Научная статья на тему 'Преподаватель-организатор ОБЖ: патриотическое воспитание в условиях негативного информационного пространства'

Преподаватель-организатор ОБЖ: патриотическое воспитание в условиях негативного информационного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧИТЕЛЬ ОБЖ / INFORMATION SPACE / PATRIOTIC EDUCATION / TEACHER OF BASICS OF LIFE SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасов Анатолий Александрович, Горбаченко Александр Алексеевич

Предпринята попытка проанализировать опасности и риски современного информационного пространства и готовность института современного российского образования к эффективной деятельности по нейтрализации информационных вызовов в процессе организации патриотического воспитания. Рассмотрены задачи и возможности учителя ОБЖ в поле патриотически ориентированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the attempt to analyze the dangers and risks of the modern information space and the readiness of the institution of modern Russian education to neutralize the information challenges in the process of organizing the patriotic education. The challenges and opportunities of a teacher of basics of life safety in the field of patriotic-oriented training are under consideration.

Текст научной работы на тему «Преподаватель-организатор ОБЖ: патриотическое воспитание в условиях негативного информационного пространства»

A.A. ТАРАСОВ, A.A. ГОРБАЧЕНКО (Волгоград)

преподаватель-организатор обж: патриотическое воспитание

в условиях негативного

информационного

пространства

Предпринята попытка проанализировать опасности и риски современного информационного пространства и готовность института современного российского образования к эффективной деятельности по нейтрализации информационных вызовов в процессе организации патриотического воспитания. Рассмотрены задачи и возможности учителя ОБЖ в поле патриотически ориентированного обучения.

Ключевые слова: информационное пространство, патриотическое воспитание, учитель ОБЖ.

Создание единого мирового информационного пространства, а также изменение предметов и орудий труда, развитие и повсеместное использование информационных технологий неизбежно приводят к изменению ценностных ориентаций как общества, так и личности. В этих условиях необходима четко выверенная политика по сохранению духовного наследия, а также обеспечения информационной безопасности общества в целом и отдельной личности в частности. Национальные духовные традиции всегда исполняли роль своеобразных информационных фильтров, которые успешно противостояли размыванию традиционного мировоззренческого менталитета. Именно поэтому в современных условиях важно поддерживать достижения национальной духовной культуры, прошедшие вековые проверки историей России.

Одну из главных ролей в определении будущего нашей страны играет система образования, поскольку именно учитель оказывает огромное влияние на духовное формирование будущего поколения. И государству, и обществу необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы современный педагог обладал необходимой компетентностью по преодолению опасностей, создаваемых современным информационным пространством, и осознанию процессов, происходящих в культуро-

О Тарасов A.A., Горбаченко A.A., 2018

кие науки -

образующей среде. В традиционном обществе роль культурообразующей идеи принадлежала религии, церковь надежно гарантировала легитимность государственной власти и служила гарантом личной безопасности отдельного человека.

Посттрадиционное общество выдвигает иные ценностные ориентиры. На смену прежней парадигме, в центре которой находились Бог и идея спасения, приходит новая - антропоцентрическая. Современной религией становится «религия интересов», направленная на получение удовольствий и «полной свободы». Меняется критерий ценности: из чего-то, что выше личности и единственно потому придает смысл ее существованию, он превращается в представление, которое человек диктует себе сам. Осознание экономических, политических и прочих интересов рождает и стремление к безопасности в этих сферах [10, с. 115].

в отличие от традиционного общества, ориентирующего личность на духовные приоритеты, посттрадиционное направлено на воспитание не духовной личности, а человека-потребителя, лишая его духовной безопасности через игнорирование самого существования опасностей в этой сфере. Пристальный анализ такого положения указывает на потенциальное снижение в конечном итоге уровня безопасности личности и государства за счет возрастания угроз внутренней свободе человека, лишения его творческого начала со всеми неизбежными опасностями для развития социальной системы.

