Научная статья на тему 'Теоретические основания инновационного развития патриотического воспитания в регионе'

Теоретические основания инновационного развития патриотического воспитания в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1527
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОСТРАНСТВО / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / РЕГИОН / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ПРИНЦИП / МЕТОДОЛОГИЯ / СТРАТЕГИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ / PATRIOTISM / PATRIOT / PATRIOTIC EDUCATION / SPACE / POSTINDUSTRIAL SOCIETY / REGION / INNOVATIVE MODEL / PRINCIPLE / METHODOLOGY / STRATEGY / DIRECTIONS OF DEVELOPMENT / SOCIAL EFFECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вырщиков Анатолий Николаевич, Кусмарцев Михаил Борисович

Представлены феномен российского патриотизма и необходимость его освоения в постиндустриальных реалиях современности, региональная инновационная модель патриотического воспитания в соответствующем парадигмальном контексте, стратегические ориентиры и основные направления ее реализации в условиях XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вырщиков Анатолий Николаевич, Кусмарцев Михаил Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is represented the phenomenon of Russian patriotism and the necessity of its study in the postindustrial realities of the modern period, the regional innovative model of the patriotic education in the appropriate paradigmatic context, strategic guidelines and the basic areas of its implementation in the conditions of the XXI century.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания инновационного развития патриотического воспитания в регионе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

А.Н. ВырщикоВ, М.Б. кусМАрцЕВ (Волгоград)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕГИОНЕ

Представлены феномен российского патриотизма и необходимость его освоения в постиндустриальных реалиях современности, региональная инновационная модель патриотического воспитания в соответствующем парадиг-мальном контексте, стратегические ориентиры и основные направления ее реализации в условиях XXI в.

Ключевые слова: патриотизм, патриот, патриотическое воспитание, пространство, постиндустриальное общество, регион, инновационная модель, принцип, методология, стратегия, направления развития, социальный эффект.

Волгоградская область - исторически сложившийся опорный край державы, родина легендарной Сталинградской битвы, признанный центр патриотического воспитания в России, традиционный источник образцов духовно-нравственного подвижничества и служения Отечеству, патриотической деятельности современного поколения.

В регионе под руководством профессора А.Н. Вырщикова развернуты исследования методологического, научно-педагогического, организационно-педагогического, научно-методического характера по основным научным аспектам патриотического воспитания детей и молодежи. результат многолетних исследований в регионе стал основой подготовки настоящей статьи.

Феномен российского патриотизма и необходимость его освоения в современных условиях. Обращение к инновационным моделям патриотического воспитания связано, во-

первых, с наступлением постиндустриального общества, которое поставило новые требования к развитию страны, к личности, к социуму; во-вторых, с необходимостью освоения человеческого ресурса как основы модернизации российского общества, и такой ресурс коренится в активизации патриотического сознания и деятельности граждан страны; в-третьих, с необходимостью обновления педагогического инструментария патриотического воспитания подрастающего поколения: это воспитание по-прежнему исходит из устаревших реалий индустриального общества, а потому является неэффективным и неадекватным сложившимся сегодня условиям жизни общества.

В современном процессе глобализации, который поставил страны и народы в зависимость от международных норм, в основном технологического характера, у большинства стран возникает необходимость сохранить свои национальные культурные традиции, самобытность для лучшего позиционирования в международных отношениях, для обоснованного отстаивания своих национальных и региональных интересов.

Эта же проблема присуща и современной России, которая в огромной степени теряет свои позиции, если представлена в мире лишь рыночными отношениями и не раскрывает свой культурный самобытный ресурс.

В постиндустриальном обществе, которое организовано на основе коммуникационных сетей, росте и расширении потоков коммуникаций, эта культурно-национальная самобытность России не выявляется. Это усиливает воздействие требований западной цивилизации и блокирует формирование самосознания и процесс интеграции российского общества, а значит, ослабляется и сознание патриотизма, что резко снижает уровень социальной и духовной защиты нашего общества, способствует неустойчивости социальных отношений.

Важнейшей задачей становится раскрытие собственного пространства патриотизма в постиндустриальном обществе, что может быть обеспечено на основе инновационного подхода к воспитанию патриотизма, переосмыслению форм его современных

© Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б., 2015

-патриотическое и гражда!

