Научная статья на тему 'Духовно-патриотическое воспитание современной молодежи: вызовы и риски'

Духовно-патриотическое воспитание современной молодежи: вызовы и риски Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
765
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ВЫЗОВЫ / РИСКИ / ЮБИЛЕЙ / ПОБЕДА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / SPIRITUALITY / PATRIOTISM / EDUCATION / YOUTH / CHALLENGES / RISKS / ANNIVERSARY / VICTORY / GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Татьяна Ивановна, Месхи Бесик Чохоевич, Абраухова Валентина Владимировна

Представлены направления духовно-патриотического воспитания современной молодежи в юбилейный год Победы России в Великой Отечественной войне. Особое внимание уделено инновационным формам. Показаны социально-культурные вызовы и выявлены риски, которые приводят к квазипатриотизму, что требует постоянного педагогического внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова Татьяна Ивановна, Месхи Бесик Чохоевич, Абраухова Валентина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are represented the areas of spiritual and patriotic education of the modern youth in the anniversary year of the Victory in the Great Patriotic War. Special attention is paid to the innovation forms. There are shown the social and cultural challenges and revealed the risks that lead to quasi-patriotism, which requires the constant pedagogic support.

Текст научной работы на тему «Духовно-патриотическое воспитание современной молодежи: вызовы и риски»

педагогические науки

Т.И. ВЛАСОВА, Б.Ч. МЕСХИ, В.В. АБРАУХОВА (Ростов-на-Дону)

духовно-патриотическое воспитание современной молодежи: вызовы и риски

Представлены направления духовно-патриотического воспитания современной молодежи в юбилейный год Победы в Великой Отечественной войне. Особое внимание уделено инновационным формам. Показаны социально-культурные вызовы и выявлены риски, приводящие к квазипатриотизму, что требует постоянного педагогического внимания.

Ключевые слова: духовность, патриотизм, воспитание, молодежь, вызовы, риски, юбилей, победа, Великая Отечественная война.

В статье описаны результаты исследования на основе фактологического материала об участии молодёжи в течение юбилейного 2015 г. в различных мероприятиях духовно-патриотической направленности - общегородских школьных и общеуниверситетских студенческих (Донской государственный технический университет) в г. Ростове-на-Дону.

Накануне юбилейных дат, связанных с героическим прошлым страны, наращивается воздействие на общественное сознание, увеличивается поток как правдивой, так и искаженной информации. Следует отметить, что односторонняя интерпретация различных событий представляет собой контент манипуляций, которым особенно быстро поддается молодое поколение, что актуализирует духовно-патриотическое воспитание современной молодежи.

В связи с этим обнаруживается вызов по линии искажения исторических фактов [15]. Так, в 2009-м и 2015 гг. усилилась фальсификация истории Второй мировой войны [8]. В свою очередь, официальные представители власти (Д.А. Медведев, С.В. Лавров) неоднократно отмечали, что Россия будет жёстко противодействовать подобным замыслам, которые угрожают устойчивости всего миро-

устройства [9, с. 1]. В связи с этим организация воспитательных мероприятий в данном контексте должна базироваться на подлинной истории и разъяснительных беседах. По мнению историков, «военные победы, одержанные Красной Армией, оказали существенное влияние на формирование конструктивной внешнеполитической стратегии правительств стран-союзников по антигитлеровской коалиции» [1, с. 86].

Однако и в настоящее время в некоторых странах, в том числе причисляющих себя к эталонам демократии, «открыто ведётся пропаганда нацистских идей и ценностей, поднимают голову национал-радикалы. Совершаются попытки переписать, фальсифицировать историю, уравнять жертв и палачей, поднять на щит нацистов и их приспешников. Цель таких действий, и об этом не раз говорил Президент России В.В. Путин, очевидна: "спровоцировать историко-политические фобии, рассорить целые страны и народы в стремлении к односторонним геополитическим преимуществам и доминированию на мировой арене"» [9, с. 3]. Вызов очевиден, на что обращает внимание и А.И. Подберезкин в своей книге «Вероятный сценарий развития международной обстановки после 2021 года», поскольку в будущем нас ожидает глобальное военно-силовое противоборство локальных человеческих цивилизаций [12], что актуализирует задачи по патриотическому воспитанию. Риск может быть пре-одолён посредством совместных усилий государства и педагогической общественности как минимум. В то же время нельзя пребывать в рамках мифологического сознания, которое связано с «концепцией врага как главного источника неудач» [10], в завуалированной форме представляющей «ту самую категорию риска, признание которой означало бы и признание объективной возможности провалов и неудач в системе» [Там же, с. 3].