Приняв за основу западную либеральную парадигму развития при одновременном обращении к православию, как показывает нынешний опыт, мы не решим государственных проблем и похороним православие как живую религиозную идею, поскольку общество в основе своей пока не осознает важности православных ценностей и потребности в них. важнейшая причина отторжения современного либерализма - ценностная несовместимость наших цивилизаций, обнаженная валдайской речью В. Путина в сентябре 2013 г.: служащий прибыли Запад трансформирует человека ради новых типов потребления и, соответственно, новых рынков, а Россия воспринимает это как расчеловечивание. Если индивидуализм современного российского бытия не будет оплодотворен ценностной ориентацией, стране грозит необратимая социальная анемия - самая

ИЗВЕСТИЯ вгпу

серьезная для современного российского общества. Поэтому призывы о необходимости формулирования идеи, способной сплотить российское общество, вовсе не праздны.

Попытка «структурировать» систему ценностей для молодого поколения была предпринята разработанной в 2009 г. Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе положений которой формировался ФГОС

ооо.

В условиях информационного противостояния («борьбы за умы») значимость ценностной ориентации подрастающего поколения неизмеримо возрастает. Президент РФ В.В. Путин, выступая 23 декабря 2017 г. на съезде «Единой России», отметил: «Чтобы наша страна жила, обновлялась, крепла, сохранила свою идентичность, нам необходимо бережное отношение к сложившейся в обществе системе базовых ценностей - это патриотизм, взаимопонимание, согласие между народами нашей многонациональной страны, уважение к своей истории, культуре, традициям, свободам, правам и достоинства человека» [6].

В настоящее время существует два основных подхода к оценке роли патриотизма в жизни современного общества. Первый предполагает рассмотрение сущности патриотизма в осознании долга по отношению к Родине, стремлении охранять и приумножать материальные и духовные богатства, накопленные предшественниками, готовности пожертвовать ради отчизны личными интересами и, если потребуется, даже жизнью. Второй подход исходит из того, что служение отдельно взятой стране должно быть заменено на служение всему человечеству. Представители этой точки зрения призывают заменить «устаревший» патриотизм ценностями космополитизма. С точки зрения космополитов, «патриот своей нации, своего государства есть уже националист-эгоист, предпочитающий свою нацию любой другой; национальная гордость -не что иное, как скользкая дорожка в национальную кичливость, ура-патриотизм, ксенофобию» [3, с. 54-55].

Осмыслению патриотизма с научных позиций, его роли в условиях современной России посвящен ряд серьезных исследований Д.Н. Багрецова, М.П. Бузского, А.Н. Вырщи-кова, М.Б. Кусмарцева, В.Д. Ширшова. В их работах проанализированы основные негативные факторы, препятствующие эффективной воспитательной деятельности по формированию патриотизма, обсуждаются организа-

ционно-педагогические подходы к формированию системы ценностей. Проведенное авторами научное исследование выявило насущную необходимость в изменении иерархии господствующих материальных ценностей у молодежи и переходе к глобальным духовно-нравственным установкам, являющимся базовыми для организации патриотического воспитания.

На сегодняшний момент приняты и пролонгируются государственные программы по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, но в этих программах отсутствует анализ рисков и угроз процесса реализации. При этом, к сожалению, не уделено должного внимания уязвимости выполнения программ от внешних и внутренних воздействий, словно они будут реализовываться в идеальных условиях. Не можем не отметить недоработки, существующие в этой области:

- все еще отсутствует закон о воспитании;

- иерархия правового обеспечения лишена определенности;

- нет организационной структуры, которой бы конкретно вменялось в обязанность проведение государственной политики в области духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания;

- отсутствует преемственность воспитательного процесса между различными уровнями образования;

- не отработан объективный механизм обратной связи по оценке результативности воспитания, покоящийся ныне на статистике проведенных мероприятий.

Достаточно хорошо решив проблему формирования знаний и умений, институт современного российского образования явно буксует в вопросах эффективной воспитательной деятельности. Ведь формирование мировоззрения, нравственных ориентиров и норм морали предполагает не только усвоение знаний о социальных нормах, обучение умению этими знаниями пользоваться, но и воспитание ценностного к ним отношения, которое связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей [9, с. 25-30].

особенно сложно современному воспитателю-педагогу противостоять агрессивным разноуровневым информационным потокам, воздействующим на психику учащихся. На этой проблеме мы хотели бы остановиться более подробно.

