrate the spiritual heritage of the heroic past in contemporary social and psychological mechanisms of patriotic experience person in the context of the interests of the community, society, the State.
Keywords: socio-pedagogical foundations of patriotic education; strategy, principles, innovation of patriotic education.
Среди наиболее актуальных проблем исследования современного российского общества все более заметный приоритет и значение приобретает тема патриотизма, охватывающая философские, социологические, культурологические, социально-педагогические программы и направления анализа. Количество различных публикаций, посвященной этой теме, непрерывно возрастает.
Наиболее заметной в современных исследованиях становится и тенденция «человекоцентристской» трактовки патриотизма, его рассмотрения как особой ценностной, психологической установки индивидов и социальных субъектов, как особое состо-
яние сознания - переживание социальных чувств, связанных с любовью к Родине, осознание необходимости служения Отечеству и т. д. Другими словами, патриотизм рассматривается как субъектное состояние людей, которое мотивирует их интересы, действия, цели, выступает критерием в решении текущих проблем и противоречий, а также основанием выдвижения определенного образа будущего и подчинения его требованиям [см. подроб.: 1].
Противоречием между научными выводами и образовательно-воспитательной практикой является сложившаяся тенденция, при которой существующая система
образования не способствует освоению духовных ценностей и не формирует на их основе субъектность человека как носителя этих ценностей в условиях рынка. Человек не видит себя в пространстве других, как это предполагается исторически сложившимися идеалами соборности, коллективизма, ответственности, не ощущает собственную нужность и значимость.
Попытка разрешения проблемы сделана в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения [4], где процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, формирования духовно-нравственной, социальной и семейной культуры.
Перед отечественной педагогической наукой возникла, в этой связи, новая задача: найти способы встраивания образования и воспитания в глобальные процессы современности через сочетание любви к своей Родине и глобальной ответственности за существование человечества в цивилизационном масштабе [2].
Патриотическое воспитание в современной России направлено на решение главных задач, в числе которых: социализация человека в пространстве настоящего через познание прошлого, проектируемого на будущее; создание условий для приобщения к духовному наследию и поиск социально-психологических механизмов его распредмечивания в личностном опыте; гармонизация отношений человека, коллектива, общества, государства.
Логика государственной политики в сфере патриотического воспитания [3] исходит из необходимости проведения научно обоснованной деятельности субъектов патриотического воспитания на основе понимания феномена патриотизма как стержневой духовной составляющей России. Стратегический характер интересов государства в патриотическом воспитании граждан и, прежде всего, молодёжи обусловлен актуальными проблемами консолидации российского общества и укрепления государства.
В связи с этим, социально-педагогические основы патриотического воспитания необходимо рассматривать в контексте ее предмета и вытекающих из него основных
теоретических конструкций: как социокультурный институт с рядом функций в отношении общества, всех сфер общественной жизни и уровней социальной организации; педагогический (социально-педагогиче-
ский) процесс и воспитательная система на федеральном, региональном, институциональном и проч. уровнях.
Инновационные процессы в обществе ориентируют исследователей на поиск путей раскрытия потенциала саморазвития человека, использование человеческого потенциала как ресурса становления нового качества социальных отношений. В этой связи диалектика предлагает важный принцип - принцип целостности. Целостность представляет объект как сложный комплекс с присущими ему связями и отношениями, который не может быть расчленён на составные части. «Целостность - пишет В. С. Ильин, - это определённая качественная полнота, внутреннее единство рассматриваемого явления, выражающееся в его системности, структурности, устойчивости, обособленности, самостоятельности целого, в его способе существования, в его специфическом качестве» [5, с. 39].
Проблема целостности социального организма и целостной личности - особая тема русской философии, где идея целостности нашла свое специфическое выражение в понятиях всеединства и соборности. Понятие соборности было разработано А. С. Хомяковым, который считал, что собор выражает идею «единства во множестве». Философская система «всеединства» В. С. Соловьёва исходит из принципа «все есть одно», согласно которому все элементы множества тождественны между собой и целым и представляют многообразие в единстве. Таким образом, отечественная социально-философская мысль обнаруживает проблему поиска целостной личности. И находит её в идее патриотизма и служения Отечеству.
Методологический анализ принципа целостности позволяет вычленить структуру, тип связей, способы взаимодействия, функционирование целого и частей, их роль и значение в обеспечении жизнедеятельности социального организма «... скоординированность всех качеств личности под «эгидой» стержневых, которые пронизывают все качества личности и являются проводником
их функций в жизнедеятельности человека своеобразными «приводными ремнями» к его практической деятельности»[там же 5, с. 53].
Принцип целостности в выработке социально-педагогических основ стратегии патриотического воспитания указывает на необходимость рассмотрения патриотического воспитания не только как формально-территориальной (федеральной, региональной, муниципальной), но и как институционально-параметральной системы, задающей векторы развития личности в среде образования, культуры, молодёжной политики, учитывающая возрастные и социально-психологические особенности молодёжи.
Принцип целостности требует от системы единства во множестве индивидуальных, только ей присущих параметров (культурноисторических, этнических, национальных, гендерных и проч.) и характеристик, презентующих систему как органическое целое с системообразующим качеством, дающим возможность объяснить внешние и внутренние связи, отношения, векторы направленности, перспективы результата функционирования.
Так, основным источником патриотического воспитания детей и молодёжи Волгоградской области является феномен Сталинградской битвы, опредмечивающийся в настоящем через символы, знаки, тексты, идеалы и смыслы служения и защиты Родины. Именно поэтому волгоградская земля, вот уже без малого семь десятилетий позиционирует себя как центр военно-патриотического воспитания, основой которого является воинский подвиг в Великой Отечественной войне.