Таким образом, целесообразно проанализировать указанные вызовы, определить риски духовно-патриотического воспитания детей и молодежи в современных условиях и педагогические возможности их преодоления, чему и посвящено проведенное исследование. Прежде всего, обозначим методологические подО Власова Т.И., Месхи Б.Ч., Абраухова В.В., 2015

ходы - культурологический и духовно ориентированный, которые стали для нас базовыми.

Культурологический подход к духовно-патриотическому воспитанию предполагает воссоздание в образовательном пространстве культурных образцов и норм жизни, опережающих современное состояние общества. Духовно ориентированный подход «предполагает сохранение национально-исторической преемственности, недопустимость уничтожения социально-психологического кода населения, который выкристаллизовывался тысячелетней историей нашей страны, возрождение доминировавших ранее традиционных духовных гуманистических российских ценностей, противостояние ориентации воспитания на развитие индивидуализма и прагматизма, на культуру "общества потребления", развитию полигенизма и деструктивного национализма» [2, с. 14].

Нами также проведен контент-анализ патриотических ценностей, предлагаемых учеными на основе общенационального идеала, ориентирующегося на «возрождение России, которое немыслимо без обращения к ее глубинным истокам» (А.Н. Вырщиков, М.Б. Кус-марцев, Т.В. Пискунова и др.) [4; 5; 11]. При этом фундаментом самосознания россиян во все исторические периоды, по мнению А.И. Подберезкина, были: любовь к Родине, своему народу, его традициям и устоям; приверженность сильному государству и его институтам; социальная справедливость, участие в судьбе ближнего, сострадание; вера в Бога [13, с. 22]. А.А. Глебов, подчеркивая ключевые ценности: «Отечество, справедливость, достоинство человека», выделяет характерную черту духовной жизни России конца 90-х годов XX в. - «отсутствие идейного единства большинства населения», что свидетельствовало о глубоком внутреннем расколе и духовном кризисе [6, с. 30, 33]. В процессе же организации духовно-патриотического воспитания современных школьников и студентов следует опираться на смысловой контекст общенационального идеала. При этом необходимо отметить, что патриотические настроения современной молодежи весьма неустойчивы, о чем свидетельствуют и ученые, и данные социологических исследований, что становится определённым вызовом и требует от педагогического сообщества постоянного внимания к инновационным формам духовно-патриотического воспитания. Итак, представим результаты анализа фактологического материала по двум кластерам - общегородские школьные и общеуниверситетские студен-

ческие мероприятия - на основе отмеченного подхода.

Проектная деятельность - инновационная форма духовно-патриотического воспитания школьников. В канун юбилея Победы актуальной стала система поисково-исследовательской работы подростков и молодёжи, включающая обращение к архивным документам и изучение материалов по первоисточникам. В результате реализации проекта был издан сборник «Школьные годы, войной опаленные», в который вошли различные документы, например сочинения школьников 1942 г. о зверствах фашистов в период первой оккупации г. Ростова-на-Дону. Примечательно, что для книги школьники представили около 4 тыс. документов из фондов школьных музеев, а также самостоятельно определили её название. Многие из этих документов стали доступны читателям впервые, а ключевым принципом реализации данного проекта стала полномасштабная вовлечённость школьников на всех этапах его реализации. Анализ содержания указанного сборника позволил прийти к выводу, что привлечение молодёжи к социальной деятельности по улучшению работы современных школьных музеев в этот период, как никогда ранее, повысило их уровень как хранителей исторической памяти. Речь идет о 48 музеях, 15 музейных комнатах, 27 музейных уголках и 3 виртуальных музеях. Виртуализация музейного контента помогла, с одной стороны, осовременить представление экспонатов, с другой - преодолеть риск духовно-исторического разрыва в патриотическом воспитании.

Патриотическое воспитание немыслимо без использования духовного потенциала религиозных конфессий, проявившегося в организации творческих конкурсов для школьников, которые исследовали православные традиции российского воинства, ценности семейной жизни. Связь поколений проявилась в том, что ветераны Великой Отечественной войны (ВОВ) определили призёров городского конкурса рисунков «Великая Победа: как я ее представляю», вручили им призы, в число которых вошла и поездка по святым местам Иерусалима.