Формирование и развитие информационной среды резко повышает ее воспитательное

воздействие, сопровождающееся уплотнением и усложнением социальной среды без четкого понимания и оценки этих процессов со стороны педагога. Становление и развитие информационного общества, особенно в условиях его глобализации, формирует виртуальную реальность, замещающую посредством СМИ и информ-технологий реальность действительную или объективную. Инструментами такого преобразования являются реклама, современное мифотворчество, технологии, втягивающие личность внутрь информационных процессов, воспринимаемых человеком зачастую подлинной и во многом желаемой комфортной реальностью. Кроме того, отмечается присущая СМИ тенденция акцентировать внимание в основном на негативных событиях, происходящих в стране, что не позволяет педагогам с высокой эффективностью использовать положительные жизненные примеры при рассмотрении учебного материала.

Попытки поднять вопрос о воздействии на средства массовой информации разбиваются о лозунг неприкосновенности свободы СМИ, о необходимости отсутствия цензуры. Этой угрозой устрашают обывателей, опасающихся прослыть косными, отсталыми, неразвитыми, непросвещенными. Подобным действенным защитным механизмом парализуются любые законодательные инициативы, направленные на введение разумных и соответствующих нормам любого цивилизованного общества ограничений в распространении информации.

Личное информационное пространство учащихся контрастно разделяется на образовательное (в основном - реальное) и виртуальное, досуговое, в котором молодой человек проводит все больше свободного времени. И если социальные условия таковы, что авторитет школы невысок, эффективность процесса воспитания перемещается в сторону неконтролируемых информационных потоков, по большей части негативного характера.

Данная проблема является государственной (школа ее решить не может), и решение ее предусматривает корректировку социальных процессов в обществе. На сегодняшний день грамотность педагогов в вопросах обеспечения личной информационной безопасности учащихся не выдерживает никакой критики. ФГОС ВО З+ для направления подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» в перечне формируемых компетенций не акцентирует свое внимание на противодействии агрессивной информационной среде, ограничиваясь некоей «всеобъемлющей»

и размытой компетенцией по решению задач воспитания и духовно-нравственного развития (ПК-3). При пристальном рассмотрении данных воспитательных задач последние оказываются государственными проблемами.

Сложнейшей задачей является оценка последствий включения человека как субъекта в систему массовых коммуникаций. При этом использование новых средств-орудий приводит к перестройке мыслительных операций личности, приобретающих свойство №^мышления, а это уже иная парадигма по отношению к ранее преобладающей форме рационалистического мышления. Достоверное объяснение феноменов массовой коммуникации как процесса спонтанной самоорганизации и саморегуляции коллективного сознания пока не нашло своего отражения и может быть охарактеризовано как необусловленное, закрытое и малопредсказуемое. В результате спонтанного творчества всех участников коммуникативного процесса повышаются стихийность и недоступность всей системы для внешнего управления, а также сложность оценки тенденций и анализа протекающих в «сетях» процессов.

Ситуация усугубляется несовершенством понятийного аппарата, применяемого к рассмотрению патриотизма и, соответственно, патриотического воспитания. Можно отметить три понимания патриотизма (гражданский, духовно-религиозный и военный), которые предполагают три абсолютно разные модели воспитания. Если не разделять подходы по организации работы в этих направлениях, то любая попытка осмысленной педагогической работы обречена если не на провал, то на минимальную эффективность. В то же время мировой опыт показывает, что наиболее адекватным школьным реалиям и современному этапу развития общества является гражданско-патриотический вариант организации патриотического воспитания, означающий открытость, ориентацию на диалог, а не на простую передачу знаний [4].

Эффективное решение перечисленных проблем невозможно без научного сопровождения и подготовки на этой базе специалистов по организации патриотически ориентированного образования и особо направленного социального воспитания, обеспечивающих единение знаний с позицией гражданскою долга, личных интересов - с общественными. Опыт такой работы описан [8], реализуется по всей территории страны педагогами-энтузиастами, осмысливается и обобщается [7].