проявлений, места и роли в российском обществе. Необходимо найти точки соприкосновения патриотизма и постиндустриальной среды, ее культуры; однако отношение «постиндустриальное общество - патриотизм» должно быть смоделировано таким образом, чтобы все технологические процессы, и в первую очередь - информационные, были осознаны как средство для развития личности, страны, как «каналы» и направления патриотически ориентированных деятельности и общения, но не как самоцель. И если в постиндустриальном обществе усиливаются статус индивидуальности человека, роль его самостоятельного выбора, то именно патриотизм должен стать фундаментальной основой свободы и творчества, культуры как личности, так и коллективного субъекта.

Сегодня патриотизм является основой международной политики, экономики, культуры, т. к. именно через его позиции выявляются и осмысливаются национальные интересы каждой страны. Поэтому дефицит патриотизма резко снижает международный статус данной страны, ослабляет ее внутренние позиции, способствует росту внутренних противоречий. Неразвитость патриотизма сегодня дорого обходится обществу и приводит к огромным издержкам как материального, так и духовно-морального плана. В России потенциал патриотизма огромен: он накоплен исторически в виде традиций культуры, защиты Отечества, коллективного решения самых актуальных и жизненно важных проблем страны, поэтому Россия должна закрепить свое внутреннее и международное положение как Великая Держава. И основа этого - российский гражданско-государственный патриотизм.

основой проявления патриотизма в постиндустриальном обществе становится рост свободы личности, предполагающей служение Отечеству как развертывание личностного и коллективного творчества, самореализации, социальной ответственности, что расширяет внутренний мир человека до уровня достижения идентичности со страной. Это и есть освоение как образа Родины, так и потенциала самого патриотизма.

Таким образом, инновационный подход к формированию патриотизма в контексте постиндустриального общества раскрывается в разработке программ, методик и технологий, позволяющих сформировать личность нового типа - человека, способного ориентироваться в потоке проблем и неожиданных перемен, социально ответственного, творчески ориентированного, органически связывающего свои

юе воспитание молодежи -

личные цели и задачи с развитием общества, страны. Патриотизм сегодня - это наиболее адекватная форма и основание развития личности, соответствующей требованиям постиндустриального общества и его культуры. И если потребитель или обыватель, ориентированный на рыночные отношения как основные, способен лишь адаптироваться к современному обществу, скользить по его поверхности, не вникая в существенные проблемы, то патриот нацелен на освоение этого общества, на творческий подход к решению его проблем, на его гуманистические и культурные - наряду с экономическими - преобразования. Именно в такой личности нуждается сегодня наша страна, и формирование личности-патриота, обладающего этими качествами, - главная задача инновационного патриотического воспитания.

Для решения обозначенных проблем следует скорректировать теоретико-методологические представления о патриотизме и патриотическом воспитании в постиндустриальных реалиях современности, разработать и научно обосновать инновационную региональную модель патриотического воспитания в соответствующем парадигмальном педагогическом контексте, что создаст основу для определения перспектив модернизации этого процесса в современных российских условиях.

Регион - центр патриотического воспитания. Поскольку в предлагаемом подходе инновационного патриотического воспитания педагогическое воздействие на индивида тесно связано с территориальной и общественной средой его существования, то относительно завершенной связью этих сторон является регион. Во-первых, это административная единица, имеющая свой хозяйственный комплекс, систему образования, культуру, свои источники финансирования, инфраструктуру. Регион также носитель культурных традиций, место исторических событий; это территория со сходными географическими и климатическими условиями, производственной спецификой и т.д.

Во-вторых, именно регион выступает в рамках своего статуса субъектом культурной и хозяйственной жизни. Здесь складывается региональная общность людей - городского и сельского населения, этнических диаспор, национально-этнических групп, постоянно живущих на данной территории. Здесь сосуществуют культуры, конфессии, психология и образ жизни самых разных народов и их анклавов.

- известия вгпу. пе,

Именно поэтому цели государственных программ патриотического воспитания конкретизируются при переходе к региональному уровню, т. к. региональные характеристики (ресурсы, менталитет, культурно-историческая среда, традиции и т.д.) могут значительно отличаться по территории страны. Инновационный подход к патриотическому воспитанию личности должен отражать особенности региональной территории - его культурную и другую специфику.

Таким образом, объективно сложились предпосылки расширения пространства патриотического воспитания и патриотической активности групп населения, что педагогически выражается как переход от традиционной модели патриотического воспитания к целостным, разнообразным региональным моделям патриотического воспитания, тесно связанным с развитием отношений партнерства и сотрудничества различных хозяйствующих субъектов, центров культуры и образования, спортивных, ветеранских и других общественных организаций.