Важнейшим условием инновационности духовно-патриотического воспитания является медийная открытость: творческие работы, презентации, рисунки, видеоролики, посвященные истории Великой Отечественной войны, вкладу семей учащихся, популяризировались с помощью уличной видеотрансляции на рекламных носителях (экранах), публикова-

лись в периодических изданиях, размещались на сайтах образовательных организаций.

Воспитание не терпит перерывов: регулярно в январе-феврале в образовательных организациях проводится городской месячник военно-патриотической работы, приуроченный ко Дню защитника Отечества, в рамках которого организовываются массовые мероприятия: 1) фестиваль инсценированной военно-патриотической песни «Любите Россию и будьте навеки России верны»; 2) соревнования по стрельбе по программам «Юный стрелок», «Меткий стрелок»; 3) зимние соревнования «Школа безопасности»; 4) экскурсии в областной музей краеведения, музей Южного военного округа, школьные музеи; 5) торжественная церемония возложения венков и цветов к мемориалам и др.

Необходимо отметить, что инновационные формы органично включаются в систему мероприятий, доказавших свою эффективность в деле патриотического воспитания учащихся за многие годы. В данном плане наиболее действенной представляется бережно сохраненная традиция Поста №1 у Вечного огня мемориального комплекса «Павшим воинам». Ежегодно около 2 тыс. учащихся заступают в почетный караул. Конкретным вызовом в процессе духовно-патриотического воспитания является старение участников Великой Отечественной войны, что изменило традиционные встречи с ветеранами на акции «Милосердие», «Поделись теплом», «Удели внимание ветерану», в рамках которых им оказывается реальная помощь.

В настоящее время в науке и общественном сознании укрепилось понимание того, что массовость, с одной стороны, демонстрирует поддержку того или иного события, свидетельствует об определённом его рейтинге, с другой - позволяет преодолевать квазипатриотические риски. Так, нами подсчитано, что в городских юбилейных мероприятиях приняли участие 25 тыс. школьников. Наиболее значимыми для них стали: 1) городской конкурс школьных СМИ «Мой город над Доном», организованный педагогами дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи и городской Лигой юных журналистов; 2) поисковые полевые выезды военно-патриотических клубов «Рысь» и «Поиск», направленные на реставрацию мемориалов и воинских захоронений; 3) муниципальный этап регионального этногеографического конкурса «Славен Дон», ориентированного на изучение и сохранение природного и культурного наследия малой родины; 4) городская вы-

ставка детского технического и декоративно-прикладного творчества «Наш славный Тихий Дон», на которую было представлено 3895 творческих работ обучающихся.

Дальнейшая логика исследования предопределила изучение мнения родителей, которое было проведено психологической службой Дворца творчества детей и молодёжи г. Ростова-на-Дону. По результатам анкетирования, запрос родителей на развитие у детей в системе дополнительного образования духовно-нравственных качеств увеличился за последние три года почти в 4 раза (с 17% в 2012/13 уч.г. до 64% в 2014/15 уч.г.). Диагностика патриотических ценностей участников событийных мероприятий показала, что ценность «Отечество» вошла в первую тройку ценностей старшеклассников и переместилась со второго на первое место в указанный период. При этом воспитанники Дворца творчества чувствуют свою личную ответственность за судьбу страны; Родина для них - не абстрактная категория, а конкретная страна, где они собираются жить и которой они гордятся.

В практической организации духовно-патриотического воспитания молодёжи эффективным представляется опыт сотрудничества муниципальной системы образования с учреждениями культуры (музеями, государственными архивами), религиозными организациями, средствами массовой информации, органами власти, а также с высшими учебными заведениями. Примером последнего является олимпиада школьников и студентов «Наследники Победы», впервые организованная управлением образования и Донским государственным техническим университетом (ДГТУ). В таких условиях духовно-патриотическое воспитание современной молодёжи может быть непрерывным, приводя к отмеченным показателям. Далее целесообразно проанализировать формы духовно-патриотического воспитания студентов для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы. В первую очередь представим фактологический материал мероприятий ДГТУ в табличной форме (см. с. 7-8).