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

На сегодняшний день, по нашему мнению, на первый план в содержании патриотического воспитания выходят три основных компонента: военно-исторический, духовно-нравственный и идеологический. И если с первым из них государство результативно справляется, то два последних представляют пока нерешенную задачу. Возрождение истинных духовно-нравственных ценностей в условиях информационной войны против нашего государства требует колоссальных усилий как государства, так и общества. Решение данной задачи будет напрямую способствовать противодействию попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в обществе и средствах массовой информации, т. е. формировать здоровый идеологический компонент.

В свете обсуждаемых проблем может быть более достоверно оценена роль преподавателя-организатора ОБЖ, который несет существенную ответственность за организацию патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях, особенно в секторе внеурочной работы. ФГОС ВО 3+ позволяет учреждениям высшего образования самостоятельно формировать учебные планы, куда можно ввести комплекс дисциплин, направленных на формирование специальных компетенций, позволяющих проводить такую воспитательную работу. Мы считаем, что государственным интересам больше бы соответствовало нахождение дисциплины «Патриотическое воспитание» в базовом цикле со всеми вытекающими отсюда последствиями. Введение в учебные планы подготовки бакалавра 44.03.01 профиля «Безопасность жизнедеятельности» курса «Информационная безопасность личности» во многом снимает проблему организации противодействия негативной информационной среде в условиях образовательного учреждения не только во время проведения занятий, но и в режиме оказания консультативной поддержки педагогическому коллективу.

Становится все более очевидной недостаточность традиционных представлений о задачах и функциях воспитания во внеурочной деятельности. В связи с этим мы придерживаемся мнения о том, что тематический план программы по дисциплине «Патриотическое воспитание молодежи» для направления «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности») должен включать следующие разделы.

1. Россия в преддверии мирового кризиса: экономика, социум, культура. Внешние угрозы и внутренние опасности. Основные проблемы развития. Ресурсы и перспективы.

2. Патриотизм как жизненный ресурс общества: социально-исторические и духовно-нравственные основы российского патриотизма. Феномен патриотизма. Феномен малой родины. Служение Отечеству - основа социального единения и принцип стабильности и безопасной жизнедеятельности.

3. Структура патриотизма как система социальных коммуникаций. Текст в символике межличностной коммуникации. Определяющая роль культуры в повышении качества социума. Сохранение и развитие культуры как залог самоидентификации российского общества. культура безопасности - неотъемлемая часть компонента общей культуры.

4. концепция патриотического воспитания граждан от 21 мая 2003 г. Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации».

5. Понятие патриотически ориентированного образования и его надпредметный характер. Приоритетность патриотического воспитания в системе воспитательного воздействия. План работы образовательного учреждения по патриотическому воспитанию. Роль учителя ОБЖ в организации патриотического воспитательного процесса в УО. Принципы патриотического воспитания (служения Отечеству; исторической и социальной памяти; преемственности духовного опыта поколений и др.).

6. Направления патриотического воспитания школьников. Возрастной подход к построению воспитательного процесса. критерии оценки патриотической функции уроков.

7. Внеурочная работа по патриотическому воспитанию в Оу. Требования к организации внеурочной работы. Факторы, влияющие на ее эффективность. Нетрадиционные формы воспитательного воздействия. Организация практической деятельности учащихся. Военно-патриотическое воспитание как одна из эффективных форм внеурочной работы учителя ОБЖ.

8. Организационные формы внеурочной работы по патриотическому воспитанию учащихся: уроки мужества, тематические вечера, встречи с ветеранами войны и труда, лекции по героико-патриотической тематике, конференции учащихся, устные журналы.

9. Работа с родителями. Методика разработки информационных документов.

Наконец, о феномене патриотизма [2; 5]. Под общей формой общественной структуры патриотизма авторы понимают пространство патриотизма, наиболее важным компонентом которого является текст, несущий символи-

чески организованное содержание. При этом текст выступает в коммуникациях как возможность перемещения будущего в настоящее. Наиболее ярко это проявляется в условиях опасности: рассматриваемая символика становится доминирующей идеей масс (верой и «чаянием»), настоящее как бы «блекнет», уступая место будущему, делая приход его неизбежным. В этих условиях установками для оценки окружающего мира индивидуумом становятся духовные качества. Человек отказывается от роли пассивного объекта социализации. Данный эффект авторами назван феноменом патриотизма.