Однако следует признать пока еще незначительную результативность региональной системы патриотического воспитания. Во многом это связано с отставанием педагогической мысли и методики от требований изменившегося общества, с отсутствием согласованного понимания сути современного патриотизма. Важную негативную роль здесь сыграло и несоответствие в воспитании патриотизма между сложностью его регионального уровня и узким закрытым школьным или вузовским пространством непосредственно педагогического воздействия.

создание региональной инновационной модели патриотического воспитания предполагает выявление и обоснование цели, специфики и содержания фактора патриотизма как важного человеческого и социального ресурса региона, а также - кроме чисто педагогических методов трансформации сознания и поведения учащихся в направлении патриотизма - и учет тех изменений в региональном пространстве, которые возникнут на основе активизации патриотических отношений и действий населения региона.

Поскольку современный патриот как социально и творчески активная личность, ориентированная на образ и проблемы России, должен самостоятельно сделать свой мировоззренческий и ценностный выбор - стать или патриотом, или просто потребителем, то региональная модель инновационного воспита-

ГогиЧЕСКиЕ НАУКи -

ния патриотизма должна включать в себя «каналы» или направления региональной востребованности патриотического поведения и действия: индивид, воспитанный как патриот, должен найти в регионе свое социальное, профессиональное, личное место и призвание, должен осознавать свою необходимость для развития родного края. Поэтому регион должен формировать и расширять «заказ» на патриотически ориентированных специалистов, общественных активистов.

Здесь речь идет о новых формах партнерства - не просто (традиционных) деловых, политических или культурных, но таких, в которых на основе патриотизма осуществляется инновационное освоение открываемых через условия постиндустриального общества ресурсов: информационных, социальных, человеческих, коммуникационных и др. Именно инновационные результаты такого партнерства являются основой интереса региональных субъектов к освоению патриотизма, как и источником «заказа» на его развитие и расширение в региональном пространстве.

Конечно, патриотизм сохраняет свою духовно-нравственную, культурную суть. Но сегодня он добавляет к этому экономическую и технологическую эффективность действующих в регионе (и стране в целом) предприятий и организаций, их опору на новейшие технологии, формы знания, организации труда и др. Так, открытие нового парка культуры и отдыха, повышение образовательного уровня вузов региона, запуск новых технологических и производственных линий, повышение уровня жизни населения региона, формирование культурного межэтнического обмена, спортивные соревнования, решение проблемы дорог и транспорта - все это проявления регионального патриотизма, который коренится в патриотизме российском. Поэтому региональная инновационная модель патриотического воспитания включает в себя формирование потребности в патриотической оценке и патриотическом переживании всех достижений региона (страны), стремление активно участвовать в жизни региона - города и области, углубление своей личностной идентичности с регионом как малой родиной.

Формирование российского патриотизма в региональном пространстве в контексте возможностей и требований постиндустриального общества - это условие оздоровления территории, ее экологии, контроля общественности за состоянием рек и озер, лесов и заповедников. Вместе с этим, это перевод хозяй-

патриотическое И гражданское ВОСПИТАНИЕ молодежи

ственных, культурных и других связей региона с уровня интереса специалистов и административных служб на уровень общественности, которая тем самым становится региональным субъектом, участником и активной стороной диалога между администрацией и обществом. Этот диалог, в свою очередь, стимулирует рост компонентов гражданского общества как формы развития и демократизации социальных отношений и институтов регионального пространства. В этих и других проявлениях патриотизм и раскрывается как важный социокультурный, человеческий ресурс, освоение и развитие которого непосредственно определяет всестороннее развитие как региона, так и любого человека, который здесь проживает и работает.

Стратегические ориентиры инновационного развития патриотического воспитания. Развитие патриотического воспитания проходит как смена его организационно-теоретических моделей, в которых основным направлением является переход от а) одностороннего воздействия педагога на коллектив учащихся в закрытом пространстве образовательного учреждения к б) диалогу «учитель -ученик», в котором учитываются личностная позиция ученика и его собственные жизненно-мировоззренческие ориентиры, но сохраняется закрытое пространство учебного заведения и затем - к в) инновационному этапу, в котором сохраняется свобода выбора учащихся в контексте открытого пространства «учебное заведение - социокультурная среда региона». Инновационность последнего этапа в том, что патриотическая установка, сформированная у студентов и школьников, оказывается востребованной различными региональными структурами, организациями, что непосредственно открывает для учащихся и молодёжи пространство патриотической деятельности. Теория (мировоззрение) и практика патриотизма становятся внутренне связанными.