Анализируемая информация, связанная с духовно-патриотическим воспитанием, содержится в новостном формате на официальном сайте ДГТУ в открытом медийном доступе, что позволяет молодёжи, в первую очередь, определиться со своими интересами, подать заявку либо присоединиться к реальному событийному мероприятию.

Относительно проведённых мероприятий в ДГТУ нами были опрошены студенты 1-4-х

Таблица 1

Событийно-хронологический контент духовно-патриотических юбилейных мероприятий (2015 г.)

Дата / контекст мероприятия Событие / мероприятие Участники

5 мая - площадь перед ДГТУ — в течение нескольких месяцев студенты и сотрудники ДГТУ изготавливали знамя из фрагментов, которые содержали информацию об их родных, участниках ВОВ Массовый митинг: — исполнение песни Д. Тухманова «День Победы» — Знамя Победителей (728 кв. м) было пронесено над головами участников 12470 человек: - студенты и сотрудники ДГТУ, - хор МВД, - ветераны ВОВ, - представители власти

15 мая - конгресс-холл ДГТУ - круглые столы: • «Диалог светской и воскресной школ в непрерывном образовании в Ростовской области»; • «Опыт организации образовательных проектов для священнослужителей и мирян в Донской духовной семинарии» и др. Межрегиональная конференция «Диалог светской и церковной власти в системе непрерывного религиозного образования в Ростовской области» Архиереи Донской митрополии Преподаватели вузов Студенты и сотрудники ДГТУ

22 мая - конгрессно-выставочный центр «Вер-тол Экспо» (Ростов-на-Дону) - IX межрегиональная выставка-ярмарка «Православная Русь» Международная научно-практическая конференция «Святая Русь. Единство днепровской купели», посвященная 1000-летию со дня блаженной кончины крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира и 85-летию ДГТУ Участники выставки Студенты и сотрудники ДГТУ Жители Ростовской и Луганской обл. (Украина) и др.

5 июня - кафедра «Православная культура и теология» ДГТУ - Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский, глава Донской митрополии провел заседание кафедры и зачет со студентами Зачет по факультативному учебному курсу «Основы нравственности» Студенты и сотрудники ДГТУ Руководитель отдела религиозного образования и катехизации митрополии

11-17 июня - Ленинградская обл. - программа: семинар по организации деятельности студенческих спортивных клубов; лекции по патриотическому воспитанию; сдача студзачета АССК (аналог ГТО) и др. Всероссийский студенческий спортивно-патриотический лагерь, посвященный Дню России Студенты ДГТУ Студенческий актив ДГТУ Представители спорта

22 июня - студенческий парк ДГТУ - мемориал памяти Великой Отечественной войны. В рамках Всероссийского студенческого форума: 1) военно-историческая выставка техники и амуниции «Полевой лагерь Советской Армии и полевая кухня»; 2) встреча с ветеранами ВОВ. 22 июня - студенческий оздоровительно- спортивный комплекс (СОК) «Радуга» ДГТУ, с. Див-номорское, Краснодарский край - детская смена - Знамя Победы изготовили школьники совместно с воспитателями лагеря Возложение цветов к памятнику студентам, преподавателям и сотрудникам университета, погибшим в годы ВОВ. - День памяти: 1) возложение цветов на братскую могилу; 2) конкурс рисунков на асфальте «Дети мира за Мир»; 3) литературно- музыкальная композиция «Опаленная юность» и презентация Знамени Победы Студенты и сотрудники ДГТУ Ветераны ВОВ Представители власти Школьники-отдыхающие Сотрудники СОК «Радуга» Ветераны ВОВ

22 июня - Санкт-Петербург, Краснодар, Керчь, Севастополь, Волгоград, Москва, Смоленск, Ростов-на-Дону и др. - военно-исторический квест «1418». Символика игры: 1418 — количество дней, которое длилась война, и квест длился 1418 минут Масштабная игра: команды в составе до пяти человек разгадывали десять исторических головоломок, связанных с основными вехами войны Молодёжь российских городов Студенты и школьники г. Ростова-на-Дону Информационный центр по атомной энергии