реализации данного феномена в настоящее время препятствует отсутствие видения того самого «будущего», что переносится в «настоящее». Вопрос будущего нашей страны актуален не только для населения, но в первую очередь для его формирования системой образования. Преподаватель-организатор ОБЖ, действуя интегрировано с другими учителями-предметниками и используя модель этого «будущего», сможет изменить вектор направленности ценностной ориентации современной молодежи. Но для того чтобы такая работа имела успех, необходимо, с нашей точки зрения, в тематические планы внести изменения, о которых упоминалось выше.

Таким образом, патриотическое воспитание в условиях негативного информационного пространства должно:

- формировать в первую очередь ценностную ориентацию молодежи на традиционные духовно-нравственные установки;

- обеспечивать преемственность воспитательного процесса между уровнями образования;

- сопровождаться оценочным механизмом обратной связи.

Эффективность такой работы будет напрямую зависеть от эффективности информационной защиты учащихся не только инструментальными, но и воспитательными методами, исследований вопросов безопасности личности в изменившейся внешней среде, анализа особенностей мышления в сетевых структурах. Существенная роль в решении этих вопросов принадлежит преподавателю-организатору ОБЖ, получающему необходимую подготовку по структурным элементам информационной безопасности, функции которого в аспекте рассматриваемых проблем явно недооценены.

Перспективой дальнейшего исследования затронутых вопросов является, по наше-

му мнению, более глубокий анализ необходимого перечня компетенций учителя ОБЖ и их обновленного содержания, соответствующего изменившимся условиям образовательного пространства, не только в образовательном, но и в профессиональном стандарте.

список литературы

1. Багрецов Д.Н., Ширшов В.Д. Патриотизм: современные вызовы и перспективы // Педагогическое образование в России. 2016. № 5. С. 63-70.

2. Бузский М.П., Вырщиков А.Н., Кусмар-цев М.Б. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания: моногр. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008.

3. Вдовин А.И. Российская нация. Национально-политические проблемы XX века и общенациональная российская идея. М.: Реалисты, 1996.

4. Военно-патриотическое воспитание учащихся средствами ОБЖ [Электронный ресурс]. URL: http://kopilkaurokov. га/ obzh/pro chee/vo ienno -patrio tichieskoie-vospitaniie-uchashchikhsia-sriedstvami-obzh (дата обращения: 13.12.2017).

5. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.

6. Выступление Путина на 17-м съезде «Единой России» [Электронный ресурс]. URL: https://www. youtube.com/watch?v=s4xp_bGn0p8 (дата обращения: 30.12.2017).

7. Гражданско-патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы: материалы гор. науч.-практ. конф. (г. Санкт-Петербург, 18 февр. 2010 г.) / Администрация Центр. р-на Санкт-Петербурга, Отдел образования, Центр повышения квалификации специалистов Центр. р-на «Научно-методический центр», Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб.: Рус. Остров, 2010.

8. Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика / А.А. Бирюков [и др.]. Волгоград: Панорама, 2008.

9. Романова Г.А. Реализация воспитательного потенциала общеобразовательных дисциплин // Педагогическая лаборатория. 2012. № 2. С. 25-30.

10. Тарасов А.А., Рыльская Н.А. Информационная безопасность личности как фактор духовного возрождения // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеграция науки и практики: материалы межрегион. науч.-практ. конф.

Ставрополь: Изд-во СТу, 2005.

* * *

1. Bagrecov D.N., Shirshov V.D. Patriotizm: so-vremennye vyzovy i perspektivy // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. № 5. S. 63-70.

2. Buzskij M.P., Vyrshhikov A.N., Kusmarcev M.B. Teoreticheskie problemy patriotizma i patriotichesko-

известия вгпу

go vospitanija: monogr. Volgograd: Izd-vo VolGU, 2008.

3. Vdovin A.I. Rossijskaja nacija. Nacional'no-politicheskie problemy XX veka i obshhenacional'-naja rossijskaja ideja. M.: Realisty, 1996.