Вторым аспектом этой инновационной модели является радикальная смена самой направленности патриотического воспитания: если традиционная система патриотического воспитания оказывалась как бы устремленной в прошлое (за счет закрепления традиций прошлого в настоящем), то инновационная модель развития патриотического воспитания ориентирована на будущее, и это делает ее максимально соответствующей как реалиям современного постиндустриального общества, так и потребностям развития российского общества.

В основе этой концепции выдвигаются такие приоритеты формирования человеческого потенциала, как воспитание активной, творческой, ответственной и созидательной личности, ориентированной на решение проблем социально-экономического развития региона. Эта деятельность должна быть реализована в различных партнёрских связях - деловых, воспитательных, организационных, инновационных, шефских и других, соответствующих социально-патриотическому «заказу» региона, его субъектов и организаций. Именно такая деятельность в наибольшей мере способна формировать образ жизни человека на основе ценностей патриотизма и образа желаемого будущего.

Концепция инновационного развития патриотического воспитания в регионе ориентируется на динамику патриотизма, которая соответствует изменениям общества и основывается на следующих ведущих идеях:

- понимании патриотизма как ценностно-нормативного регулятора общественных отношений, который осуществляет духовно-императивную функцию в непрерывной связи (континууме) прошлого, настоящего и будущего;

- представлении о том, что именно мировоззрение и ценности патриотизма становятся приоритетными в формировании социально активной, творческой, ответственной и созидательной личности, обладающей гражданской позицией и социальной ответственностью, ориентированной на образ желаемого будущего страны - достижение выдвинутых обществом целей и идеалов;

- определении и оценке патриотизма как духовно-нравственной основы формирования целостного пространства жизнедеятельности регионального сообщества;

- трактовке патриотического воспитания как базового института и условия социализации личности, ориентированных на системное освоение различными субъектами ресурсов, условий и средств, составляющих культурно-историческое наследие в контексте образа будущего региона и России как части мирового сообщества;

- представлении о том, что инновационное развитие патриотического воспитания в регионе осуществимо на основе интеграции различных субъектов воспитательной деятельности в целостное институциональное образование, а устойчивое развитие региональной системы патриотического воспитания тесно связано с активизацией научно-инновационной де-

ятельности различных институтов, выполняющих функцию социализации;

- понимании социального партнёрства как ведущего механизма интеграции региональных институтов, создающих пространство социализации в патриотическом воспитании.

Целью инновационного развития системы регионального патриотического воспитания является создание необходимых условий, которые могут обеспечивать формирование и развитие целостной личности, её внутреннего мира на основе формирования ценностного, ответственного, деятельного отношения к Родине через глубокое постижение её образа, смысла и самобытности, развёрнутых в прошлом, настоящем и будущем.

Важнейшим свойством личности патриота является воспитание в ней позиции (мировоззрения) победителя, т.е. ориентировка на Победу как на путь решения проблемы, осознание и убеждение моральной правоты и первенства этой позиции патриота по отношению ко всем другим позициям - сомнения, заимствований, частных интересов и др. Позиция победителя и Победы означает, что решение проблемы находится внутри пространства региона (страны) и всегда может быть найдено.

Основные задачи инновационного развития региональной системы патриотического воспитания сводятся к следующим:

- укрепление мировоззренческих основ патриотизма как фактора этнокультурной стабильности региона, его территориальной целостности;

- выявление и структурирование основных субъектов патриотического образования, направлений развития их социального партнерства и взаимодействия для рационального и сбалансированного развития муниципальных и институциональных систем патриотического воспитания в регионе;

- координация взаимодействия науки, образования, институтов социализации и институтов гражданского общества;

- достижение социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры взаимодействия образования и институтов социализации в патриотическом воспитании, повышение жизнеспособности региональной, муниципальных и институциональных систем в рыночных условиях;

- развитие межрегиональных инфраструктурных отношений между субъектами патриотического воспитания;

- развитие институтов государственно-общественного управления образованием региона как фактора инновационного развития региональной системы патриотического воспитания;

- уточнение и проведение научно обоснованной региональной политики в сфере патриотического воспитания как фактора инновационного развития региона;

- вовлечение в социокультурную и образовательно-воспитательную деятельность новых видов ресурсов и их эффективное использование;

- установление рациональных требований к социальной эффективности патриотического воспитания на личностном, институциональном, муниципальном и региональном уровнях и создание условий для творчества и инициативы субъектов региональной системы патриотического воспитания, соответствующих целям инновационного развития региона;

- разработка и внедрение инновационных социально-педагогических средств (содержания, форм, приёмов, методов, технологий) патриотического воспитания;

- проведение комплексной экспертизы всех видов социокультурной и образовательно-воспитательной деятельности и решений властных структур на основе разработанных показателей и критериев эффективности системы патриотического воспитания.