известия вгпу -

Окончание табл. 1

Дата / контекст мероприятия Событие / мероприятие Участники

13-15 и 29-31 июля - СОК «Радуга» ДГТУ, с. Дивноморское, Краснодарский край -студенческие смены - в рамках мероприятия студенты познакомились с историей основания г. Новороссийска и его военной историей Экскурсионно-паломнические поездки в г. Новороссийск: крейсер «Михаил Кутузов», мемориальный комплекс «Малая земля», храм новомучеников и исповедников российских Студенты-отдыхающие Настоятель храма святой мученицы Татианы при ДГТУ Сотрудники СОК «Радуга»

26 августа - конгресс-холл ДГТУ - круглые столы: • «Роль истории Дона и "малой родины" в воспитании гражданственности молодежи»; • «Историко-культурные технологии развития патриотических традиций Дона: уникальный опыт и возможности его использования»; • «Вклад традиционных конфессий в формирование гражданского общества на Дону» и др. Первый конгресс историков региона «История и будущее: Дона: путь к гражданскому согласию» Сотрудники и студенты ДГТУ Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский Сотрудники архивов, музеев и библиотек

5 сентября - от ДГТУ до Гребного канала и обратно - студенты ДГТУ во главе с министром образования и науки РФ Д. Ливановым пробежали 14 километров в честь 70-летия Победы ВОВ Всероссийский студенческий легкоатлетический забег 2 тыс. человек, среди них 550 студентов и сотрудников ДГТУ Представители власти

курсов и магистранты (количество респонден- роприятий (см. табл. 1), а также с подходом

тов - 174 чел.), которые выделили следующие их достоинства: 1) возможность свободного выбора; 2) представленность разных возрастных групп; 3) совместная деятельность по подготовке мероприятия; 4) медийный формат; 5) инвариантность события при учёте непреодолимых (природных) условий.

Данную иерархию достоинств «от студентов» мы сравнили с контентом юбилейных ме-

к их организации со стороны определённых служб и пришли к следующим выводам:

- массовость мероприятия достигается за счёт квотирования количества участников, а не на основе свободного выбора, следовательно, она не может быть адекватным показателем его качества для молодёжи;

- разновозрастной характер мероприятий в юбилейный год совпадает с ожиданиями сту-

Таблица 2

Матрица соотношения вызовов и рисков сквозь призму их преодоления

Вызовы

Намеренное искажение исторических фактов, тех или иных событий для манипуляции общественным сознанием

Глобальное военно-силовое противоборство локальных человеческих цивилизаций в качестве сценария мирового развития

Доминирование того или иного религиозного мировоззрения в качестве принципа организации образовательной деятельности

Массовость юбилейных мероприятий в качестве показателя патриотизма населения, и молодёжи в том числе

Медийность мероприятий в качестве показателя их инновационного характера

Риски

Мировоззренческая потеря поколения 90-х годов ХХ в. Распространение космополитизма в молодёжной среде Снижение статуса суверенитета стран как принципа в мировом устройстве

Уничтожение отдельных наций и народностей

Духовно-исторический разрыв в духовно-патриотическом воспитании Возникновение экстремизма в молодёжной среде

Укоренение в общественном сознании квазипатриотизма Узурпация права на истинный патриотизм той или иной партией

Замена реальных дел их виртуальными эквивалентами Симуляция духовно-патриотической активности

Способы преодоления Совместные усилия науки и педагогов в области патриотического воспитания и исторического образования

Совместные усилия Российского государства и военно-промышленного комплекса

Воспитание у молодёжи готовности к защите Отечества на основе пропаганды здорового образа жизни Совместные усилия образовательных организаций и религиозных структур по воспитанию молодёжи Уважение свободы вероисповедания молодёжи

Организация духовно-патриотического воспитания на основе повседневной совместной деятельности по благоустройству малой родины в первую очередь Распространение волонтёрства как принципа жизни в современном мире Развитие реального лидерства среди молодёжи

дентов, повышая их смысловую значимость на основе совместной деятельности, что не всегда возможно в силу их различных форматов;

- медийность мероприятий является в настоящее время их неотъемлемым атрибутом и привлекает на этой основе все большее количество молодёжи.

Итак, в статье представлено два кластера - духовно-патриотическое воспитание 1) школьников и 2) студентов (в совокупности - современная молодёжь), что позволило нам выявить определённое соотношение (см. табл. 2 на с. 8):

Таким образом, духовно ориентированный подход ориентирует педагогов на использование инновационных форм духовно-патриотического воспитания современной молодёжи, что позволит преодолеть риски, возникающие в глобализирующемся мире, создать базу для непрерывности образования во благо личности и общества.