Следует подчеркнуть, что задача исследования социально-педагогических основ стратегии патриотического воспитания заключается не в том, чтобы обосновать приоритеты и региональные особенности, а показать реальное воплощение в воспитании системы функций, связей и отношений, взаимодействий и взаимовлияний различных субъектов процесса.
Решение этой задачи лежит в плоскости требований принципа комплексности. Принцип комплексности требует синтеза субъектов патриотического воспитания с целью всестороннего воздействия на личность. Комплексный принцип в организации патриотического воспитания предполагает
формирование основного субъекта, координирующего деятельность учреждений и организаций - регионального инновационного научно-образовательного комплекса патриотического воспитания.
Исходя из понимания того, что целостность - это система иного качества, неразложимая на компоненты, возникает необходимость научного поиска оптимального сочетания социально-педагогических средств формировании смыслового пространства патриотизма. Методологию такого поиска позволяет сформировать принцип интегративности.
Современное общество выдвигает качественно новые требования к человеку инновационного будущего: оказывается востребованным такое образование, которое включало бы в себя смысловые позиции проектирования собственного будущего. Логика социально-педагогического процесса патриотического воспитания такова: через познание прошлого с его идеалами, ценностями и смыслами в проектируемое будущее и, на этой основе формирование позиции в настоящем по выбору векторов и пути саморазвития, самосовершенствования. Такова методологическая позиция патриотически ориентированного образования, разрабатываемая научной школой профессора А. Н. Вырщикова [6]. Принцип интегратив-ности нацеливает на системное сочетание социально-педагогических средств патриотического воспитания и психологических механизмов, регулирующих развитие личности через направленность на основные компоненты, наиболее восприимчивые к воздействию. В структуре личности, как наиболее восприимчивые к формированию системно-интегративного качества личности выделяются следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-чувственный, ценностно-смысловой, морально-волевой, деятельно-практический, рефлексивный.
Принцип интегративности предполагает не только овладение знаниями, но и последовательное овладение опытом жиз-нетворчества и смыслотворчества в русле саморазвития. Источником саморазвития является образ. Образ героя, праведника, труженика - формируется как интегральный продукт процесса просвещения, приобщения к культуре, включения в соответствую-
щие виды деятельности и т. д. Образ - источник развития мышления и воспитания чувств. Сознание смысла структурирует действия человека, переживание смысла порождает духовность. В свою очередь духовность выражается в целостности реального и сакрального. Именно поэтому смысл Родины, порождаемый образами (прошлого, настоящего, будущего, событий, личностей и т. д.) является системно-интегративным качеством личности патриота, направленным на саморазвитие и самосовершенствование.
Следовательно, процессы патриотического воспитания и социализации направленные на саморазвитие и самосовершенствование человека имеют собственную инновационную (самопорождающую смыслы) природу. Целостная природа патриотизма, обусловленная единством реального и сакрального, несёт потенциал структуризации и консолидации общества, на основе идентичности, сохранении единства общества через национальное самосознание.
Российская национальная идентичность корневой системой уходит в традиции, а современные её векторы определяются инновационностью. Именно поэтому в разработке социально-педагогических основ стратегии патриотического воспитания необходимо зафиксировать принцип диалектики традиций и инноваций. Традиция как культурно-историческое явление включает в себя когнитивные, эмоциональные, ценностные, деятельностные модели регулируемые нормами, правилами, навыками, обычаями, культурными достижениями, которые представляют ценность для определённого круга сообщества, а также способы их трансляции от поколения к поколению.
Понятие «инновация» относится к таким изменениям внутри объекта, которые носят сущностный характер, сопровождаются качественными изменениями в мышлении и деятельности.
Взаимодействие субъектов региональной инновационной системы патриотического воспитания имеет следующие особенности:
- в отличие от традиционных инновационно-активных образовательных учреждений, субъекты, входящие в инновационный комплекс, совместно используют общие ресурсы, что делает структуру взаимодействия
более гибкой, увеличивая ее способность адаптироваться к изменчивой социокультурной среде;
- в управлении потоками ресурсов патриотического воспитания субъекты инновационного комплекса активно использует рыночные механизмы, базирующиеся на обмене продуктами деятельности, информацией и активном взаимодействии;
- субъекты практикуют разработку совместных проектов патриотического воспитания, что усиливает заинтересованность участников сети и приводит к повышению эффективности функционирования комплекса.
Патриотическое воспитание гражданина России - это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но сама модернизация нужна для повышения качества жизни в стране, т. е. создания максимально благоприятных условий для развития личности.
Библиографический список
1. Бузский М. П., Вырщиков А. Н., Кусмар-цев М. Б. Российская гражданская идентичность как педагогический ресурс реализации духовнонравственного развития и патриотического воспитания учащихся: научно-методическое издание. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2011. - 124 с.
2. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологиче-
ские и прикладные основы / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, В. И. Лутовинов, Г. Н. Филонов. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007. -328 с.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Рф на 2011 - 2015 годы». - М., 2010. - 22 с.
4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. -М: Просвещение, 2010. - 31 с.
5. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М.: Педагогика, 1984. - 224 с.
6. Российский патриотизм: истоки, содержание и воспитание в современных условиях: учебное пособие // Быков А. К., Вырщиков А. Н., Климов С. Н., Кусмарцев М. Б., Метлик И. В., Лутовинов В. И. и др. - М.: Планета, 2010. - 336 с.