Повышение востребованности патриотического воспитания возможно через согласование групп интересов, которые способствуют расширению общественного присутствия индивида и развёртыванию пространства социализации за счёт участия в общественной жизни региона.

концепция инновационного развития патриотического воспитания в регионе основывается на п р и н ц и п а х гуманизма, целостности, комплексности, субъектности, приоритета будущего в выборе ориентиров настоящего, единства социального и индивидуального при самоценности личности, связи индивида с обществом как единичного и целого, диалектики традиции и новации, связи науки, образования и социума, интеграции патриотизма в образование и культуру.

стратегические цели и задачи региональной инновационной системы патриотического воспитания могут быть реализованы посредством создания научно-инновационного социально-педагогического комплекса, в основу чего положен реальный процесс созда-

-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ГРАЖДА1

ния инновационных интегрированных структур патриотического воспитания. Основными структурными компонентами здесь являются:

- методологическое обеспечение, направленное на разработку инновационных подходов к патриотическому воспитанию как социально-педагогическому процессу в современных условиях; основными субъектами данного уровня выступают научные лаборатории, научно-инновационные центры, исследовательские группы;

- концептуальный компонент - включает разработку концепций инновационных моделей патриотического воспитания, образовательных программ, проектирование процесса патриотического воспитания; для реализации данного уровня создаются школы-лаборатории патриотического воспитания на базе инновационных образовательных организаций;

- методическое обеспечение - его осуществляют такие субъекты инновационной системы патриотического воспитания, как творческие коллективы и методические объединения учителей, специалистов молодёжной политики, учреждений культуры, общественных организаций, которые совместно разрабатывают методические средства процесса патриотического воспитания, которые проходят апробацию на пилотных площадках.

субъектами эмпирической, практической реализации процесса патриотического воспитания являются образовательные организации различных типов, ведущие инновационную работу по моделированию, проектированию и конструированию инновационных моделей патриотического воспитания.

Внедрение результатов реализуется через организацию ресурсных центров патриотического воспитания. Цель деятельности ресурсных центров патриотического воспитания -разработка инновационных моделей патриотического воспитания, формирующих российскую гражданскую идентичность.

Основными функциями комплекса в социально-педагогическом сопровождении развития региональной инновационной системы патриотического воспитания являются взаимодействие, координация, интеграция, сетевой подход.

основные направления реализации концепции. Инновационное развитие системы патриотического воспитания в регионе включает следующие направления:

1. Формирование методологии и стратегии патриотического воспитания, отража-

{ОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ -

ющих специфику региона, исторически сложившиеся приоритеты и ценности, традиции и идеалы патриотического воспитания подрастающих поколений как базового института социализации молодежи в пространстве региона, условие творческого освоения ресурсов и возможностей своей территории.

2. Разработка региональной модели инновационного патриотического воспитания.

3. Совершенствование нормативно-правовых актов, направленных на инновационное развитие системы патриотического воспитания.

4. Формирование целостного регионального пространства патриотического воспитания: интеграция различных субъектов региональной системы патриотического воспитания в рамках научно-инновационного социально-педагогического комплекса.

5. Совершенствование механизмов и форм социального партнёрства организаций образования, культуры, молодёжной политики, общественных объединений и др.

6. Создание инновационной инфраструктуры развития патриотического воспитания.

7. Модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности: научно-педагогическое, организационно-методическое, информационное, кадровое сопровождение инновационного развития системы патриотического воспитания.

Развитие кадрового потенциала и формирование качественного состава организаторов и специалистов, ориентированных на инновационное развитие патриотического воспитания посредством их подготовки, переподготовки, повышения квалификации и самообразования.

Реализация концепции предполагается в ходе двух этапов - концептуального и проектно-технологического - и определяется достижением ряда социальных эффектов.