список литературы

1. Белоусов И.И. К вопросу об итогах и уроках Великой Отечественной и Второй мировой войны для современной России // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 4 (43). С. 84-93.

2. Власова Т.И., Козловская Т.В. Преодоление духовно-исторического разрыва в гражданско-патриотическом воспитании современных студентов. Новочеркасск: Лик, 2008.

3. Вырщиков А.Н. Педагогический аспект понятия «патриотизм» как методология патриотического воспитания // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 5. С. 8-11.

4. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Уроки служения Отечеству в пространстве патриотически-ориентированного образования: учеб.-метод. пособие. Волгоград: Авт. перо, 2005.

5. Вырщиков А.Н., Никонов К.М. Российская национальная идея. Некоторые суждения о государственности, демократии и культуре, свободе и человеческом достоинстве. Волгоград: Изд-во ВГУ, 1998.

6. Глебов А.А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения: учеб. пособие. Волгоград: Перемена, 2004.

7. Илиевский Н.Н. Холодная война: в 2 т. // Военная история Российского государства / под ред. В.А. Золотарёва. М., 2014. Т. 2. От Потсдама до Мальты.

8. Кикнадзе В.Г. История Второй мировой войны: противодействие попыткам её фальсификации и искажения в ущерб международной безопасности // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 4 (43). С. 74-83.

9. Лавров С.В. Великая Победа - источник нашей национальной гордости // Международная жизнь. 2015. M 5. С. 3-6.

10. Мадера AT. Риски и шансы: неопределенность, прогнозирование и оценка. М.: УРСС, 2014.

11. Пискунова ТВ. Социокультурные модификации патриотизма. Ростов н/Д.: ИПО ЮФУ, 2007.

12. Подберезкин A.R Вероятный сценарий развития международной обстановки после 2021 года. М.: МГИМО-Университет, 2015.

13. Подберезкин A.R Русский путь: сделай шаг. М., 1998.

14. ^штевня СА. Война и современность. М.: Наука, 1986.

15. Taylor A.J.P. Origins of the Second World War. URL: http://www.jrbooksonline.com/PDF_Books/

Origins_Second_World_War.pdf - 1961.

* * *

1. Belousov I.I. K voprosu ob itogah i urokah Velikoj Otechestvennoj i Vtoroj mirovoj vojny dlja sovremennoj Rossii // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2015. M 4 (43). S. 84-93.

2. Vlasova T.I., Kozlovskaja T.V. Preodolenie duhovno-istoricheskogo razryva v grazhdansko-patrioticheskom vospitanii sovremennyh studentov. Novocherkassk: Lik, 2008.

3. Vyrshhikov A.N. Pedagogicheskij aspekt ponja-tija «patriotizm» kak metodologija patrioticheskogo vospitanija // Izvestija Volgogradskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta. 2012. M 5. S. 8-11.

4. Vyrshhikov A.N., Kusmarcev M.B. Uroki slu-zhenija Otechestvu v prostranstve patrioticheski-orientirovannogo obrazovanija: ucheb.-metod. posobie. Volgograd: Avt. pero, 2005.

5. Vyrshhikov A.N., Nikonov K.M. Rossijskaja nacional'naja ideja. Nekotorye suzhdenija o gosudarstvennosti, demokratii i kul'ture, svobode i chelovecheskom dostoinstve. Volgograd: Izd-vo VGU, 1998.

6. Glebov A.A. Vospitanie patriotizma, toleran-tnosti i kul'tury mezhnacional'nogo obshhenija: ucheb. posobie. Volgograd: Peremena, 2004.

7. Ilievskij N.N. Holodnaja vojna: v 2 t. // Voennaja istorija Rossijskogo gosudarstva / pod red. V.A. Zo-lotarjova. M., 2014. T. 2. Ot Potsdama do Mal'ty.

8. Kiknadze V.G. Istorija Vtoroj mirovoj vojny: protivodejstvie popytkam ejo fal'sifikacii i iskazhenija v ushherb mezhdunarodnoj bezopasnosti // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2015. M 4 (43). S. 74-83.