4. Voenno-patrioticheskoe vospitanie uchashhih-sja sredstvami OBZh [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// kopilkaurokov.ru/obzh/prochee/voienno-patriotichie skoie-vospitaniie-uchashchikhsia-sriedstvami-obzh (data obrashhenija: 13.12.2017).

5. Vyrshhikov A.N., Kusmarcev M.B. Patrio-ticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom ros-sijskom obshhestve. Volgograd: NP IPD «Avtorskoe pero», 2006.

6. Vystuplenie Putina na 17-m s#ezde «Edinoj Rossii» [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.you tube.com/watch?v=s4xp_bGn0p8 (data obrashhenija: 30.12.2017).

7. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie: opyt, problemy, perspektivy: materialy gor. nauch.-prakt. konf. (g. Sankt-Peterburg, 18 fevr. 2010 g.) / Ad-ministracija Centr. r-na Sankt-Peterburga, Otdel ob-razovanija, Centr povyshenija kvalifikacii specialis-tov Centr. r-na «Nauchno-metodicheskij centré), Ros. gos. ped. un-t im. A.I. Gercena. SPb.: Rus. Ostrov, 2010.

8. Patrioticheski orientirovannoe obrazovanie: metodologija, teorija, praktika / A.A. Birjukov [i dr.]. Volgograd: Panorama, 2008.

9. Romanova G.A. Realizacija vospitatel'nogo potenciala obshheobrazovatel'nyh disciplin // Peda-gogicheskaja laboratorija. 2012. № 2. S. 25-30.

10. Tarasov A.A., Ryl'skaja N.A. Informacionnaja bezopasnost' lichnosti kak faktor duhovnogo voz-rozhdenija // Aktual'nye problemy bezopasnosti zhiz-nedejatel'nosti: integracija nauki i praktiki: materialy mezhregion. nauch.-prakt. konf. Stavropol': Izd-vo STU, 2005.

Teacher and organizer of discipline "life safety": patriotic education in terms of negative information space

The article presents the attempt to analyze the dangers and risks of the modern information space and the readiness of the institution of modern Russian education to neutralize the information challenges in the process of organizing the patriotic education. The challenges and opportunities of a teacher of basics of life safety in the field of patriotic-oriented training are under consideration.

Key words: information space, patriotic education, teacher of basics of life safety.

(Статья поступила в редакцию 25.01.2018)

Е.Г. ЯКУШЕВА, А.Н. ЯКОВЛЕВА (Якутск)

понятие «учебные стратегии» в освоении иностранного языка в зарубежных исследованиях

Анализируются подходы к пониманию учебных стратегий в зарубежных исследованиях. Основное внимание акцентируется на рассмотрении учебных стратегий в качестве необходимого компонента развития умений учебной автономии. Описываются характерные особенности учебных стратегий в освоении иностранного языка и их отличия от учебных техник. Дан подробный анализ основных классификаций учебных стратегий, представленных зарубежными исследователями.

Ключевые слова: учебная автономия, учебные стратегии, учебные техники, иностранный язык.

Многочисленные зарубежные публикации, посвященные проблеме применения учебных стратегий в освоении иностранного языка, свидетельствуют об актуальности данного направления научно-дидактических исследований. Большинство исследователей (Bimmel, Rampillon, Chudak, Häuple-Barcelo, Hiep, Neuner Anfindsen, Nodari и др.) рассматривают учебные стратегии в контексте учебной автономии [2- 4; 7-9; 11]. Учебная автономия является важным основанием эффективности освоения иностранного языка в процессе обучения в образовательном учреждении, а также в контексте обучения в течение всей жизни и связана у обучающихся с развитием навыка самостоятельной работы над языком. Поскольку в учебной деятельности обучающийся не может получить всех знаний, которые будут востребованы в будущей личной, общественной и профессиональной деятельности, важно научить будущих специалистов стратегиям по получению, усвоению и использованию знаний. учебная автономия является способностью обучающегося принимать решения и брать на себя ответственность за планирование, проведение и оценивание и быть независимым от педагога, учебного материала и учебного учреждения. В реализации этой цели решающую роль играет использование учебных стратегий. учебные стратегии являются значительным и необходимым компонентом

О Якушева Е.Г., Яковлева А.Н., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.