Природа социальных эффектов патриотического воспитания и их роль в жизни личности, семьи, общества и государства заключается в необходимости укрепления российской государственности, формирования российской гражданской идентичности, социальной и духовной консолидации общества, уменьшения рисков социального расслоения общества различных социальных групп, религиозных и национальных культур, социализации подрастающего поколения, адекватной перспективам развития российского общества, повышения конкурентоспособности личности, общества и государства.

К социальным эффектам патриотического воспитания следует отнести:

• осознание подрастающим поколением себя гражданами России, наследниками её героического прошлого и созидателями будущего;

• воспитание у детей и молодёжи смыслов служения Отечеству как основы деятельности, направленной на укрепление российской государственности;

• стабилизация общественных отношений и рост конкурентоспособности российского общества в современном мире;

• уменьшение риска распада страны на отдельные территории по этническим, конфессиональным и/или региональным параметрам и риска различных социальных конфликтов (этнических, конфессиональных, межрегиональных и т. п.).

Социальные эффекты от деятельности региональных субъектов патриотического воспитания могут быть получены вследствие организации научно-инновационных исследований и внедрения их результатов в социальную практику на основе новых технологий, механизмов интеграции ресурсов, расширения социального участия граждан в патриотическом воспитании детей и молодёжи, совершенствования государственно-общественного управления, повышения социального статуса позиции «быть патриотом», потенциала самореализации.

Список литературы

1. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы: монография / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов [и др.]; под ред. С.В. Дармодехина, А.К. Быкова. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007.

2. Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика / Бирюков А.А., Бузский М.П., Быков А.К. [и др.]; под общ. ред. А.Н. Вырщикова. 2-е изд., доп. и перераб. Волгоград: Панорама, 2008.

3. Российский патриотизм: истоки, содержание и воспитание в современных условиях: учеб. пособие / Быков А.К., Вырщиков А.Н., Климов С.Н. [и др.]. М.: Планета, 2010.

4. Бузский М.П., Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Российская гражданская идентичность как педагогический ресурс духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2011.

5. Бузский М.П., Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Концептуальные основания духовно-нравственного и патриотического воспитания детей

и молодёжи в образовательной системе Волгоградской области. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2011.

6. Кусмарцев М.Б. Социальная эффективность патриотического воспитания в регионе: условия, факторы, критерии: монография. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* * *

1. Vospitanie patriotizma v uslovijah so-cial'nyh peremen: teoretiko-metodologicheskie i prikladnye osnovy: monografija / A.N.Vyrshhikov, M.B. Kus-marcev, V.I.Lutovinov [i dr.]; pod red. S.V. Dar-modehina, A.K.Bykova. M.: GosNII sem'i i vospitani-ja, 2007.

2. Patrioticheski orientirovannoe obrazovanie: metodologija, teorija, praktika / Birjukov A.A., Buzskij M.P., Bykov A.K. [i dr.]; pod obshh. red. A.N.Vyrshhikova. 2-e izd., dop. i pererab. Volgograd: Panorama, 2008.

3. Rossijskij patriotizm: istoki, soderzhanie i vospitanie v sovremennyh uslovijah: ucheb. posobie / Bykov A.K., Vyrshhikov A.N., Klimov S.N. [i dr.]. M.: Planeta, 2010.

4. Buzskij M.P., Vyrshhikov A.N., Kusmarcev M.B. Rossijskaja grazhdanskaja identichnost' kak ped-agogicheskij resurs duhovno-nravstvennogo i patri-oticheskogo vospitanija uchashhihsja. Volgograd: Izd-vo VolGMU, 2011.

5. Buzskij M.P., Vyrshhikov A.N., Kusmarcev M.B. Konceptual'nye osnovanija duhovno-nravstven-nogo i patrioticheskogo vospitanija detej i molodjo-zhi v obrazovatel'noj sisteme Volgogradskoj oblasti. Volgograd: Izd-vo VolGMU, 2011.

6. Kusmarcev M.B. Social'naja jeffektivnost' patrioticheskogo vospitanija v regione: uslovija, fakto-ry, kriterii: monografija. Volgograd: Izd-vo VolgGMU, 2014.

Theoretical basis of the innovative development of patriotic education in the region

There is represented the phenomenon of Russian patriotism and the necessity of its study in the postindustrial realities of the modern period, the regional innovative model of the patriotic education in the appropriate paradigmatic context, strategic guidelines and the basic areas of its implementation in the conditions of the XXI century.

Key words: patriotism, patriot, patriotic education, space, postindustrial society, region, innovative model, principle, methodology, strategy, directions of development, social effect.

1G

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.