9. Lavrov S.V. Velikaja Pobeda - istochnik nashej nacional'noj gordosti // Mezhdunarodnaja zhizn'. 2015. tf° 5. S. 3-6.

10. Madera A.G. Riski i shansy: neopredelennost', prognozirovanie i ocenka. M.: URSS, 2014.

известия вгпу

11. Piskunova T.V. Sociokul'turnye modifikacii patriotizma. Rostov n/D.: IPO JuFU, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Podberezkin A.I. Verojatnyj scenarij razvitija mezhdunarodnoj obstanovki posle 2021 goda. M.: MGIMO-Universitet, 2015.

13. Podberezkin A.I. Russkij put': sdelaj shag. M., 1998.

14. Tjushkevich S.A. Vojna i sovremennost'. M.: Nauka, 1986.

15. Taylor A.J.P. Origins of the Second World War. URL: http://www.jrbooksonline.com/PDF_ Books/Origins_Second_World_War.pdf - 1961.

Spiritual and patriotic education of modern youth: challenges and risks

There are represented the areas of spiritual and patriotic education of the modern youth in the anniversary year of the Victory in the Great Patriotic War. Special attention is paid to the innovation forms. There are shown the social and cultural challenges and revealed the risks that lead to quasi-patriotism, which requires the constant pedagogic support.

Key words: anniversary, spirituality, patriotism, education, youth, challenges, risks, victory, the Great Patriotic War.

(Статья поступила в редакцию 29.10.2015)

ю.с. Кузнецова, е.и. Балакирева

(Саратов)

доверие в диалогических отношениях педагога и обучающихся

Рассматриваются атрибутивные (неотъемлемые) свойства диалогических отношений педагога и обучающихся, такие как равноправие, проникновение, взаимопонимание, эмпатия, доверие и самораскрытие. Подробно описана проблема доверия в структуре диалогических отношений «преподаватель-обучающийся». Представлены результаты эмпирического опыта исследования влияния доверия на диалогические отношения в процессе обучения в университете.

Ключевые слова: диалог, доверие, диалогические отношения, атрибутивные (неотъемлемые) свойства, педагог, обучающиеся.

Диалогическое общение в современном мире является одной из самых востребованных форм отношений. Оно приобретает универсальный характер, и сферы его примене-

ния расширяются, одной из самых значимых является образование. В этой связи актуализируется изучение особенностей диалогических отношений, т.к. педагог должен уметь решать профессиональные задачи и компетентно вести себя в различных ситуациях общения.

На основе анализа научной литературы, посвященной проблеме диалогических отношений (М. Бубер, М.М. Бахтин), а также вопросу взаимодействия педагога и обучающихся в диалоге (С.Л. Братченко, А.А. Бода-лев, К.А. Абульханова-Славская, С.В. Белова, Д.Б. Эльконин, Т.П. Гаврилова и др.), мы посчитали необходимым определить наиболее важные, атрибутивные (неотъемлемые) свойства диалогических отношений, устанавливаемых между преподавателем и обучающимися (в нашем случае, студентами) в образовательном процессе. Диалогические отношения -это отношения особого рода, предполагающие равноправие собеседников (суверенные, полноценные Я со своими мирами, своей позицией (М.М. Бахтин)), проникновение в мир другого (М. Бубер), когда явление или событие раскрывает что-то друг о друге, взаимопонимание, эмпатию, которая, в свою очередь, влечет доверие и самораскрытие [6].

Что же составляет суть диалогических отношений? В концепции М.М. Бахтина диалогические отношения - это, прежде всего, сфера духовного обогащения людей и их единения; диалогические отношения всегда знаменуют возникновение новых смыслов, которые не остаются стабильными (раз и навсегда завершенными) и всегда будут меняться [1]. Если попробовать перенести эту мысль в образовательную практику, то можно говорить, на наш взгляд, о приобретении в диалогических отношениях личностного, ценностно-смыслового опыта, причем как студентами, так и преподавателем. С.В. Белова в своих работах пишет о том, что предельная единица диалога - это диалогические отношения, под которыми она понимает направленность на доверительное, эмпатическое, открытое, вопросно-ответное, ценностно-смысловое, конструктивное, сознательное, целостное взаимодействие с объектами познания [2].

Определив атрибутивные (неотъемлемые) свойства диалогических отношений, попытаемся представить их характеристику, необходимую для понимания влияния каждого из этих свойств на ситуацию и участников общения; более детально же остановимся на рас-

© Кузнецова Ю.С., Балакирева Е.И., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.